Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ FAKE NEWS ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВЕНЧАНИЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ FAKE NEWS ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВЕНЧАНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
315
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
fake news / фейковые новости / фейк / информационная война / коронавирус.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

в данной статье предпринята попытка проследить за развитием информационной войны и фейковых материалов, в частности с начала истории человечества до пандемии коронавируса, которая серьезным образом повлияла на мир в 2020 2021 годах и помогла феномену fake news развиться до небывалых масштабов. Актуальность исследования заключается в постепенном уходе темы коронавируса из медиапространства, что позволяет сделать выводы о влиянии соответствующих фейковых материалов на инфополе и читателей, проследить за развитием отдельных фейковых тем от их создания до опровержения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ FAKE NEWS ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВЕНЧАНИЕ»

ЭВОЛЮЦИЯ FAKE NEWS ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВЕНЧАНИЕ Ефимов П.С.

Ефимов Павел Станиславович - выпускающий редактор, RUTUBE, г. Москва

Аннотация: в данной статье предпринята попытка проследить за развитием информационной войны и фейковых материалов, в частности с начала истории человечества до пандемии коронавируса, которая серьезным образом повлияла на мир в 2020 - 2021 годах и помогла феномену fake news развиться до небывалых масштабов.

Актуальность исследования заключается в постепенном уходе темы коронавируса из медиапространства, что позволяет сделать выводы о влиянии соответствующих фейковых материалов на инфополе и читателей, проследить за развитием отдельных фейковых тем от их создания до опровержения. Ключевые слова: fake news, фейковые новости, фейк, информационная война, коронавирус.

Введение

Дезинформация существовала в мире всегда, однако фейковые новости появились не так давно в результате развития, эволюции информационной войны. Отличительные черты этого вида дезинформации нередко заключается в их неправдоподобности и более персональной направленности. Многие интернет-пользователи получали fake-news в качестве сообщений в мессенджерах, при этом получая материал в качестве рассылки от своих знакомых.

История информационной войны до пандемии Covid-19: как эволюционировали фейки

С самого начала истории человечества в мире началось конкурентное противодействие между людьми за влияние и общественные блага, что в свою очередь привело к войнам и междоусобицам. Прусский военачальник Карл фон Клаузевиц еще в XIX веке отмечал, что война помогает отразить основы борьбы человека за власть, мировое господство и лидерство, а также что для этого применяются все доступные методы, среди которых есть и информационно-психологические войны.

Эти средства психологического воздействия также стали использоваться с начала борьбы за влияние. Представляя собой сложное социально-психологическое явление, оно в своем развитии прошло множество этапов.

В древние времена информационные войны применялись в основном для решения тактических задач, которые позволяли социальным системам выживать. Полученный опыт накапливался и систематизировался.

К примеру, до наших дней дошли труды древнекитайского философа и военного стратега Сунь Цзы, который жил в VI веке до н.э. Он описал структурированную и полную систему ведения информационной войны, которая включала в себя "разложение всего позитивного, что имеется у противника, дискредитацию лидеров противника, разжигание в стане противника конфликтов, особенно между молодежью и старшим поколением, создание помех в работе правительства" [1] и многое другое.

Позже, во время второго этапа, который можно отследить с первой половины прошлого века, можно говорить о начале существования современной трактовки информационной войны. Термин "психологическая война" впервые использовал английский историк Дж. Фуллер в 1920 году во время анализа психологического воздействия на людей в период Первой мировой войны.

Позже теоретики обобщили и более подробно описали эту методику, добавив туда собственный опыт и военно-психологические наработки нацистов в ведении информационно-психологических войн во время Второй мировой войны.

Во второй половине прошлого века стал отчетливо наблюдаться третий этап становления информационных войн. Его отличительной чертой стала непрерывность. Информационно-психологического противостояние стало накаляться не только в военное, но и в мирное время, а объектами информационных атак стали и гражданские организации.

Серьезное развитие получила информационная война во время противостояния СССР и Соединенных штатов Америки. Один из основателей и идеологов американской разведки, первый гражданский директор Центральной разведки (ЦРУ) Аллен Даллес так сформулировал способы и влияние информационной войны на территории Советского Союза и стран соцлагеря.

«Посеяв там (в Советском Союзе. — А.К.) хаос, мы незаметно подменим их 211 ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдем единомышленников... Найдем союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания <...> Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать культ секса, насилия, садизма, предательства, — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху <.> [2].

Распад СССР ознаменовался серьезным изменением общественного сознания. Это сопровождалось сменой общей информационной повестки, что впоследствии привело к еще большему развитию информационной войны уже в XXI веке.

Fake-news как новое оружие в информационной войне

В новых реалиях главной задачей информационной войны стал контроль над информационным пространством, которое играет ключевую роль в формировании общественного мнения. Важный фактор формирование этой цели - появление интернета, что создало возможность быстро распространять данные среди масс.

Первые фейковые новости стали появляться относительно недавно - разные исследователи стали их замечать в 2001-2003 годах. Изначально под fake news понималась недостоверная, непроверенная информация, которая вводила читателя в заблуждение. Однако позже они стали восприниматься как "целенаправленное использование выдуманных и специально сфабрикованных новостей, главной целью которых является подрыв репутации" [3].

При этом такого рода сообщения могут работать не только против репутации одного человека, но и целой организации, института. В этом случая фейковые новости создаются и распространяются с целью дискредитировать, опорочить оппонента или же получить от своих действий финансовую или политическую выгоду.

В первую очередь фейковые новости распространяются не в СМИ, а, как правило, в интернете. Существует даже определенный алгоритм распространения дезинформации: сначала ложная информация публикуется через сложную экосистему веб-сайтов, ботов и социальных сетей. "СМИ в этой системе участвуют чаще всего как передаточное звено и стимулятор доверия к сообщениям" [3].

О большой концентрации фейковых сообщений рассказывают и сами читатели. Еще до начала пандемии, в 2019 году, когда количество fake news было намного более низким, чем сейчас, ложную информацию в интернете и СМИ замечали около трети россиян. При этом оказалось, что россияне с высшим образованием замечают фейки чаще.

Абсолютное большинство считает, что такое рода сообщения не случайны: "по мнению 74% тех, кто сталкивался с недостоверными новостями в СМИ и интернете, в большинстве случаев такие новости были опубликованы умышленно" [4].

Читатели высказывают мнение, что фейки работают как информационное оружие враждующих сторон, при этом их объективная суть может искажаться под влиянием интересов той или иной стороны.

Развитие интернета, социальных сетей, появление мессенджеров позволило создать для фейковых новостей многомиллионную и очень разношерстную аудиторию, что еще больше ускорило развитие недостоверной информационной среды.

"Такие новости распространяются от человека к человеку, из одной социальной сети в другую, а их правдивость редко интересует читателей и воспринимается "на веру" [5].

Специфика фейков определяется их направленностью на определенные, конкретные группы людей и внедрение конкретных психологических установок, для манипуляции общественным мнением и настроением.

Они считаются оружием, и их потенциальная опасность заключается в дестабилизации политического или социального строя в государстве, создание обманчиво плохого имиджа страны.

На протяжении всей истории развитие информационных войн многократно ускорялось во время больших мировых потрясений, вооруженных конфликтов, болезней. Исключением не стала и пандемия коронавируса.

Влияние Covid-19 на медиапространство

Первые сообщения о коронавирусе в российских медиа кардинально изменили новостной фон и стали самыми читаемыми в Сети. За ними последовали изменения у людей поведения, ощущения реальности, перманентное состояние неопределенности.

Изменилась повседневная жизнь, лексика россиян наполнилась новыми и ранее забытыми словами и сочетаниями слов - «самоизоляция», «пандемия», «социальная дистанция», «зум», «зумить», «зумиться», «локдаун». А по данным ВЦИОМ, само слово «коронавирус» стало самым используемым в широких слоях населения в стране в 2020 году.

Именно благодаря новым используемым словам можно сделать вывод о том, что начавшаяся пандемия коронавируса "революционным образом изменила нашу коммуникацию так, что возвращение на предыдущий уровень стало невозможным" [6].

К примеру, в Мордовии ключевое слово "коронавирус" стало самым популярным в социальной сети "ВКонтакте" на момент осени 2021 года - "зафиксированы 4142 фразы, посвященные теме инфекции, из них 1322 уникальные лексические единицы" [7].

Частота употребления была связана не только с изменившимся образом жизни, но и постоянно обновляющейся информацией на тему заболевания. Один из самых заметных и часто обновляемых сообщений о Covid-19 - ежедневная статистика по заболеваемости, смертности, госпитализации и выздоровления от коронавируса. Каждый день оперативный штаб рассылалась по Сети специальную карту, где приводилась официальная статистика по каждому городу в РФ.

Однако "стремительно изменившаяся реальность сформировала у пользователей социальных сетей скептическое отношение к данным официальной статистики" [7].

Скепсис усиливался по мере все более частых высказываний так называемых "Сovid-диссидентов", среди которых были врачи, общественные деятели и известные, медийные личности. Они высказывали свои сомнения в достоверности происходящего, говорили о теориях заговоров, публиковали фейковые новости.

Особенно заметным было их активность и влияние "в период первой волны коронавирусной инфекции, введения карантинных ограничений, недостатка компетентной информации и непонимания населением реальной опасности от инфекции" [7].

Рис. 1. Топ-10 фейков о коронавирусе

Не менее популярны в сети были публикации лжеврачей, которые рассказывали о чудесных методах исцеления от Covid-19 с помощью простых средств.

В одном из исследований выяснилось, что такие фейки занимают вторые места по распространенности в интернете (31%) после материалов о несуществовании пандемии.

Советы о лжелечениях оказались очень популярны у пользователей интернета. В частности, рекомендации "молодого врача из РФ Юры Климова" за 2020 год репостнули порядка 700 тысяч раз. Именно рассылки с его инструкциями пришли многим россиянам по Viber. В своих разборах он рассказывал, что Covid-19 живет вне человека до 5 дней и быстро погибает от высоких температур, поэтому больным нужно пить много кипятка и долгое время находится под солнцем.

"Врач Юра Климов из Уханя" рекомендовал мазать горло "Бетадином" — это антисептический препарат, не имеющий отношения к профилактике вируса, проводить дыхательную самодиагностику (если хрипов нет, ты здоров) и диагностировать у себя отсутствие коронавируса по наличию насморка — сколько людей, будучи на самом деле больными, провели этот тест, поехали на метро и заразили других людей?" [8].

Covid-диссиденты как одни из главных источников дезинформации во время пандемии Covid-19

Исследователи выделяют несколько причин появления Covid-диссидентов. Одна из них связана падением доходов вследствие карантинных мер. Из-за этого люди "гораздо более склонны считать пандемию выдумкой заинтересованных лиц, чем те, чьи доходы не пострадали" [9].

Подтверждает это опрос, который в июле 2020 года провел «КоронаФОМ». Он показал, что ковид-диссиденты в основном характеризуют свою финансовую ситуацию как плохую.

Еще одна причина появления этой категории интернет-пользователей - недоверие к официальной статистике, государственным СМИ и институтам. Нередко они, высказывая свою точку зрения публично в своих аккаунтах в соцсетях, опираются именно на этот пункт.

Считается, что во время пандемии сформировалось 2 вида Covid-диссидентов: умеренные и радикальные.

Первые ограничиваются лишь домыслами и не делают громких заявлений. В большинстве своем они считают, что случившаяся пандемия определенно кому-то была нужна для удовлетворения политических или финансовых интересов, перераспределения сфер влияния в мире. Их главное отличие от второй группы заключается в том, что "рассуждения умеренных диссидентов о том, что скрывается за пандемией, по большей части абстрактны" [9].

Радикальные представители этого информационного явления описывают происходящее более конкретно. Они открыто говорят о бенефициарах пандемии, их целях и способах контролировать ситуацию.

В частности, чаще всего виновниками происходящего называют договорившиеся между собой богатейшие семьи мира - Ротшильды и Рокфеллеры, главы правительств разных стран и известные бизнесмены, а задачи пандемии - создание всемирного заговора, тотальный контроль населения Земли, а также его частичное уничтожения для экономии бюджетных средств (пенсии, социальных выплат). "Тотальный контроль мыслится как конечная или промежуточная, но обязательная цель заговорщиков. Именно ее радикалы видят за различными противоэпидемическими мерами, причем даже не связанными с видимым ограничением свобод" [9].

Апофеозом высказываний Covid-диссидентов стали уже и без того серьезно распространенные в интернете теории заговора. Многие из не верящих в пандемию отказывались носить маски на публике, призывали людей последовать их примеру, обвиняли властей в намерении нажиться на населении за счет несуществующей проблемы.

Теории заговора в интернете как главные концентрации фейковых новостей в медиа

В России еще с начала 2010-ых годов теории заговора начали распространяться по Сети с очень большой скоростью и интенсивностью. Самыми известными стали заговор масонов, пришельцы у власти, опасность от ГМО-продуктов.

Рис. 2. Популярность теорий заговора в российских СМИ

Известно, что разного рода теории заговора, касающиеся коронавируса, стали встречаться в рунете в конце зимы-начале весны 2020 года. Авторами такого рода информационных вбросов были не только блогеры и общественные деятели, но даже и профессиональные врачи.

Самыми часто встречаемыми теориями в российских социальных сетях стали:

1. Covid-19 был распространен по планете после неудачных испытаний биологического оружия в Китае.

2. Пандемия является оружием неконвенциональной войны США против Китая.

3. В реальности коронавируса не существует, а информацию о нем распространяют для того, чтобы ограничить права человека.

После публикации такой информации в интернете ее нередко "подхватывали" классические СМИ, среди которых были и федеральные. Из-за очень обширного тиражирования в самых разных новостных источниках конспирологические теории часто обрастали все большими подробностями и толкованиями и доходило до читателя в форме абсурда.

"Аудиторию практически подталкивают к конспирологическим объяснениям неясной ситуации с эпидемией, высказывая предположение о том, что китайцы скрывают информацию о количестве жертв инфекции или о причастности России к тиражированию фейков о вирусе" [10].

В некоторые теории заговора и сосредоточенных на них fake news трудно поверить, поэтому их опровержением активно не занимались. Однако есть и те, которые интернет-пользователи принимали на веру, и их нереальность доказывали журналисты и профильные специалисты.

Разоблачение фейковых новостей

Среди самых частых рассылок в мессенджерах есть сообщение, которое рассказывает о том, что у больных Covid-19 мужчин возникают проблемы с репродукцией, или же такая способность пропадает вовсе.

Рассылка распространялась от имени доктора иммунолога-аллерголога Белетченко Анны Александровны. В ней пишут о намерении встретиться с представителем министерства здравоохранения и обсудить прекращение принудительной вакцинации из-за влияния Covid-19, прививками от него на мужскую дисфункцию.

Эти данные опровергает заявление директора департамента ВОЗ по иммунизации и вакцинам Кейт ОБрайен, которая говорила о том, что предлагаемые вакцины не приводят к бесплодию [11].

Позже представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава РФ (ЭНЦ) опубликовали на сайте организации результаты исследования влияния вакцины на мужское здоровье.

Ученые наблюдали за влиянием вакцины на уровень общего тестостерона и качество эякулята у мужчин. Безопасность для мужчин была доказана специальными процедурами дважды за большой период времени, с марта по июнь прошлого года. "При оценке динамики уровней общего тестостерона в исследовании не было выявлено статистически значимых различий у мужчин между показателями, предшествующими вакцинации, и показателями в динамике" [12].

Еще одно недостоверное заявление касается происхождение вируса. В прошлом году преимущественно в западных странах была распространена информация, что Covid-19 практически наверняка был создан в специальной уханьской лаборатории и стал причиной сложившейся ситуации в мире в результате утечки. Чаще всего в качестве автора этого утверждения указывают немецкого профессора-физика из Гамбургского университета Роланда Визендангера.

Однако ранее в Ухань вылетела группа международных экспертов их ВОЗ для проведения тщательного расследования. Их цель состояла в установлении источника Covid-19. Спустя месяц после своей работы был опубликован предварительный отчет, в котором эксперты склонялись к естественному происхождению вируса.

Зимой прошлого года руководитель экспертной группы также рассказал, что вероятнее всего вирус появился из-за заражения через промежуточного хозяина.

"Наши первоначальные результаты показывают, что интродукция через промежуточный вид-хозяина является наиболее вероятным путем, который потребует дополнительных исследований и более конкретных целевых исследований" [13]. Заключение

Проведенное исследование позволило проследить формирование и эволюцию информационной войны в истории человечества и, в частности, fake news в российском сегменте интернета. В начале века, когда это явление только зарождалось, пользователи сети не всегда обращали внимание на ложную информацию, не придавали значения их влиянию, однако спустя время "фейковые новости" стали медиа -явлением, которое всё чаще упоминают лидеры мировых держав, и с которым сталкивается, наверное, едва ли не каждый житель нашей планеты" [14]. Фейки стало невозможно игнорировать, поэтому появилась необходимость учиться с ними работать.

Становится очевидно, что пандемия коронавируса серьезным образом помогла в развитии феномена fake news, создав не только новые темы для такого рода материалов, но и очередные поводы повлиять на социально-экономические институты во многих странах мира.

Помимо этого, сильно усилившийся во время пандемии поток информации повлиял и на длительность читателей. Основная причина этого заключается в том, что "новости о коронавирусе и отклики на них в медийном дискурсе и социальных сетях свидетельствуют о том, что критичность восприятия информации во времена потрясений резко понижается" [15].

Были определены основные разновидности fake news, распространенные в российском сегменте интернета, а также опровергнуты некоторые из них.

Таким образом, границы между правдой и выдумкой становятся все менее заметными, а скорость подачи информации постоянно возрастает, что создает хорошие условия для развития fake news.

Поэтому в условиях постоянно меняющихся реалий в современном мире интернет-пользователям необходимо быть особенно внимательными и критичными к любым материалам, которые попадаются на глаза.

Список литературы

1. Кириченко А.В. "ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЙНЫСОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ". [Электронный ресурс]. Режим доступа: Users/letmebeyoureditor2021/Downloads/informatsionno-psihologicheskie-voyny-sovremennye-tendentsii-i-tehnologicheskie-vozmozhmsti%20(2).pdf) (дата обращения: 23.06.2022). Стр. 2.

2. Dallas A. Iskusstvo razvedki. M., 1992.

3. Ершов Ю.М. "ФЕНОМЕН ФЕЙКА В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРАКТИК". Вестник Томского государственного университета. Филология, 2018. № 52. Стр. 2.

4. ВЦИОМ «Фейк-ньюс»: масштаб проблемы, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/fejk-nyus-masshtab-problemy/ (дата обращения: 23.06.2022).

5. ВЦИОМ «Фейк-ньюс»: масштаб проблемы, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/fejk-nyus-masshtab-problemy/ (дата обращения: 23.06.2022).

6. Орешко М.Н. "Феномен «фейк» новостей в современной информационной войне". Стр. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Users/letmebeyoureditor2021/Downloads/fenomen-feyk-novostey-v-sovremennoy-informatsionnoy-voyne%20(1).pdf/ (дата обращения: 23.06.2022).

7. Кронгays M.A. "SCREENLIFE В ЭПОХУ КАРАНТИНА". Высшая школа экономики (Москва, Россия) 2 Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия). November 2, 2020. Стр. 6.

S. Хоxловa М.Р. Лексико-семантическое поле «пандемия коронавируса» как языковой маркер современности (на материалах английского и русского языков). Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 3 (844), 2021. Стр. 5.

9. ТАСС/Анастасия Степанова. "Фейки о коронавирусе и лжеврачебные советы: как они появляются и кто их распространяет", 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/102S1SS3/ (дата обращения: 23.06.2022).

10. Кирзюк A.A. «У меня нет страха»: ковид-диссиденты в поисках агентности и правды. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2021. № 2. Стр. 11.

11. Хохлов A.A. Конспирологические теории как феномен медиавоздействия на общественное сознание. Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2020. Стр. 6.

12. World Health Organization, Episode № 24 - Vaccine myths vs science, Dr. Katherine O'Brien, 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/media-resources/science-in-5/episode-24—vaccine-myths-vs-science/ (дата обращения: 23.06.2022).

13. ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России, "Вакцина «Спутник-V» у мужчин не влияет на уровень общего тестостерона и качество эякулята", 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.endocrincentr.ru/news/vakcina-sputnik-v-u-muzhchin-ne-vliyaet-na-uroven-obshchego-testosterona-i/ (дата обращения: 23.06.2022).

14. United Nations. "COVID-19 'extremely unlikely' to have come from a lab, experts say", 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://news.un.org/en/story/2021/02/1084252/ (дата обращения: 23.06.2022).

15. Суходолов A.n. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве. Стр. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Users/letmebeyoureditor2021/Downloads/fenomen-feykovyh-novostey-v-sovremennom-mediaprostranstve%20(1).pd/ (дата обращения: 23.06.2022).

16. Aфaнaсьевa A.O., Томaшевскaя И.В., Aприянц К.В. "ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19", Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». № 11/2020. Стр. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.