РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ
УДК 372.851
DOI: 10.24412/2308-7196-2022-2-5-17
Михаил Александрович Соколов
аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24 Тел: 8-906-878-61-24, e-mail: [email protected]
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
В ТВОРЧЕСТВЕ Л. БЕРТАЛАНФИ
Michail A. Sokolov
PhD student of the Chair of Preschool Pedagogy and Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia
SYSTEM APPROACH AS A RESEARCH PROGRAM IN THE WORK OF L. BERTALANFI
Аннотация. Статья посвящена становлению системного знания и его применению в творчестве Людвига фон Берталанфи. Рассмотрены общее понятие системы и ее особенности, а также ее характеристики. Выделены основные пункты и описаны компоненты общей теории систем. Описаны важные моменты развития творчества JI. Берталанфи.
Ключевые слова: системный подход, система, общая теория систем.
Abstract. The articleis devoted to the formation of systemic knowledge and its application in the work of Ludwig von Bertalanffy. The general concept of the system and its features, as well as its characteristics are considered. The main points are highlighted and the components of the general systems theory are described. The important moments of L. Bertalanffy's creative development are described.
Key words: systems approach, system, general systems theory.
В нашем мире абсолютно все «завязано» на системах. Понятие системы вошло во все сферы человеческой деятельности, в том числе в науку. На данный момент система не только выступает теоретическим аспектом, но и становится главным элементом в некоторых областях прикладной науки.
©СоколовМ.А., 2022
Современная наука придерживается позиции, по которой природные объекты исследуются прежде всего в рамках взаимодействия и многогранности. Для изучения систем необходим подход, который сможет описать целостность объектов окружающего мира и обосновать взаимосвязь между ними. Именно поэтому было введено понятие системного подхода.
В XX в. системный подход стал наиболее значимым для научного познания, так как именно в это время был осуществлен переход к новому типу задач, которые включали в себя изучение проблем устройства и работы сложных объектов. Также во второй половине XX в., с активным внедрением технических средств в жизнь человека, изучение систем становится востребованным и в социальной практике. Также была выявлена общая теория систем. Одним из основоположников теории стал Карл Людвиг фон Берталанфи.
Л. фон Берталанфи по образованию биолог. Его самая известная организмическая концепция с названием «теория открытых систем» нашла применение во многих сферах деятельности. Он является первооткрывателем теории биологических открытых систем, которая играла главную роль в его трудахс 1920-х гг. Теория открытых систем повлияла на восприятие и управление организациями, а также способствовала созданию в середине XX в. теории организации и управления, которая сохраняла актуальность до 1990-х гг. В конце 30-х у автора появились наброски представления общей теории систем. В частности, к этим наброскам относится его идея о единстве науки, которая была актуальна и в 90-х. Начиная с 50-х гг. и до окончания своей научно-исследовательской деятельности Л. Берталанфи занимался применением теории открытых систем и общей теории систем к общественным наукам, в результате чего появился «системный» взгляд на социум. Он был одним из немногих исследователей, значительно повлиявших на то, как западные цивилизации воспринимают связь друг с другом и с окружающим миром.
Как и любая концепция, общая теория систем основана на результатах предыдущих исследований. Л. фон Берталанфи основывался на теории немецкого философа Готфрида Вильгельма Лейбница и крупнейшего немецкого мыслителя Николая Кузанского. Берталанфи писал: «Конечно, как и любое другое научное понятие, понятие системы имеет свою долгую историю... В этой связи необходимо упомянуть "натуральную философию" Лейбница, Николая Кузанского с его совпадением противоположностей, мистическую медицину Парацельса, предложенную Вико и Ибн-Халдуном версию истории последовательности культурных сущностей, или "систем", диалектику Маркса и Гегеля...» [2].
Впервые идея наличия общих закономерностей при взаимодействии достаточно большого числа социальных, физических и биологических объектов была представлена Берталанфи в Чикагском университете в 1937 г.
Система и системные идеи появились довольно давно. Формирование каких-либо последовательностей у людей появилось за счет познания мира
с углублением в разные взаимосвязи. В процессе познания люди превращали целое в частичное или, наоборот, части объединяли в целое для выполнения каких-либо интеллектуальных действий. Системные идеи рождались в повседневной практической деятельности, например, при ремесле или торговле. Также философия давала некоторые представления о системе, изучая частный элемент и целое.
Понятие системного подхода раскрывается как «направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину» [5].
Такой подход направлен на разработку особых познавательных инструментов, которые отвечали бы задачам исследования и конструирования сложных объектов. Он является методологическим центром всех нынешних системных исследований. К такому подходу можно отнести и общую теорию систем.
Общая теория систем зарождалась еще в 1912 г. в такой области, как тектология. Тектология является учением писателя-фантаста и революционного деятеля Александра Богданова. Оно уделяло особое внимание закономерностям развития организации, устойчивому и изменяющемуся значению обратных связей, роли открытых систем и учету целей организации системы. Богданов считал, что если привести противоположности к балансу, то можно добиться устойчивости динамической системы. Из этого родилась следующая идея: «... любой кризис, то есть усиление противоречий, влечет за собой или деградацию системы, по-другому - дезингрессию, или ее преобразование, по-другому - ингрессию» [6]. Также он полагал, что чем сильнее свойства целого отличаются от совокупности свойств его частей, тем уровень организации системы выше.
Некоторые отголоски общей теории систем можно было встретить еще в началах естественных наук и философии, например, в трудах немецкого ученого Георга Гегеля, так как он принимал позицию холизма, которая изучала проблему соотношения части и целого и исходила из приоритета целого по отношению к его частям. Он выделял несколько основных идей. Первая идея гласит: целое есть нечто большее, чем сумма частей. Вторая: целое определяет природу частей. Третья - подразумевает, что части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого. Четвертая: части находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости [4].
Диалектика Гегеля выделила новый способ мышления, который ориентирует на поиск внутренних источников существования и развития объектов, представляющий собой диалектическое единство целого и его частей.
Также предпосылки возникновения общей теории систем были в работах Джона фон Неймана [10], который разработал общую теорию самовоспроизводящихся автоматов. Клод Элвуд Шеннон в своих трудах по теории информации дал обоснование понятию «количество информации»
с позиции теории связи [13]. В работе по кибернетике Норберта Винера [8], в которой найдена связь энтропии, неупорядоченности, количества информации и неопределенности, была особенно выделена ценность этих понятий для изучения систем. С именем Винера связывают продвижение типизации моделей систем, выделение обратных связей, акцент на принцип оптимальности в управлении и синтезе систем, развитие моделирования как методологии и понимание информации как свойства материи.
Многие ученые говорили, что понятие «система» относительно, так как при иерархическом делении один уровень сам может быть системой, но на другом уровне он уже будет элементом более крупной системы.
Любая система находится в среде - совокупности всех объектов и систем. Изменение их свойств влияет на рассматриваемую систему. Также в среду входят объекты и системы, которые меняются под воздействием конкретной рассматриваемой системы. Таким образом, элементы, которые попали в границу исследования, образуют систему, а те, что остались за границей, образуют среду, или, по-другому, системное окружение. Изучение системы обязательно проводится с учетом взаимодействия с окружающей ее средой, так как система формируется и ее свойства появляются только в процессе взаимодействия.
Система имеет некоторые особенности. Первая особенность системы: она имеет новые свойства, в отличие от элементов, из которых она состоит. Следующая особенность: система обладает свойствами оптимальности. Еще одной особенностью является то, что системы создают для определенной цели и решения задач.
Резко выросшее системное движение в науке ставит перед собой цель -обеспечить целостный взгляд на мир, отстранить узконаправленный дисциплинарный подход к его познанию и помогать в раскрытии потенциала программ, направленных на междисциплинарное исследование комплексных проблем.
Основываясь на приведенных выше работах, можно сформулировать принципы, которые ложатся в основу общей теории систем. Важным условием существования рабочей системы является наличие связей между отдельными системными единицами, которые впоследствии вступают во взаимоотношения. Система как одно целое оказывает влияние на свойства отдельных элементов, изменяя их направление. Качественное изменение свойств системных элементов может привести к изменению всей системы. В данном случае возможны два варианта: либо появление системы высокого уровня, либо упрощение внутренней структуры.
Системы можно классифицировать множеством способов. По содержанию системы разделяются на реальные или материальные, объективно-существующие, абстрактные. Реальные подразделяются еще на два типа: естественные, или природные, и искусственные, то есть вызванные деятельностью человека [9].
Естественные системы включают в себя системы живой природы -биологические и социальные, а также системы неживой природы - физические. Физические системы подвластны физическим законам механики, термодинамики и др. Биологические системы образуются большими разновидностями живых существ - от самого низкого уровня до самого высокого. Биология занимается изучением таких систем, и она до сих пор остается в первых рядах по исследованию систем. Накопленный в изучении биологических системопыт долгое время не могли перенести в другие сферы науки, например, в социальные науки. Социальные системы рассматривают людей и образованные ими цивилизации, национальности и еще множество различных коллективов как главный компонент системы. Социальные системы делят по сферам жизнедеятельности человека, например, духовные, политические, экономические, этнические и т. д.
Искусственные системы тоже являются немаловажной частью исследований. Такие системы появляются в результате целенаправленных человеческих усилий. В искусственные системы включают технические системы, которые проектируются с определенной целью. Такие системы выделяются условно, так как они не имеют возможности вырабатывать свое состояние. Дли них главным фактором функционирования является эффективное взаимодействие человека с подсистемой технического плана.
Общей теорией систем называют специально-научную и логико-методологическую концепцию, позволяющую анализировать объекты как системы [11]. Главной целью выделяют нахождение основных принципов функционирования систем, которые требуются для описания взаимодействия этих объектов. Такой группой объектов можно назвать как любой информационный или электромеханический объект, так и общество.
Общая теория систем конкретизирует принципы и методы системного подхода. Также теория является методологической концепцией исследования систем.
Конкретизируя теорию, выделяют предмет исследования, который состоит из нескольких пунктов. Пункт первый - изучение основных закономерностей и принципов функционирования системы. Пункт второй -изучение классов, типов и видов систем. Пункт третий - изучение процессов, происходящих в системах, например, адаптации, эволюции, переходных процессов и др.
Также существуют некоторые факторы, определяющие систему как сложное организованное целое, такие как устройство и состав системы, текущее состояние и среда, в которой система функционирует.
При ее рассмотрении стоит обратить внимание на понятия, используемые в рамках теории. Первое и основное понятие - система. Существует большое количество определений системы, вот некоторые из них. Берталанфи определял систему как множество отдельных частей, которые при взаимодействии образуют единое целое [2]. Американский ученый Дж. Ванн Гиг дает определение системе как совокупности связанных между собой элементов [1].
Рассел Линкольн Акофф и Фредерик Эммери - ученые и исследователи системного подхода - в своей книге «О целеустремленных системах» [7] дали такое определение: система - это множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми. Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что в системе обязательно должны быть элементы и между ними должна быть взаимосвязь. Системой может являться любой объект или процесс окружающего мира.
Любые объект или система обязательно имеют такие важные характеристики, как свойства. Под свойством понимают внешние проявления процесса или способа, при помощи которого получают знания об исследуемом объекте. Свойства позволяют описывать объекты системы количественно, выражая размерность интересующего фактора в единицах. Система (объект системы) имеет достаточно большое количество свойств.
Первое свойство - это, как бы это ни казалось странным, системность. Системностью называют совокупность элементов и возможность при некоторых условиях рассматривать элементы как отдельные системы. Далее выделяют существенные свойства, которые определяют интегративные свойства системы, а также связи между элементами. Любая система должна иметь определенную организацию, которая будет снижать степень неопределенности. Следующее свойство - эмерджентность. Оно не позволяет приравнивать свойства отдельных элементов и системы в целом. Свойство целостности гласит о том, что при изменении любого компонента системы происходит изменение целой системы и наоборот. Делимость системы дает возможность разделить каждую систему на несколько подсистем для удобства анализа. Коммуникативность дает возможность системе развиваться и адаптироваться к новым условиям за счет взаимосвязи со средой. Развитие дает объяснение сложных процессов в обществе и природе. Последовательное разделение системы на уровни, устанавливающее отношения между нижележащими и вышележащими уровнями, называют свойством иерархичности. У любой системы есть инерция, она определяет время для перехода системы из одного состояния в другое. Многофункциональность дает возможность сложной системе реализовывать множества функций на некоторой структуре, а также влияет на свойства гибкости, адаптации, живучести. Гибкость меняет цель функционирования и подстраивается под условия работы системы. Свойство адаптивности изменяет структуру и выбор вариантов поведения, подстраиваясь под факторы внешней среды и цели системы. В процессе адаптивности система имеет свойство уязвимости, то есть она получает повреждения от внешнего воздействия или факторов внутри системы. Структурированность определяет зависимость поведения системы от ее элементов и свойств. Динамичность системы демонстрирует ее функционирование во времени. Состояние системы показывает момент, когда система останавливается в развитии. Свойство равновесия сохраняет свое
состояние сколько угодно, но только либо при постоянном воздействии на систему, либо без воздействий из вне. Наконец, свойство устойчивости возвращает систему в состояние равновесия после того, как она была выведена из нормального состояния.
Также, как и любой элемент, система имеет структуру, которая представлена в виде множества, состоящего из элементов и связей. В структуре выражены строение элементов, их расположение и порядок. Помимо этого, структура отражает отношения между элементами, необходимые для достижения цели системы.
Элементом системы является какая-либо часть сложного целого или системы, представляющей множество взаимосвязанных компонентов. Элемент считается самостоятельной частью, но ее строение отдельно не рассматривается, смотрят лишь на ее свойства, которые служат для функционирования системы. Только в иерархических системах элемент может быть рассмотрен как система.
Заключительным понятием является понятие «функции». Функции выступают способами для достижения цели, которые основаны на целесообразных свойствах системы. А процесс реализации целесообразных свойств системы называется функционированием. Целью системы выделяют то, чего система должна достигнуть в результате функционирования. Целью может стать достигнутое определенное состояние системы или же другой продукт функционирования.
Теперь рассмотрим основные вехи общей теории систем в творчестве Л. фон Берталанфи.
Так как Берталанфи - биолог, он использовал открытые системы в объяснении некоторых тем, связанных с биологией и генетикой, но после сделал вывод, что данный метод можно применять совершенно в разных областях науки. Таким образом, появились предпосылки общей теории систем. В 30-е гг. Берталанфи первым выдвинул задачу построения общей теории систем, которая принималась бы как основная наука, исследующая системы различного происхождения, но по каким-то причинам не стал дальше развивать эту идею. Исследования продолжились уже после окончания Второй мировой войны.
Изучив первые труды по общей теории систем, многие посчитали ее абсолютно лженаучной концепцией. На защиту Берталанфи встал венгерский философ Эрвин Ласло, который сопоставил критику с трудностью перевода слова «теория». В немецком языке этот термин рассматривается гораздо шире, нежели в английском. Также Ласло призвал понимать идеи Берталанфи как исследовательскую парадигму. Об этом он написал в предисловии к одной из книг Берталанфи.
В 1956 г. в одном из своих заявлений Берталанфи назвал причины появления этой отдельной области знания. Он считал, что существует общая тенденция к достижению единства естественных и общественных наук и такое единство может стать предметом для изучения в рамках общей теории систем. Также он считал, что теория может стать важным средством формирования
строгих теорий в науках об обществе и природе. Все эти факторы, в свою очередь, могут привести к необходимому единству научного образования.
Но для Берталанфи общая теория систем не была идеальной, так как он считал, что выдвинул ее как науку, которая заменяет философию, на что сразу же получил негативные ответы от философов. Внимательно изучив состав общей теории систем, можно заметить, что она включает в основном формализированные науки, с помощью которых можно изучать простые системы. Для исследования сложных систем применяется качественный анализ, который как раз есть у философов.
В своей книге «Общая теория систем. Критический обзор» [3] Берталанфи описывал общие черты методологии биологической, социальной и бихевиоральных областей научного познания и даже выделил один раздел теории личности, которая описывает системный подход к анализу психологии и поведения человека. Он посчитал нужным также вставить в свой обзор раздел, посвященный проблеме познания «тех высших сил и пока еще весьма смутно определяемых явлений, которые обычно называют человеческой культурой и цивилизацией». Этой фразой автор называет разговоры о том, что называется «философией истории», но он сам называет это «теоретической историей». Берталанфи утверждает, что, хотя теория систем не может дать историкам «конечных решений» их проблем, она дает им «здравую методологическую установку», так как тянет нить, связывающую науку и гуманитарные дисциплины, в частности, социальные науки и историю. Но, несмотря на это, западные ученые подхватили его идеи и использовали их в менеджменте.
После таких заявлений Берталанфи все-таки не стал провозглашать теорию как всеохватывающую. У него был определенный интерес к истории философии и современным историческим проблемам, но он не был профессионально связан с гуманитарными науками и просто не смог бы выработать методологию, специально направленную на гуманитарный цикл.
В книге «Общая теория систем. Основы, развитие, применение» [14] Берталанфи высказывался о происхождении общей теории систем как результате конфликта между механицизмом и витализмом. Ни то, ни другое для него было неприемлемо, так как первая точка зрения казалась тривиальной, а вторая - антинаучной. Он говорил: «В этих условиях я был вынужден стать защитником так называемой организмической точки зрения. Суть этой концепции можно выразить в одном предложении следующим образом: организмы суть организованные явления, и мы, биологи, должны проанализировать их в этом аспекте. <...> Одним из результатов, полученных мною, оказалась так называемая теория открытых систем и состояний подвижного равновесия, которая, по существу, является расширением обычной физической химии, кинетики и термодинамики. Оказалось, однако, что я не смог остановиться на однажды избранном пути и был вынужден прийти к еще большей генерализации, которую я назвал общей теорией систем. Эта идея относится к весьма давнему времени я выдвинул ее впервые в 1937
году на семинаре по философии, проходившем под руководством Чарльза Морриса в Чикагском университете. Но в то время теоретическое знание, как таковое, пользовалось плохой репутацией в биологии, и я опасался того, что математик Гаусс однажды назвал "крикливостью". Поэтому я спрятал свои наброски в ящик стола, и только после войны впервые появились мои публикации по этой теме» [14].
Берталанфи выделял ряд научных областей, которые стремятся к осуществлению целостности систем, которые делятся на несколько составляющих. Теоретическая составляющая включала в себя кибернетику, теорию игр, теорию информации, теорию решений, реляционную математику, факторный анализ. Прикладная составляющая разделялась на системотехнику, исследование операций, инженерную психологию [3].
Кибернетика основывается на принципе обратной связи или круговых причинных цепях, а также она открывает механизмы целенаправленного и самоконтролируемого поведения системы. Теория информации предлагает понятие «информация» как количество чего-то и развивает принципы передачи информации. Теория информации на сегодняшний день достаточно актуальна, так как человечество живет в информационно-цифровом обществе и поток информации огромен. Следующая научная область - теория игр. Она анализирует рациональную конкуренцию нескольких противодействующих сил в рамках особого математического аппарата и выявляет максимальный выигрыш и максимальный проигрыш. Теория решений анализирует практически по такому же принципу, как и теория игр, но только она рассматривает рациональные выборы внутри человеческих организаций и основывается на рассмотрении возможных исходов. Реляционная математика, по-другому называемая топологией, основывается на неизмеряемых областях знаний, таких как теория графов и теория сетей. Факторный анализ состоит из процедур изоляции, то есть работает посредством математического анализа в психологических явлениях, содержащих большое количество переменных,чтоприменимо и к другим научным областям.
По критическому анализу [3], все вышеприведенные теории имеют общие черты. Например, все они сходятся в том, что необходимо решать проблемы, характерные для бихевиоральных и биологических наук и не имеющие отношения к обычной физической теории. Также они вводят новые по сравнению с физикой понятия и модели, например, обобщенное понятие системы, понятия информации, которое сравнимо по значению с понятием энергии в физике. Следующий общий фактор - это то, что они имеют дело с проблемами со многими переменными. Модели, вводимые этими теориями, по своему характеру являются междисциплинарными, поэтому они выходят далеко за пределы, сложившееся в науке. Например, основные понятия кибернетики выходят из специальных областей современной техники, но все это начиналось с обычного термостата, поддерживающего температуру, а потом привело к сервомеханизму и автоматике. Подобные схемы можно наблюдать и в биологических явлениях регулирования или поведения.
Еще одно сходство наблюдается в том, что опонятиях «целостность», «организация», «телеология», «направленность функционирования» ранее в наукесложилось представление как о метафизических или ненаучных, сейчас же они получили полные права и рассматриваются как важные средства научного анализа.
Автор говорил, что все вышеперечисленные подходы «не должны рассматриваться как монопольные», а должны использоваться совместно, и призывал признать то, что уникальная и всеохватывающая картина мира существует. Например, какие-то явления можно изучить, применив кибернетику, а другие - общую теорию систем.
Общая теория систем, используемая Людвигом фон Берталанфи, является методологической концепцией, которая представляет закономерности строения, развития и функционирования систем. Данная теория подразумевает поиск соответствий в нескольких системах для того, чтобы познать законы одной системы, зная законы другой, вне зависимости друг от друга. Самая главная идея Л. Берталанфи - изоморфизм законов, т. е. соотношение объектов, которое позволяет выявить общность их строения.
С опорой на труды Александра Богданова были выделены задачи теории: определить общие законы и принципы поведения систем; заложить основы для синтезирования научного знания, учитывая изоморфоз законов, которые относятся к разным сферам деятельности. Именно такой подход был назван «перспективизмом», также его рассматривали как альтернативу «редукционизму».
В рамках общей теории систем было выдвинуто свойство эквифинальности - способности достигать цели независимо от нарушений или случайных изменений среды на начальных этапах развития [14]. Это свойство необходимо учитывать при планировании организованных изменений. Например, руководитель всегда имеет возможность выбора вариантов, каждый из которых и есть «правильный», а именно приводит к нужному преобразованию. Также Берталанфи смог объединить в единую концепцию принципы изоморфизма, организации и целостности.
Совместно с единомышленниками был разработан специальный аппарат, позволявший описывать «поведение» открытых систем. Поведение систем описывается с помощью теологических уравнений, показывающих характеристики поведения системы в тот момент времени, когда происходит отклонение от конечного состояния, к которому стремится система.
Одним из самых важных достижений Берталанфи стало разделение систем на открытые и закрытые. С открытыми системами работа проходит при помощи динамического подхода, или, по-другому, «текучего равновесия». Открытые системы имеют свойство эквифинальности. С закрытыми же системами работают с использованием механического подхода.
Еще одно разделение систем - на живые и неживые. Живые обязательно обладают биологическими функциями, например, рождение, смерть, воспроизводство. Неживые могут принимать на себя свойства «рождение»
и «смерть», но их нельзя характеризовать в биологическом смысле. В итоге живые и неживые системы различаются по способу организации частей, а не в самих частях [12].
Берталанфи считал, что системный подход в полной мере можно использовать в социальных системах, в том числе и в бизнес-организациях. Аналитики заметили, что если в бизнес-компании нет определенной системы в управлении, то бизнес обречен на неудачу.
Подводя итоги анализа сущности системного подхода, можно сказать следующее. На сегодняшний день понятие «система» и принцип системности играют достаточно важную роль в жизни человека. Все в этом мире системно, и, чтобы познать его, необходимо уметь выделять частичное из общего или же наоборот, пробовать объединить частицы в одну единую систему.
Общий прогресс науки проходит неравномерно, так как всегда есть моменты, которые развиваются быстрее, а есть те, которые запаздывают, и в связи с этим появляется потребность в более детальном изучении запаздывающего фактора, чаще всего требующего особого подхода к исследованию. Разделение большой системы на более мелкие подсистемы решает данный вопрос.
Характеристики подсистемы определяют требования, предъявленные к самой системе, стоящей на более высокой ступени иерархии. Следует обратить внимание на компоненты, из которых строится система.
Берталанфи, подчеркивая, что система - это структура, элементы которой действуют друг на друга, говорил: «Система - это набор взаимодействующих элементов» [14]. Другие определения системы имеют схожее содержание.
Системный анализ позволяет облегчить понимание процессов, происходящих в мире. Но самое главное, для чего служит системный анализ, -превращение экспериментальной науки в аналитическую. Различие между экспериментом и аналитикой достаточно весомое. Эмпирическое познание предлагает определенные факты, но совсем не объясняет их. Аналитическое знание в сочетании с эмпирическим может предоставить факты, объяснить их и спрогнозировать. Такой путь дает большое количество преимуществ.
Говоря о позитивной роли системного подхода, можно выделить несколько основных моментов. Первым таким моментом является то, что понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую реальность познания, в отличие от той, которая была до введения подхода. Далее, системный подход содержит в себе, в отличие от предшествующих, инновационную схему объяснения, основой которой является поиск определенных механизмов целостности объекта и выявление полного списка типов связей. Однако такая функция связана с некоторыми трудностями, а именно для эффективного исследования недостаточно установить наличие разных связей в объекте, но все эти связи необходимо изобразить как логически однородные для их успешного сравнения и сопоставления. С этой задачей исследователи успешно справились. Также системный подход является общенаучным направлением в современной методологии. Широкий спектр
принципов и основных понятий ставит системный подход в тесную связь с другими общенаучными направлениями.
Введенное понятие общей теории систем было подвержено множеству изменений в работах JI. фон Берталанфи и других ученых. Из-за этого можно полагать, что с течением времени происходило колоссальное расширение задач для этой теории, но практически не менялись научно-концептуальный аппарат, средства и методы. Теория систем не является теорией в традиционном понимании, ее можно охарактеризовать как междисциплинарную область или же особый подход.
Была и критика общей теории систем, так как существовала неопределенность с теоретической основой и отсутствовали связи с научными дисциплинами. Берталанфи хотел сделать теорию вездесущей, но потом дал лишь идеи и основные принципы системы, чтобы их возможно было использовать в других областях научного знания.
Сегодня, при стремительном развитии технологий и увеличении скорости появления все новой и новой информации, можно наблюдать, что теория вышла за рамки своих первых положений и постепенно перетекла в теорию хаоса. Теория хаоса подразумевает, что сложные системы очень зависимы от тех условий, которые были заданы вначале, и всего лишь небольшие изменения уже смогут привести к абсолютно непредсказуемым последствиям. Хаос может стать следующей веткой эволюции системного подхода, которая будет делать акцент на большую сложность и динамичность систем, и необходимо будет сделать так, чтобы этот «хаос» стал управляемым.
В заключение хочется сказать, что системный анализ и, в частности, общая теория систем, которая активно обсуждалась до конца XX в., внесли большой вклад в прогресс современной науки и техники. Общая теория систем позволяет сформулировать общие методологические принципы, не подменяя специальные теории и концепции. Многие ученые подхватили идеи Берталанфи и, основываясь на них, стали строить свои теории для систем, что позволяет исследовать быстро развивающийся современный мир.
Список литературы
1. Акофф Р. О целеустремленных системах. - М. : Сов. радио, 1974. - 272 с.
2. Берталанфи Л. фон. Исторический статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник 1973. - М., 1973. - С. 20-37 [Электронный ресурс]. - URL: https://systems-analysis.ru/assets/ systems_research_1973.pdf (дата обращения: 23.02.2022).
3. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор. - М. : Прогресс, 1969. - 520 с.
4. Берталанфи Л. фон. Очерк общей теории систем // Британский журнал философии науки. Вып. 1, № 2 (август 1950 г.). - С. 134-165.
5. Блауберг И.В. Системный подход как предмет историко-научной рефлексии // Системные исследования. Ежегодник 1973. - М., 1973. - С. 7-19.
6. Богданов A.A. Тектология: всеобщая организационная наука. -3-е изд., перераб. и доп. - М., 1989 [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5909/5914#t25 (дата обращения: 16.04.2022).
7. Ван ГигДж. Прикладная общая теория систем. Т. 1. - М.: Мир, 1981. - 336 с.
8. Винер Н. Кибернетика и общество : сборник. М. : ACT, 1982. - (Наука: открытия и первооткрыватели) [Электронный ресурс]. - URL: https://monster-book.com/reader/35821 (дата обращения: 03.05.2022).
9. Исследования по общей теории систем : сборник переводов / общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. - М. : Прогресс, 1969. - С. 23-82 [Электронный ресурс]. - URL: http://gracliev62.narod.rii/bertalanffy/bertalanffy_l .html (дата обращения: 14.05.2022).
10. Нейман Дж. фон. Теория самовоспроизводящихся автоматов. - М. : Мир, 1971.-386 с.
11. Садовский В.Н. Общая теория систем // Центр гуманитарных технологий, 2002-2022 [Электронный ресурс]. -URL: https://gtmarket.ru/concepts/7102 (дата обращения: 25.03.2022).
12. Фомина Ю.А. Исследование теории К. Маркса на основе системного подхода // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - № 4. -С. 22-27 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ni/article/n/ issledovanie-teorii-k-marksa-na-osnove-sisteinnogo-podioda-chast-i-teoriya-kapitalmna (дата обращения: 15.04.2022).
13. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. - М. : Изд-во иностр. лит., 1963 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.d54x.ru/books51/02/Шеннон%20К.%20Работы%20по%20теории%20и нфopмaции%20и%20кибepнeтикe.pdf (дата обращения: 10.05.2022).
14. Von Bertalanfy L. General System Theory. Foundations, Development, Applications. - N. Y., 1968. - 289 с. [Электронный ресурс]. - URL: https ://monoskop. org/images/7/7 7/Von_Bertalanffy_Ludwig_General_Sy stemTheor y_1968.pdf (дата обращения: 24.02.2022).