Научная статья на тему 'Ситуационный анализ использования внешней оценки качества образования как фактора повышения конкурентоспособности школы'

Ситуационный анализ использования внешней оценки качества образования как фактора повышения конкурентоспособности школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / QUALITY OF EDUCATION / PEER ASSESSMENT / EXTERNAL QUALITY ASSESSMENT / INDEPENDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT EDUCATION / GENERAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров К. Б., Захарова В. А.

В статье описываются и анализируются возможности использования внешней (независимой) оценки в системе общего образования с целью получения общеобразовательной организацией конкурентных преимуществ. Цель работы выявить конкурентные преимущества, приобретаемые общеобразовательной организацией по итогам внешней оценки. В исследовании применен ситуационный анализ (case study) комплекс методов, основанный на анализе частных случаев, представляющих интересующую нас область исследования на примере системы образования Пермского края. На основе анализа опыта выявлены и систематизированы конкурентные преимущества, которые могут быть получены образовательными организациями в процессе применения независимой оценки с привлечением специализированных организаций. По основанию полноты охвата образовательной программы выделены комплексная и парциальная внешняя оценка качества образования. В результате исследования констатировано, что реализация подхода, связанного с привлечением независимых организаций для внешней оценки общего образования, может быть описана единичными случаями. В то же время именно данный подход, связанный с автономией образовательной организации, позволяет оценить уровень достижения специфических целей, обеспечить конкурентные преимущества. Актуален вопрос о выстраивании механизмов реагирования на результаты внешних оценочных процедур, о взаимодействии учреждений общего и высшего образования с целью проведения независимой оценки в сфере общего образования и построения систем менеджмента качества общеобразовательных организаций. Практическая значимость исследования состоит в целенаправленном использовании инструментов внешней (независимой) оценки в процессе управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров К. Б., Захарова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case study of the use of external quality assessment education as a factor in improving the competitiveness of schools

The article describes and analyzes the possibilities of using external (independent) evaluation in the general education system in order to obtain competitive advantages for general education organizations. The purpose of the work is to identify competitive advantages acquired by a general education organization based on the results of external evaluation. The study uses case study, a set of methods based on the analysis of special cases that are of interest to us in the field of research on the example of the education system of the Perm region. Based on the analysis of experience, competitive advantages that can be obtained by educational organizations in the process of applying an independent assessment with the involvement of specialized organizations are identified and systematized. On the basis of the completeness of the educational program coverage, a comprehensive and partial external assessment of the quality of education is highlighted. As a result of the study, it is stated that the implementation of the approach associated with the involvement of independent organizations for external evaluation of general education can be described in isolated cases. At the same time, this approach, which is related to the autonomy of an educational organization, allows us to assess the level of achievement of specific goals and provide competitive advantages. The issue of building mechanisms for responding to the results of external evaluation procedures, interaction between general and higher education institutions in order to conduct an independent assessment in the field of general education and build quality management systems for general education organizations is relevant. The practical significance of the study is the purposeful use of external (independent) assessment tools in the process of education management.

Текст научной работы на тему «Ситуационный анализ использования внешней оценки качества образования как фактора повышения конкурентоспособности школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371 DOI: 10.25730/VSU.7606.19.057

Ситуационный анализ использования внешней оценки качества образования как фактора повышения конкурентоспособности школы

К. Б. Егоров1, В. А. Захарова2

кандидат исторических наук, доцент, врио ректора, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Россия, г. Пермь.

ORCID: 0000-0001-6696-6332. E-mail: egorov@pspu.ru 2кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Россия, г. Пермь. ORCID: 0000-0003-1647-4553. E-mail: zaharova_va@pspu.ru

Аннотация. В статье описываются и анализируются возможности использования внешней (независимой) оценки в системе общего образования с целью получения общеобразовательной организацией конкурентных преимуществ. Цель работы - выявить конкурентные преимущества, приобретаемые общеобразовательной организацией по итогам внешней оценки. В исследовании применен ситуационный анализ (case study) - комплекс методов, основанный на анализе частных случаев, представляющих интересующую нас область исследования на примере системы образования Пермского края. На основе анализа опыта выявлены и систематизированы конкурентные преимущества, которые могут быть получены образовательными организациями в процессе применения независимой оценки с привлечением специализированных организаций. По основанию полноты охвата образовательной программы выделены комплексная и парциальная внешняя оценка качества образования. В результате исследования констатировано, что реализация подхода, связанного с привлечением независимых организаций для внешней оценки общего образования, может быть описана единичными случаями. В то же время именно данный подход, связанный с автономией образовательной организации, позволяет оценить уровень достижения специфических целей, обеспечить конкурентные преимущества. Актуален вопрос о выстраивании механизмов реагирования на результаты внешних оценочных процедур, о взаимодействии учреждений общего и высшего образования с целью проведения независимой оценки в сфере общего образования и построения систем менеджмента качества общеобразовательных организаций. Практическая значимость исследования состоит в целенаправленном использовании инструментов внешней (независимой) оценки в процессе управления образованием.

Ключевые слова: качество образования, экспертная оценка, внешняя оценка качества образования, независимая оценка качества образования, менеджмент качества образования, общее образование, высшее образование, конкурентное преимущество.

Повышение конкурентоспособности образования в мировом образовательном пространстве, обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования установлено как целевые показатели в сфере образования Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Объективная оценка - один из факторов, за счет которых достигается конкурентоспособность в экономике: задачей долгосрочного планирования является исследование каждого фактора конкуренции, оценка значимости каждой его причины и затем создание общей картины отраслевого потенциала [13]. В бизнесе с этой целью используются механизмы независимой оценки, такие как аудит.

Механизмы внешней оценки начинают использоваться и в сфере образования. В то же время сам факт оценки не влечет за собой изменения объекта. За оценкой следуют суждения и решения, внесение коррективов в деятельность.

© Егоров К. Б., Захарова В. А., 2019

Проведенный анализ контекста употребления терминов, внешняя оценка и независимая оценка в отечественной литературе в период 2001-2019 годов показали, что данные понятия встречаются на пересечении области исследования педагогики и экономики (аспект управления системой образования и образовательной организацией]. В настоящей статье термины внешней и независимой оценки будут использоваться как частичные синонимы в противопоставление понятию внутренней оценки.

Исследования проблем, связанных с внешней (независимой] оценкой качества образования в российской педагогической науке, отмечаются начиная с первого десятилетия XX века [7]. Активно исследуется внешняя оценка, проводимая в формате государственных экзаменов и мониторингов [3; 8; 11] и общественной экспертизы [1; 2; 6; 14; 15; 18; 19]. В то же время интересующий нас аспект - использование такой оценки в сфере общего образования с целью получения конкурентных преимуществ - разработан недостаточно. Опыт внешней (независимой] оценки специализированными организациями в сфере общего образования описан П. В. Кузьминым и Е. С. Зозулей как независимые диагностики в региональной системе оценки качества образования города Москвы [10]. В статье А. И. Моргунова и Д. С. Зайченко раскрыта методика использования рейтинга образовательных организаций на основе учета результатов независимой оценки учебных достижений учащихся в г. Москве [12].

В то же время данный аспект активно изучается применительно к сфере профессионального образования. Ю. Б. Рубин - автор первых работ, рассматривающих внешнюю оценку в логике повышения конкурентоспособности, - описывает международный и российский опыт деятельности независимых аккредитационных агентств в профессиональном образовании [16].

Также анализируется опыт внешней оценки качества дошкольного образования в США и Сингапуре с привлечением негосударственных структур: американской Ассоциации образования детей раннего возраста (NAEYK), а также таких программ, как STARS (Пенсильвания, США] и SPARK (Сингапур] [5]. Ключевыми характеристиками такой оценки в указанных странах являются: добровольность, наличие PR-составляющей (так, чтобы родители понимали, как ориентироваться в многообразии детских садов], поддержка лидерских качеств и обучение управленцев внутри организаций, использование стандартизированных шкал экспертизы (например, ECERS-R], признанных международным сообществом и ориентированных на оценку средовых показателей, а не детских результатов.

Отметим, что в 2018-2019 годах отдельными авторами проблема внешней (независимой] оценки качества образования рассматривается во взаимосвязи общего и высшего образования. Так, аспект международных исследований качества образования поднимается в статье Л. А. Кудринской «Независимая оценка качества российского среднего образования в контексте задач высшей школы (по результатам международного исследования PISA-2015)» [9]. Наша публикация [4] также раскрывает указанный аспект.

Вопрос о том, какие управленческие действия следуют за получением результатов внешней (независимой] оценки, активно обсуждается в научно-педагогических источниках, начиная с 2016 года, в большей части применительно к системе профессионального образования.

Таким образом, анализ отечественных научно-педагогических источников показал отсутствие единства авторов в понимании и применении понятия внешней (независимой] оценки качества образования, а также недостаточную разработанность проблемы использования такой оценки как фактора повышения конкурентоспособности в общем образовании. Актуальным остается вопрос о том, какие управленческие действия следуют за такой оценкой результатов образования. Новой тенденцией является установление взаимодействия организаций общего и высшего образования в процессе внешней (независимой] оценки качеств образования с целью повышения конкурентоспособности.

Анализ зарубежных публикаций по теме с 2001 по 2019 год позволяет отметить, что интересующий нас аспект также недостаточно освещен в зарубежных публикациях.

На целесообразность привлечения внешних агентов - профессионального и социального окружения - для оценки школ указывают ученые из Гонконга Хуен Ю и Вай Минг Ю [25]. Внешняя оценка сочетается с мерами предоставления школе финансовой и кадровой автономии. Качество образования в старшей школе оценивается национальными экзаменами базового и повышенного уровня, а в начальной и основной школе - внешней оценкой.

Автор из Словакии Санья Станич и др. [23] подчеркивают возрастающую важность конкурентоспособности образовательной организации, особенно в старшей школе, связывая способность конкурировать со стандартизацией оценки, сравнимостью показателей и использованием их как имидж-факторов.

Лаура М. Портной [21] освещает измеримость и отчетность качества и количества как аспекты в контексте рыночной ориентации образования, включая описание лучших практик.

Г. Элаква [20], автор статьи из сборника, посвященного результатам исследования PISA, подчеркивает, что объективная оценка и отчетность являются центральным звеном в системах образования, где родители имеют возможность выбора образовательной организации.

Китайские ученые Минг Янг и Хао Ни [24], рассматривая оценку как фактор улучшения работы школы, анализируют национальный проект «1000 лучших школ», реализуемый в КНР с 1995 года. Авторы предлагают перейти от односубъектной административной оценки к оценке различными субъектами, пригласить авторитетные учреждения и профессиональные организации (посредников - Intermediary Organizations], призывают поощрять общественную аккредитацию образовательных организаций.

Португальский ученый Леонор Торрес и др. [23] указывают на острую дискуссию между гражданским обществом и рынком. Авторы вводят новый термин «educational marketing ac-countability» (школьная отчетность в аспекте маркетинга] - модель отчетности, которая в результате выборочных практик оценки расширяет социальную экспозицию лучших академических результатов с целью повышения общественного имиджа школ. Это нечто большее, чем стратегия для рекламы или публичность образования (образовательный маркетинг], т. к. служит учету, ведет к изменениям в организационных условиях, используется для определения путей развития школы и индивидуальных траекторий учащихся.

Таким образом, в зарубежных публикациях внешняя (независимая] оценка рассматривается как элемент имидж-стратегии школы и как модель повышения качества образования (улучшения школы] и связывается с механизмами автономии образовательной организации.

Авторские концептуальные подходы. В настоящей статье особое внимание уделяется одному из аспектов внешней оценки в системе образования - оценке, проводимой специализированными организациями (ее можно назвать «бизнес-модель»], в этом случае речь идет о получении конкурентных преимуществ за счет оценки достижения образовательной организацией уникальных целей. Организация добровольно участвует в такой оценке.

Ключевыми вопросами для настоящей статьи будут вопросы о том, какова цель и объект оценки, какие конкурентные преимущества могут быть получены по итогам такой оценки.

Методы. В процессе подготовки статьи использован метод ситуационных исследований (Case study], основанный на изучении частных случаев. Наше исследование включает несколько примеров структурированного анализа практик внешней (независимой] оценки, имеющих место в Пермском крае. Для представления результатов выбрана компаративная структура описания на основе следующих аспектов: исторический контекст, полнота охвата образовательной программы экспертной оценкой, полученные конкурентные преимущества. Данное ситуационное исследование является включенным, так как каждый из авторов принимал или принимает участие в реализации описанных проектов.

Результаты. С целью изучения специфики различных процедур внешней (независимой] оценки качества образования и выделения соответствующих факторов повышения конкурентоспособности образовательных организаций проведен анализ опыта образовательных организаций Пермского края. Примеры изложены в хронологической последовательности.

Кейс 1. Школы международного бакалавриата. Первым опытом независимой оценки стал региональный проект «Создание системы международного бакалавриата в Пермском крае» [17]. Инициированный в 2007 году губернатором и Правительством Пермского края, проект имел целью обеспечение инвестиционной привлекательности региона в глобальной экономике.

Одним из условий конкурентоспособности является наличие объективной информации о состоянии управляемой системы. Для обеспечения конкурентоспособности в глобальной экономике необходимо включить в управление механизмы оценки качества в глобальном измерении. С этой целью была выбрана образовательная система «международный бакалавриат» (International Baccalaureate, IB].

За 3 года три школы г. Перми прошли предусмотренные Организацией международного бакалавриата процедуры оценки качества: визиты экспертов, модерацию аттестационных работ выпускников программы основной школы (Middle Years Prorgamme), оцениваемые в глобальном образовательном сообществе экзамены по окончании старшей школы (Diploma Programme) и др. На основании описанных процедур образовательные организации получили официальное признание (авторизацию]. В настоящее время все школы международного бакалавриата проходят процедуры мониторинга качества образования согласно требованиям

международной организации: оценочные визиты, модерацию и экспертную проверку работ выпускников.

Комплексная оценка, охватывающая все аспекты программы, проводится специализированной организацией и может рассматриваться как бизнес-модель. На момент запуска проекта процедура международного признания не имела обозначения в отечественном законодательстве. В настоящее время оценка деятельности и признание международной организацией получила статус общественной аккредитации.

Авторизованные школы международного бакалавриата получают следующие преимущества: международное признание качества образовательных программ; узнаваемый в глобальном сообществе имидж; возможность сетевого взаимодействия с авторизованными школами различных стран. Выпускники дипломной программы через признание аттестата школы международного бакалавриата (IB Diploma] университетами мира получают возможность поступления в ведущие вузы мира.

Кейс 2. Международные экзамены по иностранному языку. Международный экзамен по иностранному языку является также разновидностью внешней (независимой] оценки одного аспекта образовательной программы.

На базе ПГГПУ работает центр сдачи международных экзаменов по немецкому языку, созданный совместно с Гете-Институтом (Германия]. Экзамены в центре ежегодно сдают ученики школ Пермского края и Приволжского округа, студенты, взрослое население.

Участие школьников в международных экзаменах инициировано правительством Пермского края в 2010 году как оценка качества подготовки выпускников школ с углубленным изучением иностранного языка. В школах города Перми с 2012 года в рамках ведомственной программы развития образования поддерживалось участие учеников не только школ с углубленным изучением иностранного языка, но и массовых школ.

В г. Перми работают центры международных экзаменов при других вузах: центр сдачи экзаменов по английскому языку IELTS и TOEFL при ФГБОУ ВО «ПГНИУ», экзамен по австрийскому немецкому языку принимает центр при ФГБОУ ВО «ПНИПУ», функционируют частные экзаменационные центры Cambridge ESOL при Языковом центре «Britannia» и Французском альянсе. Создан экзаменационный центр по японскому и китайскому языкам при общеобразовательном учреждении - МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми.

Сдача международного экзамена по иностранному языку - добровольный выбор. Сертифицированные экзаменационные центры позволяют участнику, сдавшему экзамен, получить конкурентные преимущества: объективную оценку уровня владения иностранным языком и международный сертификат.

Общеобразовательные организации могут поощрять сдачу учащимися международных экзаменов по иностранному языку, вести дополнительную подготовку к ним, обеспечивая создание имиджа школы, гарантирующего высокое качество языкового образования.

Кейс 3. Сообщество школ, содействующих развитию международных и европейских компетенций Сертилингва. Участие образовательных учреждений в Сообществе школ, содействующих развитию международных и европейских компетенций CertiLingua, можно характеризовать как комплексную внешнюю (независимую] оценку качества образования.

Соглашение о сотрудничестве между департаментом образования администрации города Перми и сообществом Сертилингва подписано в декабре 2013 года. За 5 лет участниками проекта стали три школы города. Сертилингва затрагивает старшую школу и включает комплекс оцениваемых факторов: сертифицирует качественное преподавание не менее двух иностранных языков, ведение предметов на иностранном языке в объеме не менее 72 часов, а также участие школьников в международных проектах. Проекты учащихся подвергаются экспертной оценке.

Особенностью сообщества Сертилингва является то, что участники гарантируют качественное преподавание в аккредитованных школах двух современных иностранных языков на уровне не ниже В2 по европейской шкале языковых компетенций CEFR.

В различных странах-участницах сообщества применяются разные модели, подтверждающие уровень и качество преподавания иностранного языка. В Германии обеспечивается соответствующий контроль посредством государственных экзаменов. В Италии и Эстонии в качестве условия достижения необходимого уровня владения выпускниками вводится международный экзамен по иностранному языку. В г. Перми также условием получения сертификата Сертилингва является международный экзамен по иностранному языку. Для получения

сертификата Сертилингва выпускник старшей школы предъявляет сертификаты на уровне В2 и выше по двум иностранным языкам, а также презентует на двух иностранных языках реализованный международный проект. Защита проектов происходит в присутствии жюри, в состав которого входят представители школ-участниц проекта, внешние эксперты.

Оценка проводится специализированной организацией - международным сообществом Сертилингва. Преимущества, которые получает школа-участница, таковы: престиж, признание качества, концентрация ресурсов, возможность продолжения языкового образования, поддержка билингвального обучения.

Конкурентное преимущество для выпускника - оценка владения специфическими компетенциями, выходящими за пределы образовательного стандарта, но важными для жизни в глобальной экономике. Университеты-партнеры учитывают сертификат Сертилингва в портфолио абитуриента.

Кейс 4. Проект «Кластер качества ПГГПУ». Примером сотрудничества школы и вуза в процессе оценки качества образования является проект «Кластер качества ПГГПУ», реализация которого начата на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в 2017 году. Вуз выступает независимой структурой, которая проводит внешнюю оценку качества образования школы. Цель проекта - создание сообщества организаций, объединенных идеей повышения качества образования и развитием системы независимой оценки качества образования.

В рамках проекта университетом разработана авторская модель учета результатов ученика, класса и школы. Вуз предлагает школам проведение внешней оценки результатов обучения в начальных классах: предметные результаты (математика, русский язык, окружающий мир) и метапредметные результаты (коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия и работа с информацией). Инструменты оценки разрабатываются командами ученых ПГГПУ, опираются на достижения науки, федеральный государственный стандарт начального общего образования, международные исследования качества образования, общероссийские мониторинги качества образования.

В проекте реализованы следующие принципы: добровольность участия в проекте общеобразовательных организаций; концентрация ресурсов и компетенций в сфере оценки качества образования; использование инструментов внешней оценки качества образования; независимость от органов управления образованием; конфиденциальность процедур оценки и информирования участников кластера; организация сетевого взаимодействия в сфере управления качеством образования.

Оценка проводится с периодичностью 2-3 раза в год, позволяя оценить динамику продвижения ученика, класса, школы, увидеть место образовательной организации среди школ региона.

Заказчиками проекта выступают общеобразовательные организации и родительское сообщество. Оценка в рамках проекта «Кластер качества ПГГПУ» как бизнес-модель позволяет получить следующие конкурентные преимущества. Руководителям образовательных организаций обозначается место в рейтинге школ, предоставляется объективная информация для самообследования и основа для внутренней системы менеджмента качества, основание для оценки качества работы педагогов. Учителя получают готовый инструментарий педагогической диагностики, информацию о взаимосвязи предметных и метапредметных результатов обучения, сведения о динамике развития каждого ученика, сравнительные статистические данные для портфолио педагога. Родителям доступны сведения о динамике развития ребенка, инструментарий для оценки качества семейного образования.

Результаты предъявляются школами в процессе самообследования и при государственной аккредитации. Анализ результатов проводится в ходе экспертных семинаров, материалы размещаются на сайте проекта. В рамках проекта происходит постоянное взаимодействие с образовательными организациями, к анализу и обсуждению привлекаются лучшие учителя, оценивается эффективность.

Кейс 5. Центры, поддерживающие процедуры независимой оценки общего образования при ПГГПУ. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет в рамках реализации программы развития осуществляет следующие направления деятельности, связанные с независимой оценкой качества образования:

- действует провайдер-центр Международного бакалавриата, оценивающий качество подготовки учителей и выдающий сертификаты международного учителя - IB Educator Cetificate in Teaching and Learning;

- получила международную аккредитацию программа магистратуры «Международный бакалавриат», направленная на подготовку кадров и экспертов для общего образования;

- работает центр сдачи международных экзаменов по немецкому языку, созданный совместно с Гете-Институтом (Германия];

- создан центр независимой оценки качества образования, предоставляющий услуги педагогической диагностики для общеобразовательных учреждений (Кластер качества].

Работа центров позволяет концентрировать ресурсы, поддерживать высокий уровень образования, развивать научные школы.

Обсуждение. Таким образом, проведенный в ходе исследования ситуационный анализ позволяют сделать следующие выводы. Реализация подхода, связанного с внешней оценкой общего образования со стороны независимых организаций, может быть описана лишь точечно, через указание отдельных кейсов. В то же время именно такая внешняя оценка независимыми структурами позволяет образовательной организации обеспечить конкурентоспособность за счет постановки уникальных, специфических целей и контроля их достижения.

Заключение. Проведенный ситуационный анализ позволяет выделить следующие конкурентные преимущества, получаемые образовательными организациями по результатам независимой оценки: оценка достижения уникальных целей; профессиональная оценка специфических результатов; объективная характеристика результатов/программы; имиджевая составляющая; концентрация ресурсов.

Можно также классифицировать внешнюю (независимую] оценку на основании полноты охвата оцениваемого объекта: комплексная (охватывает несколько аспектов или всю образовательную программу] и парциальная независимая оценка (касается одного аспекта образовательной программы].

Перспективным направлением, с точки зрения повышения конкурентоспособности общего образования, можно назвать взаимодействие организаций общего и высшего образования с целью проведения независимой оценки. Анализ показал, что подобных кейсов недостаточно, описанные практики могут стать предметом популяризации в среде руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений высшего и общего образования.

Список литературы

1. Алексеева У. С. Независимая оценка качества образовательной деятельности как инструмент общественного влияния на развитие образования // Электронный научный журнал. 2016. № 9 (12). С. 193-202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27149919.

2. Баранова Ю. Ю., Данельченко Т. А. Независимая оценка качества образования как инновационный механизм государственно-общественного управления образовательной организацией // Непрерывное педагогическое образованием. 2014. № 9. С. 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22829603.

3. Болотов В. А. На пути к созданию системы независимой оценки качества образования // Профессиональное образование. 2005. № 1. С. 3-4. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33387155.

4. Егоров К. Б., Захарова В. А. Кластерное взаимодействие школ и вуза как инновационный механизм управления качеством общего образования // Инновации в образовании. 2018. № 10. С. 48-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35670746.

5. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт США и Сингапура / А. К. Белолуцкая [и др.] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 9 (71). С. 60-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27537029.

6. Захарова С. М. Государственно-общественное управление образованием как модель независимой оценки качества образования // Наука и образование: новое время. 2014. № 1. С. 98-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22678041.

7. Иванова Е. В. Необходима независимая и объективная оценка качества образования // Народное образование. 2001. № 5. С. 7-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30012421.

8. Капустняк А. Г. О Государственной аттестации выпускников 9 классов в условиях введения единой независимой оценки качества образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 9. С. 52-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9585297.

9. Кудринская Л. А. Независимая оценка качества российского среднего образования в контексте задач высшей школы (по результатам международного исследования «PISA-2015») // Омские социально-гуманитарные чтения-2017 Материалы X Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Л. А. Кудринская. 2017. С. 10-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29667070.

10. Кузьмин П. В., Зозуля Е. С. Независимые диагностики в региональной системе оценки качества образования города Москвы // Педагогические измерения. 2016. № 1. С. 75-81. URL: https://elibrary.ru/ contents.asp?id=34254863.

11. Мендель А. В. Всероссийские проверочные работы как инструмент независимой оценки и управления качеством образования: социологический аспект // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 2 (83). С. 101-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35258850.

12. Моргунов А. И., Зайченко Д. С. Методика независимой оценки управления качеством образования крупной региональной образовательной системы // Новые информационные технологии в научных исследованиях : материалы XXIII Всероссийской науч.-технич. конф. студентов, молодых ученых и специалистов : в 2 т. 2018. С. 27-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36758497.

13. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер ; пер. с англ. М. : Альпина БизнесБукс, 2005. 454 с.

14. Потемкина Т. В., Пуденко Т. И. Независимая оценка качества образования: общественная экспертиза в зарубежной и российской практике // Образование и наука. 2015. № 10. С. 64-79. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-4-3-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25069265.

15. Пуденко Т. И., Суева Ю. В. Независимая оценка качества общего образования через призму региональных управленческих стратегий // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 25-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29006704.

16. Рубин Ю. Б., Соболева Э. Ю. Внутренние гарантии качества процедур независимой аккредитации в образовании // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 12-23. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15631392.

17. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: региональный сетевой проект : учебное пособие / Н. Я. Карпушин [и др.] ; под общ. ред. К. Э. Безукладникова ; науч. ред. Е. Е. Карпушина. Пермь, 2009. 160 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20176258.

18. Суева Ю. В., Пуденко Т. И. Муниципальные ресурсы независимой оценки качества образования // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24). С. 5-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 28401644.

19. Суева Ю. В. Критериальная база независимой оценки качества образования // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 2 (26). С. 18-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30015066.

20. Elacqua G. (2016) Building More Effective Education Systems. In: Kuger S., Klieme E., Jude N., Kaplan D. (eds) Assessing Contexts of Learning. Methodology of Educational Measurement and Assessment. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-319-45357-6. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-45357-6_15.

21. Portnoi L. M. (2016) Patterns of Educational Reform and Policy Borrowing. In: Policy Borrowing and Reform in Education. Palgrave Macmillan, New York. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1057 %2F978-1-137-53024-0.pdf.

22. Stanic S., Hren D., Buzov I. (2016) Schools, Local Communities and Communication: Above and Beyond the Stakeholders. In: Alfirevic N., Burusic J., Pavicic J., Relja R. (eds) School Effectiveness and Educational Management. Palgrave Macmillan, Cham // N. Alfirevic et al. (eds.), School Effectiveness and Educational Ma n-agement. DOI: 10.1007/978-3-319-29880-1_4. URL https://link.springer.com/content/pdf/bfm%3A978-3-319-29880-1%2F1.pdf.

23. Torres L. L., Palhares J. A. & Afonso A. J. The distinction of excellent students in the Portuguese state school as a strategy of educational marketing accountability // Educational Evaluation, Evaluation and Accountability (2019) 31: 155. URL: https://doi.org/10.1007/s11092-019-09298-4.

24. Yang M., Ni H. (2018) Aiming at School Improvement: Educational Evaluation System in Primary and Secondary Schools // Educational Governance in China. Springer, Singapore. URL: https://doi.org/10.1007/ 978-981-13-0842-0_9.

25. Yu H., Yu W. M. (2012) School Leadership, Accountability, and Assessment Reform in Hong Kong // Volante L. (eds) School Leadership in the Context of Standards-Based Reform. Studies in Educational Leadership. Vol. 16. Springer, Dordrecht. URL: https://link.springer.com/content/pdf/bfm%3A978-94-007-4095-2% 2F1.pdf.

Case study of the use of external quality assessment education as a factor in improving the competitiveness of schools

K. B. Egorov1, V. A. Zakharova2

JPhD of Historical Sciences, associate professor, acting rector, Perm State University of Humanities and Education. Russia, Perm. ORCID: 0000-0001-6696-6332. E-mail: egorov@pspu.ru 2PhD of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of theory and technology of teaching and education of younger pupils, Perm State University of Humanities and Education.

Russia, Perm. ORCID: 0000-0003-1647-4553. E-mail: zaharova_va@pspu.ru

Abstract. The article describes and analyzes the possibilities of using external (independent) evaluation in the general education system in order to obtain competitive advantages for general education organizations. The purpose of the work is to identify competitive advantages acquired by a general education organization

based on the results of external evaluation. The study uses case study, a set of methods based on the analysis of special cases that are of interest to us in the field of research on the example of the education system of the Perm region. Based on the analysis of experience, competitive advantages that can be obtained by educational organizations in the process of applying an independent assessment with the involvement of specialized organizations are identified and systematized. On the basis of the completeness of the educational program coverage, a comprehensive and partial external assessment of the quality of education is highlighted. As a result of the study, it is stated that the implementation of the approach associated with the involvement of independent organizations for external evaluation of general education can be described in isolated cases. At the same time, this approach, which is related to the autonomy of an educational organization, allows us to assess the level of achievement of specific goals and provide competitive advantages. The issue of building mechanisms for responding to the results of external evaluation procedures, interaction between general and higher education institutions in order to conduct an independent assessment in the field of general education and build quality management systems for general education organizations is relevant. The practical significance of the study is the purposeful use of external (independent) assessment tools in the process of education management.

Keywords: quality of education, peer assessment, external quality assessment, independent evaluation of the quality of education, quality management education, general education, higher education, competitive advantage.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Alekseeva U. S. Nezavisimaya ocenka kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti kak instrument ob-shchestvennogo vliyaniya na razvitie obrazovaniya [Independent assessment of the quality of educational activity as a tool of public influence on the development of education] // Elektronnyj nauchnyj zhurnal - Electronic scientific journal. 2016. No. 9 (12). Pp. 193-202. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27149919.

2. Baranova Yu. Yu., Danel'chenko T. A. Nezavisimaya ocenka kachestva obrazovaniya kak innovacionnyj mekhanizm gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya obrazovatel'noj organizaciej [Independent assessment of the quality of education as an innovative mechanism of state-public management of an educational organization] // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie.ru - Continuous pedagogical education.ru. 2014. No. 9. P. 2. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22829603.

3. Bolotov V. A. Na puti k sozdaniyu sistemy nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya [On the way to creating a system of independent assessment of the quality of education] // Professional'noe obrazovanie - Professional education. 2005. No. 1. Pp. 3-4. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33387155.

4. Egorov K. B., Zaharova V. A. Klasternoe vzaimodejstvie shkol i vuza kak innovacionnyj mekhanizm upravleniya kachestvom obshchego obrazovaniya [Cluster interaction of schools and universities as an innovative mechanism for managing the quality of general education] // Innovacii v obrazovanii - Innovations in education. 2018. No. 10. Pp. 48-56. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35670746.

5. Zarubezhnye modeli nezavisimoj ocenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: opyt SShA i Singapura - Foreign models of independent assessment of the quality of preschool education: the experience of the USA and Singapore / A. K. Belolutskaya [et al.] // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika - Modern preschool education. Theory and practice. 2016. No. 9 (71). Pp. 60-67. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27537029.

6. Zaharova S. M. Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie obrazovaniem kak model' nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya [State-public management education as a model of independent education quality assessment] // Nauka i obrazovanie: novoe vremya - Science and education: new time. 2014. No. 1. Pp. 98-100. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22678041.

7. Ivanova E. V. Neobhodima nezavisimaya i ob"ektivnaya ocenka kachestva obrazovaniya [An independent and objective assessment of the quality of education is necessary] // Narodnoe obrazovanie - Public education. 2001. No. 5. Pp. 7-9. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30012421.

8. Kapustnyak A. G. O Gosudarstvennoj attestacii vypusknikov 9 klassov v usloviyah vvedeniya edinoj nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya [On state certification of graduates of 9 grade in the conditions of introduction of a single independent assessment of the quality of education] // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole - Teaching history and social science at school. 2007. No. 9. Pp. 52-54. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=9585297.

9. Kudrinskaya L. A. Nezavisimaya ocenka kachestva rossijskogo srednego obrazovaniya v kontekste zadach vysshej shkoly (po rezul'tatam mezhdunarodnogo issledovaniya "PISA-2015") [Independent assessment of the quality of Russian secondary education in the context of higher school tasks (based on the results of the international study "PISA-2015")] // Omskie social'no-gumanitarnye chteniya-2017Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Omsk social and humanitarian readings-2017. Materials of the X International scientific and practical conference. Executive editor: L. A. Kudrinskaya. 2017. Pp. 10-15. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29667070.

10. Kuz'min P. V., Zozulya E. S. Nezavisimye diagnostiki v regional'noj sisteme ocenki kachestva obrazovaniya goroda Moskvy [Independent diagnostics in the regional system for assessing the quality of education in Moscow] // Pedagogicheskie izmereniya - Pedagogical measurements. 2016. No. 1. Pp. 75-81. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34254863.

11. Mendel' A. V. Vserossijskie proverochnye raboty kak instrument nezavisimoj ocenki i upravleniya kachestvom obrazovaniya: sociologicheskij aspekt [All-Russian verification works as a tool for independent assessment and management of the quality of education: a sociological aspect] // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii - Power and management in the East of Russia. 2018. No. 2 (83). Pp. 101-110. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35258850.

12. Morgunov A. I., Zajchenko D. S. Metodika nezavisimoj ocenki upravleniya kachestvom obrazovaniya krupnoj regional'noj obrazovatel'noj sistemy [Methods of independent assessment of quality management of education of a large regional educational system] // Novye informacionnye tekhnologii v nauchnyh issledovani-yah : materialy XXIII Vserossijskoj nauch.-tekhnich. konf. studentov, molodyh uchenyh i specialistov : v 2 t. - New information technologies in scientific research : materials of the XXIII all-Russian scientific-technical conf. of students, young scientists and specialists : in 2 vols. 2018. Pp. 27-28. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=36758497.

13. Porter E. Michael. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otraslej i konkurentov [Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors] / Michael E. Porter; transl. from Eng. M. Alpina Businessbooks. 2005. 454 p.

14. Potemkina T. V., Pudenko T. I. Nezavisimaya ocenka kachestva obrazovaniya: obshchestvennaya ek-spertiza vzarubezhnoj i rossijskoj praktike [Independent assessment of the quality of education: public expertise in foreign and Russian practice] // Obrazovanie i nauka - Education and science. 2015. No. 10. Pp. 64-79. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-4-3-15. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25069265.

15. Pudenko T. I., Sueva Yu. V. Nezavisimaya ocenka kachestva obshchego obrazovaniya cherez prizmu re-gional'nyh upravlencheskih strategij [Independent assessment of the quality of general education through the prism of regional management strategies] // Chelovek i obrazovanie - A man and education. 2016. No. 3 (48). Pp. 25-30. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29006704.

16. Rubin Yu. B., Soboleva E. Yu. Vnutrennie garantii kachestva procedur nezavisimoj akkreditacii v obra-zovanii [Internal quality assurance procedures of independent accreditation in education] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2011. No. 2. Pp. 12-23. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15631392.

17. Sozdanie sistemy Mezhdunarodnogo bakalavriata v Permskom krae: regional'nyj setevoj proekt : uchebnoe posobie - Creating an International baccalaureate system in the Perm region: a regional network project : textbook / N. Y. Karpushin [et al.]; edited by K. E. Bezukladnikov; scient. ed. E. E. Karpushina. Perm. 2009. 160 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20176258.

18. Sueva Yu. V., Pudenko T. I. Municipal'nye resursy nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya [Municipal resources for independent assessment of the quality of education] // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika - Education management: theory and practice. 2016. No. 4 (24). Pp. 5-13. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=28401644.

19. Sueva Yu. V. Kriterial'naya baza nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya [Criteria base for independent evaluation of the quality of education] // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika - Education management: theory and practice. 2017. No. 2 (26). Pp. 18-24. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30015066.

20. Elacqua G. (2016) Building More Effective Education Systems. In: Kuger S., Klieme E., Jude N., Kaplan D. (eds) Assessing Contexts of Learning. Methodology of Educational Measurement and Assessment. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-319-45357-6. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-45357-6_15.

21. Portnoi L. M. (2016) Patterns of Educational Reform and Policy Borrowing. In: Policy Borrowing and Reform in Education. Palgrave Macmillan, New York. Available at: https://link.springer.com/content/pdf/ 10.1057%2F978-1-137-53024-0.pdf.

22. Stanic S., Hren D., Buzov I. (2016) Schools, Local Communities and Communication: Above and Beyond the Stakeholders. In: Alfirevic N., Burusic J., Pavicic J., Relja R. (eds) School Effectiveness and Educational Management. Palgrave Macmillan, Cham // N. Alfirevic et al. (eds.), School Effectiveness and Educational Management. DOI: 10.1007/978-3-319-29880-1_4. Available at https://link.springer.com/content/pdf/bfm%3 A978-3-319-29880-1%2F1.pdf.

23. Torres L. L., Palhares J. A. & Afonso A. J. The distinction of excellent students in the Portuguese state school as a strategy of educational marketing accountability // Educational Evaluation, Evaluation and Accountability (2019) 31: 155. Available at: https://doi.org/10.1007/s11092-019-09298-4.

24. Yang M., Ni H. (2018) Aiming at School Improvement: Educational Evaluation System in Primary and Secondary Schools // Educational Governance in China. Springer, Singapore. Available at: https://doi.org/ 10.1007/978-981-13-0842-0_9.

25. Yu H., Yu W. M. (2012) School Leadership, Accountability, and Assessment Reform in Hong Kong // Volante L. (eds) School Leadership in the Context of Standards-Based Reform. Studies in Educational Leadership. Vol. 16. Springer, Dordrecht. Available at: https://link.springer.com/content/pdf/bfm%3A978-94-007-4095-2%2F1.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.