■ ■ ■ «ФЕЙКИ» И МЕМЫ COVID-19: НЕУМЕСТНАЯ СМЕХОТЕРАПИЯ ИЛИ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ?
Арчакова М. А.
Правительство Рязанской области, Рязань, Российская Федерация.
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы непреднамеренной дезинформации населения. На начальных этапах появления коронавирусной инфекции недостоверные данные прогрессивно распространялись в социуме в огромных масштабах. Приведены примеры источников ложной информации, значительно повлиявших на сознание и отношение общества к пандемии COVID-19, а также способы их устранения. Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты влияния появившихся мемов, их происхождение и функции, которые они выполняли относительно населения, находившегося в напряженном состоянии в связи со сложившейся ситуацией в мире. В статье аргументированы процессы манипуляций, осуществляемых благодаря фейковым новостям, мемам и данным, опубликованным ради «хайпа». Кроме того выявлены способы и методы борьбы с фальшивыми данными в интернет пространстве, которые приводят к негативным последствиям.
Ключевые слова: пандемия, дезинформация, фейки, мемы, хайп, социальные сети, СМИ, новости, государственное регулирование.
Для цитирования: Арчакова М. А. «Фейки» и мемы COVID-19: неуместная смехотерапия или целительный оптимизм?//Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 6. N°4. С. 61-68.
Сведения об авторе: Арчакова Мария Александровна, сотрудник аппарата Правительства Рязанской области. Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 30. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 19.10.2020. Принята к печати: 30.12.2020.
Как известно, главным спутником длительных чрезвычайных ситуаций являются слухи. Наибольшее количество слухов появилось в России в феврале-марте прошлого года, когда наблюдалась ситуация максимальной неопределенности. «Именно тогда люди понимают, что их жизнь может измениться, но как именно она изменится, никто не знает: что будет, будет ли эпидемия, дистанционный формат, карантин. В тот период россияне видели, что Европа закрывается, все отменяется, а у нас все спокойно, все пьют кофе, встречаются с друзьями. Но непонятно, что будет на следующей неделе - будут ли дети учиться в школе, будет ли работа, можно ли будет купить продукты в магазинах? Россияне перестают
контролировать ситуацию, а слухи возвращают возможность контроля (пусть даже и воображаемого)» - отмечает ТАСС.
Новости о короновирусной инфекции
В условиях пандемии коронавируса специалисты столкнулись с отсутствием достоверных сведений о новой инфекции на начальном этапе распространения СОУГО-19. По мере возрастания числа заболеваний стали появляться лишь результаты первых предварительных научных исследований, которые корректировали рекомендации органов власти и медицинского сообщества, не всегда являясь подлинными.
С приходом СОУГО-19 в Россию, топ-10 материалов в средствах массовой коммуникации заняли новости о коронавирусной инфекции. В то же время отчетливо проявилась еще одна громкая проблема СМИ -fakenews или просто фейки - как привыкли называть недостоверные новости наши соотечественники. Можно смело говорить об эпохе фейк-ньюз как на федеральном медиаполе, так и в ракурсе региональных СМК. Объем стремительно распространяемой недостоверной информации о коронавирусе и вред, который она нанесла сознанию людей, принял огромные масштабы, что для выявления и опровержения фейковой информации на просторах отечественных медиа, власти нашей страны вынуждены были создать коммуникационный центр по выявлению и опровержению фейковых новостей о СОУГО-19 при координационном совете Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией.
На фоне отсутствия точной информации о «природе» коронавирусной инфекции средства массовой коммуникации тиражировали противоречивые сведения о причинах возникновения нового заболевания, путях его распространения, методах защиты, особенностях терапии и профилактики.
Появление фейк-ньюз
Понятие «фейк» (от англ. «подделка») включает в себя целый ряд разнообразных явлений информационной сферы: смонтированные видео, фальшивые фото, недостоверные тексты.
Пандемия коронавируса стала плодотворной почвой для создания разных версий о происхождении заболевания, приводя весомым аргументом вакцинацию от СОУГО-19, как способ чипирования населения. Стоит отметить также распространение данных идей прогосударственными спикерами. Так, режиссер Никита Михалков в программе «Бесогон» говорил о том, что тесты на СОУГО-19 и вакцинация от коронавирусной инфекции являются заговором мировых врачей и фармацевтов, добавляя в эту «компанию» Билла Гейтса, якобы они агитируют пцр-тесты и прививки с целью чипирования людей и контроля численности населения. В итоге данную программу сняли с эфира на
федеральном канале, но она вышла на YouTube, оставив свой след в статистике распространения фейк-ньюз российскими СМК.
Новости официальных каналов часто не удовлетворяют молодую аудиторию, которая предпочитает получать информацию из новых Интернет-медиа. Можно выделить несколько тенденций, связанных с изменением информационного поля во время пандемии:
1. С начала распространения коронавирусной инфекции на территории нашей страны наблюдалось неконтролируемое, хаотичное распространение различных теорий возникновения болезни (выдвигались различные версии происхождения вируса, общественно-политический контекст заболевания, вероятность введения дистанционного образования и т.д.).
2. Отмечалось появление огромного количества Интернет-мемов разной специфики и тем. На просторах всемирной сети можно найти следующее определение данному новому понятию: «Интернет-мем (от английского Internetmeme) - информация в той или иной форме (медиаобъект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, бло гов, мессенджеров и пр.). Обозначает явление спонтанного распространени я такой информации или фраз. Вошло в употребление в середине первого десятилетия 21 века».
Распространение Интернет-мемов
Специфику интернет-мемов можно объяснить природой самого мема, а также важными функциями, которые он выполняет в молодежной культуре: репрезентация, интеграция, коммуникация, трансляция, эмоциональная функция и т.д.
На просторах новых медиа распространялось огромное количество интернет-мемов, как с позитивным и юмористическим посылом, так и негативные, нагнетающие страх и панику на население.
В сети распространялись юмористические картинки, появление которых можно объяснить двояко: конечно, пандемия - это не повод для смеха. Но даже в такое напряженное время, когда самоизоляция и ограничения омрачили наш привычный образ жизни, созданием данных интернет-мемов люди пытались нести в общество юмор, хоть и специфический, ведь гелотология при болезнях имеет терапевтический эффект. С другой стороны, мемы можно сравнивать с «паразитами» и «вирусами», легко проникающими к сознанию и воле реципиентов. При этом чаще всего слово «вирус» имеет негативную окраску и несет в себе разрушительные последствия для общества.
Рассмотрим специфику появления различных фейк-ньюз на просторах российских медиа. Впервые СМИ заговорили о коронавирусе в январе 2020 года. Так называемые «фейкометы» и СМК, специализирующиеся на жанре «шоковой сенсации», стали охотно внушать панику общественности, утверждая, что информация о новом заболевании создается для отвлечения социума и является неправдоподобной. Существует также другая версия возникновения фейков в сети - сенсационные заявления СМК об обострении ситуации, связанной с распространением пандемии коронавируса в мире, при якобы бездействии властей и умалчивании реальной статистики ужасного заболевания. Быстро распространяющаяся недостоверная информация и догадки о COVID-19 переросла в медийную атаку, которая повлекла за собой необратимую панику населения. При этом, можно говорить о том, что общественный психоз в информационной сети распространялся таким же вирусным способом, как и сама пандемия коронавируса. Постепенно стало очевидным влияние работы медиа на психологическое здоровье реципиентов в период пандемии. Среди исследователей становится востребованным термин «инфодемия», подразумевающий распространение дезинформации через различные каналы коммуникации, а также социальные сети. Глобальная эпидемия дезинформации, быстро распространяющаяся через социальные сети и другие средства массовой информации, создала серьезную проблему для общественного здравоохранения. Можно говорить о том, что COVID-19 стал самым массовым интернет-медиа мемом последних десятилетий.
Сегодня журналистика и психология тесно связаны. Сила слова безгранична. Манипуляция аудиторией производится через недостоверные новости. Ученые из Массачусетского технологического института (MIT) проводили исследование по распространению фейк-ньюз через твиттер на протяжении 11 лет. Исследователям удалось выяснить, что для того, чтобы дойти до 1500 реципиентов, недостоверной новости необходимо в 6 раз меньше времени, чем обычной. Безусловно, стремительное распространение фейковых новостей связано с тем, что в эпоху так называемого «хайпа» общество не знает, как прославиться другими способами. Недостоверные «вбросы» или незначительные искажения правдивых фактов приносят значительный прирост аудитории и увеличение охватов.
Появление тревожности в обществе
В условиях стремительно распространяющейся пандемии коронавируса люди не знали, как им спасаться и чему верить. В сознании социума COVID-19 выступил неизученной и опасной угрозой, которая способна добраться до каждого человека, и от которой никто не застрахован. В итоге в обществе посеялась паника, произошел ажиотаж на
пищевую продукцию, и, как следствие - отсутствию продуктов на полках магазинов.
Огромное влияние средств массовой коммуникации на формирование тревоги у общества, связанной с пандемией COVID-19 отмечают в своих работах С.А. Серова, М.Е. Пестова, Е.А. Семенова и другие. Можно вспомнить, как в соцсетях прошла волна фейковых новостей о том, что в отечественных магазинах не хватает туалетной бумаги и гречки. Спасением в данной ситуации стала грамотная работа сотрудников магазинов, которые публиковали реальные фотографии в противовес фейкам, тем самым успокаивая аудиторию. В результате постепенно влияние fake-newsи желание наших соотечественников скупать туалетную бумагу и гречку пошло на спад.
Еще один известный случай массовой манипуляции во время пандемии коронавируса стремительно распространялся весной прошлого года. Фейк-ньюз пропагандировали пользу имбиря и лимона в лечении коронавируса. Люди в панике принялись пить чай с корнем имбиря и лимоном, а цены на данные продукты увеличились в десятки раз. Можно сказать, что это один из самых ярких примеров влияния медиа на аудиторию во время коронавирусной пандемии.
Можно вспомнить и другие недостоверные новости, которые имели влияние на реальное поведение населения: расследования о всемирном заговоре, искусственном создании вируса, чипирования и распространении 5G, новости о пользе курения при коронавирусе и так далее. Мы стали свидетелями того, что любые журналистские неточности или умышленное дезинформирование социума в условиях пандемии сильно вредят - в обществе провоцируются волнения, сеется паника.
Вместо заключения
Распространение фейк-ньюз влечет за собой административную ответственность. «На граждан административный штраф составляет от 30 тысяч рублей и может достигать до 400 тысяч рублей в зависимости от общественно-опасных последствий, которые вызовет ложная, фейковая новость. Что касается юридических лиц, штраф может достигнуть до 1,5 миллионов», - прокомментировала вопрос ответственности за распространение фейковадвокат Ассоциации юристов России Ольга Евстропова.
В отечественных государственных медиа, как известно, существует некий регламент, ограничивающий высказывания на такие темы как коррупция, деятельность несистемной оппозиции и др. «В условиях пандемии был принят закон, направленный на борьбу с распространением фейков о коронавирусе. На практике же он в основном оказался направлен на борьбу с распространением информации, критикующей действия властей в период эпидемии COVID-19» - утверждают современные
исследователи. Стоит сказать, что основными распространителями фейков о COVID-19 на территории нашей страны стали новые медиа, а чаще всего - публичные страницы социальной сети Вконтакте. На данный момент выявлены непреднамеренные случайные искажения информации в официально зарегистрированных СМИ. Кроме того, в разгар распространения фейковых новостей о пандемии, Роскомнадзор напомнил об уголовной ответственности, связанной с распространением недостоверной информации, в частности о фейках, распространяемых в фокусе коронавирусной инфекции, что, можно сказать, существенно ограничило создание и публикацию недостоверных сведений о заболевании и методах борьбы с ним.
В сложное время пандемии коронавируса опасные последствия и вред для реципиентов несут, как и намеренное искажение информации, так и журналистские ошибки. На данный момент борьбу с истинными фейками ведет государство, внося изменения в законодательство и устанавливая меру наказания за распространение недостоверной информации. В эпоху фейк-ньюз, заполонивших информационное поле нашей страны, борьба с неумышленным искажением информации, а также медиаобразование социума должны стать важнейшей задачей профессионального сообщества журналистов.
Источники
Архипова А., Радченко Д., Козлова И., Пейгин Б., Гаврилова М., Петров Н. (2020). Пути российской инфодемии: от WhatsApp до Следственного комитета // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. №6. С. 231-265.
Дементьева К.В. (2018). Медиамем и его роль в формировании полиэтнического общества [Текст] / К.В. Дементьева // Вестник Томского государственного университета. Филология. № 53. С. 257-278.
Землянский А.В. (2020). Журналистика в 2020-2021 годах: тенденции / А. В. Землянский // Наука и школа. № 3. С. 11-21. DOI 10.31862/1819-463X^020-3-11-21.
Орляк А.А. (2020). Влияние СМИ на общественное мнение во время пандемии коронавируса С.119 / А. А. Орляк. - Текст: непосредственный // Язык, культура и литература. № 2. С. 118-122.
Пестова М. Е. (2020). Пандемия нового десятилетия: освещение темы коронавируса в СМИ / М. Е. Пестова, Е.А. Сафонов. - Текст: непосредственный // Медиасреда. №1. С. 166-172.
Ротанова М.Б., Федорова М.В. (2019). Интернет-мем и киберсмеховая культура в современномобзестве // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. №1. С. 248-253.
Семенова Е.А. (2020). Фейковые новости на городском медиаполе в период пандемии коронавирусаCovid-19 (на примере тамбовских СМИ) / Е.А. Семенова. -Текст: непосредственный //Научно-практические исследования. № 5-3 (28). С. 62-65.
Серова С.А. (2020). Коронавирусная пандемия и региональные медиа: случайные искажения информации и дезинформация / С.А. Серова. - Текст:
непосредственный // Проблемы массовой коммуникации: материалы междунар. науч.-практич. Конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связи с общественностью (14-16 мая 2020 г., Воронеж) / под ред.: В.В. Тулупова. Воронеж: типо лаборатория факультета журналистики ВГУ. С. 50-52.
Zarocostas, John/ 2020/ How to fight an infodemic // Lancet. 2020/ № 29. [el. resource]: https://www.thelancet.com/journals/lancet/artide/PnS0140-6736(20)30461-
Xfulltext
«FAKES» AND MEMES OF COVID-19: INAPPROPRIATE LAUGHTER THERAPY OR HEALING OPTIMISM?
Archakova M.A.
Abstract. This article examines the issues of unintentional disinformation of the population. At the initial stages of the appearance of coronavirus infection, unreliable data were progressively distributed in society on a huge scale. Examples of sources of false information that significantly affected the consciousness and attitude of society to the COVID-19 pandemic, as well as ways to eliminate them, are given. The positive and negative aspects of the influence of the memes that appeared, their origin and the functions that they performed in relation to the population that was in a tense state in connection with the current situation in the world are considered. The article explains the processes of manipulation carried out thanks to fake news, memes and data published for the sake of"hype". In addition, the methods and methods of combating fake data in the Internet space, which lead to negative consequences, have been identified.
Keywords: pandemic, disinformation, fakes, memes, hype, social networks, mass media, news, state regulation.
For citation: Archakova M. A. "Fakes" and Memes of COVID-19: Inappropriate Laughter Therapy or Healing Optimism?//Kommunikologiya: electronic scientific journal. 2020. Volume 6. No4. P.61-68.
Inf. about the author: Archakova Maria Alexandrovna, an employee of the Government of the Ryazan region. Address: 30, Lenin Street, Ryazan, 390000. E-mail: [email protected]
Received: 19.10.2020. Accepted: 30.12.2020.
Resources
Arkhipova A., Radchenko D., Kozlova I., Peigin B., Gavrilova M., Petrov N. (2020). The ways of Russian infodemia: from WhatsApp to the Investigative Committee // Monitoring of public opinion: Economic and social changes. No. 6, pp. 231-265. (In Rus.).
Dementieva K. V. (2018). Mediamem and its role in the formation of a multiethnic society [Text] / K. V. Dementieva // Bulletin of Tomsk State University. Philology. No. 53, pp. 257-278. (In Rus.).
Orlyak A. A. (2020). The influence of mass media on public opinion during the coronavirus pandemic p. 119 / A. A. Orlyak. Text: direct // Language, culture, and literature. No. 2, pp. 118-122.
Pestova M. E. (2020). Pandemic of the new decade: coverage of the topic of coronavirus in the media / M. E. Pestova, E. A. Safonov. - Text: direct // Media environment. No. 1, pp. 166-172. (In Rus.).
Rotanova M. B., Fedorova M. V. (2019). Internet-meme and cybersmech culture in modern society // Social communications: science, education, profession. No. 1, pp. 248-253. (In Rus.).
Semyonova E. A. (2020). Fake news on the city media field during the Coronavirus pandemic COVID-19 (on the example of Tambov media) / E. A. Semyonova. - Text: direct //Scientific and practical research. № 5-3 (28), pp. 62-65. (In Rus.).
Serova S. A. (2020). Coronavirus pandemic and regional media: random distortions of information and disinformation / S. A. Serova. Text: direct // Problems of mass communication: materials of the International scientific and Practical Conference. Conferences of researchers and teachers of journalism, advertising and Public Relations (May 14-16, 2020, Voronezh) / ed.: V. V. Tulupova. Voronezh: Type laboratory of the Faculty of Journalism of VSU, pp. 50-52. (In Rus.).
Zarocostas, John (2020) How to fight an infodemic // Lancet. 2020/ № 29. [el. resource]: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(20)30461-
X/fulltext
ZemlyanskyA.V. (2020). Journalism in 2020-2021: trends / A.V. Zemlyansky // Nauka i shkola. No. 3, pp. 11-21. DOI 10.31862/1819-463X-2020-3-11-21.