Научная статья на тему 'Организационная культура предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности'

Организационная культура предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ORGANIZATIONAL CULTURE / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / MANAGEMENT APPROACH / SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джаппарова Нияра Ленмаровна

В статье раскрыта сущность организационной культуры предприятия, ее основные признаки и составные элементы с точки зрения управленческого и социально-психологического подхода. Также исследовано влияние организационной культуры на конкурентоспособность предприятия на основе механизма воздействия организационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CULTURE OF A MODERN ENTERPRISE AS A FACTOR IN INCREASING ITS COMPETITIVENESS

The article reveals the essence of the organizational culture of the enterprise, its main features and components from the point of view of the managerial and socio-psychological approach. The influence of organizational culture on the competitiveness of the enterprise based on the mechanism of the impact of organizational culture is also investigated.

Текст научной работы на тему «Организационная культура предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности»

Организационная культура предприятия как фактор повышения его

конкурентоспособности

Organizational culture of a modern enterprise as a factor in increasing its competitiveness

Джаппарова Нияра Ленмаровна

Студент 3 курса Факультет Менеджмент

Институт Экономики и Управления, Крымский Федеральный Университет имени В. И. Вернадского

г. Симферополь, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Dzhapparova Niyara Lenmarovna

Student 3 term Faculty of Management

INSTITUTE OF ECONOMY AND MANAGEMENT, CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY OF V.I.

VERNADSKY SIMFEROPOL, Russian Federation e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье раскрыта сущность организационной культуры предприятия, ее основные признаки и составные элементы с точки зрения управленческого и социально-психологического подхода. Также исследовано влияние организационной культуры на конкурентоспособность предприятия на основе механизма воздействия организационной культуры.

Annotation.

The article reveals the essence of the organizational culture of the enterprise, its main features and components from the point of view of the managerial and socio-psychological approach. The influence of organizational culture on the competitiveness of the enterprise based on the mechanism of the impact of organizational culture is also investigated.

Ключевые слова: организационная культура, конкурентоспособность предприятия, управленческий подход, социально-психологический подход.

Key words: organizational culture, enterprise competitiveness, management approach, socio-psychological approach.

В настоящее время обеспечение эффективной деятельности предприятия является главной задачей для каждого предприятия во многих странах мира. В основу берется принцип не только получения максимальной прибыли, но и дальнейшего стратегического развития. При этом важно учитывать не только материальные и финансовые ресурсы, но и организационную культуру предприятия. Она имеет эффективное влияние на составляющие организации является управленческим инструментом.

Появление и развитие теории организационной культуры является логическим следствием развития науки менеджмента и общественного сознания на фоне глобальных экономических процессов.

Сущность корпоративной культуры исследуется в работах, таких выдающихся отечественных и зарубежных исследователей, как: О. Бала, Н. Богданова, И. Грошев, А. Еськов, А. Маковоз, Ю. Мельник, Г. Монастырский, А. Тарасова, А. Сытник, В. Спивак, Н. Фищук, С. Роббинз, Э. Шейн, В. Оучи, Э. Гоффман, Г. Минцберг, Т. Чернышева, Г. Хает, И. Химич, В. Юрченко и др. Однако остается потребность в исследовании взаимосвязи между организационной культурой и конкурентоспособностью современного предприятия.

Целью данной статьи является исследование понятия «организационная культура» и определение ее влияния на конкурентоспособность предприятия.

Организационная культура является необходимым условием успешной деловой активности, это — экономический институт, который укрепляет рыночные позиции фирмы, повышает привлекательность для инвесторов, следовательно, выступает для организации дополнительным конкурентным преимуществом,

важным стратегическим ресурсом. Этот феномен имеет важное экономическое значение, по своей природе он является психологическим [3].

В основе организационной культуры лежат идеи, взгляды, интересы, основные ценности, всей компании в целом или ее отдельных членов.

С позиции психологии, управление организацией можно определить, как систему сознательной координации действий двух или более работников, выполняющих разнородную деятельность для достижения единой цели, или как систему разнородных средств регуляции поведения работников. Согласно этому подходу люди как персонал организации обладают свободой выбора, то есть способны самостоятельно ставить и преследовать личные цели, достигая их всеми возможными в рамках существующей организационной культуры средствами.

Таким образом, организационная культура — это комплекс идейно-ценностных ориентаций, обычаев, норм и правил, которые постоянно обновляются, формируя сознательно или подсознательно стиль поведения работников [2].

Сегодня современные менеджеры предприятий рассматривают свою организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность и облегчать общение. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все сотрудники понимали и соблюдали ее.

Как концепция, которая концентрирует в себе важнейшие постулаты и достояние науки управления, теория организационной культуры установилась как важная составляющая современной парадигмы менеджмента.

Все составляющие современной парадигмы менеджмента объединены общей идеей: обеспечение выживаемости организации в долгосрочном периоде за счет эффективного использования человеческих ресурсов, формирования и совершенствования знаний, стимулирования творчества и инноваций, а степень стремления персонала к получению новых знаний, характер поведения в нестандартных ситуациях, отношение к труду и потребителей в значительной степени обуславливаются параметрами организационной культуры. Поэтому успешная реализация пяти основных концепций современного менеджмента (управление знаниями и интеллектуальным потенциалом, стратегическое управление, менеджмент качества, стратегический маркетинг и социальная ответственность бизнеса) без содержательного наполнения основными положениями теории организационной культуры потеряли бы важную часть своей экономической сути.

Одним из преимуществ над конкурентами, предоставляемой высокой организационной культурой, является согласованность и последовательность действий персонала организации, его привлечение и заинтересованность в деятельности предприятия. Общие для работников организационные ценности, убеждения и обычаи усиливают внутреннюю координацию, заинтересованность в совместной деятельности и способствуют самосознанию себя как части общего результата, собственной необходимости. Привлечение и участие в обрядах, обычаях и ритуалах способствует развитию чувства сопричастности и ответственности, а следовательно — преданности организации, соблюдению соответствующих правил и повышению производительности труда.

Влияние организационной культуры на конкурентоспособность предприятия не является прямым, оно опосредуется через персонал предприятия, предусматривает формирование желательного поведения и компетенций работников, создание эффективной системы мотивации труда в соответствии с целями и миссиями фирмы, формирование лояльности персонала. Только при таких условиях возможен выпуск качественной и конкурентоспособной продукции, создание успешных брендов, обеспечения чуткого отношения к клиентам. Основным акцентом в формировании организационной культуры является ее стратегическое направление и

направленность на персонал. Именно поэтому конкурентоспособные компании «характеризуются наличием в них надлежащей культуры и образа мышления; воспитывают и содержат в себе сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями; добиваются поведения своих сотрудников» [1]. Механизм влияния организационной культуры на конкурентоспособность предприятия представлен на рис. 1.

Формирование организационной культуры, соответствующей стратегии фирмы и требованиям внешней среды Мотивация персонала Повышение продуктивности

Формирование желаемого поведения

Создание и поддержание

-► Деятельность -► Обеспечение чуткого отношения к

Формнрлаание инновационной структуры управления

Выпуск конкурентоспособно

I

Экономический эффект

Инновационный эффект

Социальный эффект

Эффект гармоничности социально-культурного развития предприятия

Рисунок 1. Механизм влияния организационной культуры на конкурентоспособность предприятия [2].

Организационную культуру как категорию можно рассматривать с позиции двух направлений: управленческого и социально-психологического. Каждое из этих направлений имеет отличительную систему представлений о содержании критериев организационной культуры [5].

С позиции управленческого подхода организационная культура является атрибутивной характеристикой организации, которая находит свое выражение в нормах, ценностях, правилах, которые могут быть как формальными, так и неформальными. Назначение организационной культуры заключается в повышении уровня эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия, его приспособление к изменениям внешней среды, обеспечение устойчивого развития. Исходным принципом данного подхода является понимание организационной культуры как важной составляющей системы управления и действенного инструмента менеджмента. При данном подходе основное влияние на формирование организационной культуры производят лидеры организации, а также внешняя среда организации, в том числе общечеловеческие и национальные традиции и ценности.

Организационную культуру можно оценить в разрезе таких ее проявлений, как ценности, нормы, правила, символы, стиль лидерства, система адаптации и мотивации персонала, фирменный стиль, имидж и бренд.

Для исследования организационной культуры в рамках управленческого подхода широко используются экономико-математические методы, в частности, расчет и анализ показателей на основе финансовой и кадровой отчетности, экономико-математическое моделирование, факторный и кластерный анализ. В качестве дополнительных методов используются контент-анализ и анкетирования.

Социально-психологический подход к изучению организационной культуры основывается на понимании ее как продукта и характеристики функционирования малых групп. Поэтому при таком подходе значительное внимание уделяется изучению атмосферы, психологического климата коллектива, ценностей и убеждений, а сама организационная культура рассматривается как важное средство социализации индивидов в процессе труда, рычаг влияния на их организационное поведение. При этом считается, что основную роль в формировании организационной культуры играют общечеловеческие, национальные, профессиональные и личные ценности. Основным представлениям социально-психологического подхода можно считать вывод о том, что социальное поведение индивида в организации объясняется не только личностными особенностями человека, а, прежде всего, ситуационными и межличностными факторами внутренней среды организации.

Для оценки организационной культуры широко используются различные социологические методические оценки исследований: анкетирование, опрос, изучение «организационного фольклора», беседы с персоналом. В целом психологический подход создает предпосылки для оценки, прогнозирования и корректировки поведения человека в организации [2].

Изучение организационной культуры усиливает понимание ценности человеческого капитала, где в центр внимания ставится личность, ее потребности и ожидания, признание необходимости активного привлечения работников, доверия к ним. Высокий уровень организационной культуры организации способствует тому, что менеджменту нужно уделять меньше внимания развитию формальных правил поведения, и появляется большая вероятность эффективной деятельности работников. Организационная культура закладывается в подсознании работников и определяет стиль поведения работников.

Организационная культура является стратегическим фактором развития предприятия. Идея миссии, общее восприятие целей может скоординировать и ускорить деятельность в направлении достижения общей цели. Осознание организационной культуры позволяет лучше понять организацию, ее функционирования, назначения на рынке, и не только то, что происходит, но и почему это происходит.

Осознание организационной культуры позволяет [4]:

- действовать эффективнее и результативнее, учитывая тенденции, угрозы и возможности;

- противодействовать стереотипам, которые ограничивают возможности человека;

- осознать причастность личности к коллективной деятельности, свою неотделимость;

- построить положительный имидж организации;

- определить правильную систему мотивации работников;

- установить миссию и цели организации, определить организационные ценности и идеалы;

- понять индивидуальное и коллективное поведение, осознать стиль руководства и вопросы лидерства.

Для повышения конкурентоспособности не менее важную роль занимают материальные составляющие:

сооружение организации, оформления интерьера, фирменная одежда работников и другие материальные ценности. Все они составляют определенное впечатление на окружающих (потребителей), создают имидж организации и могут выступать существенным фактором в борьбе с конкурентами. Определенные образы, легенды и мифы усиливают способность воспринимать и понимать внешние сигналы, способствующие укреплению и развитию организации на рынке.

Таким образом, существенным фактором в повышении конкурентоспособности современного предприятия является развитие организационной культуры на предприятии. Высокая организационная культура предприятия позволяет получать так называемую "управленческую прибыль", которую предприятие получит не через обновление технологий, оборудования, расширения ассортимента, а из-за использования интеллектуального капитала и таланта работников, лучшего согласования целей организации и ее подразделений,

создания положительного имиджа предприятия. Поэтому программа развития организации для повышения ее конкурентоспособности должна включать в себя формирование и развитие организационной культуры предприятия.

Следовательно, целесообразно сказать, что одним из важных факторов эффективности деятельности предприятия и его конкурентоспособности является организационная культура предприятия. Она лежит в основе управления всех факторов деятельности предприятия, таких как: сырье и материалы, трудовые ресурсы, капитал и информация. Таким образом, успешное функционирование предприятия возможно только с помощью грамотной организационной культурой.

Следует обозначить, что организационная культура является не единственным инструментом, который обуславливает повышение эффективности деятельности предприятия. В практике встречаются исключения, когда предприятие, обладая высокой организационной культурой, демонстрирует низкую эффективность деятельности, или предприятие, имеющее слабо развитую организационную культуру, выходит в лидеры на рынке. Однако определяющим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности и долгосрочной эффективности является сильная организационная культура.

Список используемой литературы:

1. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01757-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451114 (дата обращения: 30.03.2020).

2. Гаспарович Е. Управление организационной культурой: учеб. пособие / Е.О. Гаспарович. — LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken, Deutschland, 2016. - 500 с.

3. Колесников, А. В. Корпоративная культура : учебник и практикум для вузов / А. В. Колесников. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02520-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451227 (дата обращения: 30.03.2020).

4. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02949-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/449876 (дата обращения: 30.03.2020).

5. Организационная культура : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Смирнова [и др.] ; под редакцией В. Г. Смирновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01440-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/432946 (дата обращения: 28.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.