Литература:
1. Баева, Л.В. Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной среды. URL: https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14007 (дата обращения: 06.11.2020)
2. Кузнецова, В.Ю. Анализ преимуществ и возможных последствий реализации единой цифровой образовательной среды, URL: https://rffi.1sept.ru/article/89 (дата обращения: 06.11.2020)
3. Лебедева, О.В., Повшедная, Ф.В., Карабущенко, Н.Б. Возможности развития саморегуляции студента - будущего педагога в условиях современного педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activties/vestnik (дата обращения: 09.11.2020)
4. Леонтьев Д.А. Многоуровневая модель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами: от защиты к изменению // Психология стресса и совладающего поведения. Материалы III Международной научно-практической конференции. Кострома (26-28 сентября 2013 г.). Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 1. С. 256-261.
5. Повшедная, Ф.В., Лебедева, О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik (дата обращения: 11.10.2020)
6. Современная цифровая образовательная среда в РФ. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 06.011.2020).
7. Тихонов, А.Н. Развитие единой образовательной информационной среды в Российской Федерации (По материалам выступления) // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 4(19). С. 9-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-edinoy-obrazovatelnoy-informatsionnoy-sredy-v-rossiyskoy-federatsii-po-materialam-vystupleniya/pdf (дата обращения: 08.11.2020)
8. Шелыгина, Ю. ¿оот-бомбинг: как не допустить и как сделать из него инфоповод. URL: http://mediabitch.ru/zoom-bombing/ (дата обращения: 09.11.2020)
9. Электронная информационно-образовательная среда Мининского университета. URL: https://ya.mininuniver.ru/sdo (дата обращения: 06.11.2020)
10. American Psychological Association. The Road to Resilience. 2014. URL: http://www.apa.org/helpcenter/road-resilience.aspx (дата обращения: 14.11.2020)
11. Masten A.S. Ordinary Magic. Resilience Processes in Development // American Psychologist. 2011. Vol. 56. No. 3. pp. 227-238.
12. Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal (англ.) русск. Fall 2000. Т. 37. № 3. P. 727-745.
13. What is Resilience and Why is it Important to Bounce Back? URL: https://positivepsychologyprogram.com (дата обращения: 14.11.2020)
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук Лучшева Людмила Михайловна
Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» (г. Санкт-Петербург); курсант Емельяненко Павел Сергеевич
Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» (г. Санкт-Петербург); курсант Трофимов Александр Радомирович
Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» (г. Санкт-Петербург)
СКЛОННОСТЬ К РИСКУ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ЮНОШЕЙ
Аннотация. В статье анализируются склонность к риску и смысложизненные ориентации у юношей, выявляется взаимосвязь данные переменных.
Ключевые слова: склонность к риску, смысложизненные ориентации, юноши, курсанты. Annotation. The article analyzes the propensity to take risks and the semantic orientations of young men, reveals the relationship between these variables.
Keywords: propensity to take risks, semantic orientations, youths, cadets.
Введение. Понятие риска давно входит в комплексную структуру профессионального мышления специалистов в различных сферах жизнедеятельности. Четкое понимание факторов риска дает возможность молодым людям оптимизировать процесс подготовки себя к будущей профессии. Отсюда возникает необходимость в целостном феноменологическом описании понятия «склонность к риску», в том числе как компонента профессионально важного качества будущего специалиста.
В современной психологии на сегодняшний день, несмотря на достаточное количество различных публикаций, существует необходимость рассмотрения разных аспектов склонности к риску, как самостоятельной психологической проблемы, поскольку чаще всего склонность к риску рассматривается как свойство личности, которая находится в ситуации неопределенности.
Многие ученые различных отраслей науки рассматривали склонность к риску как готовность к риску или рискованность как свойство личности. Так, американские ученые Г. Ховт и Я. Стонер в 1960 г. впервые
рассмотрели понятие готовности к риску как личностную особенность человека. Они полагали, что по степени проявления готовности к риску людей можно разделить на два типа: «рисковых» и «осторожных». «Рисковые» люди отличаются лидерскими качествами, способностями к манипулированию, высоким уровнем притязания. «Осторожные» - нерешительны, с опаской относятся к ситуации выбора и принятию решения, осторожны в межличностном общении.
Ю.П. Козелецкий рассматривал склонность к риску в контексте особенностей личности. Он понимал склонность к риску как страсть к преодолению существующих социальных и общественных границ.
В своей теории биохимических основ личности и ее расстройств М. Цукерман говорит о такой личностной особенности как «поиск новых ощущений», в которой можно выделить следующие составляющие: поиск опасностей и приключений; поиск переживаний; раскованность; восприимчивость скуки.
Следовательно, поиск новых ощущений - это поиск разноплановых и сложных динамичных переживаний или опыта и желание идти ради этого на правовой, финансовый, физический, социальный и другие виды рисков. При этом индивид принимает риск как цену за удовольствие, которое он получает при переживании новых ощущений, сохраняя уверенность в положительном конечном результате своего поведения.
Помимо того, что склонность к риску определяется особенностями личности, учеными-психологами был предложен подход к пониманию свойства рисковости, который сложился после перевода на немецкий язык англоязычного опросника Джексона. Так, Л. Шмидт дифференцировал три составляющие склонности к риску:
1. психическую готовность к риску, связанную с готовностью к угрозе своей телесной неприкосновенности;
2. социальную готовность, подразумевающую готовность действовать непривычным образом, наперекор одобренным обществом стратегиям поведения;
3. финансовую готовность, связанную с беззаботностью в обращении с деньгами.
Различная готовность к риску одних и тех же людей в разных ситуациях может определяться значимостью для них этих ситуаций [3]. В случае возникновения внутреннего конфликта растет готовность человека к риску. В коллективе готовность к риску у человека может проявиться сильнее, чем, если бы он был один. О наличии у людей разной склонности к риску можно судить в том случае, если разные люди поставлены в одинаковые условия, требующие проявления риска, включая и силу потребности, ценность того или иного результата, уровень подготовленности и т.п. Трехфакторное понимание склонности к риску было предложено Т.П. Вольфартом, который выделил в рисковости три составляющие:
1. нерешительность - колебания при принятии решения;
2. рациональность - поиск информации при принятии решения;
3. собственно рисковое поведение - стойкость в достижении цели, несмотря на незначительность шансов и неуспех.
Смысложизненные ориентации рассматриваются как направленность личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни [2]. Исходя из этого, мы считаем целесообразным при рассмотрении понятия «смысложизненные ориентации» дать определение смыслу жизни.
Психоаналитики, в частности З. Фрейд, говоря о смысле жизни, считают, что главной целью человека является счастье, которое заключается в получении удовольствия и отсутствия болезней и несчастья. Источником такого счастья является любовь во всех ее проявлениях: половая, дающая возможность получать чувственное наслаждение, и духовная. Таким образом, смысл жизни, по мнению З. Фрейда, - счастье, получение различного рода наслаждения и удовольствия.
К.Р. Роджерс говорит, что человек на протяжении всей своей жизни имеет определенные внутренние ресурсы (навыки, умения, знания, таланты и др.), способные удовлетворить имеющиеся на «данный момент» развития потребности.
В настоящее время основным взглядом на смысл жизни человека является теория В Э. Франкла, которая заключается в том, что каждый человек, вне зависимости от его пола, национальности, возраста, социального статуса или расы, стремится к пониманию смысла своей жизнедеятельности. Обретение смысла жизни -главная потребность человека, по мнению В.Э. Франкла. Эта потребность в связи с различными обстоятельствами жизни может быть либо удовлетворена, либо неудовлетворена. Именно направленность человека на поиск смысла жизни является главной детерминантой развития его личности.
Термин «смысложизненные ориентации» не имеет точного определения, но основное его понимание исходит из концепции В.Э. Франкла и его последователей. По мнению ученого-психолога, только «думающий» человек способен обрести смысл жизни, обеспечив свои витальные потребности [4].
В.Э. Чудновский в своих работах отмечает, что смысложизненные ориентации - это проявление высокого уровня сформированности направленности личности, в которой главенствующее место занимают мотивы поиска смысла своего существования, построение своей судьбы [5]. Данные мотивы обусловлены идеей, содержащей в себе цель жизни человека, присвоенной им и ставшей для него ценностью высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием.
Совершенно другой взгляд на смысложизненные ориентации можно встретить в работах Е.Ю. Коржовой. Автор считает, что смысложизненные ориентации представляют собой отношение между субъективностью личности и жизненной ситуацией, выраженной в предметной и объектной ориентации. Они описывают степень, в которой внутренний мир человека зависит от обстоятельств, то есть его субъективное участие в жизненных условиях.
Наиболее общую трактовку смысложизненным ориентациям дает Н.Г. Каунова, суть которой заключается в том, что смысложизненные ориентации - система сознательных и избирательных связей, где находит свое отражение направленность личности особенно в юношеском возрасте, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.
Возраст от 18 до 25 лет характеризуется Б.Г. Ананьевым, как сенситивный для развития основных социогенных потенций человека [1]. Студенчество соотносится с этапами возрастного развития человека, являясь переходной фазой от созревания к зрелости, и представляет собой позднюю юность/раннюю взрослость. Также автор отмечает, что если при обучении в высшем учебном заведении складывается
благоприятный климат для выполнения основной деятельности - учебной, то тогда возникает возможность для полноценного развития личности и ее психики. При этом студенту нужно обладать хорошо развитым мышлением, памятью, коммуникативными способностями, волей и самое главное - мотивацией, смысложизненной ориентацией. Данное понимание основано, на социо-психологическом подходе. Таким образом, Б. Г. Ананьев считает, что период жизни от 18 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности, и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 18 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности.
Между процессом обучения и развитием существует сложная динамическая взаимосвязь, изменяющаяся с возрастом. Л.С. Выготский доказал, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, а идут за ними [1]. Он выделил «зону» ближайшего развития, очерченную кругом задач, которые на определенном этапе развития студент способен решать под руководством преподавателя, а не самостоятельно. Но с течением времени, по мере развития познавательных способностей эти задачи будут выполняться им вполне самостоятельно.
Для юношеского возраста характерны показатели: устойчивое внимание, развитое воображение, большая интегрированность памяти. В этот период интенсивно идет формирование личности, стиля поведения. Не секрет, что большинство юношей ставят перед собой «большие» задачи. В связи с этим на первое место выходит проблема самообразования и самовоспитания. Поэтому при организации любой деятельности курсанта необходимо учитывать его психологию, которая меняется с каждым новым курсом.
В данном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, сочувствии, установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития.
В ходе обучения в вузе разные курсы решают различные задачи. На первом курсе стоят задачи приобщения бывшего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Второй курс - это период самой напряженной учебной деятельности курсантов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения. Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов. На четвертом курсе возникает перспектива скорого окончания вуза, начинают формироваться четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и др. [1].
Зачастую этот период в жизни человека характеризуется определенными психологическими кризисами, переживание которых приводит к новообразованиям, способствующим профессиональному становлению курсантов.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось в военном институте, в котором принимали участие 63 курсанта. Все испытуемые обучаются на третьем курсе. Возраст испытуемых составил от 19 до 21 года. В ходе исследования применялись три методики: «Тест смысложизненных ориентацию» (СЖО) Дж. Крамбо, Л. Махолика, в адаптации Д.А. Леонтьева Тест «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева и Методика «Готовность к риску» А.М. Шуберта.
Диагностика склонности к риску при помощи теста «Исследование склонности к риску» А.Г. Шмелева, показала, что преобладающим является средний уровень, таковой имеется у 65 % респондентов. В то время как у 22 % - склонность к риску высокая, и лишь у 13 % она низкая. Таким образом, большая часть респондентов готовы пойти на риск только в том случае, если этого требует ситуация, при этом они испытывают осторожность и осознают исход своих действий.
Применение методики А.М. Шуберта позволило сделать вывод, что у 44% испытуемых высокий и очень высокий уровни склонности к риску. У большинства курсантов (56%) средний и низкий уровни склонности к риску. Полученные результаты позволяют констатировать, что большинство опрошенных имеют тенденцию к осторожному поведению, осмотрительности, взвешенности при принятии решений.
Диагностика смысложизненных ориентаций при помощи методики «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Дж. Крамбо, Л. Махолика, в адаптации Д.А. Леонтьева показала, что в группе опрошенных у 87 % общий показатель «осмысленность жизни» находится в пределах нормы. У курсантов показатели в пределах нормы находятся по субшкале «Цели в жизни» у 68%; по субшкале «Процесс жизни» у 84%; по субшкале «Результат жизни» у 69 %; по субшкале «Локус контроля «жизнь» у 52 % определены нормативные показатели. Обращают на себя внимание результаты того, что только у 35 % юношей показатели по субшкале «Локус контроля «Я»» находятся в пределах нормы, полученные данные позволяют предположить, что курсанты склонны приписывать свои неудачи влиянию внешних обстоятельств, преподавателям, одногруппникам. Респонденты не готовы брать на себя ответственность за полученные отрицательные или низкие результаты.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать обобщенный вывод, что для большинства курсантов жизнь является осмысленной, то есть они, уже имеют определенные цели и получают удовольствие при их достижении, помимо этого, такие курсанты способны сами ставить перед собой цели, выбирать задачи из имеющихся и достигать поставленных результатов. Все это характеризует их смысложизненные ориентации как осознанные, направленные на будущее, но реализуемые в настоящем и довольно оптимистичные. Но в своих неудачах склонны обвинять других людей или обстоятельства.
Для анализа взаимосвязи склонности к риску со смысложизненными ориентациями была проведена математико-статистическая обработка данных, при помощи коэффициента корреляции г-Пирсона. Полученные результаты позволяют констатировать выявленную значимую положительную взаимосвязь между склонностью к риску и результатом жизни (г=0,33 при р<0,01). Чем выше склонность к риску, тем выше будет удовлетворенность курсантов прожитым этапом жизни и достигнутыми результатами.
Выводы. Склонность к риску влияет на формирование смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Склонность к риску можно определить как устойчивое, многокомпонентное по своей структуре свойство личности, определяющее стратегию поведения человека в ситуации неопределенности. Преобладающий средний уровень склонности к риску респондентов, говорит о том, что курсанты не совсем готовы работать в условиях неопределенности, дефицита времени, информации и стресса. Им необходимо, как будущим офицерам готовиться к профессиональной деятельности военнослужащего. Именно специфика служебной деятельности определяет готовность личности к условиям существования в ситуации
повышенного риска. Чем выше будет склонность к риску у курсантов, тем более они будут удовлетворены своей жизнью. Смысложизненные ориентации мотивируют юношей, на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Смысл жизни человека можно обнаружить в целях, идеалах, поведении и действиях. Главной особенностью смысложизненных ориентаций является то, что они субъективно понимаются личностью.
Литература:
1. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. - Москва: Владос-пресс, 2015. - 264 с.
2. Клеменова, М.А.. Социальное самочувствие и смысложизненные ориентации современной молодежи / Известия Саратовского университете Новая серия. Серия: философия, психология, педагогика Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. 2016. С. 79-84.
3. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решения: учебное пособие / Т.В. Корнилова. - Москва: Аспект Пресс, 2003. - 284 с. - ISBN 5-7567-0267-9. - Текст: непосредственный.
4. Франкл, В.Э. Быть человеком означает найти смысл. 100 главных слов / В.Э. Франкл; [пер. с немецкого М. Виногаровой]. - Москва: Никея, 2018. - 168 с. - ISBN 978-5-91761-863-0. Текст: непосредственный.
5. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни : избранные труды / В.Э. Чудновский. - Москва; Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института; МОДЕК, 2006. - 766 с. - ISBN 5-89502-903-5. - Текст: непосредственный.
Психология
УДК 159.9
магистр Махов Виталий Андреевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» (г. Тольятти)
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОТРАВМЫ РАЗВОДА
Аннотация. Статья посвящена анализу результатов исследования особенностей переживания психотравмы развода респондентами разного пола. Выявлены гендерные различия в эмоциональных состояниях после развода. Акцентируется внимание на возможности диагностики латентной психической травмы и преодолении психотравмы пациента в психотерапевтической практике.
Ключевые слова: психотравма; развод; гендер; эмоциональное состояние; позитивный аффект; негативный аффект; жизнестойкость.
An^tatton. The article is devoted to the analysis of the results of the study of the characteristics of the experience of psychotrauma of divorce by respondents of different sex. Revealed gender differences in emotional states after divorce. Attention is focused on the possibility of diagnosing latent mental trauma and overcoming the patient's psychotrauma in psychotherapeutic practice.
Keywords: psychotrauma; divorce; gender; emotional condition; positive affect; negative affect; vitality.
Введение. Базовой социальной группой, где формируются основные личностные и индивидуальные качества человека, является семья. Ее уникальные свойства обусловлены спецификой отношений нескольких человек, которые в течение значительного периода своей жизни самым тесным образом взаимодействуют друг с другом. Подобный тип взаимоотношений не может не породить определенных разногласий: споров, конфликтов, кризисов. При этом особую роль в семейной жизни играют супружеские отношения: от их психоэмоционального наполнения зависит - насколько брак будет счастливым или неудачным, будет ли семья благополучной или бесперспективной и т.д.
Семья, ее стабильность и гармоничность функционирования - важнейшие условия психоэмоционального состояния здоровья каждого человека. Первостепенное значение в супружеских отношениях имеет психологический климат. Так, негативный психологический климат, как правило, влечет за собой и негативные последствия - трансформацию семьи, распад, развод супругов, что, безусловно, отрицательно влияет на жизнедеятельность всех ее (семьи) членов. Существует целый ряд факторов, оказывающих активное влияние на конфликтность супружеских отношений. Условно все факторы можно сгруппировать в рамках нескольких кризисных периодов:
Первый кризисный период - соответствует первому году супружеской жизни, для которого характерны конфликты адаптации друг к другу, когда два «Я» трансформируются в одно «Мы». Период характеризуется эволюцией чувств: на смену влюбленности приходит трезвое понимание того, какой человек находится рядом, т.е. супруги открыто предстают друг перед другом такими, какие они есть.
Второй кризисный период - связан с рождением детей; данный период обусловлен тем, что еще неустойчивая система «Мы» вынуждена столкнуться с целым рядом серьезных испытаний. Среди основных причин возникновения конфликтов во второй кризисный период следует выделить:
- отсутствие возможности профессионального роста супругов;
- отсутствие возможности (в т.ч. свободного времени, физических и моральных сил) для самореализации в досугово-развлекательной сфере;
- усталость супруги, которая связана с уходом за детьми, что приводит к временному снижению сексуальной активности;
- разногласия между супругами и их родителями, возникающие на почве воспитания детей.
Третий кризисный период - соответствует среднему супружескому возрасту, характеризующемуся появлением конфликтов однообразия, которые, как правило, возникают вследствие многократных повторений одних и тех же ситуаций в супружеской жизни, т.е. наступает этап пресыщения от общения друг с другом.
Четвертый кризисный период - соотноситься с этапом супружеских отношений, который наступает после 18-24 лет совместной жизни. Его появление зачастую совпадает с приближением стадии инволюции, появлением чувства одиночества, связанного с тем, что дети покинули родной дом, между супругами