Научная статья на тему 'СКАЗКОТЕРАПИЯ ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОКАЗАНИЯ БЛАГОТВОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

СКАЗКОТЕРАПИЯ ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОКАЗАНИЯ БЛАГОТВОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / СКАЗКОТЕРАПИЯ / МЕТОД / ПЕДАГОГ / РЕБЕНОК / МЕТОДЫ СКАЗКАТЕРАПИЯ / ОВЗ / FAIRY TALE / FAIRY TALE THERAPY / METHOD / TEACHER / CHILD / METHODS OF FAIRY TALE THERAPY / OVZ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнева С.А.

Статья посвящена одному из нетрадиционного метода, используемого в работе с детьми с ОВЗ. В работе представлены основные функциональные особенности сказок. Сказка является отражением первобытной ментальности, и ее роль на развитие нашей психики, как подчёркивает автор статьи, весьма значительна в использовании с детьми ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THERAPY ONE OF THE UNIVERSAL AND EFFECTIVE METHODS OF PROVIDING A BENEFICIAL INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT AND CORRECTION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article is devoted to one of the non-traditional method used in working with children with disabilities. The paper presents the main functional features of fairy tales. The fairy tale is a reflection of the primitive mentality, and its role in the development of our psyche, as the author of the article emphasizes, is very significant in the use of OVZ with children.

Текст научной работы на тему «СКАЗКОТЕРАПИЯ ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОКАЗАНИЯ БЛАГОТВОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

УДК 159.922.7

Корнева С.А.

олигофренопедагог, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 Россия, пгт. Мостовской СКАЗКОТЕРАПИЯ ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОКАЗАНИЯ БЛАГОТВОРНОГО

ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация:

Статья посвящена одному из нетрадиционного метода, используемого в работе с детьми с ОВЗ. В работе представлены основные функциональные особенности сказок. Сказка является отражением первобытной ментальности, и ее роль на развитие нашей психики, как подчёркивает автор статьи, весьма значительна в использовании с детьми ОВЗ.

Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, метод, педагог, ребенок, методы сказкатерапия, ОВЗ.

Korneva S.A.

oligofrenopedagog, surdopedagogs, primary school teacher Municipal budget educational institution secondary school № 28 Russia, pgt. Masty THE THERAPY ONE OF THE UNIVERSAL AND EFFECTIVE METHODS OF PROVIDING A BENEFICIAL INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT AND CORRECTION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Annotation:

The article is devoted to one of the non-traditional method used in working with children with disabilities. The paper presents the main functional features of fairy tales. The fairy tale is a reflection of the primitive mentality, and its role in the development of our psyche, as the author of the article emphasizes, is very significant in the use of OVZ with children.

Key words: fairy tale, fairy tale therapy, method, teacher, child, methods of fairy tale therapy, OVZ.

Сказка - это древнейшее лекарство. Они существовали с древних времён, передавались по наследству из уст в уста, рассказывая о мудрости, о жизни, о явлениях природы, о человеке о том, как устроена их психика, натура, сущность.

Однако, с появлением письменности, с прогрессом научным и техническим, сказки потеряли свою истинную сущность и перестали восприниматься как обучающие, теперь они скорее развлекательные.

Иногда в сказках слышится голос первобытной ментальности, того времени, когда все содержание нашей психики проецировалось на природу. Деревья и животные имели голоса и выражали человеческие мысли и чувства. Но первобытная ментальность, по-прежнему, является частью нашей психики и ее роль весьма значительна. 112

Трансформация временем коснулась не только содержания образов сказки, но и её значения. В древние времена, сказки, мифы, сказания носили поучающий характер, передавая мудрость прошлых поколений. Следует обратиться к мнениям выдающихся ученых К.Д. Ушинскому, который говорил, что ребёнка следует воспитывать в контексте устного народного творчества, приучая жить со сказками, пословицами, потешками, стишками, прибаутками, благодаря которым ребёнок будет усваивать опыт прошлых поколений, не теряя своей народной культуры. Р.М. Ткач делала акцент, на том, что сказки могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой сказки человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. 113

В работе с детьми ОВЗ, если подбор сказок происходит с учётом их отклонений, то они позволяют ребенку выбрать правильную стратегию и тактику, найти способы разрешить различных жизненных ситуаций.

И.А. Горбушина отмечает, что педагогам необходимо учесть, что с помощью сказок эти дети через главных героев легче усваивают социальные нормы поведения. 114

И.В. Вачков выделяет некоторые основные функциональные особенности сказок:

1.Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания подсознания.

2. Концепция сказки основана на идее ценности метафоры как носителя информации.

3. В сказке в символической форме содержится различная информация.3

При использовании сказки можно проводить терапевтическую работу, которая в последнее время становиться одним из основных методов в работе с детьми с ОВЗ.

Е.В. Чех, выделяет некоторые методы сказкотерапии:

1. Составление, рассказывание и пересказывание сказки.

2. Рисование сказки.

3. Изготовление различных персонажей сказок.

112 Огненко Н. Узнай себя в сказочных образах. - СПб.: Речь; Дом Огненко, 2009. 149 с.

113 Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

114 Горбушина И.А. Субъективный и объективный взгляд на социальное явление - детская инвалидность // Социологическое образование: достижения, проблемы и пути развития: сборник научных трудов / редкол: В.И. Зырянов и др.- Хабаровск: ДВИГУ - филиал РАНХиГС, 2014. - 317с.

4. Составление и демонстрация постановки сказок.

5. Участие в сочинение сказок.

4. Сказкотерапевтическая диагностика. 115

Сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, которые помогают педагогу формировать познавательные процессы, а также координацию движений, позитивное общение и адекватную самооценку. 116 Таким образом, использование сказки помогает педагогу погружать ребенка в волшебный мир, полный тайн и приключений. Сказкотерапия является одним из универсальных и эффективных методов в системе других терапевтических средств и оказывает благотворное влияние на коррекцию, профилактику и развитие всех сфер личности с ОВЗ. В коррекционных образовательных учреждениях сказкотерапия занимает первостепенное место, так как именно с помощью данного метода.

Использованные источники:

1. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку" - М.; Ось-89, 2007, 144 с.

2. Горбушина И.А. Ребенок с нарушениями в развитии среди нас: что делать? как помочь? // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, 17-18 октября 2011. М.: МГППУ, 2011. - 193 с.

3. Горбушина И.А. Субъективный и объективный взгляд на социальное явление - детская инвалидность // Социологическое образование: достижения, проблемы и пути развития: сборник научных трудов / редкол: В.И. Зырянов и др.- Хабаровск: ДВИГУ - филиал РАНХиГС, 2014. - 317с.

4. Огненко, Н. Узнай себя в сказочных образах. - СПб.: Речь; Дом Огненко, 2009. 149 с.

5. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

6. Чех, Е.В. Я сегодня злюсь, расскажи мне сказку. Речь, Сфера. 2009. 65 с.

115 Вачков. И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку" - М.; Ось-89, 2007, 144 с.

116 Горбушина И.А. Ребенок с нарушениями в развитии среди нас: что делать? как помочь? // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, 17-18 октября 2011. М.: МГППУ, 2011. - 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.