УДК 796/799 И. Н. ШЕВЕЛЁВА
Омский государственный технический университет
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ____________________
В статье представлена педагогическая технология, предусматривающая профилактику нарушения репродуктивного здоровья студенток в физическом воспитании. Реализация ее в учебном процессе позволит: осуществить оценку репродуктивного здоровья; обеспечить адекватный подбор средств и методов физической культуры в его сохранении и укреплении; контролировать результаты обучения.
Ключевые слова: студентки, нарушения репродуктивного здоровья, профилактика, технология, физическое воспитание.
В состоянии здоровья молодого поколения, в частности девочек и девушек, которые составляют основу будущего генофонда всей нации в целом, выявлены негативные тенденции [1, 2]. При этом у большинства из них отмечается низкая двигательная активность и поверхностное представление о многочисленных факторах риска нарушения репродуктивного здоровья, к которым относятся: интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое и физическое перенапряжение, малоактивный образ жизни, а также отклонение в физическом развитии [3, 4, 5]. Кроме того, у студенток за период обучения отмечается снижение физической подготовленности, работоспособности, а также ухудшение показателей выносливости мышц спины, брюшного пресса, подвижности тазобедренных суставов, что свидетельствует о предрасположенности девушек к возникновению нарушения репродуктивного здоровья и осложнениям в будущей беременности.
Типичность данной ситуации требует принятия безотлагательных мер, оптимизирующих двигательную сферу, способствующих сохранению и повышению уровня здоровья и работоспособности студенток, одной из которых может стать профилактика нарушения репродуктивного здоровья, реализуемая в процессе физического воспитания.
Профилактика нарушения репродуктивного здоровья в процессе вузовского физического воспитания должна рассматриваться в системной связи медицинских, гигиенических, педагогических факторов. При этом физической культуре должно придаваться особое значение. Необходимо акцентировать внимание на образовательном и мотивационном компоненте физического воспитания в профилактике нарушения репродуктивного здоровья. С этой целью следует дополнить программу физического воспитания теоретико-практическим содержанием по охране репродуктивного здоровья и интерактивных форм обучения, что позволит активизировать усилия студенток на совершенствовании своего физического состояния и улучшении репродуктивного здоровья.
Для осуществления профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток нами была раз-
работана и внедрена в учебный процесс физкультурно-образовательная технология с ориентацией на образовательную составляющую целенаправленной физической активности и гендерного поведения девушек для укрепления, сохранения и передачи здоровья следующему поколению.
С этой целью на занятиях физической культурой решали общие задачи: воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные, способствующие укреплению и сохранению здоровья, повышению общей физической подготовленности, поддержанию высокой работоспособности. Кроме того, для формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, расширения знаний в области здорового образа жизни и рационального использования средств физической культуры в профилактике нарушения репродуктивного здоровья.
При этом решались и частные задачи с учетом будущей родовой деятельности студенток: 1) укрепление мышц брюшного пресса для благоприятного протекания родового акта и предупреждения послеродовых осложнений (провисание брюшной стенки, опущение внутренних органов); 2) укрепление мышц спины, несущих повышенную нагрузку во время беременности в связи со смещением центра тяжести;
3) увеличение подвижности крестцово-подвздошных сочленений и тазобедренных суставов для улучшения кровообращения в органах малого таза и большего расширения тазового кольца во время родового акта;
4) укрепление и увеличение эластичности мышц тазового дна для профилактики разрывов во время родового акта и последующего опущения и даже выпадения органов малого таза; 5) обучение правильной постановке дыхания для благотворного развития плода, значительного облегчения и сокращения периода родов, а также профилактики возможных разрывов промежности.
Следует отметить, что в учебных программах по дисциплине «Физическая культура» не предусматривается профилактика нарушения репродуктивного здоровья. Однако, учитывая важность данной проблемы, необходимо введение и освоение разработанного содержания физкультурно-образовательной
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
технологии профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток на методико-практических занятиях, включенных в образовательный стандарт.
Реализация физкультурно-образовательной технологии профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток осуществлялась в три этапа.
На информационно-диагностическом этапе проводилась скрининговая оценка состояния репродуктивного здоровья студенток по модифицированному нами варианту, а также исследовались морфофункциональные показатели организма, физическая работоспособность, подготовленность и психофизиологическое состояние студенток.
На организационно-деятельностном этапе осуществлялось освоение разработанного содержания технологии профилактики нарушения репродуктивного здоровья в методико-практическом подразделе, рассчитанного на 22 теоретико-практических занятия в рамках учебного расписания в течение четырех лет обучения: по 6 на первом и втором курсе и по 5 — на третьем, четвертом. Теоретическая часть предусматривала проведение лекций, собеседований, дискуссий, а также реферативные выступления студенток для формирования у них ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья, создание семьи, рождение желанных детей; стимулирование интереса к использованию средств физической культуры в профилактике и коррекции нарушения репродуктивной функции. Изучались анатомо-физиологические особенности женского организма; влияние образа жизни и гендерного поведения студенток на репродуктивное здоровье, обеспечивая понимание значимости физических упражнений для благоприятного протекания до и послеродового периода.
Практическая часть методико-практических занятий связана с проведением тестирования статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, подвижности тазобедренных суставов; измерением кожно-жировой складки и определением индекса Кетле; исследованием уровня личностной тревожности, выявлением и оценкой тяжести тревоги и депрессии; изучением состояния респираторной системы; изучением и освоением комплексов физических упражнений, позитивного воздействия на репродуктивное здоровье соответственно фазам беременности и в послеродовом периоде для профилактики возможных осложнений; с использованием метода Су-Джок терапии для снижения болевых ощущений во время менструальной фазы цикла. В конце каждого учебного года на методико-практических занятиях проводились заседания «круглого стола», на которых обсуждались результаты проведенных тестирований, и студентки, в случае необходимости, получали рекомендации по коррекции выявленных отклонений, а также оценивались полученные знания и умения.
В учебно-тренировочных занятиях на организационно-деятельностном этапе использовалась дозированная ходьба с восхождением (от 5 до 15 градусов), бег, способствующие помимо развития выносливости усилению деятельности мышц, связанных с тазобедренными суставами и улучшению кровообращения в органах малого таза, а также профилактике послеродовых осложнений (варикозное расширение вен, тромбофлебит); комплексы физических упражнений с учётом анатомо-физиологических особенностей женского организма, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, тазового дна, увеличение подвижности тазобедренных суставов; комплексы локальной силовой подготовки (на тренажерах и со свободными отягощениями) для развития силы,
необходимой в бытовой и будущей родовой деятельности.
На контрольно-прогностическом этапе проводился контроль полученных знаний и умений по использованию средств физической культуры в профилактике возможных осложнений; прогноз состояния репродуктивного здоровья для осуществления своевременной коррекции имеющихся нарушений. Выявленная степень нарушения репродуктивного здоровья по скрининговой системе оценки предусматривала назначение разработанных нами рекомендаций и при необходимости консультации врача. При низкой степени нарушения и благоприятном прогнозе студенткам рекомендовалось активизировать внимание на ведении здорового образа жизни. При средней и высокой степени нарушения и неблагоприятном прогнозе студенток направляли на консультацию к врачу, а также акцентировали внимание на снижении и устранении социокультурных факторов риска: отказа от вредных привычек, увеличение двигательной активности с использованием специально-направленных физических (корригирующих) упражнений.
Результатом внедрения разработанной технологии профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток явилось достоверное (Р<0,05— 0,001) увеличение показателей статической выносливости мышц спины, брюшного пресса и подвижности тазобедренных суставов у студенток. Отмечены нормализация и снижение болевого синдрома во время менструальной фазы цикла, уменьшение числа обострений гинекологических воспалительных процессов у 15% студенток, за счет использования целенаправленных занятий физической культурой и освоения метода Су-Джок терапии. Кроме того, выявлено достоверное (Р<0,05) увеличение экскурсии (подвижности) грудной клетки. Данный показатель имеет особое значение, так как у женщины во второй половине беременности диафрагма поднимается высоко, экскурсия грудной клетки становится меньше, вследствие чего устанавливается преимущественно грудной тип дыхания с малой легочной вентиляцией.
Улучшились показатели сердечно-сосудистой системы: отмечается достоверное (Р<0,001) повышение физической работоспособности, возросли аэробные возможности, исходя из достоверного (Р<0,05) увеличения МПК относительного. При этом выявленное снижение частоты сердечных сокращений при стандартной нагрузке (степ-тест) указывает на повышение адаптации занимающихся. Улучшились и показатели внешнего дыхания у студенток. Так, достоверно (Р<0,05 — 0,01) увеличились значения должной жизненной емкости легких и жизненного индекса, повысилась устойчивость организма студенток к гипоксии, что подтверждается достоверными результатами проб Штанге и Генчи. Возросли показатели, свидетельствующие об улучшении физической подготовленности. Так, достоверно (Р<0,001) увеличилась выносливость по тесту Купера и возросли скоростносиловые способности студенток. Следует отметить, что повысилась психоэмоциональная устойчивость за счет снижения симптомов тревоги и депрессии у 15 % студенток и показателей уровня личностной тревожности у — 20 %.
Оценка знаний и умений, проведенная по адаптированной модульно-рейтинговой системе, была достаточно высокой, так как индивидуальный рейтинг студенток составлял не менее 80 % в течение всего периода обучения, что свидетельствует о повышении информированности девушек по вопросам охраны
репродуктивного здоровья и использования средства физической культуры в профилактике его нарушения.
Снижение степени нарушения репродуктивного здоровья у 17,5 % студенток свидетельствует об улучшении социально-биологических, социально-гигиенических «факторов условий жизни», а также о нормализации овариально-менструального цикла и уменьшении числа обострений гинекологической и экстрагенитальной патологии.
Заключение. Анализ научно-методической литературы показал, что в первые десятилетия нового века в активную фазу репродукции вступает популяция женщин, имеющая серьезные проблемы с репродуктивным здоровьем. Изучение состояния репродуктивного здоровья на современном этапе выходит за рамки интересов только акушеров и гинекологов. Его охрана становится междисциплинарной задачей, в решении которой должны участвовать не только врачи, но и педагоги, психологи, социальные работники.
Результаты собственных наблюдений позволили выявить негативные тенденции в показателях, характеризующих репродуктивное здоровье. Одной из причин сложившейся ситуации является образ жизни с недостаточной физической активностью и низким уровнем профилактических знаний в этой области. Вместе с тем в высших учебных заведениях дисциплина «Физическая культура» не предусматривает проведение занятий со студентками с позиции профилактики нарушения репродуктивного здоровья.
Разработанная и экспериментально проверенная физкультурно-образовательная технология, включающая своевременную диагностику состояния репродуктивного здоровья; педагогическую деятельность по формированию у студенток мотивационных установок на здоровый образ жизни, создание семьи и рождение детей; введение в методико-практический подраздел программы теоретического материала по охране репродуктивного здоровья; использование
потенциала специфических средств и методов физической культуры для совершенствования всех систем организма, в том числе и репродуктивной, в целом повышает физическую работоспособность, подготовленность, улучшает психоэмоциональное состояние, оказывает позитивное действие на репродуктивное здоровье.
Модифицированная скрининговая система оценки позволяет преподавателям в процессе физического воспитания в вузе осуществлять прогноз состояния репродуктивного здоровья студенток, получать объективную информацию о степени его нарушения для своевременной профилактики и коррекции средствами физической культуры.
Библиографический список
1. Кулаков В.И. // Проблемы репродукции. — 1999. — Т. 5. — № 2. - С. 6-9.
2. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале XXI века / Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. — 2006. — Прил. — С. 27 — 30.
3. Гончарова Г. Н. Медико-социальные проблемы безопасного материнства / Г.Н. Гончарова : учеб. пособие. — Красноярск, 1997. — 153 с.
4. Ендропов О.В. Формы и уровни двигательной активности в первичной профилактике заболеваний / О.В. Ендропов. — Новосибирск, 1998. — С. 80 — 83.
5. Шушунова М.С. Нетрадиционные методы лечения гинекологических заболеваний у девочек и девочек-подростков / М.С. Шушунова. — М. : «Триада-Х», 2000. — 210 с.
ШЕВЕЛЁВА Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.
Статья поступила в редакцию 15.09.2009 г.
© И. Н. Шевелёва
Книжная полка
Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2-х т. — Т. 2. — Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. Гриф Федерального агентства по физической культуре и спорту. — М. : Советский спорт, 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9718-0244-0.
Во втором томе учебника рассматриваются содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру, а также аспирантов и преподавателей, проводящих научноисследовательскую работу в этой области.
Виленский Михаил. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие. — М : Гардарики, 2007. — 218 с. — 978-5-8297-0316-5.
В учебном пособии представлен материал, расширяющий и дополняющий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура», ее важнейшей дидактической составляющей — «Основы здорового образа и стиля жизни». Здоровый образ жизни наиболее значим для студента, поскольку концентрирует личностно ориентированную направленность его жизнедеятельности, помогает самостоятельно и грамотно ее проектировать и организовывать.
Пособие адресовано студентам, изучающим учебную дисциплину «Физическая культура», а также широкому кругу молодежи.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ