МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Войтенко А. И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007.-343с.
2. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты. - М.: Академия, 2011.- 342 с.
3. Устав Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. - Ставрополь., 2013
© Н.П. Клушина, Т. Мирошниченко, 2015
УДК 364.27
Мирюкова Мария Александровна
к.с.н., доцент СибГИУ, г. Новокузнецк, РФ Е-mail: [email protected] Соколова Вера Федоровна к.ф.н., доцент ЗФ РАНХиГС , г. Калининград, РФ Е-mail: vera_sokolova @inbox.ru
СКАУТИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы благополучия детей, оставшихся без попечения родителей, роль социально-реабилитационного центра в формировании благополучия детей, а также степень влияния скаутинга на социальное благополучие детей.
Ключевые слова
Безнадзорность, беспризорность, благополучие, дети, оставшиеся без попечения родителей, замещающая семья, социальное обслуживание, социально-реабилитационный центр, социальный патронаж, скаутинг.
Преобразования и реформы во всех областях жизнедеятельности российского общества повлекли за собой серьезные социальные последствия. Осознание необходимости поиска эффективных путей выхода из нарастающего социального кризиса вызвало существенное возрастание интереса к проблемам благополучия человека и общества. Особого внимания заслуживает изучение проблемы социального благополучия детей, и тем более, такой мало защищенной категории, как дети, оставшиеся без попечения родителей.[1,226]
Система защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя различные составляющие, такие как, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, и наконец, органы управления социальной защиты населения, в которые входит социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. [2]
Задачей социально-реабилитационных центров является проведение реабилитации личности, для этого разрабатывается комплекс мер социальной реабилитации, которые существенно помогают ребенку преодолеть все проблемы и помогают стать ему счастливым, даже в тех условиях, в которых он оказался. [3, 67] Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж и др. [4, 39]
Одной из основных задач социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
виду, что взаимопомощь в группах социально-реабилитационного центра сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы, такие как занятие скаутингом.
Скаутинг относится к неформальному направлению образования и воспитания. Не ограничиваясь рамками учреждений образования, он предлагает подростку развитие и самопознание через игру и активную социальную позицию. Скаутинг привлекает подростков добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самореализации, неформальным характером отношений.
Технология скаутинга является целостной воспитательной системой, возникшей в Европе в начале ХХ века. Три основные составляющие скаутинга: любовь к Богу, любовь к своему Отечеству, помощь ближнему. Система скаутинга предполагает работу с детьми, подростками и молодежью, учитывает возрастные особенности при постановке задач и требований. Принципиально важно то, что руководители не являются профессиональными педагогами, реализуя себя в различных областях жизни, они сверх того уделяют внимание воспитанию детей и молодежи
В скаутинге ребята учатся самостоятельно брать на себя ответственность за свою жизнь, правильно анализировать свои интересы, стремления и поступки. Скаутинг направлен на совершенствование самого себя. Он готов помочь подростку смотреть всегда с оптимизмом и инициативой на жизненные трудности, научиться достойно и честно их преодолевать, при этом уважая себя и других.
В скаутинге важную роль играет поддержка взрослых, оказываемая детям, оставшимся без попечения родителей. Природа воспитательной поддержки, оказываемой в скаутском движении, отличается от других видов помощи взрослых, обычно имеющей место в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, например воспитатели, школьный учитель или спортивный тренер.
Таким образом, скаутизм представляет собой особый социальный институт, который способствует удовлетворению потребностей детей, оставшихся без попечения родителей, в общении и взаимодействии со сверстниками, реализации своих сил и возможностей, оказывает воспитательное влияние на становление личности ребенка, способствует формированию его мировоззрения, эмоциональной сферы, создает условия для самореализации, саморазвития, самовоспитания. Воспитание в скаутизме ориентировано на гуманистические ценности. Система скаутинга направлена на то, чтобы поощрять и развивать индивидуальность ребенка так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком и ценным гражданином своего Отечества. Вся система скаутинга нацелена на то, чтобы подготовить ребенка, оставшегося без попечения родителей к жизни в обществе и природе, облегчить процесс социальной адаптации в сложной взрослой жизни, соответственно, скаутинг можно рассматривать в качестве технологии формирования социального благополучия детей, оставшихся без попечения родителей.
Список использованной литературы:
1. Miriukova, M. A. Discourses about social wellbeing of children without parental support / M. A. Miriukova // European Science and Technology : materials of the IX internanional research and practice conference, December 24th-25th, 2014. - Munich, Germany, 2014. - Vol. II. - P. 226-231.
2. Соколова М.А. Современная Российская модель защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей: социологический анализ / М.А. Соколова. - диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Москва, 2006
3. Соколова М.А., Никулина О.В. Социально-психологическое направление в социальной работе с несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству / М.А. Соколова, О.В. Никулина // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2009. № 1. С. 67-70.
4. Мирюкова М.А. Технологии работы социально-реабилитационного центра по формированию субъективного благополучия у несовершеннолетних// М. А. Мирюкова/ Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией М.В. Темлянцева. - Новокузнецк, 2015. С. 39-42.
© Мирюкова М. А., Соколова В. Ф., 2015