Формирование философской культуры врача в системе высшего медицинского образования
Статья посвящена проблеме формирования философской культуры у студентов медицинского вуза. Анализируется необходимость этого процесса и механизмы реализации в условиях реформирования системы высшего образования, медицины и здравоохранения.
Ключевые слова: философская культура, философское мышление профессионализация, герменевтика, медицинское образование, врачебный труд.
T.A. Kovelina, Doctor of philosophical scienses, professor, professor of the chair of philosophy of the Kuban state medical University; e-mail: [email protected];
G.I. Gyrbich, Master of medicine, assistant of the chair of social health and healthsecurity of the Kuban state medical University; tel.: 88612683684.
Formation of philosophical culture of the doctor in system of the highest medical education
Article is devoted a problem of formation of philosophical culture at students of medical high school. Necessity of this process and mechanisms of realization in the conditions of reforming of system of higher education, medicine and public health services is analyzed.
Key words: philosophical culture, philosophical thinking professionalizing, a hermeneutics, medical education, medical work.
Ковелина Татьяна Афанасьевна
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Кубанского государственного медицинского университета
(e-mail: [email protected])
Гурбич Галина Ивановна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Кубанского государственного медицинского университета _(тел.: 88612683684)
Современная система высшего профессионального образования в России переживает сложные процессы модернизации и реформирования, что детерминировано необходимостью социокультурного развития общества. Не является исключением и высшее медицинское образование. Среди важнейших факторов, актуализирующих научные поиски в области повышения качества медицинского образования и уровня профессиональной культуры специалистов, можно назвать следующие: переход медицины и здравоохранения в условия рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, предпринимательства и бизнеса в этих сферах общественной жизни, изменение традиционных систем управления, а также распространение иных, не официальных и не профессиональных форм медицинской деятельности - нетрадиционной и альтернативной медицины. Но самое главное - заинтересованность обще-
ства и личности в повышении качества жизни и здоровья. Поэтому проблема реформирования системы высшего медицинского образования и подготовка высококвалифицированных врачебных кадров должна решаться в общенациональном масштабе с учетом сложности социального пространства и условий функционирования медицинских вузов.
Изменение сфер медицинского образования и врачебной деятельности требует повышения профессиональной врачебной культуры и качества врачебного труда. Спектр компетенций современного врача значительно расширился, в нем важную роль начинают играть экономическая, правовая, идеологическая, лингвистическая компетентность. Однако статус целостного качества врачебного труда придает философская культура специалиста. Она помогает личности понять значение духовного, антропокультурного основания собственной профессии. Философская культура врача - это своеобразный критерий от-
305
бора и оценки целей и ценностей врачебной профессии, связанный с высоким уровнем врачебного мышления и глубиной проникновения мысли в познание сущности жизни и смерти, здоровья и болезни, т.е. тех экзи-стенциалов, с которыми связана непосредственно медицинская деятельность.
Отношение к феномену философской культуры в настоящее время различен. Ссылаясь на выводы Н.С. Розова, можно выделить пять научных позиций: «1) Почвенническая (патриотическая, национальная): главным источником философских суждений должны быть традиционные, национальные ценности, духовности, социальной справедливости и т.д. Характер обоснования связан скорее с интуитивной нравственной способностью усматривать истину, чем с логикой. 2) Либерально-западническая позиция: главным источником философских суждений должны быть европейские (они же "общечеловеческие") ценности истины, свободы, прав личности, законности, справедливости и т.д. Характер обоснования должен быть рациональным пусть и не столь строгим логическим, как в точных науках. 3) Скептическая позиция (постмодернистская, деконструкти-вистская и т.д.): никаких устойчивых оснований для философских или любых иных суждений нет и быть не может; общий характер обоснования также устанавливать бессмысленно; все вокруг и тем более философия -сплошные дискурсивные игры, симулякры и т.п. 4) Научно-философская позиция (ценностно-нейтральная, позитивистская и сциентистская): главным источником философских суждений должны стать достоверные научные истины, а характер обоснования должен быть ясным и логически выверенным. 5) Диалогическая (мультикультурная, полицентрическая, экуменическая): главным основанием философских суждений должен стать факт наличия несводимых друг к другу и самоценных культур, между которыми нужно налаживать равноправный диалог. Характер обоснования проблематичен, поскольку любые претензии его установить чреваты незаконной экспансией норм одной культуры над реальным разнообразием мыслительных образцов» [1, с. 48-51].
По отношению к медицинской сфере философская культура врача должна основываться на идеи духовности, принципах справедливости и гуманизма. Следует помнить, что философская культура - это отражение духа исторической эпохи, народа, этноса. Русские врачи всегда были яркими социальными носителями отечественной философской культуры, в своей профессии они доходили до глубоких философских размышлений не
только над теми проблемами, которые ставила перед ними собственная профессия, но над проблемами, связанными с судьбой России, мира, будущего человеческой культуры и цивилизации. Философская культура таких врачей, как И.А. Амосов, А.Ф. Билибин, И.А. Кассирский, С.Р. Миротворцев, Б.В. Петровский, А.Н. Орлов, С.С. Юдин, П.И. Шама-рин и другие проявилась как в их высоком профессионализме, так и в понимании ими мира, человека, социальных проблем. В глубоко философских произведениях, которые они оставили, новое поколение находит образы думающих врачей, способных понять мир другого. Это и является свидетельством достижения вершин философской рефлексии. Именно понимание, связанное с постижением и истолкованием мыслей и переживаний пациента является важнейшей составляющей философской культуры врача. По существу герменевтическая культура врача - это проявление его философской культуры.
Высокий уровень духовности был присущ отечественной медицине. В настоящее время это качество утрачивается по ряду объективных причин. Однако происходящие в современном мире процессы, связанные с глобализацией (интеграция и информатизация культуры, трансформация системы жизненных ценностей и смыслов), требуют повышения уровня духовного потенциала личности и общества. Философская культура как специфическая форма бытия медицинской профессии предполагает высокий уровень овладения профессиональными знаниями и опытом, нравственно-правовыми основами профессии, достижениями культуры человечества и принципом гуманизма. Философская культура мышления становится для врача долгом, так как позволяет осмысленно подойти к решению профессиональных проблем, свести их к единому безусловному ценностному началу - высшему благу человечества. Стержнем философской культуры являются философские знания. Они выступают базисом для познания окружающего мира, для самопознания и самосовершенствования человека.
Исключительная значимость формирования философской культуры врача заключается в развитии его способностей к пониманию категориального аппарата медицинской науки. Философская культура - условие систематизации языка медицины, стиля изложения медицинских текстов. От уровня развития философской культуры - философского мышления, философской деятельности и знаний, зависит понимание врачами медицинских текстов, особенность профессионального общения, коммуникации. На герме-
306
невтическую характеристику медицины указывал А.Ф. Билибин. Он отмечал: «врачебная деятельность есть не просто трафаретное прикладывание своих знаний к порученному делу, а серьезная акция с пониманием и идейно-философским осмыслением линии своего поведения» [2, с. 74].
А.М. Анохин считал медицину «понимающей наукой» поскольку она «глубокого диалектична как в сфере своих знаний, так и по отношению к живым объектам своих профессиональных усилий» [1, с. 89]. Значение ее философского содержания и понимающей функции все время увеличивается, поскольку расширяется комплекс человеческих наук в структуре современного медицинского знания.
На процесс формирования философской культуры в высшей медицинской школе влияют противоречия современной системы образования, порожденные ее реформированием. Поэтому в решении проблемы необходимо исходить из того, что медицинское образование по направленности - специализированное, а не всеобщее. В тоже время по своему статусу является высшим, обеспечивающим выпускнику высокий и современной уровень общего культурного развития. Необходимо учитывать профиль вуза, что позволит актуализировать глубинные структуры мотивационной сферы студента. Успех в формировании философской культуры во многом зависит от сложившейся в сознании студентов психологической установки на расширение общекультурного кругозора и формирование целостного современного научного мировоззрения.
Значительная доля ответственности в формировании философской культуры будущих врачей ложится на преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, задача которых - сформировать у студентов представления о единстве естественнонаучной и гуманитарной культуры в современном мире, понимание сущности общественных процессов, человеческой деятельности и познания. Через мировоззренческие и методологические установки социально-гуманитарное знание организует профессиональные знания как бы «изнутри», выступает как масштаб оценки их осмысленности, целесообразности, соответствия общественным представлениям и идеалам. При этом исключительная роль отводится преподаванию философии, поскольку она отражает и фиксирует в своем содержании самые общие отношения действительности - отношения природы, общества и человеческого мышления и их преломление в человеческой деятельности. Философские принципы и категории задают
направление развертыванию логических действий, составляющих идеальный план деятельности профессионала, что обеспечивает достижение им поставленных целей в профессии.
Для того, чтобы задача формирования философской культуры врачей в системы высшего профессионального образования была реализована, необходимо разработать «Концептуальные основы формирования философской культуры студента медицинского вуза». Данная концепция должна быть направлена на формирование философской культуры будущих врачей в соответствии с регулятивами теоретического исследования в педагогике и психологии. Основу концепции составляет понятие «философская деятельность врача», которое отражает стремление личности специалиста держать под постоянным и надежным контролем философской рефлексии свои ценностные ориентации.
Модель философской культуры включает в себя следующие компоненты: мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностный, социально-личностный, этико-правовой, экологический. Формирование философского мышления затрагивает не только разум, интеллект личности врача, но и ее эмоционально-волевые, психологические структуры, существенно влияет на формирование мотивов врачебной деятельности. Как условие формирования философской культуры следует рассматривать внедрение в учебную программу расширенного курса аксиологии, этики и философской антропологии, логики, что позволяет студентам научиться мыслить философски. И. Кант, говоря об обучении юношества философии, рекомендовал преподавателям учить не столько запоминанию философских знаний, сколько философствованию. Что за польза от врача, который знает научную медицинскую литературу, но не умеет правильно раскрыть и понять ее содержание и применить в практике? Догматизм в обучении, преподнесение готовых ответов без порождающих их вопросов деформирует систему вузовского образования, не способствует развитию врачебного и клинического мышления. Для того, что сформировалась философская культура врача необходимо правильно понимать философию, что не всегда имеет место в системе медицинского образования. Чаще всего студенты ориентированы на изучение медико-биологических и клинических дисциплин, а предметы социально-гуманитарного цикла считают второстепенными. Поэтому важно для студентов медицинского вуза понять, что, будучи мировоззрением и методологией, философия учит правильным способам и методам мышления,
307
способствует формированию и развитию профессиональной культуры врача. Главная цель преподавания философии - не передача студентам готовых знаний, а обучение искусству философствования, т.е. умению философски грамотно подходить к познанию мира и человека.
1. Розов Н.С. От каких печек пляшем? // Вестник Российского философского общества. 2000. № 1.
2. Билибин А.Ф. Развитие деонтологии и врачевания // Философские вопросы биологии и медицины. М, 1986. С. 128.
3. Анохин А.М. Философская герменевти-
ка и медицина // Методологические и социальные проблемы медицины. Сб. научных трудов. М, 1988. С. 183.
1. Rozov N.S. From what ovens we dance? // Messenger of the Russian philosophical society. 2000. No 1.
2. Bilibin A.F. Deontologiya and doctoring development // Philosophical questions of biology and medicine. M., 1986. P. 128.
3. Anokhin A.M. Philosophical hermeneutics and medicine // Methodological and social problems of medicine. ^l. scientific works. M., 1988. P.183.
308