Научная статья на тему 'Влияние комплексной оздоровительной методики на показатели морфофункционального состояния и физической подготовленности студенток в условиях Среднего Приобья'

Влияние комплексной оздоровительной методики на показатели морфофункционального состояния и физической подготовленности студенток в условиях Среднего Приобья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ / FEMALE STUDENTS / PHYSICAL FITNESS / MORPHOFUNCTIONAL STATE / HEALTH - IMPROVING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цепко О. А.

Статья посвящена изучению проблемы совершенствования физического воспитания студенток, постоянно проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья. Тема статьи весьма актуальна, поскольку преподаватели северных вузов испытывают определенные трудности при подборе средств и методов, объема и интенсивности физических упражнений, которые отвечали бы индивидуальным возможностям занимающихся. Предложенная методика нуждается в дальнейшем усовершенствовании, однако уже первая апробация дала позитивные результаты, что указывает на правильность выбранного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цепко О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of complex health - improving methods on the characteristics of morphofunctional state and physical fitness in female students at the Middle Priobie

This scientific article is dedicated to the problems of physical education improvement in female students who live constantly in hypocomfort conditions in middle Priobie. The subject of the article is of current importance as the teachers of the North institutes of higher education have some difficulties when choosing means, methods and intensity of physical exercises to correspond with students individual abilities. The proposed methodology will be olive loped and updated. Its first usage has got approval and presented positive results which demonstrate the validity of the methods used.

Текст научной работы на тему «Влияние комплексной оздоровительной методики на показатели морфофункционального состояния и физической подготовленности студенток в условиях Среднего Приобья»

УДК 378.172.037.1(571.1221:372.879.6 О. А. ЦЕПКО

Сургутский государственный университет

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МЕТОДИКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ

Статья посвящена изучению проблемы совершенствования физического воспитания студенток, постоянно проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья. Тема статьи весьма актуальна, поскольку преподаватели северных вузов испытывают определенные трудности при подборе средств и методов, объема и интенсивности физических упражнений, которые отвечали бы индивидуальным возможностям занимающихся. Предложенная методика нуждается в дальнейшем усовершенствовании, однако уже первая апробация дала позитивные результаты, что указывает на правильность выбранного направления.

Ключевые слова: студентки, физическая подготовленность, морфофункциональное состояние, методика оздоровления.

Продолжающееся в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества предполагает поиск решения проблем преобразования самого человека, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.

Проблема совершенствования учебного процесса в вузах также существует, но особенно остро она стоит в учебных отделениях, где занимаются студентки [1, 2]. Исследования многих авторов показывают, что у студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения [3 — 5].

Проблема состоит в том, что до настоящего времени в процессе физического воспитания студентов в вузах, расположенных на территории Среднего Приобья, недостаточно изучено влияние комплексного воздействия среды (климата, учебного процесса, гиподинамии и т.д.) на изменение уровня физической подготовленности, морфофункционального состояния и здоровья за период обучения в вузе. При этом отсутствуют научно-обоснованные методики оздоровительной направленности средствами физической культуры, которые можно использовать в вариативной части учебной программы.

Накопленный нами более чем десятилетний опыт научных исследований и практической работы по

Таблица 1

Виды оздоровительной гимнастики и их использование в период занятий

Виды Часть занятия Воздействие

Вводная Основная Заключительная

1. Дыхательная гимнастика (35 %) + + + + Совершенствование аэробных и анаэробных способностей

2. Глазодвигательная гимнастика (10 %) + + - + Снятие утомления глазодвигательных мышц

3. Пресс-гимнастика (22,5 %) - - + + Укрепление мышц брюшного пресса, стройность талии

4. Гимнастика для ОДА(22,5%) - + + + Укрепление мышц верхних и нижних конечностей

5. Релаксирующая гимнастика (10 %) - - + + Снятие напряжения мышц, психоэмоционального напряжения

6. Утренняя гимнастика (ежедн.) + - - Тонизирование мышечных групп, улучшение настроения

Динамика физической подготовленности студенток за период обучения в вузе (средние значения и среднеквадратические отклонения)

Таблица 2

Показатели Курс Достоверность

1 курс (п = 40) 2 курс (п = 49) 3 курс (п = 38) 4 курс (п = 32) 5 курс (п = 34)

Выносливость аэробная бег на 2000 м, мин 12,4±1,8 10,5±1,1 12,8±1,5 14,8±3,2 16,0±4,9 1-2, 1-4,1-5, 3-5

Быстрота бег на 100 м, с тест «Ловля линейки», см 18,5±2,1 16,3±1,4 18,3±1,8 18,6±2,0 19,1 ±3,2 р>0,05

22,0±4,1 21.1 ±5,6 24,0±4,3 23,0±4,6 24,0±3,4 1-5,1-3

Прыжок в длину с места, см 175,9±14,8 177,8± 14,1 160,0±12,7 157,7±!2,5 159,3±11,5 1-4, 1-5,2-4, 2-5

Сила абсолютная правой кисти абсолютная левой кисти 24,1 ±6,9 25,0±6,0 20,7±7,0 18,9±6,3 23,5±6,3 4-5

20,3±7,0 21,4±7.0 19,3±5,9 16,4±5,6 16,8±9.2 р>0,05

Гибкость наклоны туловища вперед, см 15,0±7.8 19,5±7,7 13,7±4,0 9,4±8,1 10,9±5,2 1-2, 1-4,1-5, 24,2-5

-силовая выносливость (анаэробная) подъем туловища из положения лежа, к-во раз 35,3±14,2 52,1 ±6,0 37,0±5,0 24,2±4,8 17,3±3,0 1-2,1-4, 1-5,2-А, 2-5,4-5

подтягивание из виса, к-во раз 20,8±4,1 20,6±3,4 17,3±3.2 15,6±3,7 11,.3±2,5 1-4, 1-5, 2-4,2-5, 4-5

проба «Аист», с 28.0±9,0 33,6±25,4 25,3±7,0 8,7±7,0 15,0±9,7 1-2, 2-4,2-5, 4-5

пяточно-носочная, с 29,3±1б.7 40,0±32,9 37,4±7,9 24,1 ± 10.7 20±10,0 1 -2,1 -4,1 -5, 24,2-5

способность к ориентации в пространстве (кол-во бросков из 10) 7,5± 1,2 7,1±1,5 6,3±1,7 4,5±2,1 4,6±1,9 1-4, 1-5,2-4, 2-5

физической культуре со студентками, проживающими в условиях Среднего Приобья, позволили разработать комплексную оздоровительную методику.

Комплекс показателей, наиболее чувствительных к комплексным средовым воздействиям, был взят нами за основу разработки оздоровительной методики совершенствования физической подготовленности, функционального состояния и здоровья организма студенток вуза, расположенного на территории Среднего Приобья.

Оздоровительная методика состояла из пяти блоков: 1-й блок — дыхательная гимнастика, 2-й блок — глазодвигательная гимнастика, 3-й блок — гимнастика для укрепления и снятия напряжения опорно-двигательного аппарата, 4-й блок — пресс-гимнастика, 5-й блок — гимнастические упражнения релаксирую-щей направленности. Для каждого блока были разработаны комплексы упражнений. Кроме того, для студенток был предложен комплекс утренней гимнастики, который рассматривался как дополнительный.

Блоки оздоровительной гимнастики, их процентные соотношения и в какой части они могут выполняться отражены (табл. 1).

При проведении занятий по комплексам оздоровительной гимнастики нами соблюдалось необходимость строгой дозировки упражнений, используемых в различных блоках, т.е. разделенных по направленности воздействия, чтобы не допустить утомления. Поэтому мы вводили в каждый блок (комплекс) упражнений постепенно, начиная с самых простых и доступных исходных положений. Величина и длительность воздействия (при введении нового упражнения)

на первых двух занятиях была минимальной, в последующих — количество повторений увеличивалось, при сокращении интервалов отдыха.

Серии упражнений чередовались через занятие. На одном занятии нагрузка приходилась в основном на мышцы пояса верхних конечностей и спины, на другом—на мышцы нижних конечностей и груди и т.д.

Упражнения для мышц живота (пресс-гимнастика), дыхательные упражнения, глазодвигательная гимнастика прорабатывались на каждом занятии. Занятия заканчивались комплексом релаксирующей гимнастики. Через каждые четыре недели комплекс упражнений менялся.

Процентное распределение блоков оздоровительной гимнастики основывалось на результатах предварительного эксперимента, который длился два месяца.

В результате проведенных исследований выявлено, что показатели физического развития студенток Среднего Приобья соответствуют средним возрастным нормам и не имеют достоверных различий с показателями физического развития студенток южных регионов Сибири (г.Омск). У студенток Среднего Приобья достоверно снижена функция внешнего дыхания. Ближе к средним возрастным нормам величины ги-поксических проб. Показатели сердечнососудистой системы по средне-групповым значениям более вы-раженно изменяются у студенток старших курсов.

Все выше изложенное позволяет говорить о необходимости выявления процесса срочной и долговременной адаптации.

С позиции «срочной» адаптации (процесс в течение одного учебного дня) снижается зрительная

функция, возрастает психоэмоциональное напряжение, устают мышцы брюшного пресса, нижние конечности, т. е. опорно-двигательного аппарата.

С позиции долговременной адаптации за период обучения студенток в вузе в условиях Крайнего Севера уровень физической подготовленности имеет следующую тенденцию в развитии: положительная динамика на 2-м курсе, стабилизация показателей к третьему, достоверное снижение к 4-5-м курсам (табл. 2).

Темпы снижения различны:

низкие (2 — 9 %) по быстроте;

средние (20 — 35 %) по силе, гибкости, координации;

высокие (47 — 51 %) по общей аэробной выносливости и скоростно-силовой анаэробной выносливости.

В процессе исследований нами был обоснован комплекс показателей, наиболее чувствительных к воздействию среды: с позиции долговременной адаптации (период обучения в вузе) у студенток значительно снижаются функция внешнего дыхания и в меньшей степени сердечно-сосудистой системы.

Воздействие разработанной оздоровительной программы оказало наиболее существенный достоверный эффект в развитии уровня физической подготовленности у студенток.

Заключение

Разработанная нами оздоровительная методика совершенствования уровня физической подготовленности и морфофункционального состояния организма студенток состоит из тестирующей и обучающих частей

1. В тестирующую часть оздоровительной методики необходимо включить оценку уровня физического развития, которое осуществляется по общепринятым тестам, а также определить абсолютные и относительные величины ЖЕЛ, ДЖЕЛ, устойчивость к кислородной недостаточности (пробы Генчи и Штанге). Рассчитать кардиореспираторный индекс Скибински (КРИС).

2. Для совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию в условиях Крайнего Севера целесообразно применять в вариативной части

занятий разработанную нами оздоровительную методику во всех разделах учебной программы, кроме плавания и лыжной подготовки. В разделе плавания можно использовать отдельные упражнения из комплекса дыхательной гимнастики.

Предложенная нами методика физического воспитания студенток показала высокую эффективность в гармонизации физического состояния организма студенток экспериментальной группы, а также вызвала интерес девушек к проблеме их собственного здоровья и может быть использована в высших и средних учебных заведениях, расположенных на территории Среднего Приобья, что подтверждает необходимость в тестировании включающих практические рекомендации.

Библиографический список

1. Рябинина, С. К. Настольный теннис в системе физического воспитания студенток технического вуза : автореф. ... дис. канд. пед. наук / С. К. Рябинина. — Красноярск, 2004. — 45 с.

2. Мазенков, А. А. Методика применения статических (изометрических) и динамических упражнений в физическом воспитании студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Мазенков. — Тюмень, 2003. - 22 с.

3. Щедрина, А. Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влияние функционального воспитания : автореф. . дис. д-ра мед. наук / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 1982. — 45 с.

4. Ендропов, О. В. Формы и уровни двигательной активности в нервной профилактике заболеваний, реабилитации и физического состояния здоровья : автореф. ... дис. д-ра мед. наук / О. В. Ен-дропов. — Новосибирск, 1990. — 38 с.

5. Кончиц, Н. С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма : автореф. ... дис. д-ра мед. наук / Н. С. Кончиц. — Томск, 1990. — 34 с.

ЦЕПКО Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры.

Адрес для переписки: e-mail: Tsepkoo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2010 г. © О. А. Цепко

Книжная полка

Шевелева, И. Н. Особенности занятий физической культурой для профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток [Текст] : учеб. пособие / И. Н. Шевелева ; ОмГТУ. - Омск, 2010. - 70 с. : рис., табл. - Библиогр. : с. 68-70.

В учебном пособии представлен теоретико-методический материал по использованию средств физического воспитания в профилактике нарушения репродуктивного здоровья студенток. Рассмотрены анатомо-физио-логические особенности женского организма с учетом репродуктивной функции и влияния на нее физических упражнений. Приведены примерные комплексы специальных физических упражнений, оказывающие позитивное воздействие на женский организм.

Предназначено для преподавателей физической культуры и студенток 1—4 курсов в организационной и самостоятельной форме занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.