Научная статья на тему 'Анализ и совершенствование системы мотивации персонала сервисной организации'

Анализ и совершенствование системы мотивации персонала сервисной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА / ОПРОС СОТРУДНИКОВ / MOTIVATION / PERFORMANCE / MANAGEMENT / COMMERCIAL ORGANIZATION / OPTIMIZATION OF STAFF MOTIVATION / EMPLOYEE SURVEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Гуцану Ирина Анатольевна, Чайкина Жанна Владимировна, Мухина Елизавета Сергеевна, Булганина Анастасия Евгеньевна

В статье поднимается проблема мотивации персонала коммерческой организации, доказывается ее актуальность, значимость и влияние на эффективность работы предприятия. Проводится анализ системы мотивации действующей организации, занимающей на рынке статусное положение, выявляются пути ее совершенствования. Проведенное в работе исследование позволило определить наиболее значимые для сотрудников организации мотивирующие факторы. На основании полученных результатов разрабатывается технология организации бесплатного питания для сотрудников, как один из желаемых элементов мотивации работников, выявленный на основе проведения опроса персонала. В работе приведено экономическое обоснование разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухина Мария Вадимовна, Гуцану Ирина Анатольевна, Чайкина Жанна Владимировна, Мухина Елизавета Сергеевна, Булганина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MOTIVATION OF PERSONNEL OF SERVICE ORGANIZATION

The article raises the problem of motivation of personnel of a commercial organization, proves its relevance, significance and impact on the efficiency of the enterprise. An analysis is made of the motivation system of an existing organization that occupies a status position in the market, and ways to improve it are identified. The study conducted in the work allowed to determine the most significant motivating factors for the organization’s employees. Based on the results obtained, a technology is developed for organizing free meals for employees, as one of the desired elements of employee motivation, identified on the basis of a staff survey. The paper presents the economic feasibility of the developed technology.

Текст научной работы на тему «Анализ и совершенствование системы мотивации персонала сервисной организации»

УДК 331.1

АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА СЕРВИСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Мухина Мария Вадимовна, к.п н., доцент (e-mail: [email protected]) Гуцану Ирина Анатольевна, бакалавр (e-mail: irishka [email protected]) Чайкина Жанна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Мухина Елизавета Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент (e-mail: bulganina555mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В статье поднимается проблема мотивации персонала коммерческой организации, доказывается ее актуальность, значимость и влияние на эффективность работы предприятия. Проводится анализ системы мотивации действующей организации, занимающей на рынке статусное положение, выявляются пути ее совершенствования. Проведенное в работе исследование позволило определить наиболее значимые для сотрудников организации мотивирующие факторы. На основании полученных результатов разрабатывается технология организации бесплатного питания для сотрудников, как один из желаемых элементов мотивации работников, выявленный на основе проведения опроса персонала. В работе приведено экономическое обоснование разработанной технологии.

Ключевые слова: мотивация, эффективность деятельности, управление, коммерческая организация, оптимизация мотивации персонала, опрос сотрудников.

Введение. Эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на успешность деятельности организации. Руководителям предприятий необходимо постоянно искать наиболее действенные методы поощрения труда, ведь в современное время кризиса и высокой конкуренции, повышается роль опытного и высококвалифицированного работника, удержать которого возможно лишь через построение и применение грамотной системы мотивации [1,2,3]. Поэтому одной из главных задач предприятий различных форм собственности является поиск эффективных способов управления трудом коллектива, где решающим фактором является мотивация [7,9].

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, формируют его поведение и

придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [18]

Сущность мотивации состоит в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, согласно с принятыми управленческими решениями [4,5,6].

Наиболее известны следующие виды мотивации:

По основным группам потребностей:

материальная (зависит от уровня доходов), трудовая (зависит от содержания работы, условий работы), статусная (связано со стремлением работника занять более высокую позицию).

По используемым способам:

нормативная (связано с психологическим воздействием: убеждения, внушения и т.д.), принудительная (основано на угрозе и власти), стимулирующая (внешнее побуждение к действию)

По источникам возникновения:

внутренняя (проявляется у работника, формирует мотивы, которые порождает сам человек, сталкиваясь с задачей), внешняя (включает способы воздействия на сотрудника).

По направленности на достижение целей:

положительная (вознаграждения, поощрения, повышение в должности и т.д.), отрицательная (штрафы, выговоры, понижение в должности и т.д.) [8,19].

Методика исследования. Проблема мотивации актуальна и для такого известного предприятия как ООО «Остин», поэтому в данной работе производится анализ системы мотивации персонала в ООО «Остин» и разрабатываются пути ее совершенствования.

Для выявления уровня удовлетворенности персонала методами мотивации в ООО «Остин» было организовано анкетирование на платформе survio.com [10]. Опрос проводился для продавцов-кассиров. В исследовании участвовали респонденты разного возраста: 19 - 37 лет.

Результаты и их обсуждение. Данное предприятие является коммерческой организацией, целью деятельности которого является извлечение прибыли из своей деятельности.

Компания O"STIN начала свою деятельность в России в 2003 г.

O"STIN - это розничная сеть магазинов, предлагающих мужскую, женскую и детскую одежду и аксессуары среднего ценового диапазона.

В настоящее время под маркой OSTIN выпускается несколько линий одежды для взрослых и детей: O'STIN CASUAL; O'STIN STUDIO , O'STIN WOMAN и O'STIN MAN, KIDS by O'STIN

Штатный состав ООО «Остин» состоит из 12 человек: управляющая, два администратора, два кладовщика, 7 продавцов-кассиров.

Основным видом деятельности является розничная торговля одеждой и аксессуарами. Accopтимeнт товаров насчитывает около 2 000 наименований, это блузки, юбки, платья, верхняя одежда, аксессуары и т.д.

Организационная структура данного предприятия является линейной, не перегруженной лишними звеньями управления, что свидетельствует о ее эффективности [17].

В ховде анализа данных анкетирования, бьрли выявлены основные движущие мотивы работников и некоторые факт<юры, снижающие настфой на раб<юту с высокой отдачей. В целом, материальное стимулирование н®а предприятии построено достаточно правильно, проблемы бы<>ли выявлены только в системе заработной пласты и системе премирования. Нематериальное стимулирование н«а предприятия представлено в виде:

• гибкого рабочего дня;

• вручение подарков на день рождения и новый год;

• возможность приобретения работниками одежды со скидкой 30%;

• обеспечение униформой (раз в полгода) и т.д.

Но в тоже время работники высказали недовольство тем, что длая них н«е предусмотрено обучение, нет возможности для повышения квалификации, отсутствует коллективная раб<юта и взаимопонимание с руководством.

Оценка существующей системы мотивации «О'БТГЫ» показала, что для данной организации характерно преобладание таких мотивационных факторов, как: престиж организации, уважение за качество работы, публичная похвала начальника, но в тоже время работники не удовлетворены уровнем рабочей нагрузки, недостаточным количеством часов, условиями труда и уровнем заработной платы.

Результаты исследования показали: для того, чтобы мотивировать сотрудников более качественно выполнять свою работу, нужно внедрить в организацию комплекс определенных мероприятий, таких как:

• Увеличение премии за выполнение показателей;

• Компенсация занятий в фитнес-клубах для сотрудников;

• Увеличение скидки сотрудника;

• Совершенствование возможностей карьерного роста и просто смены деятельности в течение рабочего дня;

• Организация питания - готовые обеды для сотрудников или компенсация питания.

Одним из наиболее желанных (по результатам опроса) для сотрудников и наименее затратных для предприятия мотивационным мероприятием является организациия бесплатного питания, поэтому нами была разработана технология организации услуги бесплатного питания и обоснована эффективность данного предложения.

Организация корпоративного питания - залог здоровья сотрудников и успеха компании.

В настоящее время очень много компаний по доставке блюд на дом и в офис позиционируют себя на рынке. Например, нижегородская компания «Летающая тарелка» (служба доставки готовых блюд) предоставляет орга-

низацию корпоративного питания высокого качества по приемлемым ценам

Доставку готовых блюд можно организовать в одноразовых контейнерах без организации столовой, при наличии организованной работодателем комнаты отдыха.

Помещение для питания сотрудников магазина должно соответствовать установленным правилам (см. рис.1)

Кондиционер

Г^01

Кулер

Кухонные шкафы I Холодильник

[ Л Мойка

V

Журнальный

столик

Мягкий уголок

Шкафы

Зеркало

Рисунок 1. Схема комнаты отдыха

Согласно ч. 1 ст. 223 ТК РФ работодатель обязан оборудовать специальные помещения для приема пищи. ООО «Остин» располагает таким помещением.

В обязательном порядке в комнате для приема пищи должны присутствовать:

-Холодильник;

-Устройства для разогрева пищи;

-Устройства для кипячения воды.

Заказывая услуги по организации питания работников, заказчик (ООО «ОСТИН»» и исполнитель (ООО «Летающая тарелка») заключают типовой договор на организацию питания сотрудников.

Компания Летающая тарелка еженедельно составляет меню. Работники могут сами выбирать блюда на свой вкус. Приведем в таблице 1 примерное меню, предлагаемое компанией ООО «Летающая тарелка»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (39), 2019 75 Таблица 1.

Салаты Первые блюда Вторые блюда Гарниры

- Салат из капусты, моркови и перца 1/100 - Суп картофельный с рисом и курицей - Свинина, запеченная с овощами 60/40 - Рис отварной 1/150

-Картофель жареный 1/150

-Уха из минтая с яйцом 1/300

-Макароны отварные с базиликом 1/150

-Греча отварная 1/150

-Салат Тульский (ветчина, картофель, яйцо) 1/100 -Курочка жареная 1/100

-Рыба, запеченная с помидором (минтай) 70/30

-Сельдь с картофелем и луком 1/110

-Котлеты куриные диетические 1/100

У сотрудников данного магазина, работающих на целой ставке 12-часовой рабочий день, обед начинается с 12.00, ужин с 17.00. Все работники по очереди ходят на положенные перерывы (2 раза в день по 30 минут) согласно установленному графику. Приведенному в таблице 2.

Таблица 2.

Обед Ужин

1. Александра Е. - 12.00 1. Регина В. - 17.00

2. Регина В. - 12.30 2. Ирина Г. - 17.30

3. Ирина Г. - 13.00 3. Екатерина М. - 18.00

4. Татьяна М. - 13.30

Произведем необходимые расчеты.

Выручка магазина в месяц по составляет примерно 6-7 млн. рублей (в зависимости от сезона).

В день на каждого сотрудника на питание в среднем будет уходить 250 рублей. На комплексный обед закладывается 150 рублей (суп, второе, салат, компот), комплексный ужин - 100 рублей (второе, салат, компот). На штат сотрудников, согласно расчетам, которые представлены в таблице 3, расходы на питание составляют 44 250р. в месяц. Пример расчетов приведен в таблице 3.

В среднем при организации питания на предприятиях продуктивность и работоспособность сотрудников увеличивается на 3-5%.

Рассчитаем рост выручки за 1 месяц: 6000 000*3%=180 000 руб.,

700000*3%=210 000 рублей.

Соответственно, каждый месяц выручка будет увеличиваться в среднем на 190 000 рублей.

Таблица 3.

Должность Ставка Кол-во раб. дней в месяц Сумма

Управляющая (1 чел.) Полная 20 дней по 8 часов 20*250=5000

Администратор (2 чел.) Полная 15 дней по 12 часов 15*500=7500

Кладовщик (2 чел.) Полная 15 дней по 12 часов 15*500=7500

Продавец (3 чел.) Полная 15 дней по 12 часов 15*750=11250

Продавец (3 чел.) Неполная 0,75 - 20 дней по 6 часов 0,5 - 16 дней по 6-8 часов 0,5 - 16 дней по 6-8 часов 20*250=5000 16*250=4000 16*250=4000

Так как расходы на питание будут составлять всего 44 250 тысяч рублей, то прибыль составит 190 000 - 44 250 = 145 750 руб., таким образом, предлагаемое предприятие целесообразно.

Выводы. Проведенное исследование показало, что мотивация сотрудников занимает одно и®з центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной движущей силой.

Ориентация работников на повышение эффективности деятельности предприятия по существу является главной задачей руководства. Это говорит о тоам, что мотивация является неотъемлемой составляющей управленческой деятельности [11,12,15]. Он«а позволяет в полной мевре осуществлять индивидуальный подход к персоналу и реализовывать личностный потенциал вс^ех сотрудников для достижения текущих и стратегических цел<>ей предприятия [13,14,16].

Полученные данные исследования помогут руководству предприятия устранить основные демотиваторы трудовой деятельности такие как устранение недостатков в системе заработной платы и системе премирования, понимание и ориентация н®а личные це^ли сотрудника и внедрить наиболее мотивифующие факторы, на которые указали сотрудники.

Подводя итог проделанному исследованию, можно сделать вывод о том, что, внедренные в практику мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в магазине ООО «Остин» позволят повысить ее эффективность и будут способствовать увеличению прибыльности организации в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бексултанова А.И., Бетрахмадова Х.М., Ахмадов У.М. Влияние мотивации на трудовую деятельность и стимулирование работников//ФГУ Science. 2018. № 1 (11), с. 18-21.

2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности//Право и образование. 2004. № 1, с.218-220.

3. Илларионова С. А., Гордеева Е.В. Мотивация в управлении трудовой деятельно-стью//Форум молодых ученых. 2018. № 5-1 (21), с. 1318-1323.

4. Клопова О.К. Современное состояние непрерывного образования в области управления персоналом. / «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук », № 4-3, 2015. — С. 2-11.

5. Лебедева Т.Е., Лазутина А.Л., Абузярова З.Ж., Царьков Н.Р. Внутренняя мотивация краудработников//Глобальный научный потенциал. 2018. № 7 (88), с. 66-68.

6. Логинов, В. Н. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие /

B.Н. Логинов. - М.: КноРус, 2015.

7. Маслоу. Мотивация и личность/Маслоу, Абрахам. -М.: СПб: Евразия, 2016. -478

c.

8. Милорадова, Н.Г. Психология управленческой деятельности: изменение подходов [Электронный ресурс] : монография / А.Д. Ишков, Моск. гос. строит. ун-т, Н.Г. Милорадова .— М. : МГСУ, 2014 .— 184 с. — (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ) .— Библиогр.: с. 148-159 .— ISBN 978-5-7264-0968-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/484624

9. Мухина М.В., Плетнева А.С., Пачурин Г.В. Исследование путей повышения конкурентоспособности предприятия. Фундаментальные исследования. 2016. № 12-4.

C. 891-896.

10. Мухина М.В., Смирнов А.С Использование информационных технологий при обработке материалов исследования. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина. 2016. С. 22-26.

11. Настинова Ц. С. Управление персоналом в современных условиях//Молодой ученый. 2016. №8, с. 632-634. -URL: https://moluch.ru/archive/112/28510

12. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ. Учебник / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева. - М.: Юрайт, 2016.

13. Романова П. А. Формирование эффективной мотивации труда работников сельскохозяйственных предприятий путем применения количественных показателей в оценке мотивации труда//Территория инноваций. 2017. № 7 (11), с. 63-68.

14. Соломанидина Т. О. Трудовая деятельность и оптимизация системы вознаграждения персонала как объект мотивации//Нормирование и оплата труда в промышленности. 2010. № 10, с. 26-34.

15. Старобинский Э. К. Основы менеджмента на коммерческой фирме. - М., 2003.

16. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений : учебник для академического бакалавриата / А. В. Тебекин. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 431 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03115-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/412837 (дата обращения: 20.06.2019).

17. Фактическое состояние системы стимулирования персонала магазина «ОСТИН» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5877709/page:5/ (дата обращения 03.03.2019)

18. Хекхаузен. Мотивация и деятельность/Хекхаузен, Хайнц. -М.: Педагогика, 2014. -800 c.

19. Шапиро, С. А. Мотивация: моногр./С.А. Шапиро. -М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. -224 с.

Mukhina Mariia, Cand. Pedagogical Sciences, assistant professor (e-mail: [email protected])

Chaikina Zanna, Cand. Pedagogical Sciences, assistant professor

(e-mail: [email protected])

Mukhina Elizabet, студент

(e-mail: [email protected])

Gutsanu Irina Anatolyevna, Bachelor

(e-mail: irishka [email protected])

bulganina Anastasia, student

(e-mail: bulganina555mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MOTIVATION OF PERSONNEL OF SERVICE ORGANIZATION

The article raises the problem of motivation of personnel of a commercial organization, proves its relevance, significance and impact on the efficiency of the enterprise. An analysis is made of the motivation system of an existing organization that occupies a status position in the market, and ways to improve it are identified. The study conducted in the work allowed to determine the most significant motivating factors for the organization's employees. Based on the results obtained, a technology is developed for organizing free meals for employees, as one of the desired elements of employee motivation, identified on the basis of a staff survey. The paper presents the economic feasibility of the developed technology. Keywords: motivation, performance, management, commercial organization, optimization of staff motivation, employee survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.