Научная статья на тему 'Системы сельскохозяйственной кооперации в продовольственном обеспечении'

Системы сельскохозяйственной кооперации в продовольственном обеспечении Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / 2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ / 3. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / 4. КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / 5. СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В АПК / 6. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / 7. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / 8. ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Салова М.С.

В статье рассматриваются вопросы развития систем сельскохозяйственной кооперации в АПК, классификация кооперативов в агропромышленном комплексе, кооперирование мелких сельскохозяйственных производителей для повышения их конкурентоспособности на продовольственном рынке, обуславливаются предпосылки и необходимость принятия в России доктрины продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы сельскохозяйственной кооперации в продовольственном обеспечении»

СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

THE SYSTEM OF AGRICULTURAL COOPERATION IN FOOD PROVISION

М.С. САЛОВА,

директор департамента Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, к.э.н., доцент

M.S. SALOVA,

the head of the department in the Ministry of Agriculture of the Ulyanovsk region, candidate of economic sciences, аssociate professor

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития систем сельскохозяйственной кооперации в АПК, классификация кооперативов в агропромышленном комплексе, кооперирование мелких сельскохозяйственных производителей для повышения их конкурентоспособности на продовольственном рынке, обуславливаются предпосылки и необходимость принятия в России Доктрины продовольственной безопасности страны.

Abstract

The article elucidates the development of the cooperation system in agricultural complex, the classification of cooperatives in agriculture, it also explains the effectiveness of coop-

213

eration of small farms with each other so as they can meet the competition in the agricultural market and describes the reasons for the development of the food security doctrine in Russia.

Ключевые слова

1. Сельскохозяйственная кооперация

2. Сельскохозяйственные производственные кооперативы

3. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

4. Кредитные кооперативы

5. Системы сельскохозяйственной кооперации в АПК

6. Продовольственная безопасность

7. Продовольственная независимость

8. Продовольственное обеспечение

Keywords

1. Аgricultural cooperation

2. Agricultural cooperatives

3. Agricultural consumers' cooperatives

4. Credit cooperatives

5. The systems of agricultural cooperation in agricultural complex

6. Food security

7. Food independence

8. Food provision

Анализ сложившейся ситуации в сфере производства и потребления продовольственных товаров позволяет выделить четко определившиеся в мире следующие тенденции: сохранение высокого уровня цен на продукты питания, их неустойчивость, нестабильность, высокую степень изменчивости рыночной конъюнктуры; усиление ценового регулирования и ограничение экспорта; ускорение роста спроса на продукты питания; увеличение площадей под посев культур для производства биотоплива;

214

снижение инвестиций в мировое сельское хозяйство; непрерывное расширение масштабов голода в мире и рост численности голодающих. К основным угрозам обеспечения продовольственной безопасности населения относятся: макроэкономические; технологические; природные и агроэкологические; социальные и политические.

В связи с этим продовольственное обеспечение рассматривается как составная часть национальной безопасности любого государства, сохранения его суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимое условие обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения страны. Проблема продовольственной безопасности нашей страны остается острой. Потребление населением продовольствия пока не обеспечивает медицинский уровень питания, особенно это относится к продуктам животного происхождения. Негативные тенденции проявились как следствие кризиса 1990-х годов, так и низкой инновационной деятельности в сельском хозяйстве в последние годы.

Центральным звеном обеспечения продовольствием выступает отечественный агропромышленный комплекс. В связи с этим развитие кооперации в продовольственном обеспечении представляет существенный интерес. Системы кооперации в агропромышленном комплексе представлены различными формами организации труда и производства, в которых значительное количество организационно оформленных физических или юридических лиц совместно участвуют в хозяйственно-экономической или иной, не запрещенной законом деятельности по достижению конечного результата.

Системы кооперации в АПК могут быть представлены в виде кооперативных объединений: сельскохозяйствен-

215

ных производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов, сельскохозяйственных потребительских снабженческих кооперативов и др.

Отдельные виды систем кооперации имеют внутри различные формы, например, кооперативы по совместной обработке земли, кооперативы по совместному использованию машин, ссудно-сберегательные кооперативы, кредитные союзы, кредитные ассоциации внутри кредитных кооперативов и т. д.

Кооперативные системы в АПК классифицируются по сфере деятельности: производственные - в сфере производства; потребительские, сбытовые, снабженческие, кредитные и др. - в сфере обращения; по социально-классовому признаку: крестьянские (ЛПХ), фермерские (КФХ) и смешанные.

Средства кооперативных систем формируются из паевых и членских взносов, прибыли от хозяйственной деятельности.

Сущность, место и роль систем кооперации в АПК определяются господствующими производственными отношениями. Кооперация как система является одним из способов вовлечения мелких производителей сельхозпродукции в систему рыночных отношений и одновременно выступает одной из форм выживания в условиях высокой конкуренции, борьбе против эксплуатации торговых посредников, перекупщиков и ростовщиков.

В условиях рыночных отношений кооперативные системы представляют собой коллективные формирования, которые развиваются в соответствии с экономическими законами. Но кооперативные системы отличаются от акционерных компаний, монополистических объединений

216

тем, что основной целью их деятельности является не извлечение максимальной прибыли, а обеспечение потребительских, производственных и других экономических потребностей своих членов. Кооперативы в отличие от акционерных обществ, объединяющих капиталы, являются объединениями лиц, пользующихся их услугами или принимающих участие в хозяйственной и общественной деятельности. В кооперативах осуществляется более демократический характер управления и хозяйствования: вне зависимости от количества паев действует принцип «один член - один голос». Во многих странах государство сельскохозяйственным кооперативам оказывает помощь путем предоставления кредитов. Кооперативы в АПК являются массовыми организациями сельскохозяйственных производителей, ЛПХ и К (Ф) Х, представляющими и защищающими их интересы. Деятельность сельскохозяйственных кооперативов строится на основе самоокупаемости. Работа кооперативных систем регулируется действующим законодательством, уставами, определяющими в зависимости от вида кооператива права и обязанности членов кооперативов, структуру и порядок формирования фондов, распределение доходов, организацию и оплату труда, управление кооперативом и др. вопросы.

В кооперативах высшим органом является общее собрание. Оно принимает устав, избирает органы управления и контроля, решает другие вопросы хозяйственной деятельности, принимает и исключает членов кооператива. В период между общими собраниями делами кооператива руководит правление во главе с председателем.

Сельскохозяйственные кооперативные системы в АПК, вовлекая в орбиту своего влияния крестьянские хозяйства и обобществляя отдельные отрасли сельского хозяйства путем организации крупных кооперативных производств и

217

предприятий, создают предпосылки для грамотного регулирования сельского хозяйства в более крупных масштабах.

Сельскохозяйственные кооперативные системы через обобществленные формы хозяйственной жизни приобщают мелких сельхозпроизводителей к решению проблем продовольственной безопасности страны. Учитывая актуальность проблемы продовольственной независимости для страны, Указом Президента РФ утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, представляющая собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, основные направления государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности и независимости страны. В доктрине продовольственная безопасность рассматривается как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объемах не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни.

Продовольственная независимость предполагает устойчивое отечественное производство жизненно важных пищевых продуктов в объемах не ниже установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

Физическая доступность пищевых продуктов предполагает наличие основных пищевых продуктов для населения в стране и в каждый момент времени в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека.

Экономическая доступность продовольствия означает, что уровень покупательного спроса населения при сло-

218

жившихся ценах обеспечивает возможность приобретения населением основных пищевых продуктов в объемах и ассортименте не ниже установленных рациональных норм потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека.

Критерий продовольственной безопасности - это количественное и качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени достижения условий обеспечения продовольственной безопасности.

Показатель продовольственной безопасности - это количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить систему ее достижения на основе принятых критериев.

Рациональные нормы потребления основных пищевых продуктов - это рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего основные пищевые продукты в размерах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающим сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

В доктрине развиваются положения Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года № 608, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1994 года № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24), учтены положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года.

В Доктрине РФ указано, что для достижения продовольственной безопасности необходимо иметь собственного продовольствия (в процентах):

219

по зерну - 95%; по сахару и растительному маслу -80%; по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) -85%; по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) - 90%; по рыбе и рыбопродуктам - 80%; по картофелю

- 95%; по соли пищевой - 85%.

В настоящее время в России обеспеченность основными пищевыми продуктами по отношению к рекомендуемым рациональным нормам потребления составляет: мясо и мясопродукты - 68%, молоко и молокопродукты - 61%, яйца

- 88%, рыба и рыбопродукты - 56%, овощи и бахчевые -76%, фрукты и ягоды - 72%. Потребление сахара, картофеля, хлебопродуктов соответствует рекомендуемым нормам. За последние 20 лет коэффициент продовольственной независимости России снизился с 0,87 до 0,45.

По методике ФАО продовольственная безопасность считается в том случае, когда импорт продовольственных товаров не превышает 20%. Если в 1990 году доля сельского хозяйства в ВВП России составляла 16,4%, то сейчас 4,7%. Инвестиции в основной капитал уменьшились с 15,9 до 4,3%, а в основные фонды - с 11,4 до 3,0%.

В 1990 году уровень оплаты труда работников сельского хозяйства составлял к среднероссийскому показателю 95%, а в 2009 году - 51%. При таком соотношении трудно утверждать о приоритетном развитии сельскохозяйственной отрасли.

В доктрине указано, что в области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия предстоит сконцентрировать усилия на следующих направлениях:

- повышении почвенного плодородия и урожайности, расширении посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкции и строительстве мелиоративных систем;

220

- развитии животноводства и его кормовой базы;

- расширении и более интенсивном использовании потенциала водного фонда и новых технологий индустриального выращивания водных биоресурсов;

- создании новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции;

- ограничении или исключении использования сельскохозяйственной продукции и сырья для производства биотоплива;

- совершенствовании механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности предотвращения и устранения ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной и рыбной продукции и материально-технических ресурсов, развитии рыночной инфраструктуры;

- повышении эффективности государственной поддержки, уделив особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей;

- опережающем развитии научного потенциала агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, поддержке новых научных направлений в смежных областях науки и реализации мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров;

- увеличении темпов структурно-технологической модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-экологического потенциала;

- развитии системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяйст-

221

венного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности.

В сфере устойчивого развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления:

- социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений;

- увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях;

- осуществление мониторинга уровней безработицы и реальных доходов сельского населения;

- диверсификация занятости сельского населения.

В области внешнеэкономической политики необходимо осуществить меры по:

- гибкому применению мер таможенно-тарифного регулирования для целей обеспечения продовольственной безопасности;

- рационализации соотношения экспорта и импорта сырья и продовольствия;

- эффективному и оперативному использованию мер торговой защиты при демпинговом, субсидированном или резко возросшем импорте;

- обеспечению эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;

- снижению зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.

Формирование торговой политики Российской Федерации должно осуществляться исходя из необходимости соблюдения критериев продовольственной безопасности.

Из текста доктрины в сфере производства и оборота сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:

222

- оптимизацию межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;

- стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции;

- совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов;

- создание условий для реализации экономического потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения;

- стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку и реализацию программ технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности;

- формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках Таможенного союза;

- совершенствование государственной торговой политики, регулирования рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

223

В области совершенствования организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

- совершенствовать нормативно-правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов исходя из основных направлений и механизмов реализации доктрины;

- осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния и перспектив достижения и поддержания заданного уровня продовольственной безопасности;

- оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;

- оценивать устойчивость продовольственного снабжения городов - мегаполисов и регионов, зависимых от поставок импортных продовольственных товаров;

- сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны.

С учетом важности проблем по наращиванию производства отечественной сельскохозяйственной продукции перед Правительством РФ поставлены следующие задачи:

- проводить единую государственную политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

- организовать мониторинг и контроль реализации мер по обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации;

- принимать меры по достижению и поддержанию пороговых величин продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- осуществлять меры в установленном порядке в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

224

- координировать деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности.

Для выполнения поставленных в Доктрине продовольственной безопасности задач органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти страны:

- реализуют с учетом региональных условий единую государственную политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

- разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;

- формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации;

- обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.

Реализация положений доктрины позволит обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, улучшения благосостояния населения.

Учитывая значимость и глобальную важность проблемы обеспечения населения продовольственными товарами, считаем целесообразным принять ряд мер по повышению продовольственной безопасности в рамках складывающегося партнерства России при вступлении в ВТО. Считаем необходимым: улучшить мониторинг продовольственной

225

безопасности и обмен информацией между субъектами о состоянии продовольственного рынка, планируемых объемах производства и спроса на продукты питания; разработать согласованные подходы к формированию перспективных балансов региональных рынков сельскохозяйственной продукции и сырья; организовать устойчивое производство сельскохозяйственной продукции и сырья на основе эффективного использования ресурсов; способствовать развитию рыночной конкуренции в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; обеспечить оптимальные подходы по формированию кооперативных систем в агропромышленном комплексе, предполагающие исключение рисков в сфере продовольственного обеспечения и создание резервов продовольственных товаров; обеспечить научный подход к развитию сельских территорий, повысить трудовую занятость сельских жителей; осуществить комплекс мер по предупреждению спекуляции на продовольственном рынке.

Осуществление перечисленных мер и более активное использование в продовольственном обеспечении населения кооперативных форм и методов хозяйствования позволит укрепить продовольственный рынок страны, наполнив его товарами сельского хозяйства отечественного производства.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». от 1 февраля 2010 года.

2. Денисов В.П., Салова М.С. Слагаемые кооперативной политики в России // АПК: эк-ка, упр-е. - 2011. - № 6. С. 3-10.

3. Салова М.С. Потребительская кооперация в аграрной экономике России // Экономика сельского хозяйства России. - 2011. - № 9. - С. 22-31.

226

4. Ткач А.В., Алентьева Н.В. Стратегия продовольственного обеспечения // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики // Научно-теоретический журнал. - № 3. - 2010. - С. 45-49.

5. Салова М.С. Развитие систем и моделей кооперации в агропромышленном комплексе: Монография. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и Ко». - 2011. - 272 с.

Контактная информация

E-mail: ms.salova@mail.ru Тел.: 8 (927) 982-94-40

Contact links

E-mail: ms.salova@mail.ru Tel.: 8 (927) 982-94-40

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.