ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Литература
1. Большой англо-русский словарь: в 2 томах / Н. Н. Амосова, Ю.Д. Апресян, И. Р. Гальперин и др.; под ред. И. Р. Гальперина. М.: Рус. яз., 1977. 828 с.
2. The world's leading digital dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://dictionary.reference.com. (Дата обращения: 21.01.2016).
3. Переводческий портал WordReference.com. URL: http://www.wordreference.com. (Дата обращения: 21.01.2016).
УДК 63.3
Е. К. Русанов
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС В ДИСКУРСИВНОМ ПАРАДИГМЕ
В статье представлено рассмотрение компьютерного дискурса в рамках глобальной дискурсивной системы, его отличия от других видов дискурса, а также особенностей, обу-
словленных использованием электронного канала общения.
Ключевые слова: дискурс, интернет, коммуникация, общение, виртуальность.
E. K. Rusanov
INTERNET-DISCOURSE IN DISCOURSE PARADIGM
The article represents the analysis of computer-based discourse within the frame of global discourse system, its differences from other types of discourse and peculiarities
Возникновение и стремительное развитие информационных технологий и, в большей степени, появление интернета привели к заметным изменениям в языковой среде. Они столь масштабны и глобальны, что некоторые лингвисты говорят о возникновении сетевого, или электронного языка. Английский лингвист Д. Кристалл в книге «Языковая революция» одним из важнейших факторов, которые привели к революционным преобразованиям в языке, назвал именно возникновение Интернета [10].
На современном этапе развития языкознания одной из наиболее актуальных областей лингвистики становится изучение особенностей коммуникации в интернете. Возрастающая роль интернета в социальной интеракции заставляет лингвистов обратить внимание на особенности языкового общения в этой компьютерной сети. Мировая информационная компьютерная сеть, изначально создававшаяся лишь для информационных целей, в связи с глобализацией и экспонентным увеличением числа пользователей стала
preconditioned by electronic communication channel.
Key words: discourse, internet, communication, contact, virtuality.
в последнее время неразрывно связана со всем сторонами жизни людей. Интернет - это не только массивный и удобный источник информации, но и наиболее популярное средство коммуникации. Изменения в языке под влиянием интернета происходят на различных языковых уровнях.
Современная лингвистика обращается к любому языковому материалу как части определенного дискурса. Тексты, функционирующие в интернете, не являются исключением, т. е. составляют интернет-дискурс со своими правилами речевого поведения.
В данной статье мы рассматриваем место интернет-дискурса в дискурсивной парадигме, а также его коммуникативно-прагматические особенности.
Под интернет-дискурсом в данной работе мы подразумеваем лингвистическую категорию, сочетающую в себе признаки лич-ностно ориентированного и статусно ориентированного дискурса, т. к. интернет-коммуникация может быть либо личностно ориентированной (переписка по электронной
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
почте), либо статусно ориентированной (конференции с разнообразным тематическим наполнением: наука, медицина, политика, развлечения и др.). Таким образом, исходя из определения Е. Н. Галичкиной, мы определяем интернет-дискурс как «совокупность текстов, реализованных в искусственно созданном коммуникативном пространстве, предполагающем дистантное интерактивное общение виртуальных коммуникантов» [3, с. 56]. Интернет-дискурс содержит в себе признаки всех видов институционального дискурса, но, по сути, не может в полной мере отождествлен с каким-либо из них: практически все типы институционального дискурса находят отражение в жанрах интернет-коммуникации.
Интернет-коммуникация встраивается в многомерное общение, которое осуществляется средствами массовой информации. Однако там, где массовая информация представляет собой общение социально фиксированного адресанта сообщения и неопределенного адресата, что является основанием причисления масс-медиа к типам институционального дискурса, интернет-дискурс подразумевает также и возможность общения и взаимодействия участников дискурса. Следовательно, контрастирование институционального и личностного дискурса в случае с интернет-коммуникациями является нерелевантным [2, с. 33].
Являясь искусственно созданной коммуникативной средой, интернет- дискурс условен и не имеет временных и пространственных границ. Благодаря подобным свойствам, появляется возможность для общения двух и более собеседников в единый момент времени из любых точек мира, что вызывает «размывание» государственных, национальных, экономических, политических и культурных границ. Виртуальное пространство, таким образом, реорганизуется и предстает в виде множества сетевых образований, где «собираются» участники интернет-дискурса - чаты, форумы, социальные сети и т. д.
В интернет-дискурсе языком общения зачастую выступает английский. В этом случае огромное значение, по нашему мнению, имеет интернациональность аудитории. Ведь для одних пользователей английский является родным язык, для других же - вторым языком, языком-посредником. Конечно же, общение в интернете представлено на всех языках,
однако именно на английском «говорит» интегральная часть интернет-пользователей. Таким образом, общепризнанным «фаворитом» интернет-общения, несомненно, является английский язык, в связи с чем пользователи, не владеющие им, по сути, лишены львиной доли огромных массивов информации, представленной в глобальной сети.
Специфической характеристикой интернет-дискурса является использование особого рода сигналов - электронных сигналов коммуникации. Интернет-коммуникация открывает новое измерение в человеческом общении, что обусловливается такими техническими характеристиками современных компьютеров или устройств с доступом к интернету, как возможность хранения и быстрой передачи большого объема информации, использование аудио- и видеоканалов общения, а также общение в режиме «онлайн», а именно в непосредственном линейном контакте с адресатом [3, с. 55].
На основании утверждения системного характера каждого из видов дискурса можно заключить, что интернет-дискурс обладает специфическими системообразующими и конститутивными характеристиками, являясь составным элементом дискурсивной парадигмы.
Следующие характеристики дискурса, в частности интернет-дискурса, являются конститутивными: участники общения, стили, жанры, сферы и формы общения, коммуникативная среда, временные и пространственные условия коммуникации, функции, мотивы, цели, стратегии, канал, режим, тональность, общения; тексты с невербальными включениями и т. д. [5, с. 5].
Участниками интернет-коммуникации выступают не только обычные пользователи, в сфере интересов которых присутствуют сплошь обыденные вопросы и проблемы, зачастую в общение включаются образованные люди с высшим образованием. В связи с этим выбор жанра интернет-коммуникации зависит от образовательного статуса ее участников. Например, дискуссии (аргументированные) по различным вопросам в рамках компьютерной конференции по научной тематике требуют определенного уровня эрудированности, осведомленности в проблематике.
В большинстве жанров интернет-коммуникации (чаты, форумы, Бкуре, WhatsApp, У1Ьег и др.) можно проследить принципиаль-
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ное равенство все коммуникантов, а в компьютерных конференциях все же можно заметить проявления статусного неравноправия.
Адресат коммуникации может быть либо конкретным, либо усредненным или неопределенно-абстрактным. Особенность интернет-дискурса заключается в том, что этот неопределенно-абстрактный адресат, участвующий в коммуникации, имеет возможность в любой момент деанонимизировать-ся. Помимо этого, в интернет-коммуникации можно выделить дополнительного участника общения (третья сторона), который занимает пассивную позицию, т. е. видит, воспринимает сообщения, но не участвует). Таким образом, специфика интернет-общения сводится, помимо прочего, к высокой степени его прозрачности и проницаемости, под которой понимается то, что адресатом, участником такой коммуникации может оказаться кто угодно.
В своей основе интернет-коммуникация - это виртуальное общение. Поэтому следует остановиться на рассмотрении соотношении актуального и виртуального. Коммуникация может осуществляться как с известными, так и неизвестными людьми. Реальное или актуальное общение - общение с реальными людьми (по телефону, в письмах и т. д.), с другой стороны, виртуальное - это общение с неопределенным человеком или группой лиц, с неизвестными, или воображаемыми, собеседниками. Такой тип коммуникации дополняет действительность и происходит в сознании человека, т. е. пересекается с понятием «субъективный», с точки зрения ощущения индивидуума, так как ощущения всегда субъективны. Но, как ранее упоминалось, в процессе интернет-общения неизвестный собеседник может стать известным отправителю речи, в таком случае виртуальное общение станет актуальным [1, с. 79].
С точки зрения таких характеристик дискурса, как его ситуации и участники, интернет-коммуникация является сложной комбинацией дискурсов: передача личной почты (бытовой дискурс), официальный обмен и запрос информации (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей или конференций (научный дискурс), рекламные баннеры и сайты (рекламный дискурс) и т. д. Интернет-дискурс содержит в себе признаки всех видов институционального дискурса, но полностью не принадлежит ни к какому из
них: практически все типы институционального дискурса находят отражение в жанрах интернет-коммуникации.
В понятие «интернет-дискурс» входят не только тексты об интернете, устройствах, имеющих доступ к глобальной компьютерной сети. Интернет-дискурс - это прежде всего общение, которое затрагивает тематические поля самого разнообразного спектра пробле-матик, например, философия, спорт, религия, медицина, физика, музыка, мода и т. д.
Интернет-коммуникация отличается многогранностью, сочетая признаки, свойственные другим видам коммуникации. По масштабности интернет-коммуникация имеет в себе черты массовой, даже превосходя ее (общение со всем миром), внутриличностной (общение между пользователем и компьютером) и групповой (общение в группах, чатах, форумах) [6, с. 56].
В отношении временного фактора интернет-коммуникации длительность коммуникативного процесса может быть краткосрочным (проверка электронной почты, получения сообщения), а также длительным и неограниченным по времени (участие в прямых трансляциях, стримах, конференциях).
С точки зрения способа контакта интернет-общение представляет опосредованную коммуникацию, так как осуществляется с помощью технического средства (компьютера, планшета, телефона).
Относительно канала передачи и восприятия информации интернет-коммуникация делится на актуальную (общение с реальными людьми, знакомыми) и виртуальную (анонимное общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками).
Жанры в Интернет-дискурсе можно выделить на основании естественно сложившихся форм общения. Наиболее очевидным является разделение жанров на несколько пар: устные (конференции и форумы) и письменные (новостные сайты); диалогические (конференции, чаты и форумы) и монологические (статьи, выпуски новостей и пр.); публичные (ориентированные на массового адресата (новостные сайты, форумы, конференции) и непубличные (электронная почта и чаты).
Основные функции интернет-дискурса, в которых заключается его прагматический потенциал, а также определяющий основные его цели, можно свести к следующим:
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
информативная, коммуникативная, репрезентативная, воздействующая, аттрактивная, персуазивная, суггестивная, манипулятивная [9, с. 20].
При устном общении наряду с языковыми средствами общения используются и невербальные средства (мимика, жестикуляция, сопровождающие речь действия и молчание (игнорирование) как способ коммуникации). Поскольку интернет-общение в основе своей все же осуществляется в письменном (печатном) виде, в переписках зачастую применяются различные знаки (курсив, шрифтовое, рамочное выделение и др.).
В последнее время отмечается стремительное движение от текстов буквенных к текстам, включающим видео- и аудиоэлемен-ты. Мы также можем говорить и о текстовых вставках, существующих благодаря развитию креолизованных текстов. Креолизованные тексты включают в себя собственно буквенные, образно-зрительные и образно-слуховые компоненты. Креолизованный текст имеет дополнения трех типов: картинки, аудио- и видеовставки [8, с. 166].
Участвуя в компьютерной коммуникации, необходимо знать о том, что здесь, как и в любом общении, действуют определенные этические правила и нормы поведения, без
соблюдения которых невозможны понимание и взаимодействие людей.
Этика в широком смысле слова представляет собой совокупность принципов человеческого поведения. Компьютерная этика -это совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде [7, с. 9].
В качестве основных коммуникативно-прагматических признаков интернет-дискурса выделяются следующие: наличие электронного канала общения; виртуальность; дистантность; проницаемость; наличие гипертекста; креолизованность; опосредованность, статусное равноправие участников; наличием специфической компьютерной этики.
Указанные характеристики определяют специфичность общения в рамках интернет-дискурса и отличают его от других коммуникационных сред.
Таким образом, мы можем заключить, что характерные особенности интернет-дискурса носят весьма многогранный характер, закрепляя за ним уникальное место в системе дискурсов, в силу не только жанрового, функционального и стилистического разнообразия его текстовых и прочих воплощений, но и целого ряда коммуникативных и технических особенностей электронной среды его существования.
Литература
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1979. 608 с.
2. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: На материале жанра компьютерных конференций: дис. ... канд. филол. наук. Астрахань: АГПУ, 2001. 212 с.
3. Галичкина Е. Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 10. С. 55-59.
4. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.
5. Карасик В. И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000. С. 25-33.
6. Овчарова К. В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования: дисс. ... канд. филол. наук. Краснодар: КГУ, 2008. 240 с.
7. Солоницына А. А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2005. 200 с.
8. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия / Ю. А. Сорокин, H.A. Безменова, В.П. Белянин, H.H. Богомолова и др.: отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. С. 166-188.
9. Стернин И. А. Практическая риторика как предмет исследования // Речевое общение. Специа-лизир. Вестник-Красноярск. 2000. Вып.2 (10). С. 19-27.
10. Горошко Е. И. Электронная коммуникация (гендерный анализ) // Общение, языковое сознание и межкультурная коммуникация. [Электронный ресурс]. URL: http://www.textology.ru/article. aspx?aId=42 (Дата обращения: 21.01.2016).