УДК 8V42 : 004.3
ББК 81.0
Б 42
Бекетова А.А.
Соискатель кафедры общего языкознания Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
Системообразующие признаки интернет-дискурса и ценностная картина мира
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются социальные практики, способствующие расширению дискурсивного пространства Интернета. Выделяются социальные и коммуникационные функции сети Интернет. Дается определение и отмечаются тенденции развития интернет-коммуникации, описывается её специфика. Рассматриваются конститутивные признаки интернет-дискурса и описываются его системообразующие признаки, к которым относятся участники интернет-дискурса, представление о социальной миссии, цели и коммуникативные стратегии интернет-дискурса, жанры, хронотоп и дискурсивные формулы интернет-дискурса. Делается вывод о связи дискурсивных практик Интернета и ценностной картины мира.
Ключевые слова:
Интернет-дискурс, интернет-коммуникация, жанры, хронотоп, дискурсивные формулы, социальная миссия, ценностная картина мира.
Beketova А. А.
Applicant of General Linguistics Department, the Adyghe State University, e-mail: moon_legend2@mail. ru
System-forming signs of an Internet discourse and value picture of the world
Abstract:
This paper deals with social practices promoting expansion of discourse space of the Internet. Social and communication functions of the Internet are allocated. Definition is given and Internet communication development tendencies are noted, its specificity is described. Constitutive signs of the Internet discourse are considered and its system-forming signs are described, namely: participants of the Internet discourse, idea of a social mission, the purposes and the communicative strategy of the Internet discourse, genres, a chronotope and discursive formulas of the Internet discourse. The conclusion is drawn about relationship of the discursive practices of the Internet and value picture of the world.
Keywords:
Internet discourse, Internet communication, genres, chronotope, discursive formulas, social mission, value picture of the world.
Бурное формирования и распространение элементов информационного поля во всех сферах человеческой деятельности, возросшие возможности коммуникации и рост их влияния на психологическую и социальную составляющие общества определяют интерес исследователей в разных областях гуманитарных знаний к возникшим в связи со сложившейся ситуацией проблемам. Известно, что язык является средством отражения изменений, происходящих в обществе, это обуславливает значительное расширение области лингвистических исследований, их системную корреляцию с другими сферами гуманитарной науки, что особенно актуально в эпоху Интернета.
Исходя из теории коммуникации, выделяются следующие функции Интернета: «коммуникационно-пространственная функция, он является и общедоступным хранилищем информации, коммуникационно-временная функция, а также вспомогательным средством социализации и самореализации личности и социальной группы коммуникационно-социализирующая функция» [1: 208].
Выделяя социальные функции сети Интернет, И.Н. Казанская, классифицирует их следующим образом: «информационная, коммуникационная, репрезентативная, конструктивистская или преобразующая функция сети Интернет и реабилитационная» [2: 145-147].
В связи с большим влиянием Интернета на современное лингвокулыурное общество, актуальным является акцент в исследовании дискурса на особенностях интернет-коммуникации. По мнению C.B. Бондаренко «интернет-коммуникация, или виртуальное общение, есть опосредованное компьютером общение двух или более лиц, характеризующееся невидимостью коммуникантов, письменной формой посылаемых сообщений, возможностью незамедлительной обратной связи, а также взаимодействием или обменом электронными сообщениями или же вза-
имным обменом и правом доступа к информации, хранящейся компьютерах коммуникантов [3: 181].
Однако в настоящее время общение может быть и визуальным (скайп-технологии), поэтому считаем, что слово «невидимость» является некорректным в данном определении.
Л.Ю. Щипицина полагает, что интернет-коммуникация «...представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств и существует наряду с неопосредованным (устным) общением, общением, опосредованным бумажными носителями (рукописным и печатным, включающим непериодические издания (книга) и периодические (газеты, журналы)), а также общением, опосредованным электронными приборами (факс, радио, телевидение)» [4: 41].
С точки зрения языковых особенностей интернет-коммуникации Н.Б. Меч-ковская отмечает «следующие тенденции: -активизация метаязыковой рефлексии; -влияние подъязыка информационно-коммуникационных технологий и ненормативного (субстандартного) варианта языка на общее употребление; -экспансия особенностей молодежного сленга и английской терминологии; -усиление в стилистике интернет-коммуникации либерально-демок-
ратических черт, идущих от неформального разговорно-обиходного общения; -стилистическая двойственность интернет-коммуникации, соединяющая одновременно ее поверхностную легкость с внутренней усложненностью» [5: 485-513].
Специфика интернет-коммуникации определяется рядом факторов, среди которых исследователи выделяют:
Во-первых, неоднородность самой социальной среды интернета, многообразие его сервисов, что не может не сказаться на способах общения человека в Глобальной паутине.
Во-вторых, создание интернетом иллюзии свободы, однако эта иллюзорная
свобода может регулироваться некоторым сводом норм, нарушение которых порождает непонимание и негативное отношение участников друг к другу.
В-третьих, большая степень анонимности этого общения позволяет преодолевать многие коммуникативные барьеры, связанные с внешним об-ликом, полом, возрастом и социальным положением его участников. Она дает больше творческой свободы, а также сильно сокращает социальную дистанцию по сравнению с обычным общением.
В-четвертых, практическое отсутствие элементов невербального общения в Сети, что влияет на особенности функционирования языка в Интернете, развивая компенсаторные практики, связанные с заменой или изобретением чего-либо другого с целью компенсировать именно эту сторону общения, в особенности на эмоциональном уровне.
В-пятых, в основном письменный характер коммуникации в Сети снижает темп общения, являя более медленный способ коммуникации, чем устная речь. Благодаря этому обмен информацией становится более интенсивным по отношению содержания текста к объему.
В-шестых, некоторые исследователи подчеркивают и толерантность этого общения, которая потенциально снижает его конфликтность и способствует выработке более гибких коммуникативных стратегий, нацеленных на непосредственное сотрудничество.
В-седьмых, распространение стратегии достраивания (доконструирова-ния) коммуникативной ситуации или образа партнера по общению, усиливает влияние стереотипов и установок, что потенциально может повысить степень стереотипности всего коммуникативного процесса в целом.
В данной статье мы исходим из понимания дискурса, в котором он определяется как один из множества аспектов любой социальной практики, и являет-
ся, прежде всего, семиотической системой, состоящей из таких компонентов, как язык и образы. Мы согласны с мнением Т.А. Островской в том, что « дискурс можно представить себе как особый способ общения (как вербальный, так и невербальный) и видения мира и себя в этом мире, совокупность рассуждений, доводов, образов для передачи содержания или смысла того или иного явления или ситуации, и выражения отношения к миру или его части» [6: 77]. Данное понимание дискурса позволяет нам рассматривать процесс производства текстов в Интернете во всем их многообразии - от «классических» до гибридных.
Каждый тип дискурса определяется на основе своих категориальных и конститутивных признаков.
«Рассматривая конститутивные признаки дискурса, мы можем говорить о цели, ценностях и стратегиях соответствующего вида дискурса, используемых прецедентных (культурогенных) текстах, дискурсивных формулах, о тематическом, стилистическом, структурном единстве и относительной смысловой завершенности производимого текста» [7: 72].
На наш взгляд, наиболее полно конститутивные признаки интернет-дискурса выделены E.H. Галичкиной, и к ним она относит:
1) «электронный сигнал как канал общения;
2) виртуальность, т.е. «общение с неопределенным коллективом, с неизвестными собеседниками»;
3) дистантность, т.е. «разделенность в пространстве и во времени и одновременная синхронность»;
4) опосредованность, так как общение осуществляется с помощью технического средства; 5) высокая степень проницаемости, так как участником компьютерного общения может оказаться любой человек;
6) наличие гипертекста;
7) креолизованность (жанровое сме-
шение) компьютерных текстов;
8) по преимуществу статусное равноправие участников;
9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов;
10) комбинация различных типов дискурса;
11) специфическая компьютерная этика» [8: 4].
При всем многообразии дискурсов, мы выделили несколько признаков, общих для всех их видов:
Производство текста находит свое отражение в социальной практике. Носители языка используют дискурсы как ресурсы для создания новых констелляций слов - предложений, которые они до этого никогда не произносили. Особенностью текстов интернет-дискурса являются их виртуальность, поликодовость, кре-ализованность.
Потребление текста - в процессе создания и потребления новых дискурсов участники дискурса действуют как агенсы дискурсивных и культурных изменений.
К системообразующим признакам интернет-дискурса относятся:
1. Участники интернет-дискурса - ими могут являться практически все пользователи сети Интернет, таким образом, реализуется демократический характер данной коммуникационной системы.
2. Представление о социальной миссии интернет-дискурса. Основатель одной из самых популярных социальных сетей Марк Цукерберг определил социальную миссию не только созданной им коммуникационной сети, но и в целом Интернета: «БасеЬоок создавался для того, чтобы выполнять социальную миссию: сделать мир более связанным и открытым... Существует огромная потребность и удивительная возможность связать всех в мире между собой, дать каждому голос и трансформировать общество для будущего. Масштаб технологий и инфраструктуры, которые для этого понадобится создать, не имеет прецедентов,
и мы верим, что это самая важная проблема, на которой мы должны сфокусироваться» [9].
3. Цель интернет-дискурса определяется как предполагаемый результат коммуникации, т.е. ради чего создавался и ре-ализовывался дискурс, а также самовыражение виртуальной дискурсивной личности, в процессе которого виртуальная дискурсивная личность реализует свое стремление к публичности. К функциональным целям Интернет-дискурса относятся: коммуникативные, игровые, учебные, психотерапевтические, социализирующие, ма-нипуляционные и др.
4. Коммуникативные стратегии интернет-дискурса - это набор тактик для оптимальной реализации коммуникативных намерений, учитывающих все факторы (вербальные, невербальные и транс-вербальные), которые, в конечном итоге, обуславливают структуру производимого текста.
Под тактикой подразумевается конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, определяемый интенцией говорящего, актуализированной языковыми средствами.
Исходя из того, что в основе классификации речевых стратегий находится принцип взаимодействия между коммуникантами, выделяются два типа стратегий: стратегии кооперации и конфронтации. При успешной перлокуции и сохранении участниками общения определенного баланса в отношениях можно говорить о реализации стратегии кооперации.
Если же коммуникативная задача не была успешно выполнена и при этом присутствовал дисбаланс в отношениях между коммуникантами, то можно утверждать, что в основе коммуникации лежат стратегии конфронтации.
В дискурсивном пространстве Интернета реализация различных стратегий находится в зависимости от жанра. В частности, такой популярный жанр как фору-
мы является виртуальной площадкой, на которой участники дискурса чаще прибегают к стратегии кооперации. Однако стратегии конфронтации нередко имеют ярко выраженный агрессивный характер и актуализируются в рамках концепта «цинизм»
5. Дискурсивные формулы интернет-дискурса являются инструментом реализации тактики речевого общения. Они могут быть особым видом языка, понятным только членам определенной социальной группы - так называемой особой прецедентностью, к которой мы, вслед за О.В. Лутовиновой, относим прецедентные для интернет-дискурса тексты юмористического характера «(пародии, байки, анекдоты), прецедентными высказываниями - паремии, крылатые выражения, цитаты из прецедентных текстов, а также дискурсивные формулы, прецедентными персонажами - обобщенные образы пользователей Интернета» [10: 6] т.е. такие тексты, которые объединяют всех представителей данного социума и позволяют провести грань между «своим-чужим».
6. Жанры интернет-дискурса. Отмечая жанровую принадлежность дискурса, В.И. Карасик пишет, что «жанрово-стилистические категории дискурса позволяют адресату отнести тот или иной текст к определенной сфере общения на основании сложившихся представлений о нормах и правилах общения, об условиях уместности, о типах коммуникативного поведения» [11: 189]. Эти категории характеризуют тексты в плане их соответствия функциональным разновидностям речи (стилевая принадлежность, жанровый канон, клишированность, вариатив-
ность, степень компрессии).
7. Хронотоп интернет-дискурса
является композиционным каркасом любого текста и ориентирует коммуниканта во времени и пространстве в пределах того или иного информационного поля, которое можно метафорически описать как «здесь и сейчас».
Дискурсивные практики Интернета реализуются дискурсивной виртуальной личностью, которая, «как объект лингвистического изучения, представляет собой собирательный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных особенностей, поведенческих реакций и паттернов, знаний, установок, определенного набора ценностей. В структуре дискурсивной личности особое место отводится ценностям, которые представляются наиболее значимыми характеристиками культуры, определяющими поведение человека. Ценности общества, являясь сгустками смыслов, т.е. концептами, проникают во все сферы жизни и деятельности социума, играют главную роль в культуре. Ценностный вектор - это направление развития и формирования любой культуры, в том числе и виртуальной» [7: 109].
Таким образом, реализация дискурсивных практик интернет-дискурса является отражением ценностной картины мира дискурсивной виртуальной личности. Тот факт, что Интернет является местом реализации нового языка, возникшего при появлении новых социальных практик и отражающих изменения в ценностной картине мира, находит свое подтверждение в системообразующих признаках интернет-дискурса.
Примечания:
1. Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Михайлов, 2002,—461 с.
2. Казанская ИН. К научному пониманию феномена Интернета // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. науч. тр. Mill У М.: Прометей, 2007. С. 128—150.
3. Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: ав-
тореф. дис.... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007 - 65 с.
4. Щнпнцина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. М.: КРАСАНД, 2010. - 295 с.
5. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета. М.: Флинта: Наука, 2009.-582 с.
6. Островская Т.А. Дискурсообразующие концепты дискурса элиты// Вестник АГУ. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 3. С. 76-82.
7. Островская Т.А. Дискурс элиты: когнитивный прагматический и семиотический аспекты: дис. ...д-ра филол. наук. Майкоп, 2016. - 375 с.
8. Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Е.Н. Галичкина. - Астрахань, 2001 - 38 с.
9. Цукерберг, М. Путь хакера: миссия, ценности и принципы Facebook/Из письма Марка Цукерберга будущим акционерамРасеЬоок. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.forbes.ru/tehno-column/internet-i-telekommunikatsii/78951 -put-hakera-missiya-tsennosti-i-printsipy-facebook
10. Лутовинова, О.В. Лингвокулыурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис.... д-ра филол. наук - Волгоград, 2009. -39 с.
11. Карасик, В.И О категориях дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. -Волгоград; Саратов: Перемена, 1998. -С. 185-197.
References:
1. Sokolov A.V. General theory of social communication: Teaching manual. SPb.: Mikhaylov, 2002.^61 p.
2. Kazanskaya I.N. On scientific understanding of phenomenon of the Internet //Actual problems of socio-humanistic knowledge: Proc. MPGU. M.: Prometheus, 2007. P. 128 -150.
3. Bondarenko T.A. Virtual reality in a modern social situation: Author's thesis for Dr. Philos. Degree. Rostov-on-Don, 2007. - 65 p.
4. Schipitsina L.Yu. The computer mediated communication: Linguistic aspect of the analysis. M.: KRASAND, 2010. - 295 p.
5. MechkovskayaN.B. History of language and history of communication: from a cuneiform writing to the Internet. M.: Flint: Science, 2009.-582 p.
6. Ostrovskaya T.A. Discourse-forming elite discourse concepts // AGU Bulletin. Series Philology and Art Criticism. Maikop, 2013. Issue 3. P. 76-82.
7. Ostrovskaya T.A. Discourse of elite: cognitive pragmatic and semiotics aspects: Thesis for Dr. Philology Degree. Maikop, 2016. - 375 p.
8. Galichkina E.N. Specifics of a computer discourse in the English and Russian languages (from materials of a genre of computer conferences): Author's thesis for Candidate of Philology Degree: 10.02.20 /E.N. Galichkina. - Astrakhan, 2001 - 38 p.
9. Zuckerberg M. Way of the hacker: a mission, values and the principles. Facebook / From MarkZuckerberg's letter to future stockowners. Facebook. [Electronic resource]- Access mode: URL: http://www.forbes.ru/tehno-column/internet-i-telekommunikatsii/78951 -put-hakera-missiya-tsennosti-i-printsipy-facebook
10. Lutovinova O.V. Linguoculturological characteristics of a virtual discourse: Author's thesis for Dr. Philology Degree. - Volgograd, 2009. -39 p.
11. Karasik V.I. On categories of a discourse / V.I. Karasik // Language personality: socio-linguistic and emotive aspects. - Volgograd; Saratov: Peremena, 1998. - P. 185-197.