Научная статья на тему 'Системы страхования вкладов в Российской Федерации и в Казахстане: сравнение'

Системы страхования вкладов в Российской Федерации и в Казахстане: сравнение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
981
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ / БАНКРОТСТВО / ВКЛАДЫ / SYSTEM OF DEPOSIT INSURANCE / BANKRUPTCY / DEPOSITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нургазы Айгерим Ринаткызы

Исследуется понятие «системы страхования вкладов», выделяются их виды. Рассматриваются главные даты в истории развития систем страхования вкладов в Российской Федерации и Казахстане. Особое внимание уделено современному состоянию и проблемам систем страхования вкладов в этих странах. Проведен сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нургазы Айгерим Ринаткызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of the Russian Federation and Kazakhstan deposits insurance systems

The paper includes investigation of the "deposit insurance system" concept and their types. There is consideration of the important dates in the history of development of the Russian Federation and Kazakhstan deposit insurance systems. Particular emphasis is placed on the current state and the problems of deposit insurance systems in these countries. Also a comparative analysis was carried out.

Текст научной работы на тему «Системы страхования вкладов в Российской Федерации и в Казахстане: сравнение»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 28 2017

УДК 336.711; ХЕЬ 021 Ш1: 10.17223/22229388/28/7

А.Р. Нургазы

СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В КАЗАХСТАНЕ: СРАВНЕНИЕ

Исследуется понятие «системы страхования вкладов», выделяются их виды. Рассматриваются главные даты в истории развития систем страхования вкладов в Российской Федерации и Казахстане. Особое внимание уделено современному состоянию и проблемам систем страхования вкладов в этих странах. Проведен сравнительный анализ.

Ключевые слова: система страхования вкладов, банкротство, вклады.

Система страхования вкладов - это механизм защиты вкладов физических лиц в банках путем их страхования (гарантирования).

Доверие к системе страхования вкладов со стороны держателей депозитов - одна из важных составляющих стабильности финансовой системы страны. Однако на настоящем этапе развития экономики в постсоветских странах данная система находится пока на стадии развития и становления. Это обусловливает актуальность изучения данного вопроса.

Системы страхования вкладов имеют множество классификаций по различным признакам.

Наиболее распространено деление на два типа: обязательные и добровольные системы страхования.

При обязательном страховании обязательства разорившегося банка перед вкладчиками возлагаются на государство. При добровольном страховании вкладчики банка выбирают независимого страховщика.

Главные принципы системы обязательного страхования вкладов:

- прозрачность системы страхования вкладов;

- уменьшение рисков, связанных с функционированием данной системы;

- обязательность участия банков, которые осуществляют прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, в системе обязательного страхования вкладов;

- накопительный характер формирования резерва, предназначенного для выплаты гарантийного возмещения [1].

Впервые система страхования вкладов появилась в Соединенных Штатах Америки. В 1933 г. была создана Федеральная корпорация страхования депозитов [2]. Ее создание было обусловлено экономическим кризисом тех лет - Великой депрессией. Вместе с созданием данной корпорации был принят закон «О страховании банковских депозитов» [3].

В Российской Федерации история развития системы страхования депозитов начинается с 2 декабря 1990 г. В этот день было принято два закона: «О Центральном банке России» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Согласно закону «О Центральном банке России» на Банк России была возложена функция создания страхового фонда.

Первая попытка создать фонд страхования вкладов датируется 30 апреля 1991 г. Однако она не была успешной. 28 марта 1993 г. Президентом Российской Федерации был издан указ «О защите сбережений граждан Российской Федерации». Он предусматривал компенсационные выплаты в отношении вкладов физических лиц, которые были обесценены инфляцией. Данный указ стал основой для развития системы страхования вкладов в банковской сфере России. Однако мероприятия, запланированные согласно данному указу, так и не были проведены. 24 ноября 1995 г. Государственная Дума РФ приняла закон «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан». В планах было создание федерального фонда обязательного страхования банковских депозитов. Данный закон не касался вкладов в Сбербанке Российской Федерации. Закон «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан» не был поддержан Советом Федерации, Министерством финансов и Правительством России. Однако главные его положения явились основой современной системы страхования депозитов в РФ. 3 февраля 1996 г. Президентом России был подписан закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Согласно ему страхование банковских вкладов являлось обязательным, а право на привлечение средств во вклады могли получить только банки, осуществляющие деятельность не меньше двух лет. Но банки не приняли значительных действий после подписания данного закона. 12 мая 1996 г. было издано распоряжение № 465-р «О создании Фонда обеспечения сохранности депозитов и вкладов населения в коммерческих банках». Однако на практике средств, имеющихся в фонде, оказалось достаточно лишь для выплат пострадавшим пенсионерам.

1995-1997 гг. вошли в историю банковской системы как годы, в которые у банков было отозвано огромное количество лицензий: в 1995 г. - 225 лицензий, в 1996 г. - 286, в 1997 г. - 325. После кризиса 1998 г. довольно быстро был принят закон «О банкротстве кредитных организаций», кроме того, возобновилась работа над законопроектом «О гарантировании банковских вкладов граждан».

Важное событие в истории становления системы страхования вкладов в Российской Федерации произошло 16 декабря 1998 г. В этот день было учреждено ОАО «Агентство по реструктуризации

кредитных организаций» (АРКО). Главные задачи АРКО - управление проблемными банками и помощь в оздоровлении банковской системы после кризиса. Именно Агентство по реструктуризации кредитных организаций впоследствии станет основой для создания Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

В 1999 г. закон о страховании вкладов вновь был отклонен. В 2000 г. начала работу система гарантирования депозитов от АРКО. Государство стало гарантом по возврату вкладов в банках, находившихся под его управлением, что привело к существенному приросту вкладов (от 9 до 17% в месяц). В этом же году был разработан законопроект «О системе обязательного страхования вкладов граждан в кредитных организациях». Главное его отличие: проект предусматривал участие страховых компаний в системе страхования банковских вкладов. В конце 2000 г. ОАО «Ингосстрах» получило лицензию на страхование банковских вкладов. Однако положения указанного законопроекта не получили развития в будущем [4].

В 2001 г. была поддержана идея использования АРКО как гаранта по вкладам и окончательно решено, что участие в системе страхования вкладов для всех банков необходимо сделать обязательным. 31 октября 2002 г. законопроект «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» был окончательно согласован. В течение следующего года остро стоял вопрос о месте Сбербанка в системе страхования банковских депозитов. В конце 2003 г. было принято решение создать Агентство по страхованию вкладов (государственная корпорация в форме публичного юридического лица). 28 ноября 2003 г. одобрен законопроект № 301506-3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [5] и ряд иных необходимых законов. 23 декабря 2003 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Таким образом, процесс принятия закона о страховании вкладов продлился более 10 лет.

После его принятия, с 2004 г. работа по становлению системы страхования депозитов начала продвигаться быстрыми темпами. В январе 2004 г. было создано Агентство по страхованию вкладов. 13 апреля 2004 г. АСВ стало участником Международной ассоциации страховщиков вкладов. В эти же годы в Российской Федерации произошел кризис, который привел к банкротству части банков, включая крупные. На тот момент система страхования еще не начала свою работу. По этой причине 29 июля 2004 г. был принят федеральный закон «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участву-

ющих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В августе 2004 г. были внесены поправки в Закон о страховании вкладов: Сбербанку стали принадлежать такие же права, как и другим банкам. В четвертом квартале 2004 г. в систему страхования депозитов стали поступать первые платежи от банков. Осенью 2004 г. в данную систему были приняты первые 26 банков. К 23 марта 2005 г. Банком России были рассмотрены все заявки о вступлении в систему страхования вкладов; 824 из 1 137 банков вошли в систему.

Официально вхождение банков в систему страхования завершилось 27 сентября 2005 г. В 20072008 гг. произошел мировой кризис, который отразился и на банковской системе РФ: увеличилось число банкротств банков и страховых случаев, что увеличило суммы выплат Агентства по страхованию вкладов. В 2008 г. АСВ впервые были предоставлены полномочия участвовать в процессах оздоровления банков в соответствии с федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» [6]. С 1 января 2014 г. закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» стал распространяться и на ИП. В 2015 г. возрос предельный размер страхового возмещения [7], а с 1 июля 2015 г. были введены дифференцированные ставки страховых взносов банков в фонд.

В настоящее время Агентство по страхованию вкладов - центральное звено в системе обязательного страхования вкладов.

Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100% от суммы вкладов, однако не более 1,4 млн руб. (для страховых случаев, наступивших после 29 декабря 2014 г.). В случае, когда у вкладчика несколько вкладов в одном банке, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более 1,4 млн руб. в совокупности. Если вкладчик (физическое лицо или индивидуальный предприниматель) разместил в банке сумму, превышающую 1,4 млн руб., его требования (как и требования юридических лиц) к банку будут удовлетворяться в ходе конкурсного производства [8].

За последние 10 лет существования Агенства по страхованию вкладов (2007-2017 гг.) объем вкладов населения в отечественных банках вырос на 518%. По отношению к ВВП доля вкладов возросла с 1,45 до 2,83% (увеличилась почти в 2 раза).

Динамика доходов и расходов АСВ по отношению в ВВП РФ за первые 12 лет его существования (2004-2016) в основном положительная. Доходы агентства в 2016 г. по сравнению с 2004 г. возросли

в 373 раза, расходы - в 664 раза. Несмотря на данное соотношение, доходов, как правило, было больше, чем расходов [9].

Что касается величин доходов, расходов АСВ по отношению к ВВП Российской Федерации, в основном заметен рост. Однако их значения за анализируемый период не достигли даже 0,5% ВВП. Максимальная величина доходов АСВ составила 0,01558% по отношению к ВВП (2015), расходов - 0,01372% по отношению к ВВП (2015).

В 2016 г. закончился процесс вступления негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в систему гарантирования пенсионных накоплений. По состоянию на 31 декабря 2016 г. на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц был поставлен 41 фонд. Важным этапом в деятельности АСВ стала реализация возможности удаленного приема заявлений о выплате страхового возмещения по вкладам в электронном виде. С декабря 2016 г. агентство наделено дополнительными полномочиями - конкурсного управляющего при банкротстве страховых организаций.

В 2016 г. процедуры конкурсного производства (ликвидации) были начаты Агентством по страхованию вкладов в отношении 94 кредитных организаций, что является максимальным показателем за время его деятельности, а также 14 негосударственных пенсионных фондов. Завершены процедуры банкротства и ликвидации в 30 банках. На выплаты кредиторам банков направлено 78,9 млрд руб., что также является наибольшим показателем за весь период деятельности агентства. На выплаты кредиторам НПФ направлено 6,8 млрд руб. [10].

В 2018 г. количество банков-участников АСВ составило 778 банков. За всю историю своего существования Агентство по страхованию вкладов провело 619 ликвидационных процедур в отношении банков (из них 300 завершенных), количество проектов санации (процедуры оздоровления) банков, в которых агентство приняло участие, составило 27. Количество страховых случаев на 5 марта 2018 г. -431 [11].

За время существования Агентства по страхованию вкладов зафиксировано немало случаев, когда вкладчикам отказывали в выплатах по страхованию. АСВ в таком случае зачастую признавало вкладчика так называемым «дробильщиком».

«Дробильщики» - это:

- люди, которые, зная заранее, что у банка будет отозвана лицензия, вкладывают денежные средства в банк, при этом рассчитывают на получение страховых выплат из АСВ;

- люди, которые заранее знают, что у банка будет отозвана лицензия, а сумма их вклада более 1,4 млн руб., забирают (с чьей-либо помощью)

свой вклад и вносят деньги в тот же банк на два разных вклада, часто на разных людей.

Подобные операции Агентство по страхованию вкладов выявляло в Липецкоблбанке (лицензия отозвана в 2013 г.), Первом республиканском банке (2014), банках «Стройкредит» и «Монолит» и Банке развития бизнеса (все три лишились лицензий в 2014 г.).

При формировании реестра обязательств Судостроительного банка (лишился лицензии в 2015 г.) временная администрация выявила, что незадолго до отзыва лицензии, когда банк уже испытывал проблемы, вклады физлиц в банке дробились для подпадания под страховое возмещение.

В 2017 г. исследование АСВ выявило сомнительные сделки, которые проводили клиенты Татфондбанка и ИнтехБанка в последние дни перед введением моратория.

АСВ опирается на федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ, а также на Гражданский кодекс Российской Федерации. Однако достаточно спорными являются основания для признания вкладчика «дробильщиком», что часто вызывает недовольство среди депозиторов и подрывает доверие населения к системе страхования вкладов Российской Федерации. Все это порождает судебные разбирательства. Согласно статистике, в 95% случаев такие споры в суде разрешаются в пользу АСВ [12].

В Республике Казахстан история системы страхования вкладов также берет начало в конце ХХ в. Защита интересов кредиторов банков РК регулируется с 1990 г. В этом году 7 декабря был издан закон № 385-ХП «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», согласно которому функционировавший в те годы Госбанк Казахской ССР имел право осуществлять организацию и реализацию условий системы страхования вкладов. Данная система должна была выступать гарантом возмещения убытков владельцев вкладов в случае банкротства или неплатежеспособности банка. Все банки, имевшие лицензию, могли участвовать в данной системе, однако это не было обязательным.

Закон утратил силу 31 августа 1995 г., когда был принят указ Президента РК Нурсултана Назарбаева № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Согласно данному указу было установлено, что вклады могут (но не обязаны) быть объектами коллективного страхования. Однако все еще не были законодательно установлены порядок, условия страхования вкладов. В 1997 г. была внесена поправка в ст. 52 указа «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»: было закреплено, что «в целях защиты интересов депозиторов банки вправе, а в случаях,

прямо предусмотренных действующим законодательством, - обязаны осуществлять коллективное страхование депозитов» [13]. Однако на практике система страхования вкладов почти не развивалась.

Разработать систему страхования вкладов населения и создать Фонд страхования предложил Президент РК Н.А. Назарбаев в 1999 г. на Первом конгрессе финансистов Казахстана. 15 ноября

1999 г. вышло постановление Правления Национального банка Республики Казахстан № 393 «О создании закрытого акционерного общества "Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц"». Функционировать система страхования вкладов начала 1 января

2000 г. [14].

В апреле 2003 г. Казахстанский Фонд гарантирования вкладов стал членом Международной ассоциации систем страхования депозитов (International Association of Deposit Insurers, IADI). Начиная с 1 января 2004 г. членство в Казахстанском фонде гарантирования вкладов стало обязательным для всех банков, которые владеют лицензией на прием вкладов; открытие, ведение банковских счетов физических лиц. До 2007 г. банки уплачивали в фонд взносы по единым ставкам, которые зависели только от срока членства банка в системе гарантирования вкладов. В 2007 г. была введена система дифференцированных ставок под названием «БАТА». Также с 2007 г. все вклады и банковские счета физических лиц находятся под государственной гарантией. 24 сентября 2010 г. акционерное общество «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц» было переименовано в Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) [15].

Основы функционирования системы обязательного гарантирования вкладов, а также права и обязанности участников данной системы определены следующими законодательными актами:

1. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. [16].

2. «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 4 июля 2003 г.

3. «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» от 7 июля 2006 г.

4. «О реабилитации и банкротстве» от 7 марта 2014 г.

Основным в системе страхования вкладов является законопроект «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» который регламентирует:

- правовые основы функционирования системы обязательного гарантирования депозитов;

- порядок деятельности Казахстанского фонда гарантирования депозитов;

- участие коммерческих банков в данной системе [17].

В текущем, 2018 г. лимит страховых возмещений в Казахстанском фонде гарантирования депозитов составил:

- 10 млн тенге (1,78 млн руб.) - по вкладам в национальной валюте РК;

- 5 млн тенге (0,89 млн руб.) - по вкладам в иностранной валюте.

В случае, когда вкладчик имеет несколько гарантируемых депозитов, различных по видам и валюте, в одном банке, размер государственной гарантии не превышает 10 млн тенге.

Вклады населения Республики Казахстан за период 1999-2017 гг. имеют тенденцию к стабильному росту. Их объем увеличился на 568%. По отношению к ВВП доля вкладов возросла с 2,36 до 16,53%.

За 2016 г. совокупная депозитная база физических лиц увеличилась примерно на 14,9% и составила около 7,9 трлн тенге на конец 2016 г. Благодаря пакету инициатив Национального банка Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, принятому в 2015 г. и направленному на дедолларизацию экономики Казахстана, в 2016 г. наблюдалось увеличение сбережений населения в национальной валюте Казахстана (тенге) и их сокращение в иностранной валюте: рост депозитов в тенге за год составил 108,2%, а снижение депозитов в иностранной валюте - 9,7%, или 527,7 млрд тенге. При этом доля розничных депозитов в национальной валюте в конце 2016 г. составила 38% [19], тогда как по состоянию на конец 2015 г. - 21%, а розничных депозитов в иностранной валюте - 62% против 79% соответственно [18].

Динамика доходов и расходов Казахстанского фонда гарантирования депозитов неоднородна. За 2008-2016 гг. минимальные значения зафиксированы в 2012 г., максимальные - в 2015 г. Если сравнивать 2008 и 2016 гг., то доходы возросли в 1,7 раз, расходы же увеличились в 7,3 раза.

По отношению к ВВП Казахстана также видна и положительная, и отрицательная динамика. Однако в целом значение не достигло и 0,5% ВВП. Максимальное значение доходов зафиксировано в 2015 г. - 0,16051% по отношению к ВВП РК, расходов - 0,10354% по отношению к ВПП РК (2015).

Количество участников Казахстанского фонда гарантирования депозитов (2018) - 30 банков. За всю историю существования КФГД провел 3 ликвидационные процедуры в отношении банков [20].

За весь период существования КФГД не было выявлено случаев невыплат страховых возмеще-

ний, однако Казахстанскому фонду гарантирования депозитов присущи другие недостатки:

1. КФГД полностью зависит от Национального банка Республики Казахстан.

2. КФГД ограничен в правах по оперативному предупреждению кризисных ситуаций до их наступления.

3. У КФГД нет доступа к информации о лицах, проводивших аудит или проверку работы банков.

4. У КФГД нет доступа к информации о том, какие меры предпринимает Национальный банк в отношении нестабильных банков.

5. КФГД не разрабатываются сценарии кризисных ситуаций в банковской системе, не исследуются их развитие и возможные последствия.

6. Отсутствует системная оценка состояния банков.

7. Отсутствуют механизмы по раннему предупреждению кризисных ситуаций в конкретном банке [21].

Общие выводы:

1. Казахстанский фонд гарантирования депозитов был образован на 5 лет раньше, чем АСВ.

2. По вкладам в национальной валюте лимит страховых выплат выше в Республике Казахстан, а по вкладам в иностранной валюте - в Российской Федерации.

3. Банковские вклады населения за анализируемые годы возросли в обеих странах, большая положительная динамика - в Республике Казахстан.

4. Максимальное значение доходов и расходов АСВ и КФГД показали в одном году - 2015. По отношению к ВВП доходы и расходы КФГД выше.

5. Количество участников АСВ в 25,9 раз больше, чем КФГД (на 748 банков).

6. АСВ провел ликвидационных процедур в 206,3 раза (на 616) больше, чем КФГД.

7. Существуют недостатки в работе и АСВ, и КФГД. Но именно в отношении АСВ выявлены случаи невыплат возмещений.

Несмотря на то, что КФГД был образован на 5 лет раньше, АСВ осуществляет более обширную деятельность. Но и нареканий в отношении работы АСВ значительно больше.

Таким образом, недоверие населения к системе страхования вкладов обоснованно. Агентство по страхованию вкладов нуждается в большем контроле со стороны государства. Также необходимо совершенствование законодательства в области оснований для отказа в выплате страховых возмещений в РФ.

КФГД также нуждается в улучшении. Преградами для качественной работы Казахстанского фонда гарантирования депозитов являются: недоступность информации и сильная зависимость от Национального банка РК.

Литература

1. Кошелева Т.В. Антикризисное управление кредитными организациями : учеб. пособие. СПб. : РАЙТ ПРИНТ ГРУПП, 2014. 163 с.

2. Ketcha N. Deposit insurance system design and considerations. // Policy Paper. 2016. № 7. С. 221-239.

3. Турбанов А., Евстратенко Н. Федеральной системе страхования депозитов США - 75 лет / В. Турбанов // Деньги и кредит. 2008. № 12. С. 47-52.

4. Ускова М.В. Обязательное страхование вкладов: мировой опыт и система страхования вкладов в России // Актуальные вопросы права, экономики и управления. 2016. С. 147-151.

5. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.01.2018).

6. Гузнов А.Г. Меры по предупреждению банкротства банка, осуществляемые с участием Агентства по страхованию вкладов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1. С. 188-194.

7. Земцов А., Цибульникова В. Система страхования банковских вкладов в России: становление и развитие // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 37. С. 131-152.

8. Семенова К.А. Агентство по страхованию вкладов как инструмент решения социальных задач государства // Научный поиск. 2016. № 2.1. С. 49-50.

9. Афанасьева О., Садыч И. Современное состояние и проблемы Агентства по страхованию вкладов // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2, ч. 2. С. 783-787.

10. Показатели деятельности кредитных организаций // Центральный банк Российской Федерации : официальный интернет-ресурс. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId= pdko_sub (дата обращения: 30.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Об Агентстве // Агентство по страхованию вкладов : депозитный портал. URL: https://www.asv.org.ru/agency/ (дата обращения: 08.06.2018).

12. Смирнова Е.А. Агентство по страхованию вкладов: его роль в банковской системе и перспективы развития // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2017. № 2. С. 61-67.

13. О внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» : Закон Республики Казахстан от 06.03.1997 № 83-1. URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 12.06.2018).

14. Система гарантирования депозитов в Казахстане // Казахстанский фонд гарантирования депозитов : депозитный портал. URL: http://www.kdif.kz/ru/sistema-garantirovaniya-depozitov-v-rk (дата обращения: 14.06.2018).

15. Искаков У.М., Бохаев Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки и посредники : учебник. Алматы : Экономика, 2016. 298 с.

16. О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан : Закон Республики Казахстан от 31.08.1995 № 2444 (ред. от 09.01.2018). URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 16.02.2018).

17. Бекмурзаева С.С. Историко-правовые аспекты развития банковской системы в Республике Казахстан // Вестник КазНУ. 2013. URL: https://articlekz.com/article/15088 (дата обращения: 15.06.2018).

18. Вклады населения в банках Казахстана // Национальный банк Казахстана : официальный интернет-ресурс. URL: http://www.nationalbank.kz/?docid=351&switch=mssian (дата обращения: 10.06.2018).

19. Годовой отчет за 2016 год АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» // Казахстанский фонд гарантирования депозитов: депозитный портал. URL: http://www.kdif.kz/ files/uploads/file/annual_reports_en/AR%202016%20RU(1).pd f (дата обращения: 18.06.2018).

20. О Казахстанском фонде гарантирования депозитов // Казахстанский фонд гарантирования депозитов : депозитный портал. URL: http://www.kdif.kz/ru (дата обращения: 08.06.2018).

21. Айгужинова Д.З., Сартова Р.Б., Салихова А.Р. Вопросы повышения стабильности банковского сектора Республики Казахстан в современных условиях // Вестник КарГУ. 2015. URL: https://articlekz.com/article/11690 (дата обращения: 16.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.