Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как метод оценки интеллектуального потенциала регионов'

Бенчмаркинг как метод оценки интеллектуального потенциала регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / БЕНЧМАРКИНГ / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INTELLECTUAL CAPITAL / BENCHMARKING / THE POTENTIAL OF THE REGION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джаппарова Нияра Ленмаровна

В статье рассмотрена сущность бенчмаркинга, проблема измерения интеллектуального потенциала, его использование и наращивание в региональной политике социально-экономического развития. Уделено внимание процессу интеллектуализации экономической деятельности хозяйственных структур и предприятий, рассмотрена модель оценки интеллектуального потенциала региона с использованием бенчмаркинговой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AS A METHOD FOR ASSESSING THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF REGIONS

The article considers the essence of benchmarking, the problem of measuring intellectual potential, its use and building up in the regional policy of socio-economic development. Attention is paid to the process of intellectualization of economic activity of economic structures and enterprises, a model for assessing the intellectual potential of a region using benchmarking technology is considered.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как метод оценки интеллектуального потенциала регионов»

Бенчмаркинг как метод оценки интеллектуального потенциала регионов Benchmarking as a method for assessing the intellectual potential of regions

Джаппарова Нияра Ленмаровна

Студент 3 курса Факультет Менеджмент

Институт Экономики и Управления, Крымский Федеральный Университет имени В. И. Вернадского

г. Симферополь, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Dzhapparova Niyara Lenmarovna

Student 3 term Faculty of Management

INSTITUTE OF ECONOMY AND MANAGEMENT, CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY OF V.I.

VERNADSKY

SIMFEROPOL, Russian Federation e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрена сущность бенчмаркинга, проблема измерения интеллектуального потенциала, его использование и наращивание в региональной политике социально-экономического развития. Уделено внимание процессу интеллектуализации экономической деятельности хозяйственных структур и предприятий, рассмотрена модель оценки интеллектуального потенциала региона с использованием бенчмаркинговой технологии.

Annotation

The article considers the essence of benchmarking, the problem of measuring intellectual potential, its use and building up in the regional policy of socio-economic development. Attention is paid to the process of intellectualization of economic activity of economic structures and enterprises, a model for assessing the intellectual potential of a region using benchmarking technology is considered.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, бенчмаркинг, потенциал региона, инновационное развитие.

Key words: intellectual capital, benchmarking, the potential of the region, innovative development.

В настоящее время неэффективное использование имеющихся ресурсов, среди которых интеллектуальный потенциал занимает важную позицию, является одной из главных проблем современности. Формирование инновационной экономики и нового высокоразвитого общества, как показывает мировой опыт, может происходить только с помощью внимания к интеллектуальному богатству и через эффективные механизмы его использования. В научно-техническом и интеллектуальном секторах общества формируется как сам потенциал, так и механизмы управления этим потенциалом в целях обеспечения социально-экономического развития. Рассмотрение интеллектуальных ресурсов, интеллектуального потенциала и научно-технической составляющей этого потенциала с точки зрения влияния в целом на экономику и на отдельные структуры хозяйственной системы является особенно актуальным в такой ситуации, когда другие ресурсы исчерпаны или недоступны.

Большой вклад в исследование вопросов сущности и роли интеллектуальных ресурсов и технологий их использования в экономике, в оценках влияния интеллектуального капитала сделали отечественные и зарубежные ученые-экономисты А.Н. Козырев, Д. Коциски, И.Ф. Коломиец, А.П. Косенко, М.И. Погорелов, Б.З. Мильнер, Г. Минцбург, Н.П. Ткачева, С.А. Мехович, С.Г.Михнева и др. В их научных трудах освещены вопросы научно-технической политики в различных отраслях экономики, оценки интеллектуального потенциала и факторов влияния на инновационное развитие как на отдельных предприятиях, так и на региональном уровне.

Целью статьи является рассмотрение влияния интеллектуального потенциала на развитие регионов и

предприятий и проанализировать его оценку на основе бенчмаркинга.

Под бенчмаркингом понимают аналитический процесс детального сравнения и оценки предприятия в разрезе операций с лучшими компаниями внутри и вне отрасли. В результате данного процесса разрабатываются меры, направленные на перекрытие разрыва между предприятием, которое реформируется, и лидером [3].

Бенчмаркинговый подход дает организации возможность заимствовать лучший опыт других компаний, избегая «изобретения колеса». Культура предпринимательской деятельности в организации будет ориентирована на такие ценности, как способность рабочих к обучению, повышение собственного потенциала, что, в свою очередь, служит толчком для развития организации. В итоге компания сможет укрепить свою конкурентную позицию, а также добиться повышения степени удовлетворенности покупателей.

Опора на отработанный и проверенный практикой опыт способствует снижению риска, позволяет предпринимателям избежать многих ошибок, сократить временные и финансовые расходы, связанные с приобретением собственного опыта путем проведения экспериментов [2]. Особо следует отметить, что использование бенчмаркинга позволяет предприятию сформировать собственную команду внутренних консультантов, наработать опыт проведения организационных изменений и, таким образом, создать базу для дальнейшего совершенствования организации и управления, рассчитывая на собственные силы.

Фактически бенчмаркинг — это альтернативный метод стратегическому планированию, в котором задачи определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей конкурентов. Технология бенчмаркинга объединяет в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов.

Применение бенчмаркинга, заключается в четырех последовательных действиях [3]:

1. Понимание деталей собственных бизнес-процессов.

2. Анализ бизнес-процессов других компаний.

3. Сравнение результатов собственных процессов с результатами рассматриваемых компаний.

4. Внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва. Отсюда выделяют такие виды бенчмаркинга:

- внутренний — сравнение работы подразделений компании;

- конкурентный — сравнение собственного предприятия с конкурентами по различным параметрам;

- общий — сравнение компании с непрямыми конкурентами по выбранным параметрам;

- функциональный — сравнение по функциям (продажи, закупки и т. д.).

Стратегическим ресурсом развития страны является ее человеческий капитал, ядром которого должен быть интеллектуальный капитал, сформированный и задействованный на креативно-мыслящей, социально-ответственной и активно действующей национальной элите, которая исповедует культуру и духовность, гуманные ценности и бережное отношение к людям, природе, государству [4].

Формируя подход к оценке интеллектуального капитала и его влияние на экономическое развитие регионов, необходимо ориентироваться на принцип сбалансированности его составных частей (промышленности, сельского хозяйства, научно-технических ресурсов и других).

Особое внимание необходимо уделить факторам роста уровня занятости населения и уровня заработной платы, уменьшению количества убыточных предприятий, повышению инновационной активности предприятий и организаций, росту производительности труда и одновременно доходов населения.

Для содержательного раскрытия и оценки потенциальных возможностей интеллектуального капитала региона, необходимо иметь в виду, что однозначного решения этой проблемы не существует, а конкретные значения оценок представляют собой новое информационное поле, формируемое в некоторых вероятностных пределах. Подтверждением этого служат такие особенности регионов как объектов оценки их интеллектуального

капитала [1]:

- открытость региона как экономической системы;

- наличие активных миграционных процессов (мобильность трудовых и интеллектуальных ресурсов);

- стихийность финансовых межрегиональных потоков и инвестиционных процессов.

Другой особенностью, является несовершенство статистической базы, в частности отсутствие значительного числа именно прямых базовых характеристик интеллектуального капитала и четко определенных факторов его влияния на социально-экономическое развитие с позиций перехода на инновационную стратегию экономического роста.

Оценка потенциала интеллектуального капитала регионов и его влияние на развитие остается значимым и необходимым именно в условиях развития экономических систем схем, алгоритмов, моделей и методов анализа, прогнозирования и проектирования будущего.

Используя имеющиеся статистические данные для проведения аналитической и расчетной оценки потенциальной ситуации в регионах и перспектив их реализации, базовыми блоками информационного поля можно считать: научно-технический и кадровый потенциал, инновационные ресурсы регионов, данные по уровню конкурентоспособности регионов, в том числе на международном рыночном уровне, масштабы и уровень развития сферы услуг, эффективность системы управления. Вместе эти факторы приоритетно определяют роль ИК в процессе социально-экономического развития региона (рис. 1).

Рисунок 1. Структура потенциала региона и факторы влияния на его развитие

В крупных международных компаниях постоянно и стабильно идет активный инновационный процесс, где параллельно проводится как политика оперативного эволюционного обновления, так и политика наработок стратегических радикальных инноваций со значительным сроком от идеи до ее реализации. Это направление

использует бенчмаркинговую методологию исследования и управления с весьма полезными результатами. Бенчмаркинг в модели инновационно-радикальных изменений направлен на всестороннее определение инновационных потребностей и возможностей применения интелектуального капитала.

Инновационно-радикальные изменения — это модель, которая акцентирует внимание на инновационном ядре интеллектуального капитала, на его продвижении в глубь новых знаний, на поддержке процесса создания добавленной стоимости при тесном сочетании науки и коммерческой деятельности [4]. Инновационный процесс представляет длинную волну создания добавленной стоимости и является основным создателем будущих финансовых результатов. В этом смысле успешное конкурирование, в конечном счете, означает создание новых компетенций, новых возможностей и новых проектов. Система инновационно- радикальных изменений оценивает инновационные способности, делает возможным реализацию новых идей и проектов, которые приведут к новым продуктам и услугам с помощью соответствующих процессов. Бенчмаркинговая методология также оценивает инновационную инфраструктуру, способную поддерживать все новые проекты, которые предприятие начало разрабатывать и собирается проводить в будущем. Этот процесс оценки идет в двух направлениях. С одной стороны, мы принимаем в качестве базы отсчета цели и задачи предприятия, организационной единицы или инновационного проекта, с другой стороны - мы принимаем как эталон эквивалентный инновационный проект (компанию или ее отдельную организационную единицу) лучшего в этом классе конкурента.

Отечественные предприятия сегодня должны преуспеть в конкуренции с технологиями, которые становятся все более распространенными и глобально востребованными, с организациями, которые стали гибкими. Чтобы быть жизнеспособными в меняющихся условиях, регионы и предприятия должны уметь постоянно совершенствоваться, сделав это умение частью своего нормального функционирования.

Подход к сбору информации для бенчмаркинга — комбинированный: из научных обобщений, практики экономического анализа и методом опроса. Учитывая, что возможны варианты, когда значительная часть информации (прежде всего, о проекте конкурента) не известна точно, в большинстве вопросов в опросных листах необходимо включать признак «точность ответа» или «коэффициент доверия». Благодаря включению в анализ полученных результатов, модель инновационно-радикальных изменений позволит также оценить степень надежности бенчмаркинга и его составляющих, чтобы спланировать систематическое совершенствование процесса сбора информации. При сборе информации для бенчмаркинга интеллектуального капитала решается задача определения причинно-следственных связей между показателями исследуемой функции развития. Важно, чтобы эти связи были характерны для данной отрасли, данного предприятия, текущей ситуации на рынке и т. д. Важным моментом при сборе информации также представления данных о лидерах и о себе в одном формате и определение разумного предела по детальности и точности, собираемой информации.

Научное рассмотрение сущности и методов интеллектуального капитала на этом этапе экономического развития нашей страны имеет свои задачи, среди которых можно выделить следующие направления исследования: структура этого капитала, оценка потенциала на уровне предприятий, регионов и страны в целом, определение основных факторов влияния на интеллектуальный капитал, оценка эффективности инвестиций в его поддержку.

Список используемой литературы:

1. Леонтьева, Л. С. Управление интеллектуальным капиталом : учебник и практикум для вузов / Л. С. Леонтьева, Л. Н. Орлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 295 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5753-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]

2. Маркетинг территорий : учебник и практикум для вузов / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-

03593-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450188 (дата обращения: 20.04.2020).

3. Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Соловьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11498-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450666 (дата обращения: 18.04.2020).

4. Спиридонова, Е. А. Основы инновационной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12097-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457220 (дата обращения: 02.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.