Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ: РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ (Вступительное слово к разделу)'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ: РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ (Вступительное слово к разделу) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ: РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ (Вступительное слово к разделу)»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НОВИКОВОЙ)_

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ: РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ (Вступительное слово к разделу)

22 января 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения академика РАО Л. И. Новиковой. Нет человека в стране, занимающегося вопросами воспитания, которому было бы незнакомо ее имя. Она прошла путь от школьного учителя до видного ученого в системе образования. В 1997 году стала одним из первых лауреатов Премии Президента Российской Федерации в области образования за книгу, посвященную проблемам воспитания «Воспитание... Воспитание? Воспитание!». Л. И. Новикова является основателем известной в России и за рубежом научной школы.

Ее имя в педагогике связано прежде всего связано с разработкой проблем развития коллектива и личности, воспитательной системы, воспитательного пространства, становления и развития личности педагога как воспитателя.

Л. И. Новикова всегда была приверженцем междисциплинарных исследований. Ее тесное сотрудничество с видными философами (В. И. Аршиновым, Л. П. Буевой, Н.М Смирновой и др.), психологами (А. А. Бодалевым, В. В. Давыдовым, Х. Й. Лийметсом, А. В. Петровским и др.) не только обогащало ее школу идеями, но и позволяло проводить исследования такого характера.

Имя Л. И. Новиковой хорошо известно в кругах практиков, она как никто умела донести сложные научные идеи до педагогов школ. Еще она обладала даром находить уникальный опыт воспитания, уникальных педагогов. Многие директора, педагоги школ, некоторые из них впоследствии ставшие в науке ее учениками, известны и сегодня многим учителям в России. Среди них: Ф. Ф. Брюховецкий (г. Краснодар),

A. А. Захаренко (с. Сахновка, Украина), Г. П. Поспелова (г. Рига, Латвия),

B. А. Караковский (г. Москва). Ее учеником был П. П. Годин, много сделавший для развития ученических бригад, ставший первым кандидатом педагогических наук (станица Новопавловская Ставропольского края) среди председателей колхозов.

Л. И. Новикова успешно сотрудничала и с Министерством просве-

щения. Особенно это сотрудничество было плодотворным в годы, когда заместителем министра была Л. К. Балясная. Возникший тандем Л. И. Новиковой и Л. К. Балясной стал подлинным примером взаимодействия науки и практики на высоком государственном уровне. Особенно Л. К. Балясная активно помогала в продвижении идей коллективного воспитания в практику. Совместно с министерством ежегодно проводились всероссийские конференции, их материалы имели большой резонанс в кругах как исследователей проблем воспитания, так и практиков.

Представленные в разделе статьи, в основном, подготовлены на основе докладов, планирующихся на Международной научно-практической конференции «Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве». Она состоится в г. Москве 18-19 октября 2018 года в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ГБОУ «Школа № 825» г. Москвы, которую многие годы возглавлял ученик Л. И. Новиковой В. А. Караковский. Планируется, что в ней примут участие свыше ста человек из Белоруссии, Италии, России, США.

Конференция соберет представителей нескольких поколений научной школы Л. И. Новиковой. Основные цели конференции связаны не только с обсуждением ее личного вклада в развитие педагогической науки, но и с представлением достижений, основанной ей научной школы и перспектив ее развития.

Для публикации в журнале были выбраны статьи, в которых рассматриваются вопросы как принципиально важные для развития методологии и теории воспитания, так и те, которые демонстрируют оригинальный, нестандартный взгляд на ту или иную проблему воспитания, что так ценила Л. И. Новикова.

Открывает раздел статья Н. Л. Селивановой «Как обеспечить успешное развитие научной школы (обращаясь к научной школе Л. И. Новиковой)». В ней на примере научной школы Л. И. Новиковой рассматриваются многие аспекты феномена «научная школа», раскрываются некоторые условия успешного развития как научных школ вообще, так и школы Л. И. Новиковой в частности. Это, прежде всего, наличие теоретических идей, разделяемых научным сообществом и их обновление, присутствие традиций, открытость, понимание членами школы перспектив ее развития.

Статья М. В. Шакуровой «Идеи Л. И. Новиковой в контексте фено-

менологии воспитания», в которой под интересным ракурсом, с точки зрения феноменологического подхода рассматриваются основные идеи «педагогики воспитания», как образно нередко говорят о теоретическом наследии ученого. М. В. Шакурова убедительно, с особой тщательностью представляет, как основные характеристики данного подхода работают при анализе теоретических позиций Л. И. Новиковой. Такое суждение позволяет М. В. Шакуровой показать важность и продуктивность этих позиций в современных условиях развития общества.

Статья Е. В. Киселевой и Н. Н. Киселева «Научная школа Людмилы Ивановны Новиковой как экспертное сообщество» по сути, посвящена одной из важнейших функций любой научной школы — экспертной. В ней раскрываются основные характеристики экспертного сообщества и демонстрируется, что они в полной мере относятся и к данной научной школе. Также в статье идет речь об отличительных особенностях экспертного сообщества, сформировавшегося за долгие годы в школе Л. И. Новиковой.

В двух последующих статьях рассматриваются одни из главных феноменов исследовательских проектов ученого: воспитательная система и воспитательное пространство.

В статье Т. А. Ромм и М. В. Ромма «Сетевые горизонты теории воспитательных систем» основным подходом к анализу воспитательной системы стал сетевой подход. Воспитательная система еще ни разу не подвергалась разбору таким способом. Авторам статьи удалось показать, какие специфические характеристики воспитательной системы актуализируются при таком подходе.

Статья А. Е. Баранова и Н. А. Барановой «Исходные основания и ориентиры исследования воспитательного пространства малого города в творческом наследии Л.И. Новиковой», как видно из ее названия, конкретизирует идеи концепции воспитательного пространства в рассмотрении пространства малого города, показывает, каким образом данные идеи можно использовать в изучении специфического объекта и что это дает для педагогической практики.

Завершает раздел статья П. В. Степанова «Воспитательная деятельность как система». В ней автор демонстрирует, как использование системного подхода, приверженцем которого была Л. И. Новикова, позволяет рассмотреть воспитательную деятельность педагога как систему во всей ее сложности и многоаспектности. В статье представлены новые подходы

к пониманию достижимости результатов данной деятельности, к возможности ее технологизации.

Также в статье рассмотрена модель воспитательной деятельности, охарактеризованы ее основные компоненты: мотивы, цели, основные действия, методы, средства, а также связи и отношения между ними.

Безусловный интерес представляет новое понимание метода воспитания как способа осуществления педагогической коммуникации, направленной на развитие личности ребенка.

Изложенные в статье позиции автора имеют практическую значимость, так как позволяют алгоритмизировать воспитательную деятельность педагога.

Н. Л. Селиванова

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая Центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.