Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алютина Дарья Сергеевна, Лаврухина Наталья Викторовна

Цель исследования - рассмотреть основные положения системного подхода к управлению качеством продукции на предприятии и сформулировать необходимость комплексной оценки качества продукции. Научная новизна заключается в поэтапном рассмотрении всех оказывающих на качество продукции влияние факторов, принципов и аспектов управления качеством, и формулировании на их основе приоритетных направлений деятельности на пути к разработке системы управления качеством. В результате исследования рассмотрены технические, экономические, организационные и иные виды мероприятий, позволяющих повышать качество продукта на каждом этапе его создания и выявлены аспекты, способствующие разработке системы управления качеством и основополагающие принципы ее построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH TO PRODUCT QUALITY MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

The purpose of the study is to consider the main provisions of the system approach to product quality management at the enterprise and to formulate the need for a comprehensive assessment of product quality. The scientific novelty lies in the step-by-step consideration of all factors, principles and aspects of quality management that affect the quality of products, and the formulation of priority areas of activity on the basis of them on the way to the development of a quality management system. As a result of the study, the technical, economic, organizational and other types of measures that allow improving the quality of the product at each stage of its creation are considered, and the aspects that contribute to the development of a quality management system and the fundamental principles of its construction are identified.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

te

5

UJ

S te

О UJ

X о

X

о

tC

со

16

за позволяет собрать максимально возможную и разноплановую информацию и рассматривать ее в едином формате.

Литература:

% Голиков И,А. Особенности содержания понятой "конкуренция" И "конкурентоспособность" // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 10. - С. 1251-1264.

2. Аисофф, И. Стратегическое управление / И. Ан-софф. - М. : Экономика, 1989. - 519 с.

3. Абушова Е Е., Сулое ва C.B. Методы и модели современного стратегического анализа // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. - №1 (187).

4. Стратегический анализ: современная концеп-ция менеджмента: учебное пособие для высшего профессионального образования / CA. Измалко-ва [и др.]. ■ Орел : ФГБОУ ßf!0 'Тосуниверситет -УНПК", 2013. - 315 с.

5. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание:учеб. пособиедлл вузов/ А. В.Молодчик, М. А. Молодчик ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005,

6. Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие / А.Н. Алимов. - Белгород: ИД "Бел город" НИУ "БелГУ", 2014. - 276 с.

7. Виханский О.С. Стратегическое управление : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардари-ка, 1998.-296 с.

8. Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации

стратегии : учебник для вузов / пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, - 576 с.

9. Моисеева Н.К., Костина Г.Д. Стратегический менеджмент : учебник (для подготовки бакалавров по специальности "Менеджмент организации"). - М.: МИЭТ, 2010- 220 с.

10. Страте г и чес кий менеджмент: актуальный курс : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Попов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮРАИТ, 2019,-481 с.

11. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент : учебник для среднего профессионального обра зования/ М. Н. Сидоров. - 2-е изд., исп. и доп. - М. : ЮРАЙ Г, 2021. - 158 с. - (Профессионал ьное обра зование). SBN 978-5-534 09247-9. Текст: электрон ный // ЭБС ЮРАЙТ [сайтГ - URL https://uTatt.ru/ Ьсос1е/47452б(Дата обращения: 21.04.2021).

12. Гайдук В.И., Гаках о Э.Е, Методы и инструменты стратегического планирования // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №103. URL: https:// cybeHemnka.tu/article/n/metodyi-instrumenty-strategicheskogo-pianirovamya (Дата обращения; 22.042021).

13. Современный стратегический анализ : учебное пособие / Е.Ю, Кузнецова [и др.]; под общей ред. проф., д-ра эконом, наук ё.Ю. Кузнецова.-Екатеринбург: Изд-воУрал.ун-та,2016 - 131с.

14. Кацук O.A., Передков A.B. Формирование инструментария стратегического планирования, адекватного потребностям и возможностям малого бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №10. - С 92-97.

A SYSTEMATIC APPROACH ТО PRODUCT QUALITY MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

Afyutina Daria Sergeevna, Undergraduate student

Lavruhina Natatya Viktorovna, PhD of Economics, Associated Professor

Moscow Stale Technical University named after N.F. Bauman (National Research University), Kaluga

The purpose of the study is to consider the main provisions of the system approach to product quality management at the enterprise and to formulate the need for a comprehensive assessment of product quality. The scientific novelty lies in the step-by-step consideration of all factors, principles and aspects of quality management that affect the quality of products, and the formulation of priority areas of activity on the basis of them on the way to the development of a quality management system. Asa result of the study, the technical, economic, organizational and other types of measures that allow improving the quality of the product at each stage of its creation are considered, and the aspects that contribute to the development of a quality management system and the fundamental principles of its construction are identified.

Keywords; product quality; system approach; quality; product quality management; quality assessment; quality management system.

DO! 10.24923/2222-243X.2021-39.3

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КА ЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Цель исследования - рассмотреть основные положения системного подхода к управлению качеством продукции на предприятии и сформулировать необходимость комплексной оценки качества продукции. Научная новизна заключается в поэтапном рассмотрении всех оказывающих на качество продукции влияние факторов, принципов и аспектов управления качеством, и формулировании на их основе приоритетных направлений деятельности на пути к разработке системы управления качеством. В результате исследования рас-

УДК 338+358.562.012.7 ВАК РФ 08,00.05

©АлютинаД.С., 2021 еЛаврухмна Н.В., 2021

смотрены технические, экономические, организационные и иные виды мероприятий, позволяющих повышать качество продукта на каждом .этапе его создания и выявлены аспекты, способствующие разработке системы управления качеством и основополагающие принципы ее построения. Ключевые слова: качество продукции; системный подход; качество;управление качеством продукции; оценка качества; система управления качеством.

Введение

Одним из основных факторов успешного функционирования предприятия и его устойчивой конкурентоспособности является высокое качество выпускаемой им продукции. Большое количество конкурентов на рынке повышает актуальность задачи построения грамотной стратегии управления качеством.

Сложность решения задачи управления качеством заключается в том, что при имеющемся разнообразии подходов к управлению качеством они оказываются неэффективными при их изолированном друг от друга применении. Для стабильного улучшения качества выпускаемой продукции необходима комплексная оценка всех этапов ее производства и разработанная система управления. Стоит отметить, что под управлением качеством понимается не только управление процессом производства продукции, но и другими, оказывающими влияние на конечный продукт, сферами деятельности предприятия.

Если рассмотреть предприятие как большой живой организм, то становится очевидно, что каждый из элементов функционирования этого организма поддерживает его жизнедеятельность в целом. Жизнедеятельность предприятия обеспечивается выпуском качественной, конкурентоспособной продукции, а все внутренние процессы и структуры являются теми самыми поддерживающими элементами. Таким образом, именно системный подход к управлению качеством, затрагивающий все области функционирования предприятия, будет являться наиболее эффективным для поддержания конкурентоспособности и устойчивого положения компании на рынке.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в том, что качество изготавливаемой продукции оказывает непосредственное влияние на устойчивость существования предприятия на рынке, а поддержание его высокого уровня может быть достигнуто только благодаря грамотной организация управления качеством.

Цель исследования структурировала следующие задачи:

1} рассмотреть и проанализировать основные оказывающие влияние на качество продукции факторы;

2} исследовать аспекты и иные мероприятия, позволяющие повышать качество продукта на каждом этапе его создания;

3) выявить основополагающие принципы построения грамотной системы управления качеством продукции на предприятии и определить приоритетные направления деятельности на пути к разработке системы управления качеством.

Для осмысления необходимости применения системного подхода в управлении качеством продукции в статье применяются следующие методы исследования: изучение разнообразных источников информации; опрос; анализ полученных сведений.

Теоретической базой исследования послужили такие публикации, как "Процессы и менеджмент качества в развитии экономических успехов предприятия" В.Л. Дшхунян [4], "Практика разработки и

а]

0 ги

-О X

1

сл со

си 2

Ё

17

АНЮТИНА Дарья Сергеевна, магистрант

ЛАВРУХИНА Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, доцент

Московский государствен ный технический университет имени Н.Э. Баумана (Национальный исследова тельс кий универси те т), Калуга

внедрения систем менеджмента качества (СМК) на предприятиях и в организациях" H.A. Евст-ропова [5].

Практическая значимость обуславливается тем, что при эффективной системе управления качеством повышается спрос на продукцию предприятия и, как следствие, повышается устойчивость фирмы на рынке.

Основная часть

Основной идеей системного подхода является охватывание как можно большего количества аспектов, оказывающих влияние на качество продукта. Так как системный подход к управлению качеством охватывает все этапы жизненного цикла продукта, начиная от разработки проектной документации и заканчивая сбором информации о товаре у потребителей, в управлении качеством прямо или косвенно задействованы почти все службы предприятия. Поэтому для эффективной работы с качеством необходимо развивать всестороннюю вовлеченность подразделений и сотрудников на каждом этапе производства продукта к грамотному выполнению своих операций.

Можно выделить несколько аспектов, способствующих развитию грамотно построенной системы управления качеством:

- формулирование четкой цели в области управления качеством посредством формирования стратегии или политики в области качества;

- создание определенной организационной единицы (подразделения), ответственной за качество производимой продукции;

- интегрированное решение проблем в области качества, то есть решение проблем путем взаимодействия кросс-функциональных подразделений;

- стандартизация процессов в области качества.

Грамотно выстроенная система управления качеством продукции должна быть ориентирована не только на цели предприятия-изготовителя, но и соответствовать требованиям ключевых потребителей производимой продукции, Именно поэтому стоит выделить несколько приоритетных направлений на пути к разработке системы управления качеством на предприятии, среди которых:

- анализ и исследование ожиданий потребителей. Необходимость концентрации внимания на данном аспекте обуславливается тем, что для получения клиентоориентированной компании качество продукта должно полнос-

тью соответствовать ожиданиям потребителя, так как будущий спрос на продукцию зависит от текущей удовлетворенности покупателей;

- управление ожиданиями потребителей. Речь идет о реакции на уже известные требования потребителей и прогнозирование потенциальных для своевременного воздействия на них;

- отслеживание и измерение степени удовлетворенности потребителей. Для того, чтобы улучшить положение предприятия необходимо знать текущее впечатление о качестве продукции у потребителей. Это позволит выявить недостатки и устранить их, а также, наоборот, узнать свои сильные стороны.

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, интуитивно понятна необходимость внедрения разносторонней системы управления качеством, содержащей международные стандарты и сертификацию процессов. Не стоит упускать из внимания опыт внедрения подобных СМК на п ре д при яти ях-со отечеств ен-никах и в иностранных компаниях. Практика показывает, что соответствие международным стандартам ИСО, особенно при наличии сертификата соответствия, позволяет повысить конкурентоспособность компании и вывести доверие потребителей на новый уровень.

Однако внедрение такой системы управления качеством достаточно сложный, трудоемкий и финансово затратный процесс. Он включает в себя несколько этапов.

Первоначально необходимо организовать разработку системы качества. Это означает создание системы, соответствующей концепту-ально-методическим рекомендациям международных стандартов. Вначале этапа должна быть сформирована комацца специалистов, ответственных за организацию изучения и освоение стандартов ИСО. Данная команда должна на основании изученной информации разработать программу работ по внедрению ИСО на предприятии, 8 случае затруднений стоит привлечь внешних консультантов, так как при допущении ошибок на организационном этапе придется потратить немало ресурсов для их корректировки в последующем.

Во-вторых, важным этапом является обеспечение системы управления качествомдоку-ментацией, которая будет соответствовать определенной структуре и иметь надлежащий состав. На данном этапе необходимо создать график разработки документации и регламентировать процесс ее введения в действие на предприятии.

Третий этап - подготовка системы управления качеством к сертификации. Для этого не-

обходимо самостоятельно оценить разработанную систему на соответствие международным регламентированным стандартам, провести корректирующие меры и подать заявление на сертификацию.

Хотя внедрение сертифицированной системы качества и является одним из ключевых факторов, подтверждающих гарантию высокой стабильности предприятия и устойчивости качества производимой продукции, это не есть единственно достаточный аспект для поддержания конкурентоспособности.

Стоит выделить основополагающие принципы, которые должны быть учтены на этапе разработки системы управления качеством продукции на предприятии:

- формирование постоянной четкой цели в области управления качеством и философии качества на предприятии. Необходимо поставить долгосрочную четко поставленную цель и, распределив ресурсы, идти к ее достижению, сокращая брак и преобразуя процессы работы;

- исключение массовых проверок качества постфактум путем замены их на "встроенный контроль". Это, во-первых, позволит обнаруживать дефект на ранней стадии и, во-вторых, увеличит скорость потока создания продукции;

-отказ от приобретения дешевых материалов и комплектующих в пользу соотношения "цена-качество". Путем поиска долгосрочных, надежных партнеров и налаживания с ними доверительных отношений вы снизите общие затраты, а не только первоначальные;

- непрерывное улучшение процессов также окажет благоприятное влияние на конечный продукт. Постоянно совершенствуя производственные процессы, вы сможете управлять дефектами еще до их появления, тем самым повышая качество и сокращая издержки;

- повышение вовлеченности сотрудников в создание качественной продукции. Необходимо создать систему оценки работы сотрудников, которая будет опираться не на количественные показатели, а на качественные. Также система поощрения должна быть ориентирована на увлеченных сотрудников, ставящих в приоритет качество изготавливаемой продукции. Это позволит правильно мотивировать людей на эффективную работу без дефектов;

- обеспечение беспрепятственного взаимодействия между отделами и сотрудниками разных подразделений и поддержание здорового климата на предприятии. Это позволит в случае обнаружения дефекта построить необходимую коммуникацию со всеми участниками производственного процесса, чьи компе-

тенции помогут в устранении дефекта и недопущении его повторения. Благодаря такому подходу а нал из брака будет глубже и, как следствие, вероятность его повторения - ниже;

- поощрение и поддержание обучений, самообразования и совершенствования сотрудников позволит "вырастить" грамотных специалистов, способных изготавливать ценный продукт;

- личный пример. Собственным примером ориентации и приверженности совершенствованию и постоянному улучшению качества руководство организации будет мотивировать сотрудников поддерживать данные ценности и давать импульс на выполнение всех необходимых действий для этого.

Важное значение при разработке системы управления качеством продукции должно выделяться для выбора методов управления. Существует классификация, в которой выделяют: административные, технологические, статистические, экономические, психологические методы. Каждый тип из перечисленных методов управления качеством результативен на практике и имеет ряд своих преимуществ.

Так, благодаря административным методам, возможна разработка более понятных и четко сформулированных инструкций; технологические методы подразумевают совершенствование производства путем автоматизации процессов; статистические, в свою очередь, позволяют проанализировать где и когда чаще встречается брак и принять соответствующие координирующие решения; благодаря психологическим методам можно стимулировать сотрудниковкдостижениювысоких качественных показателей; экономические методы способны увеличить заинтересованность сотрудников к эффективному труду посредством дополнительных стимулирующих выплат.

Однако наиболее результативным будет подход, где все вышеуказанные методы синтезированы, Именно интеграция всего вышеуказанного в единый комплексный подход способна вывести качество производимой компанией продукции на высокий уровень.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Системный подход к управлению качеством позволяет более детально исследовать процесс создания продукта и выявлять дефекты до момента их проявления.

2. Благодаря системному подходу к управлению качеством возможно сократить издержки предприятия.

а]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 Ш

1

аГ со

си 2

Ё

19

3. Для построения эффективной системы управления качеством необходима вовлеченность всех сотрудников организации, детальное рассмотрение процессов производства и стремление к совершенствованию всех протекающих в организации процессов.

Литература:

1. Антонова И-И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества / И.И. Антонова, S.A. Смирнов, CA. Антонов. - М.: Русайнс, 2016.- 16 С.

2. Басовский Л. F.. Управление качеством: учебник / Л.Е. басовский, В.tí. Протасьев. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М. : НИЦ Инфра-М, 2019.-253 с.

3. Васин С.Г. Управление качеством. Всеобщий Подход : учебник для бакалавриата и магистратуры/С.Г. Васин.-М.: ЮРАЙТ, 2019.-404 е.-(Бакалавр и магистр. Академический курс). • ISBN 978-5-9916-3739-8. - электронный // ЭБС ЮРАЙТ [сайт). - URL: https;//urait.nj/bcode/425062 (дата обраще ния: 3.11.2020).

4. Дшхунян ВЛ Процессы и менеджмент качества в развитии экономических у спех ов предприятия/В JL Дшхунян, Т.Г. Никольская. - М.: Трек, 2017. - 144 с.

5. Евстропов H.A. Практика разработки и внедре ния систем менеджмента качества (СМК) на пред-

приятиях и в организациях ■: учебное пособие f H.A. Бвстропов, В. М. Корнеева, С. В, Бабыкин. - М.: АС.МС, 2013. - 360 с. - ISBN 978-5-93088-138-7. -Текст: электронный // Лань: электрон но-библ йоте ч на я система, - URL: http s: //е Jan book. со m/boo V] 69271 (Дата обращения: 10.05.2021). - Режим дос тупа: дляаеториз. пользователей.

6. Зекунов А.Г. Управление качеством : учебник для бакалавров / А. Г, Зекунов. - М,: ЮРАЙТ, 2019. - 475 с. - (Высшее образование). - ISBN 978 5 -9916-2281-3.- электронный//ЭБС ЮРАЙТ [сайт].-URL: https://Lirait.ru/bcode/425159 (Дата обращения: 15.05.2021).

7. Курочкина А.Ю. Управление качеством услуг: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Ю. Курочкина. - 2-е изд., исп. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2019.- 172 е. - ISBN #8 5 534 07316 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// bib!io-onüne.ru/bcode/434105 {Дата обращения: 20.10.2020)

З.Тебекин A.S. Управление качеством: учебник для бакалавриата и магистратуры / A.B. Тебекин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2019. - 410 с. -ISBN 978-5-534-03736-4 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://bibiio-onl ine.ru/bcode/ 431901 (Дата обращения: 21.10,2020).

PROBLEMS OF FORMING THE ORGANIZA TíON'S COMPETENCIES: STRA TEGICASPECTS Akhmadova Aishet Abduhvna, Postgraduate student Yakubov Timur Vakhaevich, Head of the Department

Department of Economics and Enterprise Management, Grozny State OH Technical University named after Academician M.D. MiHionshchikov, Grozny, Chechen Republic

The purpose of the Study is to determine the internal organizational characteristics and parameters of personnel policy aimed at increasing the strategic competence of the organization. The article examines the opportunities that the management of modem organizations faces in the field of forming a strategically competent organization. The analysis of scientific literature shows that for this purpose it is important not only to develop the competencies of employees, but also to create an adequate organizational context that encourages them to search and generate new knowledge, which in turn actualizes the problem of coordinating various elements and components of the organization: organizational culture, information management, digitalizaiion of business processes, etc. At the same time, the importance of traditional personnel policy tools does not decrease, although it is undergoing some changes. The direction and nature of these changes is determined by the expediency of using the concept of a competency-based approach in practice. In this case, it is necessary to analyze business processes and identify the personnel core as the main link that forms the strategic competencies of the organization. The scientific novelty lies in the substantiation of the internal organizational characteristics and parameters of the personnel policy, which make it possible to increase the effectiveness of the use of employee competencies as a key factor in the development of the organization's competitiveness.

Keywords: strategically competent organization; competence; staff; competence-based approach; knowledge management.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.4

УДК 331.1 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

ВАК РФ os.oo.os ОРГАНИЗАЦИИ: СТРА ТЕГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ

ФАхмадова А.А., 2021 Цель исследования ■ определить внугриорганизационные характеристики и

ФЯкубов Т.В., 2021 параметры кадровой политики, нацеленные на рост стратегической компе-

тентности организации. В статье рассматриваются возможности, которые стоят перед менеджментом современных организаций, в области формирования стратегически компетентной организации. Анализ научной литературы показывает, что для этого важным является не только развитие компетенций сотрудников, но и создание адекватного организационного контекста, стиму-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.