Научная статья на тему 'Сказка как средство нравственного воспитания младших школьников'

Сказка как средство нравственного воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2745
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СКАЗКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова Елена Владимировна, Александрова Лилия Минихаевна

В работе нашли отражение проблемы нравственного воспитания и воспитания нравственности с помощью сказок. Показывается творческий характер использования фольклорных произведении в воспитании и развитии младших школьников. Особое внимание уделяется вопросам образования, воспитания и развития нравственных черт у младших школьников по средствам сказок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулакова Елена Владимировна, Александрова Лилия Минихаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сказка как средство нравственного воспитания младших школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 372.8

Кулакова Елена Владимировна

студентка БашГУ, г. Стерлитамак E-mail: ktyf.kulakova@yandex.ru Александрова Лилия Минихаевна

руководитель - к.п.н., доцент Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В работе нашли отражение проблемы нравственного воспитания и воспитания нравственности с помощью сказок. Показывается творческий характер использования фольклорных произведении в воспитании и развитии младших школьников. Особое внимание уделяется вопросам образования, воспитания и развития нравственных черт у младших школьников по средствам сказок.

Ключевые слова Сказка, нравственность, воспитательная работа.

Воспитание у ребенка нравственных качеств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности. Отношение человека к действительности находит свое выражение в сфере чувств, воли, мышления. Несомненно, позиция ребенка ко всему находящемуся вокруг проявляются в «единстве умственной, эмоциональной и действенной сторон личности, поэтому необходимо подвергнуть анализу отличительные черты развития этих сфер у младшего школьника».

Младший школьный возраст - период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. При этом происходит расширение области явлений, которые называют эти чувства. Если ребенка дошкольного возраста волнует то, что находится в его ближайшем окружении, то у младшего школьника чувства вызваны более широким кругом социальных явлений. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту нравственного начала в чувствах, формирование правильного отношения к фактам окружающей жизни [5, с. 452].

Наибольшая часть ребят приходит в первый класс из детского сада, где ребята приобретают большой запас нравственных представлений. Дети имеют широкий кругозор о представлении хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать учениками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их обязанностей и общения расширяется. Ключевым для детей, становится учеба. Также, в школе они должны научиться конструировать высоконравственные взаимоотношения с учителем и с товарищами по классу. Осмысление значимости, нужности ранее не известных обязанностей и дел предназначает стремление ребенка выполнять новые распоряжения взрослых: совестливо готовить школьные задания, кропотливо осваивать знания, энергично входить в состав жизнедеятельности класса [1, с. 345].

В воспитании младших школьников большое значение имеет пример эмоционального отношения к взрослым. Поэтому от богатства чувств взрослых зависят чувства детей, и учитель может оказать сильное влияние на учащихся примером собственных переживаний и отношений, что является важным моментом, облегчающим воспитание нравственных чувств детей.

Начало XXI в. ознаменовано пронзительной заинтересованностью общественности к детской литературе и детскому чтению, выражающемся в издании художественных произведений не только для детей («Детская литература»), но и литературы для взрослых (серия для детей «Сказки НЛО»).

Не стихают дискуссии о роли детской литературы в жизни ребят, о её функции - воспитательной, развлекательной или художественной: какая из них должна быть ведущей. Особая активность в организации разного рода мероприятий и работ, а также в обсуждении объединенных с детской литературой проблем в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

настоящее время относится к издателям и библиографам.

В нынешнее время модифицировался мир детской литературы и сам круг детского чтения. Уже никто не оценивает детскую литературу как возможность воспитания, однако, до сих пор существует стабильное представление взрослых о том, что профессионалом в области детского чтения имеет возможность быть каждый человек, державший в руках книгу и умеющий преподнести благородную цель чтения детям. Вместе с тем литературу, обращенную к детворе или перешедшую в детское чтение, «захваченную» детьми, нет возможности исследовать за пределами определенных особенностей возраста и восприятия ребенка.

Мир сказок великолепен и интересен для младших школьников. Их захватывает острый захватывающий сюжет сказок, оригинальность обстановки, в которой развертываются события; притягивают герои - храбрые, сильные, находчивые, удалые люди и сказки подкупают своей идейной тенденцией: добрые силы всегда побеждают. Для детей предполагает интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, певучесть, красноречивость языка, яркость выразительных средств. Роли в сказках колоритные, и в основной массе они четко распределяются на добрых, объективных, достойных уважение и на злых, жадных, завистливых. Силы воздействия образов и сюжетов в сказке такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения выразительно проявляют свои симпатии и неприязни к персонажам сказок, встают на сторону притесняемых, несчастных, готовы прийти им на выручку. Дети от всего сердца радуются, что побеждает справедливость: и простые бедные люди выходят из беды, а злобные гибнут, то есть, зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы в их жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки [2, с. 203-207].

У каждого вида сказки есть свои художественные особенности, свой эмоциональный мир. Так же, есть нечто общее для всех видов, что их связывает и делает сказку сказкой. Это интрига и композиция произведения.

Отличительным признаком сюжета сказания является двигательное вперед развитие действий. Действие в сказке передвигается только вперед, не зная второстепенных направлений. Художественное время сказки не выходит за ее границы, не имеет точного выражения и тем более реалистичного соответствия чему-либо: «шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

У детских сказок особая композиция. Заметно их пристрастие к повторению эпизодов. Повторы имеют полное, точное овладение сказки ребенком - не будут упущены и подробности - ведь каждая из них по-своему важна. Ребенок сам делает вывод из сходства и различия эпизодов.

Глубокий разумный, риторический вопрос задает сказка: в чем смысл жизни, в чем счастье человека? Представители двух поколений: старшего, которое боролось за установление Советской власти в нашей стране, и совсем молодого - держат перед чтецом ответ на этот замысловатый вопрос. Автор создает фантастическую ситуацию: разбей камень и можно начать жизненный путь сначала. На самом деле, такое осуществимо только в сказке. Начать жить сначала значит (как и в любом деле), что жизнь ничего хорошего не дала человеку, он не смог с достоинством прожить ее, было много оплошностей и не было установлено основного. А что же это основное? Что составляет стержень настоящей, достойной человека, жизни? решение на эти вопросы писатель дает самим развитием сюжета, рассказом старика о своей жизни, раскрытием его понимания счастья [3, с. 400-402].

Сказки дети должны заслушивать в обстановке, которая способствует более совершенному восприятию фантастических ролей (в тихий вечер в уютной обстановке, на природе). Повествования должны быть красочными, образными, небольшими. Нельзя предоставлять школьникам избыток ощущений, так как может ослабнуть внимательность к изложенному. В раннем возрасте ребенок не способен выслушивать длинные истории. Когда сказка большая по объему, сложная по развитию сюжета, внимание маленьких слушателей удерживают особым приемом. В науке о фольклоре он называется «кумуляцией», а сказка, построенная на использовании этого приема,- «кумулятивной». Кумуляция - это цеповидность сюжета, когда части - эпизоды формируют цепь - каждое связано с предыдущим и последующим. Классическим примером кумуляции является сказка о петухе, подавившемся гороховым зернышком. Чтобы помочь петуху, курочка бежит к реке — просит воды: петуху нужна вода - попьет и проскочит зернышко. Река сказала: «

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Поди к бору: бор даст кол, дак я дам воды». Побежала курица в бор - бор спросил лыка, а лыко - у липы. Снова надо бежать. Действие разворачивается стремительно — и сказочный эпизод, находясь в причинной связи с предыдущим, в свою очередь вызывает следующий за ним.

Сказки обладают ценным свойством, она представляет хорошо знакомый мир ребенку в преображении: изба и огород, ближние поля и лес, рядом текущая река — все делаются таинственно-привлекательными. У домашнего колобка может оказаться невероятная история. В огороде растёт огромная репа, и она так крепко сидит в земле, что не вырвать [4, с. 380-389].

Какую сказку ни взять, каждая воссоздает обычное - чаще всего быт и жизнь крестьянской семьи, но в каждой истории жизнь наполнена невероятными событиями и приключениями, необыкновенными делами и поступками людей. Такими историями сказочники приучали детей видеть мир особенными глазами. Они не внушали ложных представлений о мире — очень скоро дети сами начинали воспринимать, что сказка — вымысел, но след обаяния сказочным чудесным образом оставался, как оставалась и привычка рассуждать, выходя за границы реально существующего. Без воображения, без вольного соединения причин и следствий, без умения заглядывать дальше факта из ребенка не вырастал хороший работник. Это сказочники знали хорошо.

Оценка литературы варьируется в зависимости от степени, на котором находится читатель. Рассмотрим, каковы особенности понимания сказки младшими школьниками в зависимости от их уровня восприятия литературного произведения. Находясь на неполном уровне (соответствует учащимся 1 класса), младший школьник может испытывать установившие чувства к сказке, например, понравилась она или нет. Дети не могут найти вымысел, не могут воссоздать внешний образ и качества характера героев, а высказывают лишь впечатления по отношению к герою (жалость, переживание, волнение). Переходя на устанавливающий уровень (соответствует учащимся 2 класса), понимание литературной сказки приобретает некую неразрывность. Ребенок может пересказать основное содержание сказки, представить портреты основных героев сказки (их внешний вид, темперамент, действия), запоминаются повторяющиеся конструкции сказки. Дети уже могут выявить элемент чуда в сказке. На уровне героя (соответствует учащимся 3 класса), восприятие литературной сказки становится более целостным. Ребенок не только запоминает образы и действия героев, их психологические портреты, но и обращает внимание на отдельные детали, которые меняются на протяжении сказки. Дети начинают подвергать анализу поступки героев, стараются предвидеть их, выявляют какие условия (перемещения, волшебные предметы, действия других персонажей сказки) повлияли на совершение того или иного поступка героем. Возникает оценка героя. Окончательным в восприятии является уровень идеи (соответствует учащимся 4 класса). На этом этапе можно сказать о полноценном восприятии ребенком литературной сказки. Так как читатель способен не только правильно проанализировать сказку, но и обратить внимание на ее художественную форму, то есть понять, почему автор наделил героев определенными способностями, для чего и какую роль несут в себе испытания героев, помощников и т. д. Юные читатели обращают внимание на особенности трехступенчатого строения сюжета. На данном уровне могут выявить идею литературной сказки, проанализировав композицию, речевой стиль автора сказки и раскрыть авторскую позицию с помощью учителя.

Принимая во внимание вышеизложенные особенности восприятия литературного произведения детьми, можно выразить второе условие при работе со сказкой: преподавателю необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень оценки художественного литературного произведения учащихся, а также создавать свою работу соразмерно с выявленными результатами. Специфики сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разновидность сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и зрительных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация. Из вышесказанного можно сформулировать следующее условие, необходимое для продуктивной работы: для каждого урока чтения сказки нужно выбирать различные виды работы с учетом особенностей сюжета, героев произведения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Для осуществления воспитательной работы по формированию нравственных качеств средствами сказки необходимо осмыслить сущность этого сложного процесса.

Будучи важной частью нравственного воспитания, сказка представляет собой целенаправленный процесс включения обучающихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием нравственных качеств личности, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Формирование личности в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1996. - 464 с.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.

3. ЛьвовМ.Р., РамзаеваТ.Г., Светловская Н.Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.

4. РамзаеваТ.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1979. - 413 с.

5. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.

© Е.В. Кулакова, Александрова Л. М., 2016

УДК 371:658.562.3

Куликов Александр Алексеевич

профессор РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, РФ

E-mail: msau.l@ya.ru

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «АГРОИНЖЕНЕРИЯ»

Аннотация

Рассмотрены современные аспекты и роль метрологии как науки при изучении ее студентами, обучающимся по направлению подготовки «Агроинженерия».

Ключевые слова Метрологическое обеспечение, контроль, качество, учебные пособия.

С расширением производства будет улучшаться и метрологический контроль, так как точность - залог безопасности и качества продукции и услуг. Контроль качества при ремонте машин требует организации метрологической службы предприятия [1], разработки средств измерений, методик контроля.

Таким образом, без специального целенаправленного метрологического обучения подготовить квалифицированного специалиста, как по инженерным, так и другим направлениям и специальностям невозможно [2].

Кафедра метрологии, стандартизации и управления качеством РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева ведёт обучение студентов инженерного профиля по вопросам метрологии с 1960 года. Процесс постоянно совершенствуется, поскольку меняются требования, нормативные документы, средства измерений и контроля [3], методики выполнения измерений. На кафедре в течение последних лет разработаны учебные пособия по метрологии [4], стандартизации [5], управлению качеством [6], экономике качества [7]. Созданы практикумы по измерениям физических величин [8], температуры [9], и массы [10], практикумы-задачники [11], [12], [13], журналы [14]. Опубликованы статьи в области контроля [15], нормирования точности [16], экономики качества [17], [18].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.