Научная статья на тему 'Технологии оценки внешней и внутренней среды организации'

Технологии оценки внешней и внутренней среды организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1996
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ МИКРО И МАКРОСРЕДЫ / СИЛЬНЫЕ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клушина Надежда Павловна, Мирошниченко Татьяна

В статье анализируется технология SWOT-анализa учреждения. Описываются слабые, сильные стороны, возможности и угрозы в деятельности регионального министерства намечаются пути оптимизации деятельности данного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Клушина Надежда Павловна, Мирошниченко Татьяна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии оценки внешней и внутренней среды организации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

4. Сироткина И. Какого цвета желтая кофта Маяковского? // Теория моды: одежда, тело, культура. № 34 (зима 2014-2015). - С. 286-289.

5. История домов моды: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений / Д.Ю. Ермилова. 2 -е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.

6. Цит. по: Васильев А.А. Этюды о моде и стиле / Александр Васильев. М.: Альпина нон-фикшн; Глагол, 2009. 560 с.

7. Брик О. М. От картины к ситцу // ЛЕФ: Журнал Левого фронта искусств. - Москва; Петроград: Государственное издательство, 1924. № 2 (6). URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 20.02.2015 г.).

8. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды / Марина Романовская. СПб.: Алтея, 2010. 422 с.

9. Масленцева Н. Ю. Социологический анализ тенденций моды // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 8. С. 92-97.

10. Кидакоева Н. З. Художественно-эстетические идеи кавказской этники в дизайнерской коллекции современного костюма «Новая луна» // Социально-политические и культурные аспекты жизни регионального социума. Материалы научно-практической конференции «Неделя науки МГТУ». (24-29 ноября 2013 г.) Выпуск III. Майкоп: изд-во ИП Магарин О. Г., 2013. С. 50-59.

11. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. 3-е изд./Л. Н. Миронова. Мн.: Беларусь, 2005. 151 с.

12. Об очередной экспозиции проекта «Реальная мода» // Журнал «Швейная промышленность», 2011, № 1. С. 16-20.

13. 80 лет Центральному Научно-исследовательскому институту швейной промышленности. Становление. Развитие. Основные направления деятельности // Журнал «Швейная промышленность», 2010, № 5. С. 13-14.

14. Большая Советская Энциклопедия. / гл. ред. А. М. Прохоров. В 30 томах. Т. 24, кн. II. СССР. М., Советская Энциклопедия, 1977. с.

15. Люди эпохи Москвошвея. URL: http://www.artguide.com (дата обращения 20.03.2015 г.).

16. Бартлетт, Дж. FasionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе / Джурджа Бартлетт; пер. с англ. Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 360 с.

© Кидакоева Н.З., 2015

УДК 31

Клушина Надежда Павловна,

док. пед. наук, проф. СКФУ, г. Ставрополь Мирошниченко Татьяна,

магистрант кафедры социальных технологий СКФУ

klnp [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье анализируется технология SWOT-анализa учреждения. Описываются слабые, сильные стороны, возможности и угрозы в деятельности регионального министерства намечаются пути оптимизации деятельности данного учреждения.

Abstract

The article examines the SWOT-analysis technology institutions. It describes the weaknesses, strengths, opportunities and threats in the activities of the Ministry of Labor and Social Protection of the Stavropol Territory, outlines ways to optimize the activities of the institution

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

SWOT-анализ, факторы микро и макросреды, сильные, слабые стороны деятельности учреждения,

возможности, угрозы, перспективы развития.

Keywords

SWOT-analysis, macro and micro factors, strengths, weaknesses of the institution, opportunities, threats,

development prospects.

В условиях рыночной конкуренции и ограниченного финансирования учреждения социальной защиты организации должны владеть технологиями оценки внешней и внутренней среды. Рассмотрим данную технологию на примере Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края

Миссией Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края является содействие повышению качества и уровня жизни населения через обеспечение конституционных гарантий и прав граждан в области труда, занятости и социального обеспечения [3].

Эффективная деятельность данной организации зависит от разработанной стратегии развития. Стратегия развития основывается на изучении динамики внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение поставщиков, позицию государства) и состояния внутренних ресурсов самой организации (динамика рабочей силы, состояние производственных мощностей, финансовое положение), поскольку из взаимодействия этих факторов складывается реальная динамика организационного развития.

Одним из наиболее распространенных способов анализа внешней среды и внутреннего состояния является SWOT-анализ учреждения, который мы используем для анализа организационной среды Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - МТЗСН СК)

SWOT-анализ (Strengths - сильные стороны, Weaknesses - недостатки, Opportunities - возможности,. Threats - угрозы). Первые два слова относятся к организации, вторые - к внешней среде [1].

Цель SWOT-анализа - исследование сильных слабых сторон деятельности МТСЗН СК и определение возможностей его успешного функционирования в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка [2].

Период исследования - текущий, т.е. исследуются актуальные силы и слабости Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и текущая рыночная ситуация.

Задачи исследования:

- определить сильные и слабые стороны учреждения;

- определить угрозы и возможности внешней среды учреждения;

- выяснить какие сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы оказывают большее воздействие на исполнительный орган;

- выяснить в какой мере сильные стороны позволяют воспользоваться возможностями и противостоять угрозам внешней среды.

- определить какие стратегии необходимо реализовать при различном сочетании сильных и слабых сторон Министерства с возможностями и угрозами внешней среды.

Факторы микросреды: потребители услуг и конкуренты: необходимо знать: социально-психологические особенности потребителей услуг, структуру их потребностей, отношение к Министерству и т.д; деятельность Министерств труда и социальной защиты других субъектов РФ, деятельность государственных и негосударственных учреждений социального обслуживания населения в субъекте РФ и т.д.

Факторы макросреды: экономические, политические, технологические, социальные. Министерство в своей деятельности должно учитывать текущее и прогнозное состояние экономики. Для разработки долгосрочной стратегии развития необходимо знать намерения государственных органов в отношении социальной защиты населения, использовать современные технологии в своей деятельности. Необходимо изучить отношение населения к политике государства в области социальной защиты населения, к Министерству труда и социальной защиты населения как органу исполнительной власти СК, демографическую структуру населения, уровень и качество жизни населения и т.д.

К факторам анализа внутренней среды относится: персонал Министерства, их квалификация, интересы, ценностные установки; организационная структура, характер взаимоотношений «подчиненный -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

руководитель»; финансово-экономическое положение Министерства. источники и уровень финансирования; организационная культура МТСЗН СК, ориентация на творческую активность персонала, система поощрений и т.д.

В результате анализа были выявлены сильные стороны деятельности МТСЗН СК.

1. Социально-орентированный бюджет СК

2. Доступ в органы государственной власти, общественные организации в пределах своей компетенции

3. Опыт успешной реализации программ и проектов социальной направленности

4. Разветвленная сеть управлений и учреждений социальной защиты населения

5. Широкий спектр предлагаемых услуг

6. Реализация 442 ФЗ предполагает ведение реестра получателей социальных услуг и реестра поставщиков социальных услуг

7. Высокий уровень квалификации управленческих кадров

8. Высокий уровень профессиональной грамотности трудового коллектива;

Исследования показало наличие слабых сторон в деятельности Министерства труда и социальной защиты населения СК:

9. Недостаточное финансирование отрасли

10. Недостаточность материально-технической базы и иных ресурсов системы социальной защиты населения;

11. Недостаточное использование современных технологий социального обслуживания населения (электронные услуги)

12. Недоступность услуг для части потребителей

13. Низкая интеграция в общество инвалидов в силу общественной и социальной инфраструктуры.

14.Низкий уровень оплаты труда специалистов в области социальной защиты населения

15.Низкий социальный статус социальных работников

SWOT-анализ показал возможности Министерства труда и социальной защиты населения СК:

16. Направленность политики Президента РФ, Правительства РФ на модернизацию, инновации в социальной сферы (электронная Россия)

17. Доступ в органы государственной власти

18..Готовность общественных организаций к сотрудничеству

19.Возможность обмена опытом с другими субъектами РФ и другими государствами;

SWOT-анализ определил угрозы МТСЗН СК.

20. Осложнение международных отношений

21. Ухудшение социально-экономической ситуации в крае, в стране

22. Недовольство населения деятельность МТСЗН СК

23. Потребительское отношение клиентов к государственной помощи.

Данный анализ позволил провести оценку значимости факторов и вероятности воздействия сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз (Таб. 1)

Таблица 1

Оценка значимости факторов и вероятности воздействия сильных и слабых сторон, угроз и возможностей в

деятельности МТСЗН СК.

Сильные стороны

№ Факторы Значение Значимость Вероятность воздействия факторов

1 социально-орентированный бюджет СК сильная сторона 5 5

2 доступ в органы государственной власти сильная сторона 5 5

3. опыт успешной реализации программ и проектов социальной направленности сильная сторона 5 5

4 разветвленная сеть управлений и учреждений социальной защиты населения; сильная сторона 5 5

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х

Продолжение таблицы 1

5 широкий спектр предлагаемых услуг сильная сторона 4 4

6 высокий уровень квалификации управленческих кадров сильная сторона 5 5

7 высокий уровень профессиональной грамотности трудового коллектива; сильная сторона 5 5

8 реализация 442 ФЗ (ведение реестра получателей социальных услуг и реестра поставщиков социальных услуг) сильная сторона 3 3

Слабые стороны

№ Факторы Значение Значимость Вероятность воздействия факторов

9 недостаточное финансирование отрасли сильная сторона 4 5

10 недостаточность материально-технической базы и иных ресурсов системы социальной защиты населения сильная сторона 5 5

11 недостаточное использование современных технологий социального обслуживания населения (электронные услуги) сильная сторона 4 4

12 недоступность услуг для части потребителей сильная сторона 4 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 низкая интеграция в общество инвалидов в силу общественной и социальной инфраструктуры сильная сторона 3 3

14 низкий уровень оплаты труда специалистов в области социальной защиты населения сильная сторона 4 4

15 низкий социальный статус социальных работников сильная сторона 4 4

Возможности

№ Факторы Значение Значимость Вероятность воздействия факторов

16 Направленность политики Президента РФ, Правительства РФ на модернизацию, инновации в социальной сферы (электронная Россия) сильная сторона 4 4

17 доступ в органы государственной власти, общественные организации в пределах своей компетенции сильная сторона 5 5

18 готовность общественных организаций к сотрудничеству сильная сторона 4 5

19 возможность обмена опытом с другими субъектами РФ и другими государствами; сильная сторона 5 4

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х Угрозы

№ Факторы Значение Значимость Вероятность воздействия факторов

20 осложнение международных отношений сильная сторона 5 2

21 ухудшение социально-экономической ситуации в крае, в стране сильная сторона 5 3

22 недовольство населения деятельность МТСЗН СК сильная сторона 4 4

23 потребительское отношение клиентов к государственной помощи сильная сторона 4 5

С помощью "Матрицы вероятности и значимости" было осуществлено отделение малозначимых и маловероятных факторов для Министерства труда и социальной защиты населения СК, наиболее важными для организации являются следующие факторы: 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,14,15,16,17,18,19,22,23 (Рис. 1)

Факторы, которые не попали в группу наиболее важных, не следует игнорировать, их необходимо постоянно отслеживать и следить за динамикой их изменения.

Проведенный анализ позволяет наметить пути оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты населения СК:

- привлечение финансовых средств за счет реализации программ социальной направленности, проведение конкурсов и аукционов:

- проведение ремонта зданий и приобретение оборудования: автотранспорта для учреждений социального обслуживания; компьютерной техники; реабилитационного оборудования;

- развитие автоматизированной информационной системы «Адресная социальная помощь», обеспечение функционирования ее подсистем;

- развитие АРМ социального работника в целях обеспечения персонифицированного учета граждан, получивших социальные услуги, оказываемые учреждениями социального обслуживания населения;

- обеспечение функционирования и развитие системы электронного документооборота;

- внедрение технологии «Социальная поликлиника»

-совершенствование официального сайта Министерства ;

- размещение информации о государственных услугах, предоставляемых в электронном виде на портале государственных услуг Российской Федерации http://www.gosuslugi.ru. Перевод услуг в электронный вид;

- повышение квалификации специалистов;

- переход на новую систему оплаты труда, оплата труда по результатам. - формирование нового имиджа, своего фирменного стиля. Участие во Всероссийских и краевых конкурсах профессионального мастерства;

- содействие формированию среди клиентов социальной защиты, любительских объединений по интересам и для взаимопомощи.

В ероятность

5 4 3 2 1 /

14,19,2 У

5 6=7:10= 17 0,21. 15 20

4 9=1S = 23 5Л 1Л2, 16,22 / адз=21

3 /

ь Ё з: 2

& — . Ж

Рисунок 1 - Матрица вероятности и значимости факторов организационной среды

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Войтенко А. И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007.-343с.

2. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты. - М.: Академия, 2011.- 342 с.

3. Устав Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. - Ставрополь., 2013

© Н.П. Клушина, Т. Мирошниченко, 2015

УДК 364.27

Мирюкова Мария Александровна

к.с.н., доцент СибГИУ, г. Новокузнецк, РФ E-mail: [email protected] Соколова Вера Федоровна к.ф.н., доцент ЗФ РАНХиГС , г. Калининград, РФ E-mail: vera_sokolova @inbox.ru

СКАУТИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы благополучия детей, оставшихся без попечения родителей, роль социально-реабилитационного центра в формировании благополучия детей, а также степень влияния скаутинга на социальное благополучие детей.

Ключевые слова

Безнадзорность, беспризорность, благополучие, дети, оставшиеся без попечения родителей, замещающая семья, социальное обслуживание, социально-реабилитационный центр, социальный патронаж, скаутинг.

Преобразования и реформы во всех областях жизнедеятельности российского общества повлекли за собой серьезные социальные последствия. Осознание необходимости поиска эффективных путей выхода из нарастающего социального кризиса вызвало существенное возрастание интереса к проблемам благополучия человека и общества. Особого внимания заслуживает изучение проблемы социального благополучия детей, и тем более, такой мало защищенной категории, как дети, оставшиеся без попечения родителей.[1,226]

Система защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя различные составляющие, такие как, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, и наконец, органы управления социальной защиты населения, в которые входит социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. [2]

Задачей социально-реабилитационных центров является проведение реабилитации личности, для этого разрабатывается комплекс мер социальной реабилитации, которые существенно помогают ребенку преодолеть все проблемы и помогают стать ему счастливым, даже в тех условиях, в которых он оказался. [3, 67] Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж и др. [4, 39]

Одной из основных задач социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.