а. В. Пронин*
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рассмотрены устройство, функционирование и законодательное регулирование судебной системы Австрийской Республики. Исследуются подсудность гражданских и уголовных дел, основы гражданского и уголовного судопроизводства. Особое внимание уделено судам публичного права.
Ключевые слова: право иностранных государств, судебная система, подсудность, уголовное судопроизводство, гражданское судопроизводство, административные суды, Суд по делам беженцев, конституционный суд, Австрийская Республика, право Австрии
The questions of organization, functioning and legislative regulation of the court system of Austrian Republic are considered. Jurisdiction on criminal and civil cases, basic foundation of criminal and civil legal procedure are also researched. Special attention is paid to courts of public law.
Key words: law of foreign countries, court system, jurisdiction, criminal justice, civil justice, administrative courts, Refuge court, constitutional court, Austrian Republic, Austrian law
Судебная система Австрийской Республики находится исключительно в федеральном ведении. Земли не вправе создавать собственные суды.
Все суды в Австрии можно разделить на две основные группы: а) суды общей юрисдикции; б) суды публичного права.
Верховный суд земли
Конституционный суд
Международный третейский суд
Суд федеральной земли
Высший административный суд
Частный третейский суд
Окружной суд
Суд по делам беженцев
Судебная система Австрийской Республики
Третейские суды (арбитражи) не входят в систему государственных судов. В австрийской юриспруденции они получили наименование «суды частного права»1.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, и порядок их назначения на должность определены в Законе «О службе судей и прокуроров» 1961 г.2 Судьи назначаются на должность федеральным министром юстиции по ходатайству председателя верховного суда земли.
* Пронин Анатолий Владимирович — аспирант юридического факультета Воронежского государственного университета (Воронеж). E-mail: [email protected].
Система судов общей юрисдикции регламентируется Законом «О судебной системе»3.
Она состоит из четырех инстанций:
окружной суд (Bezirksgericht);
суд федеральной земли (Landesgericht);
верховный суд земли (Oberlandesgericht);
Верховный суд (Oberster Gerichtshof).
Подсудность уголовных дел определена в УПК4, гражданских — в ГПК5 и Законе «О подсудности»6. Делопроизводство в судах общей юрисдикции регулируется постановлением Министерства юстиции «О регламенте судов первой и второй инстанций»7.
По законодательству Австрии возможно двух- и трехступенчатое прохождение дела по инстанциям.
Компетенция судов Австрии по уголовным делам распределена следующим образом. Окружные суды рассматривают уголовные дела по первой инстанции. Суды федеральных земель участвуют в предварительном расследовании, рассмотрении уголовных дел по первой инстанции и в кассационном производстве (второй инстанции). Верховные суды земель и Верховный суд Австрии осуществляют производство по жалобам на решения судов первой и второй инстанций и в случаях особых предписаний закона.
По гражданским делам компетенция австрийских судов распределена иначе. Окружные суды и суды земель являются судами первой инстанции; суд земли также выступает второй инстанцией по отношению к окружным судам. Вторая инстанция для суда земли — верховный суд земли. Судом третьей инстанции, обладающим правом пересмотра дел, является Верховный суд Австрии.
Рассмотрим подробнее вопросы судоустройства и судопроизводства.
Окружные суды — суды первой инстанции по большинству дел. Окружным судам (§ 49 Закона «О подсудности») подсудны следующие категории гражданских дел: иски ценой до 10 000 евро; ряд семейных дел (установление отцовства, установление опеки над детьми, расторжение брака, иные споры, возникающие из семейных отношений, например усыновление, разрешение вопросов о посещении детей супругом при разводе и т. п.); споры о расторжении или признании недействительным договора товарищества (eingetragenen Partnerschaft); споры об определении границ недвижимого имущества, сервитутах и по делам об обязательствах, принимаемых на себя родственниками престарелых владельцев собственности при получении от них прав на владение (Ausgedinge); все споры, вытекающие из договоров аренды; споры, вытекающие из договоров перевозки; споры о недостатках, обнаружившихся при купле-продаже скота.
К подсудности окружных судов в области уголовного судопроизводства отнесены дела, максимальное наказание за совершение которых установлено в виде штрафа и (или) лишения свободы на срок не более одного года. В § 30 УПК назван ряд исключений из этого правила. Так, из компетенции окружных судов изъяты: вымогательство (§ 105 УК8); опасная угроза (§ 107 УК); настойчивое преследование (§ 107а УК); принятие дара представителем власти (§ 153а УК); неосторожное, грубое нанесение вреда кредитору (§ 159 УК); неосторожное, незаконное обращение с ядерным топливом, радиоактивными материалами или лучевым оборудованием (§ 177c УК); неосторожное причинение вреда окружающей среде (§ 181 УК); неосторожное, опасное для окружающей среды обращение с отходами (§ 181c УК); неосторожная, грубая, опасная для окружающей среды эксплуатация оборудования (§ 181e УК); изготовление порнографических материалов с участием несовершеннолетних (§ 207a УК).
Все дела в окружных судах рассматриваются судьей единолично.
С 2005 г. система окружных судов Республики существенно изменилась в связи с реформой судебной системы и прокуратуры. Были созданы новые и реформированы старые судебные округа. На данный момент в Австрии функционирует 141 окружной суд.
В крупных городах действуют специализированные окружные суды, которые рассматривают только дела отдельных категорий. Так, в Вене помимо 11 общих окружных судов есть суд для разрешения коммерческих споров. В Граце создан суд, рассматривающий только споры по делам несовершеннолетних. Судам Вены посвящен отдельный закон — «Об организации окружных судов Вены»9.
Суды земель рассматривают по первой инстанции все остальные дела (как гражданские, так и уголовные), не отнесенные к подсудности окружных судов. Суды земель также выступают апелляционной инстанцией по отношению к окружным судам.
При рассмотрении гражданских дел по первой инстанции судья по общему правилу выносит решение единолично. Однако если цена иска превышает 100 000 евро, то стороны могут ходатайствовать о разрешении их дела коллегией из трех судей (в коммерческих делах — двух профессиональных судей и одного непрофессионального судьи — fachmännischen Laienrichter10). Дела по трудовым и социальным спорам рассматриваются коллегией из одного профессионального судьи и двух непрофессиональных судей из числа работников и работодателей.
По второй инстанции все гражданские дела рассматриваются коллегией из трех судей.
В сфере уголовного судопроизводства суды федеральной земли в Австрии имеют несколько групп полномочий.
Во-первых, в области предварительного расследования (§ 31 УПК) судья единолично: принимает доказательства (§ 104 УПК); ведет производство по делам о наложении ареста на имущество, конфискации имущества, вынесении постановления о продлении предварительного заключения, а также по ходатайствам о применении других средств принуждения (§ 105 УПК); принимает решения по жалобам на нарушение субъективного права прокуратурой или полицией (§ 106 и 107 УПК); принимает решения о прекращении предварительного расследования (§ 108 УПК).
Во-вторых, УПК Австрии (абз. 2 § 31) называет перечень составов преступлений, судебное разбирательство которых производится судом присяжных (Geschworenengericht). Суд присяжных состоит из коллегии судей (Schwurgerichtshof) (три профессиональных судьи) и скамьи присяжных (Geschworenenbank) (восемь человек). К компетенции суда присяжных относятся: преступления, за совершение которых возможно наказание в виде пожизненного лишения свободы, или преступления, за совершение которых установлено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, а максимально возможный срок при этом превышает десять лет; преступления, влекущие передачу иностранным властям (§ 103 УК); государственная измена (§ 242 УК) и приготовление государственной измены (§ 244 УК); антигосударственная связь (§ 246 УК); унижение символов государства (§ 248 УК); нападение на высшие органы государственной власти (§ 249—251 УК); измена Родине (§ 252—258 УК); создание вооруженной организации (§ 279 УК); накопление боевых средств (§ 280 УК); преступления и проступки, связанные с границей (§ 316—320 УК); требование о незаконном возбуждении уголовного дела (§ 282, 286 УК).
В-третьих, в составе суда шеффенов (Schöffengericht) (профессиональный судья и два шеффена) суд земли рассматривает дела о следующих деяниях: преступления, за совершение которых установлена уголовная ответственность более пяти лет лишения свободы; убийство, совершенное по просьбе потерпевшего (§ 77 УК); содействие самоубийству (§ 78 УК); убийство новорожденного ребенка (§ 79 УК); грабеж (§ 131 УК); сопротивление браконьера властям (§ 140 УК); квалифицированный разбой (абз. 2 § 142 УК); сексуальное принуждение (§ 202 УК); развратные действия в отношении беззащитного лица (§ 205 УК); развратные действия в отношении несовершеннолетних (§ 207 УК); нарушение общественного порядка, совершенное группой лиц, нарушение
общественного порядка с угрозой совершения общеопасного преступления (§ 274, 275 УК); злоупотребление административной властью (§ 302 УК).
Требования, предъявляемые к присяжным заседателям и шеффенам, а также их полномочия и порядок назначения определены в Законе «О присяжных и шеффенах» 1990 г.11
В-четвертых, судья единолично рассматривает уголовные дела, за совершение которых установлена ответственность в виде лишения свободы на срок более одного года, а также дела, изъятые из подсудности окружных судов (пп. 1—9 абз. 1 § 30 УПК).
В-пятых, ряд дел рассматриваются судом земли в составе коллегии из трех профессиональных судей. В частности, к компетенции коллегии относятся: рассмотрение дел об обжаловании приговоров и иных решений окружных судов, разрешение споров о подведомственности между подчиненными окружными судами (§ 38 УПК); решение по ходатайству о возобновлении процесса, когда дело не подсудно окружному суду (§ 357 УПК).
Всего в Австрии создано 20 судов земель. Как правило, суды могут рассматривать дела всех подсудных категорий, однако имеются и специализированные суды земель. Так, в Граце и Вене созданы отдельные суды для гражданских и уголовных дел.
Кроме того, в Вене действуют два специализированных суда: коммерческий суд (п. 2 § 2 Закона «О подсудности») — суд по гражданским делам хозяйственного характера (аналог арбитражного суда в РФ) и суд по трудовым и социальным делам (§ 3 Закона «О суде по трудовым и социальным делам»12), которому подсудны дела отдельных категорий.
Верховные суды земель созданы в четырех городах: Вене, Граце, Линце и Инсбруке. Они действуют на основании Закона «О судоустройстве» 1853 г.13 Каждый из этих судов стоит во главе судебного округа, включающего несколько земель. Суд в Вене является верховным для земель Нижняя Австрия, Бургенланд, Вена; суд в Граце — для земель Каринтия и Штирия; суд в Линце — для земель Зальцбург и Верхняя Австрия; суд в Инсбруке — для земель Форальберг и Тироль.
Верховные суды земель выступают второй инстанцией по всем гражданским и уголовным делам. Они не рассматривают дела по первой инстанции.
Судебный состав верховного суда земли образует коллегия. В коммерческих делах участвуют два профессиональных судьи и один непрофессиональный. Дела по трудовым и социальным спорам рассматриваются коллегией из трех профессиональных судей и двух непрофессиональных судей из числа работников и работодателей.
В гражданском судопроизводстве верховный суд земли выступает в качестве суда второй инстанции по отношению к судам земель. Указанные вопросы подробно регулируются четвертой частью ГПК.
В уголовном судопроизводстве в компетенцию верховного суда земли входят дела следующих категорий: обжалование решений суда федеральной земли, принятых судьей единолично (абз. 1 и 4 § 31 УПК); жалобы на решения суда федеральной земли, принятые судом присяжных или судом шеффенов (п. 1 абз. 1 § 33 УПК); жалобы на обвинительный акт (§ 212 УПК); споры о подведомственности и делегировании (§ 38, 39 УПК).
Также верховные суды земель играют особую роль в управлении нижестоящими судами. Председатель верховного суда ответствен за управление нижестоящими судами его судебного округа; при этом его непосредственным начальником является федеральный министр юстиции.
Верховный суд Австрийской Республики — высшая судебная инстанция по гражданским и уголовным делам. Его деятельность регулируется Законом «О Верховном суде»14. Верховный суд расположен в Вене.
В Законе о Верховном суде закреплены перечни дел, которые рассматриваются: обычной судейской коллегией (четыре судьи и председатель) (§ 6), коллегией из трех судей (§ 7) и усиленной коллегией (11 судей) (§ 8).
По гражданским делам Верховный суд выступает в качестве суда третьей инстанции; по отношению к окружным судам и судам земель — инстанцией, обладающей правом пересмотра дела (Revisionsgericht).
В сфере уголовного судопроизводства Верховный суд рассматривает жалобы на приговоры суда земли (§ 296, 344, абз. 3 § 427 УПК); жалобы (§ 29, 292 УПК) и требования о возобновлении процесса (§ 363а), чрезвычайном возобновлении процесса (§ 362); жалобы на основании абз. 2 § 285b и жалобы на нарушение прав человека в соответствии с Законом «О праве на жалобы»15; производит соединение дел (абз. 2 § 334 УПК); разрешает споры о подведомственности и о делегировании (§ 38, 39 УПК).
Конституционный суд (Verfassungsgerichtshof), Административный суд (Verwaltungsgericht) и Верховный суд Австрии вместе составляют Высокий суд (Höchstgericht). Это значит, что никакое решение, принятое внутригосударственным органом Австрии, не может по юридической силе быть выше решений названных судов (по делам публичного права — решений Конституционного и Административного судов; по гражданскому и уголовному праву — Верховного суда).
Юрисдикция Верховного суда позволяет обеспечить единообразное применение закона на территории страны. Формально суды низшей инстанции не связаны его решениями16, однако, как правило, учитывают их.
В систему административных судов Республики входят Высший административный суд (Verwaltungsgerichtshof) и Суд по делам беженцев17 (Asylgerichtshof). Последний был создан в 2007 г. и действует с 1 января 2008 г.
Судопроизводство по административным делам осуществляется в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения административных правонарушений»18.
Высший административный суд (далее — ВАС) образован для обеспечения законности решений, принимаемых в сфере государственного управления (ст. 129 Конституции19). Деятельность суда регулируется Законом «Об административном суде» 1985 г.20 и Регламентом суда.
ВАС контролирует законность индивидуальных правовых актов органов исполнительной власти всех уровней, предоставляет правовую защиту физическим и юридическим лицам в случае бездействия органов власти.
ВАС рассматривает обращения двух основных видов: а) жалобы на решения органов исполнительной власти; б) жалобы на несоблюдение сроков органами исполнительной власти. Если ВАС признает решение органа исполнительной власти незаконным, орган должен вынести решение, измененное в соответствии с позицией суда.
Австрийское законодательство в качестве сторон административного процесса называет: лицо, обращающееся в ВАС с жалобой (Beschwerdeführer), и ответственный орган власти (Belangte Behörde). Лицо, обращающееся с жалобой в ВАС, — это лицо, которое считает, что его права нарушены решением административного органа. Ответственными органами власти признаются федеральные, земельные, муниципальные или иные государственные органы, вынесшие решение в последней инстанции.
Дела в ВАС рассматриваются коллегиально; коллегия состоит из пяти судей. Вопросы принципиального значения рассматриваются усиленным сенатом (9 человек).
Суд по делам беженцев функционирует на основе одноименного закона21, а также Регламента суда22. Одновременно с Законом «О Суде по делам беженцев» был принят закон «О беженцах»23. Головной офис Суда находится в Вене, в Линце создано его отделение. Суд состоит из президента, вице-президента и судей. Президент и вице-президент назначаются президентом Австрийской Республики по рекомендации правительства. Суд является конечной инстанцией для обжалования решений федерального бюро по вопросам беженцев (Bescheid des Bundesamtes).
Решение принимается сенатом из двух судей и должно быть единогласным. Закон «О Суде по делам беженцев» допускает возможность создания усиленных сенатов. Все
решения Суда доступны в Интернете на сайте правовой информационной системы (RIS)24. В соответствии с § 21 Закона «О Суде по делам беженцев» Суд ежегодно публикует отчет о своей деятельности. В соответствии с отчетом 2010 г.25 наибольшее число жалоб в суд поступило от граждан РФ (1917 из 6441).
Конституционный суд (далее — КС) — первый в мире специально созданный орган конституционного контроля. КС Австрии действует на основании Конституции, Закона «О Конституционном суде» 1953 г.26 и Регламента суда.
КС состоит из председателя, его заместителя, двенадцати основных и шести запасных судей. Председатель, заместитель председателя, шесть основных судей и три запасных судьи назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального правительства из числа судей, чиновников управления и профессоров правовых дисциплин в университетах. Остальные судьи назначаются Федеральным президентом на основании предложений о трех кандидатурах на каждую из должностей, которые вносятся в отношении трех основных и двух запасных судей Национальным советом, а в отношении трех основных и одного запасного судьи — Федеральным советом. Три основных и два запасных судьи должны иметь постоянное место жительства за пределами Вены. Для замещения должности судьи Конституционного суда необходимо иметь стаж работы по юридической специальности 10 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи КС — 70 лет.
Основное направление деятельности КС — конституционный контроль. Контроль осуществляется в следующих формах: а) проверка федеральных законов на соответствие федеральной Конституции, проверка законов земель на соответствие конституции земли и федеральной Конституции; б) проверка предписаний на соответствие законам и Конституции; в) государственная проверка договора; г) проверка декларации: проверяется, соответствует ли повторно объявленный текст закона первоначальному; д) проверка договоров между землями и федерацией.
КС также обладает юрисдикцией в вопросах выборов (по ст. 141 Конституции КС рассматривает дела об опротестовании выборов президента и других высших должностных лиц страны; об отзыве мандатов депутатов федеральных представительных органов), административных вопросах (ст. 144 Конституции), вопросах взаимодействия органов власти (согласно ст. 138 Конституции КС разрешает споры, возникшие между судами и органами управления; между Административным судом и судами общей юрисдикции; между землями, а также между землями и федерацией).
Последствия применения решения (Beschluss) КС существенно различаются в зависимости от категории дела. Например, по делам о проверке законов на соответствие Конституции, если решением Конституционного суда закон отменяется, оно вручается федеральному канцлеру или губернатору земли, сведения о его отмене публикуются со ссылкой на решение суда.
Таким образом, Австрийская Республика обладает развитой судебной системой, соответствующей современным юридическим реалиям.
1 Бирюков П. Н., Пронин А. В. Процедура медиации в Австрии // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 10. С. 42—46; № 11.
2 Richter und Staatsanwaltschaftsdienstgesetz // BGBl. 1961. № 305.
3 Gerichtsorganisationsgesetz // RGBl. 1896. № 217.
4 Strafprozeßordnung 1975 (StPO) // BGBl. 1975 (WV). № 631.
5 Zivilprozeßordnung 1895 // StF // RGBl. 1895. № 113.
6 Jurisdiktionsnorm 1895-JN // Ibid. № 111.
7 Verordnung des Bundesministeriums für Justiz vom 9. Mai 1951, womit die Geschäftsordnung für die Gerichte I. und II. Instanz (Geo.) teilweise geändert und neu verlautbart wird // StF // BGBl. 1951. № 264.
8 Strafgesetzbuch 1974 // BGBl. 1974. № 60.
9 Bezirksgerichts-Organisationsgesetz für Wien // Ibid. № 203.
10 Наиболее подходящий аналог в РФ — народный заседатель, хотя в статусе этих лиц имеются и различия.
11 Geschworenen und Schöffengesetz 1990 (GSchG) // BGBl. 1990. № 256.
12 Arbeits und Sozialgerichtsgesetz // Ibid. 1895. № 104.
13 Einrichtung der Gerichtsbehörden // StF // RGBl. 1853. № 10.
14 Bundesgesetzes über den Obersten Gerichtshof 1968 // BGBl. 1968. № 328.
15 Grundrechtsbeschwerde-Gesetz 1992 // Ibid. 1992. № 864.
16 The Austrian judicial system: institutions — agencies — services. Vienna, 2009. P. 11.
17 Asylgerichtshofgesetz // BGBl. I. 2008. № 4.
18 Allgemeines Verwaltungsverfahrensgesetz 1991 // Ibid. 1991. № 51.
19 Bundes-Verfassungsgesetz 1930 — B-VG // StF // BGBl. 1930 (WV). № 1.
20 Verwaltungsgerichtshofgesetz 1985 // BGBl. 1985. № 10.
21 Asylgerichtshofgesetz // Ibid. I. 2008. № 4.
22 URL: http://www.asylgh.gv.at/DocView.axd?CobId=30882.
23 Bundesgesetz über die Gewährung von Asyl (Asylgesetz 2005 — AsylG 2005) // BGBl. I. 2005. № 100.
24 URL: http://www.ris.bka.gv.at/AsylGH.
25 URL: http://www.asylgh.gv.at/DocView.axd?CobId=42891.
26 Verfassungsgerichtshofgesetz 1953 // BGBl. 1953. № 85.
Ш S I
Ш
CI ш m о
m <
a с
ш
0
1 .0 ц,
ш IS I
m <
a
о