и корейских политиков, однако по частоте апелляции к жалости корейский дискурс в несколько раз превосходит русский. Из двух выделенных типов а^итепШт ad misericоrdiam, первый, аргумент к жалости к Другому, наиболее типичен для русского политического дискурса, второй, апелляция к эмпатии, является характерной особенностью корейского. Исследование культурных оснований аргумента к жалости показало, что аргументация в условиях а^итепШт ad misericordiam принимает выраженный этнокультурный характер.
Таким образом, в отличие от относящегося к сфере рационального а^итепШт аб hominem, в условиях которого, несмотря на культурные различия, аргументация принимает универсальный характер, в случае с а^итепШт аб misericordiam, когда затрагивается эмоциональная сфера, верх берет национально-культурная традиция.
Библиографический список
1. Габрусенко, Т.В. Корейская литература и российский читатель [Электронный ресурс] / Т.В. Габрусенко // Русский журнал. - 28.11.2000. - http://www. asia-times.ru/countries/koreas/korean literature.htm
2. Габрусенко, Т.В. Эти непонятные корейцы [Текст] / Т.В. Габрусенко. - М.: Муравей, 2003.
3. Еемерен, Ф. Х. Аргументация, коммуникация и ошибки [Текст] / Ф.Х. Еемерен, Р. Гроотендорст. -СПб.: Васильевский остров, 1992.
4. Сапрыкин, В.А. Русская культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность [Электронный ресурс] / В.А. Сапрыкин. - 2004. - http://avt. miem.edu.ru/
5. Серль, Дж.Р. Косвенные речевые акты [Текст] / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. -
М.: Прогресс, 1986. - Вып. 17. Теория речевых актов. - С. 195-223.
6. Walton, Douglas N. Appeal to pity - Argumentum ad misericordiam [Тех^] / D. Walton. - N.Y.: State University of New York Press, 1997.
7. Walton, Douglas N. Commitment in dialogue: basic concepts of interpersonal reasoning [ТехЦ / D. Walton and E .W. Krabbe. - N.Y.: State University of New York Press, 1995.
8. Walton, Douglas N. The place of emotion in argument [Тех^] / D. Walton. - The Pennsylvania State University, 1992.
9. °^^. ^ [Электронный ресурс]. -
19.04.2008. - http://kr.blog.yahoo.com/tdt119/7411
список источников примеров
1. Предвыборный агитационный видеоролик кандидата в президенты РФ Г. А. Зюганова [Электронный ресурс]. - http://politvideo.com/ru/Politicheskie-video/vvborv/Ziuganov-2008-2-http/www zvu-ganov2008 narod ru/index.php
2. Жириновский, В.В. Выступление на встрече с избирателями в г. Красногорске [Электронный ресурс]. - 09.02.2007. - http://www.ldpr.ru/leader/325/2005
3. ^тЧЧ^ 17^
^ [Электронный ресурс]. - 17.08.2007. http://www. hannara.or.kr/hannara/2007GS/nomination tv/speech. jsp?imgNum=155&local=13
4. &Щ&. ^ЧЧ^ 17^
[Электронный ресурс]. - 17.08.2007. - http:// www.hannara.or.kr/hannara/2007GS/nomination tv/ speech.jsp?local=13&imgNum=156
5. ^^^. [Электронный
ресурс]. - 23.11.2007. - http://www.womennews. co.kr/news/view.asp?num=35065&page=1&ca_ id=0400&wno=
6. ^^. ^а, MBC ^
[Электронный ресурс]. - 17.12.2007. - http:// www.nanumnews.com/newnews/print.php?uid=1330
УДК 81’22 ББК 81.2
Е.Ю. Распопина
дискурсивноЕ пространство интернет: основные дифференциальные признаки
В статье выделяются общие признаки дискурсивного Интернет-пространства. Доказывается, что в дискурсивном пространстве Интернет, в частности, в рамках компьютерного Интернет-дискурса, речевое поведение пользователя определяется двумя дифференциальными признаками: опосредованностью контактов электронным сигналом и виртуальной природой этих контактов. Эти общежанровые особенности делают возможным осуществлять не только межличностное речевое взаимодействие, но и речевое взаимодействие с информационной средой.
Ключевые слова: Интернет; дискурсивное пространство; дифференциальный признак; опосредованность; виртуальность
E.Y. Raspopina
THE DiscuRsivE space oF THE INTERNET: GENERAL Differential FEATuREs
This article is an attempt to analyze the discursive space of the Internet, as well as to offer an original feature identification approach. The author comes to the conclusion that within the discursive space of the Internet, which is being investigated through the computer Internet-discourse, speech behaviour of the user is determined by two differential features of the given space, namely: the contacts ’ electronic signal mediation and the virtual nature of the contacts. These common genre peculiarities of the discursive space make it possible to perform not only interpersonal speech communication, but also speech interaction with the information medium.
Key words: Internet; discursive space; differential feature; mediation; virtuality
Множеству исследований компьютерного Интернет-дискурса соответствует множество разнообразных номинаций изучаемого ими объекта. Что же касается основных признаков этого объекта, то здесь разногласия авторов только усиливаются. В рамках данной статьи даётся краткий обзор и анализ подходов некоторых исследователей к выделению общих признаков изучаемого нами объекта, а также самостоятельное определение и обоснование этих признаков.
Необходимо отметить, что, изучая компьютерный Интернет-дискурс, мы изучаем дискурсивное пространство Интернет. Другими словами, дискурсивное пространство Интернет - это более широкое понятие, изучение которого мы проводим путём исследования языкового материала Интернет-дискурса, опосредованного компьютером. Вслед за С.Н. Плотниковой, которая определяет дискурсивное пространство как «некую логическую среду, в которую погружен данный человек» [Плотникова, 2008, с. 132] под дискурсивным пространством Интернет мы понимаем сложную семиотическую систему, представленную в виде текстов, изображений и звуков, структурно организованных для вовлечения пользователя в различные виды дискурса. Дискурсивное пространство в нашем понимании предполагает наличие набора средств и инструментов, дающего возможность дискурсивной личности входить в некую организованную по особым правилам среду для осуществления различного вида деятельности.
В техническом плане речь идёт о дискурсивном пространстве Интернет, войти в которое можно не только с помощью компьютера, но и с помощью любого устройства, обеспечивающего выход в Интернет. Не подлежит сомнению, что дискурсивное пространство Интернет одинаково как для того, кто входит в него посредством компьютера, так и для того, кто пользуется для этой цели сотовым телефоном, коммуникатором и т.п. Однако этот факт не отрицает наличия некоторых особенностей использования Интернета посредством разных устройств.
Дифференциальными признаками дискурсивного Интернет-пространства мы называем такие признаки, которые определяют речевое поведение пользователя независимо от того, какой услугой Интернета он пользуется или в каком жанре дискурсивного Интернет-пространства осуществляется его речевая деятельность. Другими словами, не затрагивая вопроса о классификации этих жанров, мы говорим об общежанровых особенностях дискурсивного пространства Интернет.
В связи с теоретической путаницей в анализируемых нами исследованиях как в вопросах номинации, так и в вопросах жанровой классификации изучаемого объекта, достаточно трудно дать оценку общежанровым особенностям, выделяемым разными авторами. Так, по мнению Н.Г. Асмус, «отличительными особенностями виртуальной коммуникации являются: диалогичность, особый характер авторства, совмещение категорий автор-читатель, снятие временных и пространственных огра-
ничений, статусное равноправие участников, формирование общей картины мира, неограниченность в выборе языковых средств» [Асмус, 2005, с. 7]. Автор выделяет шесть жанров Интернет-коммуникации (электронная почта, чат, форум, электронная доска, домашняя страница, развлекательные проекты), которые могут быть разделены на исконно сетевые и заимствованные из других сфер общения. Основа исследований Н.Г. Асмус - форум, которому автором присваивается статус жанра. Основными особенностями данного жанра Н.Г. Асмус считает презентацию языковой личности виртуального коммуниканта через «речевую маску», а также атмосферу «виртуального карнавала», который является взаимодействием речевых масок и выражается в создании особого игрового импровизационного стиля общения. С данными положениями можно согласиться относительно форума. Однако Н.Г. Асмус неоднократно переносит признак карнавализации на всё пространство Интернет: «карнавализация виртуального общения может быть объяснена особенностями функционирования человека-текста в новом коммуникативном пространстве» [Асмус, 2005, с. 5], «особенности коммуникативного пространства определяют форму бытования виртуальности - карнавализацию» [Асмус, 2005, с. 9]. Такой подход мы считаем некорректным из-за многообразия жанров дискурсивного Интернет-пространства и невозможности присвоения им признака карнава-лизации в качестве общежанрового.
А.Г. Абрамова отождествляет понятие электронного дискурса не с дискурсивным пространством Интернет, не с компьютерным Интернет-дискурсом, а лишь с одной из его услуг - чатом, которую автор называет жанром. Поэтому такие жанровые особенности чата, как интерактивный характер, осуществление в режиме реального времени, а также многие языковые особенности чата А.Г. Абрамова в полной мере считает «основными лингвистическими особенностями электронного общения», или «электронного дискурса». При этом нет упоминаний о существовании каких-либо других жанров дискурсивного Интернет-пространства, кроме чата [Абрамова, 2005].
Ф.О. Смирнов выделяет следующие особенности дискурсивного Интернет-пространства:
анонимность коммуникации, замещённый характер общения, добровольность и желательность контактов, высокая эмоциональная насыщенность, склонность к девиантному поведению [Смирнов, 2004]. Данные характеристики опять же можно отнести к определённым услугам дискурсивного Интернет-пространства, но принять их как признаки данного пространства не представляется возможным. Ф.О. Смирнов выделяет следующие жанры Интернет-пространства: жанры высокой степени интерактивности - чат, ICQ; жанры средней степени интерактивности - форумы, конференции, блоги; жанры низкой степени интерактивности - электронная почта.
После опубликования работ Е.Н. Галич-киной многие исследователи (Н.К. Фролов и Н.Л. Моргун, Е.И. Горошко, К.В. Овчаро-ва, В.А. Михайлов, С.В. Михайлов, Ю.В. Ми-хасюк, Т.Н. Прокопчик и др.) начали придерживаться её подхода к выделению конститутивных признаков дискурсивного Интернет-пространства. Эти признаки, выделенные Е.Н. Галичкиной, сводятся к следующим:
1) электронный сигнал как канал общения;
2) виртуальность, т.е. «общение с неопределенным коллективом, с неизвестными собеседниками»; 3) дистантность, т.е. «разделен-ность в пространстве и во времени и одновременная синхронность»; 4) опосредованность, так как общение осуществляется с помощью технического средства; 5) высокая степень проницаемости, так как участником компьютерного общения может оказаться любой человек; 6) наличие гипертекста; 7) креолизо-ванность (жанровое смешение) компьютерных текстов; 8) по преимуществу статусное равноправие участников; 9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов; 10) комбинация различных типов дискурса; 11) специфическая компьютерная этика [Галич-кина, 2001, с. 4]. Достаточно детальное выделение Е.Н. Галичкиной такого количества признаков, однако, может быть отнесено только к такой услуге дискурсивного Интернет-пространства, как форум, который и являлся предметом изучения автора. Переносить же эти признаки на весь Интернет-дискурс, что пытаются сделать Е.Н. Галичкина и многие её последователи, не представляется возможным.
Дискурсивное пространство Интернет обладает набором особенностей, которые диктуют правила речевого поведения пользователям этого пространства. Основными особенностями мы считаем: опосредованность контактов электронным сигналом, а также виртуальность, которая в условиях опосредован-ности электронным сигналом делает возможными как межличностные контакты, так и контакты с информационной средой. Учитывая неразрывный, взаимозависимый характер этих двух особенностей, их можно ещё более обобщить. В этом случае обе особенности можно свести к одной - опосредованно-сти, только опосредованности двусторонней: внешней, т.е. опосредованности электронным сигналом, которая представляет собой более формальный, технический аспект дискурсивного пространства Интернет, и внутренней, т.е. опосредованности виртуальностью, которая отвечает за содержательный и языковой аспект рассматриваемого нами дискурсивного пространства.
«Опосредованный» в широком смысле этого слова - это «данный не непосредственно, а посредством чего-либо другого» (толковый словарь С.И. Ожегова). Согласно теории коммуникации, опосредованная коммуникация
- это взаимодействие, осуществляемое через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц
- посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы, такие технические средства, как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера) [Шарков, 2004, с. 24].
Опираясь на анализ вышеупомянутых исследований, мы не можем не согласиться с тем, что одним из основных признаков дискурсивного пространства Интернет является электронный сигнал любых контактов, осуществляющихся в сети. Любая деятельность пользователя в пространстве Интернет происходит с опорой на текст или изображение, которые он получает с монитора своего устройства (компьютера, сотового телефона и т.д.). Для того чтобы воспринять звуковую информацию, пользователю также необходимо предварительно обработать (оценить изображение с экрана или проанализировать присутству-
ющий на нём текст) и, возможно, произвести серию электронных сигналов.
Электронные сигналы, на которых основано дискурсивное пространство Интернет, представляют собой некий технический аспект, в какой-то мере ограничивающий возможности пользователей. Так, при осуществлении любого вида деятельности в сети, будь то коммуникация или поиск информации, пользователь имеет в своём распоряжении только ограниченный набор передающихся электронными сигналами символов, в которые он должен «облачить» свою мысль или же «разоблачить» мысль, в них заложенную. При коммуникации в таких условиях, например, осложняется передача информации с помощью интонации, мимики, жестов и т.д., что объясняет большую изобретательность пользователей и широкое использование ими в сети различных, но всё же электронных средств для передачи подобной экстралингвистической информации (смайлики, выбор определённого цвета или размера шрифта и т.д.).
Опосредованность речевых контактов электронным сигналом - это особенность дискурсивного пространства Интернет, которую необходимо учитывать как при изучении коммуникационной составляющей дискурсивного пространства Интернет (включающей такие услуги Интернет, как электронное письмо, форум, чат, системы мгновенного обмена сообщениями, социальные сети и т.д.), так и при изучении речевых контактов пользователей с информационной средой. Это объясняется тем, что электронный сигнал даёт возможность не только вступать в коммуникацию пользователям, находящимся во временном или пространственном отдалении, но и делает возможным существование в сети Интернет неограниченных объёмов малоупорядоченной информации, т.е. информационной среды. Следует отметить, что речевое взаимодействие с информационной средой Интернета мы не считаем возможным называть коммуникацией. Коммуникацией, на наш взгляд, может быть назван такой процесс обмена вербальной или невербальной информацией, при котором происходит психическое восприятие и обработка этой информации адресатом. В этом случае можно говорить о непредсказуемости и индивидуальности каждого коммуникативного процесса, что обусловливает-
ся особенностями психики человека. Именно поэтому контакты с информационной средой Интернета мы называем просто речевым взаимодействием.
Опосредованность контактов электронным сигналом, т.е. внешняя опосредованность, обусловливает виртуальность межличностных речевых контактов и речевых контактов с информационной средой Интернета, т.е. внутреннюю опосредованность.
Говоря о внутренней опосредованности речевых межличностных контактов и речевых контактов с информационной средой, необходимо более детально рассмотреть понятие виртуальности.
Напомним, что в более общем плане «виртуальный» в нашем понимании - это не нереальный или несуществующий, это также и не «неопределённый» или «неизвестный» (как у Е.Н. Галичкиной), а нематериальный, основанный на информации, мысли и образе; домысливаемый, но переживающийся как реальный; возможный, имеющий тенденцию к проявлению; лишённый разделённости на объективный и субъективный планы, существующий в тесной связи и взаимообусловленности этих планов.
Внутренняя опосредованность речевого контакта, по нашему мнению, имеет место тогда, когда при речевом контакте двух или более коммуникантов у них отсутствует возможность воспринимать друг друга как источников информации целостно. Необходимо учесть, что речевой контакт может быть как односторонним, т.е. предполагать только восприятие и анализ информации адресанта адресатом или слушающим (тем, на кого информация не была направлена умышленно), так и двунаправленным, при котором происходит взаимодействие, взаимовлияние участников речевого контакта. При осуществлении любого речевого контакта, одно- или двустороннего, адресант воспринимается адресатом как некий целостный источник информации, и информация, заложенная в его сообщении, декодируется посредством восприятия через любые доступные каналы. Основными каналами восприятия принято считать: визуальный (через него воспринимается поза, жесты, мимика адресанта), аудиальный (интонация, темп речи, тембр голоса, акцент и т.д.), кинестетический (запах, тактильные ощущения и
т.д.). Однако в последнее время можно с уверенностью говорить о существовании большего количества каналов восприятия информации, окружающей человека, - это так называемые каналы восприятия тонкой информации, доступные людям с экстрасенсорным восприятием.
Сколько бы каналов ни использовалось человеком для получения и декодирования информации извне, в том числе информации, заложенной в речевой сигнал, очевидно, что большее количество используемых каналов одновременно делает получаемую информацию более воспринимаемой и ориентирующей (значит, позволяет информации влиять и изменять состояние воспринимающего объекта). Здесь необходимо отметить, что информация бывает разной по сложности восприятия. Для определения этой сложности необходимо более детальное изучение феномена информации, её структуры, её единицы (это задача наших дальнейших исследований). Независимо от результатов дальнейшего изучения феномена информации, речь здесь идёт не о простейшей информации, декодировать которую не составляет труда у большинства адресатов, а о более сложной информации с глубинной структурой, для выявления которой адресату чаще всего не хватает доступных каналов восприятия.
Итак, в ситуации речевого контакта информация, заложенная в сообщение (назовём её речевой информацией), не может быть полностью оторвана от информации других, экстра-лингвистических планов. Это значит, что при получении речевой информации её декодирование происходит параллельно с получением и декодированием информации любых других доступных планов. В итоге мы воспринимаем информацию адресанта, опираясь не только на смыслы выбранных им слов или структуру его сообщения, но также на его внешний вид, жесты, мимику, запах, который может от него исходить и т.д. В том случае, если в ситуации речевого контакта адресат не имеет возможности воспользоваться каким-либо из основных для него каналов восприятия и это затрудняет получение или декодирование необходимой для него информации, он вынужден домысливать её образами своего сознания, достраивать своё представление об адресанте или значении его информации. Об-
ращение к мысленным образам, домысливание и достраивание образов получаемой информации в условиях речевого контакта - это, на наш взгляд, и есть опосредованность речевого контакта виртуальностью, ситуация, когда речевой контакт происходит через обращение к виртуальному, ненаблюдаемому и непо-лучаемому извне.
Другими словами, если говорить о внутренне неопосредованном речевом контакте, то он предполагает доступность достаточного количества каналов восприятия для получения всевозможной информации. Идеальным примером послужит разговор двух или более коммуникантов, которые хорошо видят и слышат друг друга, необходимые им для взаимопонимания каналы восприятия открыты, и через них проходит информация. В случае с односторонним речевым контактом это может быть, например, видеозапись выступления человека, которая позволяет воспринимать речевую информацию одновременно с работой аудиального и визуального каналов. В этом случае мы можем говорить о речевом контакте, опосредованном больше внешне, чем внутренне. С другой стороны, вся коммуникация в какой-то степени виртуальна благодаря её непрямому характеру. Говоря словами А.В. Кравченко, «коммуникация - сложный интерпретативный процесс, который нельзя охарактеризовать как прямолинейный по определению» [Кравченко, 2008, с. 98].
Принимая непрямой характер любой коммуникации и некую виртуальность, присущую ей, всё же выделим речевые контакты, для которых виртуальность является определяющим признаком. Итак, виртуальность -это признак речевых контактов, односторонних или двунаправленных, при которых передаётся такая информация, воспринять которую извне невозможно посредством доступных каналов восприятия, и недостаток этих каналов компенсируется обращением к внутреннему миру адресата с целью её домысливания, достраивания до более целостного образа.
Дискурсивное Интернет-пространство предоставляет множество возможностей для осуществления речевых контактов разного рода. Возможность речевых контактов с информационной средой - это уникальная возможность, которую получает пользователь сети.
чаще всего контакты такого рода являются односторонними (при использовании таких услуг, как веб-сайт, Интернет-документ, википроект), т.е. происходит восприятие, оценка, декодирование информации, получаемой из информационной среды. Однако одним из важнейших видов деятельности, предпринимаемой пользователем в сети Интернет, на сегодняшний день становится поиск информации посредством поисковых систем. При осуществлении поиска информации пользователь в какой-то мере вступает в речевое взаимодействие с информационным пространством, первым звеном которого является формулировка поискового запроса (нас интересуют поисковые запросы на естественном языке, которые чаще всего и применяются пользователями). Виртуальность на этом этапе проявляется в том, что пользователь мысленно создаёт для себя образ той информации, которую ему необходимо получить. Этот виртуальный образ может неоднократно модифицироваться в процессе поиска, что обусловливает переформулировку поискового запроса. Такое взаимодействие с информационным дискурсивным пространством Интернет длится до тех пор, пока виртуальный образ искомой информации не совпадет с информацией найденной, либо не закончится неудачей пользователя и отказом от дальнейшего поиска.
Таким образом, в дискурсивном пространстве Интернет, в частности в рамках компьютерного Интернет-дискурса, при межличностных контактах или контактах с информационной средой речевое поведение пользователя определяется двумя основными общежанровыми особенностями этого пространства, а именно: опосредованностью этих контактов электронным сигналом и виртуальной природой этих контактов. Выделяемые разными исследователями другие особенности дискурсивного Интернет-пространства, влияющие на речевое поведение пользователя, например, неограниченность в выборе языковых средств, снятие временных и пространственных ограничений, карнавализация, интерактивный характер, анонимность, замещённый характер общения, наличие гипертекста и др., мы считаем либо производными от выделенных нами, либо принадлежащими речевым особенностям определённых услуг дискурсивного Интернет-пространства.
Библиографический список
1. Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства [Текст]: автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.02.19 / Н.Г. Асмус. - Челябинск, 2005.
2. Абрамова, А.Г. Лингвистические особенности электронного общения [Текст]: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.02.20 / А.Г. Абрамова. - М., 2005.
3. Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.02.20 / Е.Н. Галичкина. - Астрахань, 2001.
4. Горошко, Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра [Текст] / Е.И. Горошко // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. - Орел, 2006. - Вып. 4. - С. 165-175.
5. Кравченко, А.В. Когнитивный горизонт языкознания [Текст] / А.В. Кравченко. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - Вып. 4.
6. Михайлов, В.А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества [Текст] / В.А. Михайлов, С.В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во СПбГПУ 2004. - С. 34-52.
7. Михасюк, Ю.В. К вопросу проблематизации дискурса сетевых сообществ [Текст] / Ю.В. Михасюк // Проблемы социализации в современной информационной среде. - Брест: Изд-во БрГУ, 2007. -С.43-52.
8. Овчарова, К.В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования [Текст]: автореф. дис. . канд. фил. наук: 10.02.19 / К.В. Овчарова. - Краснодар, 2008.
9. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 1992. - http://lib.ru/DIC/ OZHEGOWZozhegow_m_o.txt
10. Плотникова, С.Н. Языковое, дискурсивное и коммуникативное пространство [Текст] / С.Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ. - 2008. - №1. - С. 131-136.
11. Прокопчик, Т.Н. Конститутивные признаки компьютерного дискурса как новой сферы коммуникативного взаимодействия [Электронный ресурс] / Т.Н. Прокопчик. - 2006. - http://www.rusnauka.com/ DNI_2006/Philologia/7_prokopchik%20t.n..doc.htm
12. Смирнов, Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках [Текст]: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19 / Ф.О. Смирнов. - Ярославль, 2004.
13. Фролов, Н.К. Научные стили речи в компьютерном дискурсе [Текст] / Н.К. Фролов, Н.Л. Моргун // Информационные технологии в образовательном процессе высшей школы: сб. материалов научн.-метод. семинара. - Тюмень, 2002. - С. 45-62.
14. Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации [Текст]: учебник для вузов / Ф.И. Шарков. - М.: Социальные отношения, 2004.
УДК 410 ББК 81.001.1
Н.Г. Хилалова
функционально-прагматические особенности реализации речевого акта уступки и речевого акта согласия в контексте Бытового конфликтного дискурса
В статье выявляются функционально-прагматические особенности речевого акта уступки и речевого акта согласия в контексте бытового конфликтного дискурса. Данные речевые акты являются схожими, обнаруживая общие свойства и некоторые сходные языковые средства выражения. Анализируются также их дифференциальные признаки, которые проявляются как на языковом уровне, так и на уровне контекста. У данных речевых актов обнаруживают различные прототипические схемы употребления.
Ключевые слова: бытовой конфликтный дискурс; речевой акт; уступка; согласие; фаза окончания конфликта