Научная статья на тему 'Новые правила проведения серии этапов Кубка мира FINA/Airwave: "за" и "против" (на примере соревновательной практики Катинки Хоссу, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира)'

Новые правила проведения серии этапов Кубка мира FINA/Airwave: "за" и "против" (на примере соревновательной практики Катинки Хоссу, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ПРАВИЛА / NEW RULES / ЭТАПЫ КУБКА МИРА FINA/AIRWAVE / FINA/AIRWAVE WORLD CU / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАВАНИЕ / MEDLEY / КАТИНКА ХОССУ / KATINKA HOSSZú / ОЛИМПИЙСКАЯ ЧЕМПИОНКА / OLYMPIC CHAMPION / ЧЕМПИОНКА / РЕКОРДСМЕНКА МИРА / WORLD RECORD HOLDER / КОЛИЧЕСТВО СОРЕВНОВАНИЙ / КОЛИЧЕСТВО СТАРТОВ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ / AMOUNT OF COMPETITIONS / 2012-2016 ГГ / COMPETITIVE EXPERIENCE / NUMBER OF COMPETITIONS / NUMBER OF RACES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трещева О.Л., Карпеев А.Г.

Статья посвящена исследованию соревновательной практики элитной мировой спортсменки, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира в комплексном плавании Катинки Хоссу (Венгрия), которая с 2012 по 2016 гг. выигрывала общий зачет Кубка мира, установила 15 мировых рекордов, являлась неоднократной победительницей Чемпионатов Европы и Мира, максимально реализовывала свой потенциал в главных соревнованиях годичных макроциклов. Количество соревнований оказывает влияние на стабильность достижений и продолжительность удержания спортсменом состояния спортивной формы на протяжении длительного соревновательного периода, что стимулирует прирост достижений. Прирост спортивных результатов в течение макроцикла подготовки статистически значимо связан с общим количеством стартов, что указывает на важность количественных характеристик соревновательной практики для обеспечения необходимого темпа спортивного совершенствования. Исследования показали, что объем соревновательной практики венгерской спортсменки растет из года в год, за исключением последнего олимпийского года в четырехлетнем макроцикле, изменяются парциальные объемы проплываемых на соревнованиях дистанций разными способами, что обусловило изменение раскладки на дистанции 200 и 400 м комплексным плаванием и позволило установить мировые рекорды в 2015 и 2016 гг. Новые правила проведения серии этапов Кубка мира FINA/Airwave предполагают оганичение соревновательной практики ведущих пловцов мира. В статье раскрываются положительные и отрицательные стороны таких изменений по мнению авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW RULES OF FINA/AIRWEAVE SWIMMING WORLD CUP SERIES: "PROS" AND "CONS" (BASED ON THE COMPETITIVE EXPERIENCE OF KATINKA HOSSZÚ, A MULTIPLE OLYMPIC GOLD MEDALIST, WORLD CHAMPION AND WORLD RECORD HOLDER)

This article is dedicated to the research of the competitive experience of Katinka Hosszú (Hungary) multiple Olympic gold medalist, world champion and world record holder in Individual Medley. From 2012 to 2016 she repeatedly became the winner of FINA World Cups, European and World Championships, set world records and realized her potential in main competitions of each macro-cycle. The number of competitions affects the consistency of results and helps sportsmen to stay in shape and compete for a long period, which leads to the improvement of results. This performance enhancement within a macro-cycle is statistically related to the total number of competitions, which underlines the importance of quantitative characteristics of competitive experience to achieve the necessary athletic improvement. The study showed that Hosszú's competitive experience has been growing year on year, though that is not the case with the Olympic year of 2016. We can also see the changes in the proportions of distances covered in the competitions using different swimming styles, which led to the changes in the exerted forces in 200 and 400 Individual Medley, and resulted in World Records in 2015 and 2016. New regulations for the organization of FINA/Airwave World Cups set limits on the competitive experience of the leading world swimmers. The article shows both positive and negative sides of such changes.

Текст научной работы на тему «Новые правила проведения серии этапов Кубка мира FINA/Airwave: "за" и "против" (на примере соревновательной практики Катинки Хоссу, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира)»

based on their congenital or acquired pathology and is possible only if the understanding of the above aspects is deepened in the future specialists professional activity.

The urgency of inclusive physical education is undoubtful because by the completion of study the future teacher should clearly understand the problems of this target group as well as be able to consciously bring their own experience to use modern technologies for efficient work.

The preliminary questionnaire survey carried out among the 1st -4th year students of Siberian state University of physical culture and sports majoring in «Physical culture for people with disabilities» made it possible to identify the interest for the future profession, the importance of inclusive physical education and difficulties in coping with the teaching material. The obtained results provide objective information about the need to increase both the theoretical and practical sections in inclusive physical education.

Key words: inclusive education; disabled student; teacher; physical culture; professional activity

About the authors: Yuliya Valeryevna Semenova1, postgraduate student at the Department of Physical Education and Sports of Omsk State Technical University; Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sports; Anna Nikolaevna Nalobina2, Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education.

Place of employment: Omck State Technical University1, Siberian State University of Physical Culture and Sport2.

Семенова Ю.В., Налобина A.H. Аксиологические аспекты инклюзивного физического воспитания студентов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 119-124.

Semenova Y.V., Nalobina A.N. Axiological aspects of inclusive physical education of students // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 119-124.

УДК 797.212.7 О. Л. Трещева, А. Г. Карпеев

Омск, Россия

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРИИ ЭТАПОВ КУБКА МИРА FIN A/AIRWAVE: «ЗА» И «ПРОТИВ» (НА ПРИМЕРЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КАТИНКИ ХОССУ, МНОГОКРАТНОЙ ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ, ЧЕМПИОНКИ И РЕКОРДСМЕНКИ МИРА)

Аннотация. Статья посвящена исследованию соревновательной практики элитной мировой спортсменки, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира в комплексном плавании Катанки Хоссу (Венгрия), которая с 2012 по 2016 гг. выигрывала общий зачет Кубка мира, установила 15 мировых рекордов, являлась неоднократной победительницей Чемпионатов Европы и Мира, максимально реа-лизовывала свой потенциал в главных соревнованиях годичных макроциклов. Количество соревнований оказывает влияние на стабильность достижений и продолжительность удержания спортсменом состояния спортивной формы на протяжении длительного соревновательного периода, что стимулирует прирост достижений. Прирост спортивных результатов в течение макроцикла подготовки статистически значимо связан с общим количеством стартов, что указывает на важность количественных характеристик соревновательной практики для обеспечения необходимого темпа спортивного совершенствования. Исследования показали, что объем соревновательной практики венгерской спортсменки растет из года в год, за исключением последнего олимпийского года в четырехлетнем макроцикле, изменяются парциальные объемы проплываемых на соревнованиях дистанций разными способами, что обусловило изменение раскладки на дистанции 200 и 400 м комплексным плаванием и позволило установить мировые рекорды в 2015 и 2016 гг. Новые правила проведения серии этапов Кубка мира FINA/Airwave предполагают оганичение соревновательной практики ведущих пловцов мира. В статье раскрываются положительные и отрицательные стороны таких изменений по мнению авторов.

Ключевые слова: новые правила; этапы Кубка мира FINA/Airwave; соревновательная практика; комплексное плавание; Катанка Хоссу; олимпийская чемпионка; чемпионка; рекордсменка мира; количество соревнований; количество стартов; соревновательный объем; 2012-2016 гг.

Сведения об авторах: Ольга Львовна Трещева1, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта; Анатолий Георгиевич Карпеев", доктор педагогических наук, профессор кафедры естественных наук.

Место работы: Омский государственный университет путей сообщения1; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта2.

Контактная информация: '644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35, e-mail: olga56@inbox.ru; 644009, г. Омск, ул. Масленникова, д. 144.

30 мая 2017 г. Всемирная Федерация Плавания объявила о новом формате проведения серии этапов Кубка мира Airwave. Он предполагает ограничение количества дистанций, на которых выступает пловец, до четырех за один этап, а также дает возможность лидерам мирового плавания избежать участия в предварительных заплывах и напрямую выходить в финал соревнований благодаря успехам предыдущего сезона. При этом из программы соревнований на каждом этапе по очереди исключаются те или иные виды. В данной статье мы хотели бы раскрыть положительные и отрицательные стороны таких изменений, опираясь на некоторые статистические данные на примере соревновательной практики трехкратной олимпийской чемпионки, многократной чемпионки и рекордсменки мира Катинки Хос-су (Трещева, Карпеева 2016).

В современном спорте можно наблюдать тенденцию увеличения соревновательной практики в качестве одного из самых мощных и действенных методов подготовки. Участие в соревнованиях различного уровня и формы тренировки, моделирующие их условия, создают платформу для достижения наивысших спортивных результатов (Иссурин 2010; Платонов 2012). При выполнении соревновательных упражнений совершенствуется способность спортсмена мобилизовать потенциальные возможности организма, тактическое мышление и психологическую подготовленность; способность адаптации к специфическому физическому утомлению в обстановке соревнований (Красников 2006; Платонов, Булатова и др. 2014; Фискалов 2010). Естественным является стремление специалистов использовать соревнования в качестве одной из важнейших форм подготовки спортсменов высокого класса на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей (Платонов и др. 2005; Попов, Булгакова 2003; Bowman 2003).

В целях изучения современных тенденций развития соревновательной практики в плавании нами был проведен анализ количества и качества стартов в официальных соревнованиях в олимпийском цикле 2012-2016 гг. олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира в комплексном плавании Катинки Хоссу (Венгрия).

Из таблиц 1 и 2 видно, что объем соревновательной практики планомерно увеличивал-

ся в течение первых трех лет олимпийского сезона (с 79 950 м до 112 100 м) и был несколько снижен в олимпийском 2016 году (86 250 м).

Отметим, что почти на каждых соревнованиях спортсменка стартовала во всех способах плавания и на разных дистанциях. Поскольку Хоссу показывает свои наилучшие достижения в комплексном плавании и плавании на спине, мы наблюдаем наибольший соревновательный объем у нее на дистанциях 200 метров всеми способами. С 2012 по 2015 гг. отмечается значительный прирост количества стартов на дистанциях 400 и 800 м вольным стилем, 100 и 200 м на спине, 100 и 200 м брассом. Мы связываем это с решением задач по повышению уровня функциональной подготовленности, усилению основного способа плавания (на спине) и работой над отстающим способом (брасс). В заключительный олимпийский год Катинка почти в два раза снизила объем соревновательной практики брассом и баттерфляем, концентрируя свое внимание на основных способах и дистанциях, в которых она выступала на играх в Рио-де-Жанейро, и высокой интенсивности и качестве прохождения этих дистанций.

При изучении раскладки Катинки Хоссу на дистанции 200 метров комплексным плаванием в течение одного олимпийского цикла мы наблюдаем следующую динамику: баттерфляй практически не изменился и во время установления мирового рекорда (2015 г.) составил 27,30 с; 50-метровый отрезок на спине улучшился с 32,19 в 2013 г. до 31,64 в 2015 г., брасс - с 37,46 до 36,60 и вольный стиль - с 31,07 до 30,48 соответственно. Конечный результат на дистанции 200 к/п изменился с 2.07,92 в 2013 г. до 2.06,12 в 2015 г., что на сегодняшний день является мировым рекордом. Аналогичная картина наблюдается при изучении раскладки на дистанции 400 м комплексным плаванием. Такое изменение раскладки, на наш взгляд, является прямым доказательством положительного влияния увеличения количества стартов в отдельных способах плавания (на спине и брасс), а также обусловливает целесообразность повышения соревновательной практики на дистанциях 400 и 800 м в качестве мощного функционального воздействия на организм пловчихи. Все это в совокупности дало Хоссу возможность установить мировой рекорд на дистанци-

ях 200 м комплексным плаванием в 2015 г. и 400 метров в 2016 г.

Таблица 1

Объем соревновательной практики К. Хоссу в олимпийском цикле 2012-2016 гг.

Годичный макроцикл 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016

Количество соревнований 22 23 28 25

Количество стартов 365 488 588 430

Соревновательный объем (м) 79 950 88 950 112 100 86 250

Средний объем за один турнир (м) 3 600 3 850 4 150 3 450

Среднее количество стартов за один турнир 17 21 21 17

Таблица 2

Количество стартов в олимпийском цикле по способам и дистанциям К. Хоссу

Дистанция Количество стартов

2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016

50 в/с 13 18 30 18

100 в/с 14 19 24 28

200 в/с 43 42 49 36

400 в/с 30 28 42 36

800 в/с 13 8 14 10

1500 в/с - 2 2 2

Объем (м) 33 050 31 800 44 700 36 300

50 н/с 19 40 42 33

100 н/с 19 42 50 46

200 н/с 38 42 54 47

Объем (м) 10 450 14 600 17 900 15 650

50 брасс 8 13 17 12

100 брасс 6 10 16 7

200 брасс 10 9 20 13

Объем (м) 3 000 3 450 6 450 3 900

50 бат. 13 30 35 12

100 бат. 20 35 30 21

200 бат. 42 48 48 24

Объем (м) 11 050 14 600 14 350 7 500

100 к/п 28 25 23 5

200 к/п 40 44 52 48

400 к/п 29 33 40 32

Объем (м) 22 400 24 500 28 700 22 900

Всего: 79 950 88 950 112 100 86 250

Таблица 3

Раскладка на 200 м к/п, Хоссу К. в олимпийском цикле2012-2016 гг.

Год, соревнования Время на 50 м каждым способом (с) Время 200 к/п (мин.) Место

бат. н/с брасс в/с

2013 -ЧМ 27,20 32,19 37,46 31,07 2.07,92 1

2014-ЧЕ 27,64 32,42 37,64 30,38 2.08,11 1

2015 -ЧМ 27,30 31,64 36,70 30,48 2.06,12 1

2016-ОИ 27,23 31,66 36,83 30,86 2.06,58 1

Отдельно хочется сказать о соревновательной подготовке Катпнкп Хоссу в олимпийском 2016 г., который стал для нее самым успешным в карьере на сегодняшний день. Как упоминалось ранее, в четвертый годичный цикл олимпийского сезона 2012-2016 гг. спортсменка слегка снизила объем соревновательной практики, однако неимоверно подняла ее интенсивность и качество. Из таблицы 4 видно, что пловчиха при подготовке к играм в Рио-де-Жанейро в 2016 г. 74 раза вышла на уровень результатов.

превышающих время, позволяющее попасть в финал Олимпийских игр 2016 г. на различных дистанциях. Это значительный скачок в сравнении с предыдущими тремя годами, когда Хоссу не показывала таких быстрых секунд настолько часто (10,8 и 44 раза с 2012 по 2015 г. соответственно). И вот тут как раз стоит сказать спасибо Всемирной Федерации Плавания за то, что в олимпийском году нововведения по переносу этапов Кубка мира И1Ч[АМлтоауе из 25-метро-вого бассейна в 50-метровый были как никогда

уместны и положительно сказались на подго- товке изучаемой нами спортсменки.

Таблица 4

__Показатели качества соревновательной практики Хоссу_

Результат превосходит 8-е место на ОИ Результат превосходит 16-е место на ОИ 2016 г.

Дистанция 2016 г. по итогам полуфинальных заплывов по итогам предварительных заплывов

2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016

50 в/с - - - - - - - -

100 в/с - - - - - 3 - 8

200 в/с - 2 5 6 7 10 14 14

400 в/с - - - - 2 4 3 6

800 в/с - - - - - - 1 1

100 н/с - - 1 6 2 10 14 24

200 н/с - - 14 15 5 2 20 19

100 брасс - - - - - - - -

200 брасс - - - - - - - -

100 бат. - - - - - - - -

200 бат. 2 - - 2 7 6 4 4

200 к/п 5 3 13 25 9 12 22 32

400 к/п 3 3 11 20 5 8 16 21

Всего: 10 8 44 74 37 55 94 129

Однако в новых условиях проведения этапов Кубка Мира Катинке Хоссу будет дана возможность выступать на одном этапе максимум в 4-х индивидуальных видах, а это всего 8 заплывов за одни соревнования по сравнению с 19-ю в среднем в олимпийском цикле 2012-2016 гг., т. е. в 2,5 раза меньше. Каким образом пловчиха будет добирать необходимый объем соревновательной практики? Конечно, на протяжении сезона в мире проводится множество международных турниров, на которые потенциально может поехать Хоссу, но немаловажным фактором для реализации возможности спортсмена показать максимальный результат является мировая конкуренция и престиж соревнований, которые есть на этапах Кубка мира. Ведь совершенствование уровня развития основных физических качеств при выполнении соревновательных упражнений возможно лишь при условии, что степень их проявления будет выше некоторого порога, за которым появляется тренировочный эффект (Красников 2005; Платонов, Булатова и др. 2014; Фискалов 2010). Ко всему прочему, если Катинке придется увеличить количество соревнований, чтобы добрать недостающий объем соревновательной практики, то перед ней встанет необходимость решать вопросы адаптации в связи с тем, что увеличится количество перелетов. Это в свою очередь может отнять дополнительные силы и время.

Скорее всего, Катинка Хоссу и ее тренер Шейн Тасап проанализируют и скорректируют свой план подготовки к Олимпийским играм 2020 г. в связи с новыми правилами проведения

серии этапов Кубка Мира. К тому же, как показал олимпийский 2016 г. прошлого цикла, увеличение интенсивности и качества соревновательной практики положительно сказывается на результатах данной спортсменки. В связи с этим мы смеем предположить, что, выступая на меньшем количестве дистанций, Катинка Хоссу будет стремиться к более качественным стартам, что позволит ей чаще поднимать планку мирового рекорда.

Таким образом, новые правила проведения этапов Кубка Мира, которые для таких спортсменов, как Катинка Хоссу являются одним из важнейших этапов соревновательной практики и, соответственно, функциональной, тактической и психологической подготовки, предъявляют более высокие требования к концентрации спортсменов и повышению качества соревновательной деятельности в данных соревнованиях. Возможно, такая ситуация создаст условия для повышения мобилизационных возможностей спортсменов экстра-класса и выхода на более высокие результаты. Для менее подготовленных и уверенных в себе спортсменов ограничение возможности выступать в различных способах плавания и на разных дистанциях в серии этапов Кубка Мира может негативно сказаться на соревновательной подготовке, поскольку ограничивается возможность вариативности тактических действий при про-плывании большого количества дистанций разными способами и, соответственно, страдают психологическая и функциональная подготовка в условиях крупнейших международных соревнований при высокой конкуренции.

Одним из примеров тактического просче- определенные ограничения в новых правилах та и недостаточной психологической подготов- проведения этапов Кубка Мира по плаванию ленности спортсменки на только что прошед- будут способствовать участию в этих соревно-шем Чемпионате мира в Будапеште можно счи- ваниях большего количества спортсменов, чем тать проигрыш Юлии Ефимовой (прежде всего ранее, что позволит им получить соревнова-самой себе) в финале на дистанции 100 м брас- тельный опыт выступления в крупнейших ми-сом, которая в полуфинальном заплыве показа- ровых состязаниях. При этом ограничение числа первое время (среди всех участниц) 1.04.36 ла заплывов в одних соревнованиях, на наш при раскладке 30,67 с - 33,69 с. В финале же взгляд, будет создавать условия для более каче-Ефимова, погнавшись за американками, начала ственного проплывания соревновательных дис-первые 50 метров на 0,33 с быстрее, что не по- танций. С другой стороны, сокращение воз-зволило ей сохранить скорость на втором от- можности выполнить в одних соревнованиях резке в 50 м. В итоге спортсменка в финале как можно больше стартов способствует со-ухудшила свое достижение по сравнению с по- крашению объема соревновательной практики, луфинальным заплывом на 0,69 с при раскладке что, по-видимому, не для всех спортсменов яв-30,34 - 34,71 с, показав результат 1.05,05, заняв ляется благоприятным фактором их спортивной при этом третье место. Можно допустить, что подготовки. Мы полагаем, что для каждого даже такой «топовой» спортсменке, как Юлия конкретного спортсмена необходимо опреде-Ефимова, не хватило крупнейших международ- лять свой оптимум соревновательной практики ных стартов с участием сильнейших соперни- при достаточно высоком объеме и качестве соков для отработки тактики проплывания дис- ревновательной деятельности. А какое влияние танции и создания психологической устойчи- на результаты спортсменов окажут новые пра-вости. вила проведения этапов Кубка Мира, покажет

Подводя итог вышеизложенному, необ- время и дополнительные исследования сорев-ходимо отметить следующее. С одной стороны, новательной практики ведущих пловцов мира.

ЛИТЕРАТУРА

Иссурин В. Б. 2010. Блоковая периодизация спортивной тренировки. Москва: Советский спорт.

Красников А. А. 2005. Основы теории спортивных соревнований: Учебное пособие для вузов физической культуры и спорта. Москва: Физическая культура.

Красников А. А. 2006. Основы теории спортивных соревнований в системе наук о спорте // Теория и практика физической культуры 9, 23-24.

Платонов В. Н. 2012. Спортивное плавание: путь к успеху: В 2 кн. Кн. 1. Москва: Советский спорт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платонов В. Н.. Булатова М. М., Марси М. С. 2005.Основы подготовки национальных команд к Играм Олимпиад: историко-методологический аспект // Наука в олимпийском спорте 1, 8-70.

Платонов В., Булатова М., Мичуда Ю., Матвее С.. Драгунов Л., Борисова О., Когут PL, Радченко Л., Крошен иц-кая Т., Томашевский В. 2014. Олимпийский спорт. Киев: Олимпийская литература.

Попов О. П., Булгакова Н. Ж. 2003. Спортивное плавание: прошлое, настоящее, будущее // Петряев А.В., Кпешне-ва ИВ. (отв. ред.). Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: Материалы II международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Изд-во «Павлин», 21-26.

Трещева О. Л., Карпеева С. А. 2016. Характеристика соревновательной практики элитных спортсменок в комплексном плавании // Вестник Нижневартовского гос. ун-та 4, 90-95.

Фискалов В. Д. 2010. Спорт и система подготовки спортсменов: Учебник. Москва: Советский спорт.

Bowman В. 2003. Training Michael Phelps: American Flyer // Swimming Technique 1, 8-12.

REFERENCES

Issurin V. B. Blokovaya periodizatsiya sportivnoy trenirovki [Block periodization of sports training], Moscow: Sovetskiy sport, 2010. (In Russian).

Krasnikov A. A. Osnovy teorii sportivnykh sorevnovaniy: uchebnoye posobiye dlya vuzov fizicheskoy kultury i sporta [The theoretical foundations of sports competitions: A teaching guide for higher education institutions of physical education and sports], Moscow: Fizicheskaya kultura, 2005. (In Russian).

Krasnikov A. A. In: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and practice of physical education]. Vol. 9 (2006): 23-24. (In Russian).

Platonov V., Bulatova M., Michuda Yu., Matveev S., Drcigunov L., Borisovci O., Kohut I., Rcidchenko L. Kropivnitsky Т., To-maszewski V. Olympiisky sport [Olympic sport], Kiev: Olympiiskaya literature, 2014. (In Russian).

Platonov V. N.. Bulatova M. M., Marsi M. S. In: Nauka v olimpiiskom sporte [Science in the Olympic sport]. Vol. 1 (2005): 8-70. (In Russian).

Platonov V. N. Sportivnoye plavaniye: put k uspekhu v 2 knigakh [Sport swimming: A path to success, in 2 books]. Book 1. Moscow: Sovetsky sport, 2012. (In Russian).

Popov О. I., Bulgakova N. Zh. In: Plavaniye. Issledovaniye, trenirovka, gidroreabilitatsiya: Amterialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Swimming. Research, training, hydro rehabilitation: Proceedings of the II International research and practical conference]. Saint Petersburg: Pavlin, 2003. Pp. 21-26. (In Russian).

Treshcheva O.L., Karpeeva S.A. In: Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], No.4 (2016): 91-95. (In Russian)

Fiskalov V. D. Sport i sistema podgotovki sportsmenov: Uchebnik [Sport and the system of athlete training: Textbook], Moscow: Sovetsky sport, 2010. (In Russian).

Bowman B. In: Swimming Technique. Vol. 1 (2003): 8-12. 2003.

O. L. Trescheva, A. G. Karpeev

Omsk, Russia

NEW RULES OF FINA/AIRWEAVE SWIMMING WORLD CUP SERIES: «PROS» AND «CONS» (BASED ON THE COMPETITIVE EXPERIENCE OF KATINKA HOSSZU, A MULTIPLE OLYMPIC GOLD MEDALIST, WORLD CHAMPION AND WORLD RECORD HOLDER)

Abstract. This article is dedicated to the research of the competitive experience of Katinka Hosszu (Hungary) multiple Olympic gold medalist, world champion and world record holder in Individual Medley. From 2012 to 2016 she repeatedly became the winner of FINA World Cups, European and World Championships, set world records and realized her potential in main competitions of each macro-cycle.

The number of competitions affects the consistency of results and helps sportsmen to stay in shape and compete for a long period, which leads to the improvement of results.

This performance enhancement within a macro-cycle is statistically related to the total number of competitions, which underlines the importance of quantitative characteristics of competitive experience to achieve the necessary athletic improvement.

The study showed that Hosszu's competitive experience has been growing year on year, though that is not the case with the Olympic year of 2016. We can also see the changes in the proportions of distances covered in the competitions using different swimming styles, which led to the changes in the exerted forces in 200 and 400 Individual Medley, and resulted in World Records in 2015 and 2016.

New regulations for the organization of FINA/Airwave World Cups set limits on the competitive experience of the leading world swimmers. The article shows both positive and negative sides of such changes.

Key words: new rules; FINA/Airwave World Cu; competitive experience; medley; Katinka Hosszu; Olympic champion; world record holder; number of competitions; number of races; amount of competitions.

About the author: Olga Lvovna Treshcheva1, Doctor of Pedagogical Sciences Professor at the Department of Physical Education and Sports; Anatoly Georgievich Karpeev2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Natural Sciences.

Place of employment: Omsk State Transport University1, Siberian State University of Physical Education and Sports2.

Трещева O.Jl., Карпеев А.Г. Новые правила проведения серии этапов кубка мира Fina/Airwave: «за» и «против» (на примере соревновательной практики Катанки Хоссу, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира)// Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 124-129.

Trescheva O.L., Karpeev A.G. New rules of Fina/Airweave swimming world cup series: «pros» and «cons» (based on the competitive experience of Katinka Hosszu, a multiple Olympic gold medalist, world champion and world record holder) // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 124-129.

УДК 796:616-084:378.14 И. Н. Шевелева, Ж. Б. Сафонова

Омск, Россия

СКРИНИНГОВАЯ ОЦЕНКА РЕПРОДУКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК

Аннотация. Социальные условия и современный образ жизни оказывают все более выраженное негативное влияние на здоровье студентов, в том числе и репродуктивное. В связи с этим большое значение имеет комплекс превентивных мероприятий, используемых не только медиками, но и педагогами дисциплины «Физическая культура». Вместе с тем это возможно лишь при осознанном усвоении ими достаточных знаний в области физиологии, психологии, а также теории и методики физической культуры по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в настоящем и будущем.

Актуальность профилактических мероприятий для студенток в рамках учебной программы по физическому воспитанию ни у кого не вызывает сомнений, так как к моменту завершения учебы заканчивается и развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.