Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ В УПРАВЛЕНИЯМИ ИННОВАЦИЯМИ'

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ В УПРАВЛЕНИЯМИ ИННОВАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ,ИННОВАЦИИ,РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE / INNOVATION / MANAGEMENT INNOVATION / DEVELOPMENT INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов А.С., Шэн Шихань, Ван Юй

Ситуационный анализ - это главный инструмент стратегического менеджмента, целью которого является оценка возможностей и перспектив деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL ANALYSIS AND METHODS OF CONDUCTING IN INNOVATION MANAGEMENT

Situational analysis is the main tool of strategic management, the purpose of which is to assess the possibilities and prospects of the enterprise. Analysis of the prospects of each organization is the basis of any success. Many companies resort to situational analysis to search for new opportunities, generate ideas, and determine prospects for working with the market. .

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ В УПРАВЛЕНИЯМИ ИННОВАЦИЯМИ»

УДК658.624.

Иванов А. С. помощник проректора Шэн Шихань студент магистратуры 1 курса факультет «Менеджмент» Международного промышленного

менеджмента и коммуникации БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д. Ф. Устинова

Ван Юй

студент бакалавриата 4 курса факультет Оружия систем вооружения Россия, г. Санкт-Петербург СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ В УПРАВЛЕНИЯМИ ИННОВАЦИЯМИ

Аннотация:

Ситуационный анализ - это главный инструмент стратегического менеджмента, целью которого является оценка возможностей и перспектив деятельности предприятия.

Ключевые слова:

Инновационная деятельность предприятий, инновации, развитие инноваций

Sheng Shihan, 1st year undergraduate student, Faculty of Management International Industrial Management and Communication BSTU "VOENMEH" them. D.F. Ustinov. Russia, St. Petersburg

Wang Yu Bachelor 4 course, faculty (Applied mechanics} Weapons and weapons systems BSTU ""VOENMEH" them. D.F. Ustinov. Russia, St. Petersburg

SITUATIONAL ANALYSIS AND METHODS OF CONDUCTING IN INNOVATION MANAGEMENT

Annotation:

Situational analysis is the main tool of strategic management, the purpose of which is to assess the possibilities and prospects of the enterprise. Analysis of the prospects of each organization is the basis of any success. Many companies resort to situational analysis to search for new opportunities, generate ideas, and determine prospects for working with the market. .

Keywords:

Innovative activity of the enterprise, Innovation, management innovation, development innovation

Ситуационный анализ состоит из нескольких этапов проведения. Это повышает качество проведения мероприятия и облегчает выбор руководителя.

При сборе данных могут возникнуть такие альтернативы: полное или выборочное, единичное или многоразовое, одноцелевое или многоцелевое исследования. Также необходимо определить источник информации -вторичный или первичный. Вторичные источники делятся на внутренние и внешние. К первым относят бухгалтерские отчеты, внутренняя статистика, досье клиентов, ранее проведенные исследования и другие. К внешним источникам относят отраслевая и государственная статистика, литература, публикации, материалы других организаций. Преимуществами вторичных исследований - снижение трудозатрат, дешевизна и легкий доступ к информации. Недостатками являются устаревшие данные, низкая точность информации, неизвестная методология получения данных.

При разработке концепции сбора данных необходимо решить 3 проблемы: выделение генеральной совокупности, определение метода и объема выборки. Вся совокупность должна быть ограничена по времени, пространстве и вещественно.

Проведение анализа эффективно при использовании современных технологий, совершенства разработанных методов и профессиональной подготовки специалистов. Ситуационный анализ проводят в несколько этапов.

На первом этапе происходит подготовка. Она подразумевает под собой правильно сформулированную задачу анализа. Все специалисты должны четко и недвусмысленно понимать цель ситуационного анализа и поставленные задачи.

Современные технологии также важны при анализе. Они обеспечат методическое, организационное, компьютерное, информационное сопровождение, что облегчит получение полного и глубокого анализа.

На втором этапе происходит анализ полученной информации о ситуации из аналогов. Представленные ситуации могут полностью совпадать с исследуемой, в таком случае е называют эталонной. В таком случае известно принятое решение, его последствия и результаты. Если ситуация не эталонная, то аналитическая группа передает информацию экспертной комиссии для дальнейших разработок.

На данном этапе также необходимо определить объем и достоверность информации. Анализ информации на этом этапе должен содержать сведения о тактических и стратегических решениях в похожих ситуациях, сопровождение хода их реализации, оценка эффективности решений, оценка эффективности их выполнения.

На третьем этапе, когда ситуация не является эталонной, аналитическая группа должна применить один из методов ситуационного анализа. Задача всех методов - это определение основных факторов, которые влияют на развитие ситуации. Рассмотрим самые распространенные методы.

Метод «мозговой атаки». Данный метод необходим для выявления и сопоставления индивидуальных суждений. Он проводиться при наличии экспертной группы в организации. Мозговая атака необходима для

генерирования новых идей и дальнейшего выбора лучшей.

Факторный анализ. Данный метод основан на предположении о том, что можно получить аналитическую зависимость на основании статистических данных, которая отражает степень влияния факторов, характеризующих ситуацию. Анализ решает задачи определения факторов, которые необходимы для выявления всех существенных зависимостей, влияющих на развитие ситуации. Еще одна задача - определение нагрузок, которые характеризуют влияние каждого отдельного фактора на показатели, отражающие состояние и развитие ситуации.

Такой метод позволяет классифицировать факторы на основе статистических данных на существенные и несущественные, внутренние и внешние, основные и неосновные. В итоге факторы либо детализируются, либо укрупняются, а также определяется ранжирование факторов по важности и появляется возможность получить формулу расчета ожидаемых значений показателей при любом изменении значения факторов.

Многомерное шкалирование. Ситуационный анализ при избытке информации резко снижает качество результатов. Шкалирование позволяет уменьшить число факторов, рассматриваемых при анализе оценке изменений ситуации при разных управленческих решениях. Такое уменьшение факторов называют понижение размерности задач. Также важная задача многомерного шкалирования - это содержательная интерпретация полученного набора факторов.

Для установления факторов влияющих на развитие ситуации можно использовать и другие методы. Вышеперечисленные варианты являются основными и часто используемыми.

После установления всех факторов производят ранжирование в зависимости от степени влияния их на развитие ситуации, а также присваиваются индексы - специальная оценочная система, разработанная для оценки состояния ситуации и стратегических целей. После ранжирования и определения шкал можно переходить к формированию решающих правил с использованием порогового значения. Такие значения в решающем правиле соответствуют состоянию ситуации и распределяется от критического до наиболее необходимого.

На четвертом этапе происходит разработка сценариев. Она начинается с содержательного описания наиболее вероятного сценария развития ситуации. Обычно на этом этапе используют метод моделирования -разработка сценария для каждой перемены любой составляющей фактора. То есть каждый вариант изменения фактора будет иметь свой сценарий управленческих решений, а также позволяет заранее спрогнозировать развитие любой ситуации. Завершением данного этапа является экспертная оценка всех сценариев с целью выявления устойчивости ситуации.

После оценки всех рисков, опасностей и перспектив вероятных сценариев переходят к пятому этапу. Теперь необходимо провести обработку данных и оценить результаты экспертизы. Сюда входит установление

зависимостей и индексов, характеризующих ситуацию, математический анализ данных, составление экспертных кривых и т.д. Результаты работы экспертов представляют собой рекомендации по управленческим решениям, составление рекомендаций и предложений.

На завершающем этапе подводят итоги проделанной работы. Главной задачей является предоставление аналитических материалов с рекомендациями по принятию стратегических и тактических решений, механизмам их выявления, а также контролю и сопровождению за исполнением.

Использованные источники:

1. Решетникова Н.В., Шматко А.Д. Анализ передового опыта регулирования и поддержки инновационной деятельности // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2015. № 1 (1). С. 10.

2. Семенов В., Семененко С., Шматко А.Д. Проблемы инновационного инвестирования в экономике // Морской сборник. 2008. № 1. С. 57-59.

3. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.

4. Шматко А.Д. Организация инновационной деятельности производственных предприятий: современные условия и существующие подходы // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 155-159.

5. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 722-724.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.