Научная статья на тему 'СКАЗКОТЕРАПИЯ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

СКАЗКОТЕРАПИЯ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
214
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / СКАЗКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Емельянцева Кристина Станиславовна

В статье рассматривается сущность сказкотерапии с психоаналитической точки зрения. Представлена классификация сказок. Рассматривается связь между сказками и бессознательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СКАЗКОТЕРАПИЯ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»



Щ SCIENCE TIME Щ

СКАЗКОТЕРАПИЯ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Емельянцева Кристина Станиславовна, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: star1super@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается сущность сказкотерапии с психоаналитической точки зрения. Представлена классификация сказок. Рассматривается связь между сказками и бессознательным. Ключевые слова: психоанализ, бессознательное, сказкотерапия,

сказка.

Сказки на протяжении веков являлись источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития, однако в настоящее время специалисты используют сказкотерапию в качестве психотерапевтического средства.

Сказкотерапия позволяет решать ряд проблем в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи.

С психоаналитической точки зрения, сказкотерапия, воздействуя на бессознательный уровень психики, позволяет пережить проблемную ситуацию, способствует развитию самосознания и личностному росту. Сказки воссоздают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека [4].

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора [1]. С психоаналитической точки зрения, сказочный сюжет рассматривается как отражение внутреннего мира клиента. Сказка, таким образом, позволяет обратиться к психотравмирующей ситуации клиента через метафору, и тем самым избежать его дополнительной ретравматизации.

З. Фрейд, основатель психоанализа, считал, что творчество в целом и сказкотерапия в частности играют важную роль в процессе психотерапии. З. Фрейд рассматривал творчество как частный аспект сублимации, посредством которой люди направляют нежелательные мысли и чувства в русло социально приемлемой деятельности [5]. Таким образом, сказкотерапия, включая человека в активный творческий процесс, является мощным средством для доступа к

1 SCIENCE TIME 1

бессознательному. Сказки раскрывают перед человеком глубины внутреннего мира, дают представление о скрытых желаниях, страхах и внутриличностных конфликтах, которые определяют поведение личности.

В научной литературе существует множество различных классификаций сказок. В настоящее время наиболее популярной является классификация Т.Д. Зинкивеч-Евстингеевой, которая включает в себя следующие виды сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные [2]. Остановимся на рассмотрении вышеперечисленных видов сказок более подробно.

Художественными сказками являются известные литературные произведения [3]. Дидактические сказки - это сказки, целью которых является создание положительной мотивации к учебному процессу. Данные сказки активно используют педагоги для объяснения материала, инструкции к заданиям и т. п.

Психокоррекционные сказки используются для коррекции негативных моделей поведения. В данных сказках часто фигурируют персонажи, которые преодолевают препятствия благодаря личным качествам. Например, сказка «Гадкий утенок» может быть использована для изучения вопросов самооценки и социального принятия, поскольку главный герой учится принимать свои уникальные качества и находить признание среди других.

Психотерапевтические сказки используются для развития личности клиента при помощи передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этих сказках часто описывается трансформация главного героя, который отправляется в опасное путешествие в поисках награды. Награда для героя в сказке также метафорична и символична, но она - стимул для трансформации в реальной жизни.

Медитативные сказки используются для проведения медитаций. Их главная задача - снятие напряжения, невротических симптомов, передача положительных эмоций [2].

Сказкотерапия имеет ряд преимуществ в работе с сознанием при целенаправленной психологической терапии: служит эффективным средством развития самосознания, коррекции негативных эмоциональных состояний, развития творческих способностей.

Психолог играет важную роль в сказкотерапии, выступая в качестве проводника на пути клиента к самопознанию. Психолог помогает клиенту увидеть, как сказка отражает часть психического содержания, находящегося в бессознательной сфере. Важно отметить, что психологу необходимо хорошо разбираться в символизме и метафорах, присутствующих в сказках, а также уметь помогать клиентам интерпретировать и применять полученные знания в жизни.

1 SCIENCE TIME 1

Кроме того, психологу необходимо создать для клиента безопасную и благоприятную среду для исследования эмоций и переживаний. Это может включать использование специальных техник, таких как упражнения на визуализацию, чтобы помочь клиенту глубже проникнуться сказкой и ее темой.

Таким образом, сказкотерапия является эффективным средством для решения психологических проблем и содействия личностному росту. С точки зрения психоанализа, сказки представляют собой источник символизма и метафор и могут помочь людям исследовать внутренний мир, давая представление о скрытых желаниях, страхах, а также внутриличностных конфликтах. Работая с опытным психологом, клиент сможет понять собственные бессознательные мотивы, что приведет к улучшению эмоциональной регуляции и межличностных отношений.

Литература

1. Вачков И.В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания // Социальная психология и общество. - 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 111-118.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика Сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998. - 352 с.

3. Куликова Т.И. Сказка как метод психокоррекционной помощи девиантным подросткам с эмоциональными нарушениями // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 5-3. - С. 89-94.

4. Морошкина М.В. Коррекция страхов старших дошкольников сказкотерапевтическими техниками // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - 2016. - С. 123-127.

5. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс, 1992. -

567 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.