ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОК ВУЗА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИСиИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Вариативная часть, индивидуальный дневник, психофизический потенциал девушек,
репродуктивное здоровье, программно-методическое обеспечение.
Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности молодых людей, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил; формирование таких общечеловеческих ценностей, как укрепление здоровья, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство; профес-сионально-прикладную подготовленность, спортивную подготовленность и т. д. (Л.И. Лубышева, В.К Бальсевич, 2008 и др.)- Формирование положительного отношения студентов к физическому воспитанию является одной из актуальных социально-педагогических задач учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой, оздоровительной и физкультурно-спортивной работы в высшей школе. Реализация этой задачи должна рассматриваться с двух позиций: как личностно значимая и как общественно необходимая. В условиях деятельности высшей школы принципиально важна работа по активизации позиции каждого студента в отношении своей физической подготовленности и развития, и особенно по формированию психофизического потенциала студенток в вузе [Бальсевич, 1996, с. 25-33].
В процессе физического воспитания девушек в вузе часто игнорируются анато-мо-физиологические особенности женского организма и его биологические функции материнства, гармонично не формируется репродуктивная и физическая культура.
Женский организм генетически менее предрасположен к выполнению статистических напряжений, и для него более типичным является аэробный вариант метаболизма (Н.А. Агаджанян). В связи с данным постулатом необходимой для практики физического воспитания девушек является разработка специализированных комплексов физических упражнений, способствующих, с одной стороны, повышению резервных возможностей организма, а с другой — содействию формированию функционального состояния скелетной мускулатуры девушек, и особенно органов малого таза [Агаджанян, 1996, с. 57].
Одним из важных мотивов занятий физической культурой у студенток должно быть желание укрепления и поддержания психофизического потенциала состояния здоровья организма как необходимое условие рождения здорового ребенка. Психофизический потенциал состояния здоровья студенток в вузе — способность организма студенток противостоять физически и психологически неблагоприятным влияниям на общее состояние здоровья в период обучения в вузе и готовность к рождению здорового ребенка. Под формированием психофизического потенциала состояния здоровья студенток в вузе понимается педагогический процесс, направленный на укрепление и поддержание средствами физической культуры анатомо-физиоло-
гических и биологических функций женского организма, мотивации девушек на формирование репродуктивной культуры и рождение здорового ребенка.
На фоне данных противоречий обозначилась проблема исследования, которая заключается в необходимости коррекции физического воспитания студенток в вузе на основе формирования и укрепления психофизического потенциала состояния здоровья.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура» и проверить его эффективность в педагогическом эксперименте.
Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что физическое воспитание студенток в вузе будет более корректным и продуктивным, если его осуществлять на основе формирования и укрепления психофизического потенциала состояния здоровья студенток, а также если будут разработаны:
— вариативная часть программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе;
— организационно-педагогическая структура реализации программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток вуза;
— комплексная методика контроля и коррекции результатов формирования психофизического потенциала студенток в вузе в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура»;
— индивидуальный дневник, который будет включать критерии оценки психофизического потенциала состояния здоровья студенток.
Все это в совокупности позволит актуализировать процесс формирования и укрепления психофизического потенциала студенток в вузе и сделать его динамичным и системным.
В соответствии с целью были определены следующие задачи.
1. Теоретически обосновать необходимость коррекции физического воспитания студенток на основе формирования психофизического потенциала в процессе обучения в вузе.
2. Обосновать и разработать содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе.
3. Разработать организационно-педагогическую структуру реализации вариативной части программно-методического формирования психофизического потенциала студенток в вузе.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура».
В проведении экспериментальной работы участвовали студентки дневной формы обучения ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», на базе которого проводился основной педагогический эксперимент. В качестве группы контроля были задействованы студентки ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». Всего в эксперименте участвовало 172 студентки первого и второго курсов, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной группам, где 80 человек составили экспериментальную и 92 — контрольную группы. Исследование проводилось в период с 2008-2011 гг. в три этапа.
Первый этап (2008—2009) — проводились обзор и изучение научно-исследова-тельской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, осуществлялся анализ результатов медицинского осмотра студенток; проводились дополнительно опрос и анкетирование; оценивались исходный уровень физической подготовленности и функциональной готовности организма студенток, структурировалось и разрабатывалось содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток.
Второй этап (2009—2010) — организовывалась и проводилась экспериментальная работа по определению эффективности программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе. В процессе проведения педагогического эксперимента корректировались содержание, средства и методы формирования психофизического потенциала.
Третий этап (2010—2011) — осуществлялись общий анализ полученных результатов экспериментальной работы, математике-статистический анализ; формировались выводы, разрабатывались практические рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Научно доказана необходимость коррекции содержания программно-методического обеспечения процесса физического воспитания студенток вуза на основе формирования психофизического потенциала как базового компонента поддержания и сохранения физического и репродуктивного здоровья молодежи в период обучения в вузе.
2. Обосновано и разработано содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе.
3. Разработана и наполнена содержанием организационно-педагогическая структура реализации программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток в вузе, включающая следующие этапы: информационно-диагностический, организационно-деятельностный и контрольно-прогностический.
4. Разработаны содержание и методика оценки состояния психофизического потенциала студенток, включающая тесты по общей физической подготовке и специализированные контрольные упражнения.
5. Разработан индивидуальный дневник для самостоятельного контроля и коррекции состояния психофизического потенциала студенток в домашних условиях.
6. Теоретическая значимость исследования заключается в аргументировании необходимости формирования психофизического потенциала студенток в вузе на основе учета анатомо-физиологических особенностей женского организма.
7. Практическая значимость исследования заключается в разработке: программно-методических рекомендаций формирования психофизического потенциала студенток в вузе; комплексной методики контроля и коррекции состояния психофизического потенциала студенток.
По завершении экспериментальной работы был проведен анализ полученных результатов по следующим блокам критериев: физическая подготовленность, анкетирование, теоретические знания о профилактике и укреплении психофизического потенциала состояния здоровья, частота заболеваний ОРЗ.
Анализ показателей прироста физической подготовленности показал следующие результаты: у девушек экспериментальных групп на первом курсе: бег на 100 м - прирост составил 2,8 % (р < 0,05), 2000 м - 6,2 % (р<0,05), прыжок в длину с места - 7,9 % (р<0,05), поднимание туловища за 1 минуту - 35,8 % (р<0,05), чел-
ночный бег 4x9—3,6 % (р<0,05), наклон туловища вперед из положения сидя — 19,7% (р<0,05); на втором курсе: бег на 100 м- 3,4% (р<0,05), 2000 м- 3,6% (р<0,05), прыжок в длину с места - 4,3 % (р<0,05), поднимание туловища за 1 минуту - 21,6 % (р<0,05), челночный бег - 5,5 % (р<0,05), наклон туловища вперед из положения сидя 21,7 % (р<0,05).
У студенток контрольных групп первого курса показатели прироста физической подготовленности следующие: бег на 100 м - 0,6 % (р>0,05), 2000 м - 0,2 % (р>0,05), прыжок в длину с места — 2,5 % (р>0,05), поднимание туловища за 1 минуту — 8,2 % (р>0,05), челночный бег 4x9 - 0,9 % (р>0,05), наклон туловища вперед из положения сидя - 9,6 % (р<0,05); у студенток второго курса: 100 м - 0,6 % (р>0,05), 2000 м - 1,4 % (р>0,05), прыжок в длину с места - 1,7 % (р>0,05), поднимание туловища за 1 минуту - 9,6 % (р>0,05), челночный бег 4x9-0,9 % (р>0,05), наклон туловища вперед - 5,5 % (р>0,05).
Резюмируя вышеуказанные статистические результаты, можно сказать следующее: средний прирост показателей физической подготовленности за учебный год у девушек первого курса экспериментальной группы составил 12,7 % (р<0,05), у девушек второго курса - 10,2 % (р<0,05), в то же время у девушек первого курса контрольной группы прирост составил всего 3,3 % (р>0,05), у второго курса - 2,5 % (р>0,05). Данные результаты говорят о том, что занятия по физическому воспитанию носят более гармоничный и продуктивный характер на основе укрепления и поддержания психофизического потенциала состояния здоровья студенток в вузе.
По завершении педагогического эксперимента ко второму курсу 91,2 % студенток экспериментальной группы уже проявляли высокий интерес к занятиям физическим воспитанием и только 8,8 % — средний. В то же время опрос среди студенток контрольной группы показал, что 45 % проявили низкую, 52 % — среднюю и 3 % — высокую заинтересованность в посещениях учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Таким образом, педагогический эксперимент, направленный на формирование психофизического потенциала студенток в вузе в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культу!)а», позволил значительно повысить интерес к посещению занятий у студенток экспериментальной группы. Девушки более внимательно и тщательно стали относиться к гигиеническим требованиям, поддержанию тепла в области поясницы и органов малого таза, особенно в зимний период времени.
Итоговая оценка психофизического потенциала состояния здоровья студенток экспериментальной группы по окончании экспериментальной работы показала, что общее состояние физического здоровья девушек по окончании второго курса улучшилось на 28 % (р<0,05), частота простудных заболеваний снизилась на 37 % (р<0,05).
Сделаем выводы.
1. Анализ литературных источников показал, что современные государственные стандарты физического воспитания студенток в вузе не содержат корректного программно-методического материала, который был бы направлен на формирование психофизического потенциала девушек. Данные положения усугубляются еще тем, что за последние 5 лет — с 2008 по 2011 гг. — наблюдается отрицательная динамика репродуктивного здоровья студенток в вузах — с 7,9 % (2008) до 11,4% (2011).
2. Разработана вариативная часть программно-методического обеспечения формирования и поддержания психофизического потенциала студенток вуза, содержащая теоретические и практические разделы физического воспитания,
учитывающие анатомо-физиологические особенности женского организма и его биологические функции материнства.
3. Разработана и наполнена содержанием организационно-педагогическая структура реализации программно-методического обеспечения формирования психофизического потенциала студенток вуза, содержащая следующие функциональные этапы: информационно-диагностический, организационно-деятельностный и контрольно-прогностический.
4. Обоснована и разработана комплексная методика оценки состояния психофизического потенциала студенток, включающая последовательный этапный контроль.
5. Результаты проведенной экспериментальной работы показали следующее: физическая подготовленность у студенток экспериментальной группы за два года занятий по опытной программе повысилась на 22,9 % (р<0,05), в то же время в контрольной группе прирост составил всего 5,8 % (р>0,05); показатели психофизического состояния здоровья улучшились в среднем на 28 % (р<0,05), в контрольной группе никаких изменений в показателях психофизического состояния здоровья не произошло, а наоборот, они еще ухудшились на 20,1 % (р<0,05); заинтересованность в занятиях физической культурой у студенток экспериментальной группы повысилась до 95 % (р<0,05), в контрольной группе, наоборот, снизилась в целом до 15 % (р<0,05).
В заключение отметим, что формирование психофизического потенциала студенток вуза способствует укреплению и поддержанию состояния репродуктивного
здоровья, уменьшению числа гинекологических заболеваний и повышению рождаемости крепкого и здорового поколения.
Библиографический список
1. Агаджанян Н.А., Радыш И.В., Куцов Г.М. и др. Физиологические особенности женского организма. М.: Изд-во РУДН, 1996. 98 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. 208 с.
3. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи: материалы Междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». СПб., 1996.
4. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья // Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2001. С. 131-174.
5. Килис Ю.А. Философия гармонии: монография. Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2002. 170 с.
6. Лейфа А.В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2007. 25 с.
7. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Томск: Томск, гос. ун-т, 2003.
8. Штих Е.А. Особенности формирования оценки физического здоровья студенток // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 63—65.