тончайших взаимоотношений, в которых находится щитовидная железа и центральная нервная система.
Можно предположить, что недостаточное поступление иода с пищей сопровождается недостаточным поступлением в организм витамина С, а также избыточным введением марганца. Возможно, что все это усиливает неблагоприятное влияние основного этиологического фактора.
Таблица 2. Содержание марганца и витамина С в пищевых продуктах (в мг%)
Витамин С Мар'ан и
Наименование Эн'емич Неэнде- Эндемич- Неэнде-
продуктов ные мичные ные МИЧНЫГ
районы районы районы районы
Картофель .... 9 12,5 0,86 0,5Ь
Томаты ...... 14,75 22 1,75 1,25
Капуста...... 16,94 30 2,57 1,73
Морковь..... 2,6 4,7 4,08 1,24
В ЫВОДЫ
1. В настоящей работе исследованы на содержание марганца 209 проб пищевых продуктов растительного происхождения.
2. Выявлена прямая зависимость между содержанием марганца в пищевых продуктах и распространенностью зоба среди населения.
3. Наши исследования подтверждают литературные данные о том,, что большие концентрации марганца сопряжены с малым содержанием аскорбиновой кислоты в овощах.
4. Исследования, проводимые в нашей лаборатории, и литературные материалы дают основание предположить, что высокое содержание марганца и железа и пониженное содержание иода и витамина С являются факторами, способствующими развитию эндемического зоба.
£ £
И. С. Коркии
Скорость чтения в зависимости от освещенности рабочего места школьника
Из кафедры школьной гигиены Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена
Для выяснения зависимости скорости чтения от освещенности рабочего места при искусственном освещении и при различном характере светового потока нами были поставлены наблюдения в школе № 70 Петроградского района Ленинграда.
С педагогической точки зрения чтение является определяющим фактором для усвоения учебного материала. Программа средних и старших классов средней школы требует от учащихся чтения значительного количества литературных произведений, следовательно, затраты для этой работы большого количества времени. Увеличивая скорость чтения, учащиеся затрачивают меньше времени и этим самым -сохраняют свою ра-
3*
35
ботоспособность на известном оптимальном уровне, что очень важно для предупреждения преждевременного утомления.
Скорость чтения зависит главным образом от гигиенического качества учебной книги от освещенности рабочего места и некоторых других факторов (содержание книги, тренированность). Задача издательств — снабдить учащихся учебниками, отвечающими всем требованиям школьной гигиены, а задача администрации школ — организовать правильное освещение рабочего места ученика.
Последнее требование относится не только к школе, но в неменьшей степени к организации освещенности рабочего места в быту, где школьник выполняет домашние задания.
В акте чтения вслух участвует зрительный анализатор, воспринимающий печатный текст, корковый механизм, передающий раздражение на речевой центр, орган речи, воспроизводящий слова, и слуховой анализатор, контролирующий чтение. В механизме чтения, как видно из перечисленного, участвует вторая сигнальная система во взаимосвязи ее с первой сигнальной системой.
Следовательно, быстрота чтения является функцией коры головного мозга и характеризует ее состояние в зависимости от процессов возбуждения или торможения. В связи с этим на быстроту чтения могут влиять не только гигиенические качества книга и освещенность рабочего места, но и содержание текста и его эмоциональный характер.
Все это следует учитывать при подборе текстов для чтения под наблюдением. Скорость чтения текста с одинаковым содержанием и с одинаковым« гигиеническими показателями несомненно может указывать на влияние третьего фактора, т. е. освещенности рабочего места.
Для проведения наблюдений нами было взято 12 учениц 5-го класса, достаточно усвоивших технику беглого чтения.
Все ученицы были подвергнуты медицинскому осмотру. Наблюдения велись над здоровыми учащимися, обладавшими эмметропическсй рефракцией глаза с остротой зрения, равной единице.
Для выяснения зависимости скорости чтения от освещенности рабочего места было проведено три серии наблюдений с освещенностью 50, 100 и 150 лк. Каждая серия была проведена при различном характере освещения: обнаженная лампочка, лампочка с бумажным абажуром (защитный угол 15°), лампочка с молочным шаром и лампа дневного света. Сила освещенности проверялась выверенным объективным люксметром с селеновым фотоэлементом.
При подборе литературы для чтения было использовано несколько десятков книг, из которых отобраны две книги В. Попова «Сталь и шлак» издания 1945 и 1950 гг., имеющие одинаковые показатели по шрифту и набору, но отличающиеся между собой по белизне бумаги и насыщенности краски, т. е. по контрастности. Белизна бумаги в издании 1945 г. была 71% и контрастность печати 10% (раз-кость между коэфициентом отражения бумаги и печати). В издании 1950 г. белизна бумаги равнялась 82% и контрастность печати 18%. Текст книги не был знаком читающим и, следовательно, фактор тренированности был исключен.
В каждой серии наблюдений участвовали 4 ученицы. Продолжительность чтения каждой страницы замерялась секундомером, а коли^ чество печатных знаков подсчитывалось заранее. Все 4 ученицы читали один и тот же текст пр« различных условиях освещения рабочей поверхности. Продолжительность чтения каждой ученицы составляла 20 минут, т. е. во время первого урока читали две ученицы и во время второго тоже две ученицы. Во время перемен чтение прекращалось.
1 Гигиена и санитария, 1949, № 8.
5Г
Во избежание влияния тренированности чтение производилось только один раз в неделю. Следовательно, все наблюдения заняли 12 недель.
Наблюдения проводились в отдельной затемненной комнате, в полной тишине. Соблюдался постоянный угол наклона книги (около 30°).
Результаты наблюдений оценивались количеством прочитанных печатных знаков в одну секунду, в виде средних величин от всех 4 учениц и отдельно по каждому недельному наблюдению и по каждой книге.
Таблица 1. Скорость чтения при освещении в 50 лк
Количество печатных знаков, прочитанных в 1 секунду
Название книги
лампа обнаженная лампа с абажуром лампа с лампа среднее
молочным шаром дневного света
.Сталь и шлак", изд. 1945 г. (контрастность 10%)........ 9,4 9,9 9,9 10,4 9,9
.Сталь и шлак", изд, 1950 г. (контрастность 18%)........ 10 10,4 10,5 11,2 10,6
Среднее число знаков 9,7 10,2 10,2 10,8
7
Как видно из табл. 1, при освещении в 50 лк обнаружена разница в скорости чтения между книгой с меньшей (1945) и большей (1950) контрастностью. Эта разница достигает почти 8% (9,9—10,6). При обнаженной лампочке получалась меньшая скорость чтения, чем при других светильниках, особенно при лампе дневного света (разница более 10%).
Вторая серия наблюдений проводилась при освещенности в 100 лк (чтение тех же книг только на других страницах).
Таблица 2. Скорость чтения при освещенности в 100 лк
Название книги Количество печатных знаков, прочитанных в 1 секунду
лампа обн«женная лампа с абажуром лампа с молочным шаром лампа дневного света среднее
„Сталь и шлак", изд. 1945 г........ »Сталь и шлак", изд. 1950 г........ 9,9 10,5 10,7 11,2 11 11,7 11,8 12,3 10,4 11,4
Среднее число знаков 10,2 10,9 11,3 12
Как видно из табл. 2, разница в скорости чтения контрастной и менее контрастной книги доходит до 10%, а разница в скорости чтения при обнаженной лампочке и лампе дневного света доходит до 19%.
Третья серия наблюдений проводилась с освещенностью в 150 лк. Увеличение освещенности достигалось путем приближения источника света к рабочему месту.
Как видно из табл. 3, разница в скорости чтения книг с большей и меньшей контрастностью составляла всего лишь 3%. Скорость чтения при переходе от обнаженной лампы к лампе с абажуром повышается
ЗУ
Название книги Количество печатных знаков, прочитанных в 1 секунду
лампа обнаженная лампа с абажуром Лам па с молочным шаром лампа дневного света среднее
»Сталь и шлак", изд. 1945 г. . . . „Сталь и шлак", изд. 1950 г. . . . 10,4 10,8 11,5 11,8 11,8 12 12,1 12,5 11,4 11,8
Среднее число знаков ..... 10,6 11,6 11,9 12,3
более резко (10%), чем при переходе от лампы с абажуром к лампе дневного света, где она составляет только 6%.
Для окончательных выводов о влиянии освещенности на рабочем месте на скорость чтения необходимо сопоставить результаты всех трех серий. Для этой цели представляется сводная таблица, состоящая из средних величин скорости чтения обеих книг и зависимости от их освещенности (табл. 4).
Таблица 4. Скорость чтения при разных светильниках и освещенности
Освещен ность в лк Количество печатных зн-ikob, прочитанных в 1 секунлу
лампа обнаженная лампа с абажуром лампа с молочным шаром лампэ дневною света среднее процент
число процент число процент число процент число -L процент
50 1(0 150 9,7 10,2 10,6 100 то 100 10,2 10,9 11,6 '05,2 106,8 109 10,2 11,3 11,9 105,2 110,7 112, t 10,8 12 12,3 111,4 117,6 116 10,3 10,9 11,6 100 105,8 112,6
Среднее число знаков 10,2 100 10,9 107,8 11,1 108,7 11,7 114,7 _
Таблица 5. Скорость чтения при разной контрастности текста
Контрастность Количество печатных знаков, прочитанных в 1 секунду
лампа обнаженная лампа с абажуром лампа с молочным шаром лампа дневного света среднее процент
число процент число процент число процент число процент
Пониженная (10°/о) Хорошая (18-/J - . 9,9 10,4 100 100 10,7 11,1 108,1 106,5 10,9 11,4 110,1 109,7 11,4 12 115.2 115.3 11,6 11,3 100 106,6
Цифровые данные внутри граф показывают, как и в таблицах каждой серии, количество знаков, прочитанных за 1 секунду, полученное делением общего количества знаков на число секунд наблюдения.
Нам также показалось интересным привести средние данные о скорости чтения в зависимости от контрастности книги (табл. 5).
Из результатов проведанных во всех трех сериях наблюдений, выраженных в двух последних сводных таблицах по освещенности и по контрастности, можно сделать следующие выводы:
1. Скорость чтения увеличивается с повышением освещенности на рабочем месте при переходе от 50 до 100 лк на 5,8% и при переходе от 100 до 150 лк —на 6,8% (всего на 12,6%).
2. Скорость чтения увеличивается при переходе от освещения обнаженной лампой к освещению лампой дневного света на 14,7%.
3. Скорость чтения повышается на 6,6% для книги с хорошей контрастностью по отношению к книге с плохой контрастностью.
* # Ъ
В. И. Иоффе
О современном состоянии проблемы профилактики кори и очередных задачах исследования
Из отдела микробиологии и иммунологии Института экспериментальной медицины
АМН СССР
В дореволюционное время корь не привлекала к себе должного внимания врачей и многими считалась «обязательным» и даже безобидным заболеванием детского возраста. Это объяснялось прежде всего тем, что смертность от кори заслонялась и отодвигалась на задний план на фоне огромной общей детской смертности высокими цифрами смертей от других заболеваний (расстройства питания, кишечные инфекции, пневмонии, туберкулез, дифтерия, скарлатина и даже оспа), против которых не проводилось настоящей борьбы в сколько-нибудь широком масштабе. Заболевания корью не регистрировали даже в наиболее крупных городах, и мнение о сравнительной ее безобидности не опиралось на какие-либо учетные факты о заболеваемости и смертности, а складывалось лишь на основании общих впечатлений и сравнения с тем тяжелым уроном, который наносили в те годы детскому населению другие инфекции (дифтерия, скарлатина).
Положение в отношении детской смертности изменилось коренным образом после Великой Октябрьской социалистической революции. Подъем общего благосостояния населения, широкая система патронирования детей, усилия советского здравоохранения, считающего заботу о здоровье детей одной из своих важнейших задач, привели к резкому снижению детской смертности. Некоторые инфекционные заболевания исчезли вовсе, распространение других (дифтерия, скарлатина) заметно уменьшилось при одновременном снижении летальности. Одновременно было обращено серьезное внимание и на те инфекционные заболевания, которые не стояли в первом ряду среди причин детской смертности и в том числе на корь.
Даже в отношении более старших детей, для которых корь не представляет в наших условиях большой угрозы quo ad vitam, советское здравоохранение не могло забывать об этой инфекции, учитывая серьезный след, который нередко оставляет корь в виде значительного ослаб-