ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.9:331
И. В. АРЕНДАЧУК
Педагогический институт Саратовского государственного университета Е-mail: агепсЫппа@уа.ги
Системный психологический анализ рисков профессиональной деятельности
В статье рассматривается системная организация процесса формирования и проявления рисков профессиональной деятельности в контексте возникновения ситуаций неопределенности и принятия решений. Предпринимается попытка проанализировать его психологические аспекты на двух уровнях - субъектном и деятельностном, каждый из которых также представляет подсистему обусловливающих друг друга компонентов.
Ключевые слова: риск, ситуация неопределенности, принятие решения, субъект профессиональной деятельности, структурные компоненты ситуации риска в профессиональной деятельности, уровни формирования и проявления риска.
I. V. ARENDACHUK
The System Psychological Analysis of Risks of Professional Activity
In article the system organization of process of formation and display of risks of professional work in a context of occurrence of situations of uncertainty and decision-making is considered. Attempt to analyze its psychological aspects at subject and activity levies are undertaken, each of which also represents a subsystem of components causing each other.
Key words: risk, uncertainty situation, decision-making, the subject of professional activity, structural components of a situation of risk in professional activity, levels of formation and risk display.
В современном обществе профессиональная деятельность как в сфере материального, так и в сфере духовного производства сопряжена с различными рисками. В исследованиях по социологии, экономике, праву, страховому делу, управлению описываются в основном техногенные профессиональные риски, которые рассматриваются как обусловленные неопределенностью и вероятностными характеристиками объектно-субъектных взаимосвязей между следующими факторами:
а) условия труда и трудовой процесс - эта сфера риска определяется как формирующая профессиональный риск вследствие воздействия технической системы на человека;
б) биологическое состояние человека и его здоровье - воспринимающая сфера рис-
ка, связанная с профессиональными группами работников;
в) развитость механизмов и институтов защиты от рисков - сфера управления рисками, включающая институты охраны и медицины труда, социального страхования и реабилитационного обеспечения.
Эти сферы риска изучаются и по отдельности, и в комплексе, выявляются эффекты взаимодействия существующих факторов риска.
В. Роик отмечает, что с позиции техники безопасности и охраны труда при изучении профессионального риска выявляются такие его факторы, которые влияют на уровень производственного травматизма, их учет позволяет разрабатывать технические и организационные меры по снижению риска. В рамках
© Арендачук И. В., 2011
медицины труда профессиональный риск рассматривается как предпосылка профессиональной заболеваемости работников и разработки механизмов ее предупреждения. При этом факторы трудового процесса (интенсивность труда, темп работы и т. д.) и производственной среды (шум, вибрация, неблагоприятные параметры микроклимата, высокое зрительное напряжение, запыленность и загазованность химическими и биологическими веществами и т. п.) изучаются как источники повреждения здоровья. В сфере социального страхования профессиональный риск означает вероятность наступления для данной профессиональной группы работающих страховых событий, которые сопровождаются потерей заработков и требуют затрат на возмещение расходов по лечению и реабилитации1.
В трудовом праве рассматриваются риски работника и работодателя, связанные с тем, что реальные результаты трудового процесса или трудовых отношений могут не соответствовать предварительно рассчитанным показателям. Это риски, связанные с неблагоприятными изменениями в трудовом законодательстве, потери из-за неустойчивости штата работодателя, подбора персонала (с его недостаточной квалификацией и вследствие этого - возможными ошибками, некачественным выполнением работ и мошенничеством); риск аварий, финансовые и ряд других2.
В финансовом риск-менеджменте под риском, как правило, понимается возможность потери части материальных ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления предпринимательской деятельности (рыночный риск, кредитный, риск ликвидности, операционный, форс-мажорных событий и др.)3.
В социологических и психологических исследованиях изучаются социальные риски, в которых человек рассматривается как субъект, а за основу берутся социальные факторы и последствия, которые «нежелательны, социально не приемлемы, угрожают жизни и здоровью людей»4. В литературе также отражены попытки структурного анализа социальных рисков5, представления их обобщающих моделей на основе систематизированных факторов6, соотнесения риска с процессом принятия решений7; анализируются вопросы о социальной приемлемости
риска и его социологическом измерении8 и др. Вместе с тем следует отметить, что обстоятельных, собственно психологических исследований по проблемам риска пока очень мало, и в первую очередь это относится к проблеме профессионального риска. В этой связи актуальность данного теоретического исследования определяется необходимостью системного психологического анализа рисков, вероятных в профессиональной деятельности, с точки зрения факторов, их обусловливающих.
На наш взгляд, с психологической позиции профессиональные риски следует рассматривать в контексте возникновения ситуаций неопределенности и выбора (принятия решений) субъектом профессиональной деятельности, которые могут неблагоприятно влиять как на самого субъекта, так и на его отношения с другими людьми в рамках профессиональных взаимодействий. В структуре ситуации риска профессиональной деятельности представляется целесообразным выделить следующие компоненты:
субъект риска (субъект профессиональной деятельности);
объекты риска (другие субъекты или профессиональные группы), подвергающиеся воздействию принятых решений субъекта риска;
факторы риска - условия, обстоятельства, причины, порождающие ситуации неопределенности, которые сами по себе являются источниками риска, поскольку воспринимаются субъектом как потенциально опасные.
Соотношение структурных компонентов ситуации риска профессиональной деятельности можно представить в виде следующей схемы: источник риска ^ субъект риска ^ факторы риска ^ принятие решения ^ объекты риска. Таким образом, любая ситуация неопределенности, порождающая тревогу у субъекта профессиональной деятельности, анализируется им для выявления причин и обстоятельств (факторов), которые создают у него психологический дискомфорт и предчувствие потенциальной опасности. На основе такого анализа субъект продуцирует варианты дальнейшего развития ситуации и возможные решения, из которых выбирает то, которое в большей степени соотносится с его профессиональным опытом.
Принятое субъектом решение порождает поступки и действия, направленные как на самого субъекта, так и на его окружение,
которое либо испытывает на себе последствия принятого решения, либо задейству-ется при его реализации. Профессионально правильное решение переводит ситуацию на уровень понятной и определенной, в случае ошибки потенциальный в данной ситуации риск может перейти на уровень реально существующей опасности (собственно риска) и выразиться в виде серьезных неприятностей или больших потерь и для субъекта деятельности, и для окружающих (объектов риска). Таким образом, опасность ситуации является характеристикой субъективной - то, что опасно для одного, может восприниматься как неопасное другом субъектом. При этом сама опасность становится источником риска только тогда, когда субъект принимает решение и начинает действовать - именно его поступки на основе принятого решения определяют процесс развития риска в сторону уменьшения или усиления, вплоть до необратимых последствий.
Очевидно, что риски профессиональной деятельности достаточно многообразны. Можно обозначить как минимум три группы психологических рисков, вероятных в профессиональной деятельности:
внешние, обусловленные действием сре-довых факторов;
социально-психологические, связанные с деятельностью человека в системе общественных (в том числе межличностных) отношений;
собственно психологические, определяемые индивидуально-личностными особенностями субъекта профессиональной деятельности.
Психологический аспект этих рисков обусловлен тем, что они формируются и проявляются на двух основных уровнях - субъектном, обусловленном психологической структурой субъектных свойств личности, и деятельностном, определяемом совокупностью его действий по достижению результата, соответствующего цели. При этом важным представляется тот факт, что риск - это «оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой - "оценкой себя"»9. Исходя из этого, на субъектном уровне формирования рисков можно выделить когнитивный, мотивационно-волевой и профессионально обусловленный компоненты, в рамках которых возможно возникновение внутренних источников неопределеннос-
ти, порождающих риски профессиональной деятельности.
Когнитивный компонент связан с оценкой субъектом содержания свойств и характеристик ситуации неопределенности, с анализом имеющейся и поиском недостающей для принятия решения информации. Способность субъекта «выйти» за пределы существующей ситуации при ее осмыслении, сконструировать возможные исходы и найти оптимальное решение определяет ее дальнейшее развитие в сторону уменьшения или увеличения риска. Здесь, как отмечается в психологических исследованиях теории принятия решений, риск обусловлен способностью субъекта просчитать вероятность ошибки или неуспеха при выборе того или иного варианта. Таким образом, уровень риска в каждой ситуации профессиональной деятельности является характеристикой субъективной, так как степень ее неопределенности оценивается возможностями и ограничениями субъекта, его способностью «учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат»10.
Мотивационно-волевой компонент характеризуется мотивами деятельности и готовностью субъекта осуществить волевое действие по принятию и реализации решения, направленного на преодоление ситуации неопределенности. Мотивационная составляющая этого компонента обеспечивает активность и направленность поведения субъекта на достижение цели, а волевая - гибкость или устойчивость этого поведения в зависимости от того, увеличивается или снижается риск вследствие принятого решения, т.е. выполняет регулятивную функцию. С нашей точки зрения, активность субъекта профессиональной деятельности в ситуации неопределенности обусловливается его стремлением к успешности. Если он воспримет эту ситуацию как угрожающую его профессиональной самореализации, результативности его труда, основными мотивами его поведения станут избегание неудач и стремление к успеху. Именно поэтому субъект направляет свои волевые усилия на минимизацию риска, сохраняя тем самым целостность системы личных устремлений и притязаний, реализуемых в трудовой деятельности, и обеспечивая себе профессиональную успешность. Таким образом, мотивация субъекта определяет не только его эффективность в профессиональной деятельности, но и характер
Прикладные исследования
возникающих в ней рисков. Любая ситуация неопределенности, воспринимаемая субъектом как угрожающая удовлетворению его потребностей, реализуемых в профессии, актуализирует поведение, направленное на снижение уровня риска, и активизирует деятельность, связанную с прояснением ситуации и ее оптимальным разрешением.
Профессионально обусловленный компонент системы формирования рисков определяется уровнем профессионализма субъекта, и в первую очередь развитостью у него профессиональной направленности и интересов; профессионального самосознания, мировоззрения и культуры; компетентности и мастерства; имеющегося у него опыта решения профессиональных задач. Роль такого опыта достаточно велика, так как решение в ситуации риска, по мнению А. П. Альгина, чаще всего приходится принимать с учетом вероятностного характера ее дальнейшего развития, обусловленного элементами стихийности и случайности; в условиях неполноты информации и невозможности однозначных оценок происходящего из-за различий в системах ценностей и социально-психологических установках, интересах, намерениях и стереотипах поведения людей, задействованных в данной ситуации; а также при ограниченности временных, материальных, физических и психических ресурсов субъекта деятельности в момент принятия и осуществления решений11.
На деятельностном уровне формирования и проявления профессиональных рисков также можно обозначить составляющие его структуру компоненты: регулятивный, операционный и результативный. Регулятивный компонент связан с включением субъекта в профессиональные взаимодействия, которые определяют его отношения с профессиональной средой, и, прежде всего, регулятором поведения здесь выступает профессиональная ответственность. По утверждению Г В. Лазутиной, личность, будучи персонально носителем профессиональной ответственности, выступает в качестве гаранта добросовестного выполнения профессионального долга и минимизации отрицательных последствий своей деятельности, при этом чем выше рискованность деятельности, тем выше профессиональная ответственность ее субъекта12.
Операционный компонент связан с выполнением субъектом действий по решению
профессиональных задач, идентифицированных им как источники риска. Успешность перехода неопределенной ситуации в определенную (не опасную) зависит:
от уровня владения субъектом технологией своей профессиональной деятельности как системой инвариантных умений по решению профессиональных задач;
от его умения конструировать и проектировать варианты оптимальных для данной ситуации действий;
от стратегии и тактики реализации деятельности.
Чем выше уровень выраженности данных составляющих операционного компонента деятельности, тем ниже «риск как действие, грозящее субъекту определенными потерями»13.
Результативный компонент деятельност-ного уровня формирования и проявления профессиональных рисков связан, в первую очередь, со следующими показателями эффективности профессиональной деятельности:
производительностью и надежностью, которые определяются через критерии «уровень сложности решаемых задач» и «безошибочность действий»: более сложные задачи связаны с большим риском принятия неправильного решения, с увеличением числа ошибок в деятельности и с повышением вероятности неблагоприятных последствий;
социальной значимостью и полезностью, устанавливающими зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для других людей и общества в целом. И поскольку любая профессиональная деятельность ориентирована на результат, который устраивал бы общество, даже незначительная ошибка профессионала приобретает характер социально значимой, формируя источники социальных рисков;
психологической эффективностью, отражающей значимость деятельности как средства самореализации и самоуважения субъекта, его оценку степени психофизиологических затрат для достижения результата и удовлетворенность трудом. В случае нерационального использования субъектом своих профессиональных ресурсов и возможностей, неумения соотнести их с поставленными целями, которые становятся труднодостижимыми, вероятными становятся риски, связанные с профессиональными стрессами, кризисами профессионально-
Е. Е. Бочарова. Готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции
27
го развития, утратой смыслов предметной деятельности и ориентации на профессиональное развитие.
Подводя итоги, отметим, что системный психологический анализ профессиональных рисков, проведенный в контексте возникновения ситуаций неопределенности и принятия решений, позволил:
1) определить структуру ситуации риска, выделить в ней такие компоненты, как субъект, объекты, факторы и источники риска, а также рассмотреть систему отношений между этими составляющими в процессе принятия решений;
2) рассмотреть процесс формирования и проявления рисков как системно организованный на двух взаимосвязанных уровнях -субъектном и деятельностном, каждый из которых также представляет собой подсистему обусловливающих друг друга компонентов.
На субъектном уровне - это когнитивный, мотивационно-волевой и профессионально обусловленный компоненты; на деятельност-ном - регулятивный, операционный и результативный;
3) выяснить, что главные источники рисков профессиональной деятельности находятся в субъекте, так как именно он оценивает и анализирует условия ситуации неопределенности и принимает решение. При этом степень вероятности благоприятного исхода деятельности зависит от того, насколько удается учесть факторы риска в процессе выбора;
4) показать, что существующая зависимость между результатами деятельности и ее последствиями может проявляться в виде рисков как для самого субъекта (например в виде социально значимых для него потерь), так и для общества в целом.
Примечания
1 См.: РоикВ. Профессиональный риск: проблемы анализа и управления // Человек и труд. 2003. № 3. С. 12-16.
2 См.: Скокова С. Риски в сфере труда // Уральский федеральный округ 2009. № 1-2. С. 72-74.
3 См.: Балдин К. В., Воробьев С. Н. Риск-менеджмент. М., 2005 ; Меткин М. В. Рискологические кризисы организации. СПб., 2004.
4 Социальная работа : словарь-справочник / под ред. В. И. Филоненко. М., 1998. С. 237.
5 См.: МасловаМ. Е. Философский и социологический анализ понятия «социальный риск» // Вестник Северо-Кав-каз. гос. технического ун-та. Сер. : Гуманитарные науки. 2001. Вып. 6. С. 36-39.
6 Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 148-158 ; Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. № 1. С. 3-35.
7 Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989 ; Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа // Социс. 1994. № 4. С. 3-9 ; Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. М., 2003 ; Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2006.
8 Мозговая А. В. Риск как объект эмпирической социологии: исследовательский опыт, проблемы и перспективы // Россия реформирующаяся : ежегодник. М., 2008. Вып. 7. С. 304-315.
9 Солнцева Г. Н. Психологическое содержание понятия «риск» // Вестник МГУ. Сер. 14. 1999. № 2. С. 23.
10 Куприянчук Е. В. Психологические механизмы защиты как средства повышения адаптации в ситуации риска // Наука и образование в обществе риска. Саратов, 2009. С. 62.
11 См.: Альгин А. П. Указ. соч.
12 См.: Лазутина Г. В. Указ. соч.
13 Корнилова Т. В. Риск в мышлении как условие риска в действии // Управление риском. 1997. № 3. С. 21.
УДК 316.6
Е. Е. БОЧАРОВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: ЬосЬ|агоуа-е@таИ.ги
Готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции
В статье предпринята попытка проанализировать готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции. Представлены результаты эмпирического исследования готовности к риску в соотнесении с характеристиками саморегуляции и субъективного благополучия личности.
Ключевые слова: готовность к риску, саморегуляция, субъективное благополучие, личность.
© Бочарова Е. Е, 2011