Научная статья на тему 'Формирование психофизического потенциала студенток вуза в процессе изучения дисциплины «Физическая культура»'

Формирование психофизического потенциала студенток вуза в процессе изучения дисциплины «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕВУШЕК РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / VARIABLE PART / PERSONAL DIARY / PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL / GIRLS / REPRODUCTIVE HEALTH / METHODICAL SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стручков Владимир Ильич, Ситников Александр Яковлевич

Статья раскрывает проблему необходимости формирования психофизического потенциала студенток в вузе, укрепления и поддержания физического и репродуктивного здоровья. Разработаны вариативная часть, организационно-педагогическая структура реализации программно-методического обеспечения по формированию психофизического потенциала студенток в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стручков Владимир Ильич, Ситников Александр Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL OF STUDENTS-GIRLS OF UNIVERSITY IN THE PROCESS OF STUDYING THECOURSE «PHYSICL EDUCATION»

This article reveals the problem of the need to develop the psychophysical potential of girls at university, strengthen and maintain their physical and reproductive health. The variable part, organizational and educational structure of the implementation of the methodical software to build psychophysical potential of students-girls at university are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование психофизического потенциала студенток вуза в процессе изучения дисциплины «Физическая культура»»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОК ВУЗА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИСиИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Вариативная часть, индивидуальный дневник, психофизический потенциал девушек,

репродуктивное здоровье, программно-методическое обеспечение.

Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности молодых людей, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил; формирование таких общечеловеческих ценностей, как укрепление здоровья, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство; профес-сионально-прикладную подготовленность, спортивную подготовленность и т. д. (Л.И. Лубышева, В.К Бальсевич, 2008 и др.)- Формирование положительного отношения студентов к физическому воспитанию является одной из актуальных социально-педагогических задач учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой, оздоровительной и физкультурно-спортивной работы в высшей школе. Реализация этой задачи должна рассматриваться с двух позиций: как личностно значимая и как общественно необходимая. В условиях деятельности высшей школы принципиально важна работа по активизации позиции каждого студента в отношении своей физической подготовленности и развития, и особенно по формированию психофизического потенциала студенток в вузе [Бальсевич, 1996, с. 25-33].

В процессе физического воспитания девушек в вузе часто игнорируются анато-мо-физиологические особенности женского организма и его биологические функции материнства, гармонично не формируется репродуктивная и физическая культура.

Женский организм генетически менее предрасположен к выполнению статистических напряжений, и для него более типичным является аэробный вариант метаболизма (Н.А. Агаджанян). В связи с данным постулатом необходимой для практики физического воспитания девушек является разработка специализированных комплексов физических упражнений, способствующих, с одной стороны, повышению резервных возможностей организма, а с другой — содействию формированию функционального состояния скелетной мускулатуры девушек, и особенно органов малого таза [Агаджанян, 1996, с. 57].

Одним из важных мотивов занятий физической культурой у студенток должно быть желание укрепления и поддержания психофизического потенциала состояния здоровья организма как необходимое условие рождения здорового ребенка. Психофизический потенциал состояния здоровья студенток в вузе — способность организма студенток противостоять физически и психологически неблагоприятным влияниям на общее состояние здоровья в период обучения в вузе и готовность к рождению здорового ребенка. Под формированием психофизического потенциала состояния здоровья студенток в вузе понимается педагогический процесс, направленный на укрепление и поддержание средствами физической культуры анатомо-физиоло-

гических и биологических функций женского организма, мотивации девушек на формирование репродуктивной культуры и рождение здорового ребенка.

На фоне данных противоречий обозначилась проблема исследования, которая заключается в необходимости коррекции физического воспитания студенток в вузе на основе формирования и укрепления психофизического потенциала состояния здоровья.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура» и проверить его эффективность в педагогическом эксперименте.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что физическое воспитание студенток в вузе будет более корректным и продуктивным, если его осуществлять на основе формирования и укрепления психофизического потенциала состояния здоровья студенток, а также если будут разработаны:

— вариативная часть программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе;

— организационно-педагогическая структура реализации программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток вуза;

— комплексная методика контроля и коррекции результатов формирования психофизического потенциала студенток в вузе в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура»;

— индивидуальный дневник, который будет включать критерии оценки психофизического потенциала состояния здоровья студенток.

Все это в совокупности позволит актуализировать процесс формирования и укрепления психофизического потенциала студенток в вузе и сделать его динамичным и системным.

В соответствии с целью были определены следующие задачи.

1. Теоретически обосновать необходимость коррекции физического воспитания студенток на основе формирования психофизического потенциала в процессе обучения в вузе.

2. Обосновать и разработать содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе.

3. Разработать организационно-педагогическую структуру реализации вариативной части программно-методического формирования психофизического потенциала студенток в вузе.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура».

В проведении экспериментальной работы участвовали студентки дневной формы обучения ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», на базе которого проводился основной педагогический эксперимент. В качестве группы контроля были задействованы студентки ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». Всего в эксперименте участвовало 172 студентки первого и второго курсов, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной группам, где 80 человек составили экспериментальную и 92 — контрольную группы. Исследование проводилось в период с 2008-2011 гг. в три этапа.

Первый этап (2008—2009) — проводились обзор и изучение научно-исследова-тельской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, осуществлялся анализ результатов медицинского осмотра студенток; проводились дополнительно опрос и анкетирование; оценивались исходный уровень физической подготовленности и функциональной готовности организма студенток, структурировалось и разрабатывалось содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток.

Второй этап (2009—2010) — организовывалась и проводилась экспериментальная работа по определению эффективности программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе. В процессе проведения педагогического эксперимента корректировались содержание, средства и методы формирования психофизического потенциала.

Третий этап (2010—2011) — осуществлялись общий анализ полученных результатов экспериментальной работы, математике-статистический анализ; формировались выводы, разрабатывались практические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Научно доказана необходимость коррекции содержания программно-методического обеспечения процесса физического воспитания студенток вуза на основе формирования психофизического потенциала как базового компонента поддержания и сохранения физического и репродуктивного здоровья молодежи в период обучения в вузе.

2. Обосновано и разработано содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе.

3. Разработана и наполнена содержанием организационно-педагогическая структура реализации программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе, включающая следующие этапы: информационно-диагностический, организационно-деятельностный и контрольно-прогностический.

4. Разработаны содержание и методика оценки состояния психофизического потенциала студенток, включающая тесты по общей физической подготовке и специализированные контрольные упражнения.

5. Разработан индивидуальный дневник для самостоятельного контроля и коррекции состояния психофизического потенциала студенток в домашних условиях.

6. Теоретическая значимость исследования заключается в аргументировании необходимости формирования психофизического потенциала студенток в вузе на основе учета анатомо-физиологических особенностей женского организма.

7. Практическая значимость исследования заключается в разработке: программно-методических рекомендаций формирования психофизического потенциала студенток в вузе; комплексной методики контроля и коррекции состояния психофизического потенциала студенток.

По завершении экспериментальной работы был проведен анализ полученных результатов по следующим блокам критериев: физическая подготовленность, анкетирование, теоретические знания о профилактике и укреплении психофизического потенциала состояния здоровья, частота заболеваний ОРЗ.

Анализ показателей прироста физической подготовленности показал следующие результаты: у девушек экспериментальных групп на первом курсе: бег на 100 м - прирост составил 2,8 % (р < 0,05), 2000 м - 6,2 % (р<0,05), прыжок в длину с места - 7,9 % (р<0,05), поднимание туловища за 1 минуту - 35,8 % (р<0,05), чел-

ночный бег 4x9—3,6 % (р<0,05), наклон туловища вперед из положения сидя — 19,7% (р<0,05); на втором курсе: бег на 100 м- 3,4% (р<0,05), 2000 м- 3,6% (р<0,05), прыжок в длину с места - 4,3 % (р<0,05), поднимание туловища за 1 минуту - 21,6 % (р<0,05), челночный бег - 5,5 % (р<0,05), наклон туловища вперед из положения сидя 21,7 % (р<0,05).

У студенток контрольных групп первого курса показатели прироста физической подготовленности следующие: бег на 100 м - 0,6 % (р>0,05), 2000 м - 0,2 % (р>0,05), прыжок в длину с места — 2,5 % (р>0,05), поднимание туловища за 1 минуту — 8,2 % (р>0,05), челночный бег 4x9 - 0,9 % (р>0,05), наклон туловища вперед из положения сидя - 9,6 % (р<0,05); у студенток второго курса: 100 м - 0,6 % (р>0,05), 2000 м - 1,4 % (р>0,05), прыжок в длину с места - 1,7 % (р>0,05), поднимание туловища за 1 минуту - 9,6 % (р>0,05), челночный бег 4x9-0,9 % (р>0,05), наклон туловища вперед - 5,5 % (р>0,05).

Резюмируя вышеуказанные статистические результаты, можно сказать следующее: средний прирост показателей физической подготовленности за учебный год у девушек первого курса экспериментальной группы составил 12,7 % (р<0,05), у девушек второго курса - 10,2 % (р<0,05), в то же время у девушек первого курса контрольной группы прирост составил всего 3,3 % (р>0,05), у второго курса - 2,5 % (р>0,05). Данные результаты говорят о том, что занятия по физическому воспитанию носят более гармоничный и продуктивный характер на основе укрепления и поддержания психофизического потенциала состояния здоровья студенток в вузе.

По завершении педагогического эксперимента ко второму курсу 91,2 % студенток экспериментальной группы уже проявляли высокий интерес к занятиям физическим воспитанием и только 8,8 % — средний. В то же время опрос среди студенток контрольной группы показал, что 45 % проявили низкую, 52 % — среднюю и 3 % — высокую заинтересованность в посещениях учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Таким образом, педагогический эксперимент, направленный на формирование психофизического потенциала студенток в вузе в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культу!)а», позволил значительно повысить интерес к посещению занятий у студенток экспериментальной группы. Девушки более внимательно и тщательно стали относиться к гигиеническим требованиям, поддержанию тепла в области поясницы и органов малого таза, особенно в зимний период времени.

Итоговая оценка психофизического потенциала состояния здоровья студенток экспериментальной группы по окончании экспериментальной работы показала, что общее состояние физического здоровья девушек по окончании второго курса улучшилось на 28 % (р<0,05), частота простудных заболеваний снизилась на 37 % (р<0,05).

Сделаем выводы.

1. Анализ литературных источников показал, что современные государственные стандарты физического воспитания студенток в вузе не содержат корректного программно-методического материала, который был бы направлен на формирование психофизического потенциала девушек. Данные положения усугубляются еще тем, что за последние 5 лет — с 2008 по 2011 гг. — наблюдается отрицательная динамика репродуктивного здоровья студенток в вузах — с 7,9 % (2008) до 11,4% (2011).

2. Разработана вариативная часть программно-методического обеспечения формирования и поддержания психофизического потенциала студенток вуза, содержащая теоретические и практические разделы физического воспитания,

учитывающие анатомо-физиологические особенности женского организма и его биологические функции материнства.

3. Разработана и наполнена содержанием организационно-педагогическая структура реализации программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток вуза, содержащая следующие функциональные этапы: информационно-диагностический, организационно-деятельностный и контрольно-прогностический.

4. Обоснована и разработана комплексная методика оценки состояния психофизического потенциала студенток, включающая последовательный этапный контроль.

5. Результаты проведенной экспериментальной работы показали следующее: физическая подготовленность у студенток экспериментальной группы за два года занятий по опытной программе повысилась на 22,9 % (р<0,05), в то же время в контрольной группе прирост составил всего 5,8 % (р>0,05); показатели психофизического состояния здоровья улучшились в среднем на 28 % (р<0,05), в контрольной группе никаких изменений в показателях психофизического состояния здоровья не произошло, а наоборот, они еще ухудшились на 20,1 % (р<0,05); заинтересованность в занятиях физической культурой у студенток экспериментальной группы повысилась до 95 % (р<0,05), в контрольной группе, наоборот, снизилась в целом до 15 % (р<0,05).

В заключение отметим, что формирование психофизического потенциала студенток вуза способствует укреплению и поддержанию состояния репродуктивного

здоровья, уменьшению числа гинекологических заболеваний и повышению рождаемости крепкого и здорового поколения.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А., Радыш И.В., Куцов Г.М. и др. Физиологические особенности женского организма. М.: Изд-во РУДН, 1996. 98 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. 208 с.

3. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи: материалы Междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». СПб., 1996.

4. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья // Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2001. С. 131-174.

5. Килис Ю.А. Философия гармонии: монография. Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2002. 170 с.

6. Лейфа А.В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2007. 25 с.

7. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Томск: Томск, гос. ун-т, 2003.

8. Штих Е.А. Особенности формирования оценки физического здоровья студенток // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 63—65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.