Бенчмаркинг как метод оценки интеллектуального потенциала регионов Benchmarking as a method for assessing the intellectual potential of regions
Джаппарова Нияра Ленмаровна
Студент 3 курса Факультет Менеджмент
Институт Экономики и Управления, Крымский Федеральный Университет имени В. И. Вернадского
г. Симферополь, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Dzhapparova Niyara Lenmarovna
Student 3 term Faculty of Management
INSTITUTE OF ECONOMY AND MANAGEMENT, CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY OF V.I.
VERNADSKY
SIMFEROPOL, Russian Federation e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрена сущность бенчмаркинга, проблема измерения интеллектуального потенциала, его использование и наращивание в региональной политике социально-экономического развития. Уделено внимание процессу интеллектуализации экономической деятельности хозяйственных структур и предприятий, рассмотрена модель оценки интеллектуального потенциала региона с использованием бенчмаркинговой технологии.
Annotation
The article considers the essence of benchmarking, the problem of measuring intellectual potential, its use and building up in the regional policy of socio-economic development. Attention is paid to the process of intellectualization of economic activity of economic structures and enterprises, a model for assessing the intellectual potential of a region using benchmarking technology is considered.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, бенчмаркинг, потенциал региона, инновационное развитие.
Key words: intellectual capital, benchmarking, the potential of the region, innovative development.
В настоящее время неэффективное использование имеющихся ресурсов, среди которых интеллектуальный потенциал занимает важную позицию, является одной из главных проблем современности. Формирование инновационной экономики и нового высокоразвитого общества, как показывает мировой опыт, может происходить только с помощью внимания к интеллектуальному богатству и через эффективные механизмы его использования. В научно-техническом и интеллектуальном секторах общества формируется как сам потенциал, так и механизмы управления этим потенциалом в целях обеспечения социально-экономического развития. Рассмотрение интеллектуальных ресурсов, интеллектуального потенциала и научно-технической составляющей этого потенциала с точки зрения влияния в целом на экономику и на отдельные структуры хозяйственной системы является особенно актуальным в такой ситуации, когда другие ресурсы исчерпаны или недоступны.
Большой вклад в исследование вопросов сущности и роли интеллектуальных ресурсов и технологий их использования в экономике, в оценках влияния интеллектуального капитала сделали отечественные и зарубежные ученые-экономисты А.Н. Козырев, Д. Коциски, И.Ф. Коломиец, А.П. Косенко, М.И. Погорелов, Б.З. Мильнер, Г. Минцбург, Н.П. Ткачева, С.А. Мехович, С.Г.Михнева и др. В их научных трудах освещены вопросы научно-технической политики в различных отраслях экономики, оценки интеллектуального потенциала и факторов влияния на инновационное развитие как на отдельных предприятиях, так и на региональном уровне.
Целью статьи является рассмотрение влияния интеллектуального потенциала на развитие регионов и
предприятий и проанализировать его оценку на основе бенчмаркинга.
Под бенчмаркингом понимают аналитический процесс детального сравнения и оценки предприятия в разрезе операций с лучшими компаниями внутри и вне отрасли. В результате данного процесса разрабатываются меры, направленные на перекрытие разрыва между предприятием, которое реформируется, и лидером [3].
Бенчмаркинговый подход дает организации возможность заимствовать лучший опыт других компаний, избегая «изобретения колеса». Культура предпринимательской деятельности в организации будет ориентирована на такие ценности, как способность рабочих к обучению, повышение собственного потенциала, что, в свою очередь, служит толчком для развития организации. В итоге компания сможет укрепить свою конкурентную позицию, а также добиться повышения степени удовлетворенности покупателей.
Опора на отработанный и проверенный практикой опыт способствует снижению риска, позволяет предпринимателям избежать многих ошибок, сократить временные и финансовые расходы, связанные с приобретением собственного опыта путем проведения экспериментов [2]. Особо следует отметить, что использование бенчмаркинга позволяет предприятию сформировать собственную команду внутренних консультантов, наработать опыт проведения организационных изменений и, таким образом, создать базу для дальнейшего совершенствования организации и управления, рассчитывая на собственные силы.
Фактически бенчмаркинг — это альтернативный метод стратегическому планированию, в котором задачи определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей конкурентов. Технология бенчмаркинга объединяет в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов.
Применение бенчмаркинга, заключается в четырех последовательных действиях [3]:
1. Понимание деталей собственных бизнес-процессов.
2. Анализ бизнес-процессов других компаний.
3. Сравнение результатов собственных процессов с результатами рассматриваемых компаний.
4. Внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва. Отсюда выделяют такие виды бенчмаркинга:
- внутренний — сравнение работы подразделений компании;
- конкурентный — сравнение собственного предприятия с конкурентами по различным параметрам;
- общий — сравнение компании с непрямыми конкурентами по выбранным параметрам;
- функциональный — сравнение по функциям (продажи, закупки и т. д.).
Стратегическим ресурсом развития страны является ее человеческий капитал, ядром которого должен быть интеллектуальный капитал, сформированный и задействованный на креативно-мыслящей, социально-ответственной и активно действующей национальной элите, которая исповедует культуру и духовность, гуманные ценности и бережное отношение к людям, природе, государству [4].
Формируя подход к оценке интеллектуального капитала и его влияние на экономическое развитие регионов, необходимо ориентироваться на принцип сбалансированности его составных частей (промышленности, сельского хозяйства, научно-технических ресурсов и других).
Особое внимание необходимо уделить факторам роста уровня занятости населения и уровня заработной платы, уменьшению количества убыточных предприятий, повышению инновационной активности предприятий и организаций, росту производительности труда и одновременно доходов населения.
Для содержательного раскрытия и оценки потенциальных возможностей интеллектуального капитала региона, необходимо иметь в виду, что однозначного решения этой проблемы не существует, а конкретные значения оценок представляют собой новое информационное поле, формируемое в некоторых вероятностных пределах. Подтверждением этого служат такие особенности регионов как объектов оценки их интеллектуального
капитала [1]:
- открытость региона как экономической системы;
- наличие активных миграционных процессов (мобильность трудовых и интеллектуальных ресурсов);
- стихийность финансовых межрегиональных потоков и инвестиционных процессов.
Другой особенностью, является несовершенство статистической базы, в частности отсутствие значительного числа именно прямых базовых характеристик интеллектуального капитала и четко определенных факторов его влияния на социально-экономическое развитие с позиций перехода на инновационную стратегию экономического роста.
Оценка потенциала интеллектуального капитала регионов и его влияние на развитие остается значимым и необходимым именно в условиях развития экономических систем схем, алгоритмов, моделей и методов анализа, прогнозирования и проектирования будущего.
Используя имеющиеся статистические данные для проведения аналитической и расчетной оценки потенциальной ситуации в регионах и перспектив их реализации, базовыми блоками информационного поля можно считать: научно-технический и кадровый потенциал, инновационные ресурсы регионов, данные по уровню конкурентоспособности регионов, в том числе на международном рыночном уровне, масштабы и уровень развития сферы услуг, эффективность системы управления. Вместе эти факторы приоритетно определяют роль ИК в процессе социально-экономического развития региона (рис. 1).
Рисунок 1. Структура потенциала региона и факторы влияния на его развитие
В крупных международных компаниях постоянно и стабильно идет активный инновационный процесс, где параллельно проводится как политика оперативного эволюционного обновления, так и политика наработок стратегических радикальных инноваций со значительным сроком от идеи до ее реализации. Это направление
использует бенчмаркинговую методологию исследования и управления с весьма полезными результатами. Бенчмаркинг в модели инновационно-радикальных изменений направлен на всестороннее определение инновационных потребностей и возможностей применения интелектуального капитала.
Инновационно-радикальные изменения — это модель, которая акцентирует внимание на инновационном ядре интеллектуального капитала, на его продвижении в глубь новых знаний, на поддержке процесса создания добавленной стоимости при тесном сочетании науки и коммерческой деятельности [4]. Инновационный процесс представляет длинную волну создания добавленной стоимости и является основным создателем будущих финансовых результатов. В этом смысле успешное конкурирование, в конечном счете, означает создание новых компетенций, новых возможностей и новых проектов. Система инновационно- радикальных изменений оценивает инновационные способности, делает возможным реализацию новых идей и проектов, которые приведут к новым продуктам и услугам с помощью соответствующих процессов. Бенчмаркинговая методология также оценивает инновационную инфраструктуру, способную поддерживать все новые проекты, которые предприятие начало разрабатывать и собирается проводить в будущем. Этот процесс оценки идет в двух направлениях. С одной стороны, мы принимаем в качестве базы отсчета цели и задачи предприятия, организационной единицы или инновационного проекта, с другой стороны - мы принимаем как эталон эквивалентный инновационный проект (компанию или ее отдельную организационную единицу) лучшего в этом классе конкурента.
Отечественные предприятия сегодня должны преуспеть в конкуренции с технологиями, которые становятся все более распространенными и глобально востребованными, с организациями, которые стали гибкими. Чтобы быть жизнеспособными в меняющихся условиях, регионы и предприятия должны уметь постоянно совершенствоваться, сделав это умение частью своего нормального функционирования.
Подход к сбору информации для бенчмаркинга — комбинированный: из научных обобщений, практики экономического анализа и методом опроса. Учитывая, что возможны варианты, когда значительная часть информации (прежде всего, о проекте конкурента) не известна точно, в большинстве вопросов в опросных листах необходимо включать признак «точность ответа» или «коэффициент доверия». Благодаря включению в анализ полученных результатов, модель инновационно-радикальных изменений позволит также оценить степень надежности бенчмаркинга и его составляющих, чтобы спланировать систематическое совершенствование процесса сбора информации. При сборе информации для бенчмаркинга интеллектуального капитала решается задача определения причинно-следственных связей между показателями исследуемой функции развития. Важно, чтобы эти связи были характерны для данной отрасли, данного предприятия, текущей ситуации на рынке и т. д. Важным моментом при сборе информации также представления данных о лидерах и о себе в одном формате и определение разумного предела по детальности и точности, собираемой информации.
Научное рассмотрение сущности и методов интеллектуального капитала на этом этапе экономического развития нашей страны имеет свои задачи, среди которых можно выделить следующие направления исследования: структура этого капитала, оценка потенциала на уровне предприятий, регионов и страны в целом, определение основных факторов влияния на интеллектуальный капитал, оценка эффективности инвестиций в его поддержку.
Список используемой литературы:
1. Леонтьева, Л. С. Управление интеллектуальным капиталом : учебник и практикум для вузов / Л. С. Леонтьева, Л. Н. Орлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 295 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5753-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
2. Маркетинг территорий : учебник и практикум для вузов / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-
03593-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450188 (дата обращения: 20.04.2020).
3. Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Соловьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11498-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450666 (дата обращения: 18.04.2020).
4. Спиридонова, Е. А. Основы инновационной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12097-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457220 (дата обращения: 02.04.2020).