Научная статья на тему 'Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности'

Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сказка / авторская сказка / сказка по картине / сказкотерапия / творческие способности / алгоритм написания сказки / художественно-творческий диалог / fairy tale / author's fairy tale / fairy tale based on painting / fairy tale therapy / creativity / algorithm for writing a fairy tale / artistic and creative dialogue

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрушева Людмила Климентьевна, Патрушев Дмитрий Викторович, Колобова Юлия Игоревна

На основе многолетнего проектно-образовательного и выставочного опыта сформировалась развивающая технология в области художественно-творческого диалога. Цель данной статьи представить и обосновать методические материалы технологии написания сказки по картине художника для проведения сказкотерапии и использования в широкой практике развития творческого потенциала личности. В результате исследования сформулировано определение «авторская сказка по картине художника»; обобщены теоретические сведения о феномене сказки; разработан алгоритм написания сказки по картине художника, обоснована его психологическая структура; составлен список технологий поиска сюжета и выбора героев сказки по картине; выявлено, что среда тематической выставки побуждает многих зрителей выставки стать автором собственной сказки по картине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрушева Людмила Климентьевна, Патрушев Дмитрий Викторович, Колобова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A fairy tale based on an artist’s painting: methodological and psychological aspects of the technology developing the creative potential of an individual

A developing technology in an environment of artistic and creative dialogue is a result of the long-term joint design, educational and exhibition experience. The purpose of this article is to present and justify the authors’ methodological materials on writing a fairy tale based on an artist's painting for fairy tale therapy and for using it in order to develop an individual's creative potential. As a result of the study, the authors have given a definition of “the author’s fairy tale based on the artist’s painting”; summarized theoretical information about the phenomenon of fairy tales; developed an algorithm for writing a fairy tale based on the artist’s painting, justified its psychological structure; made a list of technologies for searching for a plot and selecting fairy tale characters based on painting. It was found that the environment of the exhibition encouraged viewers of the exhibition to become the authors of their own fairy tales based on the painting.

Текст научной работы на тему «Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности»

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

ART 232020 DOI 10.24412/2304-120X-2023-12020 УДК 159.924.24

Патрушева Людмила Климентьевна,

кандидат педагогических наук, руководитель Центра публикационной активности ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

^ [email protected]

Патрушев Дмитрий Викторович,

член Союза художников России, старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров

painterdp@yandex. т Колобова Юлия Игоревна,

кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии, социологии и философии ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности

Аннотация. На основе многолетнего проектно-образовательного и выставочного опыта сформировалась развивающая технология в области художественно-творческого диалога. Цель данной статьи - представить и обосновать методические материалы технологии написания сказки по картине художника для проведения сказкотерапии и использования в широкой практике развития творческого потенциала личности. В результате исследования сформулировано определение «<авторская сказка по картине художника»; обобщены теоретические сведения о феномене сказки; разработан алгоритм написания сказки по картине художника, обоснована его психологическая структура; составлен список технологий поиска сюжета и выбора героев сказки по картине; выявлено, что среда тематической выставки побуждает многих зрителей выставки стать автором собственной сказки по картине.

Ключевые слова: сказка, авторская сказка, сказка по картине, сказкотерапия, творческие способности, алгоритм написания сказки, художественно-творческий диалог.

Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Сказка как сплав культуры имеет важное значение для психологического развития личности. Подтверждение тому, что сказка является инструментом образования и воспитания, можно найти в следующих высказываниях известных людей. «Сказка - великая духовная культура народа» (Алексей Н. Толстой) [1]. «Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки» (Альберт Эйнштейн) [2].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

«Сказки любят читать не только дети, но и взрослые, тем более если эта сказка о знакомой им жизни, у нее счастливый конец, призывающий не оглядываться назад, на неудачи, а смотреть вперед - где всех ждет успех» (Олег Рой) [3].

«Каждую вещь следует называть ее настоящим именем, и если боятся это делать в действительной жизни, то пусть не боятся хоть в сказке!» (Ганс Х. Андерсен) [4].

«Прелесть сказки заключается в том, что в ней человек полнее всего реализует себя как созидатель. Он "не комментирует жизнь", как любят говорить сегодня; он творит, в меру возможностей, "вторичный мир"» (Джон Рональд Руэл Толкин) [5].

Сказка является предметом изучения российских и зарубежных ученых: филологов, педагогов, психологов, методистов.

Согласно суждению автора метода комплексной сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, потенциал сказки не ограничивается только работой с детьми. Сказку, как считает автор, можно успешно использовать и в образовании взрослых [6].

«Сказки обращены к чистому и восприимчивому творческому началу каждого человека, к воспитанию внутреннего ребенка как к «проводнику творческой энергии» [7].

Работая со сказкой, «нужно создать условия для продуктивной творческой деятельности». «Потенциал продуктивной творческой деятельности огромен: в этом процессе активно формируется наглядно-образное мышление и зрительная память детей, развиваются речь и воображение, эстетическое восприятие, внимание, логические умения (анализ, сравнение, обобщение)» [8].

«Приобщение к сказкам - это путь освоения важнейших человеческих ценностей, стимул к позитивной социализации» [9].

Существует большое разнообразие видов сказок, среди которых нам интересны авторские сказки. На основе личного опыта проведения выставок живописи мы пришли к умозаключению, что написание сказки по картине художника является действенным средством развития творческих способностей человека.

Активизировать творческий потенциал личности зрителя посредством работы со скрытыми смыслами визуальных образов картины, их «извлечение» и оформление в творческий отклик - авторскую сказку - главная идея исследования. Она возникла при знакомстве с эмоционально-чувственными откликами зрителей персональных выставок художника Дмитрия Патрушева, члена Союза художников России, на художественные образы его картин (с 2006 г.). Позднее - на специально проводимых для всех желающих мастер-классах по сказкотерапии на его персональных выставках (с 2019 г., ведущая - канд. психол. наук Оксана Королева).

В настоящее время сказкотерапия широко применяется в практике психологии. Существует много научных исследований, доказывающих эффективность сказкотера-пии в коррекции патологий и деформаций, в развитии когнитивных и творческих способностей человека.

Мы считаем, что написание сказки по картине художника является не только одним из психотерапевтических упражнений в сказкотерапии, но и важным средством раскрытия творческого потенциала человека, который сталкивается с миром живописи и устанавливает диалог с произведением искусства.

В начальных классах школьников обучают написанию сочинений по картине, где важная роль отводится рассматриванию, анализу и пониманию сюжета картины и ее объектов, их взаимодействию и воздействию при созерцании. Описание по картине в этом случае ограничивается сюжетом картины и требует точного и грамотного изложения, как правило, по плану [10].

Написание сказки по картине абсолютно творческий процесс, который часто не ограничивается смыслами визуального образа. В результате анализа текста сказок по

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

картинам художника следует констатировать, что изображение картины может служить основой для построения сюжета всей сказки, а также для любой ее части (начала, конца и др.). Часто картина служит лишь сценой для развития сюжета сказки с героями, которых нет на полотне, или сюжет сказки может выходить за пределы содержания картины (примеры см. в табл. 2). Отсутствие ограничений дает автору сказки свободу выбора для развития сюжета, активизирует его воображение и фантазию, развивает когнитивные процессы и творческие способности.

Авторские сказки также отражают индивидуальное художественное сознание, индивидуальный стиль автора [11]. В своей практике мы неоднократно наблюдали несколько сказок с разными сюжетами и смыслами, которые были написаны несколькими авторами по одной картине.

Написанные сказки по картинам мы рассматриваем в первую очередь как результат творческого процесса, состоявшегося на основе диалога между зрителем и произведением живописи, который приводит к появлению зрительского отклика - текста авторской сказки по картине. В данной статье сказка не рассматривается как источник сведений для последующего анализа психологического состояния и установок личности автора, если только последнее не противоречит духовно-нравственным установкам общества. Тогда, безусловно, необходима работа психолога.

Следует отметить наличие большого количества методических рекомендаций для написания сказок в печатном и электронном виде. Однако в настоящее время научные статьи и методические материалы, посвященные написанию сказок по картинам художников, не представлены в научном обороте.

Отсутствие методического сопровождения для написания сказок по картинам художников, которое можно было бы применять, в том числе совместно с выставочной деятельностью, для развития творческих способностей, определило актуальность исследования.

На основе вышеизложенного были сформулированы

объект исследования: синтез живописного образа и сюжета сказки, способствующего развитию творческого потенциала личности;

предмет исследования: теоретические и методические материалы, используемые при написании сказок по картине художника;

цель исследования: разработать, обосновать и апробировать методические материалы для написания сказки по картине художника, которые могут использоваться в широкой практике развития творческого потенциала личности;

задачи исследования:

- обобщить сведения о сказке и представить в структурированной форме для лучшего восприятия и использования в качестве методического сопровождения;

- разработать и апробировать алгоритм для написания сказки по картине художника, представив его методическую и психологическую структуру, раскрыв процессуальную сторону активизации когнитивных процессов и развития творчества при написании сказки по картине.

Методология и результаты исследования

На первом этапе исследования (2018-2019 гг.) произошел отбор, анализ и обобщение научно-теоретического и методического материала для написания сказки.

На втором этапе исследования (2019-2020 гг.) составлены методические материалы по написанию зрителями авторской сказки по картине художника в краткой структурированной форме: теоретические сведения о сказке, алгоритм написания

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

сказки и технологии поиска сюжета и выбора героев сказки по картине художника. Данные материалы вошли в учебное пособие «Смыслы живописи: Сюжеты - Сказки -Образы» [12].

На третьем этапе исследования (2019-2023 гг.) были апробированы методические материалы по написанию авторских сказок по картине художника в разных формах (учебные занятия и мастер-классы по сказкотерапии, выставки живописи), сделаны выводы (см. ниже).

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; анализ, синтез, обобщение; моделирование; оценка результатов практической деятельности; наблюдение; опрос; беседа.

В результате изучения научных и научно-методических материалов ниже представим теоретические сведения о сказке в краткой и удобной форме для восприятия самому широкому кругу читателей. Данный материал может использоваться и в качестве методического сопровождения на занятиях по сказкотерапии.

Любимая сказка - метафора возможного будущего

Сказка всегда была связана с миром человеческой фантазии, она плод многовекового творчества людей, зафиксированный в культуре и ее традициях.

Толковый словарь русского языка характеризует сказку как «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил»; выдумку, ложь (разг.), «то же, что чудо» [13].

Российский исследователь Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева указывает на многообразие значений сказки в жизни человека:

- это инструмент передачи опыта «из уст в уста» молодому поколению необходимых моральных норм и правил; способ осознания и воспитания отношения к миру, древнейший способ социализации;

- это нарратив - слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его;

- это инструмент эффективного развития фантазии, творчества и усвоения основных механизмов поиска для разрешения трудностей и принятия решений [14].

Обращаясь к эмоционально-чувственному миру ребенка, текст сказки дает ответы на ключевые нравственные вопросы, разрешаемые человеком на протяжении всей жизни: в чем смысл жизни, какую сторону принять в борьбе добра со злом, что такое любовь и предательство, жизнь и смерть, какова цена поступка/подвига.

Любимая сказка - важное свидетельство внутренней жизни будущего взрослого. Анализ такой сказки помогает не только понять причины привлекательности сюжета или образов конкретных героев, но и установить причинно-следственную связь между событийной наполненностью сказки и эмоционально-чувственным миром читателя.

С течением жизни отношение к сказке может трансформироваться. Это означает, что происходит духовный рост человека: он перерастает проблемы прошлого, осознаёт стоящие перед ним вызовы и задает себе новые жизненные вопросы, обеспечивающие движение вперед.

Рождение сказки. Как я могу стать автором

Попытка создать и разобрать «сказочный план» необходима не только для понимания смыслов уже придуманных и сочиненных текстов, но и для приобретения собственного творческого опыта. В этом разделе обобщены и представлены те полезные теоретико-практические знания, которые помогут в написании собственной авторской сказки.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

Существует большое многообразие сказок. Есть сказки-присказки, сказки-новеллы, сказки-легенды, сказки-небылицы, сказки-пародии и др.; детские и взрослые; народные/фольклорные, литературные и авторские; старые и современные сказки; философские, психологические и др.; волшебные сказки и сказки-страшилки; «докучные» (сказка про белого бычка) и др. Большой вклад в их изучение внесли такие исследователи, как А. И. Никифоров, В. Я. Пропп, С. Томпсон, а также современные ученые-филологи, психологи, разрабатывающие теоретические аспекты феномена сказки и возможности ее практического применения, в том числе в формате сказкоте-рапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.).

Жанры сказок

- Сказка о животных.

- Волшебная сказка.

- Новеллистическая сказка.

- Анекдотическая сказка.

- Небылица.

Жанровые особенности сказки

- Волшебство (волшебные предметы, волшебные превращения).

- Деление персонажей на положительных и отрицательных.

- Изображение борьбы добра со злом. Или перерождение. Или испытания.

- Хороший конец.

- Развлекательный и поучительный характер (воспитательный и обучающий).

Таблица 1

Элементы сказки для написания и ее анализа

Элементы сказки по Т. Д. Зинкевич-Евстигне-евой Характеристика

Тема Любая, по замыслу автора с опорой на картину

Главный герой (ГГ) Обычно яркий образ, положительный или отрицательный, который типизирован или индивидуализирован. По ходу сказки перевоплощается из одной социальной роли в другую

Другие действующие лица (ДДЛ) Положительные или отрицательные, могут быть типизированы или индивидуализированы

Отношения между ГГ и ДДЛ Определяются замыслом сказки. Проектируется возможный нравственный поворот для героев сказки, который определяется моралью сказки

События Трудности и преодоление трудностей Ресурсы имеющиеся и недостающие Придумываются события вымышленные или пересказываются реальные, в которых раскрываются отношения между ГГ и ДДЛ, где описываются трудности, их преодоление, а также имеющиеся и недостающие ресурсы героев сказки. События могут происходить последовательно линейно. Часто имеет место троекратность повторения событий

Средства художественной выразительности в народных сказках Олицетворение - наделение животных, предметов, явлений природы человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами, мыслями. Гипербола - непомерное преувеличение изображаемого явления. Эпитет - определение, которое добавляется к слову для большей выразительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

Сказка - это всегда особая форма повествования (часто вымысла, иногда реальных событий) и построения.

Композиционный строй сказки Экспозиция —► Завязка —^ Развитие сюжета —^ Кульминация —^ Развязка

Композиционные закономерности развития сюжета сказки

Закон композиционного стержня. Сказка бывает с одним или двумя героями. Два героя равноправны; два героя неравноправны; герой и помощник; два героя -противники. Главная роль отводится одному или двум героям, вокруг которых разворачиваются события, которые и становятся стержнем сказки.

Закон повторения динамических элементов применяется для замедления и усложнения общего хода сказки: окончание последовательности действий одного героя и перетекания в последовательность аналогичных действий другого героя. Повторение возможно два, три или более раз. Развитие таких действий похоже на спираль, отличия будут в персонажах, мотивах действия или эпизодах. Примером могут служить сказки о трудных задачах. Например, в сказке «Морозко» одинаковые события происходят с падчерицей и родной дочкой; в сказке «Царевна-лягушка» задание с поиском невест было дано трем сыновьям.

Стиль написания и язык повествования сказки

1. Стиль написания сказки (лаконичный или художественно-выразительный), ее поэтика, определяются самим автором.

2. Сказка пишется от первого или от третьего лица, от имени одного из героев сказки. Иногда применяют смешанное или безличное повествование.

3. Герои сказки имеют особые запоминающиеся характеристики, наполненные олицетворением, гиперболой и эпитетами («Баба-яга - костяная нога»).

4. Используются жанровые особенности народных и волшебных сказок.

• Присказка. Зачин - это первые вступительные фразы или слова в сказке. Часто сказка начинается присказкой, то есть своеобразным вступлением, содержание которого прямо не связано с содержанием сказки. Если сказка начинается с зачина «Жили-были...» или «В некотором царстве, в некотором государстве...», то присказки может не быть.

• Устойчивые сказочные формулы и повторы. В тексте используются устойчивые выражения («Пир на весь мир»), повторения одних и тех же слов или целых фраз («Едет он день, едет второй, едет третий день...»). Часто такие формулы необходимы для соединения деталей сюжета.

• Эпитеты необходимы в тексте для большей выразительности («буйная головушка»).

• Концовка. Мораль - это заключительная строчка, логический поучительный вывод или шаблонная фраза финала («Стали жить-поживать да добра наживать»). Иногда концовка совсем не связана с содержанием сказки и, как присказка, бывает краткой и распространенной. Зачин «Жили-были...» и концовка «Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец» могут быть встроены в любую сказку.

5. Сказки рассказывают или читают с особенной сказочной эмоциональной интонацией.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

Технологии поиска сюжета и выбора героев сказки

Технология «Композиционный стержень»

Стержень вашей сказки - то, что зафиксировало ваше внимание на картине (яркий предмет или фигуры, свет, цвет, порождающий невидимого героя, и т. п.). Это и станет главным героем (или героями) сказки. Можно определить друга или помощника главного героя. Наделите его (их) качествами, которые вам нравятся или, наоборот, вызывают отрицательные эмоции, опишите их внутреннее психологическое состояние. Посмотрите глазами героев на то, что происходит внутри картины.

Технология «<ТРИЗ "Морфологический ящик"»

1. Подготовьте таблицу (морфологический ящик), см. ниже.

2. Выберите 3-4 понравившиеся сказки из первой главы этой книги.

3. В каждой ячейке строки таблицы напишите название сказки и ее героев. Количество сказок будет зависеть от сюжета картины и количества действующих героев. Пример см. в табл. 2. Таблица составлена на основе сказок из авторского учебного пособия [15].

Таблица 2

Герои сказок по картинам художника

Название Действующие герои

сказки 1 2 3 4 5

Утренний свет Груша Груша Груша Прекрасная роза Увядшие цветы

Сад Хосе Анита Пабло Родители Дядя Хосе Жители города

Первая зима Котенок Белка Добрые люди Девочка Мама девочки

Далекий маяк Корабли Яхты Яхта Маяк Звезда

4. Прочитайте героев сказок в пронумерованных столбцах таблицы. Это будут действующие герои для ваших новых сказок. Выберите любой вариант действующих героев для вашей сказки (1, 3 или другой), который будет задаваться сюжетом картины. Характер и особенности героев можно менять.

5. Нельзя вводить новых героев, которых нет в таблице.

Технология «Невероятные путешествия и приключения»

Детям и подросткам можно выбрать героев из книг или детских журналов и с ними придумать необычные приключения по сюжету картины, в которых будут испытания, или конфликт, или борьба добра со злом.

Технология «(Чудесные изменения образа»

Выберите малосимпатичный образ на картине. Опишите его и отметьте, что вам в нем не нравится, а затем, придумывая сюжет, измените этот образ в лучшую сторону (история перерождения).

Технология «(Старая сказка на новый лад»

Вспомните любимую сказку детства, которую вы готовы были слушать или читать постоянно. Погрузите героев любимой сказки в сюжет и атмосферу картины. Проследите, как изменяются характеры героев и сюжет повествования.

Методы написания сказки по картине художника

Помните:

- что изображение картины может служить основой для построения сюжета всей сказки в целом, а также для любой ее части: начала (экспозиции, завязки), центральной части (развития сюжета, кульминации), финала (развязки и заключения);

- сюжет сказки может выходить за пределы содержания картины.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

Алгоритм написания сказки по картинам I этап. Подготовка к написанию сказки

1. Выберите одну картину

2. Ответьте на вопросы

Напишите ее название

Что привлекло ваше внимание в ней: колорит, основные и дополнительные объекты/персонажи и пр.? Какие чувства вызывает сюжет картины, ее объекты? Какие сказочные ассоциации возникают при восприятии картины, ее объектов?

Изображение картины может служить основой для построения сюжета всей сказки в целом или для любой ее части. Сюжет сказки может выходить за пределы содержания картины. Воспользуйтесь технологиями для поиска героев сказки и ее сюжета: «ТРИЗ "Морфологический ящик"», «Композиционный стержень», «Невероятные путешествия и приключения», «Чудесные изменения образа», «Старая сказка на новый лад»

II этап. Проба пера

1. Выберите, кому адресована ваша , . к

к 3 Взрослому / подростку / ребенку

О животных / волшебная / новеллистическая / небылица

• С опорой на картину

• Должно отражать заложенный смысл

С опорой на сюжет картины

Люди / животные / предметы / явления. Напишите их

• Положительные / отрицательные

• Применяя олицетворение / гиперболу / эпитеты

• События / ресурсы имеющиеся и недостающие / трудности / конфликт / борьба добра со злом / преодоление трудностей /испытания /перерождение

сказка

2. Определите жанр вашей сказки

3. Придумайте тему и идею. Придумайте название сказки

4. Придумайте место, где будет раз-

ворачиваться сюжет

5. Определите главного героя и дей-

ствующих лиц вашей сказки.

- Проработайте их образы.

- Определите их характеры.

- Придумайте развитие сюжетных линий каждого героя, их взаимоотношения с другими действующими лицами

6. Составьте план:

Экспозиция / Зачин —► Завязка

Развитие сюжета —► Кульминация

Развязка-мораль

7. Выберите

стиль повествования

8. Начните писать сказку

> Лаконичный / художественно-выразительный;

■ диалог героев / монолог рассказчика (от первого / от третьего лица / от имени одного из героев сказки); смешанное или безличное повествование;

■ применяя присказки / устойчивые сказочные повторы

Дайте волю своей фантазии III этап. Акт презентации сказки

1. Написав сказку, прочитайте ее. Оцените, что вы стали автором новой сказки

2. Представьте сказку близкому человеку

3. Проведите презентацию вашей сказки в кругу родных и близких

Читайте выразительно, используя многообразие эмоциональной палитры. Обязательно похвалите себя

Понаблюдайте за его реакцией

Подпишите свою сказку. Оцените акт творчества

Вдохновляйтесь творчеством и сами становитесь творцом!

ниегп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

issn 2304-120X Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

научно-методическии электронный журнал

Ниже в таблице в обобщенной форме представим обоснование основных этапов написания сказки по картине художника с точки зрения методики и психологии. Методические аспекты направлены в первую очередь на оптимальную структуру, точность и полноту формулировок. Мы полагаем, что этот алгоритм можно использовать в широкой практике творческой деятельности, в том числе самостоятельно без ведущей роли психолога, так как в его основе сконцентрированы теоретические сведения о сказке. Психологические аспекты раскрывают процессуальную сторону этого алгоритма с точки зрения активизации когнитивных процессов и развития творчества при написании сказки.

Таблица 3

Методическая и психологическая структура алгоритма написания сказки по картине

№ этапа Название этапа Когнитивные процессы

Методическая структура Психологическая структура

I этап Подготовка к написанию сказки по картине Этап восприятия - Восприятие картины; - осознание своего эмоционально-чувственного отклика на сюжет и образы картины; - анализ (расчленение композиции картины на детали, образы и т. п.); - осмысление сюжета, образов и деталей картины через сравнение и обобщение их взаимосвязей; - перенос сюжета, образов и деталей картины на сказочный сюжет (ассоциативное мышление) или на технологии для поиска сюжета сказки и ее героев

II этап Проба пера Этап погружения и интеграции [16] - Придумывание (творческое воображение и фантазирование); - анализ, синтез, обобщение; - активизация творческого потенциала; - развитие волевой сферы, внимания и логики; - развитие навыков в написании сказки - письменных текстов

III этап Акт презентации сказки Этап рефлексии - Раскрытие творческого потенциала; - развитие речевого аппарата; - самоанализ, рефлексия; - самооценка и оценка деятельности

Напутствие Вдохновляйтесь творчеством и сами становитесь творцом! Этап мотивации на творческий процесс - Побуждение к действию, творчеству; - настрой на положительный результат

Следует пояснить, что акт презентации сказки нами осознанно включен в алгоритм написания сказки, так как этот этап имеет большое значение для максимального раскрытия творческого потенциала личности. Написанная сказка по возможности должна обрести форму, которую можно представить адресату (самому себе, своим близким или друзьям). Сказка может быть прочитана с выражением и по ролям, может быть представлена в аудиоформате. Именно этот акт позволяет автору увидеть завершение длительного творческого процесса и тем самым - повысить свою самооценку.

Предлагаемая нами последовательность написания сказки по картине также соответствует этапам деятельности по приобщению к миру прекрасного: «обращение и

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

погружение в прекрасное»; «самореализация в мире прекрасного»; «интеграция ценностей прекрасного» [17].

Апробация методических материалов осуществлялась в разных формах образования и досуговой деятельности: на занятиях и на мастер-классах по сказкотерапии, которые проводила психолог О. Королева; на выставке живописи Д. Патрушева. Выставка как «ситуация встречи с прекрасным носит диалогический характер» и раскрывается по-разному - через «ситуации эмоционального воздействия; рефлексивные ситуации; эмпатические ситуации; ситуации самореализации» [18].

Занятия по сказкотерапии в рамках курса «Арт-терапии» были проведены для 56 студентов-дефектологов (бакалавров и магистров) Вятского государственного университета (11 человек в 2019 г.; 31 человек в 2022 г.; 14 человек в 2023 г.). Сначала на занятиях в аудиторное время студенты изучали теоретические и технологические аспекты написания сказки по картинам художника (не менее 4 ч), а во внеаудиторное время после посещения выставки писали сказки по картинам.

Серии мастер-классов по сказкотерапии были проведены в рамках Дня защиты детей (Инженериум ВятГУ, июнь 2023 г.) на выставке «Цветы детства» со студентами-историками, социологами, организации работы с молодежью Вятского государственного университета. Всего приняло участие 42 человека. Следует отметить, что эти мастер-классы проходили на одной из творческих площадок праздника. Для написания авторских сказок участникам было предоставлено комфортное и тихое от праздничного шума место на террасе, окруженной зелеными растениями и картинами. Студенты писали сказки в течение одного часа после проведения ознакомительной беседы в малых группах. Студентам также были выданы листы формата A4 с алгоритмом по написанию сказки.

Следует отметить, что студенты самостоятельно выбирали картину, по которой будут писать сказку. Все сказки, написанные студентами, были проработаны с психологом в индивидуальной беседе.

В результате анализа сказок, опросов и бесед со студентами следует отметить:

- все студенты (98 человек, 100%) написали сказки по картине художника и положительно оценили опыт написания сказок, особенно индивидуальную беседу с психологом по анализу текста сказки;

- для 95 студентов (96,9%) это был новый опыт деятельности;

- 86 студентов (87,8%) высоко оценили свою сказку;

- 83 сказки (84,7%) можно читать аудитории. Отметим, что преимущественно их авторами стали студенты-дефектологи (56 человек, с которыми проводились учебные занятия по сказкотерапии). Сказки, которые были написаны дома без ограничения времени, отличаются тщательной проработкой;

- 76 студентов (77,6%) захотели прочитать свои сказки своим друзьям и близким;

- студенты, которые писали сказки на мастер-классах, выразили мнение, что если бы время на написание сказки было увеличено, то результат был бы еще лучше. Выданный им алгоритм написания сказки, безусловно, им помог. Студенты отметили, что, с одной стороны, алгоритм носит направляющую функцию, с другой - не зажимает и не ограничивает фантазию;

- все студенты подтверждают, что такая работа, безусловно, развивает творческий потенциал личности.

Высокие результаты у обучающихся позволяют судить о том, что разработанные методические материалы, в том числе алгоритм написания сказки по картине, имеют

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

пользу при организации занятий по сказкотерапии. Часть написанных студентами сказок вошла в указанное выше авторское учебное пособие. Ниже в табл. 4 приведем некоторые примеры сказок, написанных по картинам художника Д. Патрушева.

Следует отметить, что все сказки имеют высокую духовно-нравственную основу. Они интересны детям и взрослым. В них любопытны и выбор героев, и сюжеты, особенно в сравнении с композицией картины. Безусловно, готовые авторские сказки - это новый творческий продукт, в основе которого лежит синтез живописи и литературного творчества, позволяющий установить диалог зрителя с произведением искусства.

Таблица 4

Сказки по картинам художника

Картина. Название Сказка

% Название сказки: «В поисках добрых дел». Действующие лица: мальчик Пьер, Старушка-волшебница, Домовой, Три яблока, Цветок, Бабочка. Идея сказки: не надо грубить и вредничать; надо помогать тому, кто нуждается в помощи

На веранде

2021. Холст, масло. 70x50 см

' Operetta 2011. Холст, масло. 50x70 см Название сказки: «Маленький кораблик». Действующие лица: Маленький кораблик, Огромный теплоход, Толпа встречающих людей. Идея сказки: о пользе учения

Светлячок 2017. Холст, масло. 50x70 см Название сказки: «Светлячок и Солнце». Действующие лица: Светлячок, Солнце. Идея сказки: об ответственности к своей работе

Выставка живописи Д. Патрушева «Сказки лета» в трех частях проходила в белом геокуполе в Ботаническом саду Вятского государственного университета (июнь -сентябрь 2023 г.). Зрителям выставки были представлены экспозиция картин и звучащие по ним сказки, а также этикетки к картинам с мотивирующими к действию высказываниями известных людей, аннотация к выставке с описанием концепции выставки, а также на листах формата А4 «Алгоритм написания сказки по картине художника». Гирлянда с горящими лампочками над картинами, красивые мелодии также создавали особую атмосферу выставки.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

Следует отметить, что многие посетители выставки были удивлены и восхищены идеей объединения живописи и сказки, внимательно рассматривали картины, слушая аудиосказки. 100 экземпляров алгоритма написания сказки по картине художника разобрали в первые три дня работы выставки, что говорит о воздействии такого формата на посетителей и формировании импульса к написанию сказки. Некоторые зрители делились замыслами своих сказок по картинам, экспонируемым на выставке. Следует отметить, что одинаково позитивно отзываются о таком формате выставки и дети, и взрослые, в том числе люди преклонного возраста, проявляя эмоции радости, удивления и иногда слезы. Многие отмечали, что звучащие сказки позволяют шире взглянуть на сюжет картины и вызывают желание попробовать написать свою сказку, а иногда и свою картину по уже написанной сказке. Это подтверждают отзывы зрителей выставки: при входе в зал «сразу появилось ощущение праздника», «прошел "загруз" от рабочего дня», «необыкновенная атмосфера» и т. п.; после выставки «появилось ощущение восторга и полета», «желание творить», «хочется пересмотреть свой порядок жизни, чтобы творчески действовать!» Всего посетило выставку, реализуемую в трех частях, 9049 человек (первую часть - 2417 человек, вторую часть -2822 человека, третью - 3910 человек).

В нашем исследовании выставочная деятельность как мотивационная среда для написания авторских сказок была организована в трех разных форматах.

Первый формат - выставки живописи, которые давали возможность зрителям познакомиться с картинами художника Д. Патрушева и пережить состояние вдохновения (2006-2008 гг.).

Второй формат - мастер-классы или практикумы по сказкотерапии «на полях» выставок (2019-2023 гг.), предполагавших непосредственное написание сказок зрителями.

Третий формат - традиционная выставка с дополнительными вербальными и аудиосредствами. Согласно концепции выставки «Сказки лета», реализованной в арт-пространстве Ботанического сада Вятского государственного университета (она описана выше), необходимо было создать особую среду погружения в мир прекрасного и побуждения зрителя к творчеству и авторскому осмыслению произведений живописи.

Заключение

Проведенное исследование позволило обосновать представленные в статье методические разработки по написанию сказок по картинам художника для использования в широкой практике развития творческого потенциала личности; апробировать их в разных формах занятий и досуговой деятельности и констатировать следующие результаты:

- установлено, что синтез живописи и литературного творчества зрителя побуждает к более личному восприятию искусства, дает импульс к авторскому творчеству, установлению взаимного диалога между зрителем и произведением искусства;

- сформулировано определение понятия «авторская сказка по картине художника», которое трактуется как текст, созданный в результате синтеза эмоционально-чувственного восприятия живописи и сказочного мышления автора, которое определяется его фантазией, воображением, культурным кругозором, способностью к свободе творчества и особенностями индивидуального стиля письма;

- проанализированы теоретические сведения о феномене сказки и представлены в форме, удобной для восприятия и использования в качестве методического сопровождения творческих практик; на их основе разработан алгоритм написания сказки по картине художника и представлена его психологическая основа творческой

ниегп

issn 2304-120X Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

научно-методическии электронный журнал

деятельности; составлен список технологий для поиска сюжета и выбора героев для написания сказки по картине;

- выявлено, что алгоритм написания сказки по картине формирует векторную за-данность творческого процесса, приводя к появлению конкретного результата - созданию авторского текста; применение таким практикам можно найти в развивающей образовательной и художественной среде, стимулирующей проявление потаенных способностей личности (на занятиях и мастер-классах по сказкотерапии, выставках живописи и пр.);

- подтвержден тезис о том, что сказка по картине создает большие возможности для диалога между зрителем и произведением искусства при реализации выставочных и образовательных проектов; написание авторских текстов по картинам функционально применимо и в арт-терапии (в частности, сказкотерапии), и в сфере досуго-вого и семейного саморазвития без ведущей роли психолога; алгоритм написания сказки по картине как направляющий вектор самостоятельной творческой деятельности может применяться в обеих этих сферах;

- выявлено, что звуковая среда выставки, знакомящая зрителей со сказками, написанными по картинам художника, оказывает позитивный эмоциональный настрой и вызывает чувственный отклик у посетителей (детей и взрослых), побуждая многих из них написать собственную авторскую сказку по картине.

Разработанные и представленные в статье методические материалы будут полезны для развития творческих способностей личности в естественной связи с теми социальными и психолого-педагогическими задачами, которые стоят перед системой школьного и дополнительного образования, а также самообразования детей и взрослых в процессе организации их досуговой деятельности и семейного воспитания.

Полученные результаты исследования в формате авторских сказок по картинам художника требуют дальнейшего научного осмысления, в частности, взаимосвязь художественных образов живописных полотен и текстов сказок, возникающих как творческий зрительский отклик; качественный анализ содержания сказок в аспекте их влияния на личность читателя.

Благодарности: Авторы выражают благодарность кандидату психологических наук, доценту О. Л. Королевой за апробацию методических материалов на занятиях и мастер-классах по сказкотерапии по картинам художника; руководству Ботанического сада Вятского государственного университета за предоставленную возможность проведения персональной выставки живописи Д. Патрушева «Сказки лета» в трех частях в период с 12 июня по 30 октября 2023 г.

Ссылки на источники

1. Цитаты известных личностей. - URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/624235-aleksei-nikolaevich-tolstoi-skazka-velikaia-dukhovnaia-kultura-naroda-kotoruiu

2. Цитаты известных личностей. - URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/2010549-albert-einshtein-esli-vy-kho-tite-chtoby-vashi-deti-byli-umnymi-chitai

3. Цитаты известных личностей. - URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/2098100-oleg-roi-skazki-liubiat-chitat-ne-tolko-deti-no-i-vzroslye

4. Цитаты известных личностей. - URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/447892-khans-kristian-andersen-kazhduiu-veshch-sleduet-nazyvat-eio-nastoiashchim-imenem

5. Цитаты известных личностей. - URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/459800-dzhon-ronald-ruel-tolkin-prelest-skazki-zakliuchaetsia-v-tom-chto-v-nei-chelov

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб., 2004. - 304 с.

7. Шерайзина Р. М., Угринчук О. Н. Педагогический потенциал комплексной сказкотерапии в развитии творческой индивидуальности студентов педагогических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-1. - С. 2.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

8. Просто о сложном: из мира сказки - в мир человеческих ценностей. Книга для педагогов и родителей / И. В. Арябкина, Т. Г. Русакова, О. В. Стукалова, А. А. Спиридонова / гл. ред. М. А. Лазарев; под науч. ред. Е. Б. Береговой, И. Б. Шульгиной. - М., 2022. - С. 5.

9. Просто о сложном: из мира сказки - в мир человеческих ценностей... С. 4.

10. Поздеева С. И. Сочинение по картине: работа с алгоритмом или визуальным образом // Филологическое образование в период детства. - 2017. - № 24. - С. 48-53.

11. Шарандин А. Л., Ли Исинь. Народные и авторские сказки в аспекте языкового сознания // Неофилология. - 2020. - Т. 6. - № 22. - С. 247. DOI: 10.20310/2587-6953-2020-6-22-235-249

12. Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И., Королева О. Л. Смыслы живописи: сюжеты -Сказки - Образы. Книга для медленного чтения: учеб. пособие. - Киров, 2023. - 140 с.

13. Сказка // Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - URL: http://ozhe-gov.info/slovar/?ex=Y&q=С КАЗ КА

14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000. - 310 с.

15. Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И., Королева О. Л. Смыслы живописи...

16. Мосунова Л. А., Солдатова И. Н. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодёжи: монография. - Киров, 2023. - 200 с.

17. Мосунова Л. А., Солдатова И. Н. Воспитание чувства прекрасного...

18. Мосунова Л. А., Солдатова И. Н. Воспитание чувства прекрасного... - С. 13.

Lyudmila K. Patrusheva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the Center for Publication Activity, Vyatka

State University, Kirov, Russian Federation

ORCID: 0000-0002-0789-4778

lk [email protected]

Dmitry V. Patrushev,

Member of the Union of Artists of Russia, Senior Lecturer, Department of Design and Fine Arts, Vyatka State

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University, Kirov, Russian Federation

ORCID: 0000-0003-0456-2863

painterd [email protected]

Yuliya I. Kolobova,

Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Department of Cultural Studies, Sociology and Philosophy, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation ORCID: 0000-0003-0503-5555 [email protected]

A fairy tale based on an artist's painting: methodological and psychological aspects of the technology developing the creative potential of an individual

Abstract. A developing technology in an environment of artistic and creative dialogue is a result of the long-term joint design, educational and exhibition experience. The purpose of this article is to present and justify the authors' methodological materials on writing a fairy tale based on an artist's painting for fairy tale therapy and for using it in order to develop an individual's creative potential. As a result of the study, the authors have given a definition of "the author's fairy tale based on the artist's painting"; summarized theoretical information about the phenomenon of fairy tales; developed an algorithm for writing a fairy tale based on the artist's painting, justified its psychological structure; made a list of technologies for searching for a plot and selecting fairy tale characters based on painting. It was found that the environment of the exhibition encouraged viewers of the exhibition to become the authors of their own fairy tales based on the painting.

Key words: fairy tale, author's fairy tale, fairy tale based on painting, fairy tale therapy, creativity, algorithm for

writing a fairy tale, artistic and creative dialogue.

References

1. Citaty izvestnyh lichnostej. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/624235-aleksei-nikolaevich-tolstoi-skazka-velikaia-dukhovnaia-kultura-naroda-kotoruiu (in Russian).

2. Citaty izvestnyh lichnostej. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/2010549-albert-einshtein-esli-vy-kho-tite-chtoby-vashi-deti-byli-umnymi-chitai (in Russian).

3. Citaty izvestnyh lichnostej. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/2098100-oleg-roi-skazki-liubiat-chitat-ne-tolko-deti-no-i-vzroslye (in Russian).

4. Citaty izvestnyh lichnostej. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/447892-khans-kristian-andersen-ka-zhduiu-veshch-sleduet-nazyvat-eio-nastoiashchim-imenem (in Russian).

5. Citaty izvestnyh lichnostej. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/459800-dzhon-ronald-ruel-tolkin-pre-lest-skazki-zakliuchaetsia-v-tom-chto-v-nei-chelov (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - 1,0 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Zinkevich-Evstigneeva, T. D., Frolov, D. F., & Grabenko, T. M. (2004). Teoriya i praktika komandoobra-zovaniya. Sovremennaya tekhnologiya sozdaniya komand, St. Petersburg, 304 p. (in Russian). Sherajzina, R. M., & Ugrinchuk, O. N. (2020). "Pedagogicheskij potencial kompleksnoj skazkoterapii v razvitii tvorcheskoj individual'nosti studentov pedagogicheskih special'nostej", Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 69-1, p. 2 (in Russian).

Aryabkina, I. V. et al. (2022). Prosto o slozhnom: iz mira skazki - v mir chelovecheskih cennostej. Kniga dlya pedagogov iroditelej, Moscow, p. 5 (in Russian). Ibid., p. 4.

Pozdeeva, S. I. (2017). "Sochinenie po kartine: rabota s algoritmom ili vizual'nym obrazom", Filolog-icheskoe obrazovanie v period detstva, № 24, pp. 48-53 (in Russian).

Sharandin, A. L., & Li Isin' (2020). "Narodnye i avtorskie skazki v aspekte yazykovogo soznaniya", Neofilologiya, t. 6, № 22, p. 247. DOI: 10.20310/2587-6953-2020-6-22-235-249 (in Russian). Patrusheva, L. K., Patrushev, D. V., Kolobova, Yu. I., & Koroleva, O. L. (2023). Smysly zhivopisi: syu-zhety - Skazki - Obrazy. Kniga dlya medlennogo chteniya: ucheb. posobie, Kirov, 140 p. (in Russian). "Skazka", in Ozhegov, S. I., & Shvedova, N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Available at: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=SKAZKA (in Russian).

Zinkevich-Evstigneeva, T. D. (2000). Praktikum po skazkoterapii, St. Petersburg, 310 p. (in Russian).

Patrusheva, L. K., Patrushev, D. V., Kolobova, Yu. I., & Koroleva, O. L. (2023). Op. cit.

Mosunova, L. A., & Soldatova, I. N. (2023). Vospitanie chuvstva prekrasnogo u studencheskoj mo-

lodyozhi: monografiya, Kirov, 200 p. (in Russian).

Ibid.

Ibid., p. 13.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 30.10.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.11.23

Принята к публикации Accepted for publication 25.11.23 Опубликована Published 30.12.23

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И., 2023

977230412023412

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.