Научная статья на тему 'Системный подход к управлению прибылью на предприятии'

Системный подход к управлению прибылью на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ / COST MANAGEMENT SYSTEM AND PROFIT / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ И ПРИБЫЛЬЮ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS / МЕТОД МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА / METHOD OF MARGINAL COSTING / АНАЛИЗ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / ANALYSIS OF THE BREAK-EVEN POINT / MANAGEMENT-PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Останкова С.О.

В статье рассмотрены сущность системы управления прибылью, ее элементы, факторы, влияющие на прибыль. Также выявлено значение маржинального анализа при формировании системы управления прибылью на предприятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO MANAGING THE ENTERPRISE PROFIT

The article deals with the essence of profit management, and its elements, factors affecting profit. Also revealed the value of marginal analysis in the formation of profit management in the enterprise

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению прибылью на предприятии»

СИСТЕМНЫМ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРИБЫЛЬЮ

НА ПРЕДПРИЯТИИ С.О. Останкова, студент

Воронежский государственный технический университет

В статье рассмотрены сущность системы управления прибылью, ее элементы, факторы, влияющие на прибыль. Также выявлено значение маржинального анализа при формировании системы управления прибылью на предприятии

Основной целью предприятия является получение прибыли. Успех деятельности любого предприятия зависит от того, насколько эффективно управляют прибылью.

В исследованиях отечественных и зарубежных экономистов управление прибылью рассматривается как процесс принятия соответствующих управленческих решений, не отражая того, что к процессу управления прибылью необходимо подходить как к системе.

С позиции системного подхода управление прибылью - сложная многоуровневая система, включающая следующие подсистемы:

- подсистема планирования прибыли;

- подсистема анализа прибыли;

- подсистема прогнозирования прибыли;

- подсистема контроля.

Для каждой из этих подсистем присущи свои конкретные цели и задачи. Вместе с тем, каждая из этих подсистем находится под влиянием других. Например, объемы прибыли, сформированного на первом этапе, определяют направления его распределения.

Чем больше прибыль предприятия, тем больше задач экономического, технического, социального плана она может решить, распределив средства по определенным направлениям использования. Вместе с тем эффективность использования влияет на будущие возможности по увеличению прибыли на этапе его формирования. Системный подход к управлению прибылью предусматривает исследование способов организации подсистем в единое целое и влияние процессов функционирования системы в целом на отдельные ее звенья.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из этой главной цели, система управления прибылью признана решать следующие основные задачи:

1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.

2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.

ЭКОНОМИНФО.

3. Обеспечение высокого уровня формируемой прибыли.

4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.

5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия.

7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли[4].

Стратегическая ориентация системы управления прибылью заключается в определении перспективных ориентиров деятельности предприятия на основе анализа, оценки и прогнозирования состояния рыночной среды, определения уровня получаемой прибыли и возможностей управления ею с целью ее оптимизации. Одним из основополагающих элементов управления прибылью является разработка альтернативных вариантов решения тактических и стратегических задач, а также возможность моделирования альтернативных вариантов в концепции интегрированности управления прибылью с общей системой управления предприятием.

Система управления прибылью формируется в рамках предприятия, регламентируя те или иные управленческие решения. Ряд аспектов по формированию, распределению и использованию прибыли может регламентироваться требованиями устава, системой внутренних нормативов и требований, то есть целевой политикой управления прибылью.

Система управления прибылью включает следующие элементы:

- цели и задачи управления;

- выбор объектов управления;

- механизм управления;

- организационное обеспечение;

- информационное обеспечение;

- методы анализа прибыли;

- методы планирования прибыли;

- механизм распределения прибыли предприятия;

- методы внутреннего контроля прибыли[1].

Система управления затратами и прибылью

представляется как элемент общей системы управления предприятием, обладающий определенными свойствами, функциями и связями, реализация которых направлена на повышение эффективности 2014. № 21 53

деятельности предприятия посредством осуществ- оптимизации затрат (рисунок 1).

ления комплекса целенаправленных действий по

Рис. 1. Система управ

Деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных затрат: трудовых, материалоемких, нематериальных и финансовых ресурсов в процессе производства и реализации товаров.

Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия по-разному: одни - положительно, другие

затратами и прибылью

отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, Наиболее интересной является классификация факторов И. А. Бланка [2], которая представлена на рисунке 2, что позволяет дать системную классификацию факторов прибыли.

Внешние

Внепроизводственные -организация реализации продукции, -снабжение товарно-материальными ценностями,

- организация экономической и финансовой работы,

- социальные условия труда и быта работников предприятия.

Факторы

Внутренние

Производственные

- средства труда,

- предметы труда,

- трудовая деятельность.

Рис. 2. Классификация факторов, влияющих на прибыль

При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы - факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы -факторы, не зависящие от деятельности самого

предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

И внешние и внутренние факторы подразделяются на следующие виды:

- экстенсивные факторы;

- интенсивные факторы.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Также отметим, что внутренние факторы подразделяются на внепроизводственные и производственные.

Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости и взаимосвязи. Грамотное, эффективное управление прибылью предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.

С целью совершенствования системы управления прибылью предприятия рационально для обеспечения системного подхода при изучении факторов, влияющих на прибыль, процесса формирования и прогнозирования величины прибыли использовать маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Для этого необходимо:

- Использовать новый формат формирования прибыли, в основе которого лежит разделение затрат предприятии на переменную и постоянную части.

- Проводить анализ безубыточности в целом по предприятию и по отдельным товарным позициям с целью выяснения убыточных ее видов, а также определения запаса финансовой прочности предприятия, который позволит контролировать прибыль в случае ухудшения конъюнктуры рынка.

- Использовать анализ безубыточности для оптимизации структуры производства (портфеля продукции) с целью максимизации прибыли.

- Использовать эффект операционного рычага, который должен быть рассчитан для предприятия в целом и для отдельных товарных позиций, что позволит предприятию, задавая тот или иной темп прироста выручки от реализации или структуры себестоимости, изменение прибыли в плановом периоде.

- Осуществлять анализ и прогнозирование прибыли на основе маржинального подхода. Для

этого требуется сравнительно небольшой объем исходной информации. На основе маржинального анализа можно изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов, что позволяет более полно учесть взаимосвязи между этими показателями и точнее измерить их влияние.

Важной особенностью маржинального анализа является то, что благодаря ему можно анализировать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и доходом от основной деятельности предприятия. Он базируется на зависимости между выручкой от реализации, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода, когда производство продукции ограничено определенными производственными мощностями, увеличение или уменьшение которых за короткий отрезок времени невозможно.

Осуществление вышеперечисленных мероприятий позволит создать эффективную систему управления прибылью и улучшить показатели деятельности предприятия.

В современных условиях для предприятий актуальным является вопрос о максимизации прибыли. Предприятия нуждаются в разработке более совершенного способа формирования и распределения прибыли, которая бы учитывала особенности отечественных предприятий. Решение такой задачи в значительной мере связано с системой управления прибылью, что подчеркивает важность и необходимость создания эффективной системы управления прибылью на предприятии.

Литература

1. Управление прибылью в акционерных обществах региона: теория и практика [Текст] / В. В. Мануйленко, Т. А. Садовская. - Москва: Финансы и статистика, 2014.-240 с.

2. Бланк, И. А Управление прибылью [Текст] / И. А. Бланк. - 3-е изд., расш. и доп. - М.: Ника-Центр, 2007. - 768 с.

3. Харченко, С. В. Современные информационные модели учетного обеспечения управления и формирования прибылью [Текст] / С. В. Харченко // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 377-382.

4. Маркина, И. А. Оптимизация управления прибылью торговых предприятий на основе разработки комплексной системы управления прибылью [Текст] / И. А. Маркина // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013. - № 3 (24). http://vestnik.volbi.ru/files/24 v/

9 8-950-772-21-10

E-mail: svet-ostankova@mail.ru

Ключевые слова:управление прибылью, система управления затратами и прибылью, внешние и внутренние факторы, метод маржинального дохода, анализ точки безубыточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.