Научная статья на тему 'Системный подход как методологическая основаформирования родительских стратегий студенческой молодежи'

Системный подход как методологическая основаформирования родительских стратегий студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
232
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / БРАК / РОДИТЕЛЬСТВО / СЕМЬЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СТРАТЕГИИ / SYSTEM APPROACH / MARRIAGE / PARENTHOOD / FAMILY / STUDENT YOUTH / STRATEGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никулина Наталья Николаевна

Представлен анализ процесса формирования родительских стратегий молодежи на основе системного подхода, основывающегося на постоянном учете и использовании в осмыслении и практической деятельности связей и закономерностей, присущих системам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System Approach as a Methodological Basis for the Formation of Parent Strategies of Student Youth

The aim of the article is to present an analysis of the process of formation of parents' strategies for young people on the basis of a systematic approach, based on constant accounting and use, in understanding and practical activities of connections and patterns inherent for systems.

Текст научной работы на тему «Системный подход как методологическая основаформирования родительских стратегий студенческой молодежи»

УДК 37.013

Системный подход как методологическая основа формирования родительских стратегий студенческой молодежи

Никулина Н.Н.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского государственного аграрного университета им. В.Я. Горина

Представлен анализ процесса формирования родительских стратегий молодежи на основе системного подхода, основывающегося на постоянном учете и использовании в осмыслении и практической деятельности связей и закономерностей, присущих системам.

Ключевые слова: системный подход, брак, родительство, семья, студенческая молодежь, стратегии.

В настоящее время современное молодое поколение определяет завтрашний день общества, одновременно проектируя и создавая свое будущее. Им выстраиваются базовые жизненные стратегии, включающие основные области человеческой деятельности. В числе одного из основных структурных компонентов данных стратегий рассматриваются родительские стратегии, имеющие системообразующую значимость как для современных молодых людей, так и для социума в целом.

Проблема исследования определяется через противоречие между необходимостью изучения родительских стратегий студенческой молодежи как фактора решения демографической проблемы, самореализации личности, стабильного развития семьи и существующим дефицитом исследований, посвященных родительским стратегиям молодежи в целом и студенческой молодежи, в частности. Несомненно, важно дополнить недостатки теоретического и практического знания о родительских стратегиях студенческой молодежи и многообразие их форм. Существует также потребность в системном анализе факторов, которые влияют на формирование родительских стратегий в современном социуме [1].

Понятию «системный подход», как правило, придают управленческий и теоретико-методологический смыслы. Преимущественно к нему обращаются, когда рассматривают общие методологические принципы научных исследований, а также ведут речь о совершенствовании системы управления.

В качестве основных принципов системного подхода принято рассматривать:

1) структурность системы - понимание системы через вычленение ее структуры, ее связей и отношений системы;

2) целостность системы - не тождественность отдельных элементов системы совокупности свойств составляющих ее компонентов, не выводимость из свойств отдельных элементов свойств целого; а обусловленность каждого элемента, свойства и отношения его местом, функциями внутри целого;

3) иерархичность системы - отдельный системный компонент может быть представлен, в свою очередь, как самостоятельная система, где анализируемая система является одним из компонентов более широкой системы;

4) взаимозависимость среды и системы - система реализует свои свойства и при этом динамично структурирует свои компоненты в процессе взаимодействия со средой, выступая системообразующим элементом этого взаимодействия [2].

В ходе применения к различным наукам в познании и преобразовании объективной действительности системный подход всегда приобретает свою специфику. Обусловлено это тем, что общие законы диалектики во многих областях действительности проявляются в специфических формах.

В качестве научно-методологической основы исследования и формирования родительских стратегий современной молодежи выступает междисциплинарный системный подход.

Специфика системного подхода в исследовании процесса формирования родительских стратегий современной молодежи заключается в том, что:

1) системный подход дает возможность рассмотреть родительство, во-первых, в качестве более обширной системы, в данном случае системы «семья», во-вторых, как самостоятельную систему, включающую в качестве основных элементов репродуктивную деятельность, материнство и отцовство;

2) используя системный подход можно более всесторонне изучить родительские стратегии в системе жизненных стратегий современной студенческой молодежи, конкретизировать их место в системе жизненных стратегий;

3) управление процессом формирования родительских стратегий современной молодежи, с точки зрения системного подхода, должно рассматриваться как неотъемлемая часть целостного процесса формирования жизненных стратегий современной студенческой молодежи [3].

Родительство представляет собой социальный институт, выполняющий задачи воспроизводства и социализации человека, а также исторически и культурно обусловленные социальные практики; динамичный социально-психологический процесс, способствующий удовлетворению потребности человека в детях и наиболее полной самореализации личности.

Методологическая значимость системного подхода заключается в понимании неразрывной взаимосвязи родительства и семьи с основными процессами, реализующимися в обществе; в осознании многообразия их форм и значимости в жизни личности и общества; а также в исследовании родительских стратегий как динамичного феномена.

Несмотря на разнообразие концептуальных подходов, основной спектр взглядов на семью сводится преимущественно к рассмотрению ее в качестве: 1) социальной системы, 2) социального института, 3) малой социальной группы, 4) социального конструкта.

Родительские стратегии, рассматриваясь в качестве неотъемлемой части жизненного проектирования, в научной литературе анализируются через призму категорий «жизненные стратегии».

Жизненные стратегии - это модель в виде системы целей и задач личности в основных сферах его жизнедеятельности, а также способов их достижения и репрезентирующая смысл его жизни.

Такое интегральное личностное образование, как система жизненных стратегий, включает комплекс подструктур, в том числе и семейные стратегии; в свою очередь частью семейных стратегий являются родительские стратегии.

Родительские стратегии - это модель поведения личности, ориентированная на реализацию роди-тельства как ценности-цели, включающая набор родительских практик, сложившихся в представлении

человека и демонстрируемых им как идентичность «Я-мать» или «Я-отец» [4].

Управление процессом формирования родительских стратегий современной молодежи должно осуществляться с позиций системного подхода, который позволит рассматривать данный процесс как неотъемлемую часть целостного процесса воспитания подрастающего поколения, в результате которого происходит формирование жизненных стратегий молодежи. При подходе к проектированию данного процесса необходимо прежде всего учитывать систему социально-педагогических факторов, оказывающих влияние на родительские стратегии студенческой молодежи.

Первый фактор - это родительская семья. Родительская семья, где закладываются культурные образцы, во многом определяет само существование родительских стратегий у нашей молодежи, а также желаемую детность в рамках репродуктивных стратегий и специфику материнских, отцовских родительских стратегий. Родительская семья позволяет человеку выстраивать иерархию ценностных ориентиров, благодаря которым молодой человек определяет главные и второстепенные цели своей жизни. Именно в родительской семье молодой человек «срисовывает» образцы ролевого поведения отца и матери, сохраняющиеся в его сознании и памяти в течение жизни. В дальнейшем он либо принимает их как должные и следует им, либо категорически отвергает их [5].

Вторым действенным фактором влияния на формирование родительских стратегий студенческой молодежи является семейная политика, проводимая государством, и общественная молодежная политика.

Государственная семейная политика по отношению к родительским стратегиям имеет двустороннюю направленность. С одной стороны, она воздействует на выбор родительских стратегий, их типов и моделей; с другой стороны, она создает условия для их реализации.

Официально Концепция государственной семейной политики в РФ была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р, где были разработаны конкретные меры, направленные и на формирование общественно важных репродуктивных стратегий молодежи, среди них:

1) повышение эффективности и адресности системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

2) реализация материнского (семейного, родительского) капитала;

3) повышение доступности системы дошкольного образования;

4) предоставление молодым семьям ипотечного кредитования и др. [6].

Представленные в Концепции задачи подкрепляются конкретными мерами, основные из которых:

трудоустройство родителей, имеющих малолетних детей; предоставление удаленной работы; помощь в организации и развитии индивидуального предпринимательства и т.д. Для молодежи, задумывающейся о родительстве уже на студенческой скамье, включена конкретная мера, направленная на внедрение программ временного трудоустройства и занятости учащейся молодежи в свободное от учебы время.

Реализация запланированных мер должна способствовать формированию общественно одобряемых материнских и отцовских стратегий. Нацеленные на совмещение ролей матери/отца и работника они будут тяготеть к моделям интегрированных стратегий, которые в наибольшей степени отвечают современным реалиям, способствуют самореализации студентов как личностей и укреплению семьи.

С точки зрения воздействия на формирование родительских стратегий студенческой молодежи, одной из центральных задач в области государственной семейной политики на всех уровнях должно стать широкое освещение предпринимаемых мер и их реализации. В этом направлении делаются заметные шаги, эксплицируемые в рамках празднования Дня семьи, любви и верности, Дня матери и Дня отца; проведения в отдельных регионах «Мама-Фестов» и «Папа-Фестов» с большим количеством интересных и увлекательных мероприятий и т.п., однако в этом плане не все ресурсы задействованы.

Безусловно, расширение мер государственной поддержки содействует формированию общественно одобряемых родительских стратегий у современной молодежи. Вместе с тем по-прежнему наблюдается недостаточная работа среди молодежи по разъяснению основных целей и задач семейной политики.

Третьим важнейшим фактором, воздействующим на родительские стратегии студенческой молодежи, являются средства массовой коммуникации и прежде всего средства массовой информации, выступающие и в качестве основного средства информирования населения о целях и задачах семейной политики на государственном уровне, а также в качестве главного коммуникатора представлений общества об идеальном образе семьи и родительства [7].

Каждый из видов средств массовой коммуникации имеет свою особенность, которая отражается при их воздействии на родительские стратегии студенческой молодежи. Печатные периодические издания, хоть и стремятся создать положительный образ семьи с детьми и пропагандировать семейные ценности, однако вопросы семьи в целом занимают в них незначительное место; а отражение в глянцевых журналах, наиболее читаемых студенческой молодежью, «звездного бэби-бума» далеко от реальных проблем российской реальности.

Иначе говоря, малочисленность глубоких, содержательных и доступных публикаций по проблемам семьи и родительства, имеющихся в подавляющем 308

Социология

большинстве периодических изданий, мало способствует созданию у молодежи реальных представлений как о радостях, так и о трудностях материнства и отцовства и не ведет к формированию реальных, осознанных родительских стратегий.

Из средств массовой информации наибольшее влияние на молодежь оказывает телевидение. Однако проведенное исследование [8] показало, что оно не способствует формированию у молодежи позитивных родительских стратегий, которые бы отвечали потребностям современного общества.

Фактором, воздействующим на весь процесс социализации молодежи, включая процесс создания представлений о семье, и роль которого постоянно возрастает, является Интернет, где существует достаточно большое количество сайтов, освещающих вопросы материнства, отцовства и родительства и способных оказать позитивное влияние на формирование родительских стратегий молодежи. Проблема состоит в том, чтобы познакомить молодых людей с такими сайтами. Это должно стать одной из задач воспитательной работы в вузе.

В целом, современная студенческая молодежь выбирает родительские стратегии, соответствующие современным реалиям, но не в полной мере отвечающие потребностям нашего общества и самого молодого человека. В качестве одного из приоритетных общественных направлений в перспективе необходимо рассматривать задачи управления и корректировки процессом формирования родительских стратегий современной молодежи на основе системного понимания данного процесса.

Литература:

1. Ельникова Г.А., Давитян М.Г., Никулина Н.Н. Особенности родительских стратегий современной студенческой молодежи // Научный результат. Серия: Социология и управление. - 2017. -Т. 3. № 1 (11). - С. 38-48.

2. Никулина Н.Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 111. - С. 986-1005.

3. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. - СПб.: ГПУ, 2008. - 520 с.

4. Давитян М.Г. Основные модели родительских стратегий молодежи // Казанская наука. - 2015. -№ 2.- С. 187-189.

5. Гордиенко И.В., Давитян М.Г. Проблема отцовства и материнства как феномен родительства в современной России: социально-педагогический // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - № 3 (54). - С. 43-6.

6. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» - URL: http://base.garant. ru/191961/#friends (Дата обращения 2.06.2017).

7. Давитян М.Г., Никулина Н.Н. Основные тенденции в сфере положения детей и защите их прав на территории Белгородской области: актуальность, проблемы, перспективы // Образование: традиции и инновации. Материалы V международной научно-практической конференции. -Прага, 2014. - С. 331-336.

8. Давитян М.Г. Родительские стратегии современной студенческой молодежи: дис. ... канд. соц. наук. - Белгород, 2017. - 223 с.

System Approach as a Methodological Basis for the Formation of Parent Strategies of Student Youth

Nikulina N.N. Agricultural Univerisity named after V. Gorin

The aim of the article is to present an analysis of the process of formation of parents' strategiesfor young people on the basis of a systematic approach, based on constant accounting and use, in understanding and practical activities of connections and patterns inherent for systems.

Key words: system approach, marriage, parenthood, family, student youth, strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.