Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ О ДОНАЛЬДЕ ТРАМПЕ И ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ США 2020)'

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ О ДОНАЛЬДЕ ТРАМПЕ И ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ США 2020) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
799
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ФАКТЧЕКИНГ / МАССМЕДИА / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕССЕНДЖЕРЫ / ПУБЛИКАЦИЯ / FAKE NEWS / FACT-CHECKING / MASS MEDIA / LANGUAGE MEANS / INFORMATION SOURCES / SOCIAL NETWORKS / MESSENGERS / PUBLICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бодулева Алла Ралифовна, Сайфутдинова Луиза Руслановна, Салина Анастасия Сергеевна

Введение . В настоящее время фейковые новости и материалы являются значимым фактором в распространении определенных мнений в СМИ и эффективным инструментом влияния и привлечения внимания общественности. В статье рассматривается понятие «фейковые новости», а также особенности их использования в современном интернет-пространстве. Статья посвящена фейковым новостям как особому типу передачи и распространения информации, обусловленному спецификой современного медиа-пространства. Целью данной статьи является анализ языковых особенностей фейковых новостей о Дональде Трампе и предвыборной кампании - 2020 в США. Материалы и методы . Материалом исследования послужили новости из англоязычных интернет-источников. В ходе исследования применялись методы семантического и лингвистического анализа. Результаты исследования, обсуждения . В статье рассматриваются такие лингвистические приемы воздействия, как искажение информации, изоляция адресата, эффект присутствия, упрощение, а также использование эвфемизмов, терминологии и лексических маркеров. Мы исследуем аттрактивную функцию фейковых новостей как средство манипулирования сознанием читателей. В статье приводятся реальные примеры новостей, имеющих фейковый характер и распространяемых в социальных сетях и через мессенджеры. Заключение . Таким образом, в данной статье подвергаются анализу фейковые новости, связанные с американским президентом Дональдом Трампом и предвыборной кампанией США 2020 года. В результате исследования было выявлено, что в них используются лингвистические приемы, способствующие привлечению внимания читателей и вводящие их в заблуждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE PECULIARITIES OF FAKE NEWS (BASED ON FAKE NEWS ABOUT DONALD TRUMP AND THE USA ELECTION CAMPAIGN 2020)

Introduction . Nowadays fake news and materials are considered a significant factor in the dissemination of certain opinions in mass media and an effective tool to influence and attract public attention. The article discusses the concept “fake news”, as well as the features of its use in the modern Internet space. The article is devoted to fake news as a special type of transmission and dissemination of information due to the specifics of the modern media space. The purpose of this article is the analysis of linguistic peculiarities of fake news about Donald Trump and the election campaign 2020 in the USA. Materials and methods . The research material was the news from English Internet resources. The methods of semantic and linguistic analysis were used as part of the study. Results and discussion . The article deals with such linguistic methods of influence as distortion of information, isolation of the addressee, participation effect, simplification, as well as the use of euphemisms, terminology and lexical markers. We also analyze the attractive function of fake news as a means of manipulating readers' minds. The article provides real examples of fake news distributed in social networks and via messengers. Conclusion . Thus, the article analyzes the news related to American President Donald Trump and the 2020 US election campaign. As a result of the study it was revealed that linguistic means are used to attract the readers’ attention and mislead them.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ О ДОНАЛЬДЕ ТРАМПЕ И ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ США 2020)»

УДК 811.111

DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-4-466-473

Языковые особенности фейковых новостей

(на материале фейковых новостей о Дональде Трампе и предвыборной кампании США - 2020)

А. Р. Бодулева, Л. Р. Сайфутдинова, А. С. Салина

Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия

Аннотация. Введение. В настоящее время фейковые новости и материалы являются значимым фактором в распространении определенных мнений в СМИ и эффективным инструментом влияния и привлечения внимания общественности. В статье рассматривается понятие «фейковые новости», а также особенности их использования в современном интернет-пространстве. Статья посвящена фейковым новостям как особому типу передачи и распространения информации, обусловленному спецификой современного медиа-пространства. Целью данной статьи является анализ языковых особенностей фейковых новостей о Дональде Трампе и предвыборной кампании - 2020 в США. Материалы и методы. Материалом исследования послужили новости из англоязычных интернет-источников. В ходе исследования применялись методы семантического и лингвистического анализа. Результаты исследования, обсуждения. В статье рассматриваются такие лингвистические приемы воздействия, как искажение информации, изоляция адресата, эффект присутствия, упрощение, а также использование эвфемизмов, терминологии и лексических маркеров. Мы исследуем аттрактивную функцию фейковых новостей как средство манипулирования сознанием читателей. В статье приводятся реальные примеры новостей, имеющих фейковый характер и распространяемых в социальных сетях и через мессенджеры. Заключение. Таким образом, в данной статье подвергаются анализу фейковые новости, связанные с американским президентом Дональдом Трампом и предвыборной кампанией США 2020 года. В результате исследования было выявлено, что в них используются лингвистические приемы, способствующие привлечению внимания читателей и вводящие их в заблуждение.

Ключевые слова: фейковые новости, фактчекинг, массмедиа, языковые средства, источники информации, социальные сети, мессенджеры, публикация

Для цитирования: Бодулева А.Р., Сайфутдинова Л.Р., Салина А.С. Языковые особенности фейковых новостей (на материале фейковых новостей о Дональде Трампе и предвыборной кампании США 2020) // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 4. С. 466-473. DOI: https://doi.org/ 10.30914/2072-6783-2020-14-4-466-473

Language peculiarities of fake news

(based on fake news about Donald Trump and the USA election campaign - 2020)

A. R. Boduleva, L. R. Saifutdinova, A. S. Salina

Birsk branch of Bashkir State University, Birsk, Russia

Abstract. Introduction. Nowadays fake news and materials are considered a significant factor in the dissemination of certain opinions in mass media and an effective tool to influence and attract public attention. The article discusses the concept "fake news", as well as the features of its use in the modern Internet space. The article is devoted to fake news as a special type of transmission and dissemination of information due to the specifics of the modern media space. The purpose of this article is the analysis of linguistic peculiarities of fake news about Donald Trump and the election campaign 2020 in the USA. Materials and methods. The research material was the news from English Internet resources. The methods of semantic and linguistic analysis were used as part of the study. Results and discussion. The article deals with such linguistic methods of influence as distortion of information, isolation of the addressee, participation effect, simplification, as well as the use of euphemisms, terminology and lexical markers. We also analyze the attractive function of fake news as a means of manipulating readers' minds. The article provides real examples of fake news distributed in social networks and via messengers. Conclusion. Thus, the article analyzes the news related to American President Donald Trump and

the 2020 US election campaign. As a result of the study it was revealed that linguistic means are used to attract the readers' attention and mislead them.

Keywords: fake news, fact-checking, mass media, language means, information sources, social networks, messengers, publication

For citation: Boduleva A.R., Saifutdinova L.R., Salina A.S. Language peculiarities of fake news (based on fake news about Donald Trump and the USA election campaign 2020). Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 466-473. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-466-473

Слова в СМИ и в политическом дискурсе имеют значительную силу в формировании мнений и убеждений людей. Зачастую их правдивость ставится под угрозу с целью максимального воздействия на читателя. В последние несколько лет фейковые новости, как продукт медиаресурсов, вызывают всеобщий интерес, а их обнаружение становится важной задачей для специалистов, работающих с новостным контентом, и для обычного читателя. В связи с этим представляется важным найти объективные лингвистические маркеры, указывающие на недостоверность информации, и проанализировать их особенности.

Коммуникация без истины невозможна, поэтому истина - проблема, носящая лингвистический характер. В современных СМИ эта проблема стала одной из самых распространенных. Желание привлечь читателей приводит журналистов к фасцинации информации, что в свою очередь становится «рычагом» для появления так называемых фейковых новостей (от англ. fake -поддельный, фальшивый).

Если исходить из того, что новость - это оперативное информационное сообщение о событиях, произошедших недавно или происходящих в текущий момент, представляющее политический, экономический или общественный интерес для аудитории в своей свежести [1], то «фейк» -это не просто ложный факт, это стратегия по созданию ложного контента. Новостной фейк может рассматриваться как специально созданная манипулятивная конструкция, которая реализуется в формах текстового, аудиофейка, видео, фото [7, с. 56].

Сегодня фейковые новости маскируются под достоверную информацию и требуют тщательного языкового анализа. Прежде всего, мы говорим о текстовом формате таких явлений. Сюда мы относим текстовые сообщения в социальных се-

тях, не несущие достоверной информации, а также блоги, которые ведутся от имен никогда не существовавших людей. Фейковые страницы популярных сайтов вводят читателей в заблуждение, побуждая их ввести свои данные с целью использования в сфере мошенничества. Также фейк-новости существуют в формате видео-и аудиосообщений, распространяемых предпочтительно по мессенджерам WhatsApp, ВКонтакте, Viber и многим другим [4].

При публикации любой новости журналист учитывает правило трех источников и так называемый фактчекинг. Новость считается достоверной, если она прошла проверку в трех издательских публикациях; редакционная проверка является необходимым условием существования качественного издания [7, с. 57]. В понятие «фактчекинг» исследователи вкладывают разный смысл. В данной работе мы рассматриваем факт-чекинг (от англ. fact checking) как процедуру проверки достоверности полученных фактов в СМИ. Как правило, это предполагает поиск нужной информации в Сети, умение работать с первостепенными и второстепенными источниками информации, глубокий анализ уровня грамотности написания текста и так далее [5, с. 4].

К экстралингвистической особенности фейко-вых новостей относится невозможность объективной верификации, то есть достоверного, непредвзятого освещения фактов. Так, обычно такие новости публикуются без указания источника. Этот источник анонимен, и обнаружить его не представляется возможным. Говоря о лингвистических особенностях фейковых новостей, исследователи отмечают широкое употребление эмоционально окрашенных слов, в том числе навешивание ярлыков, использование неподходящих по стилистике слов, выражений [8, с. 168].

Характеристики фейковых новостей извлекаются из источника, заголовка, основного текста,

визуального контента и социальной вовлеченности авторов. С помощью дискурс-анализа можно оценить правдивость содержания текста [6]. Более глубокие языковые структуры, также известные как синтаксис, анализируются для обнаружения обмана. Проблема заключается в том, что синтаксический анализ сам по себе может быть не лучшим способом обнаружения обмана, поэтому он обычно используется в сочетании с другими лингвистическими или сетевыми методами анализа.

Важно иметь надежный способ идентификации поддельных новостей. Вся причина, по которой это проблема существует, заключается в том, что она имитирует надежную отчетность, и читатели не всегда могут выявить разницу. Вот почему в течение последних нескольких лет исследователи пытались выяснить, каковы лингвистические характеристики фальшивых новостей. Компьютеры, которым подается материал, уже классифицированный как вводящий в заблуждение, способны идентифицировать шаблоны в используемом языке. Затем они могут применить эти знания к новому материалу и отметить его как потенциально сомнительный [10].

Рассмотрим некоторые примеры фейковых новостей в качестве иллюстрации выше заявленных особенностей. Большое количество фейко-вых новостей связано с американским президентом Дональдом Трампом. Многие исследователи полагают, что объяснением его популярности является его речь. Например, содержание его «твитов» дает возможность понять, что его высказывания достаточно эмоциональны. По данным газеты The Washington Post по состоянию на ноябрь 2017 г., президент сделал 1628 ложных или вводящих в заблуждение заявлений с момента вступления в должность. В среднем 5,5 ложных утверждений в день1.

Также отметим, что интернет-коммуникация Дональда Трампа копирует поведение любого простого пользователя, который высказывает свою позицию и не волнуется по поводу осуждения со стороны общественности [2, с. 26]. Он как настоящий оратор прибегает к различным коммуникативным стратегиям и тактикам, его речевые модели вариативны, дискурс эмо-

1 Président Trump has made 1,628 false or misleading claims over 298 days [Электронный ресурс] // The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/amphtml/news/ factchecker (дата обращения: 10.10.2020).

ционален и динамичен, что в значительной мере достигается за счет использования риторических приемов и средств косвенной номинации [3, с. 15].

В ходе анализа фейковых новостей было выявлено, что популярность Дональда Трампа возросла в фейковых новостях, создаваемых и распространяемых в целях достижения политических преимуществ: дискредитации политических конкурентов (в том числе в ходе предвыборной борьбы на президентских выборах в США в 2020 году). Так, были выявлены фейковые новости, связанные с кандидатом от демократической партии США Джо Байденом. Joe Biden's son Hunter was dishonorably discharged from the Navy for cocaine use. (Сын Джо Байдена Хан-тер был с позором исключен из Военно-Морского флота за употребление кокаина). Новость преувеличена, поскольку Хантер Байден получил административное наказание, но не был с позором исключен из военно-морского флота. Повтор приставки 'dis' c отрицательным значением в единицах 'dishonorably' (позорно, постыдно), 'discharged' (исключен, уволен) мгновенно привлекает внимание читателя.

In a September 2018 speech, Joe Biden called Donald Trump's supporters "the dregs of society" (В своей речи в сентябре 2018 года Джо Байден назвал сторонников Дональда Трампа «отбросами общества»). Новость недостоверна, слова Джо Байдена были изъяты из контекста и искажены. В своей речи кандидат однажды сказал: "They're a small percentage of the American people. Virulent people. Some of them the dregs of society." («Есть лишь небольшой процент злобных людей. Некоторые из них представляют отбросы общества»). Данная фейковая новость усилена эпитетом 'virulent' и выражением 'the dregs of society' («отбросы общества»), которые безусловно обладают силой негативного воздействия.

Фейковые новости могут содержать ложь на фоне в целом достоверной информации, представленной выборочно. Например, If elected, U.S. Democratic presidential candidate Joe Biden wants to abolish the Second Amendment, regarding the "right of the people to keep and bear Arms. " (В случае своего избрания, кандидат в президенты США от Демократической партии Джо Байден хочет отменить Вторую поправку, касающуюся «разрешения граждан на хранение

и ношение оружия). Джо Байден высказывался об уменьшении доступности огнестрельного оружия, но не об отмене второй поправки1.

Сегодня новости на тему борьбы США Дональда Трампа с коронавирусной инфекцией наиболее актуальны. Приведем примеры подобных новостей. U.S. President Donald Trump touted the "antibody cocktail" as a COVID-19 "cure" that he intended to make available to the American public. The development of REGN-COV2, the experimental "anti-viral antibody cocktail" given to U.S. President Donald Trump to treat COVID-19, involved the use of human fetal tissues and embryonic stem cells (Президент США Дональд Трамп прорекламировал «вакцину из антител» как «лекарство» от COVID-19, которое он намеревался сделать доступным для американской общественности). Разработка REGN-COV2, экспериментальной «вакцины из противовирусных антител», предоставленной президенту США Дональду Трампу для лечения COVID-19, включала использование человеческих эмбриональных тканей и эмбриональных стволовых клеток). Действительно, ведутся разработки лекарства от вируса, но не на основе эмбриональных стволовых клеток человека. Did Fauci Praise Trump's Handling of COVID-19 Pandemic? (Фаучи восхвалял то, как Трамп справляется с пандемией COVID-19?) Доктор Фаучи говорил о тяжелой работе тех, кто борется с вирусом. Он говорил об этом в марте 2020 года, а речь была освещена лишь в октябре 2020 года. Этот пример подчеркивает особенность фейковых новостей: отсутствие хронотопа, чаще всего в таких новостях не упоминается точная дата. Такие новости могут публиковаться каждый день, не изменяя при этом временного промежутка. Хронотоп, как правило, определяет пространственно-временную соотнесенность в тексте событий, явлений, концепций.

The White House gift shop is selling a "Trump Defeats COVID-19" commemorative coin2 (В сувенирном магазине Белого дома продается памятная монета «Трамп побеждает КОВИД-19»). Памятная монета действительно продается в сувенирном магазине WhiteHouseGiftShop.com,

1 URL: https://www.snopes.com/fact-check (дата обращения: 25.09.2020).

2 Sophisticated fake news difficult to identify [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/av/uk-44997139

(дата обращения: 10.09.2020).

но он не является официальным магазином Белого дома, что свидетельствует об искажении информации. В представленных выше новостях единицы 'touted' (прорекламировал), 'handling' (обращение), 'defeats' (побеждает) указывают на успешную борьбу Дональда Трампа с вирусом, тем самым повышая его рейтинг в предвыборной кампании.

В новостях, связанных с коронавирусной инфекцией, часто встречается единица 'hoax' (обман, ложь), что вызывает некоторое волнение среди населения и подвергает сомнению информацию, представленную в Интернете или социальных сетях. Например, Survey: One In Eight Believe Coronavirus Is A Hoax To Usher In Forced Vaccinations 3 (Опрос: Каждый восьмой считает, что коронавирус - это ложь, с целью начать принудительную вакцинацию). Анализ этой новости выявил, что она не является недостоверной; в ней говорится об искажении информации в СМИ, и читателей призывают внимательнее относится к новостям и не поддаваться влиянию фейковых новостей (The study also concluded that those with poor numerical literacy are more likely to believe coronavirus "misinformation", and that improving people's analytical skills could help them better determine what is "fake news" (В ходе исследования также утверждалось, что люди с недостаточной финансовой грамотностью с большей вероятностью поверят коронавирусной «дезинформации» и что улучшение аналитических навыков людей может помочь им лучше определить, что из себя представляют «фальшивые новости»)). На фоне подобных новостей о влиятельном политике некоторые фейки кажутся незначимыми и не вызывают интерес. Например, BBC Journalist Blasted For Chasing Non-Mask Wearer Down the Street (Журналиста BBC подорвали за то, что он преследовал человека без маски по улице). Это пример так называемой мусорной журналистики, маскирующейся под журналистское расследование. Эта новость «раздута» до абсурда.

В зависимости от соотношения достоверной и недостоверной информации фейковая новость может представлять собой ложь от начала до конца. Например, U.S. President Donald Trump posted a message on Twitter that read,

3 URL: https://www.snopes.com/fact-check (дата обращения: 25.09.2020).

"My blood IS the vaccine. "' (Президент США Дональд Трамп опубликовал в Twitter сообщение следующего содержания: «Моя кровь - это вакцина»). Единицы 'blood' (кровь), 'vaccine' (вакцина), заглавные буквы 'IS' выступают в качестве триггеров, провоцируя читателя к прочтению текста (триггер от англ. trigger «спусковой крючок»). Эксцентрический заголовок в период пандемии оказывает неблагоприятное психологическое воздействие. Эта новость опубликована в фальшивом Twitter-аккаунте. Известно, что визуальные новости, которые привлекают внимание зрителей, в основном публикуются на таких платформах, как социальные сети и медиа-сайты. Facebook, Instagram и Twitter являются популярными примерами часто используемых социальных сетей для размещения и обмена онлайн-контентом.

В основе новости может лежать реальное событие, отдельные фрагменты которого искажены. Это могут быть измененные в нужном для фальсификаторов русле аудио- и видеозаписи, отредактированные фотографии, цитаты, вырванные из контекста или представленные в определенной последовательности. Так, в октябре 2020 года в Интернете появилась новость о блокировке в твиттере ссылок на историю, связанную с кандидатом в президенты США: "Digital Civil War": Twitter Blocks Users From Posting Link to New York Post Biden Lobbying (Цифровая Гражданская война": Twitter блокирует публикацию пользователями ссылки на New York Post, лоббирующих Байдена). История вызвала эмоциональную напряженность среди пользователей, которые высказываются об ограничении прав на свободу слова. Емкий, но привлекающий заголовок "Digital Civil War" (Цифровая холодная война) выглядит как информационный мес-седж (от англ. message - «сообщение») и побуждает читателя узнать больше информации.

Новости также создаются в целях дискриминации лиц по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Наглядным примером служат новости, связанные с недавними протестами

1 URL: https://www.snopes.com/fact-check (дата обращения: 25.09.2020).

в США под девизом "Black lives matter" («Жизни черных имеют значение»). Так, на просторах социальной сети мы можем найти посты, компрометирующие американское правительство: Donald Trump admitted that he would have destroyed all black violators of order. Saviour or executioner2 (Дональд Трамп признался, что уничтожил бы всех черных нарушителей порядка. Спаситель или палач).

Фейковая новость может выступать в качестве контента для манипулирования. Сейчас не существует единого определения манипуляции, так как разные подходы акцентируют внимание на разных аспектах этого понятия, в том числе эмоциональной окраске. С лингвистической точки зрения манипуляция понимается как речевое воздействие, направленное на неявное, скрытое побуждение адресата к совершению определенных действий. Цель речевой манипуляции -склонить манипулируемое лицо к тому, чтобы принять определенные высказывания за истинные без учета всех аргументов [9, с. 56]. Американский президент Дональд Трамп склонен к искажениям информации в процессе обозначения действительности, к подмене фактов, в следующем примере их преувеличении: "Will be going to North Dakota today to discuss tax reform and tax cuts. We are the highest taxed nation in the world - that will change" («Я еду в Северную Дакоту, чтобы обсудить налоговую реформу и снижение налогов. Мы самая облагаемая налогами нация в мире - это изменится») [10].

Фейковая новость апеллирует к эмоциям читателя, часто пугает, обладая силой негативного воздействия. Однако в интернет-пространстве встречаются новости, создаваемые и распространяемые с целью развлечения потребителя. Например, новость о новом вкусе печенья Oreo со вкусом краба. Фотография печенья представляет собой креолизованный текст, в котором вербальная и невербальная части влияют на смысловое восприятие информации. Эта новость целенаправленно была создана как фейк: These Crab Cake Oreos (complete with tartar sauce cream filling) are not a genuine flavor of Oreo cookies. (Эти крабовые пирожные Oreo (в комплекте с кремовой начинкой из соуса тартар) не являются подлинным вкусом печенья Oreo.

2 URL: https://www.snopes.com/fact-check (дата обращения: 25.09.2020).

К лингвистическим особенностям фейковой информации относят наличие грамматических или орфографических ошибок. Например, в следующем заголовке к фейковой новости автор целенаправленно допускает ошибку Ccam с целью привлечения внимания читателя: Facebook Class Action Illinois Ccam - Facebook Class Action Illinois Ccam Read Reasons1 (Мошенничество с акциями Facebook класса Иллинойс - Читайте о причинах мошенничества с акциями Facebook класса Иллинойс). В самом тексте этой ошибки не наблюдается: Read this Guide to research more about Facebook Class Action Illinois Scam trending from the United States (Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о мошенничестве с акциями Facebook класса Иллинойс, берущими начало в Соединенных Штатах). Также в заголовках к фейковым новостям часто используются вопросительные предложения, которые призваны выполнять аттрактивную функцию: "How did QAnon take off in the UK?" («Как QAnon взлетел в Великобритании?»), "Is sainthood on the cards for a computer programmer?" («Программистов могут причислить к лику святых?»).

В ходе анализа фейковых новостей были выявлены статьи, в заголовках к которым употребляются единицы 'rigged' (нечестный), 'false' (ошибочный), 'misleading' (вводящий в заблуждение), 'baseless' (беспочвенный), 'fake ' (фальшивый), 'rumours' (слухи), которые указывают на недостоверность информации: 'US election 2020: 'Rigged' votes, body doubles and other false claims' (Выборы в США - 2020: «сфальсифицированные» голоса, двойники и другие ложные заявления), 'Coronavirus: YouTube bans misleading Covid-19 vaccine videos (Коронавирус: Ютуб запрещает вводящие в заблуждение видео о вакцине от Covid-19)', 'Trump ads push baseless Biden earpiece conspiracy' (Трамп выдвигает необоснованные заявления о телефонном заговоре Байдена), 'Facebook shuts down 150 fake Chinese accounts' (Facebook удаляет 150 фальшивых китайских аккаунтов), 'Oregon wildfires: False Oregon fire rumours 'inundate' officers '(Пожары в Орегоне: Слухи о пожарах в Орегоне загружают офицеров).

Фейки распространяются быстрее, чем достоверные новости, и вызывают негативное отноше-

1 Facebook Class Action Illinois Ccam [Электронный ресурс]. URL: https://abcnews.com.co (дата обращения 10.09.2020).

ние общества к ним. Например, сам Дональд Трамп высказывает свое негативное отношение к СМИ: The Mainstream Media has never been more inaccurate or corrupt than it is today (Основные средства массовой информации никогда еще не были более неточными или коррумпированными, чем сегодня). В данном сообщении Д. Трамп не только критикует СМИ, но и обвиняет их в недостоверности предоставляемой ими информации и продажности, пытаясь сохранить свой имидж, который эти самые СМИ пытаются «запятнать». Рассматриваемое высказывание также является эмоциональным: слова "inaccurate" (неточный), "corrupt" (коррумпированный, продажный) внушает читателю чувство тревоги и отвращения, которое относится к компаниям, распространяющим информацию.

Д. Трамп часто применяет стратегию на понижение и тактику обвинения, говоря о СМИ: "Now the Fake News Media says I "pressured the Ukrainian President at least 8 times during my telephone call with him". This supposedly comes from a so-called "whistleblower" who they say doesn't even have a first hand account of what was said"2 («Теперь фейковые СМИ пишут, что я «оказывал давление на украинского президента по крайней мере 8 раз во время моего телефонного разговора с ним». Это якобы исходит от так называемого «разоблачителя», который, как они утверждают, даже не имеет непосредственного отчета в том, что было сказано»). В своем твиттере президент США обвиняет СМИ в сфабрикованной новости о том, что он якобы оказывал давление на президента Украины во время их телефонного разговора. Единица 'whistleblower' (разоблачитель) указывает на то, что эта информация является неподтвержденной.

Таким образом, анализу подвергаются распространенные в социальных медиа фейковые новости об американском президенте Дональде Трампе и предвыборной кампании США - 2020. Мы пришли к выводу, что американский президент Дональд Трамп, являясь примером конфликтной политической личности, часто становится объектом фейковых новостей, особый интерес к которым определяет актуальность изучения их языковых особенностей. Предпринята попытка исследования лингвистических

2 URL: https://twitter.com/realdonaldtrump (дата обращения 15.09.2020).

приемов воздействия на читателя в фейковых новостях. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что широко используются такие лингвистические приемы, как искажение информации, изоляция адресата, упрощение, а также использование орфографи-

ческих и грамматических ошибок, эмоционально окрашенной лексики. Не вызывает сомнения тот факт, что фейки представляют собой серьезный вызов обществу, поскольку они охотнее воспринимаются читателями, оказывая влияние на их эмоции.

Список литературы

1. Вартанова Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. С. 5-13.

2. Глущенко А.Н. Лексико-семантические и когнитивно-прагматические особенности политического дискурса Дональда Трампа в социальной сети TWITTER // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. № 1 (232). С. 23-28.

3. Доценко А.А. Лингвопрагматические особенности политического дискурса президента Дональда Трампа // МНСК-2018: прикладная лингвистика: материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. 2018. С. 14-15.

4. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. М. : Норма, 2015. 216 с.

5. Марзак А.С. Фактчекинг как компетенция медийно-информационной грамотности современного журналиста // Медиа. Информация. Коммуникация / Московский педагогический государственный университет. 2017. № 22. С. 1-5.

6. Маркова В.Р. Фейк-новость как жанр массмедийного дискурса // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей, Киров : Изд-во ВятГГУ, 2013. 175 с.

7. Николаева А.В. Языковые особенности фейковых публикаций // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 3 (18). С. 55-59.

8. Петрова А.А. Фейковые новости в аспекте лингвистической экспертизы. // Лингвополитическая персонология: дискурсивный поворот: материалы Междунар. научных конф. 2019. С. 165-169.

9. Пиякова А.Д. Манипулятивное речевое воздействие Дональда Трампа в рамках политического дискурса США // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия: материалы IV Междунар. научно-практич. конф. 2017. С. 53-63.

10. Суходолов А.П., Бычкова А.М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 2. С. 143-169.

References

1. Vartanova E.L. K voprosu ob aktualizatsii teorii zhurnalistiki i teorii SMI [On the problem of updating the theory of journalism and the theory of the mass media]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017. pp. 5-13. (In Russ.).

2. Glushchenko A.N. Leksiko-semanticheskie i kognitivno-pragmaticheskie osobennosti politicheskogo diskursa Donal'da Trampa v sotsial'noi seti TWITTER [Peculiarities of the political discourse of Donald Trump based on the Twitter social network]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bulletin of the Adyghe State University, 2019, no. 1 (232), pp. 23-28. (In Russ.).

3. Dotsenko A.A. Lingvopragmaticheskie osobennosti politicheskogo diskursa prezidenta Donal'da Trampa [Linguistic peculiarities of the political discourse of the president Donald Trump/ MNSK-2018: prikladnaya lingvistika. Materialy 56-i Mezhdu-narodnoi nauchnoi studencheskoi konferentsii = International scientific student conference-2018: Applied linguistics. Proceedings of the 56th International scientific student conference, 2018, pp. 14-15. (In Russ.).

4. Ivanov L.Yu. Yazyk interneta: zametki lingvista [The language of the Internet: linguist's notes]. Moscow, Norma Publ., 2015. 216 p. (In Russ.).

5. Marzak A.S. Faktcheking kak kompetentsiya mediino-informatsionnoi gramotnosti sovremennogo zhurnalista [Factcheck-ing as the competence of media and information literacy of a modern journalist]. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya = Media. Information. Communication, 2017, no. 22, pp. 1-5. (In Russ.).

6. Markova V.R. Feik-novost' kak zhanr massmediinogo diskursa [Fake news as the genre of mass media discourse]. Philologia nova: lingyistika i literaturovedenie: sbornik statej molodykh issledovatelej = Philologia nova: lingvistika i literaturovedenie: sbornik statei molodykh issledovatelei = Philologia nova: Linguistics and Literature Studies: the collection of young researchers' articles, Kirov, VyaTGGU Publ., 2013, 175 p. (In Russ.).

7. Nikolaeva A.V. Yazykovye osobennosti feikovykh publikatsii [Linguistic peculiarities of fake publications]. Verkhnevolzhskii filologicheskii vestnik = Verhnevolzhski Philological Bulletin, 2019, no. 3 (18), pp. 55-59. (In Russ.).

8. Petrova A.A. Feikovye novosti v aspekte lingvisticheskoi ekspertizy [Fake news in the aspect of linguistic examination]. Lingvopoliticheskaya personologiya: diskursivnyi povorot. Materialy Mezhdunarodnykh nauchnykh konferentsii = Linguopolitical Personology: Materials of International scientific conferences, 2019, pp. 165-169. (In Russ.).

9. Piyakova A.D. Manipulyativnoe rechevoe vozdeistvie Donal'da Trampa v ramkakh politicheskogo diskursa SSHA [Donald Trump's manipulative speech influence within the USA political discourse]. Yazyk kak osnova sovremennogo mezhkul'turnogo vzaimodeistviya. Materialy IVMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = The language as the basis of modern intercultural interaction. Proceedings of the IV International scientific conference, 2017, pp. 53-63. (In Russ.).

10. Sukhodolov A.P., Bychkova A.M. "Feikovye novostI" kak fenomen sovremennogo mediaprostranstva: ponyatie, vidy, naznachenie, mery protivodeistviya [Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of taking measures against it]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, no. 2, pp. 143-169. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 15.10.2020 г.; принята к публикации 20.11.2020 г.

Submitted 15.10.2020; revised 20.11.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Бодулева Алла Ралифовна кандидат филологических наук, доцент, кафедра романо-германской филологии и лингводидактики, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия, ORCГО: 0000-00028059-9927, [email protected]

Сайфутдинова Луиза Руслановна

студентка, факультет филологии и межкультурных коммуникаций, кафедра романо-германской филологии и лингводидактики, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия, ORCID: 0000-0003-4654-871Х, saifutd. luiza@yandex. ги

Салина Анастасия Сергеевна

старший преподаватель, кафедра романо-герман-ской филологии и лингводидактики, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия, ORCГО: 0000-0002-5697-650Х,

nastyagШ@mail. ги

About the authors Alla R. Boduleva

Ph. D. (Philology), Associate Professor, Department of Romano-Germanic Philology and Linguodidac-tics, Birsk branch of Bashkir State University, Birsk, Russian, ORCID: 0000-0002-8059-992, boduleva-a@yandex. ru

Luiza R. Saifutdinova

Student, Faculty of Philology and intercultural communication, Department of Romano-Germanic Philology and Linguodidactics, Birsk branch of Bashkir State University, Birsk, Russian, ORCID: 0000-0003-4654-871X, [email protected]

Anastasia S. Salina

Senior Lecturer, Department of Romano-Germanic Philology and Linguodidactics, Birsk branch of Bashkir State University, Birsk, Russian, ORCID: 0000-0002-5697-650X, [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.