СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
«Королева царствует, но не правит». Всегда ли это так?
А.А. Полякова
Статья посвящена вопросам участия британского монарха в принятии политических решений. Существует мнение, что английский монарх царствует, но не правит. Однако случаются исторические прецеденты его непосредственного участия в выработке политического решения, особенно в кризисные периоды.
Британский монарх - глава не только Соединенного Королевства, куда входит Англия, Шотландия, и Северная Ирландия, но и организации куда более масштабной. Называется она Содружество. В его состав входит 54 государства. Как видим, список очень большой. В 16 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства. В этих странах проживают в общей сложности порядка двух миллиардов человек. Начало Содружеству было положено проведенной в 1887 г. в Лондоне колониальной конференцией, на которой закрепились основы новой колониальной политики: отныне наиболее развитым колониям даровался статус доминионов1, при этом все они становились частью Британского Содружества наций - объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю. Правовой статус Содружества был закреплен Вестминстерским статутом от 11 декабря 1931 г. Вплоть до 1947 г. оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией2. Таким образом, Содружество - это в подавляющем большинстве завязанные на Лондон бывшие колонии Великобритании.
Теперь собственно о Великобритании. Вся исполнительная власть находится в руках премьер-министра, но он является лишь самым главным британским госслужащим. Если внимательно взглянуть на обязанности британского монарха и осмыслить его полномочия, то сразу будет понятно, что далеко не каждый способен достойно «нести этот крест» и монархом в Великобритании быть совсем не просто. На самом деле у суверена следующие полномочия:
- монарх является главой государства;
- монарх является главнокомандующим всех вооруженных сил;
- монарх имеет право вето на законы, принимаемые парламентом3;
- монарх может созывать внеочередную сессию парламента;
- монарх в своей деятельности не зависит от политических партий;
- монарх может распустить парламент и назначить внеочередные выборы.
Правда, британские монархи свое право абсолютного вето использовали последний раз почти триста лет назад. Но это лишь подчеркивает, что в Соединенном Королевстве все делается более тонко и политически грамотно, когда монарх непосредственно вмешивается в процесс управления государством только во времена глубоких политических кризисов.
Как известно, монархи в Великобритании царствуют, но не правят. Всю внутреннюю и внешнюю политику определяет парламент и кабинет министров. Но в этой статье будут описаны события, которые совершались именем королевы Елизаветы II, где она была не только свидетелем, но и непосредственным участником, а также отмечается, как ее действия повлияли на ход тех или иных политических событий.
После смерти короля Георга VI 6 февраля 1952 г. королевой стала его старшая дочь Елизавета II. Согласно традиции, она была коронована в Вестминстерском аббатстве 2 июня 1953 г. и стала 40-м монархом со времен Вильгельма Завоевателя. Елизавете II было всего 25 лет, когда она стала королевой. Она начала свое царствование с обещания «служения народу». С самого начала правления Елизавета завела правило по вторникам регулярно давать вечерние аудиенции британскому премьер-министру4 для разговора и обмена мнениями. За время ее нахождения на троне сменилось 12 пре-
Полякова Арина Александровна - аспирант кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
мьер-министров5, а традиция еженедельных встреч сохранилась до сегодняшнего дня.
Нынешняя королевская семья, так же как и семья Георга VI (отца Елизаветы), которого прозвали «народным королем» за то, что он сплотил британцев во время Второй мировой войны, пользуется заслуженным уважением своих подданных за участие в общественной жизни страны, за вклад и заботу о процветании государства.
У королевы и других членов королевской семьи есть обязанности, которые они выполняют, в частности активное участие в политической и общественной жизни страны, посещение государств Содружества, при этом каждая такая поездка или мероприятие широко освещается средствами массовой информации. Даже во время отдыха они постоянно находятся под пристальным вниманием. Кроме того, члены королевской семьи являются участниками различных благотворительных обществ. Так, супруг Елизаветы Филипп Маунтбэттен герцог Эдинбургский является президентом всемирного Фонда защиты природы. Принц Чарльз интересуется вопросами окружающей среды и архитектуры, принц Эдуард - театром, принцесса Анна курирует Фонд защиты детей.
Первым премьер-министром в царствование Елизаветы был Уинстон Черчилль. Его участие в делах королевского дома было значительным. Общение с таким человеком, как Черчилль, который позже был признан в Британии человеком столетия, безусловно, обогатило Елизавету. Впрочем, она так добросовестно исполняла свои обязанности монарха, что и Черчилль извлекал уроки от общения с ней. Ее серьезность по отношению к государственным обязанностям высоко оценивал Джон Колвилл, личный секретарь премьер-министра.
Однажды во время очередной встречи с Черчиллем Елизавета поинтересовалась его мнением по поводу свежей телеграммы из Белграда. Премьер-министр телеграммы не читал, поэтому своего мнения высказать не смог. На Даунинг-стрит он вернулся раздосадованным. Поначалу к таким встречам он относился весьма формально, не задаваясь мыслью, что вообще можно обсуждать с молодой женщиной. Но потом понял, что королева в курсе всех происходящих событий, ведь она получает точно такую же корреспонденцию, что и он сам. У нее есть свое мнение, и она готова обсуждать его. После того случая он тщательно готовился к аудиенциям и очень внимательно просматривал последние сообщения6. Черчилль был, безусловно, выдающимся политическим деятелем. В знак благодарности 24 апреля 1953 г. королева наградила его орденом Подвязки.
После того как Черчилля сменил Энтони Иден, возник правительственный кризис, который потребовал прямого вмешательства королевы для его разрешения. Премьерство Идена оказалось кратковременным и неудачным как с внешнеполитической, так и с внутриполитической точек зрения. Во многом этому способствовала неудача в Суэцком кризисе, случившемся в 1956 г. в связи с национализацией Египтом Суэцкого канала, через который
проходила четверть всей внешней торговли Британии. По свидетельству лорда Маунтбэттена, королева была против вторжения английских войск в Египет. Она несколько раз выказывала Идену свое отрицательное отношение к этому предприятию правительства. Тем не менее вторжение состоялось, но почти что сразу же было прекращено из-за решительной негативной позиции Советского Союза и отказа поддержать эту акцию со стороны США.
Иден вынужден был заплатить за суэцкую авантюру своей отставкой (формально он уходил с поста премьер-министра по состоянию здоровья), при этом он предложил королеве в качестве преемника на выбор две кандидатуры: Рэба Батлера и Гарольда Макмиллана.
По воспоминаниям Эдварда Хита, бывшего в то время главным «партийным кнутом» в паламенте, 8 января 1957 г. премьер-министр вызвал его в свой кабинет, где сообщил о том, что вскоре оставит свой пост, сославшись на здоровье, хотя Хит и не заметил у него какого-либо сожаления по этому поводу. Чуть позже состоялось небольшое собрание, на котором Иден проинформировал своих коллег о намерении уйти в отставку. В тот же день премьер отправился в королевскую резиденцию Сэндрингем, где сообщил королеве о своем решении. Елизавета решила подождать сутки, прежде чем огласить свое согласие на отставку Идена. Это должно было показать народу, что было принято взвешенное решение7. Вечером следующего дня (9 января 1957 г.) Черчилль получил письмо от Идена. В письме говорилось о том, что по состоянию здоровья премьер более не способен должным образом выполнять свои обязанности и вынужден сложить с себя все полномочия8.
Следует отметить, что королева не принадлежит ни к одной партии и не вмешивается во внутрипартийные дела. Как правило, она «просит» лидера партии, выигравшей парламентские выборы, исполнять обязанности премьер-министра. Она также может использовать свое право вето и отклонить кандидатуру. Но в данной ситуации ей некого было «просить», так что именно от решения королевы зависело, кто будет следующим премьер-министром страны. И тогда Елизавета начала консультации с представителями Консервативной партии.
Проведение внутрипартийных консультаций было поручено влиятельному тори лорду Солсбери, который провел опрос в основном среди сторонников Макмиллана. Лорд Солсбери вместе с лордом Килмуром брали интервью у каждого члена кабинета министров, определяя настрой и политические взгляды. Мнением радикальных кругов, поддерживавших Батлера (противника суэцкой интервенции), пренебрегли. Интересно, что барон Адеан9 пригласил Эдварда Хита к себе домой, где лично хотел узнать его мнение относительно кандидатов на пост премьер-министра из первых уст, прежде чем Солсбери сообщил бы ему об этом в своем отчете. Хит заявил, что, несмотря на то, что является близким другом обоих кандидатов, свой голос отдает все же Макмиллану, впрочем, как и существенное большинство членов кабинета министров10.
Личный секретарь королевы сообщил Хиту,
А.А. Полякова
что она предполагает проконсультироваться с Черчиллем (в знак уважения к бывшему премьер-министру). Понимая важность момента, она будет рассматривать сложившуюся ситуацию особенно тщательно. Любопытную подробность, связанную с консультацией Елизаветы с Черчиллем, приводит его биограф, известный британский ученый Мартин Гилберт. Собираясь во дворец, Черчилль надел по такому случаю свой старый цилиндр. Позже он объяснил своему зятю Кристоферу Сомсу, что, по-видимому, придется заказать новый цилиндр, так как в будущем предстоит не одна консультация с королевой, а старый головной убор стал уже совсем ветхим11.
На следующее утро Адеан позвонил Хиту, чтобы сообщить, что Елизавета поручит сформировать новое правительство Макмиллану12. Кандидатуру Макмиллана поддержали все «тяжеловесы»-тори, включая Черчилля, Солсбери, Моррисона (председателя «комитета 1922 года» - объединяющего органа рядовых членов парламентской фракции тори). 10 января 1957 г. Макмиллан был назначен новым премьер-министром.
При принятии своего решения Елизавета намеренно предпочла опереться на мнение представителей наиболее лояльной к монарху так называемой «старой гвардии». Сторонники Батлера усмотрели в этом союз монарха с более консервативными внутрипартийными слоями, что исключало равные возможности для кандидатов. По их мнению, получилось так, что королева пренебрегла демократическими принципами. Назначение Макмиллана премьером стало неожиданным для многих британцев. И потому Елизавета удостоилась немалой критики от средств массовой информации в свой адрес.
В 1963 г. возник еще один внутриполитический кризис, потребовавший вмешательства королевы. Правительство консерваторов во главе с Макмилланом было озабочено тем, чтобы не отстать от темпов развития ведущих европейских стран и восстановить взаимопонимание с США после суэцкого кризиса. В отношении США этого удалось достичь за счет военного сотрудничества, но с европейскими державами отношения обстояли не самым лучшим образом. Разногласия по вопросу вступления Великобритании в общий рынок привели к расколу тори. Тяжелым бременем для страны стали расходы по перевооружению и ядерной программе. Наступил застой в экономике, и на улицы вышли протестующие толпы безработных. В октябре 1963 г. Макмиллан ушел в отставку. В отличие от своего предшественника Идена, уходящий премьер-министр назвал Елизавете в качестве своего преемника кандидатуру Алекса Дугласа-Хьюма.
Как и в предыдущем случае, консервативная партия все еще не имела формальной процедуры выбора лидера (она будет определена лишь в 1965 г.). Был проведен лишь неофициальный опрос внутри партии, среди депутатов и высокопоставленных партийных деятелей. Интересен тот факт, что альтернативой Дугласу-Хьюму опять был Батлер, однако «тяжеловесы» вновь выступили
против него. Елизавете снова предстояло назначить нового премьер-министра страны на основании рекомендаций, данных руководящими партийными деятелями. Она утвердила Дугласа-Хьюма, за что снова подверглась критике, ибо назначила на эту должность человека, не пользующегося полной поддержкой внутри своей партии.
В 1974 г., во время тихоокеанского турне Елизаветы и герцога Эдинбургского в Австралию и Индонезию, в Великобритании произошел еще один внутриполитический кризис, связанный с проведением внеочередных парламентских выборов. Он потребовал от королевы прервать свое турне и срочно вернуться на родину. Герцог продолжил визит, а Елизавета присоединилась к нему позже, уже в Индонезии. Причиной кризиса стал курс консервативного правительства Хита, приведший к серьезному конфликту с профсоюзами и угрозе всеобщей забастовки. К тому же произошел раскол на сторонников и противников членства Великобритании в ЕЭС. Любопытно, что сама Елизавета принадлежала к противникам, считая, что тесный альянс с европейскими странами приведет к свертыванию экономических связей со странами Содружества, а также снижению роли и влияния Великобритании на эти страны. В таких условиях объединяющая роль британского монарха была чрезвычайно важна.
Консерваторы были уверены, что сумеют подправить положение всеобщими выборами, заручившись поддержкой избирателей. Но неблагоприятные для тори результаты выборов13 означали, что Консервативная партия могла оставаться в правительстве лишь при условии формирования коалиции с либералами. Переговоры Хита с руководством Либеральной партии провалились, и он вынужден был подать прошение об отставке. После этого, воспользовавшись своей королевской привилегией, Елизавета попросила лидера оппозиционной Лейбористской партии Гарольда Вильсона сформировать правительство. Таким образом, было создано новое лейбористское правительство, а королева вновь удостоилась изрядной порции критики. Тем не менее в этот период авторитет королевы был особенно высоким, так как и сторонники, и противники единодушно признавали право монарха на подобное решение.
Последним событием, в котором Елизавета приняла непосредственное участие, была смена кабинета министров в 2010 г. Это произошло после 13-летнего нахождения у власти Лейбористской партии под руководством Тони Блэра, а затем -Гордона Брауна. В мае 2007 г. внутрипартийные разногласия вынудили Блэра уступить место лидера партии министру финансов Брауну. На его долю выпала борьба с мировым экономическим и финансовым кризисом. Действия Брауна по спасению британской финансовой системы получили одобрение экономистов ведущих стран. Однако последствия кризиса все же серьезно сказались на внутриполитическом и экономическом положении Великобритании. И к следующим парламентским выборам, в отличие от предыдущих, у лейбористов
уже не было подавляющего перевеса в поддержке избирателей.
В результате состоявшихся 6 мая 2010 г. выборов ни одна партия не набрала абсолютного большинства: из 650 мест консерваторы набрали 306, лейбористы - 258, либеральные демократы - 57, остальные партии - 28 мест. Подобный расклад не позволял сформировать однопартийное правительство. Вновь, как и в 1974 г., в стране возникла ситуация «подвешенного парламента». Маневры Брауна по созданию коалиции с либерал-демократами не увенчались успехом. Зато это удалось лидеру тори Кэмерону.
Вечером 11 мая 2010 г. Браун объявил о своем уходе с постов главы правительства и лидера Лейбористской партии и подал королеве прошение об отставке. В тот же вечер предложение Елизаветы о формировании правительства получил Дэвид Кэмерон, который создал правящую коалицию с либерал-демократами. Его заместителем в правительстве стал лидер Либерально-демократической партии Ник Клегг.
Несмотря на преклонный возраст (в апреле 2012 г. королеве исполнилось 86 лет), Елизавета продолжает активно участвовать в общественной жизни Великобритании и стран Содружества, она совершает в год несколько зарубежных турне, в том числе дальних. Так, в 2010 г. королева посетила США и обратилась к участникам Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (последний раз она выступала здесь 53 года назад). Елизавета, которую Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал «якорем нашего века», обратилась ко всем странам, входящим в ООН, с призывом «прилагать все возможные усилия» для борьбы с общими проблемами-терро-ризмом и изменением климата. Она отметила, что с
момента ее последнего выступления в ООН в 1957 г. мир претерпел большие перемены, среди которых «перемены к лучшему» были преобладающими. «Многие важные вещи остались без изменений, -заявила Елизавета, - те ценности и задачи, которые послужили вдохновением для Хартии ООН, продолжают жить»14.
В процессе обсуждения речи британского монарха участвовали правительства всех 16 государств, в которых она является главой государства, включая, собственно, Соединенное Королевство, а также Канаду, Австралию и Новую Зеландию. По мнению многих специалистов, нынешнее выступление британской королевы в ООН является одним из самых важных событий за последние годы. Во время визита в Нью-Йорк Елизавета посетила место, где находился Всемирный торговый центр, разрушенный в результате террористического акта 11 сентября 2001 г. Кроме того, она открыла мемориал памяти 67 британцев, погибших во время событий 11 сентября, а также возложила венок к месту, где стоял Всемирный торговый центр.
Сегодня королева Елизавета II, пережившая десятки президентов и премьер-министров, считается самой опытной из глав государств мира.
Polyakova A. A. «The Queen Reigns butDoes not Rule». Is it Always So?
Summary: Abstract: This article is devoted to the questions of the British monarch's participation in the process of political decision-making. There is an opinion that the English monarch reigns, but does not rule. However, there are historical precedents of their direct participation and influence of political decisions, especially during times of crisis.
------------ Ключевые слова ------------------
Монархия, монарх, король, королева, Елизавета II, Англия, парламент, кабинет министров, премьер-министр, политический кризис.
-------------- Keywords ------------
Monarchy, the monarch, the king, the queen, Elizabeth II, England, parliament, the cabinet, the prime minister, political crisis.
Примечания
1. Автономные квазигосударственные образования. Позднее — фактически независимые государства.
2. То есть главой доминионов признавался британский монарх.
3. Хотя с 1707 года им не пользовались. [Прим. автора].
4. Если находилась в Букингемском дворце, конечно.
5. Это были Уинстон Черчилль (1951-1955), Энтони Иден (1955-1957), Гарольд Макмиллан (1957-1963), Алекс Дуглас-Хьюм (1963-1964), Гарольд Вильсон (1964-1970 и 1974-1976), Эдвард Хит (1970-1974), Джеймс Каллаген (1976-1979), Маргарет Тэтчер (1979-1990), Джон Мэйджор (1990-1997), Тони Блэр (1997-2007), Гордон Браун (2007 - 2010), Дэвид Кэмерон (2010 - до настоящего времени).
6. Попов В.И. Жизнь в Букингемском дворце: Елизавета II и королевская семья. М., 1996.
7. Heath E. The Course of My Life. London, 1998, p. 178.
8. Gilbert M. Winston S.Churchill, 1945-1965. Never Despair. London, 1988, p. 1226-1227.
9. Барон Майкл Эдвард Адеан был личным секретарем Ее Величества в первое двадцатилетие ее правления (1953-1972).
10. Heath E. Op. cit., p. 178.
11. Gilbert M. Op. cit., p. 1227.
12. Heath E. Op. cit.
13. Лейбористы получили 301 место, консерваторы - 297, либералы - 14. (Childs D. Britain Since 1945. A Political History. London, 1997, p. 177).
14. Видеозапись выступления Ее Величества от 07 июля 2010 года. Источник - официальный королевский сайт на Youtube - http:// www.youtube.com/theroyalchannel#p/search/0/U-MlHTgnA3o