Научная статья на тему 'Гармонизация физического воспитания студенток в вузе'

Гармонизация физического воспитания студенток в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / ДНЕВНИК ГАРМОНИИ / КОСВЕННАЯ ОЦЕНКА / РЕПРОДУКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / VARIABLE PART / HARMONY DIARY / INDIRECT ESTIMATION / REPRODUCTIVE EDUCATION / REPRODUCTIVE HEALTH / PROGRAMME-METHODICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стручков Владимир Ильич, Дорошенко Сергей Анатольевич, Григорьев Александр Юрьевич

Статья раскрывает проблему необходимости гармонизации физического воспитания студенток в вузе на основе единства и взаимосвязи укрепления и поддержания физического и репродуктивного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стручков Владимир Ильич, Дорошенко Сергей Анатольевич, Григорьев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF GIRLS' PHYSICAL EDUCATION AT AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

This article reveals the problem of necessity of harmonization of girls' physical education at an institute of higher education basing on the unity and interaction of physical and reproductive health strengthening and maintenance.

Текст научной работы на тему «Гармонизация физического воспитания студенток в вузе»

ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОК В ВУЗЕ

Вариативная часть, дневник Гармонии, косвенная оценка, репродуктивное воспитание, репродуктивное здоровье, программно-методическое обеспечение.

В настоящее время физическое здоровье населения России находится в центре внимания государственных органов управления и общественных организаций в связи с негативными тенденциями его показателей и низким уровнем рождаемости. Отсутствие значимой положительной динамики естественного прироста населения во многом обусловлено ухудшением состояния здоровья, увеличением числа гинекологических заболеваний и недостаточным уровнем физического и репродуктивного здоровья женского населения (Т.Г. Захарова, 2003; Н.Г. Гончарова, 2002; Е.В. Уварова, 2001). Усугубляют отрицательную ситуацию утрата культурных ценностей в общественном сознании, формирование нового стиля сексуального поведения девушек, а также возрастающая гиподинамия, курение, употребление алкоголя, то есть факторы риска, отрицательно влияющие на физическое состояние и особенно на репродуктивное здоровье женского организма. В исследованиях, проведенных Т.Ю. Маскаевой (2008), М.С. Шушуновой (2008), доказывается положительное влияние системных занятий физической культурой на становление, развитие и сохранение репродуктивного здоровья у студенток в процессе обучения в вузе. В то же время современные стандарты образования не способствуют гармоничному физическому воспитанию на основе профилактики и коррекции физического и репродуктивного здоровья студенток в вузе (Н.А. Ульянова, 2008). В процессе физического воспитания девушек в вузе часто игнорируются анатомо-физиологические особенности женского организма и его биологические функции материнства, гармонично не формируется репродуктивная и физическая культура.

Женский организм генетически менее предрасположен к выполнению статистических напряжений, и для него более типичным является аэробный вариант метаболизма (Л.Г. Харитонова). В связи с данным постулатом для практики физического воспитания девушек необходима разработка специализированных комплексов физических упражнений, способствующих, с одной стороны, повышению резервных возможностей организма, а с другой — содействию формированию функционального состояния скелетной мускулатуры девушек, и особенно органов малого таза.

На фоне данных противоречий обозначилась проблема исследования, которая заключается в необходимости гармонизации физического воспитания студенток в вузе на основе единства и взаимосвязи укрепления и поддержания физического и репродуктивного здоровья.

Цель исследования заключается в обосновании и разработке содержания вариативной части программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания студенток в вузе и проверке его эффективности в педагогическом эксперименте.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что физическое воспитание студенток в вузе будет более гармоничным, если процесс физического воспитания будет осуществляться на основе единства и взаимосвязи укрепления физического и репродуктивного здоровья студенток; а также будут разработаны:

— вариативная часть программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания студенток в вузе;

— организационно-педагогическая структура реализации программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания студенток в вузе;

— комплексная методика контроля и коррекции результатов гармонизации физического воспитания студенток в вузе;

— дневник Гармонии, который будет включать косвенные критерии оценки состояния репродуктивного здоровья студенток, индивидуальные комплексы физических и релаксационных упражнений для выполнения их в домашних условиях.

Все это в совокупности позволит интегрировать процесс укрепления физического и репродуктивного здоровья студенток в вузе.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились: концепция И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой деятельности, научные труды известных отечественных ученых (Н.М. Амосов, П.К. Анохин, Н.Д. Граевский, В.П. Казначаев и др.); теория физической культуры личности (М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, В.И. Столяров, А.В. Лото-ненко, Л.И. Лубышева и др.); теоретико-методические основы сохранения и коррекции репродуктивной функции девушек средствами физической культуры (Г.А. Ушаков, С.И. Елгина, Т.Ю. Маскаева, Н.Л. Пирназарова, Е.В. Бондоренко, С.К. Рябина, Н.П. Абаскалова, И.П. Куценко, И.Н. Шевелева, Ж.Б. Сафонова, А.Г. Щедрина и др.); общенаучные положения и принципы теории и методологии педагогических исследований (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, В.И. Загвя-зинский, Б.А. Ашмарин, Н.И. Загузов и др.); проблема мотивации студенток к двигательной активности (Т.С. Лисицкая, И.В. Манжелей, Н.А. Анашкина, С.А. Кабанов, Л.И. Анциферова, Е.С. Медведева и др.); современные представления о физическом воспитании и состоянии здоровья студенческой молодежи (Г.Л. Апанасенко, В.А. Ананьев, А.А. Кокшаров, Л.А. Балашов, И.И. Брехман, Г.Н. Гончарова, А.В. Жарова, В.В. Колбанов, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская,

О.Н. Московченко, Ж.Б. Сафонова, Г.Н. Светличная, А.Г. Сухарев, О.Л. Треще-ва, Л.Г. Харитонова, С.В. Хрущев, Е.И. Чазов и др.); современные педагогические теории и технологии физического воспитания студентов (В.К. Бальсевич, А.И. Завьяков, А.П. Исаев, С.А. Кабанов, Л.М. Калачанова, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, С.В. Михайлиди, Д.Г. Миндиашвили, В.В. Пономарев, Н.И. Пономарев, И.И. Сулейманов, В.И. Усаков, Е.В. Усова, В.Г. Шилько и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, собеседование, тестирование физической подготовленности, анкетирование, педагогические наблюдения, косвенная оценка репродуктивного здоровья, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В проведении экспериментальной работы участвовали студентки дневной формы обучения ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», на базе которого проводился основной педаго-

гический эксперимент. В качестве группы контроля были задействованы студентки ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». Всего в эксперименте участвовали 172 студентки первого и второго курсов, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной группам, где 80 человек составили экспериментальную и 92 контрольную группу. Исследование проводилось в период 2005—2009 гг. в три этапа.

Первый этап (2005-2006) - проводился обзор и изучение научно-исследова-тельской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, осуществлялся анализ результатов медицинского осмотра студенток; проводились дополнительно опрос и анкетирование; оценивались исходный уровень физического развития, подготовленности и косвенная оценка репродуктивного здоровья, структурировалось и разрабатывалось содержание вариативной части программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания студенток; выстраивалась технология организации и проведения экспериментальной работы.

Второй этап (2006-2008) - организовалась и проводилась экспериментальная работа по определению эффективности программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания студенток в вузе. В процессе проведения педагогического эксперимента корректировались содержание, средства и методы гармонизации физического воспитания студенток в вузе.

Третий этап (2008—2009) — осуществлялся общий анализ полученных результатов экспериментальной работы, проводился математико-статистический анализ, делались выводы, разрабатывались практические рекомендации, проводилось заключительное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Уточнен и расширен ряд специализированных теоретических понятий по теме исследования: гармонизация физического воспитания студенток в вузе; репродуктивное здоровье и репродуктивное воспитание, что дополняет и расширяет теоретические и практические представления о физическом воспитании студенток в вузе.

2. Теоретически обосновано и разработано содержание вариативной части программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания студенток в вузе.

3. Разработана структура и наполнена содержанием педагогическая технология реализации программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания студенток в вузе, содержащие следующие этапы: информационно-диагностический, организационно-деятельностный, контрольно-прогностический.

4. Разработаны содержание и методика косвенной оценки репродуктивного здоровья студенток.

5. Разработан нетрадиционный дневник Гармонии для профилактики и укрепления физического и репродуктивного здоровья студенток в домашних условиях.

Теоретическая значимость исследования состоит в аргументировании необходимости гармонизации физического воспитания студенток в вузе на основе единства и взаимосвязи физического и репродуктивного здоровья; полноценном наполнении теоретическим содержанием вариативной части программно-мето-

дического обеспечения гармонизации физического воспитания девушек в процессе обучения в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методических рекомендаций гармонизации физического воспитания студенток в вузе; структурировании педагогической технологии гармонизации физического и репродуктивного здоровья студенток; методике косвенного контроля и коррекции репродуктивного здоровья студенток.

По окончании экспериментальной работы был проведен анализ полученных результатов по следующим блокам критериев: физическая подготовленность, анкетирование, теоретические знания о профилактике и укреплении репродуктивного здоровья, частота заболеваний ОРЗ.

Анализ показателей прироста физической подготовленности показал следующие результаты: у девушек экспериментальных групп на первом курсе: в беге на 100 м прирост составил 2,8 % (р < 0,05), 2000 м - 6,2 % (р<0,05), прыжок в длину с места - 7,9 % (р<0,05), поднимание туловища за 1 минуту - 35,8 % (р<0,05), челночный бег 4x9—3,6 % (р<0,05), наклон туловища вперед из положения сидя — 19,7 % (р<0,05); на втором курсе в беге на 100 м- 3,4 % (р<0,05), 2000 м- 3,6 % (р<0,05), прыжок в длину с места - 4,3 % (р<0,05), поднимание туловища за 1 минуту - 21,6 % (р<0,05), челночный бег - 5,5 % (р<0,05), наклон туловища вперед из положения сидя - 21,7 % (р<0,05).

У студенток контрольных групп второго курса показатели прироста физической подготовленности следующие: бег на 100 м - 0,6 % (р>0,05), 2000 м - 0,2 %

(р>0,05), прыжок в длину с места-----2,5% (р>0,05), поднимание туловища за

1 минуту - 8,2 % (р>0,05), челночный бег 4x9 - 0,9 % (р>0,05), наклон туловища вперед из положения сидя - 9,6 % (р<0,05); у студенток первого курса: 100 м -

0,6 % (р>0,05), 2000 м - 1,4 % (р>0,05), прыжок в длину с места - 1,7 % (р>0,05), поднимание туловища за 1 минуту — 9,6 % (р>0,05), челночный бег 4x9—0,9 % (р>0,05), наклон туловища вперед - 5,5 % (р>0,05).

Резюмируя вышеуказанные статистические результаты, можно сказать следующее: средний прирост показателей физической подготовленности за учебный год у девушек первого курса экспериментальной группы составил 12,7 % (р<0,05), у девушек второго курса - 10,2 % (р<0,05), в то же время у девушек первого курса контрольной группы прирост составил всего 3,3 % (р>0,05), у второго курса - 2,5 % (р>0,05). Данные результаты говорят о том, что девушки экспериментальной группы более мотивированы на укрепление и поддержание физической подготовленности, занятия по физическому воспитанию носят более гармоничный и продуктивный характер, осуществляется тесная взаимосвязь укрепления и поддержания физического и репродуктивного здоровья студенток.

По завершении педагогического эксперимента ко второму курсу 91,2 % студенток экспериментальной группы уже проявляли высокий интерес к занятиям физическим воспитанием и только 8,8 % — средний. В то же время среди студенток контрольной группы опрос показал, что 45 % проявили низкую, 52 % — среднюю и 3 % — высокую заинтересованность в посещениях учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Таким образом, педагогический эксперимент, направленный на гармонизацию физического воспитания студенток, на основе которого находится взаимосвязь укрепления и поддержания физического и репродуктивного здоровья девушек, позволил значительно повысить интерес к посещению занятий у студенток экспериментальной группы. Девушки более внима-

тельно и тщательно стали относиться к гигиеническим требованиям, поддержанию тепла в области поясницы и органов малого таза, особенно в зимний период времени.

Косвенная оценка репродуктивного здоровья студенток экспериментальной группы по окончании экспериментальной работы показала, что общее состояние репродуктивного здоровья девушек после второго курса улучшилось на 28 % (р<0,05), частота простудных заболеваний снизилась на 37 % (р<0,05).

По результатам представленного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Анализ литературных источников показал, что современные государственные стандарты физического воспитания студенток в вузе не в полной мере обеспечены программно-методическим материалом гармонизации физического воспитания девушек на основе единства и взаимосвязи физического и репродуктивного здоровья. Данные положения усугубляются еще тем, что за последние 5 лет — с 2004 по 2009 гг. — наблюдается отрицательная динамика репродуктивного здоровья студенток в вузах - с 7,9 % (2004) до 11,4 % (2009).

2. Разработано программно-методическое обеспечение гармонизации физического воспитания студенток в вузе на основе единства и взаимосвязи физического и репродуктивного здоровья девушек, содержащее теоретические и практические разделы физического воспитания, учитывающие гендерные особенности женского организма и его биологические функции материнства.

3. Структурирована и наполнена содержанием педагогическая технология гармонизации физического воспитания студенток в вузе, содержащая следующие блоки: информационно-диагностический, организационно-деятельнос-тный и контрольно-прогностический.

4. Разработаны содержание и методика косвенной оценки репродуктивного здоровья студенток, включающие контрольные упражнения для оценки подвижности позвоночного отдела и тазобедренных суставов, силовых показателей мышц брюшного пресса.

5. Результаты проведенной экспериментальной работы показали следующее: физическая подготовленность у студенток экспериментальной группы за два года занятий по опытной программе повысилаь на 22,9 % (р<0,05), в то же время в контрольной группе прирост составил всего 5,8 % (р>0,05); репродуктивное здоровье улучшилось на 28 % (р<0,05), в контрольной группе никаких изменений в состоянии репродуктивного здоровья не произошло, а наоборот, еще ухудшилось на 20 % (р<0,05); заинтересованность в занятиях физическим воспитанием у студенток экспериментальной группы повысилось до 95 % (р<0,05), в контрольной группе, наоборот, снизилась в целом до 15 % (р<0,05).

6. Гармонизация физического воспитания студенток в вузе способствует укреплению и поддержанию состояния репродуктивного здоровья, уменьшению числа гинекологических заболеваний и повышению рождаемости крепкого и здорового поколения.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А., И.В. Радыш, Г.М. Куцов и др. Физиологические особенности женского организма. М.: Изд-во РУДН, 1996. 98 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. 208 с.

3. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи: материалы Междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». СПб., 1996. С. 25-33.

4. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья // Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2001. С. 131-174.

5. Килис Ю.А. Философия гармонии: монография. Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2002. 170 с.

6. Лейфа А.В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2007. 25 с.

7. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Томск: Томск, гос. ун-т, 2003.

8. Штих Е.А. Особенности формирования оценки физического здоровья студенток // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.