Научная статья на тему 'Этапы развития адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды'

Этапы развития адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К РИСКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ADAPTATION / ADAPTATIONAL READINESS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STAGES OF ADAPTATIONAL READINESS FOR EDUCATIONAL ENVIRONMENT RISKS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна

Выделены и описаны шесть этапов становления адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды в динамике ее жизненного пути, выявлены основные личностные новообразования, определяющие высокий уровень ее развития. Показано, что адаптационная готовность к образовательной среде дошкольного учреждения формируется в раннем детстве, к образовательной среде школы в дошкольном возрасте. Обосновано, что изменения образовательной среды школы на разных ступенях обучения развивают адаптационную готовность личности к ее рискам, а риски профессионально обусловленной образовательной среды определяют формирование адаптационной готовности к профессиональной деятельности, к профессиональному развитию и самообучению личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of Development of Personal Adaptational Readiness for Educational Environment Risks

The article identifies and describes six stages of formation of personal adaptational readiness for educational environment in dynamics of the course of its life, it also defines basic personal new formations, which determine high level of its development. The article shows that adaptational readiness for educational environment of pre-school educational institutions forms in early childhood and adaptational readiness for school educational environment forms during the preschool age. It proves that changes of school educational environment at different levels of education develop personal adaptational readiness for risks, and risks of profession-related educational environment determine formation of adaptational readiness for professional activity, professional development and person's self-education.

Текст научной работы на тему «Этапы развития адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды»

УДК 316.614.4

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К РИСКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

И. В. Арендачук

Арендачук Ирина Васильевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия Е-таН: arend-irine@yandex. ш

Выделены и описаны шесть этапов становления адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды в динамике ее жизненного пути, выявлены основные личностные новообразования, определяющие высокий уровень ее развития. Показано, что адаптационная готовность к образовательной среде дошкольного учреждения формируется в раннем детстве, к образовательной среде школы - в дошкольном возрасте. Обосновано, что изменения образовательной среды школы на разных ступенях обучения развивают адаптационную готовность личности к ее рискам, а риски профессионально обусловленной образовательной среды определяют формирование адаптационной готовности к профессиональной деятельности, к профессиональному развитию и самообучению личности. Ключевые слова: адаптация, адаптационная готовность, образовательная среда, этапы развития адаптационной готовности к рискам образовательной среды.

Введение

Исследование проблемы формирования адаптационной готовности личности актуально для закономерностей ее развития в современном, быстро меняющемся мире. Социальные изменения сами по себе требуют от человека высокого развития адаптационного потенциала, чтобы быть успешным в своем личностном и профессиональном становлении. Но особенно значимыми вопросы адаптации становятся в связи с проблемой информационной и профессиональной мобильности личности в условиях, побуждающих человека к осознанию и реализации образовательной парадигмы «обучение через всю жизнь». Данная парадигма как жизненная ориентация зависит от целого ряда психологических и педагогических факторов. Последние определяют базовые знания и умения, которые человек будет совершенствовать в течение всей жизни, его целостное отношение к образованию, а также специфику образовательной среды, в которой они формируются. Психологические факторы обусловливают его готовность к личностному и профессиональному росту в сложных ситуациях социальных взаимодействий, сопряженных с социально-психологическими рисками различной этиологии.

Вместе с тем переход личности с одной ступени развития на другую связан как с изменением социальной ситуации, так и с необходимостью

адаптации к ней и к новым условиям образовательной среды, которая на каждом этапе его обучения в течение жизни также меняется. Таким образом, можно говорить о том, что успешность формирования у человека субъектных свойств определяется его адаптационной готовностью к изменениям и рискам на каждом этапе возрастного и социально-психологического развития. Именно поэтому, на наш взгляд, одним из важных аспектов изучения процесса развития личности является вопрос о формировании ее адаптационной готовности.

Теоретический анализ проблемы

Изучение особенностей формирования адаптационной готовности личности, на наш взгляд, целесообразно осуществлять в контексте онтогенетического развития человека в процессе его взаимодействия с образовательной средой. И в этой связи сошлемся на мнение К. А. Абульхано-вой-Славской, которая подчеркивает, что процесс развития личности необходимо рассматривать в контексте ее жизненного пути, а именно: как личность самовыражается в деятельности, в профессии, в какой период она достигает профессионального совершенства, как она связывает разные виды деятельности на протяжении своего жизненного пути [1].

Адаптация как процесс, определяющий успешность развития и обучения личности, может быть рассмотрен, как минимум, на трех уровнях: деятельности, самой личности и на уровне ее взаимодействий с образовательной средой. Следует заметить, что даже на этапе осуществления трудовой деятельности профессиональная среда выступает в качестве образовательной для субъекта, где объектом познания становятся каждый раз изменяющиеся ситуации и условия социальных отношений при решении профессиональных задач [2].

На уровне личности адаптация связана с индивидуально-психологическими особенностями, обусловливающими выбор наиболее эффективных способов приспособления к окружающей среде и способствующими построению эффективных социальных отношений. Так, Е. Е. Бочарова отмечает, что такие свойства личности, как способ-

© Арендачук И. В., 2014

ность к рефлексии, преобразованию окружающего мира, способность принимать готовые и формировать собственные социальные нормы, правила и стандарты позволяют определить ее как субъекта адаптации, способного к конструированию самого себя и социального мира [3, с. 29]. А в пространстве образовательной среды, как показано в исследованиях И. В. Малышева, решающую роль в адаптации личности играют ее социальная активность, оптимистичность, чувство перспективы, уверенность в себе, упорство и настойчивость в достижении цели [4, с. 272].

На уровне деятельности адаптация может быть представлена как нахождение баланса между требованиями и ресурсами. Деятельность предъявляет к обучающемуся определенные требования, связанные с навыками, уровнем внешнего контроля, социальными нормами и образцами поведения, а ресурсы включают его способности выполнять эти требования. В свою очередь, адекватное взаимодействие личности с образовательной средой обеспечивает ее успешную адаптацию к деятельности. При этом образовательная среда не только служит для передачи знаний и умений, но и выступает одним из факторов, создающих условия для формирования в процессе развития личности адаптационной готовности к новым ситуациям взаимодействия, в которых «закладываются многие паттерны поведения, которые впоследствии становятся базовыми для адаптации» [5, с. 117].

Вместе с тем динамические изменения образовательной среды могут не только оказывать положительное влияние на развитие личности, но и выступать источником рисков, которые побуждают ее к коррекции поведения и операционных компонентов своей деятельности, направленных на их минимизацию, к формированию определяющих ее психологическую безопасность индивидуальных свойств, установок и отношений. В этом случае можно говорить о сформированной адаптационной готовности к рискам образовательной среды, которую можно определить как систему приобретенных и сформированных в процессе развития индивидуально-психических качеств, социальных свойств, умений и навыков оперативного реагирования, обеспечивающих подготовленность личности к определенным способам действия в ситуациях изменений условий деятельности, угрожающих ее психологической безопасности.

В целом адаптационную готовность можно рассматривать и как составляющую личностного уровня системы адаптации, и как фактор успешности осуществления деятельности познания, и как результат взаимодействия личности с образовательной средой.

Учитывая, что «в зрелом возрасте реализация социальных ролей во многом зависит от того, насколько успешно человек в детстве был подготовлен к адаптации, обучен определенно-

му поведению, соответствующему социальным нормам того общества, в котором он живет» [6, с. 108], определим и опишем основные этапы формирования адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды в динамике ее жизненного пути.

1-й этап. Развитие адаптационной готовности к дошкольному образованию происходит на протяжении раннего детства в процессе взаимодействия ребенка с родителями, которые по отношению к нему выполняют функцию «общественного взрослого», а образовательной средой, способствующей постижению им первичных форм социальных отношений, выступает семейная среда. В этот период начинается становление системы адаптации личности: ребенок не только усваивает социальные нормы, овладевает простыми формами и средствами деятельности, но и формирует свое отношение к окружающему, начинает осознавать и демонстрировать свою способность к самостоятельности, выступать субъектом ситуативно-делового общения. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское поведение способствует усвоению ребенком способов взаимодействия с другими, развивает у него интерес к предметному миру.

Предпосылкой формирования способности к обучению в этот период выступает научение в условиях создаваемой родителями развивающей среды, поскольку учение - это пока не самостоятельная деятельность, а включенная в игровую продуктивную. При этом предметные действия не только выполняют функцию внешней ориентировки, но и развивают восприятие, активную речь ребенка, становятся предметом его сотрудничества с взрослым.

К результатам развития адаптационной готовности ребенка к вхождению в образовательную среду дошкольного учреждения можно отнести следующие новообразования в ее структурных составляющих:

- осознание своей способности к самостоятельной активности;

- система первичных знаний о предметном мире (форма, величина, цвет предметов, их расположение в пространстве, общественное назначение и т. п.);

- первичные навыки предметных действий и сотрудничества со взрослым;

- доверие к окружающему миру;

- осознание наличия собственных желаний и оценок их взрослым;

- представления о нормах и правилах (в понятиях «добро и зло», «хорошо и плохо», «можно и нельзя») как социальный опыт семейной образовательной среды.

Об успешности прохождения данного этапа можно судить по тому, насколько ребенок готов к принятию новой ситуации развития в условиях среды дошкольного образовательного учреждения и к адаптации в ней.

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)

2-й этап. Развитие адаптационной готовности к начальному школьному образованию наблюдается на протяжении дошкольного детства. Образовательная среда, в которую оказывается «погружен» дошкольник, создается не только семьей, но и такими социальными институтами, как детский сад (если ребенок его посещает) и/ или учреждения дополнительного образования дошкольников.

Особенность новой ситуации развития связана с расширением числа социальных контактов на основе новых норм и правил взаимодействия, с осознанием необходимости соотносить свои желания с окружающей действительностью. Важным становится также приобщение к начальным формам теоретического знания, приобретение навыков чтения, счета, письма, художественного творчества. Готовность к присвоению новых видов информации в период дошкольного детства проявляется у ребенка в виде способности к обучению.

Поскольку обучение дошкольника - это процесс организации взрослым его взаимодействия с предметным, социальным и культурным миром, то именно взрослый, ориентированный на раскрытие уникального потенциала ребенка, создает условия для его развития, обогащения содержания специфических видов игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения и познания разных видов человеческой деятельности. Он также является для ребенка источником познания как партнер по обсуждению причинно-следственных связей в мире природы и техники, как носитель нравственных норм и образец для подражания. Обучение, организованное в виде игровых форм предметной и социальной активности дошкольника, создает условия для становления начальных навыков учебной деятельности и готовности к принятию нового в процессе ее осуществления.

Готовность к обучению в школе проявляется не только на уровне развития педагогически значимых умений и навыков, но и на уровне психологической готовности, в том числе и адаптационной. К психическим новообразованиям, входящим в структуру сформированной адаптационной готовности дошкольника к начальному школьному образованию и рискам школьной образовательной среды, можно отнести:

- способность к реализации активности в процессе предметных и сюжетно-ролевых игр;

- соподчинение мотивов, т. е. способность выбирать из множества одновременно действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, и в соответствии с этим определять свое поведение и деятельность;

- систему представлений о законах физического и социального мира и своем поведении в соответствии с ними;

- произвольность поведения и деятельности как умение волевым усилием выполнять требования взрослого независимо от своих желаний,

как способность к систематической, целенаправленной работе в условиях новых социальных взаимодействий;

- систему обобщенных умений и навыков чтения, письма, счета, продуктивной трудовой деятельности: бытовые умения, навыки самообслуживания;

- опыт коллективного общения на основе представлений об особенностях человеческих отношений со взрослыми вне семьи и в детском сообществе.

Следует отметить, что в период дошкольного детства создаются предпосылки для формирования базовых основ развития личности, способной к продуктивной учебной деятельности: закладывается общий фундамент познавательных способностей, умений и навыков, обеспечивающих эффективность процесса обучения; определяется иерархическая структура мотивов и потребностей, элементов волевой регуляции поведения; осваиваются такие сложные виды деятельности, как игра, общение с взрослыми и сверстниками; происходит активное усвоение нравственных форм поведения.

3-й этап. Развитие адаптационной готовности к общему школьному образованию происходит в период обучения в начальной школе. Переход к школьному обучению сопровождается существенной перестройкой всей социальной ситуации развития ребенка, расширением круга значимых лиц. Его личностные риски обусловлены тем, что он становится объектом повышенной оценки окружающих, знакомится с системой ожиданий со стороны взрослых, не всегда оправданных и соответствующих его способностям и возможностям. Однако под руководством учителя (который является для ребенка представителем общества, предъявляющим обязательные к выполнению требования), с помощью родителей (помогающих ему выстраивать отношения в системе «школа - дом - социум»), а также в процессе собственной активности в психологической структуре личности младшего школьника формируются новообразования, определяющие адаптационную готовность к обучению и рискам в образовательной среде среднего звена школы, к ним можно отнести:

- наличие внутренней позиции школьника;

- выраженность познавательной мотивации учения;

- сформированность элементов и навыков учебной деятельности (в том числе и системы ее организации во времени);

- умение приспособиться к темпу школьной жизни;

- способность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

- развитость навыков самоконтроля, правильного отношения к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога;

- адаптацию к школе (к режиму дня; к новому коллективу - школьному классу, школьным правилам и ограничениям, к учителю и т. д.).

4-й этап. Развитие адаптационной готовности к профессиональному образованию осуществляется в ходе обучения и формирования личности в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.

В процессе обучения в основной школе, приходящемся на подростковый период в жизни ребенка, происходит становление основных навыков интеллектуальной активности, выявление интересов и склонностей к конкретным видам деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению. В образовательной среде школы создаются условия, в которых происходит становление мировоззренческих основ личности, самосознания и морально-нравственных норм, представлений о себе и о жизненных целях, формирование способности к саморазвитию и самообразованию, вырабатывается комплекс ценностей, в соответствии с которыми строится поведение.

Для учащихся старших классов учебная деятельность приобретает учебно-профессиональную направленность, «иное смысловое содержание, поскольку она становится ориентированной на будущее и связана с личностным и профессиональным самоопределением. У них также появляется необходимость решения новых социально-ролевых проблем, связанных с выработкой социального поведения, адекватного ожиданиям конкретной профессиональной среды» [7, с. 16].

Важными новообразованиями данного этапа развития, характеризующими адаптационную готовность личности к профессиональному образованию, являются:

- самостоятельный и осознанный профессиональный выбор;

- наличие личностного профессионального жизненного плана;

- развитость представлений о себе как о субъекте будущей профессиональной деятельности;

- способность выстраивать зрелые отношения с окружающими людьми на основе социально ответственного поведения;

- стремление к активности в учебно-познавательной деятельности;

- развитость общеучебных, общеинтеллектуальных умений как факторов, от которых зависит успешность «выхода» из образовательной среды школы и «входа» в профессиональную образовательную среду;

- психологическая подготовленность к трудностям перехода из школы в вуз, к новой социальной ситуации развития личности.

5-й этап. Развитие адаптационной готовности к профессиональной деятельности осуществляется личностью на протяжении периода обучения в системе среднего или высшего профессионального образования и связано с психологической подготовкой к переходу из колледжа или университета на рынок труда. Важными ее

элементами на этом этапе являются направленность личности на самореализацию, саморазвитие и непрерывное образование; сформированность гражданской позиции и установок на социальную и профессиональную активность.

Л. А. Северова выделяет уровни сфор-мированности адаптационной готовности личности к профессиональной деятельности по следующим критериям: адаптивности к творческо-производственной деятельности (показатель «направленность на профессию»); когнитивно-оценочный критерий (показатель «сформированность профессиональных знаний и умений»); социально-культурной активности (показатель «активность личностного саморазвития»); социально-психологический критерий (показатель «эмоциональной и психологической устойчивости») [8].

6-й этап. Адаптационная готовность к профессиональному развитию и самообучению, основы которой закладываются еще на этапе освоения программ профессионального образования, в полной мере формируется в процессе профессиональной деятельности и связана с осознанием личностью необходимости обучения на протяжении всей жизни и ее стремлением к вершинам профессионального мастерства, к высокому уровню профессионализма.

Решая проблему выбора стратегии образовательно-профессиональной адаптации, человек оценивает: требования, предъявляемые к нему со стороны образовательной и профессиональной среды; собственный индивидуальный ресурс профессионального развития в плане возможности изменения профессиональной среды или изменения себя как профессионала; цену усилий (физические и психологические затраты) при выборе стратегии изменения образовательной и профессиональной среды или коррекции себя как профессионала [9, с. 24].

Степень сформированности адаптационной готовности к образовательным рискам с целью профессионального развития обусловлена следующими особенностями личности:

- самостоятельностью при построении своего жизненного пути, в постановке целей и профессиональных перспектив, в осмыслении своей деятельности и поиске путей самосовершенствования в ней;

- активностью как способностью соотносить свои психические процессы, состояния и свойства, профессиональные умения и возможности с различными условиями деятельности, которую личность делает субъективно и социально значимой, внося в нее созидательный компонент;

- стремлением к накоплению необходимого профессионального опыта, к высокой результативности и эффективности труда в самых разнообразных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата;

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)

- выраженностью потребности к обновлению профессиональных знаний и умений, к повышению своей профессиональной компетентности в процессе самообучения;

- способностью к продуктивной организации своего времени и жизненного пространства, позволяющей достигать цели профессионального развития не в ущерб другим задачам личностного и жизненного самоопределения.

Заключение

Обобщая результаты представленного исследования, полагаем возможным говорить о целостности и непрерывности процесса развития адаптационной готовности личности к рискам «вхождения» в новую образовательную среду на протяжении всей жизни, где в качестве социальных институтов, формирующих эту среду, выступают семья, образовательные учреждения различных типов, трудовые коллективы и профессиональные сообщества. Несмотря на специфические особенности разных типов образовательной среды, адаптационная готовность как сложное системное образование проявляется в виде комплекса личностных, операциональных и функциональных свойств и отношений, новых паттернов взаимодействий с социальным окружением, обновленных способов и стратегий адаптивного поведения.

Анализ динамики формирования адаптационной готовности личности показывает, что на каждом этапе она претерпевает изменения. Появляющиеся в ее структурных компонентах новообразования не только обогащают индивидуальный жизненный опыт, но при переходе на следующий уровень развития создают основу для дальнейшего совершенствования системы адаптации к новой образовательной среде и готовности к преодолению возникающих в ней рисков.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Субъект - символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 10-28.

2. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности : системно-диахронический подход. Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2013. № 10 (30). URL: http://journal-s.org/index.php/ sisp/article/view/10201327/pdf_447 (дата обращения: 22.01.2014).

3. Бочарова Е. Е. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества // Перспективы науки. 2012. № 10 (37). С. 27-30.

4. Малышев И. В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3(7). С. 267-273.

5. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. 2012. № 11. С. 116-123.

6. Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности (краткий обзор зарубежной литературы) // Психол. журн. 2002. Т. 23, № 5. С. 108-112.

7. Вагапова А. Р. Родительское отношение в семье и формирование адаптационной готовности выпускника школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 15-17.

8. Северова Л. А. Адаптационные процессы и конкурентоспособность выпускников вузов культуры и искусств в современных рыночных условиях социально-культурной сферы // Образование и культура : научный поиск молодых ученых : альманах. Вып. 2. М., 2011. С. 127-133.

9. Браун Т. П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор взаимодействия личности с образовательной и социокультурной средой // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Основной выпуск. 2007. № 3. С. 20-26.

Stages of Development of Personal Adaptational Readiness for Educational Environment Risks

Irina V. Arendachuk

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

e-mail: [email protected]

The article identifies and describes six stages of formation of personal adaptational readiness for educational environment in dynamics of the course of its life, it also defines basic personal new formations, which determine high level of its development. The article shows that adap-tational readiness for educational environment of pre-school educational institutions forms in early childhood and adaptational readiness for school educational environment forms during the preschool age. It proves that changes of school educational environment at different levels of education develop personal adaptational readiness for risks, and risks of profession-related educational environment determine formation of adaptational readiness for professional activity, professional development and person's self-education. Key words: adaptation, adaptational readiness, educational environment, stages of adaptational readiness for educational environment risks formation.

References

1. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Sub'ekt- simvol rossiyskogo samosoznaniya (Subject - the symbol of Russian self-consciousness). Soznanie lichnosti v krizisnom obschestve (The consciousness of the person in crisis society). Moscow, 1995, pp. 10-28 (in Russian).

2. Arendachuk I. V. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti k uchebno-professional'noy deyatel'nosti: sistemno-di-akhronicheskiy podhod (Adaptation readiness of personality to teaching-professional activity: the systematic-diachronic approach). Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhprob-

lem: elektronnyjy nauchnyjy zhurnal. (Modern research of social problems: scientific e-jornal), 2013, no. 10(30). Available at: http://joumal-s.org/index.php/sisp/article/ view/10201327/pdf_447 (accessed: 22 January 2014).

3. Bocharova E. E. Lichnost' kak sub'ekt sotsializatsii v usloviyakh izmenyayushegosya obschestva (Personality as a subject of socialization in changing society). Per-spektivy nauki (Science perspects), 2012, no. 10 (37), рр. 27-30.

4. Malyshev I. V. Adaptatsionnye vozmozhnosti vypusknikov shkol v usloviyah izmenyayuchegosya obschestva (Adap-tational possibilities of the school graduates under conditions of changing society). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. 2, iss. 3(7), pp. 267-273 (in Russian).

5. Shamionov R. M. Adaptatsionnayagotovnost 'vypusknikov shkoly i pervokursnikov vuza vo vzaimosvyazi s sotsial'no-psihologicheskimi faktorami (Adaptation readiness of

school graduates and first-year university students in interrelation with the social-psychological factors). Psikho-logiya obucheniya (Psychology of education). 2012, no. 11, pp. 116-123 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Matulene G. O sotsial'noy adaptatsii k deyatel'nosti (krat-kiy obzor zarubezhnoy literatury) (On social adaptation activities {review of foreign publications}). Psikhologiches-

kiy zhurnal (Psychological Journal), 2002. Vol. 23, no. 5, pp. 108-112 (in Russian).

7. Vagapova A. R. Roditel'skoe otnoshenie v sem'e iformi-rovanie adaptatsionnoy gotovnosti vypusknika shkoly (Parental relationship at a family and formation of a school-leaver's adaptative readiness). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. 1, iss. 3, pp. 15-17 (in Russian).

8. Severova L. A. Adaptatsionnye protsessy i konkurentos-posobnost' vypusknikov vuzov kul 'tury i iskusstv v sovre-mennykh rynochnykh usloviyakh sotsial'no-kul'turnoy sfery (The adaptive processes and the competitiveness of graduates of culture and arts in modern market conditions of socio-cultural sphere). Obrazovanie i kul 'tura: nauchnyjy poisk molodykh uchenykh: al'manah (Education and culture: the scientific search for young scientists: the almanac). Iss. 2. Moscow, 2011, pp. 127-133 (in Russian).

9. Braun T. P. Adaptatsiya studentov k usloviyam obucheniya v vuze kakfaktor vzaimodeystviya lichnosti s obrazovatel'noy i sotsiokul'turnoy sredoy (Adaptation of students to the terms of university education as a factor of interaction of a personality with educational and socio-cultural environment). Vestnik Kostromskogo universiteta (Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Main issue). 2007, no. 3, pp. 20-26 (in Russian).

УДК 159.9

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОНТЕКСТ

Т. Н. Черняева, Е. В. Преображенская

Черняева Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]

Преображенская Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономической психологии и психологии государственной службы, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина РАНХиГС, Россия E-mail: [email protected]

Изложены результаты анализа истории становления, современного состояния и перспективы развития компетентностно-ори-ентированного подхода в системе российского высшего образования. Раскрыта специфика дефиниций «компетентность», «компетенция» в контексте различных научных подходов. Приведены данные сравнительного анализа компетентностного и информационно-ориентированного подходов, открывающие возможности разработки новых технологий обучения в системе высшего образования. В широком социальном контексте реализация компетентностно-ориентированного подхода связана с формированием и приращением социокультурного опыта личности будущего специалиста.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированный подход, знаниево-ориентированный подход, результат образования, компетентность, компетенции.

Введение

XXI век создает условия, в которых жизнь человека сопряжена с различного рода рисками, связанными с наличием огромного количества противоречий, не имеющих однозначного варианта разрешения. Выбор наиболее эффективного варианта развития событий зависит от многих обстоятельств и, в том числе, от компетентности специалиста.

В законодательно-нормативных документах компетентность упоминается в контексте квалификационных характеристиках специалиста, ставящего перед собой конкретные задачи. С ориентацией на компетентность и компетенции разработаны сегодня стандарты высшего профессионального образования в РФ. Огромное количество диссертационных исследований, связанных с компетентностями, поражает своей разноплановостью. Складывается впечатление, что все касающееся данной проблематики уже рассмотрено и изучено. И вместе с тем все отчетливее становится одно из главных противоречий современного образования, в том числе и высшего: прописанная везде и всюду «компетентность» часто содержательно, а главное инструментально «не прописана».

© Черняева Т. Н., Преображенская Е. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.