Щ SCIENCE TIME Щ
СКАЗКОТЕРАПИЯ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Емельянцева Кристина Станиславовна, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: star1super@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается сущность сказкотерапии с психоаналитической точки зрения. Представлена классификация сказок. Рассматривается связь между сказками и бессознательным. Ключевые слова: психоанализ, бессознательное, сказкотерапия,
сказка.
Сказки на протяжении веков являлись источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития, однако в настоящее время специалисты используют сказкотерапию в качестве психотерапевтического средства.
Сказкотерапия позволяет решать ряд проблем в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи.
С психоаналитической точки зрения, сказкотерапия, воздействуя на бессознательный уровень психики, позволяет пережить проблемную ситуацию, способствует развитию самосознания и личностному росту. Сказки воссоздают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека [4].
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора [1]. С психоаналитической точки зрения, сказочный сюжет рассматривается как отражение внутреннего мира клиента. Сказка, таким образом, позволяет обратиться к психотравмирующей ситуации клиента через метафору, и тем самым избежать его дополнительной ретравматизации.
З. Фрейд, основатель психоанализа, считал, что творчество в целом и сказкотерапия в частности играют важную роль в процессе психотерапии. З. Фрейд рассматривал творчество как частный аспект сублимации, посредством которой люди направляют нежелательные мысли и чувства в русло социально приемлемой деятельности [5]. Таким образом, сказкотерапия, включая человека в активный творческий процесс, является мощным средством для доступа к
1 SCIENCE TIME 1
бессознательному. Сказки раскрывают перед человеком глубины внутреннего мира, дают представление о скрытых желаниях, страхах и внутриличностных конфликтах, которые определяют поведение личности.
В научной литературе существует множество различных классификаций сказок. В настоящее время наиболее популярной является классификация Т.Д. Зинкивеч-Евстингеевой, которая включает в себя следующие виды сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные [2]. Остановимся на рассмотрении вышеперечисленных видов сказок более подробно.
Художественными сказками являются известные литературные произведения [3]. Дидактические сказки - это сказки, целью которых является создание положительной мотивации к учебному процессу. Данные сказки активно используют педагоги для объяснения материала, инструкции к заданиям и т. п.
Психокоррекционные сказки используются для коррекции негативных моделей поведения. В данных сказках часто фигурируют персонажи, которые преодолевают препятствия благодаря личным качествам. Например, сказка «Гадкий утенок» может быть использована для изучения вопросов самооценки и социального принятия, поскольку главный герой учится принимать свои уникальные качества и находить признание среди других.
Психотерапевтические сказки используются для развития личности клиента при помощи передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этих сказках часто описывается трансформация главного героя, который отправляется в опасное путешествие в поисках награды. Награда для героя в сказке также метафорична и символична, но она - стимул для трансформации в реальной жизни.
Медитативные сказки используются для проведения медитаций. Их главная задача - снятие напряжения, невротических симптомов, передача положительных эмоций [2].
Сказкотерапия имеет ряд преимуществ в работе с сознанием при целенаправленной психологической терапии: служит эффективным средством развития самосознания, коррекции негативных эмоциональных состояний, развития творческих способностей.
Психолог играет важную роль в сказкотерапии, выступая в качестве проводника на пути клиента к самопознанию. Психолог помогает клиенту увидеть, как сказка отражает часть психического содержания, находящегося в бессознательной сфере. Важно отметить, что психологу необходимо хорошо разбираться в символизме и метафорах, присутствующих в сказках, а также уметь помогать клиентам интерпретировать и применять полученные знания в жизни.
1 SCIENCE TIME 1
Кроме того, психологу необходимо создать для клиента безопасную и благоприятную среду для исследования эмоций и переживаний. Это может включать использование специальных техник, таких как упражнения на визуализацию, чтобы помочь клиенту глубже проникнуться сказкой и ее темой.
Таким образом, сказкотерапия является эффективным средством для решения психологических проблем и содействия личностному росту. С точки зрения психоанализа, сказки представляют собой источник символизма и метафор и могут помочь людям исследовать внутренний мир, давая представление о скрытых желаниях, страхах, а также внутриличностных конфликтах. Работая с опытным психологом, клиент сможет понять собственные бессознательные мотивы, что приведет к улучшению эмоциональной регуляции и межличностных отношений.
Литература
1. Вачков И.В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания // Социальная психология и общество. - 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 111-118.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика Сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998. - 352 с.
3. Куликова Т.И. Сказка как метод психокоррекционной помощи девиантным подросткам с эмоциональными нарушениями // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 5-3. - С. 89-94.
4. Морошкина М.В. Коррекция страхов старших дошкольников сказкотерапевтическими техниками // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - 2016. - С. 123-127.
5. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс, 1992. -
567 с.