Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИМИ / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE INNOVATION / MANAGEMENT INNOVATION / DEVELOPMENT INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайченя М.И., Чжоу Мо, Ван Юй

Инновационная деятельность предприятия - это система мероприятий с использованием научных. Инновационный менеджмент направлен на достижение или поддержания необходимого уровня деятельности и конкурентоспособности предприятия с помощью взаимосвязанного комплекса действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайченя М.И., Чжоу Мо, Ван Юй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL ANALYSIS IN THE MANAGEMENT OF ENTERPRISES

Innovative activity of an enterprise is a system of measures with the use of scientific ones. Innovative management is aimed at achieving or maintaining the necessary level of activity and competitiveness of an enterprise using an interconnected set of actions.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 658.624.

Гайченя М.И. аспирант

РАНХиГС при Президенте РФ

Чжоу Мо

студент магистратуры 1 курса факультет Международного промышленного менеджмента и коммуникации

Ван Юй

студент бакалавриата 4 курса факультет Оружия и системы вооружения БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д. Ф. Устинова Россия, г. Санкт-Петербург СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация:

Инновационная деятельность предприятия - это система мероприятий с использованием научных. Инновационный менеджмент направлен на достижение или поддержания необходимого уровня деятельности и конкурентоспособности предприятия с помощью взаимосвязанного комплекса действий. Ключевые слова:

Инновационная деятельность предприятия, инновации, управление инновацими, развитие инноваций

Gaychenya M.I.

Postgraduate Student of the Russian Academy of Medical and Social Sciences under the President of the Russian Federation Zhou Mo, 1st year undergraduate student, Faculty of Management International Industrial Management and Communication BSTU "VOENMEH" them. D.F. Ustinov. Russia, St. Petersburg

Wang Yu Bachelor 4 course, faculty Weapons and weapons systems BSTU ""VOENMEH" them. D.F. Ustinov. Russia, St. Petersburg SITUATIONAL ANALYSIS IN THE MANAGEMENT OF

ENTERPRISES

Annotation:

Innovative activity of an enterprise is a system of measures with the use of scientific ones. Innovative management is aimed at achieving or maintaining the necessary level of activity and competitiveness of an enterprise using an interconnected set of actions. Keywords:

Innovative activity of the enterprise Innovation, management innovation, development innovation

При воплощении в жизнь инновационного процесса разделяют общие и специфические методы. К первой категории относят: метод анализа и метод прогнозирования. Ко второй - экспертные, описательные и статистические методы.

Ситуационный метод, как и системный анализ, факторный анализ и функционально-стоимостный анализ, относится к специфическим методам. Ситуация - совокупность значений факторов, которые влияют на функционирование предприятия или конкретного проекта в определенный период. Ситуационный подход синтезирует достоинства каждой концепции для конкретной инновационной ситуации. Основная задача данного метода -это рекомендации по применению конкретных методов для принятия управленческих решений в каждой отдельной ситуации. Такой подход открывает широкие возможности для творческих решений по применению инновационных или уже применяемых уже инструментариев, повышая ответственность исполнителя за свой выбор.

Основным инструментом данного метода является ситуационный анализ. Задача такого подхода состоит в изучении современных технологий, предсказывания принятых решений, оценкой возможных последствий и принятия эффективных решений. Основной целью ситуационного анализа является установление основных факторов, которые окажут существенное влияние на развитие ситуации.

Сегодня основными технологиями, которые используются при ситуационном анализе, являются: «мозговая атака», двухтуровое анкетирование, факторный анализ и кейс-метод.

«Мозговая атака», состоящая, как правило, из двух туров, представляет собой генерирование идеи и обсуждение выявленных идей, оценка их и выработка коллективной точки зрения. Первый тур заключается в высказывании своего мнения о развитии ситуации, закономерностях ее развития и предложения организационных воздействий, которые могут стать эффективными и приведут к цели. На данном этапе каждый должен высказаться, руководство обязано выслушать всех, а любая точка зрения должна быть обсуждена.

Во втором туре происходит отсеивание идей, руководство с коллективом оставляет самые существенные и определяющие, которые в дальнейшем критически оцениваются. Данный этап можно назвать «суд»: есть сторонники и противники, руководитель как судья, основываясь на результаты обсуждения, принимает окончательное решение.

Двухтуровое анкетирование представляет собой так же двухтуровое мероприятие. В первом туре каждый сотрудник получает специально разработанную анкету для установления важных факторов развития ситуации и обосновывает их выбор. Специалист ранжирует факторы по степени значения влияния. Второй тур представляет собой перекрестное рецензирование заполненных анкет. На этом этапе сотрудники получают

чужую анкету и высказывают свое мнение о сделанных оценках, обязательно аргументируя свою точку зрения. На основании данных второго тура аналитическая группа определяет наиболее вероятное развитие ситуации. После аналитического ранжирования факторов результаты передаются руководителю для принятия окончательного решения.

И «мозговая атака» и двухтуровое анкетирование можно использовать не только для установки факторов развития ситуации, но и для решения других задач ситуационного анализа, поэтому называются универсальными методами.

Основой факторного анализа является предположение о том, что на основании статистических данных можно получить аналитическую зависимость, которая отражает степень влияния факторов и изменений на любые показатели, характерных для ситуации. Данный анализ определяет коэффициенты (нагрузки), которые характерны для влияния фактора на показатели, отражающие развитие и состояние ситуации. Применение факторного анализа основывается на обработке статистической информации, которая позволяет классифицировать факторы на существенные и несущественных, внутренние и внешние, основные и второстепенные. Коэффициенты влияние на основе обработки данных позволяют определить ранжирование факторов по важности, а также получить формулу для расчета ожидаемых значений показателей ситуации при любых изменениях факторов. Такие результаты более обоснованы и позволяют оценить ожидаемые изменения ситуации при разных изменениях факторов.

Ситуационный анализ при избытке информации резко снижает качество результатов. Шкалирование позволяет уменьшить число факторов, рассматриваемых при анализе оценке изменений ситуации при разных управленческих решениях. Такое уменьшение факторов называют понижение размерности задач. Также важная задача многомерного шкалирования - это содержательная интерпретация полученного набора факторов.

Для установления факторов влияющих на развитие ситуации можно использовать и другие методы. Вышеперечисленные варианты являются основными и часто используемыми.

После установления всех факторов производят ранжирование в зависимости от степени влияния их на развитие ситуации, а также присваиваются индексы - специальная оценочная система, разработанная для оценки состояния ситуации и стратегических целей. После ранжирования и определения шкал можно переходить к формированию решающих правил с использованием порогового значения. Такие значения в решающем правиле соответствуют состоянию ситуации и распределяется от критического до наиболее необходимого.

Еще одним эффективным методом разбора ситуации является кейс-метод. В данном случае предполагаемые ситуации должны быть близки к проблемам, с которыми может встретиться менеджер. Полученные в результате анализа навыки могут пригодиться в дальнейшей практике.

Данный анализ состоит из: индивидуальной подготовки анализа, неформального обсуждения с отдельными специалистами, обсуждение аудиторией и обобщения результатов обучения в итоге.

Еще методами ситуационного анализа являются методы формирования оценочных систем при многокритериальном оценивании, квалиметрические методы, методы формирования обобщенных критериев и другие.

Обобщая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что анализ управления организацией - это комплексный взаимосвязанный процесс по исследованию структуры и содержания управленческого цикла, труда, информационного и технического обеспечения, а также состава органов и издержек управления. Систематический анализ позволяет дать более полную оценку элементов, структурных подразделений, а также состояние и направления дальнейшего развития управления. Анализ может охватывать разные части управляющей системы в зависимости от задач и поставленных целей. Систематический анализ является важным связующим звеном между функциями управления и происходит циклически.

Ситуационный анализ необходим не только для разработки новой стратегии, но и для корректировки уже существующей. Следует регулярно проводить такой анализ, так как любая используемая маркетинговая стратегия нуждается в изменениях с учетом времени и новых разработок.

Использованные источники:

1. Решетникова Н.В., Шматко А.Д. Анализ передового опыта регулирования и поддержки инновационной деятельности // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2015. № 1 (1). С. 10.

2. Семенов В., Семененко С., Шматко А.Д. Проблемы инновационного инвестирования в экономике // Морской сборник. 2008. № 1. С. 57-59.

3. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.

4. Шматко А.Д. Организация инновационной деятельности производственных предприятий: современные условия и существующие подходы // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 155-159.

5. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 722-724.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.