Научная статья на тему 'СКООРДИНИРОВАННАЯ РАБОТА ДАЁТ РЕЗУЛЬТАТ ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ'

СКООРДИНИРОВАННАЯ РАБОТА ДАЁТ РЕЗУЛЬТАТ ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ КУРСАНТОВ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Максим Васильевич, Лыков Николай Юрьевич

В статье актуальная проблема современных информационных войн рассматривается в аспекте формирования информационного мировоззрения курсантов как условия успешного противостояния информационно-психологическому воздействию противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Максим Васильевич, Лыков Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATED WORK GIVES A RESULT THE INFORMATION WORLDVIEW OF CADETS IN THE MODERN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL CONFRONTATION

In the article, the actual problem of modern information wars is considered in the aspect of the formation of the information worldview of cadets as a condition for successful confrontation with the information and psychological impact of the enemy.

Текст научной работы на тему «СКООРДИНИРОВАННАЯ РАБОТА ДАЁТ РЕЗУЛЬТАТ ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ»

М.В. ПОНОМАРЕВ, Н.Ю. ЛЫКОВ

M.V. PONOMAREV, N.Yu. LYKOV

СКООРДИНИРОВАННАЯ РАБОТА ДАЁТ РЕЗУЛЬТАТ

COORDINATED WORK GIVES A RESULT

ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ

THE INFORMATION WORLDVIEW OF CADETS IN THE MODERN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL CONFRONTATION

Сведения об авторах: Пономарев Максим Васильевич - преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью подразделений Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», майор (г. Воронеж. E-mail: maks. ponomarev88@yandex. ru);

Лыков Николай Юрьевич - старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью подразделений Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», подполковник, кандидат технических наук (г. Воронеж. E-mail: lykovnikolai@mail. ru).

Аннотация. В статье актуальная проблема современных информационных войн рассматривается в аспекте формирования информационного мировоззрения курсантов как условия успешного противостояния информационно-психологическому воздействию противника.

Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие, мировоззрение курсантов, информационное мировоззрение курсантов.

Information about the authors: Maxim Ponomarev - Lecturer at the Department of Management of Daily Activities of Units of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin», Major (Voronezh. E-mail: maks. ponomarev88@yandex. ru);

Nikolai Lykov - Senior Lecturer, Department of Management of Daily Activities of Units of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin», Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences (Voronezh. E-mail: lykovnikolai @mail.ru).

Summary. In the article, the actual problem of modern information wars is considered in the aspect of the formation of the information worldview of cadets as a condition for successful confrontation with the information and psychological impact of the enemy.

Keywords: informational and psychological impact, cadets' worldview, cadets' information worldview.

Информационное противоборство осуществляется в том числе посредством информационно-психологического воздействия на различные слои и группы населения. Однако на сегодняшний день в массовом сознании

ещё не сформировалось должного понимания опасности использования современных информационно-коммуникационных систем, которая заключается в скрытом воздействии на психику, разум и мировоззрение населения. Ито-

ги такого воздействия мы можем наблюдать на примере событий, произошедших в течение последних лет в странах ближнего зарубежья, таких, как Украина, Беларусь, Республика Казахстан. Опыт этих стран показывает, что

Рис. 1. Организационно-функциональная структура информационного противоборства

спланированное и качественно подготовленное тотальное информационно-психологическое воздействие приводит население от мирных протестов к ожесточённому, кровопролитному противостоянию с правоохранительными органами и войсками, итогом которого становятся попытки захвата и даже смены государственной власти. Нарушение душевного равновесия, разрушение духовно-нравственных ценностей, идеалов, убеждений и мировоззрения в целом в свою очередь приводят к совершению правонарушений и преступлений, а также к миграции населения в другие города и страны.

В эфире программы «Военная приёмка» телеканала «Звезда» МО РФ 9 января 2022 г. С. К. Шойгу подчеркнул: «Сегодня - это не просто подача информации в том или ином виде. Это большая, не побоюсь этого слова, война. Информационная война, которая идёт на всех фронтах, и проигрывать в этой войне мы не имеем никакого права». Это утверждение министра обороны ставит перед военными вуза-

ми Российской Федерации задачу совершенствования подготовки будущих офицеров к успешному противостоянию в специфических условиях современной информационной войны.

Информационная война и информационное противоборство, по мнению исследователей (А. В. Ма-нойло, И. Н. Панарин, В. Г. Ро-щупкин, М. А. Стюгин и др.), хоть и имеют ряд отличительных особенностей, но при этом являются по своей сути понятиями тождественными. Информационное противоборство характеризуется исследователями как открытое и/ или скрытое целенаправленное воздействие социальных систем в информационно-психологической сфере или иных сферах социальных отношений с целью установления контроля над источниками стратегических ресурсов с использованием тактик коммуникативного значения.

Проведённый нами анализ исследований проблем современных информационных войн позволил построить организационно-функциональную структуру информа-

ционного противоборства, которая представлена на рис. 1.

Важно отметить, что именно Вооружённые Силы Российской Федерации, как наиболее многочисленная, вооружённая государственная организация, предназначенная для защиты его суверенитета и территориальной целостности, являются наиболее привлекательной сферой информационно-психологического воздействия. Главные цели воздействия - достижение превосходства над военнослужащими в духовной сфере, разрушение морально-нравственных устоев, деформация мировоззрения и как следствие снижение боевой готовности войск.

Как известно, мировоззрение как социокультурный феномен не является врождённым, оно формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека и становится более устойчивым по мере нарастания моральной ответственности и духовной зрелости индивида. В связи с этим значительный интерес и особую актуальность со стороны потенциального противника приобретает вовлечённость в процесс информационно-психологического воздействия такой категории военнослужащих Российской Федерации, как курсанты военных вузов.

Будущие офицеры, иногда сами того не понимая, становятся участниками информационного противоборства, т.к. на них оказывается целенаправленное информационно-психологическое воздействие. Молодые люди, выбравшие профессию защитника Отечества, имеют активную гражданскую позицию, систему убеждений, идеалы и взгляды, соответствующие требованиям, предъявляемым к военнослужащим. Однако в период обучения в военных вузах мировоззрение курсантов продолжает развиваться и одновременно проходит социальную закалку. Именно в образовательном процессе военных вузов курсанты развивают критическое мышле-

ние, формируют способность оказывать устойчивое сопротивление формам информационно-психологического воздействия, укрепляют стремление и умение отстаивать собственные взгляды и убеждения. В то же время они подвергаются воздействию, направленному на провокацию внутренних противоречий, усиление недоверия и напряжённости в сознании.

В связи с этим особенно важное значение приобретают выявление и обоснование тех мировоззренческих доминант курсантов, формирование которых обеспечит успех в современном информационном противоборстве, будет способствовать становлению морально-психологической устойчивости будущих офицеров как военных специалистов, ценностные ориентации которых отражают базисные идеалы и ценности профессии. Вместе с тем, учитывая направленность информационных войн, в военных вузах должны создаваться условия для того, чтобы не допустить «деградации морально-боевого облика будущего офицера, отказа от патриотических убеждений, увольнения из военного вуза, иных негативных последствий, вплоть до перехода

курсанта на сторону потенциального или актуального идеологического или военного противника, наносящего вред российской государственности и целостности Российской Федерации».

Актуальность научного исследования обуславливается:

• наблюдающейся деформацией концептуальных взглядов российского общества на национальные ценности, формирующие фундамент государственности (нравственные, духовные, семейные, исторические, гуманистические);

• продолжающимся усилением негативного информационного и психологического воздействия на мировоззрение курсантов как со стороны внешних, так и внутренних угроз в духовно-мировоззренческой сфере;

• необходимостью разработки и использования современных методов и средств формирования мировоззрения курсантов с учётом специфики современного информационного противоборства;

• важностью формирования ценностно-смысловых доминант, имеющих особенно важное значение для обеспечения успешного информационного противоборства.

ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

компоненты

КОГНИТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ц|г!см|| го лучения и лрнменення $наН1*н □ облает информационного

"РО г ии^ 6ор1 I Гм1

ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННЫЙ

сними »мецчочллького

¡побуждения [пциапьяа цеынш* и ШчмдпМ) гнлчимык иомп), направленны* на достижение профес; но н а л иной ком и ете н 1 чост;ч

ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЙ

сксти«а ьэглядов, убеждений, ценностей и и дь а пои, н ал р а дленных на Формнрййаикс информационно-Г1()Й ВОВОк! НОМПеТеНТНфСт

РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

г^егема интенсивною оемдележд н ррео^ра.юеання лнчностчо-

пр^феп^нонапьногй апорта и использование его а

ггр)офиссно н ¡1 п ьной дед 11-: ?I ьн и г 1 н

Рис. 2. Структура мировоззрения курсанта в сфере информационного противоборства

Рассматривая особенности формирования мировоззрения курсантов в образовательном процессе военных вузов в аспекте обеспечения противостояния информационно-психологическому воздействию противника, необходимо отметить, что исторически термин «мировоззрение» имеет немецкие корни и впервые был использован немецкими философами в конце XVIII в. Размышления о понятии «мировоззрение» были отражены в работах таких мыслителей и философов, как Ф. Д. Э. Шлейермахер, Г. В.Ф. Гегель, И. Кант, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Шелер и др.

Однако и в настоящее время исследование очень сложного и многогранного феномена «мировоззрение» продолжается в работах представителей самых разных научных областей, в том числе и учёными-педагогами. Являясь, по сути, философской категорией, мировоззрение в современной философии характеризуется как «система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей» (А. В. Шуталева, Н. И. Савцова). Представители педагогической науки В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов характеризуют «мировоззрение» как «целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление)».

В последние годы в работах исследователей активно используется понятие «информационное мировоззрение» (С. Г. Антонова, Л. В. Астахова, А. М. Атаян, В. В. Бондарь, Н. И. Гендина, Е.В. Данильчук, Ю. С. Зубов, С. Х. Исламова, С. Н. Касьянова, К. К. Колин, И. А. Кузибецкий, Л. В. Нестерова, В. М. Петров и др.). Нельзя не согласиться с исследователями в том, что формирование нового информационного мировоззрения - это веление времени. Уже в начале 90-х годов прошлого века, когда доктор

педагогических наук, профессор Ю. С. Зубов ввёл в научный оборот понятие «информационное мировоззрение», было понятно, что одновременно с его становлением и развитием создаются и «все предпосылки в ходе информационных воздействий на общество для установления контроля как над его мировоззрением, так и над его жизнедеятельностью» (А. В. Юрченко). Не исключение и информационное мировоззрение военнослужащих как составляющая общественного мировоззрения. Ведь, как известно, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В. И. Ленин).

В связи с тем, что формирование устойчивого информационного мировоззрения военнослужащих обеспечивает их способность противостоять информационно-психологическому воздействию противника в условиях информационной войны (которая ведётся как в мирное время, так и в условиях боевых действий), особенно важное и актуальное значение приобретают разработка и реализация в образовательном процессе тех мер, которые обеспечивают успешное формирование такого мировоззрения.

Мы уточнили понятие «информационное мировоззрение» на основе тех определений, которые содержатся в публикациях исследователей. В итоге пришли к выводу о том, что под информационным мировоззрением военнослужащих, обеспечивающим успешное информационно-психологическое противоборство, следует понимать интегративную, динамическую систему их личностных взглядов, убеждений, духовно-нравственных ценностей и профессиональных качеств, сформировавшихся в отношении к деструктивно-манипу-лятивным внешним и внутренним информационно-психологическим воздействиям, основанную на верности Военной присяге и профессиональному долгу, престиже выбранной профессии, чести и достоинстве военнослужащего,

войсковом товариществе, а также способности к адекватному, продуманному восприятию информации, поступающей из различных источников.

Для исследования формирования информационного мировоззрения в образовательном процессе военных вузов важно выделить в его структуре отдельные компоненты. По результатам проведённых исследований мы пришли к выводу о том, что такими структурными компонентами должны быть: когнитивно-познавательный, ценностно-нормативный, эмоцио-нально-мотивационный и рефлек-сивно-деятельностный (см. рис. 2).

Анализ организации образовательного процесса при изучении курсантами Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» дисциплин кафедры управления повседневной деятельностью подразделений выявил сложившиеся противоречия: между возросшей потребностью современной армии в компетентном специалисте, способном противостоять информационным угрозам, и недостаточной разработанностью требований, предъявляемых к выпускнику военного вуза; между потребностью в использовании в процессе обучения и воспитания всего потенциала возможностей формирования знаний, умений и навыков в области информационного противоборства и отсутствием соответствующих разделов (модулей) в учебных дисциплинах кафедры; между необходимостью становления информационного мировоззрения и недостаточной изученностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса в учебно-познавательной деятельности.

На этом этапе, учитывая выявленные противоречия, профессорско-преподавательский состав кафедры управления повседневной деятельностью подразделений (УПДП) видит решение проблемы

формирования информационного мировоззрения будущих офицеров в процессе проведения мероприятий в рамках внеаудиторной деятельности.

Как известно, внеаудиторная работа отвечает требованиям учебного процесса и является продолжением и дополнением аудиторной работы. Сущность внеаудиторной работы заключается в инициативном, добровольном участии обучающихся в различных формах внеаудиторной деятельности.

С целью актуализации необходимости расширения и углубления знаний в области информационного противоборства на кафедре УПДП организуются и проводятся заседания кружков военно-научного общества (ВНО). На занятиях в кружках ВНО курсантам прививается интерес к участию в научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением информационно-психологического воздействия.

Другой не менее интересной формой внеаудиторной работы является лекторий. Профессорско-пе-дагогическим составом кафедры УПДП разработан тематический блок лекций, раскрывающих основополагающие вопросы информационного противоборства.

Важным направлением в деятельности будущих офицеров является совершенствование практических умений и навыков в использовании технических и программных средств защиты информации на объектах информатизации.

Результаты проведённого исследования позволяют определить основные направления деятельности по успешному формированию информационного мировоззрения курсантов в образовательном процессе военных вузов, которые мы приводим в соответствии с видами образовательной и служебной деятельности:

• в нормативно-организационном направлении: дополнение списка компетенций, которые должны

быть сформированы у курсантов, посредством внесения в него следующих компетенций: а) способность обнаруживать, анализировать и идентифицировать средства и способы информационно-технического и информационно-психологического воздействия, представляющего угрозу армии и обществу; б) способность прогнозировать масштабность возможных последствий воздействия на массовое и индивидуальное сознание граждан; в) способность оказывать эффективное противодействие информационным угрозам национальной безопасности;

• в учебно-воспитательном направлении: организация учебно-познавательной деятельности с учётом её направленности на: а) разработку и введение в гуманитарные, специальные и общевоенные дисциплины модуля, связанного с формированием информационного мировоззрения с учётом требований информационного противоборства; б) получение необходимых знаний, приобретение умений и навыков в области информационного противоборства в процессе проведения аудиторных занятий и в процессе самостоятель-

ной работы; в) проведение внеаудиторной воспитательной работы с курсантами для достижения воспитательных целей (развитие чувства офицерского долга, гордости за службу в Вооружённых Силах и избранную профессию и т.д.), главной из которых является формирование убеждённости в важности, общественной значимости профессии офицера Вооружённых Сил Российской Федерации;

• в повседневно-бытовом направлении: создание условий жизни и быта, которые способствуют формированию устойчивого мировоззрения защитника Отечества, создают возможности для постоянного получения, агрегирования и переработки информации из различных источников, восприятия информации и выработки собственного, соответствующего целям противостояния в информационном противоборстве, отношения к ней;

• в морально-психологическом направлении: совершенствование военно-политической работы посредством внесения в неё мероприятий, направленных на поддержание требуемого уровня морально-психологического состояния курсантов, формирование основных

духовно-нравственных ценностей, идеалов и активной гражданской позиции, обеспечивающих морально-психологическую устойчивость в условиях информационно-психологического воздействия.

Таким образом, в процессе и по результатам исследования проблемы подготовки будущих офицеров к осуществлению военно-профессиональной деятельности в условиях современного информационного противоборства мы пришли к выводу о том, что успех такой подготовки в решающей степени зависит от сформированности мировоззрения курсантов, понимаемого в самом широком смысле значения этого слова, а также от того, насколько сформирована такая его составляющая, как информационное мировоззрение. В то же время формирование мировоззрения как ин-тегративного феномена, в том числе и с учётом влияния факторов информационного противоборства, требует организации и проведения совместной, скоординированной педагогической и воспитательной деятельности командования вузов, профессорско-преподавательского состава, командиров структурных подразделений и обучающихся.

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

А.Б. Власов, А.В. Столяров, В.И. Иванчура, А.А. Трунов, М.В. Пономарев, Р.Ю. Казаков, В.Г. Котельников, I В.В. Подкопаев, А.И. Уваров, Ю.А. Петренко, Д.С. Щербатов

«Организация и порядок приёма дел и должности выпускниками военного вуза»

Электронное учебное пособие предназначено для курсантов всех специальностей, обучающихся по основной профессиональной образовательной программе при изучении дисциплины «Управление подразделениями в мирное время». В пособии раскрываются организация убытия офицеров из военного образовательного заведения по его окончании и рекомендации по прибытии к новому месту службы, подготовка и организация приёма дел и должности, оформление документов приёма дел и должности. Кроме этого в данном учебном пособии рассмотрены особенности приёма дел и должности офицерами: командного; командно-инженерного и инженерного профилей подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.