УДК 009
Боженькина Светлана Александрова
преподаватель кафедры философии, психологии и педагогики Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России [email protected]
Bozhenkina Svetlana Alexandrova
teacher of chair of philosophy, psychology and pedagogics
the Kuban state medical university of Ministry of Health of Russia»
Системообразующие факторы воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии
Backbone factors of the educational and humanistic maintenance of a medical
profession
Аннотация. В статье рассматривается проблема интеграции системы воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии, анализируются такие ее структурные элементы как: целеполагание, воспитательная идея, механизмы реализации воспитательных задач, мотивация, врачебное мышление.
Ключевые слова: врач, профессия, врачебное сознание, воспитательная идея, гуманизация, призвание, валеология, витальность, социализация, мотивация.
Annotation. In article the problem of integration of system of the educational and humanistic maintenance of a medical profession is considered. Its such structural elements as are analyzed: goal-setting, educational idea, mechanisms of realization of educational tasks, motivation, medical thinking.
Keywords: doctor, profession, medical consciousness, educational idea, humanization, calling, valueology, vitalnost, socialization, motivation.
Профессия врача представляет собой сложную структурированную реальность в ее антропологическом своеобразии, где человеческие отношения, жизнь человека и жизнь общества подвергаются глубокой оценке и переосмыслению. В этом содержании самой деятельностью формируются и реализуются смыслы человеческого существования, идеи и идеалы. Профессия врача нацеливает человека к сохранению и укреплению витальных ценностей, гармоничному развитию, к совершенствованию своих личностных качеств, формирует представления о здоровом образе жизни. Правомерность такого объяснения воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии
определяется задачами и направленностью самой врачебной деятельности и социальной активностью врача.
Исследование данной проблемы затрагивает ряд вопросов:
1) на кого направлены воспитательные задачи врачебной профессии, то есть кто - воспитуемые?
2) каковы цели воспитательного воздействия в профессии врача?
3) каково содержание воспитательного воздействия?
4) только ли врач является субъектом воспитательного воздействия, или профессия в целом как социальный институт?
5) каковы организационные формы воспитательного воздействия?
Ведущим элементом воспитательно-гуманистического содержания
врачебной профессии является сама врачебная профессиональная активность. Врач выступает в дух ипостасях - как врачеватель-профессионал и как воспитатель. Профессиональное мышление врача содержит в себе педагогические мотивации, так как отражает особенности его взаимодействия с другими людьми, процесс развертывания воспитательной идеи в сфере медицины, интеграцию медицинской и воспитательной практики, без которой невозможна реализация ни профилактической, ни лечебной, ни диагностической функций.
Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии -это особое объективно-субъективное общественное явление, для которого характерно целенаправленное, планомерное и организованное влияние на сознание пациентов и коллег, больных и здоровых, молодых и пожилых людей с целью их воспитания, образования, духовной социализации. Такое содержание врачебной профессии строится на основе тесного духовного взаимодействия с другими людьми и предполагает определенный результат воспитательного воздействия, который бы отвечал конкретному социальному заказу. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебное профессии переплетается с ее лечебно-профилактическими задачами. Как воспитательная система врачебная профессия будет функционировать только на основе интеграции санитарно-просветительских, профилактических и лечебных форм деятельности. Лечить воспитывая - это требования современной эпохи существенно меняет форму и содержание этого вида деятельности, что находит отражение в сфере врачебного сознания. В силу определенных социокультурных обстоятельств воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии еще не сформировалась в той степени, которая отвечала бы современным социальным запросам, кроме того привитие и формирование самосохранительного поведения у населения страны еще не стало важнейшей жизненной ценность. Решение этих проблем во многом зависит от государственных социальных программ, и они могут быть реализованы в том случает, если социальный заказ направить на формирование и развитие у людей в процессе их воспитания готовности действовать в интересах своего здоровья, а само валеологическое воспитание включить в повседневную профессиональную деятельность врача.
Важнейший элемент воспитательно-гуманистического содержания профессии врача - это целеполагание. Основная цель деятельности врача -сохранение здоровья, продление жизни и избавление от болезни. Реализуя её, врач косвенным образом, но сознательно воздействует на человека, способен своим отношением к нему сформировать личность уверенную в себе, стремящуюся к самосовершенствованию, высоко оценивающую свою самость и витальность. В воспитательно-гуманистическом содержании врачебной профессии можно выделить внутренние и внешние задачи и цели. Внешние цели определяются необходимостью развития всех сущностных сил человека, что позволяет ему легко и безболезненно интегрироваться в общественную жизнь. Надо понять, что именно профессия врача может обеспечить человеку возможность реального вхождения в трудовую, культурную, социальную, в целом, общественно полезную жизнь.
Внутренние задачи и цели воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии связаны с формированием валеологической, медицинской, соматической, физической культур, а так же личной и социальной ответственности воспитуемых, их духовного мира. Следует подчеркнуть, что в качестве воспитуемых выступают не только пациенты и их родственники, но и сами врачи, студенты, молодые специалисты - выпускники медицинских вузов. Профессия врача уникальна тем, что врач учится и воспитывается на протяжении всей своей профессиональной жизни. В сфере профессии формируется врачебное призвание. Рассматривая эту проблему, Т.А.Ковелина отмечает: «чаще всего молодые люди, выбирающие профессию врача, имеющие определенное мнение о ней, потребность ее получить, определенный уровень знании, не подозревают ни о своем призвании, ни тем более о таланте быть врачом. Задача... заключается в том, чтобы не только научить ремеслу врачевания, но, самое главное, - помочь студенту, будущему врачу, сформировать потребность к профессии»[1., с 65]. В этом случае профессия для студента или молодого специалиста становится сферой воспитания и образования, социализации и профессиональной самоидентификации, формирования социальной и профессиональной ответственности, гражданственности.
Важнейшим структурным компонентом воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии выступают механизмы реализации воспитательной активности врача, механизмы его воспитательного и гуманистического воздействия. Они также определяются спецификой профессиональной деятельности, отношениями, которые складываются в сфере профессии и общении. Механизмы воспитательного воздействия требует учитывать возраст, типологические особенности личности человека, его социальное окружение, психологические установки. Можно выделить следующие методы воспитательного воздействия врача: 1) методы формирования и развития основ самосохранения в сознании личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, дискуссия, суггестия); 2) методы организации и развития опыта самосохранительной деятельности; 3) методы стимулирования
мотивации, контроля, самоконтроля и самооценки самосохранительной деятельности.
Для врачебной профессии характерны такие методы воспитательного воздействия, которые стимулируют человека к самоутверждению себя как личности совершенной, гармоничной, самодостаточной. Однако, судить о том, насколько они эффективны, можно только в перспективе, когда сформируется сознание воспитанника с необходимыми целевыми установками и ценностным сознанием. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии проявляется в воспитательном воздействии, которое всегда имеет определенную цель, воспитательную идею и реализуется как отдельным врачом, так и в целом профессией.
Системообразующая идея - важный элемент воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии, которая предполагает наличие теоретической и практической основ медицинского (профилактического) воспитания. Эта идея может сформироваться на основе интеграции философии, педагогики, психология, валеологии. Реализация целостности воспитательного содержания в этой сфере предполагает знание её субъектами категорий и законов педагогики, воспитательных ценностей, методов педагогической диагностики, наличие учебно-воспитательных учреждений, умение строить отношения в системе «Человек-Человек».
Целостность воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии достигается благодаря двум системообразующим факторам: 1) интеграцией двух форм деятельности - воспитания и врачевания 2) благодаря синкретизму воспитательных, образовательных, просветительских задач и целей врачебной профессии.
Межличностное общение так же выступает в качестве важнейшего системообразующего фактора целостного воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии. Оно формируется между субъектами (воспитателями и воспитуемыми) и включает в себя не только просветительскую деятельность и общение врача и с другими, но и его мотивации, цели, ценностные предпочтения, выбор врачом предмета, средств и способов реализации воспитательно-гуманистических задач.
Каковая воспитательная и просветительская мотивация врача? Сложность этого вопроса заключается в том, что для этого субъекта такие формы деятельности не является профессионализированными, однако их нельзя назвать и дилетантскими, так как врач получает особое специализированное образование, отличающееся широтой гуманитарной подготовки. В тоже время следует отметить, что формирование воспитательных и просветительских мотиваций врача осложняется консерватизмом его профессии. Врачу трудно менять сложившиеся в профессии традиции, ценностные предпочтения, встать на путь самоизменения. Формирование воспитательных и просветительских мотиваций врача осложняют социальные трансформации, связанные с понижением уровня жизни населения, распространением девиантных форм поведения, особенно среди детей и
подростков. Все чаще профессия врача становится последней надежной человека на исцеление не только физических, но и духовных недугов. Поэтому в сфере этой профессии должна быть создана обстановка, вселяющая оптимизм на выздоровление, особая духовная среда, в которой бы правильно смогли бы реализоваться лечебно-просветительские и воспитательные врачебные задачи.
Главным механизмом формирования мотивации является воспитание у врача качеств воспитателя и гуманиста, позволяющих ему направлять свои воспитательные и просветительские усилия на формирование здорового образа жизни среди коллег, пациентов, всех кто, так или иначе, входит в сферу врачебной профессии. Воспитательные и гуманистические мотивации врача всегда опосредованы его социальной позицией и спецификой самой профессии. В процессе реализации основных профессиональных функций происходят изменения в содержания сознания врача, которые могут глубоко им переживаться в форме психолого-эмоционального дискомфорта, неудовлетворенности трудом, лечебным учреждением, своим социальным положением и статусом, оплатой труда и проч. Эти переживания могут выступать мотивом к изменению личностной профессиональной среды, к поиску новых моделей собственной жизни.
Результат воспитательного воздействия на человека в сфере врачебной профессии может быть разным - положительным и отрицательным, устойчивым и неустойчивым, неоднозначным или непредсказуемым. Более того, человек может не понять воспитательного и просветительского проявления со стороны врача, расценить его рекомендации как дидактические наставления, противоречащие его внутренним убеждениям. Кроме того, не все врачи убеждены в необходимости вести воспитательную и просветительскую работу, ограничивая свою роль постановкой диагноза и выбором методов лечения, а если и признают необходимость воспитания, то видят его в форме рекомендаций по выполнению тех или иных здравоохранительных или лечебных инструкций. Поэтому вопрос о воспитании самого врача как специалиста является особенно актуальным при характеристике воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии.
Врач как воспитатель, просветитель и гуманист - особая модель личности специалиста в области медицины, подготовка которого должна осуществляться в соответствии с государственными образовательными стандартами и международными документами по биомедицинской этике, которые утверждают широко гуманистическую направленность врачебной профессии. Сформированная воспитательно-гуманистическая идея врачебной профессии позволяет сделать такое содержание профессии устойчивой, с собственной педагогической логикой, выработать научно-теоретические подходы к этой проблеме.
Таким образом, воспитательно-гуманистическое содержание профессии врача возникает на основе единства лечебно-просветительской деятельности, общения и тесного духовного контакта с другими субъектами. Воспитательное и просветительское влияние всегда результативно, причем результаты могут
быть совершено различными: от принятия идей самосохранительного поведения, до их отрицания. Воспитательно-гуманистическое содержание составляют врачебная профессиональная деятельность, в которой реализуются различные социальные роли врача, ставятся воспитательно-гуманистические цели, которые определяются необходимостью через самосохранительное поведение формировать культуру здоровья и развить духовность; общение, на основе которого формируются механизмы и методы воспитательного воздействия. Но особым компонентом является врачебное сознание, отражающее процесс взаимодействия врача с другими людьми, и выражающееся в понимании своей профессии как призвание служить во благо человеку.
Литература:
1. Акчурин Б.Г. Социально-философское осмысление культуры здоровья. //Философия и общество, 2012, № 4, с.17-21
2. Ковелина Т.А. Врач: профессия, призвание, культура. М., 2006.
3. Ковелина Т.А., Гурбич Г.И. Формирование философской культуры врача в системе высшего медицинского образования//Общество и право, 2012, № 5, с.305-308.
Literature:
1. Akchurin B.G. Socio-philosophical understanding of the culture of health. //Philosophy and society, 2012, № 4, p.17-21
2. Kovelina T.A. Doctor: profession, vocation, culture. M., 2006.
3. Kovelina T.A., Gurbich G.I. Formation of doctor of philosophical culture in system of higher medical education// Society and law, 2012, № 5, p.305-308.