Научная статья на тему 'Сказки как обязательный инструмент воспитания'

Сказки как обязательный инструмент воспитания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
735
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУДРЕЦ / SAGE / ЦАРЬ / KING / БРОДЯГА / КАРАВАН / CARAVAN / ДОБРО / GOOD / ЗЛО / EVIL / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / СКАЗКА / FAIRY TALE / ПЕРВОТОЛЧОК / УЗБЕКИСТАН / UZBEKISTAN / КАРАКАЛПАКСТАН / KARAKALPAKSTAN / TRAMP / INITIAL SHOVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наимова Зухра Кайратдиновна, Даукеева Айдын Оралбаевна, Тажимуратова Карима Абдуллаевна

Статья посвящена тому, чтобы через увлекательные фабулы, смелую метафористику, тонкую символику, а еще благородство чувств и сердечную доброту волшебной сказки благотворно воздействовать на читателя. Обогатить жизненный багаж индивида. Воспитать духовно-нравственное начало. Глубокая идейность, народность каракалпакских народных сказок заключается в том, что в любой сказке народный герой уничтожает врага, не поддаваясь народному консерватизму, ставит прогрессивные, оптимистические идеи выше. Народные сказки пробуждают в каждом человеке любовь к родной земле и ненависть к врагу, это имеет важное значение при воспитании в современном демократическом обществе у миллиона народных масс трудолюбия, патриотизма, интернационализма, дружбы, толерантности, а также предотвращению наркомании, терроризма и других негативных проявлений в обществе и дальнейших их положительных воздействий на умы молодежи. В данной работе раскрывается проблемные задачи и его характерные значения, идейное содержание, художественная индивидуальность и его воспитательная значимость народных сказок. Отдельно раскрывается связь каракалпакских народных сказок с другими народными сказками. Сказки по тематике и содержанию очень богаты. В сказках прочно основались положительные сюжеты, формы художественного рисования, рожденные от выдумок различных народов. Среди сказок, дошедших до современного мира, имеются сюжеты, идущие с очень давних времен. Однако такие сказки не дошли без изменения сюжетного содержания от созданного периода, к тому же пережили изменения, пересоздавались в связи социально-экономическими положениями, психологией, мировоззрением людей в обществе. Современный мир требует от нас более новые методы воспитания общества, незаменимым и практичным методом являются сказки. Все гениальное очень просто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TALES AS A COMPULSORY EDUCATION OF THE FUTURE GENERATION TOOL

The article is devoted to the plot through the fascinating, bold metaforistiku, subtle symbolism, and even noble feelings and sincere kindness of a fairy tale beneficial impact on the reader. Enrich the life of the individual luggage. To bring spiritual and moral principle. Deep ideological, nationality Karakalpak folk tales is that in any fairy tale folk hero kills the enemy without succumbing to popular conservatism, puts innovative, optimistic ideas above. Folk tales arouse in everyone a love for their native land, and hatred of the enemy, is important in education in a modern democratic society of millions of masses to the hard work, patriotism, internationalism, friendship, tolerance and drug addiction prevention, terrorism and other negative phenomena in society and continued their positive effects on the minds of youth. In this paper we reveal the problematic task and its characteristic values, the ideological content, artistic individuality and its educational significance of folk tales. Separately link opens Karakalpak folk tales with other people's stories. Tales on the subject and content are very rich. In fairy tales, solidly based positive subjects, forms of artistic painting, born of inventions of different peoples. Among the tales come down to the modern world, there are stories coming from very old times. However, such tales are not reached without a change of scene content from established period, besides experienced changes due to re-create the social and economic situation, mentality, world view of people in society. The modern world requires us to newer methods of education society, an indispensable and practical method is a fairy tale. The concept is very simple.

Текст научной работы на тему «Сказки как обязательный инструмент воспитания»

УДК 37.041

СКАЗКИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ

© 2016

Наимова Зухра Кайратдиновна, ассистент кафедры «Педагогика и психология» Даукеева Айдын Оралбаевна, ассистент кафедры «Педагогика и психология» Тажимуратова Карима Абдуллаевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольное воспитание» Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза (230100, Узбекистан, Нукус, улица А.Досназарова, 104, E-mail: sodi1977@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена тому, чтобы через увлекательные фабулы, смелую метафористику, тонкую символику, а еще благородство чувств и сердечную доброту волшебной сказки благотворно воздействовать на читателя. Обогатить жизненный багаж индивида. Воспитать духовно-нравственное начало. Глубокая идейность, народность каракалпакских народных сказок заключается в том, что в любой сказке народный герой уничтожает врага, не поддаваясь народному консерватизму, ставит прогрессивные, оптимистические идеи выше. Народные сказки пробуждают в каждом человеке любовь к родной земле и ненависть к врагу, это имеет важное значение при воспитании в современном демократическом обществе у миллиона народных масс трудолюбия, патриотизма, интернационализма, дружбы, толерантности, а также предотвращению наркомании, терроризма и других негативных проявлений в обществе и дальнейших их положительных воздействий на умы молодежи. В данной работе раскрывается проблемные задачи и его характерные значения, идейное содержание, художественная индивидуальность и его воспитательная значимость народных сказок. Отдельно раскрывается связь каракалпакских народных сказок с другими народными сказками. Сказки по тематике и содержанию очень богаты. В сказках прочно основались положительные сюжеты, формы художественного рисования, рожденные от выдумок различных народов. Среди сказок, дошедших до современного мира, имеются сюжеты, идущие с очень давних времен. Однако такие сказки не дошли без изменения сюжетного содержания от созданного периода, к тому же пережили изменения, пересоздавались в связи социально-экономическими положениями, психологией, мировоззрением людей в обществе. Современный мир требует от нас более новые методы воспитания общества, незаменимым и практичным методом являются сказки. Все гениальное очень просто.

Ключевые слова: Мудрец, царь, бродяга, караван, добро, зло, фольклор, сказка, Первотолчок, Узбекистан, Каракалпакстан.

TALES AS A COMPULSORY EDUCATION OF THE FUTURE GENERATION TOOL

© 2016

Naimova Zuhra Kayratdinovna, assistant of the department "Pedagogy and Psychology" Daukeeva Oralbaevna Aydin, assistant of the department "Pedagogy and Psychology" Tazhimuratova Karima Abdullaevna, Senior lecturer in "early childhood education" Nukus State Pedagogical Institute named after Ajiniyaz (230100, Uzbekistan, Nukus, streetA.Dosnazarova 104, E-mail: sodi1977@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the plot through the fascinating, bold metaforistiku, subtle symbolism, and even noble feelings and sincere kindness of a fairy tale beneficial impact on the reader. Enrich the life of the individual luggage. To bring spiritual and moral principle. Deep ideological, nationality Karakalpak folk tales is that in any fairy tale folk hero kills the enemy without succumbing to popular conservatism, puts innovative, optimistic ideas above. Folk tales arouse in everyone a love for their native land, and hatred of the enemy, is important in education in a modern democratic society of millions of masses to the hard work, patriotism, internationalism, friendship, tolerance and drug addiction prevention, terrorism and other negative phenomena in society and continued their positive effects on the minds of youth. In this paper we reveal the problematic task and its characteristic values, the ideological content, artistic individuality and its educational significance of folk tales. Separately link opens Karakalpak folk tales with other people's stories. Tales on the subject and content are very rich. In fairy tales, solidly based positive subjects, forms of artistic painting, born of inventions of different peoples. Among the tales come down to the modern world, there are stories coming from very old times. However, such tales are not reached without a change of scene content from established period, besides experienced changes due to re-create the social and economic situation, mentality, world view of people in society. The modern world requires us to newer methods of education society, an indispensable and practical method is a fairy tale. The concept is very simple.

Keywords: sage, the king, a tramp, a caravan, good, evil, folklore, fairy tale, initial shove, Uzbekistan, Karakalpakstan.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время в Германии во всех федеральных землях все большее место в учебных планах занимают деятельностно- и продукт-ориентированные формы обучения. Методика и дидактика преподавания немецкого языка и литературы в Германии выработала в последние годы новые возможности для активизации творческого потенциала школьников и расширения языковой компетенции. Они заключаются в понятии «креативный и продукт-ориентированный урок немецкого языка» [1, с. 314-318].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Звучащие нередко идеи об отсутствии нужды в специальном педагогическом образовании и о том, что эту функцию вполне могли бы выполнить выпускники университетов или технических вузов, вызывают сегодня серьезные сомнения. Вероятно, заменить учителя «специалистом-предметником» можно было в те времена,

когда образование сводилось к передаче предметных знаний, когда еще не были востребованы индивидуальные образовательные маршруты, основанные на глубоком изучении индивидуальности формирующегося человека, развивающее обучение, креативные и личност-но-ориентированные технологии образования, когда мы не знали об особенностях социализации современного ребенка на различных этапах его онтогенеза и необходимости индивидуальной поддержки его развития, становления его жизненных планов. Еще недавно мы не знали о разноуровневом профильном обучении, о сетевой модели профильного образования, о новых формах аттестации выпускников, о новой социальной ситуации развития молодых людей в глобальных информационных средах и прочее.

Вывод один: государство остро нуждается в исследовании, развитии и укреплении системы педагогического образования на основе ее лучших традиций, поддерживания ее стабильности и устремления в будущее. Этому альтернативы нет, если мы хотим остаться в «клубе» высокоинтеллигентных и образованных наций [2, с. 2431]. Следовательно, одной из лучших традиций педаго-

гического образования является народная сказка [3-6], альтернативы которой нет.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Одним из возможных шагов регулирования отношений между детьми и их родителями в создавшихся условиях выступает модель, воспитывающая совесть дидактической системы, в содержании которой семья рассматривается как ценность наряду с другими ценностями.

Воспитательные темы, проходящие через все этапы обучения, обозначаются темами добросовестных отношений. Каждое из отношений включает в себя, как правило, собственную сеть других отношений, состоящих из двух уровней — духовного и нравственного. Духовный уровень отношений воплощает в себе область духа и смысла жизни в контексте духовной культуры. В него входят этническая и религиозная константы, глубоко связанные, например, с семейными и родовыми ценностями, мировоззрением и мировидением народа, так как они представляют собой множество ценностных отношений и взаимоотношений человека к себе и другим, вещному миру, природе и т. д. Нравственный уровень отношений проявляет себя в отношении к совести, то есть отражает отношение человека к совестливым нормированным установкам, присутствующим в отдельно взятых культурах, обществах и государствах, конкретных социальных группах и коллективах. Освоение темы добросовестных отношений осуществляется с максимальным использованием возможностей каждой учебной дисциплины, а также дополнительных образовательных программ [7, с. 318-321].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Рассмотрим наш эксперимент: для наблюдения выбрали четыре группы. Все представители в детстве не были тесно знакомы со сказками.

В первую группу внесли лиц с высшим образованием, в данный момент представляющих интеллигенцию.

Во вторую группу внесли лиц с высшим образованием, в данный момент занимающихся в сфере бытовых услуг и бизнеса.

В третью группу внесли лиц со среднетехническим образованием, в данный момент занимающихся предпринимательством.

В четвертую группу внесли лиц со среднетехническим образованием, в данный момент работающих в казенных учреждениях.

Все кандидаты в возрасте за сорок лет. В целях этических норм, приводим общие черты поведения.

Первая группа характеризуется тем, что им присущи такие черты характера, как: скрытая зависть, следовательно, скрытая подлость. Скрытая жадность.

Они равнодушны или сочувствуют тем, кого считают слабее себя, начинают досаждать скрытой подлостью тем, кого они считают начинающими преуспевать их. Симпатизируют тем, кого они считают сильнее себя. Нравоучения одобряют, но не воспринимают всерьёз, считают себя правыми.

Вторая группа характеризуется тем, что они халатны, заняты в основном своими делами. Нравоучения одобряют, но не воспринимают всерьёз, считают себя правыми. Симпатизируют тем, кого они считают сильнее себя. Положительным качеством является их творчество, следовательно, в какой-то момент могут войти в положение собеседника.

Третья группа характеризуется тем, что они примитивно искренни и отсюда слепая подлость по отношению к неугодным оппонентам. Неугодных себе оппонентов могут тайком преследовать, устраивая подлости. Поэтому эта группа уязвимая, желательно не иметь с ними ничего общего. Однако, если найти пути к их симпатиям, что очень не просто, они могут стать примитивно верными оппонентами. У них неустойчивые идеалы, успевать за их интересами, очень тяжело. Подлость может превратится в месть, исходя от того, как они пора-

жены неугодным оппонентом. Нравоучения одобряют, но не воспринимают всерьёз, считают себя исключительно правыми.

Четвертая группа характеризуется тем, что они ха-латны. Хитры, не упустят момента пользы, даже если это против норм права и этики. Положительная черта -легки на подъем, с ними просто побеседовать.

Первая и третья группа оппонентов, на наш взгляд, более близки поступками, чертам поведения шизофреников, что очень странно, хотя являются психически здоровыми людьми. Над чем следует еще провести исследования.

На наш взгляд, первая группа, если бы были воспитаны в детстве сказками, в данный момент могли стать хорошими лидерами. Однако в данный момент своими поступками зачастую мешают творческим людям и тем самым опускаются уровнем ниже.

Вторая группа могли бы стать известными и даже богатыми людьми, но их халатность и невнимательность приводит к тому, что те, кто им желают творческих успехов, остаются за бортом, а ловкие дельцы пользуются нагло их успехами. Думаем, они не опомнятся никогда, разве что на немного в тяжелые моменты.

Третья группа оппонентов могли бы стать успешными, даже богатыми людьми. Но примитивная искренность сбивает их с пути, часто изводясь своей примитивной искренностью, замедляют себе и другим ход, иногда ставят точку всему.

Четвертая группа могла бы стать хорошими специалистами своей отрасли.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Казалось бы и всего - то, не читали сказок в детстве, подумаешь!!!

Однако мы считаем, как сказали выше, сказки являются обязательным инструментом при воспитании человека, не учет которого может отрицательно сказаться на жизни человека и общества в целом.

Если бы все человечество было воспитано на сказках с детства, то можно было избежать сегодняшнего бюрократизма, коррупции, прелюбодеяний, мошенничества, подлости, суицида, всех негативных черт человечества, и жизнь была бы проще и красочной.

Исходя из эксперимента, делаем выводы, будущее поколение обязательно необходимо закалить с колыбели сказками, сначала обязательно своими народными, а далее конечно и зарубежными.

Обратите внимание на русские сказки, сказки братьев Гримм, на которых растет не одно поколение. Представители, читавшие эти сказки в детстве, минимум ведут нормальный образ жизни. Потому что в детстве уже был плотно залит фундамент человеческого развития.

Мы, продолжая знакомить с каракалпакскими народными сказками, так как данные сказки нам очень близки, представляем сказку: «Сделаешь добро, зло, все обернется себе». Этим мы хотим познакомить аудиторию с новой волной сказок, которые очень редкие в мире. Первая статья, знакомящая аудиторию с каракалпакскими сказками, называлась - «Первотолчок». Статья о каракалпакских народных сказках вышла в свет в Балтийском гуманитарном журнале. 2016. Т. 5. № 3(16). В данной статье рассмотрели сказку «Умный старик». С помощью этой сказки можно воспитать в будущем поколении мудрость и уважение к старшему поколению и вообще человечеству, которых в настоящее время порой не хватает, что заводит общество в моральный и дальше в социальный кризис.

Данным методом, не хотелось бы пропагандировать отдельный народ, а закалить будущее поколение многогранным практическим багажом. Так как у каждой народной сказки своя особенность, характер, которую не найдешь в определенной народной сказке, то есть это зависит от менталитета.

Поэтому чем разнообразнее багаж сказок, тем будет прочнее уверенность и адаптация будущего поколения в правильном направлении.

Человечество вынуждено жить по определенным правилам жизни, иначе его ожидает банкротство. Вот эти правила жизни мы встретим как раз в детстве в сказках, которые очень хорошо усваиваются ребенком, в отличие от других инструментов воспитания.

Рассмотрим саму сказку:

Сделаешь добро, зло, все обернется себе.

Одна женщина обратилась к мудрецу:

- Что будет если кому-то сделать добро? - спросила она.

Тогда мудрец:

- Добро сделаешь, себе же делаешь добро, - ответил он. После чего:

- Что если человек сделает другому человеку зло? -спросила она. На это также ответил он «зло сделаешь, себе же делаешь зло». Женщина задумалась, этот человек говорит «сделаешь добро, зло, себе же делаешь добро, зло» [8]. Тогда у нее возникла мысль, а сделаю я кому - ни будь зло, как оно мне обернется?

Вечером к дому этой женщины «ахая» подошел бродяга. И женщина сразу, намокнув хлеб в яд, подала ему в руки [9].

- Благо тебе, доченька, - сказал бродяга и пошел своим путем. Таким образом, бродяга, заблудившись, забрел на край страны. Бродяжничая, по дороге встретил идущий навстречу караван. Караван, израсходовав свои пищевые запасы, шел очень голодным. Они напали на бродягу и отобрали весь выпрошенный хлеб. Там же караван поделили хлеб бродяги. Отравленный хлеб достался главе каравана и его сыну. Глава каравана и его сын, съев хлеб, отдали концы. Покойники оказались мужем и сыном отдавшей отравленный хлеб бродяге женщины. Царь, узнав об этой вести, начинает допрос торговцев. Торговцы рассказали, как они по пути, изголодавшись, отобрали хлеб у встретившегося им бродяги и, съев этот хлеб, глава каравана и его сын умерли. Царь, разыскав бродягу, спросил о происхождении хлеба. Бродяга указал дом, откуда взял отравленный хлеб. Царь спросил у женщины причину выдачи отравленного хлеба. Женщина рассказала, с какой целью она это сделала. Таким образом, слова мудреца: «Сделаешь добро, зло, все обернется себе»,- оказалось правдой. Как говорится в народе, «что посеешь, то и пожнешь» [10, с. 222].

Как мы видим, сказка очень доступна читателю и аудитории. Ребенок, слушавший сказки с детства, начинает понимать, где добро и зло, и что такое вообще жизнь. Все гениальное очень просто.

Ребенок обязательно спросит: а кто такой мудрец? Почему бродяга просит милостыню? Почему нельзя делать зло, а нужно делать добро? и.т.д.

На что мы должны терпеливо, исходя от мировоззрения ребенка, объяснить суть сказки и дать ответы.

Если ребенку не совсем понятно, необходимо возвращаться к данной сказке еще раз время спустя, исходя от желания ребенка. Так пока сказка полностью не усво-ится.

Некоторые наши современники жаждут достать соседа, насолить творчеству коллеги, заставить дать взятку, разбогатеть быстро и.т.д. А если бы они прочли эту сказку в детстве, то знали бы, где плюс и минус жизни. Мир наш был бы полноценным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алтухова Н.А. Концепция продукт-ориентированного обучения как один из способов развития литературно-творческих способностей и формирования креативной личности в школах Германии. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 2 (31). С. 314-318.

2. Болотов В.А., Сериков В.В Менеджеры развития человеческих ресурсов: Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2008. № 6.

С. 24-31.

3. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 63-65.

4. Плахова О.А. Антропонимическая система английской народной сказки // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 30-33.

5. Иванова Н.О. Использование авторской волшебной сказки в качестве учебного материала для повышения межкультурных компетенций студентов // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 73-74.

6. Мищерикова М.А. Герой сказочного времени и время сказочного героя // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 60-62.

7. Сундуй Г.Д. Об актуализации воспитания совести в условиях кризиса детско-родительских отношений. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 2 (31). С. 318-321.

8. О Ерполатов записал в 1963 году во время фольклорной экспедиций в Муйнакском районе Каракалпакстана от 75 летнего жителя колхоза «Амударья» Мутенбай Мырзабаева

9. ККО АН РУз рукописный фонд. Инв № 50413.

10. Каракалпакский фольклор. Многотомник. Том 1. Каракалпакские народные сказки. «Каракалпакстан» Нукус-1977. 222-стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.