Научная статья на тему 'Скрининговая оценка репродуктивного состояния здоровья в физическом воспитании студенток'

Скрининговая оценка репродуктивного состояния здоровья в физическом воспитании студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИНИНГ / SCREENING / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / REPRODUCTIVE HEALTH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевелева И.Н., Сафонова Ж.Б.

Социальные условия и современный образ жизни оказывают все более выраженное негативное влияние на здоровье студентов, в том числе и репродуктивное. В связи с этим большое значение имеет комплекс превентивных мероприятий, используемых не только медиками, но и педагогами дисциплины «Физическая культура». Вместе с тем это возможно лишь при осознанном усвоении ими достаточных знаний в области физиологии, психологии, а также теории и методики физической культуры по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в настоящем и будущем. Актуальность профилактических мероприятий для студенток в рамках учебной программы по физическому воспитанию ни у кого не вызывает сомнений, так как к моменту завершения учебы заканчивается и развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья. Накопленный авторами более чем 10-летний опыт научных исследований и практической работы со студентками по выявлению факторов, предрасполагающих к ухудшению репродуктивного здоровья, позволил разработать скрининговую систему его оценки в физическом воспитании. В ходе работы, помимо скрининга репродуктивного здоровья, проводились традиционные методы исследования физической подготовленности и морфофункционального состояния студенток. Полученные результаты по модифицированной нами скрининговой системе дают преподавателям объективную информацию о степени нарушения репродуктивного здоровья и способствуют поиску средств физической культуры, направленных на его сохранение и улучшение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевелева И.Н., Сафонова Ж.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCREENING EVALUATION OF REPRODUCTIVE HEALTH IN PHYSICAL EDUCATION OF FEMALE STUDENTS

Social conditions and modern lifestyle have a negative impact on students' health in general and reproductive health in particular. In this regard of great importance is the preventive measures complex used not only by doctors, but by «Physical Education» teachers as well. At the same time that is possible only if they have proficient knowledge in physiology, psychology and the theory and technique of physical education in regard to the maintenance and improvement of reproductive health today and in the future. It is clear that the preventive measures for female students within the framework of Physical Education training programme are of crucial importance because the development of vital motor skills and abilities comes to an end by their graduation. There is a persistent necessity for physical exercises which would contribute to the maintenance of job/work performance and health improvement for many years. The authors' more than 10-year experience in scientific research and practice with female students in order to identify the factors contributing to the deterioration in reproductive health has led to the development of a screening system for the assessment of reproductive health in physical education. In the course of work, not only screening of reproductive health but also traditional methods of studying fitness and morphofunctional parameters of female students were undertaken. The results obtained by the modified screening system give teachers objective information about reproductive health problems and contribute to the search for the means of physical education focused on the reproductive health maintenance and improvement.

Текст научной работы на тему «Скрининговая оценка репродуктивного состояния здоровья в физическом воспитании студенток»

Treshcheva O.L., Karpeeva S.A. In: Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], No.4 (2016): 91-95. (In Russian)

Fiskalov V. D. Sport i sistema podgotovki sportsmenov: Uchebnik [Sport and the system of athlete training: Textbook], Moscow: Sovetsky sport, 2010. (In Russian).

Bowman B. In: Swimming Technique. Vol. 1 (2003): 8-12. 2003.

O. L. Trescheva, A. G. Karpeev

Omsk, Russia

NEW RULES OF FINA/AIRWEAVE SWIMMING WORLD CUP SERIES: «PROS» AND «CONS» (BASED ON THE COMPETITIVE EXPERIENCE OF KATINKA HOSSZU, A MULTIPLE OLYMPIC GOLD MEDALIST, WORLD CHAMPION AND WORLD RECORD HOLDER)

Abstract. This article is dedicated to the research of the competitive experience of Katinka Hosszu (Hungary) multiple Olympic gold medalist, world champion and world record holder in Individual Medley. From 2012 to 2016 she repeatedly became the winner of FINA World Cups, European and World Championships, set world records and realized her potential in main competitions of each macro-cycle.

The number of competitions affects the consistency of results and helps sportsmen to stay in shape and compete for a long period, which leads to the improvement of results.

This performance enhancement within a macro-cycle is statistically related to the total number of competitions, which underlines the importance of quantitative characteristics of competitive experience to achieve the necessary athletic improvement.

The study showed that Hosszu's competitive experience has been growing year on year, though that is not the case with the Olympic year of 2016. We can also see the changes in the proportions of distances covered in the competitions using different swimming styles, which led to the changes in the exerted forces in 200 and 400 Individual Medley, and resulted in World Records in 2015 and 2016.

New regulations for the organization of FINA/Airwave World Cups set limits on the competitive experience of the leading world swimmers. The article shows both positive and negative sides of such changes.

Key words: new rules; FINA/Airwave World Cu; competitive experience; medley; Katinka Hosszu; Olympic champion; world record holder; number of competitions; number of races; amount of competitions.

About the author: Olga Lvovna Treshcheva1, Doctor of Pedagogical Sciences Professor at the Department of Physical Education and Sports; Anatoly Georgievich Karpeev2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Natural Sciences.

Place of employment: Omsk State Transport University1, Siberian State University of Physical Education and Sports2.

Трещева O.Jl., Карпеев А.Г. Новые правила проведения серии этапов кубка мира Fina/Airwave: «за» и «против» (на примере соревновательной практики Катанки Хоссу, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 124-129.

Trescheva O.L., Karpeev A.G. New rules of Fina/Airweave swimming world cup series: «pros» and «cons» (based on the competitive experience of Katinka Hosszu, a multiple Olympic gold medalist, world champion and world record holder) // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 124-129.

УДК 796:616-084:378.14 И. Н. Шевелева, Ж. Б. Сафонова

Омск, Россия

СКРИНИНГОВАЯ ОЦЕНКА РЕПРОДУКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК

Аннотация. Социальные условия и современный образ жизни оказывают все более выраженное негативное влияние на здоровье студентов, в том числе и репродуктивное. В связи с этим большое значение имеет комплекс превентивных мероприятий, используемых не только медиками, но и педагогами дисциплины «Физическая культура». Вместе с тем это возможно лишь при осознанном усвоении ими достаточных знаний в области физиологии, психологии, а также теории и методики физической культуры по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в настоящем и будущем.

Актуальность профилактических мероприятий для студенток в рамках учебной программы по физическому воспитанию ни у кого не вызывает сомнений, так как к моменту завершения учебы заканчивается и развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность

в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.

Накопленный авторами более чем 10-летний опыт научных исследований и практической работы со студентками по выявлению факторов, предрасполагающих к ухудшению репродуктивного здоровья, позволил разработать скрининговую систему его оценки в физическом воспитании. В ходе работы, помимо скрининга репродуктивного здоровья, проводились традиционные методы исследования физической подготовленности и морфофункционального состояния студенток.

Полученные результаты по модифицированной нами скрининговой системе дают преподавателям объективную информацию о степени нарушения репродуктивного здоровья и способствуют поиску средств физической культуры, направленных на его сохранение и улучшение.

Ключевые слова: скрининг; профилактика; репродуктивное здоровье; студенты; образовательный процесс; физическое воспитание.

Сведения об авторах: Ирина Николаевна Шевелева1, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта; Жанна Борисовна Сафонова2, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта.

Место работы: Омский государственный технический университет1'".

Контактная информация: 1-2644050, г. Омск, пр. Мира, д. 11, e-mail: Irina.sheveleva.21.06@mail.ru.

Возникшая в 90-е гг. кризисная демографическая ситуация в России во многом определяется низкими показателями репродуктивного здоровья молодежи, вступающей в фертильный возраст. Из больного семени не вырастет здоровое дерево, естественно, трудно ожидать, что и от больных родителей родится здоровый ребенок. И именно здесь возникает замкнутый круг: больные дети - больная молодежь, больные родители - больные дети (Запорожец и др. 2013).

Здоровье женщин фертильного возраста закладывается с первых дней жизни. В детстве происходит становление общесоматического здоровья, берут начало многие органические, а тем более функциональные заболевания женских половых органов, закладывается фундамент сексуального поведения, формируются репродуктивные установки. Только решив проблему здоровья молодежи, вступающей в репродуктивный возраст, можно ожидать рождения здорового поколения (Архипова 2015).

Актуальность профилактических мероприятий для студенток в рамках учебной программы по физическому воспитанию ни у кого не вызывает сомнений. Это связано с тем, что к моменту завершения учебы заканчивается и развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья, в том числе и репродуктивного (Ульянова 2003; Филонов 2013; Шустова 2016).

Однако большинство научных исследований в области физической культуры направлены на повышение физической подготовленности и улучшение фигуры студенток. При этом не акцентируется внимание на морфофункцио-

нальных показателях женского организма и его биологической функции материнства, а также на вопросах информированности студенток об использовании средств физической культуры в сохранении репродуктивного здоровья и мерах профилактики его нарушений.

Целью исследования, представленного в данной статье, явилось выявление факторов, способствующих каким-либо отклонениям в состоянии репродуктивного здоровья студенток по модифицированному нами варианту скрининговой системы его оценки в рамках образовательного процесса по физическому воспитанию.

Обсуждение результатов. Установка на репродуктивное здоровье - важнейший элемент мировоззрения молодых людей во все времена. Однако при социальных и экономических изменениях в обществе в настоящее время формирование репродуктивного поведения чрезвычайно сложно и противоречиво. В связи с этим необходимо было выяснить информированность студенток о репродуктивном здоровье и влиянии физической культуры на него.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют, что 75% студенток знают о существовании такой проблемы. О способности никотина и алкоголя негативно влиять на организм будущей матери и ее ребенка известно 100% исследуемых. Однако о том, что нервно-психическое напряжение в учебной деятельности относится к одному из факторов, влияющих на здоровье, знают лишь 36% студенток. При этом на вопрос о неблагоприятном влиянии веса (объём жировой ткани) на будущее деторождение ответили утвердительно только 24%. Кроме того, 68% студенток знают, что целенаправленные комплексы физических упражнений в период беременности благотворно влия-

ют на будущие роды, а 44% студенток известно о позитивном воздействии их на послеродовой период. Информированность по вопросу профилактического воздействия физической культуры в период менопаузы достаточно низкая, т. к. только 32% респонденток имеют некоторое представление об этом. Необходимость создания семьи и рождение детей наиболее приоритетным считают 55% студенток. При этом желание сделать карьеру после окончания вуза превалирует почти у половины анкетируемых.

Выявленный низкий уровень информированности студенток о факторах риска нарушения репродуктивного здоровья, а также недостаточный уровень знаний о положительном влиянии физических упражнений на репродуктивную функцию женщины подтверждает актуальность поднятой проблемы, что согласуется с мнением Ж.Б. Сафоновой (2007), Л.В. Захаровой (2017).

Скрининг - массовое обследование лиц, не считающих себя больными, для выявления скрыто протекающих заболеваний или других состояний, т. е. факторов риска будущих заболеваний (Флетчер, Флетчер, Вагнер 1998; Ко-сованова 2003).

Идентификация степени возможных нарушений репродуктивного здоровья студенток и отдаленного его прогноза проводилась по разработанной Т.Г. Захаровой, Н.Г. Гончаровой, О.С. Филипповым (2002 г.) методике скрининговой системы оценки по пяти блокам, учитывающим факторы условий жизни и состояние организма: I - социально-биологиче-ские (СБ); II - социально-гигиенические (СГ); III - экстрагенитальную патологию (ЭП); IV -гинекологическую патологию (ГП); V - аку-шерско-гинекологический анамнез (АГА).

Наша модификация заключалась в дополнении показателей в двух блоках: социально-биологическом и социально-гигиеническом (табл. 1).

Таблица 1

Скрининговая система оценки состояния репродуктивного здоровья студенток

№ Факторы условий жизни Оценка в баллах

/. Социально-биологические (СБ)

1 Ф.И.О.

2 Возраст

16-17 лет 2

18-19 лет 1

20 лет и более 0

3 Антропометрические показатели

рост менее 150 см 2

масса тела менее 47 кг 2

индекс Кетле (норма 325-375 г) 0

менее 325 г 2

более 375 г 2

ИзмерИзмерение величины кожно-жировой складки

среднее жироотложение (норма 1-3 см) 0

выше среднего (более 3 см) 2

ниже среднего (менее 1 см) 2

окружность грудной клетки (норма 83-85см) 0

менее 83 см 2

экскурсия грудной клетки менее 3 см (норма 3-6 см) 2

4 Подвижность тазобедренных суставов

Угол отведения менее 40 градусов (< нормы) 2

5 Статическая выносливость мышц спины

от двух до четырёх минут (норма) 0

менее двух минут 2

6 Статическая выносливость мышц брюшного пресса

более 15 секунд (норма) 0

от 10 до 15 секунд 1

менее 10 секунд 2

II. Социально-гигиенические (СГ)

1 Из дисфункциональной семьи (неполная, конфликтная) 5

2 Не имеет достаточной материальной поддержки родителей, мужа 4

3 Вредные привычки:

Окончание Таблицы 1

курит 3

употребляет алкоголь 3

употребляет наркотики 7

4 Физическая активность (количество часов в неделю)

14-10 часов (норма) 0

9-5 часов 2

4-1 час 4

III. Экстрагенитальная патология (ЭП)

1 Имеются ли у вас болезни сердечно-сосудистой системы:

а) врожденный порок сердца (с нарушением кровообращения) 10

б) приобретенный порок сердца (с нарушением кровообращения) 10

в) гипертоническая болезнь II степени и выше 7

г) вегетососудистая (ВСД) и нейроциркуляторная (НЦД) дистония 3

д) другие сердечно-сосудистые заболевания 2

2 Заболевания эндокринной системы:

а)сахарный диабет 5

б) заболевания щитовидной железы 4

в) заболевания надпочечников 4

3 Заболевания почек 5

4 Заболевания желудочно-кишечного тракта 2

5 Заболевания печени и желчевыделительной системы 2

6 Заболевания органов дыхания 3

7 Болезни крови (анемия) 3

8 Хронический тонзиллит 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Заболевания соединительной ткани 2

10 Венерические заболевания 5

IV. Наличие гинекологической патологии (ГП)

1 Воспалительные заболевания половых органов:

а) воспалительные заболевания влагалища и шейки матки 2

б) хронический аднексит 4

в) хронический эндометрит 5

г) заболевания, передающиеся половым путем 5

2 Нарушения менструального цикла

аменорея 10

альгодисменорея 3

ювенильные кровотечения 2

3 Задержка полового созревания 7

4 Преждевременное половое созревание 7

5 Синдром поликистозных яичников 4

6 Синдром склерокистозных яичников 8

7 Опухоли матки и яичников 10

V. Акушерско-гинекологический анамнез (АГА)

1 Аборты:

один 2

два 3

три и более 4

2 Самопроизвольные выкидыши 7

3 Патологические роды 5

4 Умершие дети в возрасте до одного года 5

5 Врожденные уродства у детей 10

6 Мертворожденные дети 6

Первый блок включал, помимо общепринятых у гинекологов, дополнительные показатели физического развития, а именно: индекс Кетле, величину кожно-жировой складки, окружность и подвижность грудной клетки и та-

зобедренных суставов. Кроме того, определяли силовую подготовленность мышц спины и брюшного пресса, необходимых для осуществления детородной функции.

Блок второй предусматривал выявление недостаточной двигательной активности студенток в течение недели в рамках академических занятий по физической культуре и самостоятельных в физкультурно-оздоровительных центрах.

Наличие гинекологической, экстрагени-тальной патологии, а также акушерско-гинеко-логический анамнез (третий пятый блоки) выверяли по заключению врача-специалиста в медицинских картах.

Расчет оценки состояния репродуктивного здоровья студенток проводился по формуле:

Я= СБб + СГб + ЭПб + ГПб + АГАб / К, где Я - (результат) состояние репродуктивного здоровья в баллах, по всем пяти блокам;

СБб - социально-биологические факторы условий жизни в баллах;

СГб - социально-гигиенические факторы условий жизни в баллах;

ЭПб - экстрагенитальная патология в баллах;

ГПб - гинекологическая патология в баллах;

АГАб - акушерско-гинекологический анамнез (если имеется) в баллах, деленный на N - количество групп факторов данного блока.

Так, если студентка при оценке репродуктивного здоровья не имеет факторов риска его нарушения либо они минимальные (> 10 баллов - низкая степень), - прогноз благоприятный.

Средняя (от 10 до 20 набранных баллов) и высокая степень (< 20-ти) нарушения репродуктивного здоровья свидетельствует о неблагоприятном прогнозе.

В зависимости от выявленной степени нарушения репродуктивного здоровья студенток были предложены разработанные нами рекомендации, а в случае необходимости (при средней и высокой степени нарушения) - обязательная консультация специалиста.

Для коррекции выявленных отклонений разработана и внедрена в учебный процесс физкультурно-образовательная технология профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток.

Освоение разработанного нами содержания данной технологии осуществлялось в мето-дико-практическом подразделе учебной программы дисциплины «Физическая культура» на 22 занятиях, рассчитанных на 3 года обучения. Теоретическая часть подраздела включала обсуждение реферативных выступлений студенток, дискуссии, собеседования, заседание «круглых столов» по вопросам необходимости

укрепления репродуктивного здоровья и значимости его в создании семьи и рождении детей. Кроме того, студентки приобретали знания об использовании физкультурно-оздоровительных форм с целью сохранения здоровья и повышения двигательной активности, а также коррекции имеющихся отклонений и возможности предупреждения ранних инволюционных процессов репродуктивной системы. Помимо этого определенное значение отводилось самостоятельным занятиям физической культурой и самомассажу высокоактивных точек для снижения болевых ощущений в пред- и менструальную фазы овариально-менструального цикла.

Как учебно-тренировочные, так и мето-дико-практические занятия проводились согласно учебному расписанию и были направлены на решение общих задач: развитие и совершенствование функциональных резервов организма; развитие и совершенствование двигательных навыков; развитие и поддержание физических качеств. Кроме того, решались и частные задачи с учетом репродуктивной функции студенток: 1) обучение правильной постановке дыхания для благотворного развития плода, значительного облегчения и сокращения периода родов, а также профилактики возможных разрывов промежности; 2) укрепление мышц брюшного пресса для благоприятного протекания родового акта и профилактики наиболее часто встречающихся осложнений после родов, таких как опущение органов малого таза и слабость мышц брюшного пресса; 3) укрепление и увеличение эластичности мышц тазового дна для профилактики разрывов во время родового акта и последующего опущения и даже выпадения внутренних половых органов; 4) увеличение подвижности крестцово-под-вздошных сочленений и тазобедренных суставов для большего расширения тазового кольца во время родового акта; 5) укрепление мышц спины, несущих повышенную нагрузку во время беременности в связи со смещением центра тяжести.

На занятиях исследовалось состояние респираторной системы студенток (спирометрия и устойчивость к гипоксии). Они имеют большое значение для девушек, т. к. способность управлять дыханием облегчает протекание родового акта, кроме того, активизация дыхательной функции улучшает окислительные процессы организма, что благотворно влияет на развитие плода.

Для осуществления психофизической коррекции студентки обучались упражнениям

на дыхание и расслабление, аутогенной трени- Таким образом, эффективность внедрения

ровке. Проводилось тестирование уровня лич- в учебный процесс по дисциплине «Физическая ностной тревожности по методике Спилберге- культура» разработанной физкультурно-обра-ра-Ханина и оценивалась тяжесть тревоги и зовательной технологии подтверждается досто-депрессии по госпитальной шкале Hadsa. верным снижением степени нарушения репро-

Итоговый контроль предусматривал про- дуктивного здоровья студенток, что выразилось верку умения осуществлять самоанализ при в уменьшении числа обострений гинекологиче-самостоятельных занятиях физическими уп- ских заболеваний, экстрагенитальной патоло-ражнениями, обсуждение результатов прово- гни, а также нормализации овариально-менст-димых преподавателем исследований по скри- руального цикла. Полученные результаты по нинговая системе оценке нарушения репродук- модифицированной нами скрининговой систе-тивного здоровья, согласно которым студентки ме дают преподавателям объективную инфор-получали рекомендации по сохранению, улуч- мацию о степени нарушения репродуктивного шению и коррекции выявленных отклонений, а здоровья и способствуют поиску средств физи-также определялся индивидуальный рейтинг. ческой культуры, направленных на его сохранение и улучшение.

ЛИТЕРАТУРА

Архипова М. П. 2015. Репродуктивное поведение студенток вуза и пути его коррекции в современных условиях: Ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук. Москва.

Запорожец Э. Е., Шувалова М. П., Цымлякова Л. М.. Фролова О. Г., Огрызко Е. В., Суханова Л. П. 2013. Основные показатели деятельности службы охраны здоровья матери и ребенка в Российской Федерации. Статистическая форма 32 за 2012 г. Москва: Российское общество акушеров-гинекологов; ФГБУ «НЦАГиП им. В.И. Кулакова» Минздрава России; ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

Захарова Л. В. 2017. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснорск.

Захарова Т. Г., Гончарова Г. Н., Филиппов О. С. 2002. Прогноз репродуктивного здоровья девушек-подростков и пути его укрепления // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2, 34-37.

Косованова Л. В., Мельникова М. М., Айзман Р. И. 2003. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие для пед. и мед. вузов. Новосибирск: Сиб. университетское изд-во.

Сафонова Ж. Б., Мельникова О. А., Колтошова Т. В., Шевелёва И. Н., Петрова Г. А. 2007. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация): Учебное пособие. Омск: ОмГТУ.

Ульянова Н. А. 2003. Состояние репродуктивной функции девочек-подростков // Прокудин Б.Ф. (отв. ред.). Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы XIII международной науч.-практ. конференции. Коломна: Изд-во ГУ П. Т. 1, 45-46.

Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. 1998. Клиническая эпидемиология: Основы доказательной медицины. Москва: Медиа Сфера.

Филонов О. В. 2013. Методика повышения уровня знаний учащихся 8-10 классов о репродуктивном здоровье // Ярославский педагогический вестник 3. Т. II. Психолого-педагогические науки, 106-110.

Шустова Ю. А., Юсупова Р. А., Акишина Б. А. 2016. Здоровьесберегающие технологии в вузе // Покровская Т.Ю. (отв. ред.). Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: Материалы II Всероссийской научно-методической конф. с междунар. участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ (г. Казань, 24-27 ноября 2016 г.). Казань: Фолиант, 575-577.

REFERENCES

Arkhipova М. P. Reproduktivnoe povedenie studentok vuza i puti ego korrekcii v sovremennyh usloviyah [Reproductive behavior of University female students and its correction in modern conditions: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Medical Sciences]. Moscow, 2015. (In Russian).

Zaporozhets E. E., Shuvalova M. P.. Tsymlyakova L. M., Frolova O. G., Ogryzko E. V., Sukhanov L. P. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti sluzhby ohrany zdorov'ya materi i rebenka v Rossijskoj Federacii. Statisticheskaya forma 32 za 2012 god [Key performance indicators of maternal and children health care service in the Russian Federation. Statistical form 32 for 2012.] Russian society of Obstetricians and Gynecologists. FSBI «Scientific Research Center of Obstetrics, Gynaecology and Perinatology named after V.B. Kulakov» of the Russian Ministry of Health. Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation. Moscow, 2013. (In Russian).

Zakharova L. V. Soprovozhdenie fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti studentok special'noj medicinskoj gruppy vuza na osnove integral'nogo podhoda [Support of fitness and health activities of universities female students of a special medical group on the basis on an integrated approach: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Krasnoarsk, 2017. (In Russian).

Zakharova T. G., Goncharova G. N.. Filippov O. S. In: Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya [Preventing diseases and health promotion], No.2 (2002): 34-37. (In Russian).

Kosovanova L. V. Skrining-diagnostika zdorov'ya shkol'nikov i studentov. Organizaciya ozdorovitel'noj raboty v obrazova-tel'nyh uchrezhdeniyah: uchebno-metod. posobie dlya ped. i med. vuzov [Screening-diagnostics of the health of schoolchildren

and students. Organization of health promotion activities in educational institutions: Study guide for pedagogical and medical institutes], Novosibirsk: Sib. universitetskoe izd-vo, 2003. (In Russian).

Safonova Zh. B., Melnikova O. A., Koltoshova T. V.. Shevelyova I. N.. Petrova G. A. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov s otkloneniem v sostoyanii zdorov'ya (profilaktika i reabilitaciya): ucheb. posobie [Health saving technologies in the system of physical education of students with deviations in health conditions (prevention and rehabilitation): Teaching guide], Omsk: OmGTU, 2007. (In Russian).

Ulyanova N. A. In: Chelovek, zdorov'e, fizicheskaya kul'tura i sport v izmenyayushchemsya mire: Materialy XIII mezhduna-rodnoj nauch.-prakt. konferencii [Person, health, physical culture and sport in the changing world: Proceedings of the 13th international scientific and practical conference], Ed. by Prokudin B.F. Kolomna: Izd-vo GUP, Vol.1. 2003. (In Russian).

Fletcher R., Fletcher S., Wagner E. Klinicheskaya ehpidemiologiya: Osnovy dokazatel'noj mediciny [Clinical Epidemiology: Fundamentals of evidence-based medicine], M .: Media Sfera, 1998. (In Russian).

Filonov O. V. In: YAroslavskij pedagogicheskij vestnik T. II Psihologo-pedagogicheskie nauki [Yaroslavl Pedagogical Bulletin Vol.2 (Psychological and Pedagogical Sciences)]. No.3 (2013): 106-105. (In Russian).

Shustova Y. A. In: Fizicheskoe vospitanie i studencheskij sport glazami studentov: Materialy II Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashchennoj 85-letiyu KNITU-KAI (g.Kazan1, 24-27 noyabrya 2016 g.) [Physical education and student sport through the eyes of students: Proceedings of the II All-Russian scientific and methodical conf. with int. participation dedicated to the 85th anniversary of KNRTU-KAI (Kazan, 24-27 November 2016)]. Ed. by Pokrovs-kaya. T.Yu. Kazan: Foliant, 2016. (In Russian).

I. N. Sheveleva, Z. B. Safonova

Omsk, Russia

SCREENING EVALUATION OF REPRODUCTIVE HEALTH IN PHYSICAL EDUCATION

OF FEMALE STUDENTS

Abstract. Social conditions and modern lifestyle have a negative impact on students' health in general and reproductive health in particular. In this regard of great importance is the preventive measures complex used not only by doctors, but by «Physical Education» teachers as well. At the same time that is possible only if they have proficient knowledge in physiology, psychology and the theory and technique of physical education in regard to the maintenance and improvement of reproductive health today and in the future.

It is clear that the preventive measures for female students within the framework of Physical Education training programme are of crucial importance because the development of vital motor skills and abilities comes to an end by their graduation. There is a persistent necessity for physical exercises which would contribute to the maintenance of job/work performance and health improvement for many years.

The authors' more than 10-year experience in scientific research and practice with female students in order to identify the factors contributing to the deterioration in reproductive health has led to the development of a screening system for the assessment of reproductive health in physical education. In the course of work, not only screening of reproductive health but also traditional methods of studying fitness and morphofunctional parameters of female students were undertaken.

The results obtained by the modified screening system give teachers objective information about reproductive health problems and contribute to the search for the means of physical education focused on the reproductive health maintenance and improvement.

Key words: screening; prevention; reproductive health; students; educational process; physical education.

About the authors: Irina Nikolaevna Sheveleva1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sport; Zhanna Borisovna Safonova2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Physical Education and Sport.

Place of employment: Omsk State Technical University12.

Шевелева И.Н., Сафонова Ж.Б. Скрининговая оценка репродуктивного состояния здоровья в физическом воспитании студенток // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 130-135.

Sheveleva I.N., Safonova Z.B. Screening evaluation of reproductive health in physical education of female students // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 130-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.