Научная статья на тему 'Врачебная деятельность как основа философской культуры доктора Е. В. Мултых'

Врачебная деятельность как основа философской культуры доктора Е. В. Мултых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / HISTORY OF MEDICINE / ВРАЧ / DOCTOR / ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / PHILOSOPHICAL WORLDVIEWS / МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА / MEDICAL CULTURE / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CLINICAL THINKING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ионов А. Ю., Ковелина Т. А.

В статье раскрывается одна из страниц истории региональной медицины на примере жизни и творчества известного кубанского врача-исследователя Евгения Васильевича Мултых (1917-2002). Объясняется влияние врачебной профессии на формирование ценностного представления о мире, о философской и нравственной стороне его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical practice as the basis of philosophical culture dr. E. V. Multich

The article reveals one of the pages of the history of regional medicine in the life and work of the famous Kuban medical researcher Eugene V. Multich (1917-2002). Due to the influence of the medical profession on the formation of values and beliefs about the world, about the philosophical and moral side of his personality.

Текст научной работы на тему «Врачебная деятельность как основа философской культуры доктора Е. В. Мултых»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

А. Ю. ионов, Т. А. КОВЕЛИНА

врачебная деятельность как основа философской культуры

доктора е. в. мултых

кафедра пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО «кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 350063, г. краснодар, ул. Седина, 4; тел.(861) 268-36-84, факс (861) 268-32-84. E-mail: [email protected]

В статье раскрывается одна из страниц истории региональной медицины на примере жизни и творчества известного кубанского врача-исследователя Евгения Васильевича Мултых (1917-2002). Объясняется влияние врачебной профессии на формирование ценностного представления о мире, о философской и нравственной стороне его личности.

Ключевые слова: история медицины, врач, философское мировоззрение, медицинская культура, клиническое мышление.

A. Y. IONOV, T. A. KOVELINA

MEDICAL PRACTICE AS THE BASIS OF PHILOSOPHICAL CULTURE DR. E. V. MULTICH

The department of propedeutics of internal diseases Kuban state medical university, Russia, 350063, Krasnodar, street Sedin, 4, tel. (861) 268-36-84, fax (861) 268-32-84. E-mail: [email protected]

The article reveals one of the pages of the history of regional medicine in the life and work of the famous Kuban medical researcher Eugene V. Multich (1917-2002). Due to the influence of the medical profession on the formation of values and beliefs about the world, about the philosophical and moral side of his personality.

Key words: history of medicine, doctor of philosophical worldviews, medical culture, clinical thinking.

Введение

Актуальность изучения в истории медицины различных событий и процессов в ХХ-ХХ1 веках не утратила своего значения. Более того, позволила высветить в науке ряд важнейших проблем, требующих своего решения. Среди них изучение научного творчества и профессиональных достижений врачей, внесших существенный вклад в развитие и самой науки, и здравоохранения как отрасли социальной жизни. Важнейшее значение в условиях глобализации культуры, которая коснулась всех сфер общественной жизни, в том числе и науку, приобретает изучение регионального опыта медицины и здравоохранения. Следует признать, что в условиях глобализации и информатизации культуры происходит резкая смена научных парадигм, в результате чего теряются многие научные традиции, предаются забвению прошлые научные школы, а научный и профессиональный опыт лучших представителей

медицины подвергается ревизионизму и критике [1, 6, 7]. Актуальность изучения богатого духовного наследия позволяет не только понять уровень социальной культуры представителей врачебной профессии, глубину их философских размышлений над важнейшими (не только профессиональными) проблемами, но и сформировать идеальный образ специалиста, а это особенно важно сегодня, когда медицина находится в состоянии поиска своей должной моральной модели [8, 9].

Обращение к истории медицины также позволяет понять, что эта наука не может быть обезличенной и внеморальной. Напротив, изучение автобиографии и профессионального пути врачей и ученых прошлого иллюстрирует современникам, насколько гармоничным должен быть врач, насколько актуальным является гуманизация медицины [6, 9].

Исходя из актуальных проблем, мы поставили перед собой цель изучить научное творчество и

профессиональный путь Е. В. Мултых и показать на его примере важность нравственной культуры врачевания, самоотверженности и ответственности как основных принципов профессии врача.

Материалы и методы исследования

Изучение историко-медицинских фактов -достаточно сложный в своей методологии познавательный процесс. В качестве методологических подходов использовались исторический, ценностно-антропный, деятельностный. Кроме того, использовались методы идеографический, позволяющий понять особенности личности Е. В. Мултых (1917-2002), и описательный. При работе над темой были исследованы архивные документы, источники: письма Е. В. Мултых, его воспоминания,рукописи.

Результаты исследования

История медицины и опыт общения с коллегами свидетельствуют о том, что настоящий врач не только должен хорошо знать свое ремесло, но и быть всесторонне образованной личностью и непременно пытливым исследователем. К этому, с одной стороны, призывает сама профессия, связанная невидимыми нитями почти со всеми отраслями знаний, с другой, невольно заставляет общаться и наставлять пациентов разного интеллектуального уровня, что требует широты взглядов, такта, умения убеждать и сопереживать, постановка диагноза каждый раз превращается в творческое исследование. То есть отсутствие кругозора, нечеткость мышления, низкие духовные и нравственные качества могут существенно снизить уровень медицинской работы. Следует ли из этих сентенций, что любой опытный врач должен быть мудрым человеком в какой-то мере философом - стихийным философом? Исходя из понятия философии как любви к мудрости или познания («phШa» и sophia»), - да. И это целиком оправдывает знаменитый тезис Гиппократа, что «врач-философ подобен богу...». Может быть, поэтому среди известных философов так много врачей, и не только врачей Древнего мира, а среди известных врачей - много серьезно занимающихся философскими проблемами [2, 4, 5].

Образцом гармоничного сочетания необходимых врачу качеств был Евгений Васильевич Мултых - один из выдающихся терапевтов и организаторов здравоохранения Кубани, разносторонний, мудрый, отличающийся любовью к познанию.

Евгений Васильевич родился в Екатеринодаре в 1917 г. во вполне благополучной по дореволюционным меркам семье мещан (городское сословие). Отец в разное время служил в мануфактурных магазинах купцов Тарасовых и Богарсуковах, мать - выпускница Мариинского института была домохозяйкой [3, 4].

В 1935 г., после окончания средней школы Е. В. Мултых поступил в Кубанский медицинский институт. Е. В. Мултых отлично учился, жадно впитывал знания. Например, по результатам первой сессии он даже получил премию - карманные часы. Уже после третьего курса во многом благодаря незаурядной личности профессора П. И. Бударина, заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней, он увлекся терапией, которой служил до конца жизни.

Оценивая студенческие годы, он говорил: «.В психологическом плане они были у нас светлыми, интересными и легкими, в житейском отношении - очень тяжелыми». Жили впроголодь, одевались плохо, на третьем курсе был выявлен туберкулез.

Окончание института в 1941 г. совпало с началом войны. Почти весь курс был направлен в действующую армию. После демобилизации в 1946-м Е. В. Мултых вернулся в Краснодар, поступил в клиническую ординатуру и начал работу над диссертацией. Но полная лишений жизнь, обострившийся туберкулез внесли свои коррективы. В 1948 г. по совету профессора Бударина, бывшего тогда главным терапевтом Краснодарского края, он переезжает в Приморско-Ахтарск главным врачом больницы. Кстати, больница имела свое подсобное хозяйство с бригадой рыбаков, виноградник, сад, огород, больничных коров. Питание улучшилось, на столе появилась рыба, иногда даже черная икра, и болезнь отступила [3, 4].

Пять лет работы в Приморско-Ахтарске продемонстрировали незаурядные способности Е. В. Мултых и как организатора, и как клинициста. Поэтому в 1954 г. ему рекомендуют занять пост главного краевого терапевта, но, прежде чем переехать в Краснодар, он проходит шестимесячную специализацию в Московской клинике академика М. С. Вовси. Вспоминая об этом времени, он говорил: «Эта была школа самого высокого класса, где в совершенстве вырабатывают медицинскую культуру и клиническое мышление. Это самая светлая и яркая полоса в моей профессиональной жизни». Об академике Вовси он говорил как о выдающемся клиницисте, прекрасным враче и замечательном лекторе.

В качестве главного терапевта Краснодарского края Е. В. Мултых проработал 25 лет, побив рекорд пребывания на этой должности в бывшем СССР. Одновременно по совместительству длительное время был ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней у профессора П. И. Бударина, а затем у профессора К. А. Паце-вича, защитил кандидатскую диссертацию [3, 4].

Он был выдающимся преподавателем-терапевтом, непревзойденным диагностом. Его любили и студенты, и коллеги, и пациенты. При нем начала интенсивно совершенствоваться

терапевтическая служба края, были выделены специализированные службы - эндокринология, профпатология, ревматология и др. Им составлено более 350 методических указаний и пособий по различным разделам внутренних болезней, организации терапевтической службы. Особой его заботой были комплектование больниц и поликлиник терапевтическими кадрами, усовершенствование их знаний. Нет ни одной больницы края, где бы он не побывал в качестве врача и организатора [3, 4].

Е. В. Мултых много лет был постоянным консультантом в Краевой клинической больнице. Уже на пенсии несколько лет работал в организационно-методическом отделе Больницы скорой медицинской помощи. Как член правления Краевого научного общества терапевтов он часто выступал на его заседаниях с обстоятельными докладами, участвовал в разборах трудных в диагностическом отношении больных. «Самое важное для врача, - говорил Е. В. Мултых, - умение клинически мыслить». Этому он учил и студентов, и врачей на собственном примере. Евгений Васильевич был бесконечно добр, помогал всем, кто обращался к нему за помощью, советом. Он был отзывчив и невероятно порядочен [3, 4].

Своим главным учителем он считал П. И. Бу-дарина, всегда подчеркивая: «Как много полезного и ценного впитал я из его школы и всегда старался использовать это в своей врачебной и преподавательской деятельности». Именно ему профессор П. И. Бударин в конце своей карьеры подарил фотографию с надписью: «Ученику, превзошедшему учителя». Их связывали многолетняя дружба, поразительное взаимопонимание и взаимоуважение.

Он был знаком с выдающимися терапевтами и представителями других специальностей: М. В. Вовси, Б. Е. Вотчалом, В. Х. Василенко, С. М. Рыссом, И. А. Кассирским, С. С. Юдиным. Он с теплотой вспоминал встречи со знаменитым врачом-окулистом В. П. Филатовым, их дискуссионные вечерние беседы в Сухуми. Евгений Васильевич Мултых был энциклопедически образованным человеком, интереснейшим собеседником. Он великолепно разбирался в философии, истории, литературе, поэзии, вел переписку с известными писателями и поэтами страны [3, 4].

Обсуждение

Богатый профессиональный и жизненный опыт, потребность образованного интеллектуала «дойти до самой сути» привели к написанию 5 книг историко-философского и мемуарного содержания, изданных самиздатом, под общим названием «Записки врача».

Важно, что в «Записках врача» Е. В. Мултых описал не только свой жизненный путь, но и в

большей мере свои воззрения на медицину, историю, литературу, философские проблемы. Он старался понять смысл жизни, бытия, веры в Бога, роль науки и медицины в прогрессе человечества. «Обидно, что о многом начинаешь задумываться лишь к вечеру жизни», - писал Е. В. Мультых, цитируя И. Эренбурга [3, 4, 5].

Первая книга посвящена некоторым вопросам медицины и осмыслению врачебной деятельности, в основе которой, по мнению автора, должны лежать принцип «творческого подхода к знаниям», а не их механическое пополнение, и «осознание выполненного долга».

Вторая, третья и четвертая книги - анализ «немедицинских аспектов», а именно научных, исторических, литературных, философских вопросов, составляющих жизнь человечества. Это попытка философски осмыслить в хронологическом контексте закономерность развития цивилизации, мировой науки и высказать свои «идеи и взгляды на мир, на место в нем человека» и врача. Собственно, названия каждой из этих книг позволяют понять широту вопросов, которые пытался представить автор. Вторая книга - «Прошлое и настоящее земной цивилизации. К вопросу о тайнах мироздания». Третья книга - «К вопросу о научно-техническом и нравственно-социальном прогрессе». Четвертая - «Литературно-критические вопросы», где приведен разбор 175 художественных произведений, 68 писателей, причем приведены полемические письма Е. В. Мултых некоторым писателям, издательствам и их ответы, оценивается значение этих произведений для каждого исторического периода. В основу книг положены три принципа: конкретность, популярность, достоверность. То есть анализу были подвергнуты только доказанные, известные факты. Книги содержат обширный список использованной литературы, словарь терминов, указатель имен.

И только пятая книга - рассказ о своей жизни, о людях и событиях, повлиявших на ее течение [3, 4].

Он вывел жизненные циклы, приравнивая их к природным: от 0 до 20 лет - весна, от 20 до 40 лет - лето, от 40 до 60 лет - осень, от 60 до 80 - зима, от 80 до 90 - анабиоз. Обладая огромным чувством юмора и самоиронии, он ко многим своим воззрениям относился снисходительно, ссылаясь на сбои в биокомпьютере (мозге) 80-летнего человека (он умер на 84-м году жизни, до конца сохранив высочайший интеллект и тем самым опровергнув своё утверждение, что после 80 лет наступает цикл «анабиоза») [3, 4].

Размышляя о разуме и мысли, он писал: «Разум есть комплекс трансформированной в биокомпьютере (мозге) интеллектуальной энергии Души (материальной субстанции, состоящей из элементарных частиц - носителей этой энергии),

выраженной в форме мысли, т. е. мысль есть форма разума».

Интеллектуальным катализатором в составлении и написании 5 книг «Записок врача» «являлось желание во всем дойти до самой сути». В этом весь Е. В. Мултых: «дойти до самой сути» в жизни, медицине, понимании людей, дружбе и т. д. [3, 4].

Он, будучи членом КПСС, считал, что имеет право на существование только одна партия на земле - «партия порядочных людей», к которой он причислял себя и своих друзей.

Называя себя «аборигеном XX века», он с печалью писал:

Жизнь есть дорога в никуда, Рождение - её начало. Годами тянется она Через учебу, труд, семью, дела, Но все же - в никуда...

В жизни, по его мнению, «наиболее интересным и ценным являются: 1) стремление к знаниям и труду; 2) понимание красоты (природы, искусства, человека); 3) понимание иронии и юмора. Не обладая хотя бы одним из этих качеств, слагаемых полноценности человека, он будет в той или иной степени ущербным».

Несмотря на многие грустные выводы, к которым он приходил, размышляя о жизни, он всё-таки верил в светлое будущее страны, народа, науки, особенно медицины. Он писал: «Основная, определяющая задача XXI века -Духовный ренессанс, а не пресловутая классовая борьба...» [3, 4].

Таков был Евгений Васильевич Мултых - талантливый врач-диагност, организатор здравоохранения, писатель и стихийный философ, оставивший после себя учеников, последователей и добрую память. Его пример свидетельствует о плодотворном союзе философии и естествознания и невольной потребности врачей мыслить, используя философию стихийно. Его творческая жизнь доказывает, что в образе врача находит свое отражение не только историческая динамика медицины и врачебной про-

фессии, но и сложные глобальные изменения, связанные с трансформацией общественной жизни, философских воззрений, развитием науки, информатизацией и либерализацией культуры, что также изменяет характер врачебной деятельности, ее организацию и нравственно-правовое содержание [6, 7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин А. М. Философские проблемы медицины // Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В. В. Миронова. - М.: Гардарики, 2006. - С. 317-374.

2. Гиппократ. Этика и общая медицина / Пер. с древне-греч. В. И. Руднева; под ред. С. Ю. Трохачева. - СПб: Азбука, 2001. - 352 с.

3. Ионов Ю. В. Из истории медицины Кубани / Ю. В. Ионов, А. Ю. Ионов. - Краснодар: Традиция, 2009. - 176 с.

4. Ионов Ю. В. Доктор, кто вы?.. (размышления о «вторых дарованиях» врачей) / Ю. В. Ионов, А. Ю. Ионов. -LAP LAMBERT Academic publishing, 2015. - 2-е изд., перераб. и доп. - 354 с.: ил.

5. Ионов А. Ю. Изучение «вторых дарований» медицинских работников - путь повышения мотивации к учебе и оптимизации воспитательной работы при подготовке врача / А. Ю. Ионов, А. Н. Редько, А. С. Адамчик, Н. С. Теплякова // Международный журнал экспериментального образования. -

2014. - № 4. - С. 120-123.

6. Ковелина Т. А. Образ врача в культуре / Ответ. ред, проф. В. Е. Давидович. - Ростов н/Д: изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2006. - 220 с.

7. Gifford F. et al. Philosophy of medicine / Fred Gifford. - Elsevier, 2011. - 590 p. (Handbook of the philosophy of science).

8. Marcum J. A. Philosophy of medicine // Internet encyclopedia of philosophy : сайт / James Fieser и Bradley Dowden. -

2015.

9. New York university (NYU) with their encyclopedic «Literature, arts & medicine database» an associated resource is the «Medical humanities» directory. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://medhum.med.nyu.edu/directory.html. http:// litmed.med.nyu.edu) and blog (http://medhum.med.nyu.edu/blog/.

Поступила 27.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.