Научная статья на тему 'Скаутинг как технология формирования социального благополучия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей'

Скаутинг как технология формирования социального благополучия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАЖ / СКАУТИНГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мирюкова Мария Александровна, Соколова Вера Федоровна

В статье рассматриваются вопросы благополучия детей, оставшихся без попечения родителей, роль социально-реабилитационного центра в формировании благополучия детей, а также степень влияния скаутинга на социальное благополучие детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скаутинг как технология формирования социального благополучия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Войтенко А. И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007.-343с.

2. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты. - М.: Академия, 2011.- 342 с.

3. Устав Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. - Ставрополь., 2013

© Н.П. Клушина, Т. Мирошниченко, 2015

УДК 364.27

Мирюкова Мария Александровна

к.с.н., доцент СибГИУ, г. Новокузнецк, РФ Е-mail: [email protected] Соколова Вера Федоровна к.ф.н., доцент ЗФ РАНХиГС , г. Калининград, РФ Е-mail: vera_sokolova @inbox.ru

СКАУТИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы благополучия детей, оставшихся без попечения родителей, роль социально-реабилитационного центра в формировании благополучия детей, а также степень влияния скаутинга на социальное благополучие детей.

Ключевые слова

Безнадзорность, беспризорность, благополучие, дети, оставшиеся без попечения родителей, замещающая семья, социальное обслуживание, социально-реабилитационный центр, социальный патронаж, скаутинг.

Преобразования и реформы во всех областях жизнедеятельности российского общества повлекли за собой серьезные социальные последствия. Осознание необходимости поиска эффективных путей выхода из нарастающего социального кризиса вызвало существенное возрастание интереса к проблемам благополучия человека и общества. Особого внимания заслуживает изучение проблемы социального благополучия детей, и тем более, такой мало защищенной категории, как дети, оставшиеся без попечения родителей.[1,226]

Система защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя различные составляющие, такие как, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, и наконец, органы управления социальной защиты населения, в которые входит социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. [2]

Задачей социально-реабилитационных центров является проведение реабилитации личности, для этого разрабатывается комплекс мер социальной реабилитации, которые существенно помогают ребенку преодолеть все проблемы и помогают стать ему счастливым, даже в тех условиях, в которых он оказался. [3, 67] Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж и др. [4, 39]

Одной из основных задач социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

виду, что взаимопомощь в группах социально-реабилитационного центра сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы, такие как занятие скаутингом.

Скаутинг относится к неформальному направлению образования и воспитания. Не ограничиваясь рамками учреждений образования, он предлагает подростку развитие и самопознание через игру и активную социальную позицию. Скаутинг привлекает подростков добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самореализации, неформальным характером отношений.

Технология скаутинга является целостной воспитательной системой, возникшей в Европе в начале ХХ века. Три основные составляющие скаутинга: любовь к Богу, любовь к своему Отечеству, помощь ближнему. Система скаутинга предполагает работу с детьми, подростками и молодежью, учитывает возрастные особенности при постановке задач и требований. Принципиально важно то, что руководители не являются профессиональными педагогами, реализуя себя в различных областях жизни, они сверх того уделяют внимание воспитанию детей и молодежи

В скаутинге ребята учатся самостоятельно брать на себя ответственность за свою жизнь, правильно анализировать свои интересы, стремления и поступки. Скаутинг направлен на совершенствование самого себя. Он готов помочь подростку смотреть всегда с оптимизмом и инициативой на жизненные трудности, научиться достойно и честно их преодолевать, при этом уважая себя и других.

В скаутинге важную роль играет поддержка взрослых, оказываемая детям, оставшимся без попечения родителей. Природа воспитательной поддержки, оказываемой в скаутском движении, отличается от других видов помощи взрослых, обычно имеющей место в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, например воспитатели, школьный учитель или спортивный тренер.

Таким образом, скаутизм представляет собой особый социальный институт, который способствует удовлетворению потребностей детей, оставшихся без попечения родителей, в общении и взаимодействии со сверстниками, реализации своих сил и возможностей, оказывает воспитательное влияние на становление личности ребенка, способствует формированию его мировоззрения, эмоциональной сферы, создает условия для самореализации, саморазвития, самовоспитания. Воспитание в скаутизме ориентировано на гуманистические ценности. Система скаутинга направлена на то, чтобы поощрять и развивать индивидуальность ребенка так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком и ценным гражданином своего Отечества. Вся система скаутинга нацелена на то, чтобы подготовить ребенка, оставшегося без попечения родителей к жизни в обществе и природе, облегчить процесс социальной адаптации в сложной взрослой жизни, соответственно, скаутинг можно рассматривать в качестве технологии формирования социального благополучия детей, оставшихся без попечения родителей.

Список использованной литературы:

1. Miriukova, M. A. Discourses about social wellbeing of children without parental support / M. A. Miriukova // European Science and Technology : materials of the IX internanional research and practice conference, December 24th-25th, 2014. - Munich, Germany, 2014. - Vol. II. - P. 226-231.

2. Соколова М.А. Современная Российская модель защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей: социологический анализ / М.А. Соколова. - диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Москва, 2006

3. Соколова М.А., Никулина О.В. Социально-психологическое направление в социальной работе с несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству / М.А. Соколова, О.В. Никулина // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2009. № 1. С. 67-70.

4. Мирюкова М.А. Технологии работы социально-реабилитационного центра по формированию субъективного благополучия у несовершеннолетних// М. А. Мирюкова/ Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией М.В. Темлянцева. - Новокузнецк, 2015. С. 39-42.

© Мирюкова М. А., Соколова В. Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.