Научная статья на тему '"СКРЕЩИВАНИЕ" ПОНЯТИЙ BUILT ENVIRONMENT FAKE NEWS В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

"СКРЕЩИВАНИЕ" ПОНЯТИЙ BUILT ENVIRONMENT FAKE NEWS В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / BUILT ENVIRONMENT / FAKE NEWS / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боровикова Д.Е., Быкова В.Г.

Понятия built environment и fake news появились совсем недавно, однако они сразу проникли во все сферы жизнедеятельности общества. При взаимодействии этих процессов возникают новые трудности восприятия информации у людей. Чтобы их преодолеть, необходимо уточнить природу и масштабность данных понятий. В качестве итога приводятся авторские рекомендации по ликвидации негативного влияния built environment и fake news.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CROSSING" CONCEPTS BUILT ENVIRONMENT FAKE NEWS IN THE MODERN WORLD

The concepts of built environment and fake news appeared quite recently, however, they immediately penetrate into all spheres of social activity. In the interaction of these processes, new difficulties arise in the perception of information by people. To overcome them, it is necessary to clarify the nature and scope of these concepts. As a result, author's recommendations are given on how to eliminate the negative impact of the built environment and fake news.

Текст научной работы на тему «"СКРЕЩИВАНИЕ" ПОНЯТИЙ BUILT ENVIRONMENT FAKE NEWS В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 316.77

Боровикова Д. Е. студент Быкова В. Г. студент

Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при президенте РФ Северо-Западный институт управления Россия, г. Санкт-Петербург "СКРЕЩИВАНИЕ" ПОНЯТИЙ BUILT ENVIRONMENT FAKE NEWS

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация: Понятия built environment и fake news появились совсем недавно, однако они сразу проникли во все сферы жизнедеятельности общества. При взаимодействии этих процессов возникают новые трудности восприятия информации у людей. Чтобы их преодолеть, необходимо уточнить природу и масштабность данных понятий. В качестве итога приводятся авторские рекомендации по ликвидации негативного влияния built environment и fake news.

Ключевые слова: медийное пространство, built environment, fake news

Borovikova D.E.

Student, Russian Academy of National Economy and public service under the President of the Russian Federation

Northwest Institute of Management Saint Petersburg, Russia Bykova V.G.

Student, Russian Academy of National Economy and public service under the President of the Russian Federation

Northwest Institute of Management Saint Petersburg, Russia "CROSSING" CONCEPTS BUILT ENVIRONMENT FAKE NEWS IN THE MODERN WORLD

Annotation: The concepts of built environment andfake news appeared quite recently, however, they immediately penetrate into all spheres of social activity. In the interaction of these processes, new difficulties arise in the perception of information by people. To overcome them, it is necessary to clarify the nature and scope of these concepts. As a result, author's recommendations are given on how to eliminate the negative impact of the built environment and fake news.

Keywords: media space, built environment, fake news

Операционализация понятий:

1. Built environment - "искусственно созданная среда"

2. Mediaspace - понятие, отображающее события в заданном ограниченном пространстве

3. Fake news - намеренная дезинформация аудитории со стороны СМИ

Медийное измерение пространства: Built environment

В процессе оформления информационного пространства в настоящее время участвует огромное количество визуальных и лингвистических средств. Непосредственно термин "mediaspace" был выделен географами как словесное построение, отображающее события в медиапространстве. Имя канадского географа Эдварда Ральфа связано с первыми международными обсуждениями вопроса о влиянии СМИ на формирование пространства в нашей обычной, повседневной жизни и вкладе в разнообразную стереотипизацию мест и идентичностей.

Для географии человечества в целом и социально-экономической географии регионов в частности существование географических знаний невозможно без принятия во внимание исторических фактов. При этом очевидно, что одну из самых главных ролей в структурировании ментального пространства на первоначальном этапе играют учебники по истории и художественные произведения, основанные на исторических знаниях.

Однако непосредственными создателями современных пространства и реальности являются массмедиа. Чаще всего средства массовой информации формируют built environment ("искусственно созданная среда") незаметно для обычного человека. Стоит обратить внимание, что аудитория СМИ, области распространения информации, а также сами медиапродукты - все это имеет определенные географические ограничения. В некоторых случаях границы географического пространства соответствуют границам ментального.

Политика памяти и истории имеют прямое отношение к осознанию национальной самоидентификации, места, роли нации в мире. Поэтому история является не просто инструментом политики, но и основополагающим вектором в долгосрочных перспективах властей стран, стремящихся к реализации собственной версии исторической политики.

Яркий пример подобной практики приведен в научном докладе Янгляевой М.М. "Медийное измерение пространства: феномен built environment":

"Можно снова обратиться к самому простому наглядному пособию -карте: ниже по тексту хороший пример того, как начать формировать представление о том, что в результате войны (неважно какой, горячей или холодной) не должно входить в состав большой страны (карта изготовлена задолго до кризиса на Украине и крымских событий 2014 г. - примечательный факт, что Белоруссия и Закавказье были великодушно оставлены стратегами США в составе СССР).

Collier's -3=

«|||>и ГГ. mi • r<M (m>

Рисунок 4. Обложка журнала Collier's weekly от 27 октября 1951

Так, попытка изменить историческую память европейцев и нивелировать роль СССР в победе во Второй мировой войне напрямую связана с созданием ментального пространства, где не было бы Советского Союза в настоящем его виде - государстве, которое спасло мир от фашизма и освободило порабощенные страны Европы, и России - преемницы страны-победителя: анализ контента западной прессы с тегами «Путин», «информационные войны», «пропаганда», «Парад Победы» за период с начала по середину апреля 2015 г. показал стабильный интерес зарубежных СМИ к России, характеризующийся появлением большого количества негативных публикаций в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Подготовка к данному историческому событию мирового масштаба вызывала неоднозначную реакцию журналистов зарубежных средств массовой информации - почти в каждом крупном СМИ появлялись публикации о грядущем Параде Победы в Москве, в которых, мягко говоря, прослеживался общий неодобрительный тон".

Fake news

Впервые в истории данное явление появилось в 1962 году в Великобритании. Но сам термин fake news появился только в 2000 -е и на тот момент обозначал "пародийные новости". На сегодняшний день под этим словосочетанием понимается намеренная дезинформация аудитории со

стороны СМИ.

Опираясь на данные ФОМа, 47% опрошенных ответили, что они хотя бы раз сталкивались с фейковыми новостями. Интересным фактом является прямая зависимость между уровнем образования респондентов и процентом ответов, подтверждающих встречу фальшивых новостей в СМИ:

- Среднее образование и ниже - 39%;

- Среднее профессиональное образование - 50%;

- Высшее образование - 53%.

Стоит отметить, что подавляющее большинство опрошенных признают значительное негативное влияние фейковых новостей:

- Дезинформация, введение в заблуждение людей - 34%;

- Дестабилизация ситуации в стране, провокация социальных волнений - 15,7%;

- Манипуляция общественным мнением - 10,5%.

Свободный доступ к социальным сетям, а также усиление конфронтации в политической и социальной сферах жизнедеятельности общества привели к увеличению количества фальшивых новостей. Анонимность публикаций и хостинга сайтов усложняет преследование подобных источников в рамках действующего законодательства.

«Скрещивание»

Эдвард Ральф, впервые сказавший о возможности влияния СМИ на формирование медиапространства, включающего в себя стереотипы, не принимал во внимание широкую распространенность fake news в современном мире. Говоря о российских реалиях, можно также отметить активное использование политики управления массами через новостные каналы. В совокупности эти факторы наглядно демонстрируют незаметную для обывателей деятельность государства и тех, кто имеет контроль над СМИ разного уровня (оппозиционные политики, коммерческие структуры, известные люди, в зависимости от поставленной цели и уровня контроля) по формированию восприятия окружающего пространства у граждан. И далеко не всегда такое сфабрикованное восприятия является объективным. Посредством фейковых новостей разной степени и совокупности некоторых других факторов, СМИ, как государственные, так и частные, выстраивают ложное восприятие ради выгоды той или иной группы людей. И чтобы быть в курсе объективных новостей, каждому следует начать вдумываться в то, что мы слышим и видим. В связи с этим появляется потребность в способности отличать и «фильтровать» информационный поток из каждого ресурса. Такая способность оттачивается непроизвольно, но будет лучше работать при сознательной реализации.

О распространении подобного явления можно говорить не только в России, но и во многих других развитых и развивающихся странах.

В качестве итога данной мысли можно привести базовые рекомендации для повседневного восприятия информации :

1. Просматривать информацию по одной и той же новости в различных ресурсах, как телевизионных, печатных, так и электронных;

2. Критично относиться ко всей поступающей информации;

3. Отдавать преимущество «сухой» подаче новостей: точные факты, место, время, количество;

4. Обращать внимание на смежные новости: они могут косвенно отражать реальность информации других повесток.

Использованные источники:

1. Янгляева М.М. Медийное измерение пространства: феномен built environment // Медиаскоп. 2018. Вып. 1.

2. Аналитический центр "Фонд Общественное Мнение" "Что такое fake news? Где чаще всего встречаются такие новости?" от 26.06.2018

3. Alexander P. Sukhodolov, Anna M. Bychkova Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of counteracting it // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. №2.

4. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: предмет изучения и основные направления развития // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 126-138. Режим доступа: http ://ecsocman.hse.ru/data/2012/09/24/1251347015/Zamyatin.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.