Научная статья на тему 'Технология профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток в физическом воспитании'

Технология профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток в физическом воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1193
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / FEMALE STUDENTS / REPRODUCTIVE DISORDER / PREVENTION / METHODS / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевелева Ирина Николаевна

В статье представлена педагогическая технология, предусматривающая профилактику нарушения репродуктивного здоровья студенток в физическом воспитании. Реализация ее в учебном процессе позволит: осуществить оценку репродуктивного здоровья; обеспечить адекватный подбор средств и методов физической культуры в его сохранении и укреплении; контролировать результаты обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевелева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventing measures of reproductive disorders in female students in physical culture

Pedagogical methods examined in the article prevent reproductive disorders in female students in physical culture. Their implementation in the educational process will appraise reproductive health; provide adequate selection of means and methods of physical culture for its preservation and strengthening, to control the results of training.

Текст научной работы на тему «Технология профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток в физическом воспитании»

УДК 796/799 И. Н. ШЕВЕЛЁВА

Омский государственный технический университет

ТЕХНОЛОГИЯ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ____________________

В статье представлена педагогическая технология, предусматривающая профилактику нарушения репродуктивного здоровья студенток в физическом воспитании. Реализация ее в учебном процессе позволит: осуществить оценку репродуктивного здоровья; обеспечить адекватный подбор средств и методов физической культуры в его сохранении и укреплении; контролировать результаты обучения.

Ключевые слова: студентки, нарушения репродуктивного здоровья, профилактика, технология, физическое воспитание.

В состоянии здоровья молодого поколения, в частности девочек и девушек, которые составляют основу будущего генофонда всей нации в целом, выявлены негативные тенденции [1, 2]. При этом у большинства из них отмечается низкая двигательная активность и поверхностное представление о многочисленных факторах риска нарушения репродуктивного здоровья, к которым относятся: интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое и физическое перенапряжение, малоактивный образ жизни, а также отклонение в физическом развитии [3, 4, 5]. Кроме того, у студенток за период обучения отмечается снижение физической подготовленности, работоспособности, а также ухудшение показателей выносливости мышц спины, брюшного пресса, подвижности тазобедренных суставов, что свидетельствует о предрасположенности девушек к возникновению нарушения репродуктивного здоровья и осложнениям в будущей беременности.

Типичность данной ситуации требует принятия безотлагательных мер, оптимизирующих двигательную сферу, способствующих сохранению и повышению уровня здоровья и работоспособности студенток, одной из которых может стать профилактика нарушения репродуктивного здоровья, реализуемая в процессе физического воспитания.

Профилактика нарушения репродуктивного здоровья в процессе вузовского физического воспитания должна рассматриваться в системной связи медицинских, гигиенических, педагогических факторов. При этом физической культуре должно придаваться особое значение. Необходимо акцентировать внимание на образовательном и мотивационном компоненте физического воспитания в профилактике нарушения репродуктивного здоровья. С этой целью следует дополнить программу физического воспитания теоретико-практическим содержанием по охране репродуктивного здоровья и интерактивных форм обучения, что позволит активизировать усилия студенток на совершенствовании своего физического состояния и улучшении репродуктивного здоровья.

Для осуществления профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток нами была раз-

работана и внедрена в учебный процесс физкультурно-образовательная технология с ориентацией на образовательную составляющую целенаправленной физической активности и гендерного поведения девушек для укрепления, сохранения и передачи здоровья следующему поколению.

С этой целью на занятиях физической культурой решали общие задачи: воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные, способствующие укреплению и сохранению здоровья, повышению общей физической подготовленности, поддержанию высокой работоспособности. Кроме того, для формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, расширения знаний в области здорового образа жизни и рационального использования средств физической культуры в профилактике нарушения репродуктивного здоровья.

При этом решались и частные задачи с учетом будущей родовой деятельности студенток: 1) укрепление мышц брюшного пресса для благоприятного протекания родового акта и предупреждения послеродовых осложнений (провисание брюшной стенки, опущение внутренних органов); 2) укрепление мышц спины, несущих повышенную нагрузку во время беременности в связи со смещением центра тяжести;

3) увеличение подвижности крестцово-подвздошных сочленений и тазобедренных суставов для улучшения кровообращения в органах малого таза и большего расширения тазового кольца во время родового акта;

4) укрепление и увеличение эластичности мышц тазового дна для профилактики разрывов во время родового акта и последующего опущения и даже выпадения органов малого таза; 5) обучение правильной постановке дыхания для благотворного развития плода, значительного облегчения и сокращения периода родов, а также профилактики возможных разрывов промежности.

Следует отметить, что в учебных программах по дисциплине «Физическая культура» не предусматривается профилактика нарушения репродуктивного здоровья. Однако, учитывая важность данной проблемы, необходимо введение и освоение разработанного содержания физкультурно-образовательной

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

технологии профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток на методико-практических занятиях, включенных в образовательный стандарт.

Реализация физкультурно-образовательной технологии профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток осуществлялась в три этапа.

На информационно-диагностическом этапе проводилась скрининговая оценка состояния репродуктивного здоровья студенток по модифицированному нами варианту, а также исследовались морфофункциональные показатели организма, физическая работоспособность, подготовленность и психофизиологическое состояние студенток.

На организационно-деятельностном этапе осуществлялось освоение разработанного содержания технологии профилактики нарушения репродуктивного здоровья в методико-практическом подразделе, рассчитанного на 22 теоретико-практических занятия в рамках учебного расписания в течение четырех лет обучения: по 6 на первом и втором курсе и по 5 — на третьем, четвертом. Теоретическая часть предусматривала проведение лекций, собеседований, дискуссий, а также реферативные выступления студенток для формирования у них ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья, создание семьи, рождение желанных детей; стимулирование интереса к использованию средств физической культуры в профилактике и коррекции нарушения репродуктивной функции. Изучались анатомо-физиологические особенности женского организма; влияние образа жизни и гендерного поведения студенток на репродуктивное здоровье, обеспечивая понимание значимости физических упражнений для благоприятного протекания до и послеродового периода.

Практическая часть методико-практических занятий связана с проведением тестирования статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, подвижности тазобедренных суставов; измерением кожно-жировой складки и определением индекса Кетле; исследованием уровня личностной тревожности, выявлением и оценкой тяжести тревоги и депрессии; изучением состояния респираторной системы; изучением и освоением комплексов физических упражнений, позитивного воздействия на репродуктивное здоровье соответственно фазам беременности и в послеродовом периоде для профилактики возможных осложнений; с использованием метода Су-Джок терапии для снижения болевых ощущений во время менструальной фазы цикла. В конце каждого учебного года на методико-практических занятиях проводились заседания «круглого стола», на которых обсуждались результаты проведенных тестирований, и студентки, в случае необходимости, получали рекомендации по коррекции выявленных отклонений, а также оценивались полученные знания и умения.

В учебно-тренировочных занятиях на организационно-деятельностном этапе использовалась дозированная ходьба с восхождением (от 5 до 15 градусов), бег, способствующие помимо развития выносливости усилению деятельности мышц, связанных с тазобедренными суставами и улучшению кровообращения в органах малого таза, а также профилактике послеродовых осложнений (варикозное расширение вен, тромбофлебит); комплексы физических упражнений с учётом анатомо-физиологических особенностей женского организма, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, тазового дна, увеличение подвижности тазобедренных суставов; комплексы локальной силовой подготовки (на тренажерах и со свободными отягощениями) для развития силы,

необходимой в бытовой и будущей родовой деятельности.

На контрольно-прогностическом этапе проводился контроль полученных знаний и умений по использованию средств физической культуры в профилактике возможных осложнений; прогноз состояния репродуктивного здоровья для осуществления своевременной коррекции имеющихся нарушений. Выявленная степень нарушения репродуктивного здоровья по скрининговой системе оценки предусматривала назначение разработанных нами рекомендаций и при необходимости консультации врача. При низкой степени нарушения и благоприятном прогнозе студенткам рекомендовалось активизировать внимание на ведении здорового образа жизни. При средней и высокой степени нарушения и неблагоприятном прогнозе студенток направляли на консультацию к врачу, а также акцентировали внимание на снижении и устранении социокультурных факторов риска: отказа от вредных привычек, увеличение двигательной активности с использованием специально-направленных физических (корригирующих) упражнений.

Результатом внедрения разработанной технологии профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток явилось достоверное (Р<0,05— 0,001) увеличение показателей статической выносливости мышц спины, брюшного пресса и подвижности тазобедренных суставов у студенток. Отмечены нормализация и снижение болевого синдрома во время менструальной фазы цикла, уменьшение числа обострений гинекологических воспалительных процессов у 15% студенток, за счет использования целенаправленных занятий физической культурой и освоения метода Су-Джок терапии. Кроме того, выявлено достоверное (Р<0,05) увеличение экскурсии (подвижности) грудной клетки. Данный показатель имеет особое значение, так как у женщины во второй половине беременности диафрагма поднимается высоко, экскурсия грудной клетки становится меньше, вследствие чего устанавливается преимущественно грудной тип дыхания с малой легочной вентиляцией.

Улучшились показатели сердечно-сосудистой системы: отмечается достоверное (Р<0,001) повышение физической работоспособности, возросли аэробные возможности, исходя из достоверного (Р<0,05) увеличения МПК относительного. При этом выявленное снижение частоты сердечных сокращений при стандартной нагрузке (степ-тест) указывает на повышение адаптации занимающихся. Улучшились и показатели внешнего дыхания у студенток. Так, достоверно (Р<0,05 — 0,01) увеличились значения должной жизненной емкости легких и жизненного индекса, повысилась устойчивость организма студенток к гипоксии, что подтверждается достоверными результатами проб Штанге и Генчи. Возросли показатели, свидетельствующие об улучшении физической подготовленности. Так, достоверно (Р<0,001) увеличилась выносливость по тесту Купера и возросли скоростносиловые способности студенток. Следует отметить, что повысилась психоэмоциональная устойчивость за счет снижения симптомов тревоги и депрессии у 15 % студенток и показателей уровня личностной тревожности у — 20 %.

Оценка знаний и умений, проведенная по адаптированной модульно-рейтинговой системе, была достаточно высокой, так как индивидуальный рейтинг студенток составлял не менее 80 % в течение всего периода обучения, что свидетельствует о повышении информированности девушек по вопросам охраны

репродуктивного здоровья и использования средства физической культуры в профилактике его нарушения.

Снижение степени нарушения репродуктивного здоровья у 17,5 % студенток свидетельствует об улучшении социально-биологических, социально-гигиенических «факторов условий жизни», а также о нормализации овариально-менструального цикла и уменьшении числа обострений гинекологической и экстрагенитальной патологии.

Заключение. Анализ научно-методической литературы показал, что в первые десятилетия нового века в активную фазу репродукции вступает популяция женщин, имеющая серьезные проблемы с репродуктивным здоровьем. Изучение состояния репродуктивного здоровья на современном этапе выходит за рамки интересов только акушеров и гинекологов. Его охрана становится междисциплинарной задачей, в решении которой должны участвовать не только врачи, но и педагоги, психологи, социальные работники.

Результаты собственных наблюдений позволили выявить негативные тенденции в показателях, характеризующих репродуктивное здоровье. Одной из причин сложившейся ситуации является образ жизни с недостаточной физической активностью и низким уровнем профилактических знаний в этой области. Вместе с тем в высших учебных заведениях дисциплина «Физическая культура» не предусматривает проведение занятий со студентками с позиции профилактики нарушения репродуктивного здоровья.

Разработанная и экспериментально проверенная физкультурно-образовательная технология, включающая своевременную диагностику состояния репродуктивного здоровья; педагогическую деятельность по формированию у студенток мотивационных установок на здоровый образ жизни, создание семьи и рождение детей; введение в методико-практический подраздел программы теоретического материала по охране репродуктивного здоровья; использование

потенциала специфических средств и методов физической культуры для совершенствования всех систем организма, в том числе и репродуктивной, в целом повышает физическую работоспособность, подготовленность, улучшает психоэмоциональное состояние, оказывает позитивное действие на репродуктивное здоровье.

Модифицированная скрининговая система оценки позволяет преподавателям в процессе физического воспитания в вузе осуществлять прогноз состояния репродуктивного здоровья студенток, получать объективную информацию о степени его нарушения для своевременной профилактики и коррекции средствами физической культуры.

Библиографический список

1. Кулаков В.И. // Проблемы репродукции. — 1999. — Т. 5. — № 2. - С. 6-9.

2. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале XXI века / Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. — 2006. — Прил. — С. 27 — 30.

3. Гончарова Г. Н. Медико-социальные проблемы безопасного материнства / Г.Н. Гончарова : учеб. пособие. — Красноярск, 1997. — 153 с.

4. Ендропов О.В. Формы и уровни двигательной активности в первичной профилактике заболеваний / О.В. Ендропов. — Новосибирск, 1998. — С. 80 — 83.

5. Шушунова М.С. Нетрадиционные методы лечения гинекологических заболеваний у девочек и девочек-подростков / М.С. Шушунова. — М. : «Триада-Х», 2000. — 210 с.

ШЕВЕЛЁВА Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 15.09.2009 г.

© И. Н. Шевелёва

Книжная полка

Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2-х т. — Т. 2. — Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. Гриф Федерального агентства по физической культуре и спорту. — М. : Советский спорт, 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9718-0244-0.

Во втором томе учебника рассматриваются содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру, а также аспирантов и преподавателей, проводящих научноисследовательскую работу в этой области.

Виленский Михаил. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие. — М : Гардарики, 2007. — 218 с. — 978-5-8297-0316-5.

В учебном пособии представлен материал, расширяющий и дополняющий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура», ее важнейшей дидактической составляющей — «Основы здорового образа и стиля жизни». Здоровый образ жизни наиболее значим для студента, поскольку концентрирует личностно ориентированную направленность его жизнедеятельности, помогает самостоятельно и грамотно ее проектировать и организовывать.

Пособие адресовано студентам, изучающим учебную дисциплину «Физическая культура», а также широкому кругу молодежи.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.