Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ'

СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЯ / AUSTRIA / ПОЛЬША / POLAND / ФИНЛЯНДИЯ / FINLAND / ЧЕХИЯ / CZECH REPUBLIC / ШВЕЦИЯ / SWEDEN / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ / ADMINISTRATIVE COURTS IN FOREIGN STATES / ПРОЦЕДУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА / PROCEDURE FOR ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / ADMINISTRATIVE LAW IN FOREIGN STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирюков П.Н.

В статье анализируются общие вопросы административного судопроизводства в некоторых европейских странах (Австрия, Польша, Финляндия, Чехия, Швеция). Автор рассматривает основные виды административных судов, описывает существующие процедуры административного судопроизводства.The article analyzes the general issues of system of administrative courts in foreign states (Austria, Poland, Finland, Czech republic, Sweden). The author examines the main types of administrative courts (general and special), describes the procedure of administrative proceedings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДОВ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОСУДИЯ

П. Н. Бирюков

Воронежский государственный университет

СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

В статье анализируются общие вопросы административного судопроизводства в некоторых европейских странах (Австрия, Польша, Финляндия, Чехия, Швеция). Автор рассматривает основные виды административных судов, описывает существующие процедуры административного судопроизводства.

К л ю ч е в ы е с л о в а: Австрия, Польша, Финляндия, Чехия, Швеция; административное судопроизводство иностранных государств; административные суды в иностранных государствах; процедуры административного разбирательства.

SYSTEMS OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE OF SEVERAL EUROPEAN COUNTRIES

The article analyzes the general issues of system of administrative courts in foreign states (Austria, Poland, Finland, Czech republic, Sweden). The author examines the main types of administrative courts (general and special), describes the procedure of administrative proceedings. K e y w o r d s: Austria, Poland, Finland, Czech Republic, Sweden; administrative law in foreign states; administrative courts in foreign states; procedure for administrative proceedings.

15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства. Очевидно, что первоначально предполагалось создание системы российских административных судов. Однако в силу разных причин этот вопрос был отложен «до лучших времен». В то же время в зарубежных государствах административные суды действуют давно и успешно. На наш взгляд, имеет смысл внимательно присмотреться к зарубежному опыту, коль скоро получен временной люфт для совершенствования российской судебной системы. Это позволит не «изобретать велосипед» и не «наступить на грабли» на пути создания административных судов в Российской Федерации.

Административные суды Австрии

Согласно ст. 129 Конституции Австрийской Республики1, административные суды (далее -АС) учреждены «для обеспечения законности решений, принимаемых в сфере государственного управления». Общие правила судопроизводства регламентированы Законом 1991 г. «О порядке рассмотрения административных правонаруше-

© Бирюков П. Н., 2016

ний»2. В 2012 г. был принят Федеральный закон «О новелле административной подсудности»3, который реформировал, изменил систему АС.

В систему административных судов Австрии входят: Высший административный суд4, административные суды федеральных земель5, Федеральный финансовый суд6 и Федеральный административный суд7:

Основу судов первой инстанции составили создаваемые в каждой земле АС федеральных земель. К судам первой инстанции также отнесен Федеральный финансовый суд и создаваемый на основе Суда по делам беженцев Федеральный административный суд.

Второй инстанцией для вышеперечисленных судов выступает существующий ВАС Австрии. Он руководствуется Законом 1985 г. «О Высшем административном суде»8 и Регламентом суда. Президент и вице-президент суда назначаются Президентом Республики по рекомендации Правительства.

ВАС контролирует законность индивидуальных актов органов исполнительной власти всех уровней, а также предоставляет правовую защиту физическим и юридическим лицам в

Административные суды федеральных земель

Высший административный суд

Федеральный финансовый суд

Федеральный административный суд

случае бездействия со стороны органов власти и должностных лиц.

ВАС рассматривает две основные группы жалоб: а) на решения органов исполнительной власти; б) на несоблюдение сроков органами исполнительной власти. В случае если ВАС признает решение органа исполнительной власти незаконным, орган должен вынести решение, измененное в соответствии с позицией суда.

В качестве сторон административного процесса выступают:

а) лицо, обращающееся в ВАС с жалобой (Beschwerdeführer), которое считает, что его права нарушены решением административного органа;

б) ответственный орган власти (Belangte Behörde). Ими являются федеральные, земельные, муниципальные или иные государственные органы и должностные лица, вынесшие решение.

Дела в ВАС рассматриваются коллегиально; коллегия состоит из пяти судей. В случае рассмотрения вопросов принципиального значения дело рассматривается Сенатом из девяти человек.

Административные суды Польши

Система польских АС определена Конституцией Республики9, законами 2001 г. «Об устройстве общих судов»10, 2002 г. «Об административном судоустройстве»11 (далее - ЗАС). Процедура судопроизводства регламентирована Законом 2002 г. «О производстве в административных судах»12 и другими документами.

Польские АС осуществляют правосудие посредством контроля за деятельностью публичной администрации, а также решения споров о компетенции и юрисдикции между местными органами территориального самоуправления, местными коллегиальными органами, этими органами и органами правительственной администрации.

Система АС в Польской Республике состоит из двух звеньев: Высшего Административного Суда13 (далее - ВАС Польши) и воеводских АС.

Воеводский АС создается для одного или нескольких воеводств на основании распоряжения Президента Республики по предложению Председателя ВАС. Президент также устанавливает их местонахождение и сферу компетенции, может создавать вне местонахождения суда и ликвидировать иногородние отделы этих судов.

ВАС Польши осуществляет надзор за деятельностью воеводских АС в сфере осуществления правосудия. Он, в частности, рассматривает апелляции на реше-ния воеводских АС и принимает постановления, поясняющие вопросы права, а также рассматривает по первой и второй инстанциям дела, которые относятся к его компетенции на основании других законов.

В состав ВАС Польши входят: Председатель, вице-председатели и судьи. Органами ВАС являются: Председатель, Общее собрание судей и Коллегии. В Суде имеются три палаты: финансовая, хозяйственная и общеадминистративная. Финансовая палата осуществляет надзор за практикой по налоговым делам, а также о принудительном взыскании денежного обеспечения. Хозяйственная палата осуществляет надзор за судебной практикой по вопросам хозяйственной деятельности, охраны промышленной собственности, бюджета, валютного, банковского регулирования, оборота ценных бумаг, страхования, пошлин, цен, тарифных ставок, а также выплат. Общеадминистративная палата осуществляет надзор за судебной практикой по делам, не входящим в компетенцию финансовой и хозяйственных палат, включая дела в сфере строительства, экономической безопасности, водного хозяйствования, охраны окружающей среды, земледелия, лесного хозяйствования, трудоустройства, устройства территориального самоуправления, недвижимости, приватизации имущества, общевоинской обязанности, внутренних дел, а также цен, выплат и тарифных ставок, если они относятся к вопросам, входящим в компетенцию Палаты.

Административные суды Финляндии

Деятельность финских АС регламентирована положениями Конституции Финляндии 1999 г.14 и законами 2003 г. «Об административной процедуре»15; «О судебной административной процедуре» 1996 г.16 Во многих специальных законах статус сторон дополнительно детализируется.

АС занимаются, в основном, рассмотрением жалоб на действия государственных и муниципальных органов и должностных лиц. Существуют действия органов власти, которые требуют обязательной проверки АС (например, о принудительном лечении). Орган власти представляет решение в АС для подтверждения его законности. Финские АС рассматривают различные по своей природе и основаниям жалобы (вопросы санитарного контроля, депортации, связанные с видом на жительство, лицензирования аптек, надзора за финансовыми рынками, страховой деятельности и др.).

По некоторым категориям дел административное судопроизводство невозможно без предварительного рассмотрения дела в рамках ведомственного разбирательства. Так, дело о запросе корректировки налога первоначально разрешается с помощью специального совета в рамках налоговой службы. Ряд решений органов власти и должностных лиц (например, инспекторов по строительному надзору и надзору в сфере социального обеспечения) могут быть обжалованы только в порядке административного судопроизводства. Если решение органа власти может подлежать обжалованию, в его тексте содержатся инструкции по обжалованию. Они поясняют сроки для обжалования и информацию об органе, в который жалоба должна быть направлена. Если решение органа не содержит подобных инструкций, подразумевается, что жалоба должна быть адресована самому органу, вынесшему решение.

Обжалование действий и решений органов государственной власти называется «административной апелляцией», а жалобы на решения местных органов власти - «муниципальной апелляцией». Интересно отметить, что правом подачи жалобы на решение государственного органа пользуется лицо, чьи права, законные интересы или обязанности затронуты решением. Вместе с тем право подать муниципальную апелляцию имеет любой гражданин, проживающий на территории образования, независимо от того, решение влияет на него или нее.

Система финских АС включает в себя Высший административный суд (далее - ВАС Финляндии), региональные АС, а также специализированные суды - Рыночный суд, Трудовой суд, Страховой суд.

ВАС Финляндии состоит из Председателя и 19 судей. В составе Суда три палаты. Первая палата рассматривает дела, касающиеся строительства, экологических разрешений, недвижимости, управления отходами, охраны природы, добычи полезных ископаемых, водных ресурсов, дорог и вопросов общего административного права. В предмет деятельности второй палаты входят дела, затрагивающие налогообложение, таможенные дела, конкуренцию, доступ к документам, касающиеся водительских удостоверений, иные вопросы транспорта, управление финансами, споры в области сельского и лесного хозяйства, труда и государственной службы. Третья палата рассматривает дела, касающиеся социального обеспечения, социальной защиты детей, гражданства, патентов и реестров, действий органов местного самоуправления, религиозных организаций, здравоохранения, школьного образования, разрешений на использование оружия, общественного порядка. Кроме того, ВАС Финляндии является апелляционной инстанцией для региональных и специализированных АС.

Второе звено - региональные АС. В настоящее время их восемь: АС Хельсинки, Хямеенлинна, Коувола, Куопио, Оулу, Рованиеми, Турку, Вааса, Аландские острова.

Некоторые виды дел в силу прямого указания закона подлежат рассмотрению в определенном АС, независимо от местонахождения органа власти, чьи действия обжалованы, или места жительства заявителя. Так, АС г. Хельсинки имеет исключительную компетенцию в вопросах о НДС, таможенных пошлинах и предоставлении убежища. Суды Рованиеми и Оулу компетентны в вопросах, касающихся оленеводства. Суду Вааса подведомственны вопросы по законам «О водных ресурсах» и «Об охране окружающей среды».

По общему правилу, решение органа власти не может быть исполнено до того, как истечет срок для его обжалования. Тем не менее есть несколько исключений. Так, налоги и государственные сборы взимаются независимо от подачи жалобы. Кроме того, истец может потребовать приостановления исполнения решения, указав это в жалобе. Суд может запретить или приостановить решение органа власти также по собственной инициативе; при этом судебный акт по существу будет вынесено позднее.

Административные иски инициируются путем подачи жалобы. Жалоба в АС должна быть подана в письменной форме. Истец может самостоятельно подготовить жалобу или же воспользоваться услугами адвоката. Если жалобу подает адвокат, к ней прилагается доверенность, подписанная истцом. Жалоба может быть изложена в свободной форме. Вместе с тем

в ней должны быть указаны следующие обстоятельства: а) обжалуемое решение органа власти; б) положения решения государственного органа, которые оспариваются. Истцом должны быть максимально ясно изложены предлагаемые поправки; в) основания жалобы могут быть изложены в свободной форме, но должны быть ясными и обоснованными; г) информация о заявителе, его место жительства, его контактные данные (адрес и номер телефона); д) подписи истца или законного представителя (адвоката).

К жалобе прилагаются: а) обжалуемое решение и инструкции по его обжалованию (в оригинале или в виде копии); б) доказательства даты уведомления о решении (для определения начала течения срока обжалования); в) документы, на которые истец ссылается; г) доверенность (при наличии в процессе законного представителя).

Для принятия жалобы признанной судом она должна быть направлена в административный суд до 16 часов 15 минут последнего дня срока на обжалование. Жалоба, поданная по истечении срока, не принимается.

После регистрации поступившего заявления в суд «рефендарий» (помощник судьи) готовит дело к слушанию. Стороны получают право представить дополнительные материалы, сделать заявления и ходатайства. По получении всей необходимой информации рефендарий готовит проект решения. После этого документы и проект решения направляются составу членов суда, дело назначается к слушанию.

Большинство дел рассматривается коллегией из трех судей, однако некоторые дела судья может рассматривать единолично (например, о налоге на автомобили, разрешении на строительство, о водительских удостоверениях). Один судья также может принимать решения по всем предварительным обеспечительным мерам.

Несколько слов о специализированных АС.

Рыночный суд Финляндии выносит предписания в отношении ограничения конкуренции. Он надзирает за слияниями и поглощениями компаний. Кроме того, в компетенцию этого суда входят проверка законности государственных закупок. Рыночный суд использует как гражданское процессуальное право, так и административный процесс (в делах о закупках, большинстве дел о конкуренции). В случае применении гражданского процессуального права апелляции на решения рыночного суда вносятся в Верховный Суд Финляндии. Дела, рассмотренные в административном порядке, могут быть обжалованы в ВАС.

В юрисдикцию Трудового суда входят споры, вытекающие из коллективных договоров по

гражданской службе. Споры из чисто трудовых правоотношений рассматриваются судами общей юрисдикции. Предъявлять иски в Трудовой суд могут только профсоюзы и организации работодателей. Кроме того, они могут быть в качестве ответчиков в делах, рассматриваемых данным судом. Решения трудового суда окончательны и обжалованию не подлежат. Процедура в рамках Трудового суда схожа с правилами гражданского процесса.

Страховой суд обладает юрисдикцией в некоторых вопросах социального страхования (страхование от несчастных случаев, трудовых пенсий, пенсий гражданской службы и национальной пенсии).

Административные суды Чехии

Система АС в Чехии закреплена Конституцией Республики17 и регламентирована Законом 2002 г. «О судах, судьях, судебных заседателях и государственном управлении судами»18 Процедура судопроизводства определяется Кодексом административного судопроизводства 2002 г.19 (далее - КАС), Законом 2002 г. «О внесении изменений в некоторые законы в связи с принятием Кодекса административного судопроиз-водства»20.

Чешские АС рассматривают: а) конфликты компетенции между центральными органами государственной власти и/или территориальными структурами, а также органов местного самоуправления; б) вопросы избирательного процесса, местного и регионального референдумов; в) споры относительно регистрации и ликвидации политических партий и движений. ВАС Чехии также выступает в качестве дисциплинарного суда в отношении судей, государственных

обвинителей2

и сотрудников правоохранитель-

ных органов (Закон 2002 г. «О дисциплинарных процедурах в отношении судей, прокуроров и сотрудников служб безопасности»22).

Система чешских АС состоит из двух звеньев: Высшего Административного Суда Чехии23 (далее - ВАС Чехии) и региональных судов.

ВАС Чехии является высшим судебным органом по делам, подведомственным АС. Он гарантирует единство и законность принятия решений и постановлений по кассационным жалобам. Кроме того, ВАС рассматривает другие вопросы, отнесенные к его ведению специальным законом. При принятии решений ВАС может (в интересах единообразного принятия решений властями) издать постановление, которое будет использовано в качестве образца.

В Правилах судопроизводства ВАС24 (далее -Правила) ВАС на основе КАС определяет стадии

в административном правосудии, количество отделов в суде, а также учреждение простых и расширенных судебных коллегий, создание графика работы, обзор принятых решений судьями ВАС, контроль и оценку принятых решений суда, создание из решений постановлений образцового типа, принятие юридических позиций, публикации Собраний ВАС и внутренней организации ВАС.

ВАС принимает решения либо в составе коллегий, либо судьями единолично. Судьи ВАС назначаются в коллегии в соответствии с их специализацией. Количество коллегий суда определяется Пленумом ВАС по предложению Президента ВАС. Коллегия ВАС может состоять из: а) председательствующего судьи и шести судей в делах о выборах, делах о политических партиях и политических движениях и в рассмотрении жалоб компетентности; б) председательствующего судьи и двух судей в других делах. Расширенную коллегию, в зависимости от категории, образуют: председательствующий судья и шесть или восемь судей.

ВАС издает «Собрание решений», которое содержит решения, принятые ВАС и региональными судами в сфере АС, а также юридические позиции и «образцовые» постановления прецедентного характера (§ 17 КАС).

Региональный суд рассматривает дела пенсионного страхования, социального обеспечения, страховых выплат по болезни, страхования от несчастного случая в вооруженных силах, безработных и их пособий согласно инструкциям, регулирующим занятость, и государственных социальных пособий. Указанные дела рассматривают в коллегиях, состоящих из председательствующего судьи и двух судей, если иное не предусмотрено законом. По некоторым делам решения принимаются судьей единолично.

Административные суды Швеции

Основными документами, регламентирующими деятельность административных судов в Швеции, являются: Конституция25, законы 1971 г. «Об административных судах»26, «О судопроизводстве в административных судах»27, «О компетенции административных судов по проверке некоторых действий»28.

Система административных судов Швеции имеет три звена: Высший административный суд29, апелляционные административные суды30 и суды лена:

ВАС Швеции является судом высшей инстанции для всех АС и пересматривает решения, принятые апелляционными АС. Он находится в Стокгольме.

ВАС принимают решения по делам, которые будут являться руководящими предписаниями для судов. Для принятия к рассмотрению судом дела необходимо получить разрешение на обжалование. Он может проверять на соответствие закону решения правительства. В качестве суда первой инстанции рассматривает дела об отстранении от работы судей Верховного суда Швеции или необходимости прохождения ими медицинского обследования.

Апелляционные АС являются судами второй инстанции для пересмотра решений судов лена. Для пересмотра решения стороне необходимо получить разрешение на обжалование31. По налоговым делам и делам, связанным с установлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних, лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами, а также психически больных лиц, получения разрешения на обжалование не требуется.

В Швеции действуют четыре апелляционных АС (в Гетеборге, Йончёпинге, Стокгольме и Сунд-свалле), каждый из которых осуществляет свои полномочия в отношении пяти-семи судов лена. Апелляционный суд рассматривает налоговые споры и дела о социальном страховании. В качестве суда первой инстанции апелляционный суд выносит решение по делам, связанным с тайной, как государственной, так и профессиональной. Судебные решения по делам, связанным с положением иностранцев и предоставлением гражданства, проверяются апелляционным судом Стокгольма, который также является высшим миграционным судом.

Суд лена является судом первой инстанции в системе административных судов. В настоящий момент действуют 23 суда лена в соответствии с территориальным делением Швеции. В территорию лена включаются два-три района.

В целом суды лена рассматривают около 500 разновидностей дел. В компетенцию суда лена входят налоговые споры, вопросы предоставления гражданства, споры с органами местного самоуправления и органами по социальному обеспечению, установление опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних или лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими

средствами. Можно также выделить следующие категории дел, которые обычно рассматриваются судом лена: налоговые дела - обжалование решений Налоговой службы (например, решения о налогообложении недвижимости, доходов и т.д.); дела, связанные с социальным страхованием, - споры с Государственной страховой кассой по делам, касающимся возмещения при производственных травмах и увечьях или пособий родителям; дела по Закону об установлении попечительства в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотическими средствами; дела, связанные с положением иностранцев и предоставлением гражданства - оспаривание решений Миграционной службы; дела, связанные с проверкой решений органов местного самоуправления на соответствие закону и мн. др.

На основании Закона 2005 г. «Об иностран-цах»32 в рамках судов лена действуют коллегии специальной юрисдикции - «миграционные суды». В соответствии с постановлением Правительства «Об общей административной юрисдикции» 1977 г.33 в Швеции действуют три миграционных суда - в Стокгольме, Мальме и Ге-теборге. Они занимаются рассмотрением жалоб на решение Миграционной службы. Решение миграционного суда может быть также обжаловано в Высший миграционный суд34, который является судом последней инстанции, и его решения являются руководящими для Миграционной службы и миграционных судов. Высший миграционный суд осуществляет свою деятельность при Апелляционном административном суде Стокгольма.

Несмотря на различие в компетенции рассмотренных зарубежных АС, они используют сходные методы: понуждение публичных властей к вынесению административных решений (борется с бездействием административных органов) или аннулирование незаконных действий (защищает от незаконного вмешательства).

Таким образом, страны Европы имеют развитую систему административного судопроизводства. Опыт может быть использован в России при реформе судебной системы.

1 Bundes-Verfassungsgesetz 1930 - B-VG // StF // BGBl. 1930 (WV). №. 1.

2 Allgemeines Verwaltungsverfahrensgesetz 1991 // BGBl. 1991. №. 51.

3 Verwaltungsgerichtsbarkeits-Novelle 2012 // BGBl. 2012. I . № 51.

4 Österreichischer Verwaltungsgerichtshof. URL: http://www.vwgh.gv.at

5 Landesverwaltungsgericht. URL: http://www.lvwg-ooe.gv.at; URL: http://www.lvwg-stmk.gv.at; URL: http://www.lvwg-salzburg.gv.at; URL: http://https:// www.lvwg-tirol.gv.at

6 Bundesfinanzgericht. URL: https://www.bfg.gv.at

7 Bundesverwaltungsgericht. URL: https://www. bvwg.gv.at

8 Verwaltungsgerichtshofgesetz 1985. URL: BGBl. 1895. № 10.

9 Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej. URL: www. sejm.gov.pl/prawo/konst/polski/kon1.htm

10 Ustawa z dnia 27 lipca 2001 r. Prawo o ustroju sqdôw powszechnych. URL: isap.sejm.gov.pl/DetailsSer-vlet?id=WDU20010981070

11 Ustawa z dnia 25 lipca 2002 r. Prawo o ustroju sqdôw administracyjnych. URL: isap.sejm.gov.pl/DetailsSer-vlet?id=WDU20021531269

12 Ustawa z dnia 30 sierpnia 2002 r. Prawo o postçpo-waniu przed sqdami administracyjnymi. URL: isap.sejm. gov.pl/DetailsServlet?id=WDU20021531270

13 Naczelny Sqd Administracyjny. URL: http // www. nsa.gov.pl

14 URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannok-set/1999/en19990731.pdf

15 URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajanta-sa/2003/20030434

16 URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannok-set/1996/en19960586.pdf

17 Ustava Ceské republiky. URL: http//:www.zakony-prolidi.cz/cs/1993-1

18 Zakon o soudech, soudcich, prisedicich a stâtni sprâvé soudü a o zméné nékterych dalsich zâkonù (zakon o soudech a soudcich) № 6/2002 Coll. URL: http//:www. zakonyprolidi.cz/cs/2002-6

19 Zâkon soudni rad sprâvni № 150/2002 Coll. URL: http//:www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-150

20 Zakon, kterym se méni nékteré zakony v souvislosti s prijetim soudniho radu spravniho № 151/2002 Coll. URL: http//:www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-151

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 В Чехии прокуратуры организованы при судах общей юрисдикции.

22 Zakon o rizeni ve vécech soudcù, statnich zastupcù a soudnich exekutorù № 7/2002 Coll. URL: http//:www. zakonyprolidi.cz/cs/2002-7

23 Nejvyssi spravni soud. URL: http//:www.nssoud. cz/-p-Legal-Documents-p-/art/50?menu = 181

24 Pravidla pro pridélovani a zastupovani. URL: htt-p//:www.nssoud.cz/Pravidla-pro-pridelovani-a-zastupo-vani/art/40?menu=303

25 URL: http://www.riksdagen.se/templates/R_ Page_6357.aspx

26 Lag om allmänna fürvaltningsdomstolar (1971:289). URL: http://www.riksdagen.se/webbnav/ index.as-px?nid=3911&bet=1971:289

27 Förvaltningsprocesslag (1971:291). URL: www. notisum.se/rnp/sls/lag/19710291.HTM

28 Lag (1971:309) om behörighet för allmän förvalt-ningsdomstol att pröva vissa mâl . URL: https://lagen. nu/1971:309

29 Regeringsrätten. URL: http://www.hogstaforvalt-ningsdomstolen.se/

30 Kammarrätt. URL: http://sv.wikipedia.org/wiki/ Kammarrätt

31 URL: http://www.riksdagen.se/sv/Doku-ment-Lagar/Lagar/Svenskforfattningssamling/For-valtningsprocesslag-19712_sfs-1971-291/?-bet = 1971:291

32 Utlänningslag (2005:716). URL: http://www.riks-dagen.se/sv/Dokument-Lagar/Lagar/Svenskforfattnings-

samling/Utlanningslag-2005716_sfs-2005-716/?-bet=2005:716#K16

33 Förordning om allmänna förvaltningsdomstolars behörighet m.m.) (1977:937). URL: http://www.riksda-gen.se/sv/Dokument-Lagar/Lagar/Svenskforfattnings-

samling/Forordning-1977937-om-allma_sfs-1977-937/?-bet=1977:937

34 Migrationsöverdomstol. URL: http://www.kam-marrattenistockholm.domstol.se/Om-kammarratten-/ Migrationsoverdomstolen/

Воронежский государственный университет

Бирюков П. Н., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права

е-тай: birukovpn@yandex.ru тел.: 8 (473) 255-84-92

Voronezh State University

Biriukov P. N., Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the International and European Law Department e-mail: birukovpn@yandex.ru tel.: 8 (473) 255-84-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.