МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 616.379-008.64:616-053.2 (470.45)
Никифорова Е. М.
к.м..н., доцент ВолгГМУ, г.Волгоград, РФ E-mail: [email protected] Баськова А. И. преподаватель ВГСПУ, г.Волгоград, РФ E-mail: [email protected]
СИТУАЦИЯ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ У ДЕТЕЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
Показана распространённость сахарного диабета у детей в Волгоградской области и имеющиеся медицинские, социальные, психологические проблемы.
Ключевые слова
Сахарный диабет у детей, медико-социальные и психологические проблемы.
Повышение эффективности оказания медико-социальной и психологической помощи при социально значимых заболеваниях является одним из приоритетных направлений в отечественном (и не только отечественном) здравоохранении, особенно если речь идёт о детях и подростках; сахарный диабет при этом рассматривается не только как социально значимое, но и как психосоматическое заболевание [1-5].
На 01.01.2016г. в Волгоградской области состояло на диспансерном учете 387 больных сахарным диабетом детей до 15 лет и 150 подростков в возрасте 15-18 лет. Сахарный диабет типа II диагностирован у 4-х человек (0,7%), что, в целом, соответствует литературным данным [3,7]. Количество больных сахарным диабетом детей и подростков в Волгоградской области за последние 3 года увеличилось на 10% (впервые было выявлено 75 случаев сахарного диабета у детей до 15 лет и 20 случаев у подростков 15-18 лет); отмечено омоложение заболевших сахарным диабетом за счет детей до 7-летнего возраста, составляющих одну треть от общего числа больных; инвалидность установлена у 94,8% детей и подростков с данной патологией. Все дети и подростки с данным заболеванием обеспечены средствами самоконтроля (глюкометрами); почти двумстам больным инсулин вводится с помощью помпы (и эти дети централизовано получают расходные материалы); все дети с впервые выявленным заболеванием обеспечиваются инсулином; осуществляется регулярное динамическое наблюдение, в том числе, и в стационарных условиях; проводится оздоровление детей и подростков, больных сахарным диабетом, на базах летних лагерей санаторного типа. Медицинская («диагностико - медикаментозная») помощь оказывается, практически, в полном объёме и основные трудности связаны с проживанием определённой части детей в отдалённых от областного центра населённых пунктах.
Однако ситуация первичного выявления сахарного диабета и необходимости в последующем постоянного приёма инсулина является шоком для родителей, определённая часть которых использует не эффективные копинг-стратегии. В частности, следуют обращения в различные медицинские учреждения в надежде на другой диагноз и более «правильные» рекомендации, многочисленные консультации у представителей «народной медицины» и знахарства, в результате чего теряется время и ухудшается состояние ребёнка. В тоже время показанная психологическая / психотерапевтическая помощь как родителям, так и детям практически не оказывается, что уже отмечалось в специальной литературе [6, 8].
Другой социально-психологической проблемой являются стигматизационые проявления в отношении данной категории детей, обусловленные ложными представлениями об исключительной тяжести данной патологии и возможности развития практически в любой момент коматозного состояния (соответственно, ограничения педагогами и тренерами доступной внеучебной деятельности, нежелание врачей включать
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
детей в состав групп, выезжающих в лагеря, несколько дневные иногородние экскурсии и т.п. Соответственно решение данной проблемы улучшит адаптацию детей и подростков с сахарным диабетом в социуме.
Список использованной литературы:
1. Баськова А.И. Сахарный диабет как социально значимое и как психосоматическое заболевание // Символ науки. - 2016. - № 5-3. - С.186-187.
2. Волчанский М.Е., Деларю В.В., Болучевская В.В. Психосоматические заболевания: решенные и нерешенные вопросы // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2012. -Вып.2 (42). - С.3-5.
3. Дедов И.И., Кураева Т.П., Петеркова В.А. Сахарный диабет у детей и подростков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 284 с.
4. Деларю В.В. Диссертации по социологии медицины // Социологические исследования. - 2010. - № 5. -С.151-152.
5. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 416с
6. Никифорова Е.М., Кантемирова Г.А. Этические проблемы в детской гастроэнтерологической практике // Биоэтика. - 2014. - № 2 (14).- С.48-50.
7. Никифорова Е.М., Коноваленко Н.В. Особенности сахарного диабета у детей Волгоградской области // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2010. - № 4 (28).- С.29-30.
8. Никифорова Е.М., Коноваленко Н.В. Особенности психоэмоционального статуса у детей, страдающих сахарным диабетом типа 1 // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2011. - № 2 (30).- С.31-33.
© Никифорова Е.М., Баськова А.И., 2016
УДК 611.06 - 611.1
В.М. Петренко
Д.м.н., профессор ОЛМЕ «Реабилитация обездвиженных больных» г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
МЕХАНИКА ОРГАНОГЕНЕЗА У ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Аннотация
Механика органогенеза в онтогенезе и эволюции животных реализуется через межорганные взаимодействия. В их основе лежат неравномерный по темпам и направлениям рост органов и межтканевые взаимоде йствия.
Ключевые слова
Органогенез, механика, человек, животные.
Введение.
Движущей силой развития организмов являются взаимодействия разных систем [1], в т.ч. органов. Его механизмы в эволюции и онтогенезе описаны в литературе [5-7]. В последние время широкое распространение получили эксперименты с разными факторами воздействия на индивид и его органы, хотя не всегда известны особенности их строения в норме. Для познания механизмов органогенеза нужно обязательно использовать постоянные «опыты» природы - метод сравнения органов у животных разных видов и классов. Но изучать орган следует как часть целого организма в неразрывной связи с его функцией [7].