Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РФ'

СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИИ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / СОГЛАШЕНИЕ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / ФАБРИКА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / КОНЦЕССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисюк Д. А., Астафьева О. Е.

Продиктованный национальными целями развития Российской Федерации, увеличивающийся объем финансирования строительства обусловливает возросшую роль рационального выбора способов, механизмов и инструментов финансового обеспечения строительства в целях принятия управленческих решений по реализации проектов, направленных на достижение целевых показателей в рамках заявленных национальных ориентиров развития России. Целью исследования является обобщение и упрощенная визуальная интерпретация сложившихся в настоящий момент способов, механизмов, инструментов финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов. Проведен обзор сложившейся модели финансового обеспечения строительства в Российской Федерации. Рассмотрены основные аспекты способов финансового обеспечения строительства. Отражено краткое описание основных условий предусмотренных механизмов и инструментов финансового обеспечения строительства. По итогам проведенного анализа подтверждена позитивная тенденция сложившейся модели финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов, создающая условия стимулирования экономики через перераспределение средств в реальный сектор и предоставляющая разнообразный инструментарий при выборе способов финансирования строительства в целях принятия рациональных управленческих решений по реализации проектов. Результаты проведенного исследования могут применяться органами государственной власти, участвующими в распределении и использовании средств, финансовыми институтами и прочими заинтересованными лицами для подготовки управленческих решений по финансированию строительства в рамках реализации проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисюк Д. А., Астафьева О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL MODEL OF fiNANCIAL SUPPORT FOR CONSTRUCTION IN THE FRAMEWORK OF PROJECT IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The increasing volume of construction financing, dictated by the national development goals of the Russian Federation, determines the increased role of rational choice of methods, mechanisms and tools of financial support for construction in order to make managerial decisions on the implementation of projects aimed at achieving the targets within the declared national development benchmarks of the Russian Federation. The aim of the study is to summarise and simplify the current methods, mechanisms and tools of financial support for construction within the framework of project implementation. A review of the current model of financial support for construction in the Russian Federation has been carried out. The main aspects of how to finance construction have been considered. A brief description of the main conditions of the envisaged mechanisms and instruments of financial support for construction has been provided. The analysis confirms the positive trend of the current construction financing model in the project implementation, creating conditions to stimulate the economy by reallocating funds to the real sector and providing a variety of tools in choosing construction financing methods to make rational management decisions on project implementation. The results of this study can be used by public authorities involved in the allocation and use of funds, financial institutions and other stakeholders to prepare management decisions on construction financing in project implementation.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РФ»

УДК 338.001.36 JEL G31 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-1-54-65

Получено: 13.12.2021 Статья доработана после рецензирования: 19.01.2022 Принято: 16.02.2022

Ситуационная модель финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов в Российской Федерации

Борисюк Дмитрий Александрович

Аспирант, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5855-1014, e-mail: borisyuk@outlook.com

Астафьева Ольга Евгеньевна

Канд. экон. наук, зав. каф., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3957-790X, e-mail: oe_astafyeva@guu.ru

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109542, Рязанский проспект, 99, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация

Продиктованный национальными целями развития Российской Федерации, увеличивающийся объем финансирования строительства обусловливает возросшую роль рационального выбора способов, механизмов и инструментов финансового обеспечения строительства в целях принятия управленческих решений по реализации проектов, направленных на достижение целевых показателей в рамках заявленных национальных ориентиров развития России. Целью исследования является обобщение и упрощенная визуальная интерпретация сложившихся в настоящий момент способов, механизмов, инструментов финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов. Проведен обзор сложившейся модели финансового обеспечения строительства в Российской Федерации. Рассмотрены основные аспекты способов финансового обеспечения строительства. Отражено краткое описание основных условий предусмотренных механизмов и инструментов финансового обеспечения строительства. По итогам проведенного анализа подтверждена позитивная тенденция сложившейся модели финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов, создающая условия стимулирования экономики через перераспределение средств в реальный сектор и предоставляющая разнообразный инструментарий при выборе способов финансирования строительства в целях принятия рациональных управленческих решений по реализации проектов. Результаты проведенного исследования могут применяться органами государственной власти, участвующими в распределении и использовании средств, финансовыми институтами и прочими заинтересованными лицами для подготовки управленческих решений по финансированию строительства в рамках реализации проектов.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, строительство, управленческое решение, проект, инвестиции, основной капитал, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, специальный инвестиционный контракт, фабрика проектного финансирования, концессия, государственно-частное партнерство, проектное финансирование

Для цитирования: Борисюк Д.А., Астафьева О.Е. Ситуационная модель финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов в РФ // Управление. 2022. Т. 10. № 1. С 54-65. Б01: 10.26425/2309-3633-2022-10-154-65

© Борисюк Д.А., Астафьева О.Е., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Received: 13.12.2021 Revised: 19.01.2022 Accepted: 16.02.2022

Situational model of financial support for construction in the framework of project implementation in the Russian Federation

Dmitry A. Borisyuk

Postgraduate Student, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5855-1014, e-mail: borisyuk@outlook.com

Olga E. Astafyeva

Cand. Sci. (Econ.), Head of the Department, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3957-790X e-mail: oe_astafyeva@guu.ru

State University of Management, 99, Ryazansky prospekt, Moscow 109542, Russia

Abstract

The increasing volume of construction financing, dictated by the national development goals of the Russian Federation, determines the increased role of rational choice of methods, mechanisms and tools of financial support for construction in order to make managerial decisions on the implementation of projects aimed at achieving the targets within the declared national development benchmarks of the Russian Federation. The aim of the study is to summarise and simplify the current methods, mechanisms and tools of financial support for construction within the framework of project implementation. A review of the current model of financial support for construction in the Russian Federation has been carried out. The main aspects of how to finance construction have been considered. A brief description of the main conditions of the envisaged mechanisms and instruments of financial support for construction has been provided. The analysis confirms the positive trend of the current construction financing model in the project implementation, creating conditions to stimulate the economy by reallocating funds to the real sector and providing a variety of tools in choosing construction financing methods to make rational management decisions on project implementation. The results of this study can be used by public authorities involved in the allocation and use of funds, financial institutions and other stakeholders to prepare management decisions on construction financing in project implementation.

Keywords: financial support, construction, management decision, project, investments, fixed capital, investment protection and promotion agreement, special investment contract, project finance factory, concession, public-private partnership, project financing

For citation: Borisyuk D.A., Astafyeva O.E. (2022) Situational model of financial support for construction in the framework of project implementation in the Russian Federation. Upravlenie / Management (Russia), 10 (1), pp. 54-65. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-1-54-65

© Borisyuk D. A., Astafyeva O. E., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Введение / Introduction

В соответствии с указом Президента Российской Федерации (далее -РФ) от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1 (далее — Указ) одним из целевых показателей в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» является улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн м2 в год.

Одновременно, Указом установлены иные не менее важные национальные цели, достижение которых характеризуется неизбежным ростом инвестиций в основной капитал, наращиванием темпов модернизации и создания новых основных фондов и объектов социально-культурной, дорожно-транспортной и производственно-технической инфраструктуры.

Все это обусловливает неизбежное увеличение объема финансирования строительного сектора экономики и возрастающую роль рационального выбора механизмов и инструментов финансового обеспечения строительства в рамках принятия управленческих решений по реализации проектов.

Несмотря на лидирующую роль и заинтересованность государства в достижении указанных национальных целей, бюджет федерального уровня является наиболее важным, но не единственным источником финансового обеспечения реализации заявленных целевых показателей. Существенный объем инвестиций предусмотрен из иных источников одновременно со средствами федерального бюджета, включая внебюджетные источники [Седова, 2020].

Вместе с тем в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, большая часть расходов на достижение национальных целей, будет осуществляться из федерального бюджета.

Методы и материалы / Methods and

materials

Теоретической основой статьи явились публикации российских исследователей, посвященные вопросам финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов. Методы исследования: ознакомление с нормативно-правовыми документами законодательства РФ, регламентирующими порядок и способы финансового обеспечения строительства и реализации проектов.

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Президент Российской Федерации. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 08.12.2021).

В основу статьи положена методология системного подхода. К числу использованных методов можно отнести методы сравнительного анализа, метод экспертных оценок, нормативный и логический методы.

Проведен анализ способов, механизмов, инструментов и иных аспектов финансового обеспечения строительства. На основании анализа и обобщения полученных результатов исследования сформирована ситуационная модель финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов в РФ. Данная информация позволит ориентироваться в сложившейся нормативно-правовой системе, регулирующей подходы в обеспечении финансирования строительства, принимать рациональные управленческие решения, касающиеся выбора подходов в финансировании реализации проектов, которые предусматривают строительство.

Результаты исследования модели финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов в РФ / Results of the study on the financial support model for construction projects in the Russian Federation

Сложившаяся на текущий момент в РФ модель финансового обеспечения строительства имеет свои особенностей и предусматривает три способа: прямое государственное участие, смешанное финансирование и финансирование за счет средств капитала.

Ситуационная модель финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов в РФ приведена на рисунке 1.

Государственное финансирование строительства осуществляется посредством государственного заказа, размещаемого в открытых информационных системах исполнительными органами власти в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ2 и компаниями с государственным участием в соответствии с федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф33. Государственный контракт заключается с использованием конкурентных процедур. Право собственности на объект строительства (ремонта, реконструкции) возникает у организатора

2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 08.12.2021).

3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 08.12.2021).

Источник финансового обеспечения

Механизм финансового обеспечения

Инструмент финансового обеспечения

Бюджет

Частный (собственный) капитал

Привлеченный капитал

Государственный заказ

Государственный контракт

Концессия

Государственно-частное партнерство

Проектное финансирование

Капитальные , вложения

Субсидии и иные меры государственной поддержки

СПИК 2.0 ][СЗПК ' [ком НГО' ^Займь^ Инвестиции

ФПФ Финансовые инструменты Кредит и кредитные продукты

Институты развития

Финансовые институты

Участники рынка

Принцип финансирования

Результат финансирования - собственность инициатора (концессионера / частного партнера)

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Ситуационная модель финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов в РФ

Source of financial support

Financial support mechanism

Financial security instrument

Funding participant

Funding principle

State budget

Private (equity) capital Attracted capital

Government

order

Government contract

Concession

Public private partnership

Project financing Long-term power market

Capital investments

Subsidies and other measures of state support

SPIC 2.0 SZPK COM NGO Loans Investments

FPF

Financial instruments

Credit and loan products

Governm ent body

Companies with state participation

Development institutions

Financial institutions

Market participants

The result of financing is the property of the state (grantor / public partner)

The result of financing is the property of the initiator (concessionaire / private partner)

Compiled by the authors on the materials of the study

Figure 1. Situational model of financial support for for construction projects in the Russian Federation

закупки. В рамках государственного контракта исполнителем могут привлекаться соисполнители на условиях, предусмотренных контрактом.

Необходимо отметить, что у исполнителей и соисполнителей государственных контрактов возникает потребность в привлечении обеспечения в виде банковских гарантий и часто дополнительного финансирования в виде кредита (контрактное кредитование).

Смешанное финансирование предусматривает участие государства и частного капитала на особых условиях. Существующие механизмы государственно-частного партнерства достаточно разнообразны и предусматривают участие государства в виде как непосредственно финансовых выплат, в виде гаранта возврата инвестиций для инвестора и в виде гаранта не ухудшения условий ведения бизнеса для инвестора на период реализации проекта. Основными механизмами смешанного способа финансирования строительства являются: концессии в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ4 (далее — ФЗ-115), государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ5 (далее - ФЗ-224), долгосрочный рынок мощностей (далее — ДРМ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 896 и прочие. Указанные механизмы предусматривают следующие основные инструменты финансового обеспечения: субсидии и иные меры государственной поддержки, специальный инвестиционный контракт (далее — СПИК 2.0), соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее — СЗПК), конкурентный отбор мощностей новых генерирующих объектов (далее — КОМ НГО), фабрика проектного финансирования (далее — ФПФ) и прочие.

По своей сути смешанное финансирование является переходным этапом от прямого (директивного) государственного участия к финансированию

4 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 08.12.2021).

5 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 08.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 89 «О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_99224/ (дата обращения: 08.12.2021).

с использованием средств капитала (инвестициям в основной капитал), что обуславливает ряд особенностей.

Механизмы смешанного финансирования в том числе нацелены на решение одной из важнейших задач, непосредственно влияющих на эффективность достижения национальных целей — привлечение к их реализации частного капитала [Вдовин, Венглинский, 2020].

В соответствии с ФЗ-115, в рамках концессионного соглашения концессионер (частный партнер) обязуется:

• создать и (или) реконструировать за свой счет определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (публичному партнеру);

• осуществлять свою деятельность с использованием данного имущества, предоставленного ему во владение и пользование концедентом на указанные в предыдущем абзаце цели в пределах срока, определенного концессионным соглашением.

Концедент (публичный партнер) — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

Концессионер (частный партнер) — российское юридическое лицо. Следует отметить, что ФЗ-115 не ограничивает возможность участия в роли концессионера индивидуальных предпринимателей, иностранных юридических лиц, а также лиц, действующих без образования юридического лица по договору простого товарищества двух и более указанных лиц. В целях обобщения схожих положений, рассматриваемых ФЗ-115 и ФЗ-224 и попадающих в фокус исследования использован сокращенный термин, предусматривающий участие только российского юридического лица.

Согласно ФЗ-115, концессионным соглашением не ограничиваются возможности концессионера в привлечении других лиц при наличии соответствующего условия в таком соглашении. В данном случае концессионер ответственен за действия привлекаемых им лиц как за свои собственные.

Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) — это сотрудничество частного и публичного партнера, на основании объединения ресурсов, распределения рисков, осуществляемое посредством юридического соглашения об условиях совместной деятельности представителей частного и государственного секторов экономики, заключаемом на срок не менее трех лет. ГЧП призвано способствовать привлечению частных инвестиций в экономику, обеспечению доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества органами государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ-224, в рамках соглашения о ГЧП, частный партнер (концессионер) обязуется:

• полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств создать являющиеся объектом соглашения недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически между собой связанные и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;

• осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание предоставленного во владение и пользование указанного в предыдущем абзаце имущества публичным партнером (концедентом) на соответствующие цели в пределах срока, установленного соглашением ГЧП.

ФЗ-224 предусмотрена обязанность публичного партнера по обеспечению возникновения права собственности частного партнера на объект соглашения.

Согласно ФЗ-224 ГЧП не ограничивает возможности частного партнера по привлечению третьих лиц в целях исполнения своих обязательств по соглашению при условии согласия публичного партнера данного им в письменной форме. Письменное согласие публичного партнера может содержать ограниченный перечень указанных третьих лиц. При этом, последние не вправе привлекать других лиц к исполнению своих обязательств.

Как видно, отличительными особенностями ГЧП от концессий, находящимися в фокусе интересов инициатора проекта, является то, что:

• ГЧП предусмотрена возможность структурирования проектов ГЧП, при которой, в отличие от концессии, у частного партнера возникают права собственности на построенный (реконструированный) объект, являющийся предметом соглашения ГЧП [Килинкаров, 2018];

• при ГЧП возврат инвестиций обеспечивает публичный партнер (концедент), в концессиях возврат инвестиций осуществляет концессионер (частный

партнер) посредством сбора платы с потребителей [Килинкаров, 2018];

• механизм привлечения частным партнером (концессионером) третьих лиц к исполнению соглашения ГЧП сложнее по сравнению с концессией.

Необходимо отметить, что в международной повестке ГЧП рассматривается как один из ключевых инструментов устойчивого развития, что в свою очередь соответствует логике прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. [Filatova, et al, 2021].

Областью наиболее частого применения механизма ГЧП является поле деятельности естественных монополий и, в частности, электроэнергетика [Тихонов, 2007], а также в области коммунальной инфраструктуры в целом. Стоит отметить, что основная идея ГЧП в области инфраструктуры заключается в использовании принципов рыночного механизма для привлечения средств на развитие коммунальных услуг, диверсификации инвесторов и повышении качества управления предоставлением коммунальных услуг [Liu, 2021].

В настоящее время в России применяется основной механизм развития и инвестирования генерирующих мощностей — ДРМ [Малышев, Подойницын, 2013]. В рамках ДРМ вводы новых генерирующих объектов стимулируются рынком мощности, и вложенные инвестиции окупаются от продажи мощности указанных объектов генерации в рынок [Малышев, Кашурников, 2015].

Необходимо отметить, что в академических источниках встречаются другие два механизма развития и инвестирования генерирующих мощностей: договор о предоставлении мощностей согласно постановлению Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. № 2387 и механизм гарантирования инвестиций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2005 г. № 7388. В первом случае программа договоров о предоставлении мощности завершена. Второй механизм также более не ис-

7 Постановление Правительства РФ от 13.04.2010 № 238 «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99478/ (дата обращения: 08.12.2021).

8 Постановление Правительства РФ от 07.12.2005 № 738 «О порядке

формирования перспективного источника средств на оплату услуг по фор-

мированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57053/ (дата обращения: 08.12.2021).

пользуется в связи с постановлением Правительства от 26 августа2020 г. № 12909.

С подписанием постановления Правительства РФ от 15 февраля 2018 г. № 15810 утвержден новый инструмент смешанного способа финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов — Программа «Фабрика проектного финансирования» (далее — Программа ФПФ). Программа ФПФ предусматривает предоставление денежных средств заемщикам на основании договоров синдицированного кредитования, реализуемого с применением мер государственной поддержки в виде:

• субсидий из федерального бюджета на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации Программы ФПФ;

• государственной гарантии РФ по облигационным займам, привлекаемым специализированным обществом проектного финансирования.

Необходимость введения в область применения нового инструмента Программы ФПФ обусловлена несколькими причинами [Наумцева и др., 2020]:

• недостаточность долгосрочных кредитных ресурсов для финансирования реализуемых в РФ сделок проектного финансирования;

• отсутствие механизмов снижения высоких рисков на инвестиционной фазе реализации проектов за счет инструментов государственной поддержки;

• в высокой степени трудозатратный процесс структурирования сделок проектного финансирования;

• сохраняющиеся невысокие объемы проектного финансирования, особенно в отношении инфраструктурных проектов.

9 Постановление Правительства РФ от 26.08.2020 № 1290 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений некоторых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_361006/ (дата обращения: 08.12.2021).

10 Постановление Правительства РФ от 15.03.2018 № 158 «О программе «Фабрика проектного финансирования» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма «Фабрика проектного финансирования»)» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_291117/ (дата обращения: 08.12.2021).

Другим инструментом в большей степени относящимся к смешанному способу финансирования, направленным на стимулирование инвестиций в основной капитал, является специальный инвестиционный контракт (далее — СПИК 2.0). СПИК 2.0 представляет собой соглашение между инвестором и государством в целях реализации инвестиционного проекта по внедрению или разработке и внедрению технологии, применение которой для осуществления производственных и технологических операций позволяет осуществлять производство конкурентоспособной на мировом уровне промышленной продукции. По условиям соглашения СПИК 2.0 на инвестора возлагается обязанность обеспечить финансирование инвестиционного проекта, являющегося предметом соглашения СПИК 2.0 за счет собственных и/или привлеченных средств. Одновременно, на государство возложены обязательства обеспечения стабильность условий ведения хозяйственной деятельности инвестора, а также применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в соответствии с законодательством РФ в течение срока действия СПИК 2.011.

С принятием в первом полугодии 2020 г. Федерального закона от 1 апреля 2021 г. № 69-ФЗ (далее — ФЗ-69)12 в правовое поле РФ введен новый инструмент смешанного способа финансового обеспечения — соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее — СЗПК). Принимая во внимание новизну данного инструмента, а также набирающую актуальность его применения в ходе реализации указанных выше национальных целей, необходимо более подробно описать основные аспекты СЗПК.

СЗПК — это соглашение между российским или зарубежным инвестором и Российской Федерацией (субъектом РФ), представленной публично-правовым образованием в целях реализации инвестиционного проекта. ФЗ-69 установлено, что СЗПК может быть заключено не позднее 1 января 2030 г.

ФЗ-69 прямо не зафиксированы обязательства инвестора. При этом предусмотрено, что обязательства сторон СЗПК, включая инвестора, должны быть закреплены в соглашении, в том числе объем капиталовложений, подлежащих осуществлению инвестором

11 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 08.12.2021).

12 Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_349045/ (дата обращения: 08.12.2021).

в целях реализации инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК. Таким образом, основным обязательством инвестора является успешная реализация инвестиционного проекта и осуществление капиталовложений в объеме, не менее того, который указан в СЗПК.

В свою очередь публично-правовое образование обязуется в соответствии с положениями ФЗ-69 обеспечить инвестору неприменение в отношении него актов соответствующих органов власти, ухудшающих условия ведения деятельности, направленной на реализацию инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК, определенные на момент заключения СЗПК (далее — Стабилизационная оговорка). Стабилизационная оговорка обеспечивает неприменение к инвестору законодательства и актов, которые:

• увеличивают сроки и количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

• увеличивают размер взимаемых с инвестора платежей, в том числе неналоговых и таможенных пошлин;

• устанавливают дополнительные запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта;

• ухудшают налоговые условия, включая по налогу на прибыль, на имущество, транспортному налогу,

Условия применения

а также сроку уплаты и порядка возмещения НДС, новым налогам и сборам;

• устанавливают дополнительные требования к условиям реализации инвестиционного проекта, включая в сфере землепользования, градостроительной деятельности и защиты окружающей среды;

• изменяют (отменяют) решения о предоставлении мер государственной поддержки, влекущие изменение сроков и объемов указанным мер поддержки;

• ухудшают иные условия реализации инвестиционного проекта, действующие на дату СЗПК.

Указанные в пунктах 1—4 и 6—7 условия Стабилизационной оговорки не применяются в течение срока СЗПК. Указанные в пункте «е» — в течение трех лет, но в пределах срока СЗПК.

При этом ФЗ-69 установлен следующий срок применения Стабилизационной оговорки:

• не более 6 лет для инвестиционных проектов при условии объема капиталовложений не более 5 млрд руб.;

• не более 15 лет для инвестиционных проектов при условии объема капиталовложений не более 10 млрд руб.;

• не более 20 лет для инвестиционных проектов при условии объема капиталовложений 10 и более млрд руб.

Обязательной стороной СЗПК должен быть указан каждый субъект РФ, на территории которого реализуется инвестиционный проект.

Таблица 1

шизационной оговорки

Минимальный объем капиталовложений инвестора 200 млн руб.* 250 млн руб. 500 млн руб. 1,5 млрд руб. 5 млрд руб. 10 млрд руб.

Сфера экономики РФ Все, за исключением запрещенных ст.6 ч.1 ФЗ-69 Здравоохранение Образование Культура Физическая культура Спорт Цифровая экономика Экология Сельское хозяйство Обрабатывающее производство Все, за исключением запрещенных ст.6 ч.1 ФЗ-69

Категория инвестиционного проекта Любой Новый Любой

Обязательная сторона СЗПК Субъект Российской Федерации Российская Федерация

* И не более 1 млрд руб. для СЗПК стороной которого является субъект Российской Федерации за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Составлено авторами по материалам исследования

Table 1

Conditions of application of the Stabilization Clause

Investor's minimum investment 200 RUB million* 250 RUB million 500 RUB million 1,5 RUB bln 5 RUB bln 10 RUB bln

Sphere of Russian economy Everything, except for those prohibited by Article 6, Part 1, Federal Law No. 69 Healthcare Education Culture Physical education Sports Digital economy Ecology Agriculture Manufacturing production Everything, except for those prohibited by Article 6, Part 1, Federal Law No. 69

Investment project category Any project New project Any project

End of Table 1

Investor's minimum investment 200 RUB million* 250 RUB million 500 RUB million 1,5 RUB bin 5 RUB bin 10 RUB bin

Binding party to an agreement on the protection and promotion of investments Subject of the Russian Federation Russian Federation

* And no more than 1 billion rubles for the Agreement on the protection and promotion of investments, which is a party to the constituent entity of the Russian Federation, with the exception of the federal cities of Moscow and St. Petersburg. Compiled by the authors on the materials of the study

Кроме того, ФЗ-69 предусмотрена иерархия представительства государства в качестве стороны СЗПК в зависимости от объема капиталовложений инвестора в проект (табл. 1).

ФЗ-69 выделена категория «новый инвестиционный проект» — это инвестиционный проект, отвечающий одному из следующих условий:

• бюджет капитальных вложений утвержден до даты вступления в силу ФЗ-69, но не ранее 7 мая 2018 г. и заявление о реализации инвестиционного проекта подано инвестором не позднее 31 декабря 2021 г.;

• бюджет капитальных вложений утвержден после даты вступления в силу ФЗ-69 и заявление о реализации инвестиционного проекта подано инвестором не позднее одного года со дня принятия решения о реализации инвестиционного проекта.

СЗПК может быть заключено в отношении инвестиционного проекта, реализующегося в одной из сфер экономики РФ за исключением следующих сфер:

• игорный бизнес;

• производство табачных изделий, алкоголя, жидкого топлива, за исключением жидкого топлива, полученного из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню Правительства РФ;

• добыча сырой нефти и природного газа, за исключением сжижения природного газа;

• оптовая и розничная торговля;

• деятельность организаций финансового сектора, находящихся под контролем Центрального банка РФ, за исключением выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта;

• строительство административно-деловых и торговых комплексов, жилых домов.

• ФЗ-69 предусмотрена возможность возмещения государством затрат, относящихся к реализации инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК, по следующим направлениям:

• создание (модернизация, реконструкция) объектов инфраструктуры, используемых в целях реализации инвестиционного проекта и иных целях, имеющих следующую отраслевую принадлежность:

транспортная, энергетическая, коммунальная, социальная и цифровая;

• плата за привлекаемое инвестором финансирование (кредит, займ, инструменты долгового рынка) на цели предыдущего абзаца.

Предельный размер возмещения государством в любом случае не может быть больше совокупной величины обязательных платежей, таких как налог на прибыль, на имущество, транспортного налога, НДС, ввозных пошлин, акцизов на технику, подлежащих уплате инвестором в бюджет публично-правовых образований в рамках реализации инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК. Одновременно, указанный предельный размер возмещения не может превышать величину фактически понесенных затрат на объекты инфраструктуры в следующих пропорциях:

• для объектов обеспечивающей инфраструктуры, используемых в целях реализации инвестиционного проекта в объеме не более 50 %;

• для объектов сопутствующей инфраструктуры, используемых не только в целях реализации инвестиционного проекта, но и в иных целях в объеме не более 100 %.

Кроме того, ФЗ-69 не ограничены иные меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены в рамках СЗПК, при условии не превышения совокупного размера данных мер поддержки объема капитальных вложений на реализацию инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК.

СЗПК может быть заключено в порядке частной или публичной проектной инициативы.

Частная проектная инициатива предусматривает рассмотрение заявления инвестора о заключении СЗПК без проведения конкурса. При этом для данного формата рассмотрения возможности заключения СЗПК ФЗ-69 предусмотрен ряд ограничений: инвестором может быть исключительно российское юридическое лицо, инвестиционный проект должен быть новым в соответствии с терминами ФЗ-69.

В отличие от рассмотренной частной проектной инициативы, публичная исходит от государства и предусматривает конкурсный отбор государством инве-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стиционных проектов, в целях которых предлагается заключение СЗПК. Первым этапом отсева является оценка соотношения выгод и затрат государства от инвестиционного проекта при реализации с привлечением инвестора или без него. Отклоняются те проекты, реализация которых с привлечением инвестора приводит к большим издержкам для государства, чем без него. Итоговые результаты конкурсного отбора, основываются на всем объеме предоставляемых инвестором документов, включающих в том числе: бизнес-план и финансовую модель инвестиционного проекта, подробную информацию об инвесторе, согласие уполномоченных органов исполнительной власти на заключение СЗПК и иных сведений, предусмотренных условиями конкурса. Победителем конкурса признается заявка инвестора на заключение СЗПК, в рамках которой предложены наилучшие условия реализации инвестиционного проекта по следующим приоритетным параметрам:

• наибольший объем капиталовложений;

• наименьший объем мер государственной поддержки либо отсутствие таковых;

• кратчайшие сроки реализации инвестиционного проекта при наибольшей эффективности.

Необходимо отметить, что одной из важнейших новаций предусмотренной ФЗ-69 является создание государственной информационной системы «Капиталовложения» (ГИС «Капиталовложения») для информационного обеспечения поддержки развития инвестиционной и хозяйственной деятельности, защиты и поощрения капиталовложений в РФ.

ФЗ-69 определена норма — связанные договоры. Под связанным договором понимаются договоры, направленные на содействие реализации инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК. К таким договорам могут быть отнесены: договоры о предоставлении субсидий, мер государственной поддержки; кредитный договор с банком о предоставлении кредита инвестору по льготной ставке при условии возмещения кредитору недополученного дохода государством; договор с субъектом естественных монополий

В целом, СЗПК и СПИК 2.0 — это организационные договоры, в которых определены права и обязанности инвестора и публично-правовых образований, действующих в лице органов государственной власти (должностных лиц) в отношении инвестора [Отнюкова, 2020].

КОМ НГО — новый инструмент в рамках механизма ДРМ обеспечивающий привлечение инвестиций в генерацию и строительство генерирующих объектов с требуемыми техническими характеристиками на территориях с локальным дефицитом

активной мощности, перечень и описание которых устанавливается решением Правительства РФ13.

Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ14 капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Проектное финансирование — получившая широкое распространение технология финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов, в рамках которой осуществляются инвестиции в основной капитал, и которая характеризуется значительной долей привлекаемого банковского кредитования (до 80—90 % общего объема инвестиций), а также при которой основным источником погашения кредита (возвратности инвестиций) является денежный поток от реализуемого (финансируемого) инвестиционного проекта [Танасова, Цховребов, 2019].

Субъектами инвестиционной деятельности являются: инициатор инвестиционного проекта, инвесторы, кредиторы, застройщики, заказчики, подрядчики (поставщики, соисполнители), пользователи объектов капитальных вложений и иные заинтересованные лица. При этом субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов.

Основным отличием данного способа финансирования строительства от предыдущих рассмотренных является более широкий набор инструментов финансирования, а также возможность залога объекта инвестирования в целях кредитования. В рамках финансирования с использованием средств капитала могут использоваться не только кредитные продукты, формы государственного стимулирования в виде субсидий, гарантий и льгот, но и продукты финансового (долгового) рынка в виде облигаций, а также коммерческие займы.

Объект инвестирования является собственностью инициатора реализации инвестиционного проекта с ограничением в виде обременения в случае передачи его в залог.

13 Глоссарий (2021). Ассоциация Некоммерческое партнерство Совет рынка. Режим доступа: https://www.np-sr.ru/ru/glossary/item/ konkurentnyy-otbor-moshchnosti-novyh-generiruyushchih-obektov-kom-ngo (дата обращения: 08.12.2021).

14 Федеральный закон от 25.12.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения: 08.12.2021).

В целях реализации инвестиционного проекта привлекаются подрядчики (поставщики, соисполнители) на условиях, определяемых соглашениями между инициатором и кредиторами, инвесторами.

Необходимо отметить, что увеличение объема банковских инвестиций непосредственно увеличивает деловую активность, что, в свою очередь, способствует экономическому росту за счет перераспределения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики [А1ат е! а1, 2021].

Относительно новым финансовым инструментом, в качестве неотъемлемой части зеленого финансирования, являются зеленые облигации. Концепция зеленого финансирования заключается в преобразовании финансовой индустрии, ее ориентировании на устойчивое развитие, экономический рост при одновременном улучшении окружающей и социальной среды. Зеленые облигации — это долговые ценные бумаги с фиксированным доходом, предназначенные для финансирования инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках устойчивого развития [Tagizade-Hesari е! а1, 2021]. Наряду с зелеными облигациями, другими инструментами финансового обеспечения проектов устойчивого развития являются уже упомянутые выше банковские кредиты, государственные субсидии, налоговые льготы и иные формы государственной поддержки, частный капитал, а также программы международной помощи ^Иа^ е! а1, 2017].

С учетом изложенного очевидно, не смотря на приведенные отличия способов финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов, отдельные аспекты в виде механизмов и инструментов финансового обеспечения, проиллюстрированные авторами на рисунке 1, могут использоваться одновременно и при прямом государственном участии (например, банковские гарантии) и при смешанном

(например, кредит) и при финансировании за счет средств капитала (например, субсидии).

Предлагаемая авторами ситуационная модель финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов повышает информативность и облегчает навигацию в сложившейся на текущий момент нормативно-правовой системе РФ, регулирующей рассмотренную в рамках исследования область деятельности.

Заключение / Conclusion

Подводя итог исследованию, можно констатировать, что сложившаяся в РФ на текущий момент модель финансового обеспечения строительства в рамках реализации проектов, позволяет решить следующие задачи.

1. Стимулирование экономики путем перераспределения средств в реальный сектор экономики до конечных производителей.

2. Обеспечение разнообразным и необходимым инструментарием заинтересованных сторон, удовлетворяющим их запросам при выборе способов финансирования строительства в целях принятия рациональных управленческих решений по реализации проектов;

3. Предоставление доступа к инструментам зеленого финансирования, обеспечивающих реализацию проектов устойчивого развития, находящегося в фокусе международной повестки и ставшего особенно актуальным на фоне пандемии COVID-19.

Вместе с тем решение указанных задач в целом способствует достижению целевых показателей при реализации национальных целей, определенных Указом, в том числе обеспечивающих структурные изменения экономики и социальной сферы Российской Федерации. Все указанное вместе создает

Список литературы

Ажлуни А.М., Борзова Д.А. (2019). Национальные проекты России и их финансирование // Регион: системы, экономика, управление. №2 (45). С. 132—133.

Вдовин И.А., Венглинский Д.Р. (2020). Проблема привлечения внебюджетных инвестиций в национальные проекты // Бизнес. Общество. Власть. № 2-3 (36-37). С. 74—86.

Килинкаров В.В. (2018). Актуальные проблемы и тенденции в практике разрешения споров в сфере публично-частного партнерства в России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. № 4. С. 62—103.

Малышев Е.А., Кашурников А.Н. (2015). Финансирование проектов развития электроэнергетической отрасли //

References

Alam M.S., Rabbani M.R., Tausif M.R., and Abey J. (2021), "Banks' performance and economic growth in India: a panel cointegration analysis", Economies, vol. 9, no. 1, pp. 1—13. https://doi.org/10.3390/economies9010038

Azhluni A.M., and Borzova D.A. (2019), "National projects of Russia and their financing", Region: systemy, ekonomica, upravlenie, no. 2 (45), pp. 132—133. (In Russian).

Filatova I., Nikolaichuk L., Zakaev D., and Ilin I. (2021), "Public-private partnership as a tool of sustainable development in the oil-refining sector: Russian case", Sustainability, vol. 13, no. 9, art. 5153. https: //doi.org/10.3390/su13095153

Вестник Забайкальского государственного университета. № 5 (120). С. 110-118.

Малышев Е.А., Подойницын Р.Г. (2013). Экономические механизмы обновления и развития основных фондов в энергетике // Экономика региона. №3 (35). С. 198-207. https:// doi.org/10.17059/2013-3-18

Наумцева Е.Г., Кудлай В.А., Кузнецова З.А. (2020). Финансово-правовые аспекты сделок синдицированного кредитования в рамках Программы «Фабрика проектного финансирования» // Банковское право. № 2. С. 54-67. https:// doi.org/10.18572/1812-3945-2020-2-54-67

Отнюкова Г.Д. (2020). Правовые формы привлечения и поощрения инвестиций // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. №7. С. 90-97. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2020.71.7.090-097

Седова М.Л. (2020). Финансирование национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. Т. 13, №3. С. 17-27. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2020-13-3-17-27

Танасова А.С., Цховребов М.П. (2019). Банковское регулирование операций проектного финансирования // Банковское право. № 5. С. 49-59. https://doi.org/10.18572/1812-3945-2019-5-49-59

ТихоновК.С. (2007). Государственные гарантии инвестиций в системе мер расширенного воспроизводства электроэнергетики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. №4. Т. 5, №. 4-3. С. 357-361.

Alam M.S., Rabbani M.R., Tausif M.R., Abey J. (2021). Banks' performance and economic growth in India: a panel cointegra-tion analysis // Economies, V. 9, No. 1. Pp. 1-13. https://doi. org/10.3390/economies9010038

Filatova I., NikolaichukL., Zakaev D., Ilin I. (2021). Public-private partnership as a tool of sustainable development in the oil-refining sector: Russian case // Sustainability. V. 13, No. 9. Art. 5153. https: //doi.org/10.3390/su13095153

Liu Ch. (2021). Infrastructure public-private partnership (PPP) investment and government fiscal expenditure on science and technology from the perspective of sustainability // Sustainability. V. 13, No. 11. Art. 6193. https: //doi.org/10.3390/su13116193

ShangM., HwangB.G., Zhu L.A. (2017). A global review of sustainable construction project financing: policies, practices, and research efforts // Sustainability. V. 9, No. 12. Art. 2347. https:// doi.org/10.3390/su9122347

Taghizadeh-Hesary F., Yoshino N., Phoumin H. (2021). Analyzing the characteristics of green bond markets to facilitate green finance in the Post-COVID-19 world // Sustainability. V. 13, No. 10. Art. 5719. https://doi.org/10.3390/su13105719

Kilinkarov V.V. (2018), "Current problems and trends in litigation and dispute resolution in public-private partnerships in Russia", Vestnik ekonomicheskogo pravosudiya Rossiiskoi Fed-eratsii, no. 4, pp. 62—103. (In Russian).

Liu Ch. (2021), "Infrastructure public—private partnership (PPP) investment and government fiscal expenditure on science and technology from the perspective of sustainability", Sustainability, vol. 13, no. 11, art. 6193. https: //doi.org/10.3390/ su13116193

Malyshev E.A., and Kashurnikov A.N. (2015), "Financing of projects of development electrical power branch", Transbaikal State University journal (Bulletin of ZabGU), no. 5 (120), pp. 110-118. (In Russian).

Malyshev E.A., and Podoynitsyn R.G. (2013), "Providing investment attractiveness of renewal and development of fixed assets in the energy sector", Economy of Regions, no. 3 (35), pp. 198-207. (In Russian). https://doi.org/10.17059/2013-3-18

Naumtseva E.G., Kudlay V.A., and Kuznetsova Z.A. (2020), "Financial law aspects of syndicated lending transactions within the framework of the Project Financing Factory Program", Banking Law, no. 2, pp. 54-67. (In Russian). https://doi. org/10.18572/1812-3945-2020-2-54-67

Otnyukova G.D. (2020), "Legal forms of attracting and promoting investment", Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), no. 7, pp. 90-97. (In Russian). https://doi. org/10.17803/2311-5998.2020.71.7.090-097

Sedova M.L. (2020), "Financing of national projects", Economics, Taxes. Law, vol. 13, no. 3, pp. 17-27. (In Russian). https://doi.org/10.26794/1999-849X-2020-13-3-17-27.

Shang M., Hwang B.G., and Zhu L.A. (2017), "A global review of sustainable construction project financing: policies, practices, and research efforts", Sustainability, vol. 9, no. 12, article. 2347. https://doi.org/10.3390/su9122347

Taghizadeh-Hesary F., Yoshino N., and Phoumin H. (2021), "Analyzing the characteristics of green bond markets to facilitate green finance in the Post-COVID-19 world", Sustainability, vol. 13, no. 10, art. 5719. https://doi.org/10.3390/su13105719

Tanasova A.S., and Tskhovrebov M.P. (2019), "Banking regulation of project financing operations", Banking Law, no. 5, pp. 49-59. (In Russian). https://doi.org/10.18572/1812-3945-2019-5-49-59

Tikhonov K.S. (2007), "State guarantees of investments in the system of measures for expanded reproduction of the electric power industry", Economic Herald of Rostov State University, vol. 5, no. 4-3, pp. 357-361. (In Russian).

Vdovin I.A., and Venglinskiy D.R. (2020), "The problem ofrais-ing private investments in national projects", Business, Society, Government, no. 2-3 (36-37), pp. 74-86. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.