Научная статья на тему 'Роль физической культуры в формировании репродуктивного здоровья студенток'

Роль физической культуры в формировании репродуктивного здоровья студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1152
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевелева И. Н.

Повышение мотивации к двигательной активности на семинарских занятиях, заседаниях «круглого стола» и регулярное выполнение комплекса специальных упражнений способствуют улучшению репродуктивного здоровья студенток. В результате занятий по разработанной нами методике показатели силы мышц спины, брюшного пресса, гибкости и подвижности тазобедренных суставов значительно выше у студенток экспериментальной группы, чем у контрольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевелева И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of physical culture in forming of reproductive health of students

The rise of moving activity at the lessons, work of a "round table", and regular fulfillment of special exercises complex assists to improvement of reproductive health of students-girls. Because of the exercises from our special-developed methods, power of back's muscles, prelum abdominale, flexibility and mobility of hip joints are better by the students from experimental group, then of control group students.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры в формировании репродуктивного здоровья студенток»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

%

5. Максимей И.В. Математическое моделирование больших систем / И.В. Максимей — Мн.: Выш. шк., 1985. — 119 с.

6. Schruben L.W. Simulation Modeling with Event Graphs. Communications of the ACM. 26: 957 — 963 (1983).

7. Бабкин Е. А. Событийные модели дискретных систем / Курск. гос. ун-т. — Курск, 2005. — 18 с. Деп. В ВИНИТИ 14.01.05, № 30-В2005.

8. Спирин, Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф. Спирин. — М., 1997. — 240с.

ТРАВКИН Евгений Иванович, ассистент кафедры «Методика преподавания информатики и информационных технологий».

Дата поступления статьи в редакцию: 22.11.06 г.

© Травкин Е.И.

Физкультура и спорт

УДК 796/799 И. Н. ШЕВЕЛЕВА

Омский государственный технический университет

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК_____________________________

Повышение мотивации к двигательной активности на семинарских занятиях, заседаниях «круглого стола» и регулярное выполнение комплекса специальных упражнений способствуют улучшению репродуктивного здоровья студенток. В результате занятий по разработанной нами методике показатели силы мышц спины, брюшного пресса, гибкости и подвижности тазобедренных суставов значительно выше у студенток экс-

периментальнои группы, чем

Демографические проблемы, нарастающие в последние годы в нашей стране, характеризуются отрицательными показателями прироста населения [1]. В связи с этим актуально сохранение репродуктивного здоровья девушек.

Правительства многих государств понимают важность этой проблемы и поэтому стараются использовать всевозможные средства для обеспечения здорового образа жизни граждан, особенно женщин. Одно из ведущих мест среди них занимают двигательная активность, занятия физической культурой и спортом. Анализ многочисленных данных о количестве занимающихся физической культурой и спортом в различных странах, включая Россию, показывает, что лишь треть из них составляют лица женского пола. При этом только в развитых странах, где общее число занимающихся составляет от 30% и более от общей численности населения, количество женщин, вовлеченных в эти занятия, колеблется в пределах 10-15%. А в России их число составляет всего 1-3% [2].

При этом значительное число учащихся, в том числе и девочек, начиная со школьной скамьи, освобождаются от занятий физкультурой и спортом далеко не всегда обоснованно [3,4]. В результате ограниченность мышечных движений, сидячий образ жизни приводят к снижению морфофункциональных показателей организма, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на генеративной функции будущей женщины.

контрольной.

Известно, что занятия физической культурой способствуют нормализации репродуктивной функции, оказывают общеукрепляющее действие, активизируют кровообращение во всем организме, уменьшая застойные явления в органах малого таза [5], то есть являются одним из средств профилактики нарушения репродуктивного здоровья.

Повышение образовательной функции физической культуры, интерес человека к сознательному участию в формировании своего здоровья и его коррекции является особенно актуальным для студенток, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В то же время учебной программой по физическому воспитанию студентов специального отделения предусматривается развитие основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовой подготовленности и так далее. Однако роль физической культуры с позиции формирования репродуктивного здоровья изучена недостаточно.

Поиск эффективных средств физического воспитания для данного контингента ведется нами в Омском государственном техническом университете с 2002 года.

Целью данной работы явилось определение роли физической культуры в жизни студенток и формирования у них мотивации к двигательной активности для улучшения репродуктивного здоровья.

Показатели силы мышц спины, брюшного пресса, гибкости и подвижности тазобедренных суставов

Показатели экспериментальная группа контрольная группа

До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Гибкость, см 13,3±0,8 17,6±0,7* 13,5±0,6 15,9±0,5*

Силовая выносливость мышц спины, с. 94±4,5 146±5,5* 101±6,6 117,4±3,6*

Силовая выносливость мышц брюшного пресса, с. 21±4,2 55±2,8* 23±5,1 42±1,7*

Отведение в правом тазобедренном суставе, град. 52,3±1,3 56,3±1,2* 51,8±1,6 53,7±2,1

Отведение в левом тазобедренном суставе, град. 49,3±1,2 54±1,7* 49,6±2,2 50,7±2,3

Примечание: * достоверность различий.

Методы и организация исследования. Для изучения показателей характеризующих состояние репродуктивного здоровья, центральной нервной системы, морфофункциональных показателей, а также физической подготовленности занимающихся, был использован ряд традиционных методов исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование и интервьюирование, скрининговая оценка состояния репродуктивного здоровья, педагогические наблюдения и эксперимент, антропометрические измерения, определение физической работоспособности по степ-тесту. Для оценки уровня личностной тревожности использовали методику Спилбергера, для выявления тревоги и депрессии — госпитальную шкалу Hadsa.

Под наблюдением находились 100 студенток специальной медицинской группы (СМГ). В экспериментальной группе (ЭГ) девушки занимались по разработанной нами методике, в контрольной группе (КГ) в соответствии с базовой программой для СМГ высших учебных заведений (в каждой группе по 50 человек). Занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю на І-ІІ курсе и один раз на ІІІ-І^

Одновременно было проведено анкетирование 200 студенток 1-^ курсов специального отделения по разработанному нами опроснику.

Результаты и их обсуждения. Результаты показали, что положительное отношение к физической культуре выражают 89% студенток, безразличное — 9,5%, отрицательное — 1,5%. Обязательным физическое воспитание в вузе считают 85,5%, необязательным — 14,5%.

По количеству занятий в неделю: не менее двух раз — высказались 98,5% анкетируемых; по продолжительности учебы в институте: 68,5% - за занятия до V курса, 16,5% - до III курса; 13,5% - в виде факультатива.

Самостоятельно, кроме академических часов, занимаются 27,1% студенток.

Считают, что физическая активность улучшает состояние здоровья - 88% исследуемых. Хорошее и удовлетворительное самочувствие после практических занятий у 95% студенток. При этом 97% анкетируемых считают, что занятия физической культурой могут способствовать благополучному осуществлению детородной функции.

Из вышесказанного следует, что отношение к физической культуре у данного контингента позитивное. Наша задача состоит в том, чтобы найти способ вовлечения студенток специального отде-

ления в совместную работу по внедрению двигательной активности в жизнь, как в рамках академических, так и самостоятельных занятий.

Особенностью разработанной нами методики явилось включение в программу физического воспитания (в вариативную часть) комплекса специальных упражнений для укрепления мышц тазового дна, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. Кроме того, использовались дыхательные упражнения, аутогенная тренировка, а также метод «Су-Джок» терапии.

Основным направлением, при одноразовых занятиях, на Ш-^ курсе явилось повышение образовательной стороны занимающихся, а также самостоятельное выполнение специальной программы физической активности изученной ранее. Особое внимание уделялось усвоению теоретического раздела в виде семинарских занятий, выступлений в заседаниях «круглого стола» (методико-практи-ческий раздел), осуществлялся контроль над самостоятельным выполнением комплекса специальных физических упражнений.

Повторное анкетирование — через три года занятий по разработанной нами методике выявило повышение значимости физической культуры в жизни студенток, а также снижение степени нарушения репродуктивного здоровья в экспериментальной группе на 32%. В контрольной группе отмечена лишь тенденция снижения факторов риска.

Не касаясь в данной статье улучшения показателей физической работоспособности, необходимо остановиться на оценке состояния мышц спины, брюшного пресса, гибкости и подвижности тазобедренных суставов, имеющих первостепенное значение для осуществления такого физиологического акта, как роды и рождение здорового ребенка (табл. 1). Улучшение вышеназванных показателей выявлено в обеих группах, при этом в экспериментальной они значительно выше.

Заключение. В связи с тем что на состояние репродуктивного здоровья неблагоприятное влияние оказывает низкая физическая активность, необходимо внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию специальные профилактические мероприятия для студенток с I по IV курс включительно.

Установлено, что знания студенток о том, что физические упражнения специальной направленности могут способствовать улучшению репродуктивного здоровья, и являются профилактическим средством возможных его нарушений, служат мотивом для регулярных самостоятельных занятий

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

физической культурой, помимо учебных часов. Это повысит общую работоспособность девушек в течение всего периода обучения в вузе и в дальнейшей жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Баклаенко Н.Г Современное состояние охраны репродуктивного здоровья подростков / Н.Г. Баклаенко, Л.В Гаврилова // Здравоохранение РФ — 2000. - №7. — С. 26-33.

2. Панков В.А. Физическая культура и спорт в здоровом образе жизни женщин /В.А. Панков //Теория и практика ФК. - 2000. - №6. - С. 20-22.

3. Г илев Г. А. Физическая культура в вузе - средство социальной защиты студенчества. / Г.А. Гилев //Матер. Меж-дунар. науч.-практ. конф. Актуальные проблемы сохранения

УДК 796/799

и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона. — Иркутск. - 2006. - С. 31-33.

4. Сафонова Ж.Б. Физические тренировки для студентов специальной медицинской группы в рамках учебной программы /Ж.Б.Сафонова, ГА. Петрова, В.Ф.Красавина, Г.Г. Сабанина. //Инновационные процессы в высшей школе. Матер. V Всерос. науч-метод конф. 1-2 окт. 1999г. — Краснодар: КубГТУ, 1999. - С.93

5. Шушунова М.С. Нетрадиционные методы лечения гинекологических заболеваний у девочек и девочек-подрост-ков / М.С. Шушунова. - М.: «Триада-Х», 2000.- 210с.

ШЕВЕЛЕВА И.Н., аспирант.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.10.06 г.

© Шевелева И.Н.

О. А. МЕЛЬНИКОВА

Омский государственный технический университет

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ДИСПЛАЗИЕЙ

СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ_____________________________________

В экспериментальных специальных медицинских группах с дисплазией соединительной ткани А (40 студентов) и В (20 студентов), занимающихся по разработанной методике (в зависимости от фенотипа) выявлена эффективность индивидуально-дифференцированной методики плавания на показатели внешнего дыхания, физической подготовленности , в отличие от контрольных групп К1 - 20 студентов специальной медицинской группы (без разделения по фенотипу) и К2 - 60 практически здоровых.

Введение Многочисленные исследования и на- Тем не менее ряд вопросов, в частности, опти-

блюдения специалистов различного профиля сви- мальная нагрузка, а также методика освоения тех-детельствуют, что в последние 10 - 15 лет наблю- ники спортивных способов плавания студентов дается прогрессирующее снижение показателей специальной медицинской группы, повышающего физического развития и резервов здоровья моло- неспецифическую резистентность, ввиду его за-дежи России [1]. каливающего воздействия, наряду с повышением

В последние годы появились данные, что на со- морфофункциональных показателей, остаются стояние здоровья молодого поколения существен- недостаточно разработаны.

ное влияние оказывают различные морфофункци- Противоречивы мнения по основной направ-

ональные проявления дисплазии соединительной ленности обучения плаванию в студенческом ткани [2]. В связи с этим возникает необходимость возрасте: спортивной [3] либо прикладной [4], в совершенствования учебных программфизическо- том числе и оздоровительно-реабилитационной го воспитания в вузах, приспособления различных [5].

видов спорта к особенностям занятий со студента- Цель данной работы - оценить эффективность

ми и, в первую очередь, специальной медицинской дифференцированной методики плавания на по-группы, направленных на постепенное улучшение казатели внешнего дыхания, физической подго-физической подготовленности и развитие функ- товленности и резистентности организма студен-

циональных способностей организма.

тов специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.