Научная статья на тему 'Системный подход в сфере профессионального образования и дистанционные образовательные технологии'

Системный подход в сфере профессионального образования и дистанционные образовательные технологии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
108
24
Поделиться
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL ORGANIZATION / CREATIVE APPROACH / INTERACTIVE PRINCIPLE / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Никоноров В.М.

В статье рассмотрена система среднего профессионального образования, которую можно представить как совокупность подсистем — учебной, методической, организационной, финансовой, кадровой, вспомогательной и обеспечивающей. Предложено усовершенствование системы за счёт добавления информационной подсистемы

The article discusses the system of secondary professional education, which may be represented as a complex of educational, methodological, organizational, principal, auxiliary, and personnel-related sub-systems. To improve this complex, the author suggests expanding it through the informational sub-system

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Никоноров В.М.,

Текст научной работы на тему «Системный подход в сфере профессионального образования и дистанционные образовательные технологии»

7. Оцените по десятибалльной шкале степень объективности оценки знаний студента при использовании балльно-рейтинговой системы (отражают ли полученные студентом баллы уровень его образованности, владения материалом по изученной дисциплине?);

8. Оцените по десятибалльной шкале ваш уровень занятости на практических занятиях (отсутствие свободного времени для занятия посторонними делами);

9. Оцените по десятибалльной шкале уровень достаточности объема лекционных занятий (хватает ли вам получаемой теоретической информации для выполнения самостоятельных заданий?);

10. Оцените по десятибалльной шкале уровень достаточности объема практических занятий (уровень ваших умений в решении практических задач, способность сопоставлять теоретический материал с примерами из практики);

11. Оцените по десятибалльной шкале, насколько вы удовлетворены рекомендованным временем на выполнение домашнего задания (успеваете ли вы выполнять домашнее задание в заданный промежуток времени?).

По результатам проведенного исследования преподаватели, а также научный отдел могут оценить эффективность преподаваемых дисциплин, степень заинтересованности студентов в изучаемых дисциплинах. Анализ положительных и отрицательных результатов дает основание для изменения учебного плана, обучающих методик. При этом следует ориентироваться на средневзвешенные показатели. Опросы лучше всего проводить анонимно, для большей достоверности. В опросах не должны принимать участие студенты, нерегулярно посещающие занятия

и получившие отрицательную оценку на промежуточной аттестации. В случае значительных отклонений от средних показателей, следует проводить беседы со студентами. Возможно, некоторым из них будет предложено изменить свой индивидуальный учебный план. Таким образом, обратная связь со студентами повысит эффективность применения новых образовательных стандартов и системы зачетных единиц.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что введение системы зачетных единиц позволило повысить конкурентоспособность отечественных образовательных программ на мировом рынке, а также сделало российскую систему образования, находящуюся в состоянии перманентной модернизации и реструктуризации, более открытой. Однако говорить о том, что при этом увеличилась ценность российских дипломов на европейском рынке — пока рано.

Мы видим также, что произошли неформальные изменения в системе образования, а преобразование всего образовательного процесса, поведенческого стереотипа личности, как преподавательского состава вузов, так и студентов в образовательной среде, которая формировалась многие годы.

Хочется отметить, что переход на новые образовательные стандарты и систему зачетных единиц, адаптированных к национальным условиям и потребностям, делает необходимым существенное возрастание активности, инициативности и ответственности за разработку и реализацию образовательных программ всего преподавательского сообщества, тем самым стимулируя вузы к совершенствованию учебного процесса, что в свою очередь, содействует укреплению позиций российской системы образования.

Литература

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: Методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 114 с.

2. Баум В.В. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций: Учебное пособие / В.В. Баум, В.Н. Чистохвалов, В.М. Филиппов. — М.: РУДН, 2008. — 166 с.

3. Курочкина О.В., Панкова Н.В. Сравнительный анализ международных практик интернационализации профессионального образования // Проблемы современной экономики. — №4 (52). — 2014. — С.360-364.

4. Кузнецов В., Кузнецова В., Сенашенко В. Введение зачетных единиц как организационно-педагогическая проблема // Высшее образование в России. — 2010. — №8. — С. 22-28.

5. О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.akvobr.ru/monitoring_vnedrenia_fgos.html

6. Переход на новые образовательные стандарты: Попутные наблюдения и предварительные итоги // Информационный бюллетень № 13 Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. — М., 2011. — С. 25-38.

системный подход в сфере профессионального образования и дистанционные образовательные технологии

В.М. Никоноров,

доцент кафедры торговой политики и прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,

кандидат экономических наук nikanorv@mail.ru

В статье рассмотрена система среднего профессионального образования, которую можно представить как совокупность подсистем — учебной, методической, организационной, финансовой, кадровой, вспомогательной и обеспечивающей. Предложено усовершенствование системы за сч3т добавления информационной подсистемы.

Ключевые слова: дистанционная образовательная технология, образовательная организация, креативный подход, интерактивность, профессиональное образование

УДК 377.1 ББК 74.4

Системный подход является превалирующим во многих областях знаний — от биотехнологии до астрофизики. В основе системного подхода лежит понятие «система», а многообразие явлений окружающего мира целесообразно рассматривать именно как систему. Это позволяет увеличить объём знаний об окружающем мире в сравнении с механистической концепцией. Дезинтегрированность человеческого разума и языка проецировалась на область исследования. Всё, что изучалось,

представлялось состоящим из отдельных разрозненных частей. Системный подход имеет дело с единым целым и позволяет решать более общие задачи.

Концепция системы, начиная со второй половины XX века, в научном мире становится консенсусной. Современная наука, исследуя системы, стремится преодолеть разрозненность знаний. Изучение системы означает изучение единого целого, а не раздробленных частей этого единого целого. Системный

подход, предположительно, даёт многомерный эффект и в состоянии обеспечить синтез знаний человечества. Метод Луллия «Ars Magna» подразумевал комбинации существующих знаний на плоскости. Системный подход предполагает комбинацию имеющихся знаний в n-мерном пространстве.

Приведём различные определения системы:

1) «Комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи) [1];

2) «Нечто такое, что может изменяться с течением времени», «любая совокупность переменных... , свойственных реальной логике» (Р. Эшби) [2];

3) «Отображение входов и состояний объекта в выходных объекта» (М. Месарович) [3].

Сферу среднего профессионального образования можно представить как совокупность подсистем — учебной, методической, организационной, финансовой, кадровой, вспомогательной и обеспечивающей.

Не у всех жителей нашей страны есть равные возможности для получения среднего профессионального образования. Это связано, прежде всего, с удалённостью мест проживания потенциальных студентов от профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО, в соответствии с федеральным законом №273-Ф3 от 29.12.2012), так называемый территориальный фактор. ПОО, как правило, сосредоточены в городах, что усложняет доступ к системе СПО жителям дальних регионов, малых городов и сельских поселений. В настоящее время в сети Интернет создана специализированная информационная образовательная среда, позволяющая реализовать дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ). ДОТ обеспечивают реализацию учебного процесса — от авторизации студента до промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) по каждой дисциплине учебного плана. ДОТ минимизируют негативный эффект от территориального фактора, позволяют студенту получать высшее образование без отрыва от производства.

Следовательно, имеющуюся систему среднего профессионального образования можно дополнить информационным компонентом (ДОТ). В усовершенствованной таким образом системе появляются новые связи и новые функции (рис.1).

Дополнение системы СПО информационной подсистемой неминуемо приведёт к синергетическому эффекту [4].

Провести оценку синергетического эффекта от усовершенствования системы СПО при включении информационной подсистемы позволяет хорошо себя зарекомендовавшая система зачетных единиц (далее — ЗЕ).

Структура образовательной среды обучения с ДОТ

i

Обучающие Образовательный

процесс

Анализ элементов структуры и связей между ними Оценка уровня квалификации Установление форм обучения и требований потребителя

Проверка соответствия ППС требованиям рабочих программ

Наполнение ДОТ (структура, содержание, выполнение заданий и работ, тестирование)

Выбор преподавателей

Оценка расходов на реализацию учебного процесса

Оптимизац ия структуры управления по функциям Использование интернет- системы дистанционного обучения (ИСДО)

Проверка соответствия УМД требованиям ФГОС

Обеспечение соответствия качества УМД требованиям потребителя

Анализ качества фактической подготовки обучаемых

Процесс движения обучаемых в соответствии с графиком

Освоение требований обучения с ДОТ

Получение компетенций по элементам дисциплины

Координация методистом учебного процесса

Рис. 1. Структура образовательной среды с ДОТ

Применение системы зачетных единиц предполагает:

1. оперативный и обоснованный контроль качества обучения студентов;

2. расширение возможностей получения междисциплинарного образования;

3. упрощенный переход студентов на индивидуальные формы обучения, так как ЗЕ определяет значимость той или иной дисциплины для студента;

4. устранение дублирования читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;

5. определение численности штата ППС, взвешенный расчёт фонда оплаты труда ППС и возможности для повышения оплаты труда преподавателей;

6. рост академической мобильности профессиональной образовательной организации;

7. создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий.

Для реализации образовательного процесса с применением ДОТ предварительно должны быть решены следующие задачи:

1. сформировать рабочие программы с использованием среды с ДОТ на основе интеграции инновационных учебных, научных и прикладных достижений;

2. ввести в рабочие программы требования, характерные для образовательной среды с ДОТ;

3. с учётом ДОТ разработать учебно-методические пособия и инструкции, способствующие эффективному освоению учебного материала обучающимися;

4. определить оценочные показатели по каждой дисциплине;

5. создать интеграционную образовательную среду;

6. сформировать сеть и инфраструктуру для использования образовательной среды с ДОТ.

Обучение с дистанционными образовательными технологиями предполагает свободный доступ студентов к специализированной информационной образовательной среде, созданной в интернете, и базируется на следующих принципах:

1. образовательный продукт создается в полноправном партнерстве: студент — образовательная организация высшего образования;

2. соответствие изучаемого материала запросам и потребностям студента;

3. самостоятельная творческая (креативная) работа обучающегося;

4. интерактивность занятий;

5. открытая коммуникация по отношению к создаваемому студентом образовательному продукту.

В основе обучения студентов с применением ДОТ положены методы и приёмы, которые формируют креативный подход к освоению профессиональной деятельности, способствуют адаптации студента к непрерывно изменяющимся условиям рынка [5].

Можно оценить преимущества от усовершенствованной системы среднего профессионального образования. Своего рода синергетический эффект от добавления к системе образования еще одной подсистемы (информационной). Эти преимущества будут справедливы для студентов, для преподавателей и для работодателей. Рассмотрим эти плюсы усовершенствованной системы среднего профессионального образования по отдельности.

Подготовка компетентных выпускников ПОО с использованием дистанционных образовательных технологий даёт следующие положительные эффекты:

i

Обучаемые

hz

Предоставление льгот для обучения с ДОТ

Проведение консультаций по электронному обучению

Уровень подготовки обучаемых и их потребности

Г

Условия обучения студентов и возможности вуза_

Трудности

возникаю щие у студентов при

обучении

Рис. 2. Алгоритм обучения с применением ДОТ

1) формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов;

2) воспитание системного мировоззрения, гибкости, стра-тагемности, критичности мышления;

3) развитие ответственного отношения к решению учебных и профессиональных проблем.

Единство и мультимерность новейших дистанционных образовательных технологий формируют информационную культуру и компетентность будущих специалистов, создают потенциальную возможность оперативной и эффективной адаптации к требованиям рынка труда.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий непременно должно обеспечивать выполнение

всех требований, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом и учебным планом для соответствующей специальности [6].

Для профессорско-преподавательского состава работа в усовершенствованной системе образования (с применением ДОТ) также сулит положительные перспективы.

Использование квалифицированным преподавателем возможностей социальных сетей, специализированных порталов, интернет-ресурсов и различного программного обеспечения создаёт питательную информационную среду, которая содержит значительные массивы информации для усовершенствования традиционных форм обучения, повышает скорость передачи информации (скорость распространения электромагнитных колебаний — 300 000 км/с) и способствует её эффективному усвоению.

Работодатели, соответственно, извлекают выгоду от экстер-налий. Применение инновационных дистанционных образовательных технологий обеспечивает требования потенциальных работодателей, предъявляемые к освоению студентами профессиональных навыков при одновременном сокращении сроков обучения с учётом индивидуальных особенностей студентов. Инновационные методы подготовки кадров должны быть отражены в рабочих программах по дисциплинам обучения с ДОТ, которые ориентированы на подготовку выпускников ПОО к профессиональной деятельности. Образование с дистанционными образовательными технологиями способствует развитию профессиональных компетенций.

Учитывая вышеназванные многообразные достоинства усовершенствованной системы образования с применением ДОТ, можно предложить алгоритм выбора, разработки и внедрения обучения с дистанционными образовательными технологиями (рис.2).

Структура дисциплины с применением ДОТ представлена на рис.3. Применение ДОТ позволяет совершенствовать в ПОО образовательный процесс и повышать эффективность обучения студентов. Обучение на основе дистанционных образовательных технологий должно стать неотъемлемой частью профессиональной образовательной организации [7].

Обучение с дистанционными образовательными технологиями дает студентам равный и исчерпывающий доступ к необходимой информации, обеспечивает эффективное формирование профессиональных и общекультурных компетенций, а преподавателям позволяет применять креативный подход в образовательном процессе [8]. Таким образом, применение в образовательном процессе ДОТ способствует формированию всемирного образовательного пространства.

Рис. 3. Структура дисциплины с применением ДОТ

Литература

1. Bertalanffy L. An Outline of General System Theory. «British Journal Philosophy of Science», 1950, p. 134-65.

2. Эшби У.Р. Введение в кибернетику: пер. с англ. / Под. ред. В.А. Успенского. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: « 2005. — 432 с.

3. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы / Пер. с англ. Э.Л. Наппельбаума; под ред. В.С. Емельянова. — М.: «Мир», 1978.

4. Мокин В.Н. Переверзева Т.А. Синергетический эффект как индикатор структурных интеграционных изменений: методы измерения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2008. — №5(64). — С. 17-23.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2013. — 208 с.

6. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие / Под ред. А.Н. Ковшова. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 336 с.

7. Инновационное развитие: Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнер. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 624 с.

8. Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. — М.: Дашков и К, 2012. — 308 с.

контроль качества знаний студентов методом тестирования при внедрении системы зачетных единиц в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Н.В. Панкова,

Ректор Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,

доктор экономических наук, профессор rector @ ice.spb.ru

А.Н. Пилипенко,

младший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета

В статье рассматривается важность внедрения балльно-рейтинговой системы при использовании системы зачетных единиц. Подчеркивается важность объективной оценки освоения учебной дисциплины или ее части, а также классификация используемых для контроля знаний тестов, их характеристики; требования, предъявляемые к тестам; способы их проведения.

Ключевые слова: тестирование, среднее профессиональное образование, балльно-рейтинговая система, зачетные единицы

УДК 378.1:006.89 ББК 74.58.202

Система зачетных единиц способствует развитию академической мобильности у учащихся средних специальных учреждений. В зачетных единицах (кредитах) выражается трудоемкость учебной работы, они определяют время, необходимое для освоения определенного учебного материала, таким образом, она позволяет числовым способом выражать объем и уровень знаний. Зачетные единицы позволяют достоверно определять относительный вклад дисциплины в средний балл, получаемый студентом, на основании которого можно установить индивидуальный рейтинг каждого из них.

При внедрении зачетных единиц в учреждениях системы профессионального образования очень важной составляющей является балльно-рейтинговая система оценивания индивидуальных достижений студентов и обеспечения качества учебного процесса и разработка рейтингового регламента учебной дисциплины. При использовании балльно-рейтинговой системы возрастает значение используемых методов контроля знаний и их оценка. Оценка знаний — систематический процесс определения степени соответствия имеющихся у учащихся системы среднего профессионального образования (СПО) знаний, умений и навыков с предварительно планируемым результатом. Предварительно планируемый результат определяется целью, поставленной на определенный промежуток времени. Одним из наиболее достоверных видов оценки знаний являются тесты. Умения и навыки учащихся выражаются в умении решать задачи и проблемные ситуации, работать по ситуации. Тесты могут выполняться в бумажном виде или компьютерном варианте.

При проведении оценки знаний с использованием тестирования вначале необходимо определить диагностику обучаемости, т.е. выявить уровень знаний студентов СПО, для того чтобы составить программу обучения данной группы студентов. Программа меняется в зависимости от ответов на поставленные вопросы. В конце выполнения программы обучения по конкретной дисциплине определяется уровень реализации поставленных целей, т.е. результат, который сравнивается с наилучшим запланированным результатом (идеалом). Следовательно, в начале обучения следует четко поставить цели:

ЦЕЛЬ

Результат (это то, что планируется получить) Идеал (то, что хотим получить в наилучшем результате)

Учебная цель должна фиксировать — что меняется в знаниях студента в результате обучения. В процессе обучения необходимо научить основным понятиям дисциплины, которую изучает студент, а главное научить образу действия: словесному общению, умению производить действия, владению эмоциональным состоянием.

Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. Все тесты можно классифицировать по уровню усвояемости (табл. 1).

Таблица 1

Классификация тестов

№ п/п Выявление уровня усвоения знаний Вид теста

Открытый Закрытый

1 Узнаваний Альтернативный

2 Воспроизведение Подстановка пропущенного слова

3 Понимание Найти ошибки в тексте, заполнить пропущенные места, дать определения Установление последовательности

4 Определение На установление соответствия

5 Применение Найти ошибки в тексте, заполнить пропущенные места, дать определения Множественный выбор

6 Оценивание Множественный выбор

7 Опознание Сложные, когда в одном тесте 2 задания Простые