Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОТРАВМЫ РАЗВОДА'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОТРАВМЫ РАЗВОДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
948
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТРАВМА / РАЗВОД / ГЕНДЕР / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОЗИТИВНЫЙ АФФЕКТ / НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / PSYCHOTRAUMA / DIVORCE / GENDER / EMOTIONAL CONDITION / POSITIVE AFFECT / NEGATIVE AFFECT / VITALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махов Виталий Андреевич

Статья посвящена анализу результатов исследования особенностей переживания психотравмы развода респондентами разного пола. Выявлены гендерные различия в эмоциональных состояниях после развода. Акцентируется внимание на возможности диагностики латентной психической травмы и преодолении психотравмы пациента в психотерапевтической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF THE PSYCHO-TRAUMA OF DIVORCE

The article is devoted to the analysis of the results of the study of the characteristics of the experience of psychotrauma of divorce by respondents of different sex. Revealed gender differences in emotional states after divorce. Attention is focused on the possibility of diagnosing latent mental trauma and overcoming the patient's psychotrauma in psychotherapeutic practice.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОТРАВМЫ РАЗВОДА»

повышенного риска. Чем выше будет склонность к риску у курсантов, тем более они будут удовлетворены своей жизнью. Смысложизненные ориентации мотивируют юношей, на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Смысл жизни человека можно обнаружить в целях, идеалах, поведении и действиях. Главной особенностью смысложизненных ориентаций является то, что они субъективно понимаются личностью.

Литература:

1. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. - Москва: Владос-пресс, 2015. - 264 с.

2. Клеменова, М.А.. Социальное самочувствие и смысложизненные ориентации современной молодежи / Известия Саратовского университете Новая серия. Серия: философия, психология, педагогика Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. 2016. С. 79-84.

3. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решения: учебное пособие / Т.В. Корнилова. - Москва: Аспект Пресс, 2003. - 284 с. - ISBN 5-7567-0267-9. - Текст: непосредственный.

4. Франкл, В.Э. Быть человеком означает найти смысл. 100 главных слов / В.Э. Франкл; [пер. с немецкого М. Виногаровой]. - Москва: Никея, 2018. - 168 с. - ISBN 978-5-91761-863-0. Текст: непосредственный.

5. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни : избранные труды / В.Э. Чудновский. - Москва; Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института; МОДЕК, 2006. - 766 с. - ISBN 5-89502-903-5. - Текст: непосредственный.

Психология

УДК 159.9

магистр Махов Виталий Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» (г. Тольятти)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОТРАВМЫ РАЗВОДА

Аннотация. Статья посвящена анализу результатов исследования особенностей переживания психотравмы развода респондентами разного пола. Выявлены гендерные различия в эмоциональных состояниях после развода. Акцентируется внимание на возможности диагностики латентной психической травмы и преодолении психотравмы пациента в психотерапевтической практике.

Ключевые слова: психотравма; развод; гендер; эмоциональное состояние; позитивный аффект; негативный аффект; жизнестойкость.

An^tatton. The article is devoted to the analysis of the results of the study of the characteristics of the experience of psychotrauma of divorce by respondents of different sex. Revealed gender differences in emotional states after divorce. Attention is focused on the possibility of diagnosing latent mental trauma and overcoming the patient's psychotrauma in psychotherapeutic practice.

Keywords: psychotrauma; divorce; gender; emotional condition; positive affect; negative affect; vitality.

Введение. Базовой социальной группой, где формируются основные личностные и индивидуальные качества человека, является семья. Ее уникальные свойства обусловлены спецификой отношений нескольких человек, которые в течение значительного периода своей жизни самым тесным образом взаимодействуют друг с другом. Подобный тип взаимоотношений не может не породить определенных разногласий: споров, конфликтов, кризисов. При этом особую роль в семейной жизни играют супружеские отношения: от их психоэмоционального наполнения зависит - насколько брак будет счастливым или неудачным, будет ли семья благополучной или бесперспективной и т.д.

Семья, ее стабильность и гармоничность функционирования - важнейшие условия психоэмоционального состояния здоровья каждого человека. Первостепенное значение в супружеских отношениях имеет психологический климат. Так, негативный психологический климат, как правило, влечет за собой и негативные последствия - трансформацию семьи, распад, развод супругов, что, безусловно, отрицательно влияет на жизнедеятельность всех ее (семьи) членов. Существует целый ряд факторов, оказывающих активное влияние на конфликтность супружеских отношений. Условно все факторы можно сгруппировать в рамках нескольких кризисных периодов:

Первый кризисный период - соответствует первому году супружеской жизни, для которого характерны конфликты адаптации друг к другу, когда два «Я» трансформируются в одно «Мы». Период характеризуется эволюцией чувств: на смену влюбленности приходит трезвое понимание того, какой человек находится рядом, т.е. супруги открыто предстают друг перед другом такими, какие они есть.

Второй кризисный период - связан с рождением детей; данный период обусловлен тем, что еще неустойчивая система «Мы» вынуждена столкнуться с целым рядом серьезных испытаний. Среди основных причин возникновения конфликтов во второй кризисный период следует выделить:

- отсутствие возможности профессионального роста супругов;

- отсутствие возможности (в т.ч. свободного времени, физических и моральных сил) для самореализации в досугово-развлекательной сфере;

- усталость супруги, которая связана с уходом за детьми, что приводит к временному снижению сексуальной активности;

- разногласия между супругами и их родителями, возникающие на почве воспитания детей.

Третий кризисный период - соответствует среднему супружескому возрасту, характеризующемуся появлением конфликтов однообразия, которые, как правило, возникают вследствие многократных повторений одних и тех же ситуаций в супружеской жизни, т.е. наступает этап пресыщения от общения друг с другом.

Четвертый кризисный период - соотноситься с этапом супружеских отношений, который наступает после 18-24 лет совместной жизни. Его появление зачастую совпадает с приближением стадии инволюции, появлением чувства одиночества, связанного с тем, что дети покинули родной дом, между супругами

появляется прочная эмоциональная зависимость, возникают переживания по поводу возможного желания супруга сексуально проявлять себя где-то на стороне. Кроме того, в этот период обостряются «старые» конфликты, которые продолжительное время оставались латентными.

Наряду с кризисными периодами, когда отношения супругов могут ухудшаться под воздействием временных факторов, на психологический климат семьи могут оказывать влияние хронические факторы. Среди данных факторов следует выделить чрезмерную физическую и психическую нагрузку в быту и на работе, трудности в связи с решением жилищных проблем, продолжительные и устойчивые конфликты между членами семьи и пр. К причинам появления конфликтов хронического характера могут быть причислены:

- неприятие отдельных особенностей образа жизни и поведенческих привычек супруга (например, пристрастие к употреблению алкоголя, курение и пр.);

- неудовлетворенность по части потребностей одного из супругов и принципиальная несовместимость характеров мужа и жены;

- несовместимость в социально-психологических установках, взглядах, жизненных позициях супругов.

Зачастую супруги убеждены, что хронические конфликты для них являются практически

неразрешимыми, почти всегда представляют серьезную опасность для их семейных отношений. При этом одной из причин хронических конфликтов между супругами становится проблема низкого уровня культуры общения внутри семьи.

В современной психологической науке появляется множество различных исследований, посвященных не только внешней стороне проблемы развода (к примеру, анализу социальных причин), но и внутренней стороне (собственно, психологическим явлениям, сопровождающим развод). Цель данного исследования заключается в определении гендерных особенностей переживания психологической травмы, связанной с разводом. Гипотеза исследования заключается в том, что женщины эмоционально тяжелее переживают психологическую травму, связанную с разводом.

Среди методик, применяющихся в данном исследовании, следует выделить:

1) методику PANAS для оценки позитивного и негативного аффекта;

2) методику самооценки эмоциональных состояний А. Уэсманна и Д. Рикса;

3) методику изучения жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева.

В исследовании приняли участие 80 человек, среди которых было 40 мужчин и 40 женщин в возрасте от 26 до 48 лет. Испытуемые были разделены на две группы: 40 человек - основная группа респондентов, переживших развод и 40 человек - контрольная группа респондентов, состоящих в браке. Продолжительность времени после развода респондентов основной группы составила от 6 месяцев до 5 лет (средний показатель - 2,4 года). Каждая группа была сгруппирована по полу (одинаковое количество мужчин и женщин). Для установления гендерных различий был использован U-критерий Манна-Уитни.

Изложение основного материала статьи. Сравнение респондентов основной и контрольной группы по методике PANAS показало, эмоциональная сфера опрашиваемых основной группы определяется пониженным показателям позитивного аффекта (p < 0,01) и повышенным показателем отрицательного аффекта в сравнении с опрашиваемыми контрольной группы (p < 0,05). По методике самооценки эмоциональных состояний Уэсманна-Рикса респонденты основной группы показали более низкие значения по шкалам «спокойствие/тревожность» (p < 0,01), «энергичность/усталость» (p < 0,01), «приподнятость/подавленность» (p < 0,01) и «уверенность в себе/чувство беспомощности» (p < 0,01). Интегральный показатель по методике Уэсманна-Рикса в основной группе оказался ниже на 5,9 балла (p < 0,01), что подтверждает наличие негативного влияния развода на эмоциональную сферу личности.

Жизнестойкость респондентов основной группы оказалась ниже, чем респондентов контрольной, как по отдельным шкалам, так и по показателю «Общая жизнестойкость» (p < 0,01). На наш взгляд, этому может быть два объяснения. Во-первых, психологическая травма разрыва отношений может влиять на индивида, снижая ряд показателей жизнестойкости. В частности, наиболее сильные различия установлены по параметру «вовлечение», что говорит о том, что индивид становится более замкнутым, менее активно включается в преодоление трудностей. С другой стороны, пониженная жизнестойкость могла быть присуща респондентам основной группы изначально и, соответственно, низкая способность противостоять трудностям, в т.ч. трудностям семейной жизни, сама по себе могла стать одной из предпосылок развода.

На основе анализа аффективных состояний по методике PANAS в основной группе было установлено, что респонденты женского пола переживают процедуру развода тяжелее, чем респонденты мужского, что доказывает уже имеющиеся в науке на этот счет факты [1]. Это подтверждается тем, что женщины склонны в большей степени, чем мужчины, предаваться негативным переживаниям при разводе.

Таблица 1

Среднее значение шкал по методике PANAS в группах респондентов женского и мужского пола

Шкалы Мужчины (n = 20) Женщины (n = 20) U-критерий Манна-Уитни Уровень значимости

Позитивный аффект 24,20 20,60 155,0 0,222

Негативный аффект 12,70 27,95 18,5 0,001**

* - различия соответствуют уровню р < 0,05

* - различия соответствуют уровню р < 0,01

Выявленные гендерные особенности определяются, прежде всего, тем, что в традиционной патриархальной культуре, к которой относится и российская выборка, существует представление, что разведенная женщина является «брошенной», в то время как разведенный мужчина - становится «свободным». Еще один важный культурный фактор, обусловливающий появление более сильных негативных переживаний у большинства лиц женского пола, связан со страхом, того, что разведенная женщина (особенно имеющая ребенка) после развода не сможет снова выйти замуж и создать новую семью, в

то время как для мужчин данной проблемы практически не существует. Третьим, достаточно значимым фактором, определяющим то, что мужчины переживают развод легче, чем женщины, является инициатива о необходимости развода, исходящая, как правило, от мужчин. Зачастую это связано с тем, что на момент развода мужчина уже находится в отношениях с другой женщиной, и, соответственно, единственным выходом из сложившейся ситуации является расторжение брака. Однако в ряде ситуаций позитивное эмоциональное состояние от развода может испытывать и супруга, в том случае, если она инициировала расторжение брака, но опять же зачастую желание развестись, скорее всего, связано с наличием вредных привычек у мужа (алкоголизм, наркотическая зависимость и пр.).

Что касается гендерных различий по методике Уэсманна-Рикса, то достоверных различий между группами выявлено не было. В целом, как женщины, так и мужчины практически одинаково (и, причем, достаточно низко по нормам данной методики) оценивают свои эмоциональные состояния, что говорит о том, что расторжение брака является психологической травмой независимо от пола, или от того, кто из супругов был его инициатором.

Расхождения между результатами методик PANAS и Уэсманна-Рикса могут быть обусловлены спецификой самих опросников. Шкалы Уэсманна-Рикса представляют континуум из двух полюсов, где больший балл склоняется к одному полюсу переживаний, а меньший - к другому. В то же время структура методики PANAS является двухфакторной: позитивный и негативный аффект не являются сплошным континуумом, они независимы друг от друга. Таким образом, высокий позитивный аффект не означает низкий негативный (как в Уэсманн-Рикс) и наоборот. У некоторых испытуемых могут проявляться и одновременно высокий уровень как позитивного, так и негативного аффекта, что выражается, например, в такой пословице как «не было бы счастья, да несчастье помогло» (одновременное переживание эмоций с разным знаком).Отсюда вырастает достаточно серьезная методологическая проблема [2, с. 35]: переживание психотравмы, в частности, развода, может нести совершенно разный как по силе, так и по своему знаку (положительный или отрицательный) заряд, и для его дифференцированной диагностики не всегда подходит традиционный психологический инструментарий.

Сопоставление групп респондентов мужского и женского пола по уровню жизнестойкости позволило выявить, что у респондентов мужского пола отмечаются более высокие показатели по всем параметрам методики С. Мадди. При этом следует учитывать, что жизнестойкость, исходя из традиционного понимания данного термина, все же относится к «мужскому» стилю преодоления трудностей. Поскольку на сегодняшний день отсутствует опросник, адаптированный отдельно для респондентов мужского и женского пола, и, соответственно, все вопросы методики в гендерном отношении являются нейтральными, то большое значение имеет задача, связанная с формированием статистических норм для респондентов женского и мужского пола (на данный момент они сформированы без учета половой принадлежности).

Таблица 2

Среднее значение шкал жизнестойкости по методике С. Мадди в группах респондентов женского и

мужского пола

Шкалы Мужчины Женщины U-критерий Манна-Уитни Уровень значимости

Вовлеченность 30,70 26,75 154,5 0,218

Контроль 28,10 24,65 151,0 0,184

Принятие риска 15,55 13,25 141,5 0,111

Общая жизнестойкость 74,30 64,55 135,0 0,048**

* - различия соответствуют уровню p < 0,05

* - различия соответствуют уровню р < 0,01

Таким образом, гипотеза о гендерных различиях в переживании психологической травмы, связанной с разводом, подтвердилась. Было установлено, что развод, как психологическая травма оказывает негативное влияние на эмоциональную сферу как мужчин, так и женщин, однако женщины переживают его эмоционально тяжелее, что может быть обусловлено меньшими показателями жизнестойкости у женщин по сравнению с мужчинами.

Проблема переживания психотравмы развода ставит перед психологической наукой и практикой задачу разработки методов и средств психопрофилактики негативных эмоциональных состояний. Наиболее перспективным в этом направлении является соматопсихотерапия. В соматической терапии были разработаны методики и техники работы с физическими ощущениями: сканирование физических ощущений, исследование ощущений, формирование ресурсов на уровне тела. Большую роль играет работа с движениями, так как появление психотравмы представляется как результат незавершенности инстинктивных реакций организма на травматические события [3, р. 157]. Здесь используются такие техники как выявление импульсов и их двигательное выражение, замедление движения, повторение движения (одно и то же движение повторяется несколько раз в медленном темпе) и т.д.

Соматическая терапия позволяет расширить и углубить то, что связано с внутренним опытом переживания; исследовать телесные ощущения и обнаружить импульсы к движению. Существует определенная структура терапевтического процесса при работе с психологической травмой в рамках соматотерапии, куда входят упражнения, связанные с максимальным расслаблением тела, а также упражнения, направленные на то, чтобы клиент лучше почувствовал свое тело.

Терапия исцеления происходит при встрече отрицательных и положительных ощущений на уровне тела. Здесь устанавливается контакт между симптомом травмы и ресурсными состояниями; терапевт эмпатически сопровождает весь процесс и одновременно эмоционально резонирует с состоянием клиента, обеспечивает

поддержку необходимым ресурсам. В соматотерапии используется работа с метафорами при помощи таких вопросов как: «Что Вы чувствуете сейчас в теле? Проследите за этим ощущением. Где оно находится? Какого размера, цвета, из какого материала и т.п.?» Объединение различных направлений в работе с травматическими переживаниями является очень важным. Для освобождения от последствий травм, весьма важно провести работу на различных уровнях: выражение эмоций, связанных с травмой, нервно-мышечной разрядки травматической энергии, получение новых значений травматизации.

Выводы. Подводя итог результатам исследования, можно отметить, что:

1. Переживания психологической травмы - процесс, возникающий в результате воздействия на человека события, которое несет объективную или субъективную угрозу физической или психической целостности человека.

2. Психологическую травму можно понять только в том случае, если рассматривать ее как процесс переживания травмирующего события, которое сопровождается изменением в эмоциональной сфере индивида.

3. В переживании психотравмы задействованы многие личностные ресурсы, и в частности - ресурсы, отвечающие за жизнестойкость и преодолевающее поведение. Чтобы понять механизмы переживания человеком психотравмы и преодолеть ее, нужно исследовать закономерности движения сложной системы переживания события как единого целого, а также динамическую взаимосвязь всех подсистем и элементов, которые образуют целостность личности.

Литература:

1. Алферова, К.С. Гендерные особенности переживания ситуации развода: матер. конференц. «Ломоносов 2015». Секция «Психология современной семьи» / К.С. Алферова [Электронный ресурс]. - URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/6931/uid90202_report.pdf (дата обращения: O7.11.2020).

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 2004. - 262 с.

3. Levin, P.A. Waking the Tiger-Healing Trauma. The Innate Capacity to Transform Overwhelming Experiences / P.A. Levin with Ann Frederick. - Berkeley, California: North Atlantic Books, 1997. - 247 р.

Психология

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент Миннахметова Лариса Тагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Залялиева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Воробьева Ирина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Аннотация. В статье авторами представлены концептуальные подходы к определению сущности и содержания профессионального интереса. Профессиональный интерес рассматривается как сложное личностное образование, выступающее как единство рационального знания о профессиональной деятельности, как объекте интереса, эмоционального переживания ее субъективной значимости для удовлетворения потребностей и стремления к профессиональной деятельности как способу насыщения значимых для личности потребностей.

Ключевые слова: сущность, содержание, профессиональный интерес.

Annotation. In the article, the authors present conceptual approaches to defining the essence and content of professional interest. Professional interest is viewed as a complex personal education, acting as a unity of rational knowledge about professional activity, as an object of interest, emotional experience of its subjective significance for satisfying needs and striving for professional activity as a way of saturating needs that are significant for a person.

Keywords: essence, content, professional interest.

Введение. Философы утверждают, что осознаваемая человеком цель как закон определяет способ и характер его действий [6]. Цели выступают в роли системообразующего критерия, поскольку благодаря им вовлекаемые элементы множества организуются в систему, поэтому основным критерием выделения системы, как целого, из окружающей среды является рассмотрение ее со стороны целевого назначения [4]. Целью функционирования профессионального интереса, как одной из характеристик личности, является побуждение ее к осуществлению деятельности в выбранной профессии. Качественное своеобразие цели обуславливает возможность и необходимость выделения профессионального интереса как функциональной системы и исследования ее с позиции системного подхода.

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования профессионального интереса к конкретной деятельности педагога, врача, инженера может быть решена только на основе изучения его сущности и содержания, психологических механизмов его возникновения и развития.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова [9] интерес определяется как «внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным» Философы определяют интерес как «понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом» [11, 15], акцентируя внимание на значимости объективных явлений для субъекта деятельности. С психологической точки зрения, интерес характеризуется как «положительное эмоционально окрашенное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем» [17], как «потребностное отношение человека к миру» [10, 18], как отношение личности к объекту, составляющего определенную для нее ценность и привлекательность [6], как психологическое образование, определяющее отношение личности к определенным областям действительности [8, 10, 12], как выражение общей направленности личности [13], как интегральное познавательно-эмоциональное отношение к деятельности [7], как действенная сторона личности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.