Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ): НА ПУТИ К ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ'

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ): НА ПУТИ К ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Владимир Иванович, Семенов Михаил Андреевич, Маланичева Наталья Викторовна, Стрельникова Ирина Александровна

В статье анализируется проблематика развития образовательного пространства в странах СНГ на примере Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с целью выявления их сходства и различия. Делается вывод о возможности формирования общего образовательного пространства на площадке СНГ и некоторых инструментах, способных влиять на данный процесс. Обосновывается, что вопрос формирования общего образовательного пространства в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) в условиях новой геополитической реальности приобретает все большую актуальность и неразрывно связан с не менее актуальным вопросом экспорта российского образования. Показано, что для решения вопроса о формировании общего образовательного пространства на площадке СНГ прежде всего необходимо исследовать системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ), с тем чтобы выявить общие подходы и точки соприкосновения, а также возможные различия, поскольку процесс интернационализации образования предполагает необходимость адаптации отдельных образовательных проектов к особенностям каждой отдельно взятой страны. Метод сравнительного анализа и синтеза, положенный в основу исследования, представленного в настоящей статье, позволил выявить общее и особенное в системах образования стран СНГ, сформулировать вывод о дальнейших шагах к формированию общего образовательного пространства в рамках СНГ. За основу исследования взяты труды Я. Де Грофа, С.В. Янкевича, М.К. Шуваловой, Б. Понта, Д. Нуше, Х. Мурман, Л.И. Писаревой, Е.С. Кананыкиной, П.М. Кукарчука, Н.О. Бесшапошникова, А.Г. Леоновой, В.С. Коноплевой, А.О. Пелегрина и С.В. Бронфмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIA AND COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS): TOWARDS THE COMMON EDUCATIONAL SPACE

The article analyzes the problems of the development of the educational space in the CIS countries on the example of Armenia, Belarus, Kazakhstan and Russia in order to identify their similarities and differences. The conclusion is made about the possibility of forming the common educational space on the CIS site and some tools that can influence this process. It is proved that the issue of the formation of the common educational space within the Commonwealth of Independent States (CIS) in the context of the new geopolitical reality is becoming increasingly relevant and is inextricably linked with the equally urgent issue of the export of Russian education. It is shown that in order to solve the issue of the formation of a common educational space on the CIS site, it is first of all necessary to study the education systems in Russia and the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) in order to identify common approaches and points of contact, as well as possible differences, since the process of internationalization of education implies the need to adapt individual educational projects to the specifics of each a single country. The method of comparative analysis and synthesis, which is the basis of the research conducted in this article, allowed us to identify common and special features in the education systems of the CIS countries, to formulate the conclusion about further steps towards the formation of the common educational space within the CIS. The research is based on the works of Ya. De Grof, S.V. Yankevich, M.K. Shuvalova, B. Ponta, D. Nouche, H. Murman., L.I. Pisareva, E.S. Kananykina, P.M. Kukarchuk, N.O. Beshaposhnikov, A.G. Leonova, V.S. Konopleva, A.O. Pelegrin and S.V. Bronfman.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ): НА ПУТИ К ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ»

Человек и образование. 2022. №3. С. 07-20.

Научная статья УДК 378:004

doi: 10.54884/S181570410023055-5

Современные проблемы общего и профессионального образования

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ): НА ПУТИ К ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ

Владимир Иванович Абрамов1, Михаил Андреевич Семенов2, Наталья Викторовна Маланичева3, Ирина Александровна Стрельникова 4*

1,2 Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия

3 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

4 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия

1 director@iuorao.ru, https://orcid.org/0000-0001-5714-2358

2 semenov-ma@iuorao.ru, https://orcid.org/0000-0003-3072-2138

3 nvmalanicheva@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-3800-4803 4* istrelnikova@hse.ru, https://orcid.org/0000-0001-9097-0753

Аннотация. В статье анализируется проблематика развития образовательного пространства в странах СНГ на примере Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с целью выявления их сходства и различия. Делается вывод о возможности формирования общего образовательного пространства на площадке СНГ и некоторых инструментах, способных влиять на данный процесс. Обосновывается, что вопрос формирования общего образовательного пространства в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) в условиях новой геополитической реальности приобретает все большую актуальность и неразрывно связан с не менее актуальным вопросом экспорта российского образования. Показано, что для решения вопроса о формировании общего образовательного пространства на площадке СНГ прежде всего необходимо исследовать системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ), с тем чтобы выявить общие подходы и точки соприкосновения, а также возможные различия, поскольку процесс интернационализации образования предполагает необходимость адаптации отдельных образовательных проектов к особенностям каждой отдельно взятой страны. Метод сравнительного анализа и синтеза, положенный в основу исследования, представленного в настоящей статье, позволил выявить общее и особенное в системах образования стран СНГ, сформулировать вывод о дальнейших шагах к формированию общего образовательного пространства в рамках СНГ. За основу исследования взяты труды Я. Де Гро-фа, С.В. Янкевича, М.К. Шуваловой, Б. Понта, Д. Нуше, Х. Мурман., Л.И. Писаревой, Е.С. Кананы-киной, П.М. Кукарчука, Н.О. Бесшапошникова, А.Г. Леоновой, В.С. Коноплевой, А.О. Пелегрина и С.В. Бронфмана.

Ключевые слова: системы образования, экспорт образования, общее образовательное пространство, СНГ.

Для цитирования: Абрамов В.И., Семенов М.А., Маланичева Н.В., Стрельникова И.А. Системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ): на пути к общему образовательному пространству // Человек и образование. 2022. №3. с. 07-20. http: //dx.doi. org/10.54884/S181570410023055-5

Modern problems of general and professional education

Original article

EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIA AND COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS): TOWARDS THE COMMON EDUCATIONAL SPACE

Vladimir I. Abramov1, Mikhail A. Semenov2, Natalia V. Malanicheva3, Irina A. Strelnikova4*

1,2 Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

3 Financial University under the Gоvеrnmеnt of the Russian Federation, Russia

4 Higher School of Economics, Moscow, Russia

1 semenov-ma@iuorao.ru, https://orcid.org/0000-0003-3072-2138;

2 director@iuorao.ru, https://orcid.org/0000-0001-5714-2358

3 nvmalanicheva@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-3800-4803 4* istrelnikova@hse.ru,https://orcid.org/0000-0001-9097-0753

Abstract. The article analyzes the problems of the development of the educational space in the CIS countries on the example of Armenia, Belarus, Kazakhstan and Russia in order to identify their similarities and differences. The conclusion is made about the possibility of forming the common educational space on the CIS site and some tools that can influence this process. It is proved that the issue of the formation of the common educational space within the Commonwealth of Independent States (CIS) in the context of the new geopolitical reality is becoming increasingly relevant and is inextricably linked with the equally urgent issue of the export of Russian education. It is shown that in order to solve the issue of the formation of a common educational space on the CIS site, it is first of all necessary to study the education systems in Russia and the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) in order to identify common approaches and points of contact, as well as possible differences, since the process of internationalization of education implies the need to adapt individual educational projects to the specifics of each a single country. The method of comparative analysis and synthesis, which is the basis of the research conducted in this article, allowed us to identify common and special features in the education systems of the CIS countries, to formulate the conclusion about further steps towards the formation of the common educational space within the CIS. The research is based on the works of Ya. De Grof, S.V. Yankevich, M.K. Shuvalova, B. Ponta, D. Nouche, H. Murman., L.I. Pisareva, E.S. Kananykina, P.M. Kukarchuk, N.O. Beshaposhnikov, A.G. Leonova, V.S. Konopleva, A.O. Pelegrin and S.V. Bronfman.

Keywords: education systems, education export, common educational space, CIS. For citation: Abramov V.I., Semenov M.A., Malanicheva N.V., Strelnikova I.A. Education systems in Russia and countries of the Commonwealth of Independent States (CIS): towards the common educational space// Man and Education. 2022; (3): 7-20. (In Russ). http://dx.doi.org/10.54884/S181570410023055-5

Введение. Активизировавшиеся в последние годы процессы интернационализации образования делают актуальным, с одной стороны, экспорт российского образования за рубеж, а с другой стороны, адаптацию отдельных образовательных проектов к особенностям жизнедеятельности каждого общества.

Как справедливо отмечается в научной литературе, «интернационализация россий-

ского образования предполагает необходимость создания единого образовательного пространства с государствами - участниками СНГ, а также требует развивать конкурентоспособность на мировом уровне» [1].

В настоящее время видится наиболее обоснованным осуществлять экспорт современного российского образования в первую очередь с акцентом на страны СНГ, поскольку в государствах - участниках Содружества

всегда имеется спрос на российское образование.

Во взаимодействии с образовательной средой Российской Федерации появляется возможность создания и развития единого гуманитарного пространства, что повысит возможности для иностранных граждан получать образование в России.

Более того, набирающие все большие обороты процессы цифровизации побуждают участников общественных отношений искать новые пути и способы коммуникации и взаимодействия друг с другом, а развитие цифровых технологий делает сферу дистанционного образования одной из наиболее востребованных форм получения образования. Все это дает возможность российскому образованию и российским образовательным организациям выйти как на образовательный рынок стран СНГ, так и в более отдаленной перспективе - стран БРИКС. Такие ориентиры объективно обусловлены значительным объемом взаимной интеграции по всем сферам общественной жизни, включая экономическую, социальную и культурную ее составляющие.

Вместе с тем для решения вопроса о формировании единого образовательного пространства на площадке СНГ прежде всего необходимо исследовать системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ), с тем чтобы выявить общие подходы и точки соприкосновения, а также возможные различия, поскольку процесс интернационализации образования предполагает необходимость адаптации отдельных образовательных проектов к особенностям каждой отдельно взятой страны.

Материалы и методы. Проблематика исследования образовательных технологий в образовании и опыта зарубежных стран в этой сфере получила освещение как в зарубежной, так и в отечественной литературе.

В отечественной литературе исследование образовательных технологий и технологий управления образованием нашло отражение в работах Я. Де Грофа и С.В. Ян-кевича; М.К. Шуваловой; Л. И. Писаревой;

П.М.Кухарчук; Р.М.Сафуанова, М.Ю.Лехмуса, Е.А. Колганова; Н.О. Бесшапошникова, А.Г. Леонова, А.А. Прилипко; Е.Н.Клочковой, Н.А. Садовниковой; А.Е. Чуниной, Д.Г. Синицы-ной, В.С. Коноплевой, которые поднимают проблему внедрения цифровых технологий в процесс обучения и соответствующих изменений в структуре образования [2], изучают вызовы, с которыми сталкивается современная образовательная система, анализируют особенности внедрения цифровых технологий в образовательные процессы [3], освещают современные тенденции образования в контексте цифровизации [4]. В коллективной монографии под редакцией Я. Де Грофа и С.В. Янкевича поднимается вопрос о проблемах, возникающих в системе образования при осуществлении многоуровневого управления. М.К. Шувалова в своей диссертации обращает внимание на необходимость разработать новый тип культуры управления образованием, который бы соответствовал современным реалиям и общественному запросу.

Вопросы систем образования в странах СНГ исследовали А. Калиев, К.С. Абдиев, Г.С. Примбетова [5], О.А. Решетников, А.М. Киси-кова; в своих трудах они анализируют опыт развития национальных экзаменов и мони-торингов среднего образования, систему оценки качества образования Республики Казахстан. В свою очередь, А.Г. Багдасарян изучал становление национальной системы оценки качества образования в Республике Армения. Д. Бадарч, В.Ф. Байнев, Н.И. Лис, В.В. Комелева, Л.Ю. Монахова, А.Е. Марон [6] рассматривали общие вопросы систем образования для устойчивого развития в государствах - участниках СНГ. В.В. Мосолов провел сравнительный анализ образовательных стандартов стран СНГ. О.А. Решетникова изучала вопросы системы национальных экзаменов в ряде стран СНГ и общие проблемы, возникающие в этом процессе; в свою очередь М. Борисевич [7], Т. Марценюк [8] исследовали актуальные вопросы и специфику системы образования в Казахстане; И.А. Вальдман, Е.Б. Иванов, О.А. Решетникова свою работу посвятили системам оценки качества образования в Республике Арме-

ния, тогда как В.В. Гинчук, Н.С. Феськов, Л.А. Худенко изучали опыт Республики Беларусь в формировании национальной системы оценки качества общего среднего образования, а А.А. Павильч [9] исследовал современные стратегии развития образования в Республике Беларусь.

Переходя к методам исследования, предлагается помимо общенаучных и частно-научных методов, использовать методы описательной статистики, а также метод кейс-стади, который позволит изучить тенденции в управлении системами образования в России и ряде стран СНГ Для анализа были выбраны Республики Казахстан, Беларусь и Армения. Кроме того, сравнение как метод будет использован для выявления сходств и различий в системах образования в странах СНГ

Результаты. Начнем наше исследование с вопроса развития образовательного пространства в странах СНГ на примере Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и проследим их сходства и различия.

После распада СССР республики были объединены в общее образовательное пространство, функционирование которого было основано на едином культурном и историческом наследии. Единство поддерживалось Межправительственной Ассамблеей (МПА), её главной задачей являлось сближение законодательств стран Содружества Независимых Государств (СНГ), в частности в образовательной сфере. В 2016 г. Комиссия по науке и образованию приняла три нормативных акта: об образовании взрослых, о просветительской деятельности и об инклюзивном образовании, ставшие основной для развития отношений между государствами-членами СНГ Какие точки соприкосновения имеют системы образования в странах постсоветского пространства? Какие отличительные черты присущи им? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к опыту стран СНГ на примере Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Республика Беларусь

Государственная политика республики Беларусь в области образования регламентируется Кодексом об образовании Республики Беларусь [10], глава 3 которого содержит исчерпывающую информацию о системе образования в данной республике, под которой понимается совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. В свою очередь целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Политика Республики Беларусь в образовательной сфере основывается на нескольких важнейших принципах, среди которых обеспечение равного доступа к образованию, принципа справедливости и повышения качества получаемого образования на всех уровнях образовательной системы. В стране предоставлен доступ к образованию на основном, дополнительном и специальном уровнях. В общей сложности в Республике Беларусь действует более 8 тыс. образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн человек и работают более 400 тыс. специалистов. Основное образование включает в себя дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. В 2015 г. Республика Беларусь стала частью Болонского процесса - Европейского пространства высшего образования, - однако сохранила в рамках своей образовательной системы принципы советской системы: доступность, государственная поддержка, бесплатность, интернациональность и др. [11].

Общее образование состоит из трёх ступеней: 1-4-е классы - начальное образование, 5-9-е классы - основное общее образование, 10-11-е классы - общее среднее образование. Обучение в школе начинается с шести лет. Система оценивания представляет собой десятибалльную шкалу. В начале 2000-х гг. в Республике Беларусь обсуждалась возможность перехода на двенадцатилетнее обучение, однако в 2008 г. Администрация Президента Республики приняла

решение отказаться от этой идеи и сохранить одиннадцатилетнее общее среднее образование. Также с 2002 г. в белорусских учебных заведениях действует десятибалльная система оценивания знаний учащихся. На 2020/2021 учебный год в Республике Беларусь насчитывалось 2989 государственных учреждений общего среднего образования и 20 - частной собственности, которые обучают 1,1 млн школьников. Помимо основных предметов школьникам предоставляется возможность изучать предметы повышенной сложности в рамках классов профессиональной направленности. Учащиеся посещают факультативные занятия по педагогическому, спортивно-педагогическому и аграрному направлениям. В период с 2014 по 2019 гг. учащиеся белорусских школ приняли участие в международных предметных олимпиадах, на которых завоевали 265 медалей (из них 24 золотых медалей, 107 серебряных, 134 бронзовых).

Важной особенностью образовательной системы в Республике Беларусь является наличие профессионально-технического и среднего специального образования, действующего в настоящее время в отличие от других постсоветских стран. В учреждениях профессионально-технического образования проходят обучение около 70 тыс. человек, а среднего специального - свыше 110 тыс. человек. Количество организаций профессионально-технического образования составляет 127, в это число входят профессиональные лицеи и колледжи. Также образовательные программы среднего специального образования действуют в 223 образовательных учреждениях. Система образования данного уровня отвечает потребностям рынка труда, поскольку действующий в стране правовой механизм позволяет консолидировать потребности организаций в кадровом составе и объёме подготовки кадров в рамках профессионального образования [12].

Высшее образование в Республике Беларусь можно получить в нескольких видах высших учебных заведений: в классических университетах, в которых готовят специалистов научно-исследовательской направ-

ленности; в профильных университетах, которые осуществляют подготовку специалистов в одной или нескольких наиболее приоритетных для экономики страны областях; в институтах, предоставляющих образовательные услуги в наиболее узкоспециализированных областях, необходимых в производстве; в высших колледжах, по окончании которых выпускники получают степень бакалавра. Обучение на образовательных программах бакалавриата составляет 4-4,5 года, магистратуры - 1-2 года, непрерывной образовательной программы с последующим присвоением академической степени - 5-6 лет. В Республике Беларусь подготовку специалистов осуществляют 42 государственных и 8 частных высших образовательных учреждений, которые предоставляют 15 направлений профессиональной подготовки.

Республика Казахстан

Государственная политика Казахстана в области образования регламентируется Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-Ш «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.05.2022 г.) [13]. Основными принципами государственной политики в области образования Казахстана являются: 1) равенство прав всех на получение качественного образования; 2) приоритетность развития системы образования; 3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица; 4) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 5) уважение прав и свобод человека; 6) стимулирование образованности личности и развитие одаренности; 7) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней; 8) единство обучения, воспитания и развития; 9) демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования; 10) разнообразие организаций образования по формам собствен-

ности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.

После распада СССР Республика Казахстан находилась в поиске самостоятельного пути развития образовательной сферы. Особенность системы образования заключалась в том, что она не способна была подготовить учащихся к самостоятельной жизни, сформировать необходимые навыки и умения, в результате чего только 30% выпускников осознанно подходили к выбору дальнейшего профессионального пути. В 1999 г. была разработана стратегия, которая была ориентирована на улучшение качества образования в соответствии с экономическими потребностями государства. Так, в результате проведённых реформ были введены четыре уровня образования: дошкольное, среднее, высшее и послевузовское.

В 2010 г. Республика Казахстан присоединился к Болонской декларации, став 47-м членом Европейской зоны высшего образования. В последние годы образовательная система Республики Казахстан претерпевает существенные изменения. Из нововведений можно отметить новые правила текущего контроля и оценки знаний учащихся, расширение предметных областей и их преподавание на казахском языке. Так, все учреждения общего среднего образования перешли к 10-балльной системе оценивания. Также постепенно увеличивается количество предметов на казахском языке и даже на английском. Новая программа предусматривает расширение программы за счёт введения таких дисциплин, как «Цифровая грамотность», «Порядочность», «Экология», «Основы предпринимательства и бизнеса» и «Медиаграмотность» [8]. Кроме того, реформирование образовательной системы, начавшееся в первом десятилетии XXI в., предполагало переход к двенадцатилетнему образованию до 2010 г. Однако данное преобразование не было внедрено с систему общего среднего образования и только сейчас начинает приобретать более яркие очертания: введение двенадцатилетнего образования в Казахстане планируется начать в 2023 г.

Техническое и профессиональное обра-

зование направлено на подготовку специалистов среднего звена и осуществляется в училищах, колледжах или же высших колледжах на протяжении трёх лет. В настоящее время в Республике Казахстан техническое и профессиональное образование предоставляют 33 колледжа (26 государственных и 7 частных), в которых обучаются свыше 21 тыс. студентов. В стенах колледжа можно получить образование в 94 профессиональных областях: медицина, педагогика, сельское и лесное хозяйство, горное дело, культура и искусство, машиностроение и др. Высшее и послевузовское образование можно получить в институтах, университетах, академиях, консерваториях, высших школах и высших училищах. При этом важной особенностью высшего образования в Казахстане является преобладающее количество частных высших учебных заведений, но большинство студентов проходят обучение в государственных вузах. Высшее и послевузовское образование имеет следующую структуру: четырёхлетнее или пятилетнее обучение с присвоением степени бакалавра или квалификации «Специалист», двухлетняя научно-педагогическая магистратура или годовая профильная магистратура, а также трёхлетняя докторантура.

Республика Армения

Государственная политика Республики Армения в области образования регламентируется законом Республики Армения от 8 мая 1999 года №ЗР-297 «Об образовании»^], а также законом Республики Армения от 10 июля 2009 года «Об общем образовании» [15]. Государственная политика Республики Армения в сфере общего образования предусматривает опору на следующие ключевые принципы. Во-первых, Республика Армения провозглашает и гарантирует развитие сферы общего образования как важную гарантию обеспечения безопасности и стабильного развития общества и личности, сохранения армянской идентичности. Во-вторых, в сфере общего образования базой государственной политики является национальная школа, главной целью которой является формирование всесторонне развитой, воспитанной в духе

патриотизма, государственности и гуманизма, имеющей профессиональную ориентацию личности. В-третьих, Республика Армения провозглашает всеобщее инклюзивное образование как гарантию обеспечения права каждого ребенка на образование. Политика инклюзивного образования це-ленаправлена на обеспечение доступности образования ребенка, равной возможности участия и качества. В-четвертых, Республика Армения обеспечивает демократический и светский характер образования. В-пятых, основное общее образование является обязательным, за исключением ряда случаев, предусмотренных в законе. В-шестых, среднее образование в государственных учебных заведениях является бесплатным и реализуется в течение 12 лет. Основой государственной политики в области общего образования является государственная программа развития образования. Как уже было отмечено, среднее общее образование составляет в Республики Армения 12 лет и представляет собой трёхступенчатую структуру: 1-4 классы - начальная школа, 5-9 классы - средняя школа, 10-12 классы - старшая школа. Выпускник 9 класса имеет возможность продолжить обучение в 10-12 классах или же в средних профессиональных учебных заведениях (колледжах, училищах) в течение 3 лет. Армяне составляют превалирующую часть населения, как следствие обучение преимущественно проходит на армянском языке, а большая часть русскоязычных школ была закрыта в 1990-е гг., когда образовательная система страны претерпела изменения. В настоящее время только 1,2% учащихся получают образование на русском языке, в других школах русский язык занимает роль второго языка. Также, обучаясь в гимназиях, учащиеся получают возможность концентрироваться на профильных предметах, а в лицеях они приобретают профессионально ориентированные знания. В Республике Армения услуги высшего образования предоставляются как государственными, так и негосударственными вузами, среди которых можно выделить университеты, институты, академии и консерватории. Стоит отметить, что подача

документов для поступления в вузы осуществляется по 10 направлениям (2 - бесплатных, 8 - платных). При этом количество бюджетных мест ограничено и составляет всего лишь 10%. Структура высшего образования в Республике Армения представляет собой получение степени бакалавра (4 года), дипломированного специалиста (5 лет) и магистра (2 года).

Российская Федерация

Государственная политика в области образования в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом № 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации»[16]. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих ключевых принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, организации, осуществляющей образо-

вательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Глава 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает следующую структуру системы образования:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обе-

спечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В соответствие с законодательством Российской Федерации образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Таким образом, система непрерывного образования в России состоит из пяти основных ступеней: дошкольное обучение; общеобразовательные организации (школы, гимназии, лицеи), которые предоставляют начальное, основное и среднее образование; среднее профессиональное образование (колледжи, училища, техникумы, профессиональные лицеи); высшее образование (институты, университеты, академии); послевузовское образование (докторантура, ординатура, аспирантура).

Большая часть школьников проходит обучение в государственных школах, и только 1% учащихся - в частных школах [17]. В России также действует одиннадцатилетнее общее образование. Основное общее образование (9 классов) является обязательным для всех школьников, после которого они вправе самостоятельно выбирать свою траекторию обучения: поступить в 10-11 классы и получить среднее общее образование или же продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). В настоящее время общая численность студентов, выбравших обучение в организациях среднего профессионального образования, составляет 3,4 млн человек. При этом программы СПО выбирают не только выпускники 9-х классов (60%), но и 11-х классов (30%). Основными областями образования являются технические науки, науки об обществе, медицинские науки, педагогические науки, сельскохозяйственные науки, искусство и гуманитарные науки. В рамках проекта «Молодые профессионалы»

в ближайшие несколько лет в организациях среднего профессионального образования будут созданы 5000 мастерских, оборудованных современной техникой, для обучения студентов наиболее востребованным на рынке труда специальностям [18]. В 2021 г. в российских вузах обучалось 4,2 млн человек, однако существовала высокая региональная дифференция (от 3 до 75%), что связано с неравномерным распределением высших учебных заведений на карте России. Именно в крупных городах происходит наибольшее сосредоточение университетских центров. Наибольший охват высшим образованием приходится на Москву (75,5%), Санкт-Петербург (60%) и Томскую область (52%) [19].

Обсуждение. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в бывших республиках СССР образовательный процесс строится преимущественно на родном языке, однако это не говорит о полном исключении русского языка. В странах постсоветского пространства учащиеся по-прежнему изучают русский язык в школах, многие образовательные дисциплины преподаются на русском языке, и также русскоязычные школы продолжают функционировать. Так, русский язык является средством межнациональной коммуникации. Кроме того, образовательная система стран СНГ основана на общих принципах, многие из которых были заложены в советский период: преемственность, последовательность, бесплатность, обязательный характер минимального уровня образования. Тем не менее, несмотря на развитие общего образовательного пространства, страны СНГ преимущественно сосредоточены на реформировании и укреплении собственных образовательных систем, разработке образовательных стандартов, отвечающих экономическим потребностям государства. Особую самостоятельность в этом вопросе проявляют Республика Беларусь и Республика Казахстан, в то время как Республика Армения в большей степени ориентируется на модели, предлагаемые Россией и ЕС. Однако общей тенденцией, особенно для Республики Беларусь, Республики Армения и

Республики Казахстан, является перестройка своих образовательных систем в соответствии с европейскими стандартами при одновременном сохранении советских принципов, методов, структур данных систем.

Возможно ли развитие общего образовательного пространства в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)?

В новых реалиях интенсивно развивается экономическое сотрудничество, углубляется мировое разделение труда, а также расширяются и укрепляются социальные и культурные связи не только между странами, но и между отдельно взятыми народами, что способствует постепенному формированию мультикультурного общества. В этой связи важная роль в данных процессах отдаётся реформированию национальных образовательных систем, которое представляет собой не только унификацию образовательных стандартов и заимствование наиболее эффективных практик, но и создание общего образовательного пространства (ООП) на основе территориальной, культурной и других общностей.

Понятие «общее образовательное пространство» говорит о существовании интеграционных процессов в образовательной сфере, в рамках которых происходит взаимодействие всех субъектов данного пространства - учебных заведений, социальных институтов, людей, связанных общими территориальными или же другими рамками [20]. В настоящий момент вопрос о построении общего образовательного пространства поднимается странами-участницами такого регионального интеграционного объединения, как Содружество Независимых Государств (СНГ). Концепция формирования единого образовательного пространства была разработана ещё в 1997 г., однако не получила своего полноценного воплощения в силу разной степени мотивации и заинтересованности стран-участниц в интеграционном процессе на разных промежутках исторического периода. В качестве основных принципов ООП в Концепции обозначены:

- унификация национальных систем образования, подготовки и аттестации науч-

ных и педагогических кадров стран-участниц СНГ;

- приведение к единству государственных образовательных стандартов и программ;

- поддержка образовательных инициатив, выдвигаемых разными субъектами образования всех уровней;

- создание совместных образовательных учреждений всех уровней и обеспечение в их рамках взаимовыгодного сотрудничества;

- предоставление открытого доступа к информации, связанной с деятельностью образовательных учреждений, систем образования, подготовки и аттестации научных и педагогических кадров [21].

Создание совместных образовательных учреждений всех уровней видится одним из способов создания ООП. На данный момент такие образовательные учреждения существуют в рамках высшего образования и включают в себя далеко не все страны пространства СНГ. К таким сетевым университетам можно отнести Сетевой университет СНГ, Российско-Белорусский университет, а также университет ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Так, на 2020 г. участниками Сетевого университета СНГ являлись 9 государств, а университетский состав представлен 39 учебными заведениями (15 из них - российские), предоставляющими образовательные услуги в 31 направлении подготовки. В свою очередь, университет ШОС состоит из 5 государств-членов (Республика Казахстан, Китай, Республика Киргизия, Российская Федерация, Республика Таджикистан), 78 высших учебных заведений (20 из них - российские), оказывающих образовательные услуги в 6 направлениях подготовки [22].

Также перспективы дальнейшего развития ООП стран постсоветского пространства возможны за счёт становления интернет-образования, деятельность которого может осуществляться на основе Концепции 1997 г. Опираясь на интернет-технологии, страны СНГ могут открыть возможность создания единого образовательного пространства путём формирования сегмен-

тированных по интересам или же другим признакам групп образовательных учреждений России и стран СНГ, взаимодействующих в рамках общего образовательного интернет-пространства. Главной составляющей процесса информатизации будет стремление каждого государства-члена СНГ к расширению сети образовательных учреждений и их структурных подразделений, использующих услуги дистанционного образования, что позволит расширить контакты с ведущими образовательными организациями других стран и вести совместную научную и научно-педагогическую деятельность. Особую значимость в этом вопросе приобретёт многопрофильность филиалов, которые получат возможность использовать дистанционный формат обучения для профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава. В последующем дистанционные образовательные учреждения могут быть преобразованы в научно-методические, информационно-обменные центры и межгосударственные университеты или другие образовательные организации.

Заключение. В настоящее время видится необходимость в выработке новых подходов к образованию, в частности, создание и дальнейшее укрепление общего образовательного пространства. Во многом распад СССР показал наличие ряда противоречий, существующих между бывшими советскими республиками. Тем не менее нельзя говорить о полном отсутствии взаимозависимости между странами СНГ, благодаря которой можно достичь единства на постсоветском пространстве в социальной, экономической, культурной и образовательной сферах. В действительности консолидация бывших советских республик представляет собой неизбежный процесс, в основе которого лежат тесные культурные и исторические связи. Одним из важнейших факторов, способствующих сближению стран СНГ, является именно сфера образования. Кроме того, изменения, затрагивающие образовательную сферу, формируют предпосылки для выявления условий, необходимых для разработки и последующего проведения

образовательных реформ в рамках образовательной системы. В особенности такие преобразования могут быть реализованы государствами-участниками СНГ на основе уже имеющихся законов, принципов, науч-

но-методических подходов, а также образовательных организаций, которые составят прочную базу для консолидации образовательного потенциала постсоветского пространства.

Список источников

1. Кирилловых А.А. Трансграничное образование в условиях Болонского процесса: организационно-правовые инструменты реализации и обеспечения качества // Юрист. 2020. N 3. С. 62 - 69.

2. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journals.rusoil.net/index.php/bul/artide/ view/9922 Дата обращения: 04.07.2022.

3. Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г., Прилипко А.А. Цифровизация образования - новые возможности управления образовательными треками [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vestcyber.ru/jour/artide/view/214/95 Дата обращения: 04.07.2022.

4. Клочкова Е.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифрови-зации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openedu.rea.ru/jour/article/ view/660/0?locale=ru_RU. Дата обращения: 04.07.2022.

5. Абдиев К.С., Примбетова Г.С. Опыт развития национальных экзаменов и мониторингов среднего образования Республики Казахстан. // Качество образования в Евразии. 2019. № 1. C. 19-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Монахова Л. Ю., Марон А. Е. Особенности развития образовательных пространств стран-участников СНГ // Традиции и инновации в образовании. СПб.: ЛОИРО. 2017. C. 220-227.

7. Борисевич М. Высшее образование в Казахстане 2022: особенности. // NUR. KZ. 19. 01. 2022. [Электронный ресурс] URL: https://www.nur.kz/family/school/1836616-vyssee-obrazovanie-v-kazahstane-osobennosti/ (дата обращения: 22. 06. 2022)

8. Марценюк Т. Система образования в Казахстане в 2022 году. // NUR. KZ. 31. 01. 2022. [Электронный ресурс] URL: https://www.nur.kz/family/school/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane/ (дата обращения: 22. 06. 2022)

9. Павильч А. А. Современные стратегии развития образования в Республике Беларусь. // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 1 (17). С. 26-33

10. Кодекс об образовании Республики Беларусь № 243-3 от 13.01.2011 [Электронный ресурс] URL: https://u.to/vDpRHA (дата обращения 26.06.2022).

11. Система образования Республики Беларусь. // Президент Республики Беларусь. [Электронный ресурс] URL: https://president.gov.by/ru/belarus/social/education (дата обращения: 22. 06. 2022)

12. Дошкольное и общее среднее образование. // Президент Республики Беларусь. [Электронный ресурс] URL: https://president.gov.by/ru/belarus/social/education/school (дата обращения: 22. 06. 2022)

13. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.05.2022 г.) [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747 (дата обращения 26.06.2022).

14. Закон республики Армения от 8 мая 1999 года №3Р-297 «Об образовании» [Электронный ресурс] URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468&ysclid=l4vgbkyf 9z461609861 (дата обращения 26 июня 2022 г.).

15. Закон республики Армения от10 июля 2009 года «Об общем образовании» [Электронный ресурс] URL: http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/HH_Orenq/Education/ HO_160_N_General_Edu_ru.pdf (дата обращения 26.06.2022).

16. ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. [Электронный ресурс] URL: https:// legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 26.06.2022).

17. Российская школа: начало XXI века. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. /Под ред. Косарецкого С. Г., Фрумина И. Д. // Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 24-25.

18. Федеральный проект «Профессионалитет». // Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/ additional_vocational_education/ (дата обращения: 04. 07. 2022)

19. Университеты на перепутье: высшее образование в России. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. // Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики», Институт образования. / Под ред. Платоновой Д. П., Кузьминова Я. И., Фрумина И. Д. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С 39-43.

20. Shaposhnikova T., Yakushkina M. Unified educational space of the CIS countries in conditions of integration and information. SHS Web of Conferences. 2016. P 1-2. [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/305894441_Unified_educational_space_of_ the_CIS_countries_in_conditions_of_integration_and_information (дата обращения: 20. 06. 2022)

21. Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года. // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс] URL: https://cis.minsk.by/ page/7560 (дата обращения: 20. 06. 2022)

22. Сетевые университеты. // РУДН. 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/ data/2021/01/13/1347232382/Дайджест%20новостей.Декабрь%202020.pdf (дата обращения: 25. 06. 2022)

References

1. Kirillovikch, A.A. (2020) Cross-border education in the context of the Bologna process: organizational and legal tools for implementation and quality assurance. Lawyer, no 3, pp. 62 - 69. (In Russ.)

2. Safuanov, R.M., Lekhmus, M.Yu., Kolganov, E.A. Digitalization of the education system Available at: https://journals.rusoil.net/index.php/bul/article/view/9922 (Accessed: 07/04/2022). (In Russ.)

3. Besshaposhnikov, N.O., Leonov, A.G., Prilipko, A.A. Digitalization of education - new opportunities for managing educational tracks. Available at: https://www.vestcyber.ru/jour/ article/view/214/95 (Accessed: 07.04.2022). (In Russ.)

4. Klochkova, E.N., Sadovnikova, N.A. Transformation of education in the context of digitalization. Available at: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/660/0?locale=ru_RU. (Accessed: 07/04/2022). (In Russ.)

5. Abdiev, K.S., Primbetova, G.S. (2019) Experience in the development of national examinations and monitoring of secondary education in the Republic of Kazakhstan. Quality of Education in Eurasia, no 1, pp. 19-31 (In Russ.)

6. Monakhova, L. Yu., Maron, A. E. (2017) Features of the development of educational spaces of the CIS countries. Traditions and Innovations in Education, SPb.: LOIRO, pp. 220-227

7. Borisevich, M. Higher education in Kazakhstan 2022: special features. Available at: URL: https:// www.nur.kz/family/school/1836616-vyssee-obrazovanie-v-kazahstane-osobennosti/ (Accessed: 22.06.2022) (In Russ.)

8. Martsenyuk, T. Education system in Kazakhstan in 2022. Available at: URL: https://www.nur.kz/ family/school/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane/ (Accessed: 22.06.2022) (In Russ.)

9. Pavilch, A. A. Modern strategies for the development of education in the Republic of Belarus (2018). Innovative Development of Vocational Education, no. 1 (17), pp. 26-33 (In Russ.)

10. Code of Education of the Republic of Belarus No. 243-3 of 01/13/2011 Available at: URL: https://u.to/vDpRHA (Accessed: 06.26.2022). (In Russ.)

11. Education system of the Republic of Belarus. Available at: URL: https://president.gov.by/ru/ belarus/social/education (Accessed: 22.06.2022) (In Russ.)

12. Pre-school and general secondary education. Available at: URL: https://president.gov.by/ru/ belarus/social/education/school (Accessed: 22.06.2022) (In Russ.)

13. Law of the Republic of Kazakhstan dated July 27, 2007 No. 319-III "On Education" Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747 (Accessed: 26.06.2022). (In Russ.)

14. Law of the Republic of Armenia dated May 8,1999 No. 3P-297 "On Education". Available at:https:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468&ysclid=l4vgbkyf9z461609861 (Accessed: June 26, 2022). (In Russ.)

15. Law ofthe Republic of Armenia datedJuly 10,2009 "On General Education" Available at: http:// www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/HH_0renq/Education/H0_160_N_General_Edu_ ru.pdf (Accessed: 26.06.2022). (In Russ.)

16. Federal Law of December29,2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation". Available at: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (Accessed: 26.06.2022). (In Russ.)

17. Russian school: the beginning of the XXI century. Russian Education: Achievements, Challenges, Prospects (2019) In: Kosaretskaya, S. G., Frumin, I. D. National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, pp. 24-25. (In Russ.)

18. Federal project "Professionality". Ministry of Education of the Russian Federation. Available at: URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education/ (Accessed: 04.07.2022) (In Russ.)

19. Universities at the crossroads: higher education in Russia. Russian education: achievements, challenges, prospects. (2019) In: Kosaretskaya, S. G., Frumin, I. D. National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, pp. 39-43. (In Russ.)

20. Shaposhnikova, T., Yakushkina, M. (2016) Unified educational space of the CIS countries in conditions of integration and information. SHS Web of Conferences. Available at: URL: https:// www.researchgate.net/publication/305894441__Unified_educational_space_of_the_CIS_ countries_in_conditions_of_integration_and_information. (Accessed: 20 June 2022)

21. The concept of the formation of a single (common) educational space of the Commonwealth of Independent States of January 17, 1997.Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Available at: URL: https://cis.minsk.by/page/7560 (Accessed: 20.06.2022) (In Russ.)

22. Network universities. RUDN. (2020) Available at: URL: https://www.hse.ru/ data/2021/01/13/1347232382/News digest%20.December%202020.pdf (Accessed: 25.06.2022) (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 03.08.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 26.09.2022.

The article was submitted on 03.08.2022; approved after reviewing on 22.08.22; accepted for publication on 26.09.2022.

Информация об авторах:

Абрамов Владимир Иванович

Кандидат экономических наук, и.о. директора ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва

Семенов Михаил Андреевич

Заместитель директора по стратегическому развитию, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва

Маланичева Наталья Викторовна

Кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

Стрельникова Ирина Александровна

Кандидат юридических наук, доцент, НИУ Высшая школа экономики, Москва

Information about authors:

Abramov Vladimir Ivanovich

Candidate of Economic Sciences, Acting director of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», Moscow

Semenov Mikhail Andreevich

Deputy Director for Strategic Development, Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», Moscow

Malanicheva Natalia Viktorovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Financial University under the Gоvеrnmеnt of the Russian Federation, Moscow

Strelnikova Irina Аleksandrovna

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, HSE University, Moscow

Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.